Научная статья на тему 'Вопросы федеративного устройства России в решениях национальных съездов в 1917 г'

Вопросы федеративного устройства России в решениях национальных съездов в 1917 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
560
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА / ФЕДЕРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЪЕЗДЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ / PROBLEM OF STATE STRUCTURE / FEDERATION / NATIONAL CONVENTIONS / NATIONAL QUESTION / NATIONAL TERRITORIAL AUTONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Файзрахманов Айрат Шамилевич

Статья посвящена деятельности национальных съездов России в 1917 г. Анализируются их решения, касающихся проблем выбора федеративной формы государственного устройства страны и принципов создания национально-территориальных автономий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FEDERATIVE SYSTEM`S ISSUES IN NATIONAL CONVENTION`S SOLVING IN 19171

This article considers the activities of national congresses of Russia in 1917.Their resolutions regarding federal form of government and the principles of establishing of national autonomies are analyzed.

Текст научной работы на тему «Вопросы федеративного устройства России в решениях национальных съездов в 1917 г»

УДК 94(45+57)

ВОПРОСЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ В РЕШЕНИЯХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЪЕЗДОВ В 1917 г.

© Айрат Шамилевич Файзрахманов

Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, г. Казань, Россия, аспирант кафедры отечественной истории, e-mail: f.airat85.85@ mail.ru

Статья посвящена деятельности национальных съездов России в 1917 г. Анализируются их решения, касающихся проблем выбора федеративной формы государственного устройства страны и принципов создания национально-территориальных автономий.

Ключевые слова: проблема государственного устройства; федерация; национальные съезды; национальный вопрос; национально-территориальная автономия.

В России в период революционных событий 1917 г. одной из ключевых задач, требовавших своего незамедлительного решения, являлась проблема выбора оптимальной формы государственного устройства страны. Она была тесно переплетена с национальным вопросом - неслучайно в основе складывания федерации в России лежит, прежде всего, этнический фактор. Именно ее народы первыми громогласно заявили о необходимости введения федеративного строя в стране. Наиболее четко и в юридически точной форме эти требования были обозначены на национальных съездах, претендовавших на представительство всей нации в целом. Главными вопросами на них были обозначены принципы создания автономий и, соответственно, проблема государственного устройства России в целом. Помимо общенациональных съездов созывались также и съезды по территориальному (губернские, уездные) и по профессиональному признаку (военные и учительские национальные съезды).

Разделив, условно, по географическому и этноконфесиональному признаку многочисленные национальные форумы на съезды западных окраин, мусульманских народов и народов внутренней России, перед нами предстает следующая картина. Во-первых, для национальных движений с первых дней революции было характерным создание единого политического центра, который, взяв на себя функцию представительства нации, являлся непосредственным инициатором созыва съездов. Во-вторых, под влиянием этих организаций происходит процесс консолидации национальных политических сил, а также мобилизация и сплочение масс под лозун-

гом автономии. Так, уже 4 марта организовалась Украинская Центральная Рада, прошедшая быстрый путь от общественного объединения национальных организаций до высшего органа краевой власти. При ее участии был созван Украинский Национальный конгресс, состоявшийся 6-8 апреля 1917 г. в Киеве (1500 делегатов и гостей) [1]. Съезд, представляя собой весь спектр украинских политических сил, по общему тону оказался социалистическим (что было характерно для большинства национальных форумов России) и автономистским по содержанию вынесенных решений. В первую очередь была вынесена резолюция, подкрепившая юридически требование широкой автономии Украины, постоянно звучавшее на частых многотысячных украинских митингах. Единственно приемлемой формой государственного строя съезд признавал «федеративную российскую демократическую республику» [1]. Оставляя в резолюции право санкции этих требований за Всероссийским Учредительным Собранием (чей правовой приоритет признавался вплоть до конца 1917 г.), Украинский Конгресс все же счел необходимым, «не оставаясь пассивными по соглашению с меньшими народностями, безотлагательно создавать основы ее автономной жизни» [2]. Съезд проголосовал за наделение Рады функциями краевой власти и возложил на нее выработку проекта автономии. Предполагалось включение в ее состав представителей всех национальностей автономии, а также введение в Петрограде поста министра по делам Украины. Таким образом, создавался механизм автономии, затрагивающий основы государственного устройства страны - меха-

низм децентрализации, естественным образом предполагавший введение федеративного строя в России. Стоит подчеркнуть, что, несмотря на представительство на съезде сторонников независимости, их лозунги не имели успеха среди делегатов. Федерация виделась не только как наиболее комфортный строй для реализации собственной автономии, но и как строй, необходимый для дальнейшего государственного развития России, наиболее отвечающий потребностям других народов страны. Резолюции Конгресса так же поручали Раде инициативу создания тесного политического союза народов. Решение в дальнейшем переросло в созыв в Киеве 8-12 сентября Съезда народов России, резолюции которого считали необходимым скорейшее введение в стране федеративного устройства и определяли его конкретные формы [3].

