УДК 338
Н.М. Тюкавкин* ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СУБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В статье раскрываются проблемы современного государственного регулирования региональной экономики; показаны недостатки государственного регулирования экономики и их проявления в хозяйственном механизме региона. Приведены исторические этапы степени участия государства в экономике регионов; дана оценка современному воздействию государства на экономику. Определены современные функции государственного регулирования региональной экономики.
Ключевые слова: государство, регулирование, экономика, развитие, функции, механизм, регион, степень, участие.
В современном мире в настоящее время на первый план выдвигаются проблемы, связанные с экономическими, социальными, структурно-технологическими, организационными и экономическими изменениями, происходящими в современном мире, в том числе и вопросы выхода из кризиса субъектов хозяйствования регионального уровня. Особое внимание уделяется проблемам формирования социально-ориентированной, экономически безопасной и экологичной экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса и НИОКР, создания материально-технической базы производства и воспроизводства на основе наукоемких технологий, сопряженных с крупными проектами и крупномасштабными инвестициями, как для государственных, так и частных проектов [1]. Решение этих вопросов представляется возможным только при условии государственного регулирования рыночного механизма. Эта проблематика находит свое выражение в поиске оптимального соотношения рыночных и нерыночных механизмов регулирования региональной экономики, а также в комплексе вопросов создания систем регулирования, обеспечивающих наибольшую социально-экономическую эффективность.
Необходимость управления экономическим развитием регионов обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического результата «здесь и сейчас» и игнорированием проблем социальной справедливости, экологии и т. д. [2].
Общие недостатки функционирования рыночной экономики обусловлены так называемыми «провалами», упущениями рынка, его неспособностью учитывать социальные запросы населения. Кроме этого, необходимость управления эконо-
мическим развитием региона связана также со спецификой экономики в той или иной стране, наличием национальных особенностей в развитии и размещении производства, климатических, этнических и ряда других условий.
Эффективность государственного воздействия на экономику региона предполагает исследование проблем взаимосвязи региональной экономики и региональной политики. При этом речь идет об определении объекта управления с учетом исторического аспекта — регионального хозяйственного комплекса, включая место региона в воспроизводственном процессе государства, характер межрегиональный: связей, а также особенности экономики отдельный: регионов страны.
Эти вопросы сегодня особенно актуальны, так как экономика регионов в наибольшей степени нуждается в эффективной системе государственного управления и регулирования. Применяемые в настоящее время на практике способы оценки программ государственного финансирования не содержат обоснования необходимости государственного участия, не учитытают общественной оценки регулирующих действий государства и непрозрачны для гражданского общества, отсутствует система «обратной связи», позволяющая оценить прежде всего правильность и уже затем эффективность государственного регулирования экономики региона [3].
Зачастую даже полностью финансируемые из бюджетов проекты регулирующих и управляющих воздействий государства оцениваются по тем же методикам, что и бизнес-проекты, и не учитывают социальные, политические, административные направления. Принятые во многих субъектах Российской Федерации положения о государственной поддержке инвестиционной деятельности не содержат методических рекомендаций по опреде-
* © Тюкавкин Н.М., 2014
Тюкавкин Николай Михайлович ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Вопросы государственного регулирования экономики субъектов регионального хозяйства
9
лению государственного вмешательства в экономику, а также процедуры оценки эффективности такого вмешательства.
Анализируя исторические аспекты государственного регулирования рыночной экономики, можно выделить этапы, а также повторяемость воздействий [4]:
1. В ХУ1—ХУ111 веках, в период становления капиталистических отношений в Западной Европе господствовала теория «меркантилизма», которая основывалась на признании необходимости государственного регулирования экономики в период первоначального накопления капитала субъектами рынка. Такое отношение к государственному регулированию присуще всем странам, где происходит смена одной экономической формации на другую, а также при восстановлении народного хозяйства после войны, катастрофы и передела собственности.
2. В ХУ111—Х1Х веках в странах Западной Европы и США полностью складывается рыночная система хозяйствования, в государствах благополучная экономическая ситуация, и государственное вмешательство вроде бы не нужно. Тут же возникают теории, что «рыночная рука» сама все отрегулирует, а кроме этого, распространяется идея А. Смита об ограничении государственного вмешательства в рыночный механизм, основным регулятором которого должна быть цена товара, а также соотношение спроса на товар и его предложение. Все забывают о том, что рынок не учитывает социальную составляющую общества, а также оборот опасных товаров. Результатом таких отношений становится уменьшение государственного вмешательства в экономику, наступает стадия рыночного регулирования, что в конечном счете приводит к ослабеванию государства не только в экономическом, но и в политическом конспекте.
