Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА В ОТДЕЛЕНИЯХ БОЛЬНИЦ, ПРИМЕНЯЮЩИХ ИЗОТОПЫ В ЗАКРЫТОМ ВИДЕ'

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА В ОТДЕЛЕНИЯХ БОЛЬНИЦ, ПРИМЕНЯЮЩИХ ИЗОТОПЫ В ЗАКРЫТОМ ВИДЕ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC MEASURES IN HOSPITAL DEPARTMENTS USING RADIOACTIVE ISOTOPES

The article contains data obtained during the investigation of the working conditions of personnel of radiological departments at the Institute of Obstetrics and Gynecology of the RSFSR Public Health Ministry. The author has studied the gynaecological treiment procedures employing compounds of Co60 in closed form and concludes that the question of personnel protection in radiological departments should be thouroughly investigated with due consideration of every mode of radiation therapy.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА В ОТДЕЛЕНИЯХ БОЛЬНИЦ, ПРИМЕНЯЮЩИХ ИЗОТОПЫ В ЗАКРЫТОМ ВИДЕ»

of ashes from the grass emitted from 37 to 784 impulses per gram of ash. Moreover, it has been noticed that after burying solid radioactive wastes, the surrounding territory in some instances remained polluted. It is therefore necessary to keep the burial places under strict control and examine occasionally the soil for radioactivity.

-й- -Й- lir

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА В ОТДЕЛЕНИЯХ БОЛЬНИЦ, ПРИМЕНЯЮЩИХ ИЗОТОПЫ В ЗАКРЫТОМ ВИДЕ

В. Я. Голиков

Из кафедры общей гигиены 1 Московского ордена Ленина медицинского института

имени И. М. Сеченова 1

Одним из широко распространенных методов лечения онкологических больных является радиевая терапия. Эффективность этого метода и возможность во многих случаях отказаться от сложных и зачастую безрезультатных хирургических вмешательств издавна привлекали к нему внимание онкологов. В настоящее время только в одной Москве более 20 учреждений широко используют в своей деятельности гаммате-рапевтические установки, препараты радия и кобальта, радиоактивные изотопы йода, фосфора, натрия и др.

Под общим понятием «радиевая терапия» имеют в виду ряд фактически самостоятельных методов. По классификации проф. А. В. Козловой, выделяются методы лечения а-, |3- и у-лучами. В методах гамма-терапии этой классификацией выделяются телегамматерапия: длиннофокусная (ГУТ-400) и короткофокусная (ГУТ-20); аппликационный метод гамматерапии, применяемый при лечении поверхностных опухолей; внутритканевый метод, связанный с внедрением иглообразных препаратов Иа226 или Со60 в ткань опухоли, наконец, внутриполостной метод гамматерапии

Все более увеличивающееся применение радиоактивных изотопов в лечебной практике, участие в этой работе тысяч врачей, медицинских сестер и санитарок, не всегда достаточно умелое обращение с препаратами должны были неизбежно привлечь внимание гигиенистов. Можно отметить без преувеличения, что защита персонала лечебных учреждений, так же как и больных, от вредного воздействия радиоактивного излучения является в настоящее время одной из наиболее актуальных задач гигиены. Это тем более важно, что в литературе освещаются лишь методические вопросы радиевой терапии (А. В. Козлова, А. И. Шраменко) почти без рассмотрения конкретных гигиенических мероприятий. Эти мероприятия не освещаются в достаточной мере и в общих руководствах по радиологии и защите (И. И. Иванов, В. К.. Модестов и др., Н. Г. Гусев, П. Жено и др.).

Изучение условий труда персонала радиологических отделений лечебных учреждений мы производили на базе Института акушерства и гинекологии Министерства здравоохранения РСФСР. Приводимые нами предложения были согласованы с заведующей отделением проф. О. Е. Нудольской и врачом-радиологом А. К. Первовой. При выполнении работы нами применялись методы санитарного описания, хронометража отдельных операций, измерения мощности доз и определения ве-

1 В работе принимали участие инженер Н. Н. Аракин и санитарные врачи Т. Н. Де-кенпер, А. С. Мельникова.

личины индивидуальных доз, полученных сотрудниками на отдельных операциях и за весь рабочий день.