В среде белорусского народа в Минске 25-27 марта проходил т. н. «Съезд представителей белорусских национальных организаций», позиционировавшийся в прессе, прежде всего, как «Белорусский национальный съезд» (150 делегатов) [4]. Съезд сформировал Белорусский национальный комитет (БНК) и принял резолюцию, где говорилось, что БНК опирается на все население края и будет стремиться к «государственному развитию России на принципах федеративного демократического республиканского строя» [4]. Надо отметить, что созыв подобного съезда был достаточно тяжелым делом, в условиях менее выраженного национального самосознания белорусского народа, сложной военной обстановки, отсутствия единства в рядах белорусского национального движения, поэтому решения съезда не были признаны частью белорусской общественности и населения края. В апреле БНК попытался провести в Петрограде переговоры с Временным правительством о необходимости создания белорусской автономии и признании его как высшего органа государственной власти в Беларуси. Предложение было проигнорировано, как, впрочем, и решения многих российских национальных съездов. Аналогичная ситуация произошла с украинской делегацией, посетившей столицу в мае. II съезд, собравшийся 8-11 июля на смену БНК сформировал Центральную Раду белорусских организаций и единогласно высказался

за территориальную автономию и федеративный строй в России. Самую важную роль в становлении белорусской государственности сыграл т. н. Всебелорусский съезд, состоявшийся 5-18 декабря 1917 г. в Минске (1872 делегата) в условиях свершившейся Октябрьской революции и участии в его подготовке сторонников советской власти. Съезд провозгласил Республику Беларусь в составе Российской Федерации и объявил о создании из числа делегатов Всебелорусского совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов, с временными функциями управления краем и созыва национального Учредительного собрания [5]. В ответ на это съезд был распущен местными большевиками, однако из числа его президиума был избран исполком Совета съезда, который, продолжив борьбу, взял курс на независимость.

В Бессарабии с 23 июля 1917 г. действовала войсковая национальная организация -Центральный военно-исполнительный комитет, который 20 октября в Кишиневе провел военно-молдавский съезд. На нем был создан краевой национальный орган власти - «Сфа-тул Цэрий» (Совет страны) и принята резолюция с решением, что «единственно приемлемой и возможной формой государственного устройства России признать федеративную демократическую республику, с широкой автономией для всех народов России» [6].

Иная ситуация сложилась в Прибалтике, значительная часть которой была оккупирована немцами. В Эстонии (признана в качестве автономии 12 апреля указом Временного правительства) был созван национальный съезд, принявший 3 июля резолюцию о том, что «единственной приемлемой для народов России формой правления является демократическая федеративная республика, в состав которой входили бы все народности, как полноправные члены этого союза» [7]. Прошедшая в конце июля конференция латышских организаций, наравне с решениями конференций латышских крестьянских и социал-демократических организаций, так же приняла резолюцию о необходимости автономии в составе федеративной России [8]. В то же время наделенный Временным правительством административными функциями Литовский национальный совет в июне, в условиях оккупации большей части литов-

ских земель, принял резолюцию о необходимости полной независимости Литвы.

Мусульманские народы России, во многом в силу своих конфессиональных особенностей, в 1917 г. сумели организоваться в единое (но далеко не однородное) политическое движение. Уже 25 марта состоялся Крымско-татарский курултай, проходивший в Симферополе, с участием более 2000 делегатов. Было вынесено решение о национально-культурной автономии крымских татар, однако избранный на съезде Мусульманский исполнительный комитет по вопросу о государственном устройстве России высказался за «установление демократического республиканского строя на национально-федеративных началах» [9]. В декабре 1917 г. был созван очередной Курултай, объявивший создание культурно-национальной автономии и принявший Конституцию крымско-татарского народа.

