Научная статья на тему 'Индустрия 4. 0 и автомобильный транспорт'

Индустрия 4. 0 и автомобильный транспорт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1048
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDUSTRY 4.0 / UNMANNED VEHICLE / INTERNET OF THINGS / CYBER-PHYSICAL SYSTEMS / AUTONOMOUS TRANSPORT / CLOUD TECHNOLOGIES / ИНДУСТРИЯ 4.0 / БЕСПИЛОТНЫЙ АВТОМОБИЛЬ / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / КИБЕРФИЗИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / АВТОНОМНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсеев Д. З., Зайцева М. М., Косенко В. В., Котесова А. А., Шульга Т. К.

В статье проведен системный анализ основных направлений четвертой научно-технической революции, получившей название «Индустрия 4.0» в сфере автомобильного транспорта. Суть индустрии 4.0 заключается в развитии цифровой экономики с использованием киберфизических систем, интернета вещей и больших данных. Применимо к автомобильному транспорту можно выделить три направления: создание беспилотного автомобиля, развитие технологического обеспечения движения грузового транспорта в автоколонне, разработка и внедрение «автомобильного интернета». Вместе с этим существует ряд технологических, правовых, этических проблем, препятствующих широкомасштабному развитию нового поколения транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евсеев Д. З., Зайцева М. М., Косенко В. В., Котесова А. А., Шульга Т. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industry 4.0 and road transport

The system analysis of the main directions of the fourth scientific and technological revolution, called "Industry 4.0" in the field of road transport, is conducted in the article. The essence of the industry 4.0 is the development of the digital economy using cyberphysical systems, the Internet of things and large data. Applicable to road transport can be identified three areas: the creation of an unmanned vehicle, the development of technological support for the movement of trucks in the convoy, the development and implementation of "automobile Internet". At the same time, there are a number of technological, legal and ethical problems that hamper the large-scale development of a new generation of transport.

Текст научной работы на тему «Индустрия 4. 0 и автомобильный транспорт»

Индустрия 4.0 и автомобильный транспорт

Д.З.Евсеев, М.М.Зайцева, В.В. Косенко, А.А Котесова, Т.К.Шульга

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье проведен системный анализ основных направлений четвертой научно-технической революции, получившей название «Индустрия 4.0» в сфере автомобильного транспорта. Суть индустрии 4.0 заключается в развитии цифровой экономики с использованием киберфизических систем, интернета вещей и больших данных. Применимо к автомобильному транспорту можно выделить три направления: создание беспилотного автомобиля, развитие технологического обеспечения движения грузового транспорта в автоколонне, разработка и внедрение «автомобильного интернета». Вместе с этим существует ряд технологических, правовых, этических проблем, препятствующих широкомасштабному развитию нового поколения транспорта. Ключевые слова: индустрия 4.0, беспилотный автомобиль, интернет вещей, киберфизические системы, автономный транспорт, облачные технологии,

Стратегия Индустрия 4.0, отражающая четвертую промышленную революцию, явилась инициативой промышленной и культурной немецкой элиты. Как отмечалось в отчете Industrie 4.0 Working Group, «если немецкая промышленность хочет выжить и процветать, ей придется играть активную роль в формулировании четвертой промышленной революции» [1]. Эту высокотехнологичную стратегию подхватили США, создав некоммерческую коалицию лидеров «умных» производств, т.е. производств, частично уже использующих положения Индустрии 4.0. В 2014 году США создают консорциум Industrial Internet под руководством General Electric, At&T, IBM и Intel[1]. К реализации положений Индустрии 4.1 активно приступили в Европе, Японии, Южной Корее, Индии и Китае.

В Российской Федерации цифровая экономика вошла в перечень основных направлений стратегического развития России до 2025 года [2]. В рамках развития цифровой экономики ПАО «Ростелеком» совместно с рядом крупных российских компаний учредил Национальную ассоциацию участников рынка промышленного интернета.

Об интенсивности развития цифровой экономики красноречиво говорят следующие финансовые потоки:

- прямое государственное финансирование Германией составляет 200 млн. долларов США [2];

- по данным портала PwC, годовой объем инвестиций в цифровые технологии в мире составляет 907 млрд. долларов США. [3]

Суть Индустрии 4.0 упрощённо заключается в создании цифрового мира, базирующегося на 3 основных модулях:

1. Киберфизические системы (CPS) [4] представляют собой цифровые системы, управляющие объектами различного характера, совместимые друг с другом за счёт самообучения и адаптации.