В отделении проводится лечение злокачественных новообразований наружных половых органов и матки с помощью облучения опухоли закрытыми препаратами Со60 активностью 5, 10 и 30 мг-экв. радия, подведенными непосредственно к опухоли. Препарат представляет собой цилиндр из нержавеющей стали, внутри которого находится Со60. Защитная внешняя оболочка препарата имеет на одном конце ушко для продевания нити, с помощью которой прикрепляется маркирующая бирка. Общая активность имеющихся препаратов была на 1 марта 1954 г. 590 мг-экв. радия, а в момент обследования — около 70% от этого количества.

Отделение расположено в проходной части коридора 4-го этажа между консервативным и хирургическим отделениями. Оно включает 4 палаты и манипуляционную комнату. Хранилище Со60 расположено на 5-м этаже. Основная работа с радиоактивными веществами проводится в хранилище, манипуляционной (введение препаратов) и так называемой зарядной палате на 4 койки (извлечение, мытье, приготовление и стерилизация препаратов).

Отделка помещений отвечает санитарным требованиям. В момент проведения дозиметрического обследования в отделении не имелось никаких защитных приспособлений. Персонал отделения разделяется на две группы, резко различающиеся по характеру работы: персонал радиологического кабинета, включающий 4 врачей, старшую медицинскую сестру и санитарку, и «постовой» персонал — дежурные сестры и санитарки, не имеющие непосредственного контакта с радиоактивными препаратами.

Работа персонала радиологического кабинета складывается из: извлечения препаратов от больных (медицинская сестра), мытья препаратов и разборки их (санитарка), «грязной» стерилизации препаратов (санитарка), переноски их на манипуляционный стол (санитарка), приготовления препаратов к введению (медицинская сестра и 3 врача по очереди), работы в хранилище (перегрузка препаратов из сейфа в контейнеры и наоборот) (врач), чистой стерилизации (санитарка), переноски препаратов в манипуляционную (сестра и санитарка), введения препаратов больным (врач-оператор, врач-ассистент, сестры), транспортировки больных в палату (санитарка).

По данным замеров, получаемые на этих операциях дозы таковы:

а) извлечение препаратов у 4 больных (общей активностью 124 мг-экв.) =0,01 г за 4 минуты работы;

б) мытье препаратов (124 мг-экв.)—от 0,04 до 0,5 г за 7 минут работы;

в) разгрузка стерилизатора и переноска препаратов на стол (130 мг-экв.) —от 0,01 до 0,02 г за 4 минуты работы;

г) приготовление к введению — от 0,03 до 0,05 г (в зависимости от сложности работы и общей активности препаратов) за 10—15 минут работы;

д) работа в хранилище — до 0,01 г за 10 минут работы;

е) введение препаратов 4 больным (всего 124—146 мг-экв.); оператор— 0.01 —0,03 г за 15 минут работы, ассистент — 0,01 г за 15 минут работы, сестра — до 0,01 г за 15 минут работы;

ж) перевозка больных — 0,01 г за 12 минут работы.

Наибольшую вредность представляют 2 операции — мытье препаратов и подготовка их к введению. Эта опасность усугубляется тем обстоятельством, что при этих операциях руки работников очень слабо защищены. Имеющийся в отделении дистанционный инструментарий очень неудобен, и это вынуждает работников часто производить работу без его помощи. Уже простой расчет показывает, что даже при приближении

рук к препаратам на расстояние 10 см (что довольно часто имеет место) доза, получаемая кистями рук и особенно пальцами, в 50 раз выше', чем получаемая грудью.

На этот момент следует обратить особое внимание, так как он очень часто не учитывается ни при расчете защиты, ни при создании защитных приспособлений. Так, например, манипуляционный столик РМС-1 рассчитан на 2-часовую работу с 30 мг-экв. радия, а между тем отсутствие при нем дистанционного набора заставляет пользоваться обычным медицинским инструментом, не обеспечивающим удаление кистей рук более чем на 5—10 см. В этом случае при 2-часовой работе за столиком кисти рук получат 1,25 г, при данных условиях они должны быть удалены на расстояние не менее 44 см. Таким образом, обеспечивая защиту туловища, манипуляционный стол при отсутствии необходимого дистанционного инструментария совершенно не обеспечивает защиту кистей рук.