Прошедший 16-22 апреля в Баку I съезд Кавказских мусульман принял резолюцию о том, что «...формой государственного устройства России, наиболее обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократическая республика на территориально-федеративных началах» [10], а также принял решение о необходимости реализации территориальной автономии Азербайджана. После съезда лозунг федерации стал программным для всех азербайджанских политических партий и явился в дальнейшем первостепенным требованием практически всего национального движения, а также большинства представителей мусульманских народов Кавказа.

В эти же сроки (16-25 апреля) в Ташкенте проходил Туркестанский мусульманский съезд, созванный организацией под названием «Шура-и-Исламия» (Совет туркестанских мусульман). Одной из первых была принята резолюция «Будущий политический строй России» - о необходимости установления демократической республики на федеративных началах и создании собственной национальной автономии [11]. Следующая резолюция - «Установление порядков управления Туркестаном» - фиксировала необходимый набор органов национального самоуправления, построенных на выборных началах и их функции; в их состав входили духовное, финансовое и образовательное

управление, автономная судебная и законодательная системы. Именно этот набор институтов, схожий с органами экстерриториальной автономии, по мнению участников съезда, на первых порах выражал собою национальную автономию.

В начале мая во Владикавказе состоялся 1-й Общегорский съезд народов Северного Кавказа и Дагестана. Наиболее важными результатами съезда стало создание Союза горцев, принятие политической программы и Конституции Союза. В конституции говорилось, что: «Союз ставит своей целью достижение скорейшего учреждения Российской Демократической Федеративной Республики» [12]. В дальнейшем решения съезда стали основой, на которой стали формироваться элементы территориальной автономии Северного Кавказа.

Наиболее важным для судеб мусульман явился I Всероссийский мусульманский съезд, проходивший 1-11 мая в Москве и собравший представителей практически всех мусульманских народов страны. Главным вопросом съезда явилась форма будущего государственного устройства России. В результате длительных прений между сторонниками федеративного и защитниками централизованного государства с экстерриториальными автономиями, большинство съезда вынесло резолюцию о необходимости введения федеративного устройства и создания территориальной автономии окраин. В то же время признавалась возможность создания национально-культурных автономий. Однако 22 июля в Казани на совместном заседании проходивших одновременно трех общероссийских мусульманских форумов - II Всероссийского мусульманского, I мусульманского военного съезда и съезда мусульманского духовенства - было принято решение о создании «национально-культурной автономии для мусульман внутренней России и Сибири». Но свои позиции федерализм в среде мусульманских народов не сдал. Разрешение вопроса о форме автономии для мусульман Кавказа, Казахстана, Крыма и Туркестана предоставлялось самим этим народам [13], что подразумевало под собой создание ими территориальных автономий и свидетельствовало о соблюдении принципа демократии в отношении других мусульманских народов. Так, проходившие почти одновременно в

конце июля общеказахский и общебашкирские съезды высказались в своих резолюциях за территориальную автономию и федерализацию России. А Всероссийский мусульманский Совет к ноябрю 1917 г. разработал и реализовал подробный законопроект о национально-культурной автономии, и впервые в российской истории для определенных народов появилась реально действующая и вполне легитимная экстерриториальная автономия, со своими органами управления, парламентом и армией.

Параллельно с мусульманскими в Поволжском регионе в 1917 г. начали действовать национальные организации чуваш, мари, мордвы, удмуртов. Под инициативой их совместного органа - Общества мелких народностей - 15-25 мая 1917 г. в Казани состоялся I съезд мелких народностей Поволжья, в котором участвовали также крещеные татары, башкиры, калмыки и коми - всего более 500 делегатов. В вопросе о государственном устройстве России съезд высказался за федеративную демократическую республику, с обязательным правом создания для малых народов России национально-культурных автономий.

Весьма весомым на общероссийском фоне выглядело бурятское национальное движение, которое выдвинуло на своем национальном съезде, проходившем 26 ноября - 6 декабря 1917 г. в Иркутске, требование федеративного устройства России и создания для бурятского народа т. н. «аймачной автономии» [14], основанной на территориальнодисперсных началах. Она сочетала в себе как принципы территориальной, так и экстерриториальной автономии. Осуществление автономии происходило уже в январе-феврале 1918 г. при поддержке советской власти, признавшей постановления национального съезда.