2. Технологической основой CPS является интернет вещей (IoT) [5], как средство восприятия и перемещения информационных потоков от множества структур, устройств и датчиков и как средство общения между ними.

3. Система Big Data [6], предназначенная для аккумулирования и анализа больших объемов данных.

Индустрия 4.0 может стать технологическим элементом различных частей цифровой экономики - промышленных процессов, энергетики, здравоохранения, городов, транспорта и т.д.[7,8] Ниже рассмотрим влияние Индустрии 4.0 на автотранспорт. Здесь можно выделить три основных направления развития.

Первое направление - развитие беспилотного транспорта, легкового, грузового, речных и морских судов, зерноуборочных комбайнов. Идея беспилотного автомобиля возникла практически одновременно с его созданием и ждала часа, когда появятся условия для реализации этой идеи. Такие возможности возникли в двадцать первом веке. Согласно классификации SAE, существует 6 категорий автономности автомобилей:

0-й уровень: машина полностью управляется водителем, может присутствовать система уведомлений

1-й уровень: водитель управляет автомобилем, могут присутствовать круиз-контроль, автоматическая парковочная система.

2-й уровень: водитель должен среагировать, если система не может справиться самостоятельно. Ускорение, торможение, рулевое управление зависят от системы, которая может быть отключена.

3-й уровень: водитель может не контролировать автомобиль на дорогах с "предсказуемым" движением, но должен быть готовым взять управление.

4-й уровень: автономное движение автомобиля в определенных условиях, при котором водитель уже не может повлиять на управление даже в критических ситуациях.

5-й уровень: со стороны водителя не требуется никаких действий кроме старта системы и указания пункта назначения.

На выставке мобильной индустрии Mobile World ingress в Барселоне фирма Ford продемонстрировала концепт сервисного автообслуживания Autolivery. К 2021 году Ford планирует создать полностью автономный автомобиль, соответствующий категории 4 по классификации SAE для коммерческого использования в сервисах райд-шеринга и оказания услуг в сфере логистики. [9]

Новый Audi A8 разрабатывали с прицелом на внедрение систем автопилотирования 4 и 5 уровня. Сейчас Audi A8 стоит на 3 ступени. Это означает, что автомобиль способен брать управление на себя при скоростях до 60 км/ч. При этом речь идет не только об умении самостоятельно останавливаться перед препятствием, но и о возможности маневрировать в потоке без участия водителя. В концепткарах, представленных Audi на франкфуртском автосалоне 2017 года в Auidi Elaine осуществлен 4 уровень автономности, а в Audi Aicon даже убрали руль и педали. [10]

Соглашение о совместной разработке автомобилей с 4-м и 5-м уровнем автономности подписали в апреле 2017 года Bosch и Daimler.

Электромобиль Nissan Leaf послужил основой для прототипа, на котором испытывается система автономного управления Nissan ProPilot. Данная система может контролировать машину в рамках одной полосы. Пока использовать автопилот возможно лишь при движении по скоростному шоссе: как только водитель активирует ProPilot, автоматика, самостоятельно подруливая, станет удерживать машину в выбранной полосе движения в диапазоне скоростей от 30 до 100 км/ч, возьмет под контроль дистанцию до идущего впереди автомобиля. К 2018 году автомобили Nissan должны научиться самостоятельно безопасно перестраиваться. Предполагается, что к 2020 году управляемые искусственным интеллектом машины станут спокойно перемещаться по городу [11].

В России вопросами развития автономного транспорта занимается «Автонет» - объединение компаний, разрабатывающее полуавтоматические и беспилотные транспортные средства. В него входят: ПАО «КАМАЗ», НАМИ, ПАО «СОЛЛЕРС», «АвтоВаз», группа ГАЗ [1]. Среди целей объединения - такие, как развитие рынка частично и полностью беспилотных автотранспортных средств и комплексных решений и услуг на их основе; развитие отрасли автомобилей с интеллектуальными системами (далее -АсИС); создание отечественного производства многофункциональной роботизированной техники для грузовых и пассажирских перевозок; создание беспилотных автомобилей различных классов общего и специального назначения, программно-аппаратных комплексов ИТС (информационно-технических систем) для АсИС; повышение транспортной мобильности. Дорожная карта (план мероприятий) рассчитана на три этапа, первый из которых - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, планируется завершить уже в 2018 году [12].

