Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ДОВЕРИЯ В ЭКОНОМИКЕ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ'

ВОПРОСЫ ДОВЕРИЯ В ЭКОНОМИКЕ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика совместного потребления / совместное использование / цифровые технологии / цифровая экономика / доверие / регулирование / sharing economy / sharing / digital technologies / digital economy / trust / regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.И. Горошкина

В статье рассматривается понятие «доверия», данный феномен раскрывается, как основной фактор существования и развития экономики совместного потребления. Также проанализировано, какие возраста испытывают больше доверия к экономике совместного потребления, какие относятся скептически. В работе приводятся основания, почему важно и необходимо компаниям, предоставляющим услуги и товары совместного использования, устанавливать доверительные отношения как со своим пользователем, так и с обществом в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е.И. Горошкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF TRUST IN THE SHARING ECONOMY

The article explores the concept of “trust”; this phenomenon is revealed as the main factor in the existence and development of the sharing economy. It also analyzed which age groups trust the sharing economy more and which are skeptical about it. The article provides reasons why it is important and necessary for companies providing shared services and goods to establish trusting relationships with both their users and society.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ДОВЕРИЯ В ЭКОНОМИКЕ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»

ВОПРОСЫ ДОВЕРИЯ В ЭКОНОМИКЕ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ Е.И. Горошкина, магистрант

Национальный исследовательский университет ИТМО (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOLЮ.24412/24П-0450-2024-5-1-Ш-П4

Аннотация. В статье рассматривается понятие «доверия», данный феномен раскрывается, как основной фактор существования и развития экономики совместного потребления. Также проанализировано, какие возраста испытывают больше доверия к экономике совместного потребления, какие относятся скептически. В работе приводятся основания, почему важно и необходимо компаниям, предоставляющим услуги и товары совместного использования, устанавливать доверительные отношения как со своим пользователем, так и с обществом в целом.

Ключевые слова: экономика совместного потребления, совместное использование, цифровые технологии, цифровая экономика, доверие, регулирование.

Экономика совместного потребления (ЭСП) или совместное использование товаров или услуг подразумевает социально-экономическую модель, которая предполагает отказ от имения собственности в пользу получения во временное владение необходимых ресурсов. Данная концепция обрела популярность за последние двадцать лет в связи широким распространением Интернета. Всемирное распространение сети позволило упростить взаимодействие между собой. Однако принцип работы ЭСП появился задолго до распространения глобальной сети: получение книг в библиотеке, одолжение телефон у соседей для совершения звонка, прокат фигурных коньков или свадебного платья - все это можно отнести к совместному потреблению.

Тенденция роста ЭСП может быть связана со многими факторами, одним из таких является изменение поведения потребителей в период экономического кризиса: фокус внимания нацелен не на качественные характеристики требуемых товаров, а на сокращение расходов с помощью их временной аренды. Также пандемия стала серьезным толчком к развитию ЭСП, когда люди были вынуждены искать новые способы удовлетворения своих потребностей. Несмотря на то, что данный период негативно повлиял на многие типы совместного использования товаров и услуг, исследование показало, что в России в 2020 го-

ду показатели шеринговой (шеринг (с англ. share - делиться) экономики выросли на 39%, что превысило 1 трлн руб. [1]. Экономика совместного использования продолжает развивать и сегодня, так, рынок совместной мобильности (временная аренда средств передвижения: каршеринг, кикшеринг, велошеринг и др.) в 2023 году составил 86 млрд рублей, а к 2028 году вырастет до 135 млрд рублей [2].

Феномен доверия является неотъемлемой частью жизни как человека, так и общества в целом, а применительно экономики совместного потребления доверие является ее основой. В рамках ЭСП формирование доверия несет особо важный характер, поскольку включает в себя множество факторов: риски, непредвиденные ситуации, отрицательный опыт и др. Рассмотрим доверие как феномен чуть ближе.

Понятие «доверие» исследовалось и раскрывалось во многих отечественных и зарубежных трудах. Существует большое разнообразие пониманий данного феномена, в зависимости от сферы деятельности автора. Выявить универсальное определение не представляется возможным, поскольку всегда под доверием подразумевают разные условия, обстоятельства и ситуации.

