THE MICROCLIMATE OF RESIDENTIAL MICROBLOCKS IN THE SOUTH AND ITS HYGIENIC SIGNIFICANCE IN THE PLANNING OF RESIDENTIAL AREAS
V. D. Postnikova
The paper presents physiologic and hygienic investigation findings that may substantiate certain hygienic recomendations for the planning, building up and the supply with all amenities of the residential microblocks in towns with a hot dry climate. The investigations deal with hygienic assessment of various ways of building of microblocks, the arrangement of greeneries and water bodies and evaluation of various kinds of surface ground.
УДК 613.632 : 615.778.3-012
ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ* РАБОЧИХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ИЗОПРОПИЛФЕНИЛКАРБАМАТА
М. М. Левина, Т. Б. Курандо
Горьковский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний
Изопропилфенилкарбамат (ИФК), используемый для уничтожения сорной растительности в посевах различных культур, представляет собой изопропиловый эфир фенилкарбаминовой кислоты [СвН5—СООСН(СН2)]. Это кристаллическое вещество белого цвета, практически не растворимое в воде, но хорошо растворимое в метаноле, ацетоне, этилацетате, бензоле, хлорбензоле и других органических растворителях. По данным Г. В. Ло-моновой, гербицид при поступлении через желудочно-кишечный тракт в дозах 3 г/кг вызывает у животных острые отравления без смертельных исходов. Характерными симптомами острой интоксикации служат изменения в крови: образование метгемоглобина (до 20—40%), развитие анемии с рети-кулоцитозом и полихроматофилией, лимфоцитоз. При длительном воздействии ИФК обладает резко выраженным кумулятивным свойством. Хроническая интоксикация наблюдалась при введении животным через желудочно-кишечный тракт дозы гербицида 25 мг/кг. Основные симптомы — падение веса тела и изменение крови (снижение уровня гемоглобина и повышение содержания ретикулоцитов).
Перспективность развития производства этого гербицида и отсутствие его гигиенической оценки побудили нас изучить условия труда и состояние здоровья рабочих при получении ИФК в опытно-промышленном цехе.
Исходным сырьем служат фосген, изопропиловый спирт, анилин и кальцинированная сода. На первой стадии технологического процесса из фосгена и изопропилового спирта синтезируют изопропилхлоркарбонат. Последний в дальнейшем вступает в реакцию взаимодействия с анилином и каустической содой, в результате чего и образуется ИФК. Полученный гербицид освобождают от примесей (анилина, поваренной соли, воды, СОг) и расфасовывают в металлические бочки. \
Основные производственные процессы осуществляются в замкнутом цикле и герметически закрытой аппаратуре. Во избежание выделения в воздух рабочих помещений фосгена и изопропилхлоркарбоната аппараты содержатся под вакуумом, обрудование и коммуникации изготовлены из материалов, устойчивых к действию коррозии, флянцевые соединения тщательно уплотнены, установлены сильфонные вентили. Улавливание абга-зов и возвращение их в технологический цикл с последующей доочисткой остаточных выбросов на специальной установке дают возможность исключить загрязнение атмосферного воздуха.
К дефектам технологии с гигиенической точки зрения относятся использование ручного труда при регулировании процессов, протекающих в аппаратах узла конденсации ИФК, отборе проб и расфасовке готового продукта. Неблагоприятны ручные операции, связанные с очисткой оборудования на стадии получения ИФК от кристаллизующегося гербицида путем обогрева наружных поверхностей аппаратуры острым паром с последующим ее вскрытием. При этом неизбежен непосредственный контакт обслуживающего персонала с анилином и ИФК.
Планировка помещений с изоляцией отделений, различных по характеру выделяющихся вредных веществ, с гигиенических позиций правильна. Производственные залы оборудованы механической приточно-вытяжной вентиляцией. Патрубки вытяжной вентиляции приближены к источникам выделения токсичных веществ. Приточный воздух подается в рабочую зону.
Основными токсическими веществами, загрязняющими воздух рабочих помещений, являются фосген, изопропилхлоркарбонат, анилин и ИФК х.
Изопропилхлоркарбонат и ИФК в воздухе мы определяли методами, разработанными А. А. Беляковым и В. Г. Смирновой. Фосген и изопропилхлоркарбонат обнаружены в 30% отобранных проб воздуха, анилин и ИФК—в 50%. Наиболее часто встречавшиеся концентрации фосгена и изопропилхлоркарбоната составляли 0,5 мг/м3, анилина—0,1—0,3 мг/м3 и ИФК—1—3 мг/м3 (ПДК соответственно равняется 0,5, 0,1 и 3 мг/м3).
