Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ВОПРОСЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ / SOCIAL ECONOMY / HEALTH SYSTEM / MEDICAL INSTITUTIONS / BUDGETARY ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынова А.А.

В статье рассматриваются проблемные вопросы финансирования современной системы здравоохранения в России. Проводится анализ факторов влияющих на этот процесс и существующего порядка бюджетного учета в медицинских учреждениях с научных позиций. Обосновывается и подчеркивается необходимость уточнения нормативной базы, ее антикоррупционной роли и решения рассматриваемых в исследовании проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF BUDGET ACCOUNTING IN THE SYSTEM OF HEALTH OF CONTEMPORARY RUSSIA

The article deals with the problematic issues of financing the modern healthcare system in Russia. An analysis is made of the factors influencing this process and the existing order of budget accounting in medical institutions from a scientific point of view. The need for clarifying the regulatory framework, its anti-corruption role and addressing the problems addressed in the study is substantiated and emphasized.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 336.1

Мартынова А.А. студент магистратуры Сибирский государственный университет путей сообщения

Россия, г. Новосибирск ВОПРОСЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы финансирования современной системы здравоохранения в России. Проводится анализ факторов влияющих на этот процесс и существующего порядка бюджетного учета в медицинских учреждениях с научных позиций. Обосновывается и подчеркивается необходимость уточнения нормативной базы, ее антикоррупционной роли и решения рассматриваемых в исследовании проблем.

Ключевые слова: социальная экономика, система здравоохранения, медицинские учреждения, бюджетный учет.

Martynova A.A.

Master

Siberian State University of Railway Transport

Russia, Novosibirsk QUESTIONS OF BUDGET ACCOUNTING IN THE SYSTEM OF HEALTH OF CONTEMPORARY RUSSIA

Annotation. The article deals with the problematic issues of financing the modern healthcare system in Russia. An analysis is made of the factors influencing this process and the existing order of budget accounting in medical institutions from a scientific point of view. The need for clarifying the regulatory framework, its anti-corruption role and addressing the problems addressed in the study is substantiated and emphasized.

Keywords: social economy, health system, medical institutions, budgetary accounting.

В настоящее время основным составляющим элементом социальной экономики принято считать здоровье нации. Стабильность экономического роста не предполагается возможной, если в должной мере не решаются вопросы, связанные со здравоохранением, не имеют место быть инвестиции в человеческий капитал. Вследствие существования теории человеческого капитала, инвестиции в человека стали отмечать как источник экономического роста. Отметим, что человеческий капитал - это не просто трудовые ресурсы в узком смысле этого слова. Человеческий капитал подразумевает под собой способность людей принимать участие в процессе производства, с помощью интеллектуальных возможностей, практических навыков, которые были получены ими в процессе практической и образовательной деятельности.

К одним из главных факторов сохранения человеческого капитала следует отнести деятельность сферы здравоохранения. С помощью определенной модели функционирования данной отрасли можно регулировать выполнение соответствующих задач. Степень удовлетворенности населения в получении медицинского обслуживания может варьироваться в зависимости от таких факторов, как высокая степень профессионализма медицинского персонала, возможность получения медицинской услуги по наименьшей стоимости, если это касается коммерческих медицинских учреждений. Но стоит отметить, что поддержание здоровья становится все более проблематичным, ввиду того, что все реже принимаются во внимание такие внешние факторы, как экономические и экологические, которые оказывают немаловажную степень влияния на состояние людей.

Экономическая обстановка в области здравоохранения, которая была создана в России, является недостаточно развитой в силу того, что ослаблено государственное правовое регулирование охраны здоровья населения. Также немаловажными представляются факторы ненадлежащего финансирования, неисполнения целевых программ на федеральном уровне в области здравоохранения [3].

