Научная статья на тему 'Вопросительные предложения в тувинском языке'

Вопросительные предложения в тувинском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
260
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ / LANGUAGE PHENOMENA / ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / INTERROGATIVE QUESTIONS / КАТЕГОРИЯ ВОПРОСИТЕЛЬНОСТИ / A CATEGORY OF THE INTERROGATION / СЕМАНТИКА И СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ / SEMANTICS AND A SENTENCE STRUCTURE / ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ / THE EXPRESSION FORM / ИНТОНАЦИЯ / INTONATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куулар Е. М.

В данной работе рассматриваются вопросительные предложения тувинского языка, которые не являлись объектом специального изучения. В ней вопросительные предложения показаны главным образом с точки зрения их семантики, и они разделены на 7 групп. Также попутно установлены основные средства выражения рассматриваемых предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERROGATIVE SENTENCES IN THE TUVAN LANGUAGE

In the given article the questions of the Tuvan language which weren't object of special studying are considered. Mainly the interrogative questions are shown from the point of view of their semantics here, and they are divided into 7 groups. The main means of expression of considered sentences are also established here.

Текст научной работы на тему «Вопросительные предложения в тувинском языке»

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТУВИНСКОМ ЯЗЫКЕ INTERROGATIVE SENTENCES IN THE TUVAN LANGUAGE

Е.М. Куулар Е. Kuular

В данной работе рассматриваются вопросительные предложения тувинского языка, которые не являлись объектом специального изучения. В ней вопросительные предложения показаны главным образом с точки зрения их семантики, и они разделены на 7 групп. Также попутно установлены основные средства выражения рассматриваемых предложений.

Ключевые слова: языковые явления, вопросительное предложение, категория вопросительности, семантика и структура предложения, форма выражения, интонация.

In the given article the questions of the Tuvan language which weren't object of special studying are considered. Mainly the interrogative questions are shown from the point of view of their semantics here, and they are divided into 7 groups. The main means of expression of considered sentences are also established here.

Key words: language phenomena, interrogative questions, a category of the interrogation, semantics and a sentence structure, the expression form, intonation.

В языкознании в настоящее время значительное место занимает изучение функциональной и коммуникативной сторон языковых явлений. В то же время проблема соотношения смысла и его выражения остается в центре исследований лингвистов. Изучаемая нами проблема вопросительных предложений (фразы) представляет в данном отношении особый интерес, так как является, по нашему мнению, одной из сложных единиц языка.

Целью данной работы является первоначальное изучение вопросительных предложений и средств выражения вопроса в современном тувинском литературном языке.

Материалом исследования послужили языковые факты, собранные путем сплошной выборки из художественных произведений различных жанров тувинских авторов, также из произведений устного народного творчества.

Первые описания синтаксиса тувинского языка были проделаны Н.Ф Катановым в его знаменитом труде «Опыт исследования урянхайского языка» [1903], А.Ч. Кунаа «Простое предложение современного тувинского языка» [1970], Ш.Ч. Сата «Амгы тыва литературлуг дыл. Синтаксис» [1983], Д.А. Монгуша «Сказуемые тувинского языка со значением ирреальной модальности и вопросительности» [1995]. В вышеназванных работах наших предшественников деление предложений

по цели высказывания (вопросительные, повествовательные, побудительные и восклицательные) занимает очень скромное место.

В данной работе мы остановимся на некоторых аспектах вопросительных предложений в тувинском языке, поскольку оно не являлось объектом специального исследования.

В любом языке вопросительное предложение служит для выражения вопроса, обращенного к собеседнику. С помощью вопроса говорящий стремится получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либо предположения.

С точки зрения формы выражения вопросительные предложения весьма специфичны, т.е. они имеют свою грамматическую форму, которая представлена специально-вопросительными словами, вопросительными местоимениями, частицами и постфиксом. Наиболее специфическим средством исследуемого предложения является особая вопросительная интонация. Обо всем этом К.Н. Бичелдей в своей монографии «Категория вопросительности» справедливо отмечает: «В письменной речи лексико-грамматические и синтаксические специальные средства выражения вопроси-тельности, включая вопросительный знак, самодостаточны для выражения вопросительности. В устной же речи вопросительность при любом ее лексико-грамматическом и синтаксическом

оформлении выражается, прежде всего, вопросительной ритмомелодикой» [2002: 21].

В семантическом плане тувинские вопросительные предложения можно разделить на несколько групп. Автор вузовского учебника «Современный тувинский литературный язык. Синтаксис» профессор Ш.Ч. Сат в своей работе выделил 5 групп вопросительных предложений с точки зрения их семантики: собственно-вопросительные предложения (шуут айтырыг домаа), утвердительные (бадыткаар айтырыг домаа), побудительно-вопросительные (кыйгырыг-албадалдыг айтырыг домаа), риторические (риториктиг айтырыг домаа), также вопросительные предложения с эмотивной функцией (эмоциялыг айтырыг домаа) [1983: 31-33].

