Научная статья на тему 'Вопросы автоматизации учебного процесса в условиях кредитной системы образования в институте экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции'

Вопросы автоматизации учебного процесса в условиях кредитной системы образования в институте экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СОВРЕМЕННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / АНАЛИЗ ДАННЫХ / БАЗА ДАННЫХ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ЦЕНТР РЕГИСТРАЦИИ И КОНСУЛЬТАЦИЙ / UNIFIED INFORMATIONAL SYSTEM / MODERN PROGRAMME PROVIDING / CREDIT SYSTEM OF EDUCATION / ANALYSIS OF INFORMATION / DATA BASE / ELECTRONIC DOCUMENTAL CIRCULATION / CENTER OF REGISTRATION AND CONSULTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаффаров Давронджон Каримович

В статье объектом научного анализа являются возможности электронного делопроизводства в Институте экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции в сфере систематизации документов, упрощения их поиска по данным указателям, достижения конечной цели приказов и других необходимых документов без сбора подписей и разъяснений. Подчеркивается, что внедрение единой информационной системы, обеспечиваемой современными компьютерными программами, является гарантом оперативного и своевременного выполнения задач на новом уровне. Автор статьи, предлагая пути и способы внедрения системы автоматизации учебного процесса в условиях кредитной системы образования, придерживается мнения, что эффективное применение информационной базы способствует экономии бумаги, времени и труда, а также созданию единой информационной системы и ведению точной статистики учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues Concerning Automatization of Educational Process under the Conditions of Credit System of Education in the Institute of Economy and Trade under the Tajik State University of Commerce

The object of scientific analysis and consideration is a potential of electronic clerical work in the institute of economy and trade under the Tajik State University of commerce for systemization of documents simplification of their search according to given indices, achievement of a final objective of decrees and other needed documents without collection of signatures and explications.The author lays an emphasis upon the fact that an inculcation of a unified informational systems provided with modern computer programmes is an insurance of operative and timely effectuation of goals at the new level. Offering the ways and means of the inculcation of automatization of an educational process system under the conditions of credit system of education the author keeps to the opinion that an effective application of informational base promotes to save paper, time and labour, as well as a creation of a unified informational system and administering ofprecise statistics of educational activities.

Текст научной работы на тему «Вопросы автоматизации учебного процесса в условиях кредитной системы образования в институте экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции»

УДК 378 Д.К.ГАФФАРОВ

ББК 74.58

ВОПРОСЫ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции)

На сегодняшний день большинство учебных, учебно-методических, научных и воспитательных документирований выполняются ручным способом, или с минимальным применением современных технологических средств обработки информации и существующего программного обеспечения.Исходя из этого можно сказать, что внедрение в учебный процесс высшего заведения информационной системы является одним из важных факторов, определяющих перспективу использования современных достижений мировой педагогической науки. Следует отметить, что реализация комплекса мероприятий по получению, накоплению,обработке, хранению и анализу данных является приоритетным направлением деятельности сотрудников, которая необходима для успешного функционирования вуза в условиях кредитной системы образования. Эта система образования характеризуется большими объемами информации по учебному процессу, которую необходимо оперативно обработать.

Такая постановка построения информационной системы современного вуза должна обеспечивать выполнение следующих задач:

- Создание центра по сбору, накоплению, хранению, обработке и анализу данных по текущему учебному процессу,что требуется для принятия эффективных управленческих решений по деятельности вуза;

- Создание первичных форм выходной информации по текущим и аналитическим отчетам, которые соответствуют для их обработки в автоматическом или полуавтоматическом режимах;

- Оперативное получение и предоставление необходимой информации,которая может быть использована контингентом вуза (абитуриенты, студенты, преподаватели).Информация должна содержать исчерпывающие данные по текущему учебному процессу;

- Разработка информационной системы в высшем учебном заведении должна быть основана на использовании современных образовательных технологий, аппаратных и программных средств;

- Разработка пакета прикладных программ, использующих эффективный алгоритм обработки информации,при соблюдении оптимального распределения образующихся информационных потоков;

- Создание интерфейса, который в удобной форме предоставляет пользователям возможности для получения учебных материалов в электронном виде;

- Разработка эффективного менеджмента вуза, основанного на современных методах управления персоналом;

- Создание автоматизированных систем для создания и ведения электронного архива документов.