3. В конце Х1Х века появляется понятие — корпоративное регулирование экономики. Набравшие к этому времени силу крупные корпорации получили возможность целенаправленного воздействия на цены и объем производства, сбыт товаров, в то время как для мелких фирм цена продолжала выступать как внешний регулятор их товарного предложения.
4. В 40-е годы ХХ века вновь наступает стадия государственного регулирования экономики, сформировавшаяся после Второй мировой войны в Европе и глобального кризиса экономики 1929— 1933 годов в США. Существовавший в то время хозяйственный механизм показал свою несостоятельность в преодолении кризиса и последствий войны для обеспечения стабильного состояния и развития рыночной экономики и общества в целом.
5. Со второй половины 70-х — 80-х годов ХХ века экономика опять стабилизировалась. Сразу же началась переоценка ценностей под лозунгом отказа от методов активного государственного вмешательства в экономику, особенно в СССР. Получают признание идеи монетаризма, наступает стадия рыночного саморегулирования.
6. В 90-х годах ХХ века крупный бизнес, представленный в виде могущественных транснациональных корпораций, картелей, ассоциаций, берет на себя часть функций государства, формируя стратегии развития целых секторов экономики, и в СССР происходит полный развал плановой, регулируемой экономики. Наступает стадия корпоративного регулирования экономики.
7. В начале ХХ1 века в экономике на первый план выдвинулись проблемы, которые породили изменения, происходящие в современном мире: глобализацию промышленности, ВТО, освоение новых рынков. Наступает новая стадия государственного регулирования [5].
При анализе исторических аспектов смены преобладающих уровней регулирования экономики отмечается четко выраженная сменяемость рыночного регулирования и государственного, а также закономерность в их временной продолжительности, заключающаяся в том, что каждая стадия регулирования экономики была примерно в два раза короче предыдущей. Исходя из вышесказанного и проведенного анализа можно сделать важный научный вывод: стадии государственного и рыночного регулирования экономики — это одно целое. В конечном итоге они сольются. А отсюда следует, что должно быть оптимальное соотношение государственного и рыночного воздействия на экономику.
При исследовании проблем экономики, которые невозможно решить без использования инструментов государственного воздействия, были автором определены такие, которые не освещены в печати [6]:
— государственного вмешательства в рыночный оборот общественно опасных товаров, появившаяся как результат безразличия рынка к характеристикам социальной пользы или социальной опасности товаров;
— перехода России к рынку, незащищенности национального рынка от зарубежной интервенции товаров более развитых экономических стран;
—появления экономических угроз для экономики России в связи с изменениями конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, колебаниями курсов валют, движениями инвестиций в приоритетные проекты.
Функции государственного регулирования региональной экономики предлагается разделить на две группы [7]:
1. Функции поддержания рыночной экономики.
2. Функции государственного вмешательства в экономику.
Актуальность такого деления очевидна. Как показытает практика, государственная поддержка рышочной экономики осуществляется в основном прямыми инструментами, а государственное вмешательство в экономику — косвенными.
Увеличение количества используемых прямых инструментов воздействия на экономику регионов приводит к снижению инвестиционной активности и ассоциируется у инвесторов, особенно зарубежных, с засилием государства на рышке. При этом многие инвесторы не обращают внимания на то, что использованные прямые методы в действительности не имели отношения к механизму функционирования рышка, а быши направлены на регулирование в сфере контроля экономических «правил игры» и не увеличивают инвестиции оных рисков.
Кроме вышесказанного, можно отметить, что государство осуществляет функции регулирования и управления экономикой региона, используя систему методов и инструментов, которые могут
меняться в зависимости от конкретных экономических задач, материальныж возможностей государства, положительного опыта регулирования.
Библиографический список
1. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов. М.: Министерство регионального развития РФ, 2006.
2. Бабушкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2006.
4. Региональная экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. 4-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
5. Тюкавкин И.Н. Инструменты и методы управления формированием и реализацией стратегии устойчивого развития региона // Основы экономики, управления и права. 2012. № 6(6). С. 48—51.
6. Тюкавкин И.Н. Модель подсистемы информационного обеспечения процесса развития региона // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 10 (91).
7. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.
N.M. Tyukavkin* QUESTIONS OF STATE REGULATION OF ECONOMICS OF SUBJECTS OF REGIONAL ECONOMY
In the article the problems of modem state regulation of regional economics are revealed.
Drawbacks of state regulation of economics and their manifestations in the economic mechanism of the region are shown. Historical stages of the degree of participation of state in the economics of regions are given. The estimate of modern influence of state on economics is given. Modern functions of state regulation of regional economics are defined.
Key words: state, regulation, economics, development, functions, mechanism, region, degree, participant.
* Tyukavkin Nikolay Mikhailovich ([email protected]), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.