Вместе с тем при выполнении некоторых производственных операций наблюдалось повышенное содержание в воздухе токсических веществ. Концентрации фосгена и изопропилхлоркарбоната превышали предельно допустимую в 2 раза и более при отборе проб для аналитического контроля производства, передавливании их из одной емкости в другую и ремонте насосов, дозирующих фосген. Следует заметить, что при указанных операциях загрязнение воздушной среды токсичными примесями носит кратковременный характер, так как производится дегазация помещения аммиаком, который подается из баллонов в случае появления запаха фосгена или изопропилхлоркарбоната.
Производственные операции, связанные с возможным выделением в воздух высокотоксичных веществ, а также дегазационные работы выполняются аппаратчиками в противогазах. Установлено также проникновение анилина и ИФК в воздух через микронеплотности аппаратов, находящихся под давлением. У смотровых окон, люков реакторов, сборников, флян-цевых соединений оборудования концентрации паров анилина составляли 5—26 мг/м3, аэрозоля конденсации ИФК—0,5—1,5 мг/м3. Содержание аэрозоля конденсации ИФК повышалось до 5—11 мг/м3 при отборе проб для контроля технологического процесса и разливе готового продукта открытой струей в металлические бочки.
Одновременно с изучением вопросов гигиены труда мы провели 4-кратное обследование состояния здоровья основных профессиональных групп рабочих. Под нашим наблюдением находилось 89 человек (69 мужчин и 20 женщин) в возрасте от 19 до 49 лет со стажем работы в производстве от 3 месяцев до 1 года. Контрольную группу составили 20 работников столовой, расположенной вблизи изученного нами производства. Все обследованные были вполне трудоспособными, в прошлом не отмечали серьезных заболеваний. Рабочие не предъявляли жалоб на состояние здоровья; патологических изменений внутренних органов и нервной системы, а также показателей функции внешнего дыхания и мочи не выявлено.
Заслуживает внимания динамика показателей красной крови (гемоглобин, количество эритроцитов, метгемоглобин). Сдвиги здесь наблюдались уже к концу рабочей смены. У большинства (32 из 50) обследованных отмечалось
1 Химическая часть настоящей работы выполнена под руководством канд. хим. наук А. А. Белякова.
появление и нарастание количества метгемоглобина в крови после работы по сравнению с исходными данными в среднем с 2,58 до 6,85%, а в отдельных случаях до 14—16%.
В то же время у работников контрольной группы реакция крови на мет-гемоглобин во всех случаях оказалась отрицательной. Наличие в крови метгемоглобина сопровождалось проявлением телец Гейнца (у 19 из 50 обследованных). Обнаружена тенденция к уменьшению уровня гемоглобина и количества эритроцитов сразу после рабочей смены, наиболее заметная у лаборантов-женщин.
Закономерность сдвигов этих показателей подтверждена также результатами динамического обследования рабочих, имевших более продолжительный контакт с продуктами производства ИФК (через 6 и 12 месяцев после начала работы в цехе). Наиболее выраженные сдвиги наблюдались летом; у 2/» обследованных содержание метгемоглобина в крови в этот период находилось в пределах 5—28%. Очень показательными явились результаты динамического исследования гемоглобина и эритроцитов крови. Особенно неблагоприятной динамика этих показателей была также летом. Так, во время первого обследования содержание гемоглобина у мужчин находилось в пределах 98—81%, а при повторном обследовании у 1/я из них оно уменьшилось до 78—68%. Концентрация гемоглобина у женщин снизилась с 86—70 до 72—60%. В ряде случаев наблюдалось развитие умеренной анемии . У 11 рабочих содержание гемоглобина снизилось до 60—70% с соответственным уменьшением количества эритроцитов до 3 000 000—3 500 000.
Наиболее выраженные сдвиги этих показателей наблюдались, как правило, среди лаборантов и слесарей. Развитие анемии в сочетании с появлением метгемоглобина и телец Гейнца в периферической крови расценивалось нами как признак легкой подострой профессиональной интоксикации. Через 3 месяца после остановки производства показатели крови у большинства рабочих нормализовались.
Есть основание полагать, что в развитии профессиональных интоксикаций ведущую роль играло комплексное действие анилина и ИФК при нарушениях технологического режима производства. Эти яды, как известно, являются метгемоглобинообразователями, а также вызывают дегенеративные изменения и распад эритроцитов, что и могло послужить причиной развития малокровия.