В области автономного вождения грузового автотранспорта концерн WABKO объединил усилия с компанией Mobile Eye (глобальный лидер в области продвинутых систем содействия водителю ADAS и технологии автономного вождения). Решение будет сочетать ведущую видеосистему, картографическую технологию и технологию Road Experience Management компании Mobile Eye с технологиями контроля и управления концерна WABKO для решения вопроса точного позиционирования и определения полосы движения в высоком разрешении [13].

Также в 2016 году Scania представила автономные самосвалы большой грузоподъёмности. Данную технологию планируется применять на горнодобывающих предприятиях и в портовых операциях. При этом компания показала не просто автономный самосвал, а промышленную транспортную систему. Грузовики с системами автопилотирования - это один из многих элементов комплексного проекта Scania по созданию безопасных и экологичных транспортных решений на альтернативных источниках энергии [14]. Однако в настоящий момент законодательство требует нахождения человека в кабине беспилотного автомобиля.

Самоуправляемые грузовики и автобусы в состоянии справиться с большинством сложных и неоднозначных ситуаций на дороге, но иногда они могут попасть в затруднительное положение. На этот случай в автомобиле должна быть предусмотрена система резервного управления. В настоящее время Scania совместно с телекоммуникационным концерном Ericsson работает над системой ручного дистанционного управления автономными транспортными средствами. Типовой случай, когда эта технология может быть полезна: беспилотный автомобиль встречает на своем пути преграду, которую не может распознать и объехать, не нарушив при этом ПДД. Следует запрос к оператору - человеку, который принимает решение.

Второе направление - развитие технологического обеспечения движения грузового транспорта в автоколонне. Эти технологии, имеющие различные названия: Караван, Конвой, Автолидер и т.д., преследуют одну и ту же цель, представленную на Ганноверской выставке IAA.2016 фирмой Borsch и концерном WABKO.

Фирма Bosch представила концепт Bosch VisionX с функцией автоматического движения в колонне. Как только автомобиль выйдет на шоссе, он может присоединиться к колонне других грузовиков, следующих в нужном направлении и будет двигаться вместе с ними в автоматическом режиме. Вся нужная информация будет передаваться в режиме реального времени через облачный сервис Bosch IoT Cloud. Концерн WABCO совместно с фирмой Peloton также разработал технологию формирования колонны грузового автотранспорта с интегрируемой связью между грузовиками.

В России в рамках национального проекта «Караван» состоится опытный заезд беспилотника в мае 2018 года [15]. Ранее «КАМАЗ» разработал прототип первого в РФ беспилотного грузовика, который распознает дорожные объекты и знаки, хорошо ориентируется по дорожной разметке. Также искусственный интеллект научился узнавать предписывающие и информационные знаки, в том числе указатели на парковки. Одно из назначений беспилотного «КАМАЗа» - движение в составе организованной колонны грузовиков.

Третье направление - развитие IoT (Internet of Things) для автотранспорта. Сюда можно отнести так называемое персонализированное производство, которое реализуется с помощью киберфизических систем. Под этим термином понимается двусторонняя связь между физическим процессом и управляющей программой. Элементы такой системы могут находиться как рядом, например в одной производственной зоне, так и

далеко друг от друга, а взаимодействие может осуществляться на всех стадиях «жизненного цикла» (планирование, производство, эксплуатация, ремонт, утилизация). К примеру, автомобиль, в который внедрена такая система, контролируется как системой управления, так и из сервисного центра. Износ оборудования, например, форсунки, приведет к изменению настроек системы зажигания, а также к формированию заказа на выпуск новых форсунок. Новые запчасти поступят на сервис, и одновременно с этим владелец будет проинформирован о необходимости замены.

В этом направлении работают китайские компании Huawei и Dongfeng Motors Group, объединившиеся для разработки автомобильного интернета IoV (Internet of Vehicle). Суть проекта заключается в интеграции транспортных средств и интернета, переходе от традиционных центров обработки данных к облачному сервису [16].

Планируется запуск различных сервисов беспилотной перевозки пассажиров, таких как сервис совместного пользования прокатным автомобилем и сервис управления транспортным парком. Кроме того, планируется создание интегрированной IoV-платформы на базе информационно-коммуникационных технологий [17].

