Научная статья на тему 'ВОПРОС ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ВКЛЮЧЁННОЙ СИСТЕМЕ АВТОПИЛОТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА'

ВОПРОС ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ВКЛЮЧЁННОЙ СИСТЕМЕ АВТОПИЛОТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автопилот / транспортное средство / ответственность / информационные технологии / право / autopilot / vehicle / responsibility / information technology / law

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.С. Сладченко

В статье рассматривается проблема невнимательности и пренебрежения правилами использования автопилота при включении этой системы водителем. Поднимается вопрос о пересмотре или введении в законодательство Российской Федерации ответственности не только владельца автомобиля, но и производителя транспортного средства за причинённый ущерб при включённой системе автопилотирования, не смотря на нарушение правил пользования этой системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н.С. Сладченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF THE DRIVER'S RESPONSIBILITY WHEN THE AUTOPILOT SYSTEM OF THE VEHICLE IS TURNED ON

The article deals with the problem of inattention and disregard for the rules of using autopilot when the driver turns on this system. The question is raised about the revision or introduction into the legislation of the Russian Federation of the responsibility not only of the car owner, but also of the vehicle manufacturer for the damage caused when the autopilot system is turned on, despite the violation of the rules for using this system.

Текст научной работы на тему «ВОПРОС ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ВКЛЮЧЁННОЙ СИСТЕМЕ АВТОПИЛОТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА»

ВОПРОС ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ВКЛЮЧЁННОЙ СИСТЕМЕ АВТОПИЛОТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Н.С. Сладченко, магистрант Новосибирский государственный университет (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-4-140-143

Аннотация. В статье рассматривается проблема невнимательности и пренебрежения правилами использования автопилота при включении этой системы водителем. Поднимается вопрос о пересмотре или введении в законодательство Российской Федерации ответственности не только владельца автомобиля, но и производителя транспортного средства за причинённый ущерб при включённой системе автопилотирования, не смотря на нарушение правил пользования этой системой.

Ключевые слова: автопилот, транспортное средство, ответственность, информационные технологии, право.

Несколько десятков лет назад люди могли лишь мечтать, представляя автомобили будущего - летающие, автопилотируемые, экологически чистые. Но вот на дворе 2021 год, а автопилотируемые и экологически чистые автомобили уже ездят по дорогам всего мира.

Разработка, успешное внедрение системы автопилотирования в автомобили и повышенный спрос на них заставили крупных автопроизводителей разрабатывать свои модели автопилотируемых автомобилей. Сейчас к основным автопроизводителям беспилотных автомобилей причисляют такие компании, как: Audi, BMW, Ford, General Motors, Honda, Hyundai, MercedesBenz, Mitsubishi, Porshe, Tesla и др. [1]

Назвать автомобиль с системой автопилотированием абсолютно автономной, пока, невозможно, поэтому SAE (Общество автомобильных инженеров), что поддерживается NHTSA (Национальным управлением по безопасности движения автотранспорта США), определила автономность автомобилей шестью уровнями, начиная с нулевого.

• Уровень 0. Только человек может управлять автомобилем, даже если в нём есть какие-либо системы предупреждения.

• Уровень 1. Человек обязан всегда держать под контролем автомобиль, а последний, в свою очередь может реализо-вывать установленные функции, напри-

мер, ускорение или замедление движения благодаря информации из вне.

• Уровень 2. Как и на уровне 1, человек обязан всегда держать под контролем автомобиль, но в теперь, автомобиль дополнительно может совершать манёвры (смена полосы движения).

• Уровень 3. Относительная автоматизация. Этот уровень характеризуется тем, что автомобиль способен реализовы-вать задачи динамического вождения, однако водитель обязан быть готовым к самостоятельному управлению транспортным средством в случае необходимости.

• Уровень 4. Как и на уровне 3, автомобиль способен реализовывать задачи динамического вождения, однако теперь транспортное средство способно самостоятельно принимать решения даже тогда, когда человек не вмешивается в управление, когда того требует автопилот. Однако такое возможно только в исключительных условиях вождения, например, при совместных поездках в городской местности или в регионах, для которых составлены подробные карты.

• Уровень 5. Полная автономность. Транспортное средство самостоятельно реализует все задачи динамического вождения на любых дорогах, местности и условиях, в которых способен вести автомобиль человек.

