Научная статья на тему 'Деятельностный подход в дистанционном обучении и открытое образование'

Деятельностный подход в дистанционном обучении и открытое образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ / КАМПУС / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ГИБКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯҳОИ ИТТИЛООТӣ / ТАҳСИЛОТИ ФОСИЛАВӣ / МОДЕЛ / ШАҳРАКИ ДОНИШГОҳӣ / ИНТЕРАКТИВ / ОМӯЗИШИ САРЕЪ / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / DISTANCE TUITION / MODEL / CAMPUS / INTERACTIVITY / FLEXIBLE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишанова С.Р.

В статье рассматривается дистанционное образование и деятельностный подход относительно внедрения его в жизнь современного таджикского общества, а также анализ проблем, связанных с данным процессом. Отмечается, что появление и активное размещение дистанционных форм обучения, которое базируется на сети интернет, является адекватным откликом систем образования во многих странах на происходящую в мире интеграции. Даётся сравнение уровня использования дистанционного образования в Таджикистане и других государствах и рассматривается деятельностный подход по внедрению дистанционного образования. В статье раскрываются свойства пяти поколений систем дистанционного образования, начиная от стандартного обучения до заочного обучения и сравнивается стандартное обучение с дистанционным обучением, раскрываются недостатки и преимущества этих видов образования, определяющих настоящее и будущее дистанционного образования. Это ускоряет обеспечение общенационального доступа к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставление условий для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующих потребностям развития экономики и гражданского общества в Таджикистане, базирующиеся на Web-технологиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Рӯйкарди фаъолият ба таҳсилоти фосилавӣ ва маорифи боз

The article dwells on the distance education and activity approach in regard to its inculcation into the life of modern Tajik society and the analysis of the problems associated with the relevant process as well. It is underscored that the emergence and active location of distance tuition forms which is grounded on the Internet network and is considered as an adequate response to education systems in many countries to what is happening in the world of integration. The author gives a comparison of the levels of using distance education in both Tajikistan and other countries and considers an activity approach towards an inculcation of distance education. The properties of five generations of distance education systems, beginning with standardized tuition up to extra-mural one are revealed. She compares standardized teaching with distance tuition, discloses lacks and advantages of these types of education determining both the present and the future of distance education. As the author deems it accelerates a provision of common national access to educational resources through extensive resorting to informational educational technologies, and proceeding from the assumption of the analysis, the author speaks about the conditions for the completest realization by citizens of their rights for education, which would correspond to the needs of economic development and civil society in Tajikistan basing on Web-technologies by their structure and quality.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход в дистанционном обучении и открытое образование»

УДК 371 С .А .ИШАНОВА

ББК 74.00

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ И ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Деятельностный подход к образованию возник около сорока лет назад. Он основывается на работах таких ученых, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн Б.Ц. Бадмаев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.И. Машбиц, З.А. Решетова, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Г.П. Щедровицки, Д.Б. Эльконин и др. На сегодня это уже законченная теория обучения, признанная во всем мире.

Деятельностный подход в психологии вообще основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, которая появляется в результате его взаимодействия с окружающим миром, и эта взаимосвязь заключается в решении для человека важных задач. Различные поступки и действия человека определяются какими-либо потребностями. Под потребностью человека понимается состояние человека, которое отражает его нужду в чем- либо, необходимом для его развития и существования.Человек не рождается с определенным взглядом на мир, это ему постепенно прививается старшим поколением. При этом существует два специально организуемых вида деятельности-воспитание и учение.

В этой статье мы рассмотрим учение. Деятельностный подход должен реализовываться и в учении, то есть процесс обучения мы должны рассматривать как деятельность. Для педагога это значит то, что он в процессе обучения должен передать опыт, общественно-историческую практику,он должен решить задачу формирования у обучаемых способности осуществлять деятельность. Следовательно, задача обучения - это деятельность, или действия и операции, при помощи которых они реализуются и которые направлены на решение специфических для учения задач.

Последние десять лет характерны скоростью обновляемых технологий, что приводит к необходимости соответственного образования в различных областях деятельности человека. Естественно, что и среднее образование, и обучение в вузе на сегодняшний день не отвечает данным стандартам.На сегодняшний день очень актуальна концепция непрерывного образования на протяжении жизни или как по-другому его называют, пожизненное образование. Поиск организационной структуры, которая соответствовала бы образовательным учреждениям (то есть образование для взрослых), и в свою очередь обеспечили бы «образование на всю жизнь», считается одной из главных проблем 21-го века. С развитием новейших технологий появилась острая необходимость усовершенствовать процесс образования.