Также инженеры Scania в сотрудничестве с Ericsson используют технологию 5G для прямого обмена данными между устройствами (device-to-device) или между устройством и облаком (device-to-cloud). В области автономного транспорта это позволит перенести обмен данными между оператором и автомобилем на выделенную частоту [14].

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время развитие беспилотного автотранспорта идет полным ходом, однако, как и в любых инновационных разработках, случаются недочеты. Примером тому может служить серия ДТП с участием беспилотников Tesla, причем предполагаемой причиной аварий эксперты называют недочеты в системе обзора и

ориентирования в пространстве [18]. Кроме того, очень большую роль играет человеческий фактор - беспилотники Uber и Google, также попадавшие в ДТП, не нарушали правил дорожного движения, чего не скажешь о водителях-виновниках аварий.

Вместе в тем, в 2016 году американская компания Ottomotto LLC, которой владеет транспортная корпорация Uber, совместно с специалистами компании Anheuser-Busch создали грузовой автопоезд на шасси Volvo VNL 780 компании Volvo Truck Group North America. В октябре 2016 прошли его первые испытания, и менее чем через год «робот-дальнобойщик» осуществил беспилотную поездку длиной в 190 километров. Данный факт подтвержден в American Transportation Research Institute и даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса [19].

Литература

1. Индустрия 4.0: что такое четвертая промышленная революция? URL: hi-news.ru/business-analitics/industriya-4-0-chto-takoe-chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya

2. Протокол заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19 июля 2017 года. URL: kremlin.ru/acts/assignments/orders/55100

3. Industry 4.0: Building the digital enterprise URL: pwc.com/gx/en/industries/industry-4.0.html

4. Куприяновский В.Н., Намиот Д.Е., Синягин С.А. Кибер-физические системы как основа цифровой экономики. // International Journal of Open InformationTechnologies. - 2016. -№ 1. -pp 18-25.

5. Kranenburg R. The Internet of Things. A critique of ambient technology end the all-seeing network of RFID. - Amsterdam. - 2008. 61 p.

6. Чемякин Е. Big Data. То о чем все слышали, но мало кто знает, что это. URL: in-scale.ru/blog/big-data.html.

7. Погорелов В. А. Перспективы применения беспилотных летательных аппаратов в строительстве // Инженерный вестник Дона, 2016, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3571.

8. Веремеенко Е.Г. Применение системы радиочастотной идентификации (RFID) для автоматизации работ автомобильного транспорта в порту // Инженерный вестник Дона, 2013, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2116.

9. Цыганов С. Ford создает коммерческий транспорт будущего / С. Цыганов // Грузовик-Пресс. - 2017. - № 4. - С. 15.

10. Левина А. Новый Audi A8 / А.Левина // Автомир. - 2017. - № 30. - С. 12.

11. Малов О. Nissan Leaf ProPilot / О.Малов // Автомир. - 2017. - № 15. - С. 18.

12. AutoNet. Распределенная сеть управления автотранспортом без водителя. URL: nti2035.ru/markets/autonet

13. Ремизов А.Е. Промышленная автоматизация / А.Е.Ремизов // Грузовик-Пресс. - 2016. - №7. - С. 22.

14. Самосвалы под самоуправлением Ericsson // Грузовик-Пресс. -2017. - № 10. - С. 13.

15. Росавтодор пригласит к участию в проекте «Караван» перевозчика с беспилотными фурами на маршруте Москва - Краснодар URL: rosavtodor.ru/truck/ekspluatatsiya-federalnykh-avtodorog/avtomobilnye-dorogi/450

16. Huawei's Partnership with Dongfeng Motors Drives Connected Cars-ICT Integration Forward URL: e.huawei.com/en/publications/global/ict_insights/201708310903/manufacturing/20 1708311120

J

17. Huawei представила шесть революционных решений на базе платформы Huawei Cloud URL: content-review.com/articles/41753/

18. Авария Tesla со смертельным исходом: кто виноват и что делать дальше? URL: geektimes.ru/post/278154/

19. Грузовой автомобиль-робот осуществил первую в истории доставку товара. URL: dailytechinfo.org/auto/9488-gruzovoy-avtomobil-robot-osuschestvil-pervuyu-v-istorii-dostavku-tovara.html

20. Каптун А. Между прошлым и будущим // Автомир. - 2017. - № 30. - С. 38.

