Научная статья на тему 'Вопросы эффективности менеджмента авиакомпаний в условиях глобального экономического кризиса'

Вопросы эффективности менеджмента авиакомпаний в условиях глобального экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / РАБОТОДАТЕЛЬ / РАБОТНИК / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MANAGEMENT / GENERAL AVIAION / EMPLOYER / EMPLOYEE / LABOUR RELATIONS / MUNICIPAL UNION / STRATEGIC PLANNING / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадхен Маркус Леонович

Статья посвящена проблемам некачественного менеджмента в организациях и предприятиях гражданской авиации России, поскольку с начала глобального экономического кризиса ухудшилось не только положение отрасли в целом, но и усилились негативные тенденции в авиационном менеджменте, что проявляется в ряде выявленных автором признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of efficiency of airlines management in the conditions of the global economic crisis

The author of the article considers certain theoretical and practical problems of strategic planning in the municipal unions: the necessity and importance of techniques and the methodology, the necessary conditions, the practice of applying the legislation in this field.

Текст научной работы на тему «Вопросы эффективности менеджмента авиакомпаний в условиях глобального экономического кризиса»

ДИСКУССИЯ: ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

УДК 658.114.3-057.17:656.7 ББК 65.375

М. Л. Бадхен

Вопросы эффективности менеджмента авиакомпаний в условиях глобального экономического кризиса

Статья посвящена проблемам некачественного менеджмента в организациях и предприятиях гражданской авиации России, поскольку с начала глобального экономического кризиса ухудшилось не только положение отрасли в целом, но и усилились негативные тенденции в авиационном менеджменте, что проявляется в ряде выявленных автором признаков.

Ключевые слова: менеджмент, гражданская авиация, работодатель,

работник, трудовые отношения.

Естественная открытость новой России для мирового опыта и новых технологий, ставшая следствием социально-экономических реформ и распада СССР, создала предпосылки и для изменений в гражданской авиации: распался Аэрофлот, стали разделяться

авиакомпании и аэропорты, перестала быть конкурентоспособной авиастроительная промышленность, появились новые собственники, не имеющие опыта работы в авиации, были приняты новые нормы эксплуатации воздушных судов на территории Европы и третьих стран, состарился отечественный авиапарк, появился рынок новых и поддержанных иностранных воздушных судов. Существовавшие в советское время технологии работы и обслуживания воздушных судов в гражданской авиации базировались на идеологии и реалиях социалистической экономики, где фактические затраты эксплуатантов самолетов экономического значения не имели, а полная и даже чрезмерная занятость была социальной нормой жизни. Замена советских воздушных судов на импортную технику влечет за собой и

естественную смену технологий эксплуатации и обслуживания воздушных судов. Например, поскольку иностранные воздушные суда с высокоавтоматизированной системой управления обслуживают только два пилота, становятся технологически невостребованными штурманы и бортинженеры, то есть налицо явное и объективное сокращение численности летного состава в авиакомпаниях и отрасли в целом. Технологические принципы технического обслуживания импортных воздушных судов закладываются непосредственно производителем и предусматривают в современных условиях другие, по сравнению с советскими, правила. Общее сравнение технологий таково: при советской системе требовалось большое количество средне- и высококвалифицированных инженеров и техников, которые самостоятельно выполняли работы различной квалификации и, в соответствие с законодательством, несли персональную уголовную ответственность за обеспечение безопасности полетов. Новые самолеты и новые технологии предполагают другую структуру профессиональной группы ИТП: небольшое количество

высококвалифицированных инженеров, несущих персональную ответственность за обеспечение безопасности полетов, и большое количество технического персонала, осуществляющих обслуживание воздушных судов по системе граунд-хендлинга под прямым руководством и ответственностью инженеров.

Все это, а также разнонаправленные социально-экономические процессы на постсоветском пространстве, обусловили

соответствующие тенденции практического менеджмента в организациях гражданской авиации ещё в докризисный период.