Постоянные исследования в сфере компьютерной поддержки профессионального образования имеют на практике более чем 30-летнюю историю. За этот этап в учебных заведениях США, Франции, Японии, России и других государств было разработано большое количество различных конструкций, составленных с учетом образовательной необходимости и ориентированных на разные виды и поколения ЭВМ. Конечно, области применения таких систем гораздо шире. Это и большие промышленные предприятия, и гражданские и военные учреждения, которые ведут самостоятельную подготовку и переподготовку кадров. Кроме того, во многих развитых странах является стандартом снабжать работников новейшими машинами и компьютерными технологиями, а также различными другими системами, ускоряющими и облегчающими их работу. В некоторых зарубежных странах разработка «мягкого» компьютерного продукта учебного назначения (методических и различных программных обеспечений) считается очень дорогостоящей работой, так как имеет высокую научную и трудовую ёмкость, но в то же время и возможности совместной работы, позволяющей работникам стать более высококвалифицированными специалистами. Это относится и к преподавателям, и к психологам, а в особенности к преподавателям различных информационных специальностей (1,92-93).

Появление и активное размещение дистанционных форм обучения, которое базируется на сети Интернет,-это адекватный отклик систем образования во многих странах на происходящую в мире интеграцию и его движение к информационному обществу. В странах Европы и Северной Америки происходит активное внедрение данных технологий в ведущих университетах, которые предоставляют обширный спектр образовательных и дистанционных услуг. К примеру,

ассоциация виртуального обучения в Америке объединяет в себе более 5 тысяч учебных учреждений.

ЮНЕСКО утвердило проект по созданию распределённого университета, в котором основа обучения-это виртуальная среда вне зависимости от границ и без ограничения во времени, образование, которое на расстоянии даёт каждому учащемуся возможность получать государственное и международное образование. Надо отметить, что финансовое обучение такого образца намного дешевле по сравнению с традиционным образованием.

Несмотря на трудные экономические условия, Таджикистан не остаётся в стороне от вышеуказанных процессов. Разработка и анализ дистанционного образования в Таджикистане с каждым днем растет. Преподаватели и ученые вузов стараются проходить практику дистанционного образования в зарубежных странах, повышают квалификацию по дистанционному образованию, способствуьщая ускорению процесса внедрения этого вида образования в Таджикистане. Например, преподаватель Национального университета Гадоев А. участвовал в тренинге «Электронное обучение», который как проект проходил в Тбилиси, и в мае 2016 года выступил с отчетом в столице Таджикистана, где проводилась конференция, посвященная вопросам создания условий для внедрения электронного образования в Таджикистане.Надо отметить, что потребность внедрения дистанционного образования в Таджикистане огромна.Не хватает квалифицированных специалистов, во многих учреждениях-технического оборудования.Внедрение дистанционного образования должно решить большую часть данной проблемы.

Открытость и доступность открытого образования предполагает свободное поступление в высшее учебное заведение, как правило, без анализа исходного уровня знаний, а также без мучительных вступительных экзаменов, то есть дистанционное образование имеет политику «открытых дверей».

В основе дистанционного образования стоит свобода выбора студента и тесная связь студента с преподавателем. Что подразумевается под словом свобода выбора. Дело в том, что студент может выбирать преподавателя, а также в зависимости от своей занятости, студент может создавать свой личный график обучения. Таким образом, в зависимости от занятости, а также уровня успеваемости обучаемого, преподаватель будет планировать и проводить свои занятия. Следует заметить, что система «Открытого образования» ориентирована на массовость, общедоступность, независимо от социального статуса, территориального расположения, ограничения человека в гражданских правах и др.Эта система должна быть настолько разработана, чтобы «Открытое образование» было способно предоставить человеку разнообразие в образовательных услугах, которые позволили бы учиться непрерывно и обеспечить возможность получения современного уровня знаний. Подобное предложение даёт возможность учащимся создать ту образовательную траекторию, которая точно соответствует его профессиональным и образовательным запросам, где бы он территориально не находился.

Таким образом, должна быть сформирована такая конструкция, которая будет связывать учреждения между собой и, в свою очередь, обеспечит создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь программ, которые будут удовлетворять потребности населения. К тому же у специалиста появляется возможность многомерного движения в образовательно-профессиональном пространстве, развития через обучение и функционирование интенсивного и постоянного образовательного профессионального консалтинга.

Текущее состояние создаваемой системы «Открытого образования» пока ещё далеко от указанных перспектив.

Возможности дистанционного обучения в Таджикистане мы можем проанализировать на примере интернет уит университета. Насколько мы знаем это первый интернет университет в России,но его используют и в других странах, в том числе и в Таджикистане. Какие имеются возможности в Интуит университете.Этот интернет университет даёт возможность учащимся получать образование, повышать квалификацию, а также, после того как будет сдан тест, учащийся получит диплом в электронном виде.