21. Фишер И. Поддержка с воздуха // Автомир. - 2017. - № 28. - С.

12.

44.

22. Рощин Д. Ваш выход, водитель! // Автомир. - 2017. - № 42. - С.

23. Фишер И. Киборги на дорогах // Автомир. - 2017. - № 15. - С. 10.

24. Самоходная картография // Автомир. - 2016. - № 51. - С. 46.

25. Мировой опыт и перспективы развития Индустриального (Промышленного) Интернета Вещей в России URL: crn.ru/news/detail.php?ID=113441

References

1. Industrija 4.0: chto takoe chetvertaja promyshlennaja revoljucija? [Industry 4.0: what is the fourth industrial revolution?]. URL:hi-news.ru/business-analitics/industriya-4-0-chto-takoe-chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya

2. Protokol zasedanija Soveta po strategicheskomu razvitiju i prioritetnym proektam ot 19.07. 2017. [Minutes of the meeting of the Council for Strategic Development and Priority Projects of July 19, 2017]. URL: kremlin.ru/acts/assignments/orders/55100

3. Industry 4.0: Building the digital enterprise. URL: pwc.com/gx/en/industries/industry-4.0.html

4. Kuprijanovskij V.N., Namiot D.E.,Sinjagin S.A. International Journal of Open InformationTechnologies. 2016. № 1. Pp. 18-25.

5. Kranenburg R. The Internet of Things. A critique of ambient technology end the all-seeing network of RFID. Amsterdam. 2008. 61 p.

6. Chemjakin E. Big Data. To o chem vse slyshali, no malo kto znaet chto jeto. [That is what everyone has heard about, but few know what it is]. in-scale.ru/blog/big-data.html.

7. Pogorelov V.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3571.

8. Veremeenko E.G. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2013. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2116.

9. Cyganov S. S. Cyganov. Gruzovik-Press. 2017. № 4. p. 15.

10. Levina A. Avtomir. 2017. № 30. p. 12.

11. Malov O. Avtomir. 2017. № 15. p. 18.

12. AutoNet. Raspredelennaja set' upravlenija avtotransportom bez voditelja [AutoNet. Distributed network management of vehicles without a driver] URL: nti2035.ru/markets/autonet.

13. Remizov A.E. Gruzovik-Press. 2016. №7. p. 22.

14. Gruzovik-Press. 2017. № 10. p. 13.

15. Rosavtodor priglasit k uchastiju v proekte «Karavan» perevozchika s bespilotnymi furami na marshrute Moskva-Krasnodar [Rosavtodor will invite a carrier with unmanned waggons to take part in the Caravan project on the Moscow-Krasnodar route]. URL: rosavtodor.ru/truck/ekspluatatsiya-federalnykh-avtodorog/avtomobilnye-dorogi/450

16. Huawei's Partnership with Dongfeng Motors Drives Connected Cars-ICT Integration Forward URL:

e.huawei.com/en/publications/global/ict_insights/201708310903/manufacturing/20 1708311120

17. Huawei predstavila shest' revoljucionnyh reshenij na baze platformy Huawei Cloud [Huawei introduced six revolutionary solutions based on the Huawei Cloud platform] URL: content-review.com/articles/41753/

18. Avarija Tesla so smertel'nym ishodom: kto vinovat i chto delat' dal'she? [Tesla fatal accident: who is to blame and what to do next?]. URL: geektimes.ru/post/278154/

19. Gruzovoj avtomobil'-robot osushhestvil pervuju v istorii dostavku tovara [The truck-robot carried out the first in the history of delivery of goods]. URL: https: dailytechinfo.org/auto/9488-gruzovoy-avtomobil-robot-osuschestvil-pervuyu-v-istorii-dostavku-tovara.html

20. Kaptun A. p Avtomir. 2017. № 30. p. 38.

21. Fisher I. Avtomir. 2017. № 28. p. 12.

22. Roshhin D. Avtomir. 2017. № 42. p. 44.

23. Fisher I. Avtomir. 2017. № 15. p. 10.

24. Avtomir. 2016. - № 51. p. 46.

25. Mirovoj opyt i perspektivy razvitija Industrial'nogo (Promyshlennogo) Interneta Veshhej v Rossii [World experience and prospects of development of the Industrial Internet of Things in Russia]. URL: crn.ru/news/detail.php?ID=113441

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.