Научная статья на тему 'Вопрос о религиозных церемониях в школах в деятельности первой администрации Р. Рейгана (1981-1985 гг. )'

Вопрос о религиозных церемониях в школах в деятельности первой администрации Р. Рейгана (1981-1985 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
239
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Р. РЕЙГАН / США / КОНГРЕСС / РЕЛИГИЯ / ШКОЛЬНАЯ МОЛИТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ / R. REAGAN / USA / CONGRESS / RELIGION / SCHOOL PRAYER / PUBLIC SCHOOLS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борзов А. В.

В статье освещается законотворческая политика президента США Р. Рейгана в годы его первой администрации (1981-1985 гг.) в вопросе восстановления религиозных церемоний в государственных общеобразовательных школах. Автор анализирует особенности взаимодействия Белого дома и Конгресса в решении данного вопроса и раскрывает причины неудачи инициативы президентской администрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF RELIGIOUS EXERCISE IN SCHOOLS IN THE DOMESTIC POLICY OF THE FIRST R. REAGAN ADMINISTRATION (1981-1985)

The article deals with the US president R. Reagans legislative activity during his first Administration (1981-1985) toward the issue of restoring of religious exercises in public schools. The author analyzes peculiarities of the interaction between the White House and the Congress regarding this issue and explains the reasons for the failure of the Administrations initiative.

Текст научной работы на тему «Вопрос о религиозных церемониях в школах в деятельности первой администрации Р. Рейгана (1981-1985 гг. )»

ИСТОРИЯ

А.В. БОРЗОВ, аспирант, ассистент кафедры новой

и новейшей истории

Владимирского государственного гуманитарного университета Тел. (4922)338653 (раб.), 89607305695; borzovalex@yandex.ru

ВОПРОС О РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕРЕМОНИЯХ В ШКОЛАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ Р. РЕЙГАНА (1981-1985 гг.)

В статье освещается законотворческая политика президента США Р. Рейгана в годы его первой администрации (1981-1985 гг.) в вопросе восстановления религиозных церемоний в государственных общеобразовательных школах. Автор анализирует особенности взаимодействия Белого дома и Конгресса в решении данного вопроса и раскрывает причины неудачи инициативы президентской администрации.

Ключевые слова: Р. Рейган, США, Конгресс, религия, школьная молитва, государственные школы.

В течение последних двух десятилетий в американской гуманитарной мысли обсуждается феномен «культурной войны». Важнейшим аспектом данного явления является идейное противостояние между религиозными консерваторами и приверженцами секулярно-либеральной идеологии, обострившееся в США в 1960-1970 гг. и ставшее важной составляющей политических дебатов в конце 1970-1980 гг., когда в стране усилилось влияние правых республиканцев и к власти пришёл Рональд Рейган. Объектом полемики являлось место христианских религиозных ценностей в жизни американской нации. «Культурная война» в значительной степени сводилась к борьбе вокруг политики федеральной судебной власти США, которая, начиная с 1 960-х гг., предприняла ряд постановлений, способствовавших ослаблению влияния религии и традиционных морально-этических ориентиров в американском обществе. В частности, одним из наиболее резонансных было решение Верховного суда 1962 г. по делу Engel v. Vitale, запретившее добровольные неденоминационые молитвы в муниципальных школах, как нарушающие закреплённый в Конституции принцип отделения церкви от государства.

Споры вокруг проблемы школьной молитвы затрагивают вопросы, связанные с интерпретацией конституционной нормы разделении церкви и государства, а также с местом религии в системе светского образования и жизни американской нации в целом.

В глазах многих консервативных христиан США, прежде всего протестантов-евангеликов, данная проблема приобрела значение цивилизационного выбора. Религиозные традиционалисты предрекали крушение американской цивилизации в результате того, что «школы отвернулись от Бога, отказавшись от школьной молитвы» 1. Острота общественной дискуссии отразилась на деятельности Конгресса. Сторону протестантов-евангеликов заняли многие конгрессмены-республиканцы и диксикраты. В 1960-1970 гг. ими были представлены сотни биллей, нацеленных на

© А.В. Борзов,

законодательное разрешение религиозных церемоний в школах, однако эти попытки не увенчались успехом. Общественные организации, находившиеся под влиянием консервативных христианских деноминаций и выступавшие за отмену решения Верховного суда о школьной молитве, оказали поддержку Р. Рейгану в его предвыборной кампании 1980 г. Таким образом, задача восстановления молитвы в школах вошла в программу 40-го президента США.

Вопрос о политике администрации Рейгана в сфере взаимоотношений церкви и школы не нашёл детального рассмотрения в отечественной историографии, хотя был частично затронут в работах З.А. Мальковой, Д.Е. Фурмана и Ю.А. Замошки-на. Среди исследователей нет однозначной позиции по данной проблеме. По мнению Д.Е. Фурмана, вопрос о школьной молитве был навязан Рейгану со стороны консервативных протестантов, членов Христианской правой, и сам президент проявил мало деятельного интереса в его решении. З.А. Малькова и А.Ю. Мельвиль, напротив, считают, что Р. Рейган был достаточно последовательным сторонником религиозных консерваторов в этом отношении.

