Научная статья на тему 'Вопросы формирования религиозной толерантности молодежи в полиэтническом государстве'

Вопросы формирования религиозной толерантности молодежи в полиэтническом государстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
312
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ СОГЛАСИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕРПИМОСТЬ / ВЕРА / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования религиозной толерантности молодежи в полиэтническом государстве»



ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИКА. ПРАВО

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

DO/: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2017.1.4

Соколовский Константин Геннадьевич, кандидат юридических наук, эксперт ОО «Центр независимых исследований», e-mail: k_sokolovskiy@fastmail.com.

Аннотация. Одной из ключевых проблем устойчивости многонационального

государства является сохранение межконфессионального согласия. Молодежь, как самая мобильная часть общества, наиболее склонна к религиозной радикализации. В тоже время именно на этапе взросления закладываются социальные ценности, в последующем определяющие поведение по отношению к представителям иных верований. Проблемам формирования религиозной толерантности как залога общественного согласия посвящена настоящая работа. Ключевые слова: религиозное согласие, толерантность, общественная стабильность, религиозная терпимость, вера,

межконфессиональные отношения, полиэтническое государство.

Проблема профилактики межрелигиозных конфликтов предопределяет значимость общечеловеческих ценностей, как культурно-нравственного ориентира. В тоже время глобальные изменения в мире, в том числе, этнокультурной и социально-экономической ситуации, нередко негативно влияют на молодежь.

Названный процесс безусловно является масштабной проблемой и требует пристального внимания как исследователей, так и практиков, поскольку отход подрастающего поколения от восприятия цивилизационных ценностей как парадигмы каждодневного поведения лежит в основе интолератности, в том числе, религиозной нетерпимости. Отсюда многие авторы прямо указывают, что социальное развитие молодежи сегодня

Соколовский К.Г.

«Вопросы формирования религиозной ...»

1/2017

27

происходит в ситуации перманентного риска1. Тем более весьма значимое воздействие оказывают на нее широко распространенные в данной среде пессимистические настроения относительно своего будущего, криминальная субкультура, культ насилия, агрессивность и неприятие «чужих» (критерии могут быть различны: от проживания в том или ином районе города до принадлежности к определенной этнической или религиозной группе).

И.С. Кон показывает, что «в социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский), процесса становления личности у молодежи (И.С.Кон), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентации (М.Х.Титма), особенностей отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др.»2. Исходя из этого можно выделить ключевые, как представляется, социальные факторы, негативно сказывающиеся на развитии молодежи:

- негативная социально-экономическая ситуация, провоцирующая поиск референтных групп;

- отсутствие внятной идеологии, определяющей воспринимаемые молодежью нормы и ценности, духовные и нравственные ориентиры;

- неравенство стартовых условий при декларируемом государством равенстве возможностей, усложняющее реализацию социально полезных моделей самореализации;

- разрушение традиционной идентификации;

- деятельность активно рекрутирующих в свои члены деструктивных этнических и религиозных организаций, презентующих себя в качестве эталонного сообщества в той или иной сфере, а также исключительного источника верных социальных норм и ценностных ориентаций;

- столкновение в условиях полиэтнического общества с ценностями, нормами и обычаями инаковых культур, неумение понять, объяснить и принять которые провоцирует конфликтность.

При этом молодежи требуется опора на социальные и групповые ценности, определяющие смысл существования человека. А.П. Абрамов выводит формулу: «Ценность выражает способ существования личности»3. Сказанное безусловно актуализирует вопрос воспитательной работы по формированию у молодежи социально полезных ценностей.

В таком случае закономерен вопрос: возможно ли вообще воспитать у молодежи межконфессиональную толерантность? Думается, да. Но именно воспитать, а не обучить. Поскольку воспитание предполагает

1 Зубок Ю.А. Риск как фактор социального развития молодежи: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. М., 2003. С. 5.

2 Кон И.С. Социология молодежи // Краткий словарь по социологии / под ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапива. М.: Политиздат, 1988. С.353-354.

3 Абрамов А.П. Социокультурная трансформация личности в условиях реформирования системы средних специализированных военно-учебных заведений. М.: Директ-Медиа, 2014. С. 28.

не предоставление для усвоения готовых шаблонов «правильных» ценностей (что сегодня, к сожалению, не редкость), а введение индивида в социокультурную среду, позитивно влияющую на развитие личности, а также задающую фарватер его поведения, мировоззренческие установки, в соответствии с которыми он может самостоятельно развиваться, и которые будут играть значимую роль при оценках тех или иных социальных явлений, в том числе, формата поведения по отношению к иным конфессиям, национальностям, культурным традициям. Сказанное, как представляется, крайне важно при понятном отсутствии у молодежи, переживающей стадию становления, сформировавшейся зрелой самостоятельной системы ценностей, определяющей социально-приемлемое поведение.