Много лет уже университеты Европы в сфере открытого и дистанционного образования находят на переходящих позициях в использовании новых технологий и коммуникаций для увеличения доступа к возможностям подготовки и обучения. Модели дистанционного обучения, которые они используют, поэтапно эволюционируют и прошли-следующую стадии (2. 57-59): модель обучения по переписке, мультимедийная модель обучения, модель телеобучения, модель гибкого обучения.

Модель обучения по переписке - это система дистанционного образования первого поколения, которая имеет не только печатную основу, но и считается гибкой системой с точки зрения

времени, места и пространства. Эта система не имеет высокой интерактивности, но имеют хороший учебный материал и возможность его представления.

Мультимедийная модель является системой дистанционного обучения второго поколения, которая имеет печатную основу и считается гибкой системой с точки зрения времени, места и пространства. Система не имеет высокой интерактивности, но имеет хороший учебный материал и предоставляет его, но кроме этого, эта модель имеет различные аудиокассеты и видеозаписи, а также средства высокого уровня такие как компьютерное обучение и интерактивное видео.

Модель телеобучения - это система, которая связана с системой дистанционного обучения третьего поколения, она базируется на следующих технологиях: аудиосферизация, широковещательное пространство (ТВ/Радио), а также аудио-видеоконференции. Необходимо отметить, что эти системы строго привязаны к определённому времени, месту и пространству.

Модель гибкого обучения поддерживается системами дистанционного обучения четвёртого поколения. В этой модели в качестве доставки материала выступает интерактивный мультимедийный диалог, который имеет основу, и эта основа интернет, доступ к WWW-ресурсам и компьютерное взаимодействие.Данная модель обладает высокой интерактивностью, а также хорошо проработанным материалом (3.12-18).

И хотя в настоящее время многие вузы только начинают прорабатывать системы дистанционного обучения четвертого поколения, процесс эволюции идет стремительно, что приводит к тому, что начинает появляться пятая модель дистанционного обучения, поддерживающую так называемую модель интеллектуального гибкого обучения (4. 25-31).

Система дистанционного обучения пятого поколения основывается на всех четырёх поколениях, то есть это использование видеоконференций, интернет ресурсов, взаимосвязь на основе автоматизированных систем, мультимедийных диалогов и др. Эти системы интерактивны и предоставляют хороший и стандартный учебный материал.

Все вышеуказанные поколения опираются на компьютерное взаимодействие. Основой системы пятого поколения является разработка принимаемого интерфейса, портала кампуса, через который студенты, преподаватели и другие штатные сотрудники имеют возможность связываться с университетом, различными высоко-интерактивными способами.

Следует отметить, что системы первых трех поколений, а также системы четвертого поколения, опирающиеся на компьютерное взаимодействие, характеризуются переменной стоимостью, имеющей тенденцию к увеличению или уменьшению, напрямую связанной (часто линейно) с изменением объема активности. Например, в системах доставки второго поколения распространение пакетов материалов для самостоятельного обучения имеет переменную стоимость, изменяющуюся прямо пропорционально числу обучаемых студентов. В отличие от таких систем, системы дистанционного обучения пятого поколения обладают тенденцией к значительному уменьшению стоимости, связанной с обеспечением доступа к учережденческим процессам и онлайновому обучению отдельных пользователей.

Для успеха на появляющемся глобальном рынке пожизненного обучения университетам необходимо создать портал кампуса, который достигнет высокой степени интерактивности, взаимопонимания обучаемой и обучающей сторон и адаптивности, так не хватающей громадному большинству существующих Web-сайтов кампусов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Касьянова, Е.В. Адаптивные технологии дистанционного обучения/Е.В. Касьянова.- 2006.-№2.С.92-93.

2. Касьянова, Е.В. Моделирование знаний студентов в адаптивной системе дистанционного обучения/ Е.В. Касьянова.- 2007.-С.57-59.

3. Теория и практика дистанционного обучения. 2004.-С.12-18.

4. Taylor, J.C.Fifth generations distance education /J.C.Taylor // The 20th ICDE World Conf. on Open learning and Distance Education.-Diisseldorf, 2001, С.25-31.

REFERENCES:

1. Kasyanova, Ye.V. Adaptive Technologies of Distance Tuition. 2006. - #2. - pp. 92 - 93.

2. Kasyanova, Ye.V. Modeling Students" Knowledge in Adapted Distance Learning System. 2007. - pp. 57 - 59.

3. Theory and Practice of Distance Tuition. 2004. - Р. 12 - 18.

4. Taylor J.C. Fifth Generations Distance Education // The 20th ICDE World Conf. on Open Learning and Distance Education. — Düsseldorf, 2001.- Р. 25-31.