Для наглядности используем таблицу ния»:[2] SAE «Уровни автоматизации вожде-

SAE J3016™ Levels of driving automation

Уровень 0 Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 Уровень 4 Уровень 5

Что должен делать человек на водительском сиденье? Вы управляете автомобилем всякий раз, когда задействованы функции помощи водителю - даже если ваши ноги не на педалях и вы не управляете Вы не управляете автомобилем, когда задействованы функции автоматического вождения, даже если вы сидите на "водительском сиденье"

Вы должны постоянно контролировать функции поддержки: вы должны управлять, тормозить или ускоряться по мере необходимости для обеспечения безопасности Когда функции запрашивают, вы должны управлять Функции автоматического вождения не потребуют, чтобы вы брали на себя управление автомобилем

Функции водителя Автоматизированные функции вождения

Что делают функции? Функции ограничены предо-ставле-нием предупреждений и кратковременной помощи Функции обеспечивают поддержку рулевого управления ИЛИ торможения / ускорения для водителя Функции обеспечивают поддержку рулевого управления И торможения / ускорения для водителя Функции могут управлять транспортным средством в ограниченных условиях и не будут работать, если не будут выполнены все необходимые условия Функции позволяют управлять автомо-би-лем в любых условиях

Примеры функций •Автоматическое экстренное торможение •Предупреждение о слепой зоне •Предупреждение о выезде с полосы движения •Центрирование полосы движения ИЛИ •Адаптивный круиз- контроль •Центрирование полосы движения И •Адаптивный круиз-контроль одновременно •Автошофёр в пробке •Местное такси без водителя •Педали / рулевое колесо могут быть уста-новлен-ны или нет •То же, что и уровень 4, но автопилот может ездить везде и в любых условиях

Водитель, садясь в машину с автопилотом, начинает тестировать данную систему на надёжность, безопасность в целях проверки исправности работы и, в будущем, полного перехода на автопилотирование в повседневных поездках. В целом, да, система себя отлично показывает, порой даже удивляя пользователя совершая резкий уход от препятствий, на который не способен среднестатистический водитель, однако опасность не исчезает, а лишь нарастает, ведь со временем водитель всё меньше и меньше обращает внимания на дорогу, что ведёт к потере контроля со стороны человека и может привести к ДТП.

Так, в июле 2016 года произошел первый несчастный случай с участием беспилотного автомобиля, когда Tesla Model S врезался в грузовик, совершающий пово-

рот перед автомобилем - автопилот не смог распознать белый кузов грузовика на фоне неба. Однако 11 сентября Tesla представила доработанный автопилот, а 19 октября объявила, что во всех автомобилях модели S, X и 3 появится возможность работать в полностью автономном режиме.

В руководстве пользователя автомобиля Tesla Model X в разделе «Автопилот», подразделе «Об автопилоте» отмечаются факторы, влияющие на производительность автопилота, в результате чего они не могут работать должным образом. Среди таких факторов отмечается:[3]

1) Плохая видимость (сильный дождь, снег, туман и т.д.);

2) Яркий свет (приближающийся свет фар, прямой солнечный свет и т.д.);

3) Повреждения или препятствия, вызванные грязью, льдом, снегом и т.д.;

4) Помехи или препятствия со стороны объекта (объектов), установленного на транспортном средстве (например, велосипедной стойки);

5) Препятствие, вызванное нанесением чрезмерного количества краски или клеевых материалов (таких как обертки, наклейки, резиновое покрытие и т.д.) на транспортное средство;

6) Узкие или извилистые дороги;

7) Поврежденная или смещенная панель кузова;

8) Помехи от другого оборудования, генерирующего ультразвуковые волны;

9) Чрезвычайно высокие или низкие температуры.

Несмотря на вышеуказанные ограничения, пользователи всё равно, садясь за подобные автомобили и доверяясь автопилоту, не держат руки на руле или концентрируют своё внимание на чём-то другом, только не на дороге.

После череды инцидентов с автомобилями Tesla, 13.08.2021 г. администрация Национального управления дорожного движения и безопасности департамента транспорта США начала предварительное расследование в отношении усовершенствованной системы помощи водителю Tesla Autopilot, указав на 11 инцидентов, в которых автомобили врезались в припаркованные автомобили службы быстрого реагирования, когда система была задействована.

Было подтверждено, что автомобили Tesla, участвовавшие в столкновениях, задействовали либо автопилот, либо функцию под названием Traffic Aware Cruise Control, согласно документам расследования, размещенным на веб-сайте Национального управления дорожного движения и безопасности. Большинство инцидентов произошли после наступления темноты и произошли, несмотря на «меры контроля на месте происшествия», такие как аварийное освещение транспортных средств, дорожные конусы и светящаяся стрелка, сигнализирующая водителям о необходимости смены полосы движения.