Цели и задачи построения системы:

-повышение эффективности работы учебно-вспомогательного персонала;

-оперативность информирования руководства вуза;

-минимизация количества ошибочной информации в бизнес-процессах вуза

Компоненты автоматизированной системы управления вузом ИЭТ ТГУК созданы в соответствии с структурной схемой института и приведены в рисунке №1. (1, 8).

Программные подсистемы:

Учебные и рабочие планы, учебная нагрузка, расписание, приемная комиссия, деканат, подсистема администрирования.

Используемые средства для обеспечения надежности и безопасности функционирования информационных систем:Сервисное оборудование.

Серверное программно-целевое обеспечение.

Средства резервного копирования и архивирования. Технические и программные средства для проведения политики обеспечения безопасности и разграничения доступа к информации,в соответствии с уровнем конфиденциальности.

Подсистема «Учебные планы» Общая информация, которая включает следующие пункты: создание и редактирование электронных учебных планов;

создание и редактирование графиков учебного процесса;

ведение справочников специальностей, специализаций, дисциплин, кафедр и т.п.;

закрепление дисциплин за кафедрами;

формирование отчетов (учебных планов в «бумажном» виде, приказов);

экспорт учебных планов для организаций лицензирования и аккредитации.

Подсистема «Учебная нагрузка» / Общая информация

Определение общей нагрузки по кафедре в соответствии с учебным планом и закреплением дисциплин

Ведение справочников студенческого контингента, норм времени, профессорско -преподавательского состава

Распределение учебной нагрузки кафедры по преподавателям

Создание отчетов (общая, распределенная, вакантная нагрузка по кафедре)

Подсистема «Расписание» / Общая информация

Составление учебного расписания академических групп в соответствии с распределенной учебной нагрузкой;

Ведение справочника аудиторного фонда университета;

Проверка составленного расписания на корректность (отсутствие «окон»);

Создание отчетов (индивидуального расписания преподавателя, группы, расписания кафедры, факультета, университета).

Подсистема «Приемная комиссия» / Общая информация

Регистрация абитуриентов университета по номенклатуре специальностей, на которые ведется набор, в соответствии с присылаемой национальным центром тестирования при Президенте республики информацией о результатах централизованных вступительных экзаменов;

Хранение персональных данных абитуриента, перечня сданных абитуриентом документов;

Формирование комплекта документов для личного дела абитуриента;

Формирование выходных документов приемной комиссии и отчетов (протоколов заседания ПК, договоров с абитуриентами и т.д.).

Основным преимуществом системы является не прямая экономия ресурсов и времени, а

повышение качества работы вуза. Для вуза это возможность более эффективно решать задачи, реализовать возможность оперативного взаимодействия с различными субъектами, более прозрачное и оперативное управление.

В таблице 1 приведены основные модульные базы системы с основными возможностями каждого из них (1, 9-11 ;2)

Модульная база Доступ к базе данных

Ректор 1. Все приказы (зачисление, отчисление восстановление, перевод, 2. Просмотр данных и статистики: а) данные о студенте; б) данные о профессорско- преподавательском составе; в) данные об оплате; г) успеваемость студентов в разрезе: - предмета - группы - курса

Проректор по учебной работе 1. Расписание занятий 2. Просмотр данных и статистики: а) данные о студенте; б) данные о профессорско- преподавательском составе; в) данные об оплате; г) успеваемость студентов в разрезе: - предмета; - группы; - курса

Центр регистрации и консультации 1. Ведомости (экзаменационные, посещения, оценка) 2. Контроль ввода данных со стороны преподавателя 3. Формирование отчетов 4. Привязка группы к аудиториям

Отдел кадров 1. Ввод информации о преподавателе 2. Назначение кураторов 3. Приказы о назначении и увольнении 4. Приказы относительно сотрудников 5. Подготовка справок в военкомат 6. Просмотр данных о студенте 7. Просмотр успеваемости о студенте 8. Регистрация и выдача дипломов