В контексте рассматриваемого вопроса речь идет об этнокультурной компетентности молодежи. В общих чертах ее можно трактовать как объективное толерантное представление о совокупности культур многонационального и многоконфессионального общества, способствующее принятию их, взаимопониманию и взаимодействию с их представителями1.

Обратимся также к классическому определению А.Н. Некрасовой, рассматривающей этнокультурную компетентность как «социально-психологическое свойство личности, обладающей определенным уровнем подготовленности к вступлению в межэтническое общение, т.е. осведомленность, которая позволяет личности легко и раскованно включаться в национально окрашенные ситуации общения, обеспечивает различную степень оптимизации взаимоотношений с представителями иных этнокультурных традиций»2.

Наиболее эффективно формирование этнокультурной компетентности в детские и юношеские годы, поскольку оно базируется на полученных позитивных знаниях об этнических культурах, прежде всего, о своей как базовой, а также исторических процессах инкультурации, в известном смысле унифицирующей различные культурные традиции, в том числе, религиозные.

Межконфессиональная толерантность в этом случае будет означать узнавание духовных ценностей своей религии в вероучении иных конфессий, умение соотнести их со своими, а также вывести единый знаменатель на основе общечеловеческих ценностей, постулируемыми всеми традиционными религиями. Именно такой подход обеспечит межконфессиональное взаимопонимание, приятие, признание, а также сформирует основу для диалога.

Религиозная компетентность, как составляющая часть этнокультурной компетентности, как представляется, предполагает:

1 На основе: Галяпина В.Н. Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности / В.Н.Галяпина, Т.В.Поштарева. Ставрополь: СКИПКРО, 2004. С.147.

2 Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1992. С. 147.

Соколовский К.Г.

«Вопросы формирования религиозной ...»

1/2017

29

- знание (хотя бы общее) своей религиозной традиции;

- понимание сути духовных учений основных религий, исповедуемых в стране;

- осведомленность о вероучении основных мировых религий, возможно не представленных в стране;

- знание критериев, позволяющих самостоятельно отнести то или иное вероучение к категории деструктивных.

Следует отметить, что религиозная компетентность формируется на протяжении всей жизни человека. Помимо постоянного получения новых сведений о своей религии, верованиях соседей, человек, попадая в непривычную культурную среду (например, переехав в другой регион страны с доминированием иных религиозных традиций) либо испытывая на себе негативное влияние сложных жизненных ситуаций, корректирует свои религиозные взгляды, уточняет их, пополняет

Не вызывает сомнения, что базой для формирования религиозной компетентности является образовательное пространство (школы, средне-специальные и высшие учебные заведения, различного рода факультативные семинары, лектории и т.д.), в состав которого может быть введен этнокультурный компонент В частности, известный специалист в области этнокультурной компетентности Т.В. Поштарева называет пять моделей такового1:

1. Межпредметная модель. Предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем предметам учебной программы, прежде всего, гуманитарного цикла.

2. Модульная модель. Реализуется включением в гуманитарные дисциплины на том или ином этапе их изучения образовательных блоков (модулей), которые изучаются наряду с основным материалом.

3. Многопредметная модель. К основной программе дополнительно вводятся специально выделенные факультативные занятия (спецкурсы), на которых углубленно изучается религиозное многообразие, а также проблемы межконфессионального взаимодействия.

4. Комплексная модель. Преподается в форме интегративных курсов, в которых отдельные, наиболее значимые аспекты национальных культур и религий, могут быть представлены во взаимосвязи с основными предметами программы.

5. Дополняющая модель. Конфессиональный компонент изучается в ходе внеурочных мероприятий - кружков, студий, выставок, самодеятельности и т.д.

Каждая из этих моделей позволяет молодежи не только получить элементарное представление о различных культурно-религиозных практиках, но и ориентироваться в них, воспринимать (принимать)

1 Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. №3. С. 38-39.

конфессиональную инаковость, преодолевать собственные стереотипы и распространенные предрассудки.

Результатом должно стать формирование толерантной личности, которая способна принимать разнообразие религиозной картины мира, понимать людей, принадлежащих к иным конфессиям, быть готовой взаимодействовать с ними.

Представляется, что это наиболее оптимальный путь предупреждения возможных религиозных разногласий, роста конфессиональной тревожности, участия молодежи в конфликтах на почве различи в вере, в конечном счете - к подлинному согласию и внутриполитической стабильности многонационального государства.

Библиографический список

1. Абрамов А.П. Социокультурная трансформация личности в условиях реформирования системы средних специализированных военно-учебных заведений. М.: Директ-Медиа, 2014.

2. Галяпина В.Н. Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности / В.Н.Галяпина, Т.В.Поштарева. Ставрополь: СКИПКРО, 2004.

3. Зубок Ю.А. Риск как фактор социального развития молодежи: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. М., 2003.

4. Кон И.С. Социология молодежи // Краткий словарь по социологии / под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапива. М.: Политиздат, 1988.

5. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1992.

6. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.