Общество постоянно развивается, социальные взаимоотношения усложняются, поэтому появилась необходимость расширить исследование феномена доверия, не

ограничиваясь стороной нравственности и морали. Понимание доверия в данной статье смещено в экономическую сферу, поэтому данный феномен будет рассматриваться в соответствующем контексте: со-

В контексте экономики совместного потребления формирование доверия имеет особо важную роль, поскольку предполагает взаимодействие на Интернет-площадках. Доверие в данном случае основывается на том, что незнакомые друг другу субъекты совершают сделки без прямого взаимодействия друг с другом. В рамках таких взаимоотношений доверие является ядром, поскольку ни одна из сторон не может быть до конца уверена каким образом будет вести себя вторая.

Доверие в рамках ЭСП объединяет два фактора - «риск» и «ожидания», которые связаны с сутью цифровой экономики, в том числе совместного потребления. Между риском и ожиданием есть взаимосвязь: чем значительнее степень осознания риска и неопределенного ожидания, тем ниже степень доверия со стороны потребителя. Следовательно, для поставщика товаров

циологическом, психологическом, экономическом и маркетинговом. Понятия «доверия», данные авторами различных сфер деятельности, представлены в таблице ниже [3].

или услуг в первую очередь важно создать условия, при которых уровень неопределенности будет снижаться, а доверие -расти [3].

Компаниям, предоставляющим товары и услуги совместного потребления, следует заботиться о лояльном отношении не только пользователей, но общественного мнения в целом. Организации, которым удалось построить доверительные отношения с населением, могут рассчитывать на поддержку общества в непредвиденных критичных ситуациях.

Сокрытие изъянов предлагаемой продукции поможет компании в получении прибыли только на короткий срок. С течением времени доверие клиентов снизится, поскольку недостатки станут очевидны для всех. Как следствие, расходы на компенсации только растут, а продажи и репутация компании снизятся, что приведет к

Таблица

Автор Сфера Понятие

Н. Луман Социологическая Механизм, который необходим для предупреждения конфликтов, связанными с двойственными социальными трансформациями во всех сферах жизнедеятельности, понижающем социальные риски и обеспечивающем постоянство общественной жизни.

А. Селигмен Механизм поддержания ожиданий людей в ситуации ролевой неясности в результате усложнения общества.

Т. Парсонс Ожидание общества, что все поступки его участников будут позитивно воздействовать на состояние этого общества, поддерживая его единым.

Ф. Фукуяма Психологическая Чувство надежности и безопасности, ощущаемое человеком по отношению к объектам (вещам) и субъектам (людям) окружающего мира и сформированное на вере в их положительный характер.

Э. Усланера Стратегические чувство, которое случается из личного опыта и является ситуационным, то есть оно строится на предшествующем позитивном опыте взаимодействия и на ожидании определенных действий от партнера.

Кеннет Эрроу Экономическая Важнейший фактор не только функционирования экономики, но и ее развития, который определяет эффективность экономических взаимоотношений, а его недостаток может препятствовать развитию экономики в целом. Доверие - фундаментальная экономическая категория, экономический ресурс и инструмент, фактор долгосрочного экономического роста.

Д. Гамбеттта Маркетинговая Готовность быть уязвимым в неясной ситуации, в условиях, когда доверитель ожидает, что поступки партера будут выгодны или, по крайней мере, не причинят ущерба.

Майера, Дэвиса и Шурмана Готовность одной из сторон быть уязвимой к действиям другой стороны, исходя из ожидания того, что другая сторона реализует обусловленное действие, существенное для доверителя, независимо от способности контролировать эту иную сторону.

большей потере дохода, чем признать недочеты и быть открытым со своим пользователем.

Кроме доверия, важнейшим факторов существования экономики совместного потребления является репутация той или иной компании. Репутация влияет на то, кто обладает влиянием и доверием. Асимметричность информации может негативно влиять на репутационный капитал компаний. Под асимметричностью информации понимается несоответствие и несхожесть данных между участниками системы. В качестве мер решения этой проблемы применяются различные механизмы: установление личности пользователя, страхование, система обратной связи. Репутация различных сервисов выстраивается на основе оценки аккаунтов и отзывов пользователей. Вышеупомянутые механизмы имеют общий посыл - уменьшение рисков для каждого участника системы

[4].

