ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ, КОГНИТИВНЫХ И КРЕАТИВНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
Сулейманова М.Т.
Сулейманова Мархоба Таджибаевна - учитель информатики, школа № 24, г. Чирчик, Ташкентская область, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена вопросу формирования методологических, когнитивных и креативных качеств учащихся. В процессе развития личности учащегося образовательная система является основным доказательством. Для создания эвристической теории обучения нужно определить идеальный образ учащегося в виде способностей, составляющих основу эвристических компонентов. В процессе изучения реальной действительности ученик выполняет следующие основные виды деятельности: познание, изучение объектов окружающего мира; создание продукта личного образования; познание и создание. Ключевые слова: формирования, креатив, личность, образовательная система.
Актуальной задачей сегодняшнего дня является поиск эффективных путей организации и проведения уроков в соответствии с содержанием учебной программы и ГОС.
Необходимо разработать теорию обучения, служащего определению уровня знаний, умений и навыков учащихся, фактором изменения в положительную сторону показателей учащихся.
Первым элементов теории обучения является образ учащегося. В процессе развития личности учащегося образовательная система является основным доказательством. Для создания эвристической теории обучения нужно определить идеальный образ учащегося в виде способностей, составляющих основу эвристических компонентов.
В процессе изучения реальной действительности ученик выполняет следующие основные виды деятельности: познание, изучение объектов окружающего мира; создание продукта личного образования; познание и создание [1].
При реализации данных видов деятельности проявляются следующие качества личности:
1. Когнитивные (познавательные) качества: чувство окружающего мира, умение задавать вопросы, поиск причин явлений, умение показать понимание или не понимание сути вопроса.
2. Креативные (творческие) качества: воодушевление, фантазия, острота ума, чувствительность к противоречиям, точность суждений и чувств, способность к рефлексии.
3. Методологические качества (организаторская деятельность): умение определять и объяснять цель учебной деятельности, умение ставить перед собой цель, способность к рефлексии.
Когнитивные качества важны для человека, для его познавательной деятельности, эта деятельность распределяется в соответствии с учебными предметами:
- физические и физиологические качества: умения видеть, слушать, понимать, чувствовать изучаемый объект, познание посредством вкуса, активная работоспособность, энергичность;
- интеллектуальные качества: догадливость, аходчивость, логичность, умение обосновывать, анализировать и синтезировать, находить аналогии, применять различные аргументы;
- выносливость, сообразительность, поиск проблемы, умение экспериментировать, умение задавать вопросы, умение видеть противоречия, формирование гипотез и
проблем, выполнение теоретических и экспериментальных исследований, умение обобщать и делать выводы;
- знание норм морали и традиций, умение обосновывать знания и результаты, умение определять свои мысли при ситуации выбора, оперативность действий;
- умение выражать понимание или не понимание возникших вопросов, умение понимать и оценивать позиции других, умение вступать в содержательный диалог и дискуссию;
- умение находить основные и второстепенные объекты, взаимосвязь между ними, причину возникновения объекта, источник;
- понимание своеобразного содержания каждого изучаемого предмета, овладение базовыми знаниями, навыками и умениями, понимание фундаментальных проблем изучаемого предмета, нестандартное мышление;
- умение находить причины возникновения культурно-исторических объектов, определять его структуру и состав, создавать системы идеальных объектов, находить взаимосвязь между реальными объектами и культурно-историческими явлениями;
- умение воссоздавать усвоенные знания в материальной и нравственной формах.
Креативные качества в процессе образования обеспечивают учащемуся
условия для создания творческого продукта:
- эмоционально-образные качества: воодушевление, эмоциональный подъем в творческой ситуации, образность, воображение, фантазия, вдумчивость, романтизм, чувство новизны, творческая гипотеза;
- инициативность, изобретательность,
- готовность придумывать, своеобразие, нестандартность;
- способность генерировать идеи;
- овладение разнообразием мышления, соответствие с нормами морали в семье, школе, социальной среде;
- умение контактировать с изучаемым объектом, выбирать методы изучения, определить структуру и состав, устанавливать взаимозависимость между объектами.
