Научная статья на тему 'Вопросы экономического сотрудничества в контексте англо-американских отношений в 1998-2008 гг'

Вопросы экономического сотрудничества в контексте англо-американских отношений в 1998-2008 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / АНГЛОАМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ТОРГОВЛЯ / COOPERATION / TRADE POLICY / THE ANGLO-AMERICAN RELATIONS / TRANSATLANTIC MARKET / TRADE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Балаян Арам Валерьевич

В XX начале XXI в. все большее значение в международных отношениях, наряду с военными и политическими факторами, приобрела экономическая составляющая. Главным инструментом в этой системе координат является политика региональной интеграции с выделением центра. Такая политика нацелена на продвижение национальных интересов и обеспечения национальной безопасности путем финансово-экономического доминирования в регионе и мире в целом. Таким образом, учитывая все условия динамики развития трансатлантического региона, центральные позиции в интеграционных процессах заняли США и Великобритания. Показательно, что эти страны активно применяли весь инструментарий интеграции в ходе реализации своих инициатив в 1997-2008 гг., поскольку именно данный период в мировой политике стал индикативным рубежом как в военном, так и в экономическом отношении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ECONOMIC COOPERATION IN THE CONTEXT OF ANGLO-AMERICAN RELATIONS IN 1998-20081

In the XX century -the beginning of the XXI century an economic component, along with military and political factors, assumed ever greater importance in the international relations. The main tool in this system of coordinates is the policy of regional integration with its centre allocation. Such policy is aimed at advancing national interests and promoting national security by means of financial and economic domination in the region and in the world as a whole. Thus, considering all conditions of dynamic development of transatlantic region, the USA and the UK are on the central positions in integration processes. It is significant these countries actively applied all tools of integration during realization of their initiatives in 1997-2008, as the given period in the worldwide policy became an indicative boundary both in military and economic respect.

Текст научной работы на тему «Вопросы экономического сотрудничества в контексте англо-американских отношений в 1998-2008 гг»

УДК 339.9 (420) (7/8) “1998/2008”

Балаян Арам Валерьевич

аспирант кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Кубанского государственного университета тел.: (918) 467-78-79

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ АНГЛО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 1998-2008 ГГ.

Balayan Aram Valerievich

post-graduate student of the chair of new, newest history and international relationships, Kuban State University tel.: (918) 467-78-79

ISSUES OF ECONOMIC COOPERATION IN THE CONTEXT OF ANGLO-AMERICAN RELATIONS IN 1998-2008

Аннотация:

В XX - начале XXI в. все большее значение в международных отношениях, наряду с военными и политическими факторами, приобрела экономическая составляющая. Главным инструментом в этой системе координат является политика региональной интеграции с выделением центра. Такая политика нацелена на продвижение национальных интересов и обеспечения национальной безопасности путем финансово-экономического доминирования в регионе и мире в целом. Таким образом, учитывая все условия динамики развития трансатлантического региона, центральные позиции в интеграционных процессах заняли США и Великобритания. Показательно, что эти страны активно применяли весь инструментарий интеграции в ходе реализации своих инициатив в 1997-2008 гг., поскольку именно данный период в мировой политике стал индикативным рубежом как в военном, так и в экономическом отношении.

Ключевые слова:

сотрудничество, торговая политика, англоамериканские отношения, трансатлантический рынок, торговля.

The summary:

In the XX century -the beginning of the XXI century an economic component, along with military and political factors, assumed ever greater importance in the international relations. The main tool in this system of coordinates is the policy of regional integration with its centre allocation. Such policy is aimed at advancing national interests and promoting national security by means of financial and economic domination in the region and in the world as a whole. Thus, considering all conditions of dynamic development of transatlantic region, the USA and the UK are on the central positions in integration processes. It is significant these countries actively applied all tools of integration during realization of their initiatives in 1997-2008, as the given period in the worldwide policy became an indicative boundary both in military and economic respect.

Keywords:

cooperation, trade policy, the Anglo-American relations, transatlantic market, trade.

Вопросы развития экономического сотрудничества занимают особое место в системе двусторонних отношений США и Великобритании. Фактически можно сказать, что именно обеспечение прочной кооперации финансовых и экономических интересов обеих стран стало главным вектором в реализации Лондоном и Вашингтоном всего экономического комплекса политики трансатлантического сотрудничества.