Хуже обстоит дело с мытьем препаратов. Эта опасная манипуляция проводится без всякого экрана, так как, согласно требованиям асептики и антисептики, не может вестись на том же манипуляционном столе (который кстати к ней совершенно не приспособлен). Дистанционного инструментария для нее также не разработано.

Следующими по степени вредности являются 2 операции, близкие по гигиеническим условиям: извлечение препаратов у больных и их введение. Обе операции проводятся без всякой защиты, если не считать использования дистанционного инструментария типа корнцангов.

Существующие экранирующие приспособления непригодны для этих операций, так как не дают возможности видеть операционное поле и свободно проводить необходимые манипуляции. В условиях малого отделения при достаточном опыте врачей и медицинских сестер они могут проводиться и без защиты, однако для отделения с большим количеством больных следует разработать экранирующие приспособления с учетом специфики работы врачей-гинекологов.

При введении препаратов особое внимание следует обратить на ассистента, руки которого находятся в непосредственной близости к препарату и защищены от него только тканями больной. Следует изыскать такую форму инструмента, которая исключила бы надобность в ассистенте.

Очень ответственной операцией является работа в хранилище. Наиболее частой ошибкой в этом случае является помещение всего запаса препаратов в сейф, не имеющий отдельных ячеек. В результате при работе в хранилище ответственное лицо облучается от всего запаса сразу. Между тем применение сейфа с ячейками или с переносными контейнерами, в которых находятся небольшие порции препаратов, резко снижает возможное облучение.

Не совсем удачна конструкция защитного стерилизатора, входящего в один набор с манипуляционным столиком РМС-1. Большая глубина стерилизатора затрудняет его разгрузку, в связи с чем последняя часто проводится после извлечения внутренней оболочки из защитного кожуха, т. е., по сути дела, без всякой защиты. Следует привязывать к препаратам длинные нити, за концы которых, остающиеся снаружи, можно легко извлечь препараты.

К сложным и опасным операциям относится транспортировка препаратов. Частой ошибкой является погрузка в контейнер такого количества препаратов, на защиту от воздействия которого контейнер не рассчитан. Следует точно соблюдать правила работы с контейнерами. С транспортировкой связан важный вопрос о размещении рабочих помещений и оборудования. Они должны быть размещены так, чтобы снизить до минимума необходимость переноски препаратов.

Следует также более точно решить вопрос о транспортировке больных. При этой операции особенно опасен момент перекладывания боль-

ной с кресла на каталку и с каталки на постель. Следует предложить, такой тип койки-каталки, которая могла бы быть использована и для перевозки, и для пребывания больной. Это исключило бы лишнее перекладывание.

Изучение дневных индивидуальных доз показало, что наибольшее облучение получали сестра кабинета (в среднем 0,04 г/день) и ответственный хранитель радиоактивного кобальта (в среднем 0,03 г/день). Остальные сотрудники получали дозы, не превышающие 0,005—0,01 г за рабочий день. Это связано с тем, что наиболее опасные операции лежали на указанных выше лицах. Нам кажется, что даже для такого маленького кабинета следует особо продумать вопрос о распределении обязанностей, чтобы не допустить излишнего облучения отдельных лиц. С этой точки зрения весьма интересен и заслуживает дальнейшего изучения опыт Украинского рентгено-радиологического и онкологического института, в котором персонал манипуляционной сменяется через каждые 2 месяца (А. И. Шраменко).

Нам представляется очень удачным решение структуры радиологического отделения Института акушерства и гинекологии. В отделение входят не только палаты с больными-носителями Со60, но и палаты больных, находящихся между сеансами лучевой терапии. В связи с этим постовой персонал, обслуживающий больных круглосуточно, проводит в зарядной палате сравнительно мало времени. В результате этого дозы, получаемые постовыми медицинскими сестрами и санитарками за день, в среднем равны 0,005—0,007 г.

В отношении защиты постового персонала весьма важны, кроме структуры отделения, еще структура палат и экранирование больных. Размещение в палате более 2 больных не оправдано, так как создает опасность облучения персонала от нескольких больных одновременно. Размещать больных следует в противоположных углах палаты.