Для того, чтобы представлялось возможным формирование обоснованных управленческих решений и поиск более эффективных способов и методов осуществления государственных функций и задач, в России начал стремительно развиваться бюджетный учет, также он стал более приближен к бухгалтерскому учету коммерческих предприятий. Порядок бюджетного учета государственных медицинских учреждений представляется наиболее сложным и трудоемким, так как они получают денежные средства из различных источников (централизованные финансовые ресурсы независимо от поступлений бюджета, так и частных, осуществляющих выплаты исключительно в рамках целевого финансирования). Кроме того, необходимость совершенствования модели финансирования здравоохранения в России определяется и несовершенством распределения финансовых ресурсов через единственного главного распорядителя, поскольку нормативный метод финансирования не во всех случаях учитывает реальные потребности конечных получателей финансовых ресурсов [4].

С учетом выделенных особенностей финансирования здравоохранения предлагается определить его как урегулированную правовыми нормами финансовую деятельность, предполагающую формирование централизованных фондов, как государственных, создающих централизованные финансовые ресурсы независимо от поступлений бюджета, так и частных, осуществляющих выплаты исключительно в рамках целевого финансирования. Централизованные фонды действуют с учетом предполагаемого объема расходов в рамках государственной модели и страховой модели в рамках частного финансирования, поскольку

потребность в финансировании является предполагаемой. Выплаты осуществляются при наступлении страхового случая, но в рамках государственного финансирования также покрываются затраты на функционирование государственного здравоохранения в целом [2].

В системе бухгалтерского учета факты хозяйственной деятельности должны быть отражены по принципу преобладания сущности экономических явлений над их формой. К примеру, возникновение рисков при оказании медицинских услуг приводит к необходимости разработки учетного и аналитического обеспечения управления ими, а это, как правило, может быть достигнуто за счет осуществления предупредительных организационных и технических мероприятий, создания фондов риска, самострахования и т.п.

Если оценивать степень достаточности нормативно -правового обеспечения бюджетного учета в медицинских организациях, то необходимо учитывать положения отраслевого (специализированного) законодательства о здравоохранении. В ходе проведенного анализа, представилось возможным сделать вывод о том, что правительство нашей страны в течение продолжительного периода времени не смогло полностью устранить недостатки той системы здравоохранения, которая существует в настоящее время. Организационно-правовая модель медицинской политики не способна обеспечить население гарантийным медицинским обслуживанием, а также не может отслеживать степень удовлетворенности граждан от получения медицинских услуг. Также отметим, что действующие федеральные законы в сфере здравоохранения практически не взаимодействуют с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» [1], а вопросы репродуктологии человека регулируются только лишь приказами Министерства здравоохранения РФ. Существует объективная потребность в принятии нормативных актов, которые способствовали бы регулированию прав пациентов и ужесточении степени ответственности медицинского персонала.

Организация бюджетного учета в здравоохранении также не может получить развитие вследствие того, что Инструкция по бюджетному учету предусматривает только основные аспекты и наиболее известные проблемы бюджетной бухгалтерии. Поэтому стоит более детально рассмотреть предложение о необходимости разработки стандартов бюджетного учета, которые будут уточнять учет тех или иных объектов [6].

Как известно, бюджетные учреждения также не имеют собственного капитала, поскольку единственным их собственником является государство. На наш взгляд, любой учредитель, в том числе и само государство, должно располагать информацией о величине собственного капитала в организации. При этом собственник имеет возможность осуществлять вложения в деятельность любого предприятия не только денежными средствами, но и любыми другими активами (например, в большинстве медицинских учреждений имеют место централизованные поставки оборудования,

медикаментов и т.п.). В бюджетной сфере деятельности, несомненно, наблюдаются более специфичные отношения, проявляющиеся в том, что государство осуществляет финансирование учреждений по определенным статьям расходов.

По нашему глубокому убеждению, в бюджетном учете необходимо отражать информацию о вложенном государственном капитале на основании финансирования расходов из бюджетов различных уровней.

Как видится, схема учета доходов и расходов в бюджетном учреждении определяется именно источником финансирования. Зачастую медицинские учреждения финансируются сразу из нескольких бюджетов. При этом при отражении данных операций в системе бюджетного учета возникают проблемы, связанные с тем, что ряд кодов бюджетной классификации расходов для разных уровней бюджета совпадает, что затрудняет строгий учет финансовых потоков.