Прежде всего необходимо обратить внимание на тот факт, что специфика внешнеполитических маневров Великобритании и США определяет статус их торговых контактов. В рамках развития «особых отношений» интенсивное торговое взаимодействие между государствами никем не оспариваются и каждое имеет статус наиболее выгодного партнера для другого. Такой концептуальный подход позволяет укрепить политические механизмы влияния на процессы, связанные с обеспечением интересов двух стран не только в секторе североатлантического сотрудничества, но и в других регионах мира. Эта интерпретация партнерства представляется перспективной, однако возникает множество вопросов, связанных с развивающейся структуры трансатлантических отношений. С одной стороны, происходит процесс лоббирования Трансатлантического соглашения о свободной торговле (ТАФТА). Вслед за Маргарет Тэтчер в 2000 г. Энтони Блэр поддержал эту идею в связи с тем, что «при данной модели сотрудничества Великобритания приобретает роль связующего звена, соединяющего обе стороны Атлантики. Эта позиция соответствует роли Германии, которая стала связующим блоком между странами Западной и Восточной Европы» [1, р. 138].

Можно констатировать, что реализация совместной торговой политики США и Великобританией и защита экономических интересов сводится к уничтожению всех трансатлантических тарифных и нетарифных барьеров, что означает увеличение совокупного объема торговли в региональном разрезе [2].

Анализ ситуации в области поддержки трансатлантического соглашения основывается не только по направлению стимулирования торговли. Большая часть политиков в Лондоне и Вашингтоне склонны придавать политической составляющей этого соглашения настолько же большое значение, как и финансово-экономическому блоку вопросов. Это связано с тем, что соглашение будет

являться еще одним связующим звеном между Соединенными Штатами и Великобританией, кроме того, документ и сами принципы сотрудничества могут стать недостающим компонентом англоамериканских отношений. Такой подход снимет вопрос сохранения в мировой экономической системе дихотомии США - Европа [3, р. 75].

В процессе обсуждения хода реализации соглашения в 2001-2003 гг. имели место некоторые расхождения во мнениях. Сторонники единого трансатлантического рынка считали, что он будет выполнять функции «экрана» для двустороннего сотрудничества ЕС и США в приоритетных областях, к которым относится взаимное признание стандартов и комплексная работа таможенных органов [4]. При этом сторонники интеграционного подхода полагали, что Европа и Соединенные Штаты должны прилагать существенные усилия к снижению и в дальнейшей перспективе к ликвидации нетарифных барьеров, которые снижают эффективность трансатлантической торговле. Главной задачей они видели создание режима свободной торговли [5, p. 216].

Тони Блэр и до избрания на пост премьер-министра и после также декларировал: «Я полностью поддерживаю сотрудничество США и ЕС в области устранения всех нетарифных барьеров в Атлантике с целью создания нового Американо-Европейского сообщества» [6, р. 46].

После того, как трансатлантический вопрос и его роль в системе англо-американского сотрудничества, были вынесены на повестку дня на саммите 2004 г. в Брюсселе, речь шла уже не о ТАФТ, а о «новом трансатлантическом рынке», на котором отсутствуют барьеры, препятствующие обороту товаров и капитала между Европой и США [7].

Такие точки зрения различных официальных лиц не являются основанием для оценки политики в целом с позиций одобрения трансатлантического соглашения (ТАФТ). Скорее существующие разногласия свидетельствуют о том, что переговорный процесс имел длительный характер. Главной задачей таких соглашений о свободной торговле является модернизация тарифной политики, которая происходила на данном этапе в трансатлантическом пространстве. В случае с отношениями между США и Великобританией - такое соглашение закрепляло сложившуюся ситуацию. Основываясь на анализе ситуации, можно говорить, что для трансатлантического пространства в изучаемый период основной проблемой являлись в меньшей степени технические или правовые барьеры, а скорее несовместимость стандартов политизированность самого процесса. Такое суждение подтверждается заявлением президента США Дж. Буша: «Трансатлантическое соглашение - это не экономическая система мер, а скорее политика» [8].