Кроме того, в ходе анализа различных исследований [5, 6, 7] было выявлено, что на доверие клиентов экономики совместного потребления в большей мере влияет пользовательский опыт. Однако были обнаружены различия отношения к ЭСП среди людей различных возрастов, которые разделены согласно теории поколений X, У, 2. По результатам исследования выявлено, что:

1) наиболее скептичное отношение к ЭСП у поколения 2;

2) лояльнее всех остальных к использованию ЭСП относится поколение У;

3) поколение X имеет сложности с использованием средств совместного потребления, а также ценностью для них является их собственность.

В обществе бытует мнение, что сервисами экономики совместного потребления пользуются в основном молодое поколение (2), однако в вышеупомянутом исследовании обнаружено несоответствие данному суждению. Связано это может быть со следующими факторами, которые пози-

тивно и негативно влияют на доверие пользователей: позитивно - личный опыт, отзывы и рейтинги, мнение родственников и знакомых, внешний вид товаров, интерфейс сайтов, новости в СМИ; негативно -личный негативный опыт пользователя, негативные отзывы пользователей услуг, стоимость услуг, внешний вид товаров, сложность использования приложения или сайта, негативные отзывы в СМИ.

Компаниям экономики совместного потребления важно исследовать лояльные группы, поскольку это позволит совершенствовать механизмы удержания активных пользователей, а также привлечения новых клиентов, что приведет к большему развитию данной сферы.

Изучение факторов, которые определяют мнение клиентов относительно сервисов совместного потребления, позволит:

- изменить маркетинговую стратегию компании в зависимости от взгляда к участию в ЭСП каждой группы, что приведет к улучшению взаимодействия с потребителями;

- сократить расходы на маркетинговое продвижение с помощью использования каналов и средств, релевантных лояльным группам;

- устранять факторы, которые могут негативно сказываться на пользовательском опыте определенного типа клиента.

Таким образом, комфорт и экономия представляются как основа формирования современной модели экономики совместного потребления, однако развитие данного сектора может быть только благодаря доверию. Это важнейший фактор, который дает нам чувство уверенности при взаимодействии с сервисами экономики совместного потребления. Однако в ходе анализа было выявлено, что многие группы людей скептично относятся к ЭСП, поскольку правовое регулирование данной сферы, нормы и правила все еще находятся на стадии разработки, что представляет отдельный научный интерес и станет объектом будущих исследований.

Библиографический список

1. Российская Шеринг-Экономика перешагнула за триллион. РАЭК. - 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raec.ru/live/raec-news/12143/ (дата обращения: 26.04.2024).

2. Исследование рынка совместной мобильности и каршеринга в России. Группа компаний Б1 - 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://b1.ru/analytics/b1-car-sharing-in-russia-survey/ (дата обращения: 03.05.2024).

3. Ойнер, О.К. Доверие в экономике совместного потребления: факторы формирования и инструменты обеспечения / О.К. Ойнер, Н.В. Кравченко // Вестник Академии знаний. -2023. - № 4(57). - С. 209-214.

4. Батырева, М.В. Экономика совместного потребления как социально-экономическая модель / М.В. Батырева, Д.Ю. Агафонова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2022. - Т. 8, № 2(30). -С. 81-105. - DOI 10.21684/2411-7897-2022-8-2-81-105.

5. Антонова Н. и др. Выявление поколенческих различий в решении потребителей использовать шеринговые сервисы в России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2020. - № 4. - С. 146-180.

6. Ребязина В. А., Березка С. М., Антонова Н. Г. Отношение потребителей к экономике совместного потребления в России // Российский журнал менеджмента. - 2020. - Т. 18. -№ 2. - С. 255-278.

7. Иванова Я.С., Антонюк В.П., Тюриков А.Г. Доверие студенческой молодёжи к транспортной экономике совместного потребления // Уровень жизни населения регионов России. - 2023. - Т. 19. - № 2. - С. 272-283.

ISSUES OF TRUST IN THE SHARING ECONOMY

E.I. Goroshkina, Graduate Student ITMO University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article explores the concept of "trust"; this phenomenon is revealed as the main factor in the existence and development of the sharing economy. It also analyzed which age groups trust the sharing economy more and which are skeptical about it. The article provides reasons why it is important and necessary for companies providing shared services and goods to establish trusting relationships with both their users and society.

Keywords: sharing economy, sharing, digital technologies, digital economy, trust, regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.