Следует остановиться на контроле за безопасностью персонала и окружающих. У нас уделяется много внимания только одной его стороне — периодическим медицинским осмотром, между тем, как это известно из литературы (А. П. Егоров и В. В. Бочкарев) и как это удалось нам установить при обследовании, известные нам симптомы хронической лучевой болезни относятся к довольно поздним стадиям. Поэтому следует уделять больше внимания текущему дозиметрическому контролю. При этом необходимо учитывать недостатки современной аппаратуры (неточность показаний, капризность) и сверять данные замеров с данными, полученными расчетным методом.

Все данные дозиметрии нужно тщательно протоколировать.

В заключение следует сказать несколько слов о самих препаратах, используемых для лечения. Форма их такова, что требует ряда дополнительных подготовительных операций.

Необходимо создать более совершенный набор препаратов, что вполне возможно сделать для препаратов Со60. Это может значительно уменьшить опасность работы с ними.

Выводы

1. Защита персонала радиологических отделений лечебных учреждений изучена в настоящее время еще недостаточно и требует пристального внимания гигиенистов и лечащих врачей.

2. Следует тщательно изучить каждый метод лучевой терапии с учетом всех его особенностей.

Эта необходимость диктуется:

а) различными радиоактивными свойствами отдельных изотопоа (вид излучения, его проникающая способность и т. д.);

б) различной формой их употребления (инкапсулированные или так называемые закрытые изотопы, или открытые изотопы, т. е. порошки, растворы, газы);

в) различными методическими требованиями, предъявляемыми к защитной аппаратуре при различных видах лечения?

ЛИТЕРАТУРА

Борисов Е. В. Техника безопасности при работе с радиоактивными изотопами. М., 1955. — Гусев Н. Г. Справочник по радиоактивным излучениям и защите. М., 1956. — Егоров А. П., Бочка рев В. В. Кроветворение и ионизирующая радиация. М., 1954. — Же но П. Защита от радиоактивных элементов. М., 1954. — Иванов И. И., Модестов В. К. и др. Радиоактивные изотопы в медицине и биологии. М., 1955. — Козлова А. В. Основы радиевой терапии. М., 1956.—Летавет А. А. В кн.: Действие облучений на организм. М., 1955. — Санитарные правила перевозки, хранения и учета и работы с радиоактивными веществами. М., 1957. — Шрамен-ко А. И. Защита от излучения радия и его заменителей в радиотерапевтических учреждениях. Киев, 1956.

Посту аила 16/VII 1957 г.

HYGIENIC MEASURES IN HOSPITAL DEPARTMENTS USING RADIOACTIVE ISOTOPES

V. Ia. Golikov

The article contains data obtained during the investigation of the working conditions of personnel of radiological departments at the Institute of Obstetrics and Gynecology of the RSFSR Public Health Ministry. The author has studied the gynaecological treatment procedures employing compounds of Co60 in closed form and concludes that the question of personnel protection in radiological departments should be thouroughly investigated with due consideration of every mode of radiation therapy.

■sir ir ГА-

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗОТОПОВ

Р. С. Калинова

Вопросам санитарной регламентации транспортировки радиоактивных изотопов за последнее время уделяется-все большее внимание, однако они не получили еще должного освещения в литературе.

В атомных центрах Англии, занимающихся первоначальной упаковкой радиоактивных изотопов, придерживаются двух основных требований: герметичность упаковки с радиоактивным материалом и обеспечение надлежащей защиты от проникающего излучения. Так, железные дороги Англии принимают от Харуэллского центра изотопы в упаковках двух классов. На поверхности упаковки первого класса излучение в любой точке принимается не более 10 тг за 24 часа, т. е. 0,11 (¿г/сек, и второго класса — выше 10 тг за 24 часа, но не более 100 тг за 8 часов, т. е. более 0,11 ^г/сек, но не выше- 3,47 ¡лг/сек. Упаковки первого класса не отделяются от другого багажа, перевозимого в пассажирских поездах, упаковки второго класса размещаются в пассажирских поездах на расстоянии не менее 1,2 м от других товаров.

В каталоге изотопов французского комиссариата по атомной энергии к перевозке по железной дороге принимаются радиоактивные вещества в упаковках, излучение от которых составляет 80 тг за 8 часов, т. е. 2,74 р-г/сек, на расстоянии 1 м и 200 тг за 1 час, т. е. 55,5 р,г/сек на поверхности упаковки.

4t

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.