Как известно, в рамках одного медицинского учреждения могут иметь место финансовые потоки, относящиеся к федеральному бюджету, бюджету субъекта Российской Федерации и муниципальному бюджету.

Поэтому на сегодняшний день актуальным является и то, что зачастую информация о текущем санкционировании расходов бюджетов различных уровней в учете не является прозрачной, как требуют того принципы бухгалтерского учета. Более того, в случае необходимости, выборка таких сведений из общей системы учета не будет носить оперативный характер [7].

В настоящее время государственные и муниципальные учреждения за счет только бюджетных средств не могут обеспечить оказание необходимого уровня медицинских услуг населению из-за нехватки денежных средств. Возникший дефицит финансирования здравоохранения и неудовлетворение фактических потребностей в медицинской помощи способствуют расширению сферы платных медицинских услуг во всех их видах.

Поэтому медицина получила коммерческое развитие, как и многие другие сферы услуг (транспорт, культура, туризм, бытовое обслуживание и др.), в которых граждане имеют право выбора вида и способа предоставления той или иной услуги.

Платные медицинские услуги выступают гарантией реализации прав пациента, которая основывается на положениях подзаконных актов. Именно они регламентируют оказание платных медицинских услуг.

Как отмечалось, оказание платных медицинских услуг является гарантией реализации права потребителя на получение той медицинской помощи, которую он хотел бы получить и на удобных ему условиях. В связи с этим государственные и муниципальные учреждения предоставляют потребителю право выбора между платной и бесплатной медициной, главное здесь - не допустить замещения бесплатных услуг платными в личных корыстных целях руководителей этих учреждений. Здесь уже можно говорить о коррупционных рисках, присущих этому процессу, как в мировой практике [8], так и в российской [9].

Есть и другие нерешенные задачи и проблемы организационно -правового, методического и практического характера [5]. В силу этого организация бюджетного учета в системе здравоохранения в России характеризуется сегодня как малорезультативная.

В связи с этим следует особо отметить, что для построения действительно эффективной системы бюджетного учета в системе здравоохранения в современной России необходимо решить приведенный круг задач и существующие в этой сфере обозначенные проблемы.

Использованные источники:

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 // СЗ РФ. 28.11.2011. № 48. ст. 6724.

2. Арыкбаев Р.К., Людоговская С.П. Роль медицинского страхования в финансировании здравоохранения в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 6. С. 11-14.

3. Илясова Е. Преимущества и недостатки основных моделей финансирования здравоохранения // В сборнике: Финансирование здравоохранения: проблемы и перспективы Студенческий круглый стол. Ответственный редактор Н.И. Дорожкина. Тамбов, 2014. С. 56-65.

4. Косов П.А., Гоманова Т.К. Основы формирования инновационности в управлении развитием системы финансирования здравоохранения в Российской Федерации // В сборнике: Наука. Технологии. Инновации сборник научных трудов: в 9 частях. 2016. С. 310-311.

5. Мартынова А.А., Дегтярева О.С. Налоговая политика 2015-2017 гг. Деофшоризация Российской экономики: обзор основных концепций / А.А. Мартынова, О.С. Дегтярева // Проблемы антикризисного управления и экономического развития (ПАУЭР - 2016). Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2017. С. 67-70.

6. Обухова О.В., Кадыров Ф.Н. Эффективные способы оплаты медицинской помощи в свете программы государственных гарантий // Менеджер здравоохранения. 2013. № 11. С. 6-14.

7. Терехова Э.В., Никулкина И.В. Проблемы финансирования здравоохранения РФ // Экономика и социум. 2015. № 2-4 (15). С. 767-770.

8. Шорохов В.Е., Савинов Л.В. Восприятие антикоррупционного опыта зарубежных стран как гарант прав человека в России // Сибирский международный. 2017. № 19. С. 170-173.

9. Шорохов В.Е. Правосознание как антикоррупционная категория // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 8. С. 50-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.