Профессорско -преподавательский состав 1. Просмотр успеваемости студента относительно преподаваемой группы 2. Расписание уроков 3. Ведение журнала по предмету 4. Размещение объявлений 5. Подготовка курса лекций 6. Ответ на входящие вопросы 7. Вопросы студенту

Куратор 1. Назначение старост групп 2. Просмотр данных и статистики а) данные о студенте б) успеваемость студентов в разрезе - предмета - группы - курса

Кафедра 1. Нагрузка преподавателя 2. Просмотр статистики относительно предметов кафедры 3. Ввод информации о предмете

Приемная комиссия 1. Ввод персональных данных об абитуриенте 2. Ввод результатов экзамена

Студент 1. Просмотр успеваемости (оценка, пропуск занятий.) 2. Регистрация на элективных курсах 3. Расписание 4. Вопрос преподавателю 5. Просм отр объявлений

Бухгалтерия 1. Прием платежей от студентов

Учебный отдел 1 .Расписание 2. Назначения даты экзамена 3. Ввод данных о результате экзамена, зачета

Библиотека 1. Учет книг 2. Просмотр статистики

Таблица 1. Модули системы автоматизации учебного процесса

Ожидаемые результаты.С внедрением электронного документооборота в ИЭТ ТГУК огромные потоки бумажной документации примут и упорядоченную форму.

Любой документ сохранится в электронном виде вместе со своей историей и связями, а полнотекстовый поиск позволит быстро найти его по заданному параметру.

Система гарантирует, что любой приказ, распоряжение или иной организационный документ будет мгновенно доведен до целевой группы. Сотрудники не будут тратить время на исполнение обязанностей «посыльного», ожидание в приемных, сбор подписей и резолюций. Система избавит секретарей от необходимости напоминаний. Отговорки типа «забыл» или «не знал» с внедрением системы потеряют смысл. Автоматический подсчет статистики поручений выводет исполнительскую дисциплину на новый уровень.

Важную роль играет составляющая по управлению знаниями - возможность получить полный объем сведений по любому вопросу, проследив «жизненный цикл» документов, с ним связанных.

Это полезно как для руководителя при принятии управленческих решений, так и для вновь пришедшего сотрудника - быстро разобраться в структуре организации, получить доступ к данным, связанным с его работой, найти экспертов, поднять историю взаимоотношений с контрагентом независимо от давности срока и т.п. Таким образом, накопленные знания не остаются в умах отдельных сотрудников, а становятся собственностью всей организации.

Поэтому автоматизация управленческого документооборота должна рассматриваться руководством вуза как важная составляющая повышения эффективности управленческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аминов,И.А.Автоматизация управления процессом и качеством образования в вузе ALFA-XPress: Руководство пользователя программным обеспечением (Версия 2.0.1.5)/И.А.Аминов, Р.Р. Мирзоев ,И. Салим ов,Д.К. Гаффаров .-Худжанд,2012.-100 с.

2. Мирзоев,Р.Р.Опыт внедрения кредитной системы образования в ТГУК/Р.Р.Мирзоев//Материалы XVI сессии советов ректоров ВУЗов потребительской кооперации стран СНГ.-Душанбе,2012.-С.104-109 с.

Используемые программы и учебники:

1. Программа My SQL - Создание баз данных

2. Программа Apache - Сервер

3. PHP - Программатор (Инструмент программирование)

REFERENCES:

1.Aminov,I.A.Automatization Administering the Process and quality of education in the ALFA-XPress higher school:User's Guide in Software (version 2.0.1.5)/I.A.Aminov,R.R.Mirzoyev, I.Salimov,D.K.Gafarov.-Khujand,2012.-100 p.