Основным путем поступления ядов следует считать кожу. О возможности попадания в организм рабочих анилина и, вероятно, ИФК через кожные покровы свидетельствуют наши данные о загрязнении этими ядами рук рабочих отделения получения ИФК. Больше всего токсических веществ обнаружено в смывах с рук слесарей, работавших без перчаток (анилин в дозе 0,012 мг на 1 см2 поверхности и ИФК в дозе 0,14 мг на 1 см2 поверхности).
Для устранения неблагоприятного влияния вредных факторов на обслуживающий персонал производства ИФК мы сочли необходимым в качестве оздоровительных мероприятий предусмотреть герметизацию оборудования, рационализацию технологии (ликвидация ручных операций, максимальная автоматизация производства) и создание оптимального микроклимата. Особое внимание рекомендовано уделять соблюдению мер личной профилактики рабочих (качественная стирка спецодежды 1 раз в неделю, работа только в перчатках, прием теплого душа) и проведению предварительных и периодических медицинских осмотров. Медицинским осмотрам рабочие должны подвергаться не реже 1 раза в 6 месяцев с обязательным исследованием гемоглобина, количества эритроцитов, телец Гейнца и метгемоглобина крови.
Рекомендованные нами мероприятия по улучшению условий труда рабочих, занятых получением ИФК, учтены при строительстве многотоннажных производств аналогичного профиля.
ЛИТЕР АуГ УРА
Беляков А. А., Смирнова В. Г. В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1965, с. 576. — Ломонова Г. В. В кн.: Гигиена, токсикология и клиника новых инсектофунгицидов. М., 1957, с. 315.
Поступила 9/УШ 1966 г.
PROBLEMS OF LABOUR HYGIENE AND OF STATE OF HEALTH OF WORKERS AT THE ISOPROPYLPHENYLCARBAMATE PRODUCTION
M. M. Levina, T. B. Kurando
Investigation of labour conditions prevailing at the isopropylphenylcarbamate production showed that the noxious effect was produced by the air pollution with this herbicide, aniline, phosgen and isopropylchlorcarbonate. The effect of the complex of toxic substances (isopropylphenylcarbamate and aniline) on the state of health of workers, engaged at the production of isopropylphenylcarbamate, revealed itself in the rise of methaemoglobin contents of blood, the appearance of Heintz corpuscles and the development of unstable anemia. Certain measures for improvement of the labour conditions are suggested.
УДК 613.633 : 661.482
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА [ПОЛУЧЕНИЯ ФТОРИДОВ РЕДКИХ МЕТАЛЛОВ
И. В. Шалганова I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
Фториды редких металлов широко применяют в народном хозяйстве, особенно в металлургии. К получению их прибегают-при вскрытии концентратов, разделении ниобия и тантала, циркония и гафния, а также при производстве металлов восстановлением комплексных фторидов. Кроме того, комплексные фториды используют в качестве катализатора при синтезе каучука, для очистки углеводородов при добыче жидкого топлива, в качестве сварочных флюсов и т. д.
Наиболее распространены комплексные фториды тантала, ниобия и циркония. Среди них следует назвать прежде всего гексафтороцирконат калия (K2ZrFe)— белый кристаллический порошок, химически стойкий (потери в весе не наблюдаются при нагревании до температуры красного каления), плавящийся при 840°. Фторниобат и фтортанталат калия (они изоморфны) кристаллизуются из растворов частицами иглообразной формы. Соли устойчивы при нагревании до 100°. Растворимость K2NbOF5 в 12 раз выше, чем растворимость КгТаР7, и соответственно равна (в воде при 20°) 91,5 и 5—7,5 г/л (по данным разных авторов).
Рентгеноструктурный анализ исследуемых солей показал, что они содержат ионы [NbF7]2-, [TaF7]2-, [NbOF5]2~, [ZrFe]2-. Биологические среды служат лучшими растворителями исследуемых солей, чем вода, что видно на примере с гексафторцирконатом калия (см. рисунок).
Внедрение фторидов в различные отрасли промышленности привело к контакту с ними большого числа работающих. В доступной нам литературе данные о токсикологии различных соединений тантала, ниобия и циркония крайне разрозненны и немногочисленны (О. Я. Могилевская; Ю. Л. Егоров; А. Л. Решетюк; Cochran и соавторы). Тем не менее они позволяют сде-