Руйкарди фаъолият ба таусилоти фосилави ва маорифи боз

Вожа^ои калиди: технологиями иттилооти, таусилоти фосилави, модел, шаураки донишгоуи, интерактиви, омузиши сареъ

Дар мацола масъалаи таусилоти фосилави ва руйкарди фаъолият вобаста ба ицрои он дар уаёти цомеаи муосири Тоцикистон, инчунин таулили масъалауои марбут ба ин раванд барраси карда мешавад. Цайд мешавад, ки зууур ва уузури шаклуои фаъоли таълими фосилави, ки бар пояи шабакаи интернет такя дорад, вокуниши мусбат ба низоми таълим дар бисёре аз кишваруоест, ки дар ин кор аз уамгирои кор гирифтаанд. Дарацаи истифода ва муцоисаи таусилоти фосилави дар Тоцикистон ва дигар давлатуо таулил шуда, бауси руйкарди фаъол дар цори намудани таълими фосилави ба миён гузошта мешавад.

Дар мацола хосиятуои панц насли низоми таусилоти фосилавии гуногун, шуруъ аз таълими суннати то таусилоти гоибона баён гардида, омузиши фосилави ва таълими стандарта муцоиса шуда, афзалиятуо ва нуцсонуои ин навъи таълим, ки имрузу ояндаи таусилоти фосилави муайян мекунад, ошкор карда мешавад. Ин таъмини дастрасии умумро ба захирауои таълим тавассути истифодаи технологияуои иттилооти барои таълими фосилави метезонад ва дар ин поя, баури таъмини шароит дар татбици ууцуци шаурвандон ба таусил, сохтор ва сифати мувофиц ба талаботи ицтисодиёт ва рушди цомеаи шаурванди дар Тоцикистон, дар асоси Web- технологияуо заминауои мусоидат фароуам меорад.

Деятельностный подход в дистанционном обучении и открытое образование

Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, модель, кампус, интерактивность, гибкое образование

В статье рассматривается дистанционное образование и деятельностный подход относительно внедрения его в жизнь современного таджикского общества, а также анализ проблем, связанных с данным процессом. Отмечается, что появление и активное размещение дистанционных форм обучения, которое базируется на сети интернет, является адекватным откликом систем образования во многих странах на происходящую в мире интеграции. Даётся сравнение уровня использования дистанционного образования в Таджикистане и других государствах и рассматривается деятельностный подход по внедрению дистанционного образования.

В статье раскрываются свойства пяти поколений систем дистанционного образования, начиная от стандартного обучения до заочного обучения и сравнивается стандартное обучение с дистанционным обучением, раскрываются недостатки и преимущества этих видов образования, определяющих настоящее и будущее дистанционного образования. Это ускоряет обеспечение общенационального доступа к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставление условий для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующих потребностям развития экономики и гражданского общества в Таджикистане, базирующиеся на Web-технологиях.

Activity Approach to Distance Tuition and Open Education Key words: informational technologies, distance tuition, model, campus, interactivity, flexible education

The article dwells on the distance education and activity approach in regard to its inculcation into the life of modern Tajik society and the analysis of the problems associated with the relevant process as well. It is underscored that the emergence and active location of distance tuition forms which is grounded on the Internet network and is considered as an adequate response to education systems in many countries to what is happening in the world of integration. The author gives a comparison of the levels of using distance education in both Tajikistan and other countries and considers an activity approach towards an inculcation of distance education. The properties of five generations of distance education systems, beginning with standardized tuition up to extra-mural one are revealed. She compares standardized teaching with distance tuition, discloses lacks and advantages of these types of education determining both the present and the

future of distance education. As the author deems it accelerates a provision of common national access to educational resources through extensive resorting to informational educational technologies, and proceeding from the assumption of the analysis, the author speaks about the conditions for the completest realization by citizens of their rights for education, which would correspond to the needs of economic development and civil society in Tajikistan basing on Web-technologies by their structure and quality.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Ишанова Сабрина Рустамовна, муаллимаи кафедраи информатика и технологияи иттилоотии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.¥афуров(Цумцурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: 14_sabrina_14@mail.ru

Сведения об авторе:

Ишанова Сабрина Рустамовна, преподаватель кафедры информатики и информационных технологий Худжанского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: 14_sabrina_14@mail.ru Information about the author:

Ishanova Sabrina Rustamovna, lecturer of the department of informatics and informatical technologies under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan, Khujand), E-mail: 14_sabrina_14@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.