«В ходе расследования будут оцениваться технологии и методы, используемые для мониторинга, помощи и обеспечения взаимодействия водителя с задачей динамического вождения во время работы автопилота», - говорится в документе.[4]

Новое исследование Массачусетского технологического института (далее -MIT)[5] подтверждает мысль, что система Full Self-Driving (далее - FSD), которая, невзирая на свое наименование, в действительности не автономная система, а, по большей части, улучшенная система помощи водителю (ADAS), в действительности может являться не столь безопасной. Исследователи, изучающие данные о направлении взглядов водителей, в 290 случаях отключения автопилотов, инициированными людьми, выявили, что водители становятся невнимательными при использовании частично автоматизированных систем вождения.

«Визуальные модели поведения меняются до и после отключения автопилота. До отключения водители меньше смотрели на дорогу и больше сосредотачивались на областях, не связанных с вождением, по сравнению с переходом на ручное вождение. Более высокая доля взглядов на бездорожье перед переключением на ручное вождение не компенсировалась более продолжительными взглядами вперед».[5]

Исследование MIT сообщает, что водители могут использовать автопилот Tesla не в соответствии с рекомендациями. Поскольку автопилот имеет такие функции безопасности, такие как: круиз-контроль и автоматическое рулевое управление, водители становятся невнимательными и чаще убирают руки с руля. Исследователи выяснили, что такое поведение может являться результатом неверного понимания того, что может и не может делать автопилот. Водители, чьи задачи автоматизированы автопилотом, замечающие на протяжении долгого времени его хорошую работу, могут заскучать от попыток поддержания визуальной и физической бдительности, что, как считают исследователи, только усиливает невнимательность.

В связи с вышесказанным хочется отметить, что сейчас автопилот находится на

пограничье, когда он не полностью авто- ной мере ответственность за возникшие номен, но и без особых проблем сам может ДТП при активированном автопилотиро-довезти пассажиров из пункта А в пункт Б. вании или ответственность необходимо В связи с этим предлагаю поднять вопрос: пересмотреть в сторону солидарности от-«Должен ли водитель, как владелец источ- ветственности владельца и производителя ника повышенной опасности, нести в пол- транспортного средства?».

Библиографический список

1. Гонка за 2021 год: кто есть кто на рынке беспилотных автомобилей [Электронный ресурс] // vc.ru [сайт]. (Дата добавления - 27.04.2017) URL: https://vc.ru/transport/23330-the-race-to-2021 (дата обращения 10.10.2021).

2. SAE Standards News: J3016 automated-driving graphic update [Электронный ресурс] // SAE.org [сайт]. (Дата добавления - 01.07.2019) URL: https://www.sae.org/news/2019/01/sae-updates-j3016-automated-driving-graphic (дата обращения 16.10.2021).

3. Tesla Model X Owner's Manual [Электронный ресурс] // Tesla [сайт]. (Дата добавления - 2021) URL: https://www.tesla.com/ownersmanual/modelx/en_us/GUro-EDA77281-42DC-4618-98A9-CC62378E0EC2.html (дата обращения 16.10.2021).

4. ODI resume [Электронный ресурс] // National Highway Traffic Safety Administration [сайт]. (Дата добавления - 13.08.2021) URL: https://static.nhtsa.gov/odi/inv/2021/INOA-PE21020-1893.PDF (дата обращения 16.10.2021).

5. A model for naturalistic glance behavior around Tesla Autopilot disengagements [Электронный ресурс] // ScienceDirect [сайт]. (Дата добавления 10.2021) URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0001457521003791?via%3Dihub#! (дата обращения 10.10.2021).

THE QUESTION OF THE DRIVER'S RESPONSIBILITY WHEN THE AUTOPILOT SYSTEM OF THE VEHICLE IS TURNED ON

N.S. Sladchenko, Graduate Student Novosibirsk State University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article deals with the problem of inattention and disregard for the rules of using autopilot when the driver turns on this system. The question is raised about the revision or introduction into the legislation of the Russian Federation of the responsibility not only of the car owner, but also of the vehicle manufacturer for the damage caused when the autopilot system is turned on, despite the violation of the rules for using this system.

Keywords: autopilot, vehicle, responsibility, information technology, law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.