В процессе работы нами были выявлены дополнительно 3 группы тувинских вопросительных предложений, в частности, вопрос-сомнение (дадагалзал уткалыг айтырыг домаа), вопрос-упрёк (чемелел уткалыг) и двойной вопрос (ийи ацгы айтырыглыг айтырыг домаа). Теперь вкратце остановимся на каждом из них отдельно.

1. В собственно-вопросительных предложениях заключается вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа, предполагающий ответ. С помощью вопроса говорящий стремится узнать что-то новое: Оолдар-биле XYрежип турдуц бе? (ИБ) 'С мальчиками боролся что ли?' В данном предложении вопросительность выражена вопросительной частицей бе 'ли', служащей только для выражения вопроса и особой ритмомелодикой, т.е. в данном случае логическое ударение может падать на любое из этих слов.

Силерниц колхозта хову бригадалары кайда-кайда турарларыл ацар? 'Где (в каких местах) находятся полевые бригады вашего колхоза?' (СС) Вопрос выражается способом тавтологии, т.е. двойным употреблением вопросительного местоимения кайда 'где (букв. в каких именно местах)', также специальным аффиксом вопроси-тельности -ыл. Частица ацар придает в предложении оттенок смягчения, также некую фамильярность.

Чадагай одаг кыдыынга сирщайнът хонар деп чуу деп шаажылалыл ол?(СС) 'Что за наказание, дрожа (от холода), провести ночь возле открытого костра?'

В этом примере вопрос выражен при помощи вопросительного местоимения чуу 'что' и вопросительного аффикса -ыл, присоединяющего к имени существительному и являющемуся именной частью составного именного сказуемого. В структуру сказуемого входит указательное местоимение ол, которое придает предложению модально-стилистическую функцию, в данном случае удивление говорящего.

2. Утвердительный вопрос направлен на подтверждение предложения, которого высказал сам спрашивающий, например: Ынчалдыр каш-даа катап бвруге хой кадарткан ийик бис чоп? (КК) 'Вот таким образом мы же несколько раз впустили козла в огород, так ведь?' Здесь вопросительное предложение оформлено сочетанием вопросительной частицы ийик (бе) 'ли' и утвердительной частицы чоп 'так ведь', причем вторая из них имеет модальный оттенок.

Силер-даа элээн-не дыцзыг аарып турар ышкаш-тыр силер аа? - деп айтырдым. (СС) 'Я спросил: «Кажется, вы очень сильно болеете?' Здесь задается вопрос при помощи вопросительной частицы аа 'так ведь', 'не правда ли', кроме того в данном предложении определенную роль играет модальная частица -тыр. В целом, эти средства употребляются для выражения вопроса, задаваемого с целью удостовериться в истинности того, что видит говорящий.

3. Вопросительно-побудительные предложения служат для выражения побуждения. В таких предложениях говорящий не намеревается получить какие-либо новые сведения, а побуждает собеседника совершить какое-нибудь действие или приглашает сделать что-то совместно: Аъш-чем сооду, силерни чеже манаар чувел? (ИБ) 'Еда остывает, сколько еще вас буду ждать?' Вопросительное предложение построено при помощи вопросительного местоимения чеже 'сколько'. Побуждение часто сопровождается оттенками досады, нетерпения, поэтому вопросительно-

побудительные предложения эмоциональны, экспрессивны, в таких предложениях, можно сказать, роль интонации огромна.

Мээц чадырымга чацнык дYЖYрбейн, Болчатылыг бора тей бажында даш оваамга чYге чацнык дYЖYргенил ынчаш? (М) 'Не сразив молнией мой шалаш, все же почему ударил молнией мой каменный оваа (груда камней на возвышенном месте, где обычно совершается религиозный обряд в честь духа горы) на верхушке холма Болчатылыг?' Вопросительность в данном предложении выражается местоимением ЧYге 'почему', аффиксом вопросительности -ыл, также

усилительной частицей ынчаш 'же', 'все же'.