2. Mirzoyev,R.R.The Experience of Inculcation of the Credit System of Education in TSUC/R.R.Mirzoyev//Materials of the XVI-th Session of the Councils of Higher School Rectors Referring to Consumer Cooperation of CIS Countries.-Dushanbe,2012.-P.104-109

Used programs and manuals: 1 .My SQL Program - Creating of Databases 2.Apache-Server Program. 3 .PHP-Programmator (programming tool)

Масъалахри худкорсозии раванди омузиш дар шароити низоми кредитии тахсилот (дар мисоли Донишкадаи ицтисод ва савдоиДонишгохи давлатии тицорати Тоцикистон Вожахои калидй: низоми ягонаи иттилоотй, таъмини барномауои муосир, низоми кредитии таусилот, таулили маълумотуо, базаи маълумотуо, коргузории электронй, маркази бацайдгирйва машварат. Дар мацола имконоти коргузории электронй дар Донишкадаи ицтисод ва савдои Донишгоуи давлатии тицорати Тоцикистон, ки циуати батартибдарории ууццатуо,осон гардонидани цустуцуи ощо аз руи нишондиуандауои додашуда, то ба мацсади нщой расонидани фармоишуо ва ё дигар ууццатуои лозима бе цамъоварии имзо ва тавзеуот, мавриди таулилу баррасй царор гирифтааст. Таъкид мешавад, ки цорй намудани низоми ягонаи мухобиравй, ки бо барномауои муосири комютерй таъмин мешавад,дарраванди таълим кафолати зуд ва дар сари вацт ицро намудани вазифауоро дар сатуи нав мууайё менамояд.Муаллиф роуу василауои цорй намудани низоми худкорсозии раванди таълимро дар шароити низоми кредитии омузиш пешниуод намуда, бар он аст, ки бо тадбици самараноки пойгоуи иттилоотй, сарфи цогаз, вацт ва меунат кам шуда, низоми ягонаи иттилоотй ва омори аницу равшани тамоми фаъолияти таълимйба даст меояд.

Вопросы автоматизации учебного процесса в условиях кредитной системы образования (на примере Института экономики и торговли Таджикского государственного

университета коммерции)

Ключевые слова: единая информационная система, современное программное обеспечение, кредитная система образования, анализ данных, база данных, электронный документооборот, центр регистрации и консультаций.

В статье объектом научного анализа являются возможности электронного делопроизводства в Институте экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции в сфере систематизации документов, упрощения их поиска по данным указателям, достижения конечной цели приказов и других необходимых документов без сбора подписей и разъяснений. Подчеркивается, что внедрение единой информационной системы, обеспечиваемой современными компьютерными программами, является гарантом оперативного и своевременного выполнения задач на новом уровне.

Автор статьи, предлагая пути и способы внедрения системы автоматизации учебного процесса в условиях кредитной системы образования, придерживается мнения, что эффективное применение информационной базы способствует экономии бумаги, времени и труда, а также созданию единой информационной системы и ведению точной статистики учебной деятельности.

Issues Concerning Automatization of Educational Process under the Conditions of Credit System of Education in the Institute of Economy and Trade under the Tajik State University of Commerce

Keywords: unified informational system, modern programme providing, credit system of education, analysis of information, data base, electronic documental circulation, center of registration and consultations

The object of scientific analysis and consideration is a potential of electronic clerical work in the institute of economy and trade under the Tajik State University of commerce for systemization of documents simplification of their search according to given indices, achievement of a final objective of decrees and other needed documents without collection of signatures and explications. The author lays an emphasis upon the fact that an inculcation of a unified informational systems provided with modern computer programmes is an insurance of operative and timely effectuation ofgoals at the new level.

Offering the ways and means of the inculcation of automatization of an educational process system under the conditions of credit system of education the author keeps to the opinion that an effective application of informational base promotes to save paper, time and labour, as well as a creation of a unified informational system and administering ofprecise statistics of educational activities. Маълумот дар бораи муаллиф:

Каффоров Давронцон Каримович, сармуаллими Донишкадаи ицтисод ва савдои Донишгоуи давлатии тицорати Тоцикистон (Чумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд),Е-та11:йаугоп]оп@ща11.гы Сведения об авторе:

Гаффаров Давронджон Каримович, старший преподаватель Института экономики и торговля Таджикского государственного университета коммерции (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: davronjon@mail.ru Information about the author:

Gafforov Davronjohn Karimovich, senior lecturer of the Institute of Economy and Trade under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Khujand),E-mail:davronjon@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.