По нашим наблюдениям, смена собственников и менеджеров в 90-е годы в ряде отечественных авиакомпаний существенно ухудшила и общее положение дел в отрасли, поскольку к руководству пришли люди, не понимавшие как особенностей авиационной деятельности и её важности для нашей страны, так и ментальности её работников. Не будем спорить с тем теоретическим утверждением, что, зная только универсальные законы управления, можно одинаково эффективно управлять различными предприятиями и отраслями, однако почему-то в отрасли гражданской авиации этот принцип не срабатывает.

Примеров можно привести много, начиная с общеизвестной компании «Сибирь», которой владела семья финансистов и которая в результате универсального «финансового» управления была вынуждена уподобиться птице Феникс - быстро умереть, чтобы воскреснуть в лице компании с другим названием и нулевой кредитной историей.

Таким образом, на наш взгляд, основная ошибка большинства новых собственников и менеджеров авиакомпаний - это игнорирование специфических особенностей труда и персонала в отрасли ГА России, а также общее пренебрежение работниками как чем-то неодушевленным. По нашему мнению, такое отношение работодателей и есть истинное воплощение классовой идеологии, которое, по универсальным законам менеджмента, не может не вызвать противоположно направленного адекватного отношения работников, развивая, тем самым, уже не партнерские, а истинно классовые антагонистические отношения, которые, согласно той же теории управления, никогда и никому не приносят пользы.

При этом достаточно распространённым, к сожалению, стал не просто не всегда качественный и/или непрофессиональный менеджмент, относительно ряда российских авиакомпаний, на основании событий прошлого года и данных Генпрокураты, можно прямо говорить о злоупотреблениях со стороны собственников и менеджмента (Красэйр, Дальавиа и др.). В период мирового экономического кризиса эти тенденции усугубились.

Основными индикаторами такого «антикризиского» менеджмента являются, уже на первый взгляд, игнорирование особенностей и традиций труда в гражданской авиации, установление необоснованных норм труда, несоблюдение норм трудового законодательства, в том числе, в части социального партнерства, норм отраслевого тарифного соглашения, не заключение коллективных договоров, преследование профсоюзов и профсоюзных активистов, а также демпингование в тарифной политике, недобросовестная конкуренция, в том числе подключение административного ресурса для уничтожения конкурентов и т. п. Последнее мы наблюдали воочию в последние пять лет на примере

уже несуществующего авиапредприятия «Пулково» (бывший

Ленинградский авиаотряд). Другой пример: работа персонала на износ является для ряда новых российских авиакомпаний фактической нормой. Чрезмерная эксплуатация уже высококвалифицированного специалиста за небольшую прибавку к заработной плате в течение нескольких лет позволяет снизить отдельному предприятию свои издержки из-за разницы между его заработной платой и реальной отдачей, определяемой стоимостью его подготовки, за которую платило и государство, и сам работник и другие предприятия отрасли. Практика показывает, что по истечении не более пяти лет такой работы специалист в еще не пенсионном возрасте становится уже не годен к дальнейшей профессиональной деятельности в силу так называемого «синдрома выгорания» и дальнейшей инвалидизации. Недавние выступления в Брюсселе (11 октября 2009 г.) членов лётных экипажей авиакомпаний ЕС также имели своим предметом протест против некорректных норм труда для лётчиков, значительно снижающих общую безопасность полетов. В этом случае, однако, это вопрос менеджмента уже не уровне компаний, а на уровне Евросоюза, поскольку такие нормы устанавливала соответствующая комиссия ЕС.

Все вышеизложенное позволяет сделать выводы о тяжелом положении отрасли в плане качества менеджмента как на уровне компаний, так и на уровне отрасли. Между тем, именно сейчас, в условиях глобального экономического кризиса, можно и нужно предпринять определенные шаги для улучшения создавшегося положения, исходя исключительно из стратегических интересов государства, основной из которых можно сформулировать следующим образом: как можно более длительное существование безопасной, прогрессивной, конкурентоспособной, экономически эффективной, социально ответственной и социально мирной отрасли гражданской авиации России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.