4. Вопросительно-риторические предложения не нацелены на получение ответа, выяснение информации, так как они не требуют прямого обязательного ответа. В них выражаются различные чувства и переживания говорящего. Такие предложения встречаются главным образом в художественных произведениях и создают эмоционально-окрашенный, взволнованный тон повествования. Например: Мындыг бак салымныц херээ 4YY боор? Канчаар кижи боор мен? (ВК) 'Зачем мне такая плохая судьба (жизнь)? Как мне быть?' В состав этих двух взаимосвязанных простых предложений включены вопросительные местоимения чуу 'что, что за', канчаар 'как', обычно с вопросительными местоимениями употребляются вопросительные частицы типа ирги, чоор, боор. И данное предложение тоже не исключение из правил, частица боор придает к нему дополнительный оттенок удивления. Эки эжин влYрерин влYргеш, Эдин-малын ойга-чикке каап, Эдин-севин чуртка каар деп ЧYве Канчап бар боор? (ДБХ) 'Как же это так (получается)? Убив своего хорошего друга, Оставить в низине его скот, Оставить в стойбище его имущество?' В данном отрывке, выписанном из героического эпоса, рассматриваемый тип предложения выражен при помощи вопросительного местоимения канчап

'как', определенную роль здесь играет интонация, где говорящий выражает свое удивление о происходящем. В общую структуру вопросительного предложения в данном случае входят слово бар и частица боор, ибо без них невозможно задать вопрос о происходящем.

5. Вопросительные предложения с эмотивной функцией, в них выражаются различные эмоциональные чувства и переживания говорящего - удивление, сожаление, грусть, печаль, радость и т.п.

Канчап барган улузул, бугу чуве холунда бар хирезинде, ийи борбак оглун орта встуруп албаан, бо кижиниц он шаа чиилеме ажы-твлу эвес? (КК) - 'Что же с ними случилось, хотя у них все есть, не смогли как следует вырастить (всего лишь) двух сыновей, не сравнить же их с моими десятью детьми?' - вопрос задан при помощи вопросительного местоимения канчап 'как' и специальным аффиксом -ыл, о роли которых рассматривали выше.

Чацгыс уруунуц 4yhy бодап, канчап чоруурун-даа билип, сонуургаар-даа чувези чок кончуг-даа хвлун эрттир влумзургей апарган ашак-тыр ам бо? (СС) - 'До чего же (чересчур) беззаботный мужик, его даже не интересует то, о чем думает, как живет единственная дочь?' В структуру этого сложного предложения входит придаточное изъяснительное предложе-ние, которое в своем составе имеет вопросительные местоимения чуну (образовано от слова чуу 'что' в винительном падеже) 'о чем', и канчап 'как'. Без второй части оно могло бы быть самостоятельным вопросительным предложением с участием указанных местоимений: Чацгыс уруу чуну бодап, канчап чоруурул? - О чем думает, как живет (букв. как себя ведет) их единственная дочь?

6. Вопрос-сомнение - в таком вопросе выражается оттенок неуверенности, сомнения, колебания и т.п. Чаа дарга хундуткел, ёзу-чурум деп чувени база билир-ле эш ыйнаан? (КК) 'Новый председатель, наверное, знает, что такое уважение, порядок?' Вопросительное предложение в данном случае грамматически выражена при помощи модальной частицы ыйнаан 'может быть',

'наверно' и она придает предложению предположительность, неуверенность говорящего о том, что будет происходить.

Мецээ сан-туц херек, Эрес, чуу дээр чувел, экономиктиг санаашкын дээр ийик бе? (КК) - 'Мне нужен подсчет, Эрес, как сказать, экономические расчеты что ли?' Вопрос задан сочетанием двух частиц ийик бе, в вопросительных предложениях они обычно не переводятся, учитывается в основном значение самого предложения.

7. Вопрос-упрек содержит отрицательно-эмоциональную оценку (упрека, возмущения, недовольства) собеседника на вопрос или высказывание говорящего: Ам-на доцга бажыцга четти бе, Лапчар Ирбижеевич, азы ооцда хирээнди долдур дыгып алган кижи эвес сен ыйнаан? (КК) 'Наконец-то дошел до тебя (букв. твоей головы-кувшина) да, Лапчар Ирби-жеевич, или, может быть, ты плотно набил ее опилками?' (может быть, она у тебя набит опилками). Здесь вопросительность выражена при помощи вопросительной частицы бе 'ли' и сочетанием частиц эвес ыйнаан со значением 'может быть, возможно'. Также дополнительными средствами упрека в данном предложении выступают лексические средства, как доцга баш (букв. голова-кувшин), хирээнди 'опилки'.

Эр кижиниц муцгараар чувези

Чацгыс чаныц кирижи боор бе?

Шымдай-дектей аъттан! - деп,

Калчан сарыг аъды чугаалаан. (ДБХ)

Из-за одного тетива лука

Зачем так грустить мужчине?

Скорее садись верхом (отправляйся в путь) -

Сказал белолобый соловый конь.

В этом примере модально-вопросительная частица боор в сочетании с бе, входя в состав составного именного сказуемого, участвуют в образовании вопросительного предложения.

8. Двойной вопрос - говорящий задает два разных вопроса с разными средствами вопросительности, либо в одном предложении могут находиться два вопросительных слова. Чуу болду ынчаш? Оода мээц чугаалаарыгмны дыцназыцарза? (КК) 'Что же случилось?