Организаторские деятельностные (методологические) качества в процессе организации обучения проявляются в познании и творчестве:
- знание учащимся особенностей своей индивидуальной деятельности;
- умение понимать и объяснять свои цели посредством занятий учебным предметом;
- целесообразность, соответствие содержанию программ, доведение начатого до конца, целеустремленность, упорство и настойчивость:
- учебное целеполагание в заданной отрасли, умение планировать достижение успеха, выполнение намеченного плана исходя из индивидуальных способностей, достигать и осознавать свой результат, умение сравнивать свои результаты с результатами товарищей;
- формирование правил деятельности, закономерностей её системы;
- самоорганизация: планирование деятельности, программирование, коррекция этапов и способов деятельности, регулирование деятельности, альтернативное мышление:
- самоконтроль, самоанализ и самооценка;
- умение вступать в отношения с другими субъектами образования и окружающим миром, отстаивать, защищать свои идеи, решительность;
- умение организовать творчество других, изучать и перерабатывать идеи других, организовать мозговой штурм, принимать в нем участие, сравнивать идеи, умение дискуссировать и диспутировать.
Перечисленные качества служат расширению и уточнению способностей учащихся. Эвристические способности учеников используются для формирования целей образовательного процесса.
Список литературы
1. Абдуллаев А. «Использование ИТ в подготовке учителей начальных классов». Ташкент. «Нукус», 2013.
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1 2 Султонова Н.М. , Кучкарова Н.М.
1Султонова Нодира Муминовна - учитель начальных классов;
2Кучкарова Нозима Муминовна - учитель начальных классов, школа № 14,
Букинский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрыта проблема активизации познавательной деятельности на уроках в начальных классах. Для обеспечения развития познавательной деятельности учащихся в проблемном обучении необходима последовательность проблемных ситуаций, их определенная система: сначала ставлю общую задачу, затем выясняю, кто из учащихся способен вывести правило. После формулировки идёт совершенствование правила. После изучения правила проводится проверка. Применяемый мною способ организации изучения орфографических правил развивает умение мыслить, применять на практике знания, формирует устойчивые орфографические навыки.
Ключевые слова: познавательной деятельности, начальный класс, задача, умение мыслить.
Творчество и деятельность определяет сегодня ценность человека. Развитие творческой личности школьника было и остаётся одной из важнейших задач обучения и воспитания. Активизировать учебную деятельность - значит решить одну из важнейших задач школы - учить учится. Активизация творческой, познавательной деятельности учащихся в большой степени зависит от методов обучения, которые использует учитель на уроках. Я работаю над проблемой «Активизация мыслительной деятельности на уроках» уже четыре года. По этой проблеме обобщается опыт, состоялся творческий отчёт. В начальных классах учитель ведёт разные предметы, потому, планируя урок согласно его задачам и содержанию, я выбираю проблемно - поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициативы школьников.
В целях активизации учебной деятельности использую такие методы, как беседа, рассказ, объяснение, показ приёмов работы, инструкционные карты.
Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания. Я использую такие задания, которые требуют от ученика самостоятельного формулирования цели: постановка вопросов, самостоятельное составление заданий, выбор заданий [1].
Например:
1. Сформулируйте вопросы к содержанию рассказа, текста.
2. Задайте вопросы отвечающему.
3. Поставьте разумные вопросы к задаче.
4. Подберите со страницы учебника такое задание домой, которое явилось бы продолжением и закреплением темы урока.
Проявлению творческих возможностей детей способствует игровой мотив, поэтому часто использую игровую форму. Игры в «вопросы и ответы» «школа» «аукцион» «пример другу» и т.д. активизируют мыслительную деятельность, вносят