Мелкие политические разногласия о моделях реализации единой торговой политики при наличии концептуально согласованных принципов являются серьезным препятствием для организации свободного рынка на практике, поскольку зачастую они не результат правительственной политики, а навязаны самим рынком. В этом смысле показательно то, что на данный процесс оказывают существенное влияние представители бизнеса США и Великобритании, способные влиять не только на экономические, но и на политические процессы в этих странах. Правила и стандарты, навязанные такими компаниями, как правило, оказывают значительное влияние на вопросы доступа на рынок.

Соединенные Штаты фактически в системе трансатлантического сотрудничества доминируют и проявляют мало интереса к деталям торгового баланса. Статистика свидетельствует, что по основным позициям в 2005 г. США импортировали оружие с территории стран - европейских партнеров (и прежде всего Великобритании) на общую сумму 550 миллионов долларов. Объемы экспорта той же продукции из США составили 15,4 миллиарда долларов [9]. Приведенные показатели фактически остаются неизменными с 1995 г. [10] Правительство США объясняют это своим техническим превосходством в этом направлении. При этом европейские политики склонны считать, что в данном случае имеет место тенденция к «протекционизму». Однако в секторе услуг тарифы не оказывали в изучаемый период значительного влияния на торговлю [11, p. 3].

Можно сделать вывод о том, что в 1998-2007 гг. сотрудничество США и Великобритании в торгово-экономической сфере в основе своей имеет прочный фундамент. По всем признакам можно говорить, что именно двустороннее сотрудничество этих стран стало базой для формирования единого трансатлантического рынка, где Лондон и Вашингтон выступают как субъекты постоянные, остальные участники этого рынка в изучаемый период, фактически могли рассматриваться как «переменные», которые зависели от той конъюнктуры, которую навязывали США и Великобритания как в области политики, так и в практическом секторе - секторе рынка. Следует отметить, что даже введение евро и последующие колебания его курса внесли свои поправки, однако не привели к значительным изменениям [12, р. 29].

Ссылки: References:

1. Blair T. British trade and foreign policy // New York. 1.

Harper Collins, 2002.

2. Rifkind M. Transatlantic Free Trade. Speech to the 2.

British-American Business Council. London, 2008.

March 12.

3. Ibid. 3.

Blair T. British trade and foreign policy // New York. Harper Collins, 2002.

Rifkind M. Transatlantic Free Trade. Speech to the British-American Business Council. London, 2008. March 12.

Ibid.

4. Lang I. Europe and America-Natural Partners. Speech to the European Institute, Washington, DC, 2009. November 8.

5. Halliday F. The Middle East in International Relations. Power, Politics and Ideology. Cambridge, 2005.

6. Blair T. New Britain // London: Fourth Estate, 2005.

7. Santcr J. Britain's Rightful Placc // The Economist. 2001. May 10. P. 50-51.

8. Seitz R. Speech to the Pilgrims Society, London, 2007. April 19.

9. Worcester R. M. Attitudes to America, Americans, American Foreign and Defense Policy, and to American Multinational Companies in Britain // Paper presented to conference on «The American Presence in Britain» Institute of United States Studies, Regent's College, London, 2008.

10. Foreign & Commonwealth Office Country Profiles: USA. URL: wvw.fco.gov.uk\countrvprofiles\statistics\ trade\23587629.html

11. Leonard M. Public Diplomacy. London, 2008.

12. Harris R. The state of the special relationship // Policy review. 2007.

4. Lang I. Europe and America-Natural Partners. Speech to the European Institute, Washington, DC, 2009. November 8.

5. Halliday F. The Middle East in International Relations. Power, Politics and Ideology. Cambridge, 2005.

6. Blair T. New Britain // London: Fourth Estate, 2005.

7. Santcr J. Britain's Rightful Placc // The Economist. 2001. May 10. P. 50-51.

8. Seitz R. Speech to the Pilgrims Society, London, 2007. April 19.

9. Worcester R. M. Attitudes to America, Americans, American Foreign and Defense Policy, and to American Multinational Companies in Britain // Paper presented to conference on «The American Presence in Britain» Institute of United States Studies, Regent's College, London, 2008.

10. Foreign & Commonwealth Office Country Profiles: USA. URL: wvw.fco.gov.uk\countrvprofiles\statistics\ trade\23587629.html

11. Leonard M. Public Diplomacy. London, 2008.

12. Harris R. The state of the special relationship // Policy review. 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.