Данная статья имеет своей целью исследование особенностей подхода первой администрации Рейгана к решению вопроса о религиозных церемониях в школах и оценку итогов её деятельности в данном направлении. Значимость поставленной темы определяется тем, что дебаты вокруг проблемы взаимоотношения церкви и государства, ко -торая в США в значительной степени спроецирована на вопрос о школьной молитве, актуальны сегодня и для самой Америки, и для нашей страны.

Отношение Р. Рейгана к проблеме восстановления школьной молитвы характеризуется двумя аспектами. Во-первых, для него, как и для значительной части населения США, религиозные церемонии в школах стали символом приверженности нации своему традиционному морально-религиозному наследию, необходимость возрождения ко -торого провозглашал 40-й президент США. Р. Рейган заявлял, что «с начала существования американских колоний молитва в школе практиковалась и почиталась как важный способ выражения религиозной веры»2. Как и многие другие консерваторы, президент усматривал в решении Верховного Суда по делу Engel v. Vitale цивилизационный сдвиг, начало массированной секуляризации всего

американского общества и его отхода от своей культурно-исторической традиции3. В своих выступлениях Рейган говорил о школьной молитве как о средстве социализации учеников в соответствии с духом социокультурного традиционализма: «Консерваторы выступают за такое общество, в кото -ром дети ... обучались бы в школах также и фундаментальным ценностям. Именно поэтому мы будем бескомпромиссно преданы задаче восстановления права наших школьников на молитву »4.

Проблема запрета религиозных церемоний в школах имеет также государственно-правовой аспект, на который часто ссылался Р. Рейган с целью продемонстрировать американскому обществу неправоту решения Верховного суда. Президент заявлял, что запрет на школьную молитву -нарушение прав человека (в данном случае - нарушение прав ребёнка)5 и что разрешение молитвы в государственных школах нисколько не противоречит американской Конституции, а именно заключённым в 1-й поправке пунктам об отделении церкви от государства и о свободе религиозного выражения. Р. Рейган утверждал, что данная кон -ституционная поправка была неверно истолкована Верховным судом при вынесении решения по делу Engel v. Vitale. По мнению президента, высший судебный орган проигнорировал положение о том, что «государство не должно препятствовать религиозной практике»6. Более того, запрещая молитву, государство нарушает свой религиозный нейтралитет, так как этим запретом «оно устанавливает религию секуляризма»7. Отстаиваемая Р. Рейганом интерпретация 1 -й поправки является спорной. Тем не менее настойчивость, с которой федеральные судебные органы после 1 962 г. выносили запретительные вердикты в отношении присутствия религии в различных сферах общественной жизни США, свидетельствует о том, что судебная власть отходила от позиции религиозного нейтралитета, приближаясь, на наш взгляд, к политике секулярного диктата, что отмечали отечественные исследователи8 .

Ещё до прихода Р. Рейгана к власти среди сочувствовавших консервативным христианам законодателей было выработано два пути решения вопроса о школьной молитве. Во-первых, это принятие конституционной поправки, разрешающей религиозные церемонии в школах. Во-вторых, предлагалось законодательно ограничить или ликвидировать юрисдикцию федеральных судов в вопро-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

сах церковно-государственных отношений. Администрация Р. Рейгана взяла на вооружение первый способ решения проблемы. В платформе республиканской партии 1980 г. была поставлена задача принять закон, который бы предоставил индивидам право участвовать в добровольной неденоминационной молитве и других религиозных церемониях в средней школе9.

17 мая 1982 г. Р. Рейган официально передал на рассмотрение в Конгресс свой проект конституционной поправки по школьной молитве, подготовленный при участии Департамента юстиции. Поправка разрешала проведение добровольных молитв в средних школах. В своём окончательном варианте президентская поправка 1982 г. гласила: «Ни одно положение Конституции не должно быть истолковано как запрет на индивидуальную или групповую молитву в государственных школах и других общественных учреждениях. Ни органы власти США, ни органы власти какого-либо штата не могут никого заставить принимать участие в молитве»10. В послании Конгрессу Р. Рейган подчёркивал, что данная поправка «также утверждает право каждого воздержаться от участия в молитве» и «уполномочивает местные общины самим решать относительно того, разрешать молитву в местных школах или нет, а также позволяет индивидам самим выбирать, хотят они принимать участие в молитве или нет»11.