Послушали бы хоть мои слова? В двух предложениях вопросительность выражена разными средствами, во-первых, при помощи вопросительного

местоимения чуу 'что' и усилительной частицы ынчаш 'же', которая употребляется при вопросе. Во втором предложении в качестве особой грамматической формы при вопросе использована форма условного наклонения на -зыцарза и, нужно заметить, что при устной речи главную роль здесь должна сыграть интонация на последнем слоге глагола дыцназыцарза.

Каяа чоруур кижи сен, ыъ? (КК) 'Где ты ходишь, а?' В одном предложении употреблены вопросительное наречие каяа 'где' и вопросительное слово ыъ 'а' в значении «говори», и эта вторая часть может выступать в качестве самостоятельного вопросительного предложения. Немаловажную роль здесь играет и интонация, в таком случае логическое ударение падает сначала на первое слово каяа, затем на последнее - ыъ.

Бо соокта холун, будун доцуруп алза канчаарыл, хай-бак таварып коргуп, куду-чамы чайлаза канчаарыл? (СС) -'Как быть, если он обморозит своих рук, ног, что делать, если его настигнет несчастье и он, перепугавшись, начнет впадать в панику?' Приведенное вопросительное предложение оформляется с тремя разными способами, во-первых, это аффикс условного наклонения -за 'если бы', во-вторых, вопросительная частица канчаар 'как быть', в-третьих, специальная вопросительная частица -ыл, и все они включены в структуру составного глагольного сказуемого.

Таким образом, первичный структурно-семантический анализ вопросительных предложений тувинского языка показал, что с точки зрения семантики их можно разделить еще на более мелкие группы. А способы выражения данных предложений очень богаты и разнообразны, и они требуют более детального изучения.

Литература:

Катанов Н.Ф. Опыт исследования урянхайского языка... - Казань, 1903.

Кунаа А. Ч. Простое предложение современного тувинского языка. - Кызыл, 1970.

Сат Ш.Ч. Амгы тыва литературлуг дыл. Синтаксис. - Кызыл, 1983.

Монгуш Д.А. Сказуемые тувинского языка со значением ирреальной модальности и вопросительности // Языки коренных народов Сибири. - Новосибирск, 1995.

Убрятова Е.И. Грамматика современного якутского языка. Синтаксис. - Новосибирск, 1995.

Бичелдей К.Н. Категория вопросительности. -М., 2002.

СПОСОБЫ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

METHODS OF THE SUPPLEMENT OF ENGLISH VOCABULARY

Э.М. Куулар E. Kuular

Научная статья посвящается проблеме изучения пополнения словарного состава современного английского языка, т. к. создание новых слов осуществляется, прежде всего, как отражение в языке потребностей общества в выражении новых понятий, постоянно возникающих в результате развития науки, техники, культуры и т.д.

Ключевые слова: новые слова, словообразование, аффиксация, словосложение, конверсия, обратная деривация (дезаффиксация), компрессия, сокращение, заимствование.

This article is devoted to the problem of studying the supplement of the English vocabulary, so creation of new words proceeds first of all as the reflection in the language of the necessity of a society in the expression of neologisms, which appear as a result of the development of science, technology, culture and etc.

Key words: new words (neologisms), word-formation, affixation, word-building, conversion, back derivation (disaffixation), compression, shortening, borrowing.

Новые слова, как правило, возникают на базе уже существующих в языке слов и морфем. Анализ этих слов и морфем может оказать переводчику серьезную помощь в уяснении значения неологизма. Для этого необходимо хорошо знать способы словообразования в английском языке.

I. Аффиксация

Аффиксальные единицы складываются, как правило, целиком в русле английских словообразовательных традициях, их морфологическая структура и характер мотивации укладываются в сложившееся у носителей английского языка представление об обычном, стандартном слове. Поэтому появление производных неологизмов сознательно отмечается носителями языка, когда они осознают новизну обозначаемого. Этот способ преобладает при создании собственно неологизмов. Производное слово, так же как и сложное, характеризуется, в отличие от простого, наличием семантической расчлененности и наличием предикации.

Аффиксы, при помощи которых в определенный период времени создается относительно много новообразований, называются продуктивными.

Продуктивными в современном английском языке являются:

- суффиксы: -ing, -y, -ee, -ist, -ette, -ed;

- префиксы: anti-, super-, pro-, mis-, re-, etc.

При помощи этих аффиксов создаются новые производные слова (простые и сложные): summitologist (сторонник совещания на высшем уровне); superwar (война с применением атомного оружия); a smarty (умница); a cuty (красотка); environmentalist (борющийся с загрязнением окружающей среды).

Анализ показал, что при образовании авторских новообразований используются как продуктивные, так и непродуктивные аффиксы:

1. Суффиксом высокой продуктивности является суффикс -er-, для которого обычными словообразовательными моделями являются модели N + -er; V + -er. В авторских новообразованиях очень часто этот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.