Исходя из проанализированных фактов деятельности национальных съездов России в 1917 г., можно сделать вывод о том, что большинство национальных движений страны в вопросе о государственном устройстве России считали необходимым создание федеративной демократической республики. Составной частью этого вопроса явилось решение съездов о создании своих национальных территориальных автономий. Выделяя общие черты и итоги съездов, необходимо

отметить: схожесть механизма созыва съездов (главным образом, представительство от национальных общественных организаций); общность характера резолюций, с первоочередностью требования национальной территориальной автономии и «демократического федеративного государственного строя»; требование создания центрального правительственного органа, ответственного за справедливое решение национального вопроса и реализацию реформы государственного устройства страны; схожий принцип реализации начал автономий - создание или наделение властными полномочиями краевого органа национального самоуправления и определение этнографических границ автономий; апеллирование к Всероссийскому Учредительному собранию как к высшей политической инстанции и обращение к принципу межнационального сотрудничества как основы новой федерации - союза равноправных национально-территориальных автономий; и в то же время - отсутствие решений о конкретном политическом статусе и форме автономии, ее компетенции, разграничении полномочий между будущим федеральным центром и местными национальными властями. Резолюции были обращены, прежде всего, своему народу для декларации намерений и отражали текущую политическую обстановку, нося рекомендательный характер для принятия их во внимание Временным правительством. Однако, не сумев отойти от многих великодержавных политических установок и идей этнократизма, правительство не приняло конкретных, значимых положительных решений по национальному вопросу и государственному устройству в условиях углубляющегося процесса самоопределения народов России и не использовало хотя бы частично потенциал решений данных съездов. Общим политическим итогом деятельности национальных движений и их съездов в вопросе о государственном устройстве страны стало решение Всероссийского Учредительного собрания 5 января 1918 г. о введении в России федеративного государственного строя, основанного на национальнотерриториальном принципе. К сожалению, конкретные формы осуществления этого положения и решения по каждому отдельному региону Учредительное собрание выработать не успело. Только после его разгона некото-

рые (не все!) национальные окраины в 1918 г. пошли по пути отделения от России. В истории государственного устройства нашей страны начинался совершенно новый этап -советская федерация.

1. Украинский съезд // Утро России. 1917. 7 апр. С. 3.

2. Украинский съезд // Киевлянин. 1917. 8 апр. С. 4.

3. Файзрахманов А.Ш. К вопросу о Съезде представителей народов России в сентябре 1917 года // Россия и мир (Пермь, 28 января -3 февраля 2008 г.): материалы. Пермь, 2008. С. 106-109.

4. Съезд белорусских общественных деятелей // Речь. 1917. 29 марта. С. 4.

5. Сташкевич Н.С. Приговор революции. Крушение антисоветского движения в Белоруссии (1917-1925). Мн., 1985. С. 145.

6. Есауленко А. С. Социалистическая революция в Молдавии и политический крах буржуазного национализма (1917-1918). Кишинев, 1977. С. 167.

7. Речь. 1917. 14 июля. С. 5.

8. Революция и национальный вопрос. Документы и материалы по истории национального вопроса в России и СССР в XX в.: в 4 т. Т. 3. 1917 год. Февраль-октябрь / сост. И. Левин, Е. Драбкина; под ред. С.М. Ди-манштейна. М., 1930. С. 248

9. Программа Мусульманского исполнительного комитета // Голос татар. 1917. 22 июля. С. 1.

10. Кавказский мусульманский съезд // Баку. 1917. 23 апр. С. 2.

11. 16. IV Съезд туркестанских мусульман в Ташкенте // Каспий. 1917. 30 апр. С. 6.

12. Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918). Горская республика (1918-1920). Документы и материалы / отв. ред. А.И. Османов; сост. Г.И. Кага-санов и др. Махачкала, 1994. С. 123.

13. Давлетшин Т. Советский Татарстан. Теория и практика ленинской национальной партии: в 2 ч. Ч. 1. Казань, 2002. С. 113.

14. Революция и бурят-монголы. Иркутск, 1921. С. 5.

Поступила в редакцию 9.04.2010 г.

UDC 94(45+57)

RUSSIAN FEDERATIVE SYSTEM'S ISSUES IN NATIONAL CONVENTION'S SOLVING IN 1917 Airat Shamilevich Faizrakhmanov, Kazan State University named after V.I. Ulyanov-Lenin, Kazan, Russia, Postgraduate Student of Russian History Department, e-mail: f.airat85.85@ mail.ru

This article considers the activities of national congresses of Russia in 1917.Their resolutions regarding federal form of government and the principles of establishing of national autonomies are analyzed.

Key words: problem of state structure, federation, national conventions, national question, national territorial autonomy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.