Таким образом, президент всячески пытался заверить общественность и Конгресс в том, что в случае реализации его предложения религиозные церемонии в школах будут на самом деле иметь добровольный характер. Впоследствии в своём дневнике он «сетовал» на то, что часть сенаторов не верили в добровольность школьной молитвы12. Предусмотренная передача полномочий по решению вопроса о молитве в школах местным общинам отвечала такой важной составляющей идеологии Р. Рейгана и других консерваторов, как стремление максимально ограничить власть федерального центра в социокультурной сфере в пользу семей и местных органов власти. Кроме того, в данном случае президент уповал на «провинциальный» консерватизм и религиозность, свойственные многим локальным сообществам «одноэтажной» Америки. Одобренная Департаментом юстиции поправка отражала умеренный подход к решению проблемы, и, по словам экспертов, предложенная формулировка была достаточно неуяз-

вимой с юридической точки зрения. Р. Рейган избрал позицию, которую один из его помощников обозначил как « самоустранение федерального правительства от дела защиты или запрета молитвы». По замечанию обозревателя « Вашингтон пост» Лу Кэннона, поправка теоретически даже предоставляла штатам возможность запрета школьных молитв13 . Таким образом, президентская администрация стремилась дать понять, что предложенная поправка ни в коем случае не станет конституционным переворотом в духе протестантской теократии, а лишь восстановит недавний status quo, возвращая молитвы в те общеобразовательные школы, в которых они были до решения Верховного суда по делу Engel v. Vitale 1962 года. В этой связи нельзя не согласиться с политологом Н. Глейзером, который пишет, что «администрация Рейгана выбрала курс не возрождения традиционного порядка, а защиты традиционных норм там, где они существуют, без распространения этих норм на всё общество. ... [Белый Дом] следует программе защиты анклавов традиционных ценностей и политического реагирования на требования представителей этих анклавов»14.

В Сенате поправка 1982 г. (S.J.Res. 199) была внесена сенаторами С. Тёрмондом (респ., Южная Каролина) и О. Хэтчем (респ., Юта)15. В нижней палате ее представили республиканцы Т. Кайнднес (Огайо), Т. Лотт (Миссури) и Р. Бирд (Теннеси). 25 мая 1982 г. Юридический комитет Сената рассмотрел проект конституционной поправки Р. Рейгана, но ни в одной из обеих палат Конгресса не было устроено общего голосования по данной инициативе. Неудача, которая постигла президентскую поправку, спровоцировала недовольство Белым Домом со стороны Религиозной правой. Руководители «Морального Большинства» открыто критиковали Р. Рейгана за то, что он, по их мнению, не оказал активного содействия продвижению инициативы по религиозным церемониям в школе. По словам К. Томаса, президент « не использовал личное давление с целью продвижения поправки по школьной молитве»16.

1983-1984 гг. стали временем, когда консервативные силы и в исполнительной, и в законодательной ветвях власти действовали наиболее активно с целью снятия запрета на проведение религиозных церемоний в государственных школах. С самого начала деятельности Конгресса 98-го созыва сенаторы С. Тёрмонд и О. Хэтч продолжали

ИСТОРИЯ

оказывать поддержку поправке Р. Рейгана. В марте 1983 г. Рейган вновь направил проект поправки, текст которой остался неизменным, на рассмотрение в Сенат17. В ходе слушаний в Юридическом комитете Сената в формулировку было решено внести следующее дополнение, представленное самим президентом: «Ни органы власти США, ни органы власти какого-либо штата не должны составлять слова молитвы, которая будет читаться в школе»18. Это было рассчитано на то, чтобы сделать инициативу ещё более неуязвимой перед обвинениями в нарушении пункта первой поправки к Конституции США, запрещающего учреждение государственной религии. Президент стремился убедить религиозную общественность и законодателей в том, что предложенная им поправка не является вмешательством государства в церковные дела. С помощью такого шага Р. Рейган надеялся «положить конец разногласиям среди защитников конституционной поправки о добровольной школьной молитве, ... устранить причину беспокойства [ некоторой части] коалиции»19, объединив тем самым общественно-политические силы, желающие ввести религиозные церемонии в школах в том или ином виде.

В поддержку своего начинания Р. Рейган развернул мощную пропагандистскую кампанию. В 1982-1983 гг. президент затрагивал тему школьной молитвы в каждом публичном выступлении. В октябре 1983 г., выступая перед женщинами-лидерами христианских общественных организаций, он призвал собравшихся и вместе с ними «миллионы наших друзей» обрушить на Конгресс в преддверии слушаний шквал телефонных звонков, писем и телеграмм с требованиями принять поправку20. К началу 1984 г. поддержка данной инициативы общественным мнением достигла своего пика: в соответствии с исследованиями Гэллапа, проведёнными в сентябре 1983 г., до 81% американцев, которые знали о предложенной конституционной поправке, разрешающей молитвы в государственных общеобразовательных школах, положительно относились к этому шагу21.

В феврале 1984 г. Рейган объявил конституционную поправку по школьной молитве одним из трёх законодательных приоритетов на текущий год22. В марте Белый дом в третий раз официально передал её на рассмотрение Конгресса - в редакции 1983 г. Дебаты в Сенате по поправке, включённой в совместную резолюцию SJ.Res.73, дли-

лись с 5 по 20 марта 1984 г. В ходе дебатов сенатор Э. Диксон (дем., Иллинойс) предложил в качестве альтернативы более умеренную инициативу SJ.Res.212, предполагавшую разрешение «молчаливой молитвы» или «периода размышления» в школах. Данная поправка была представлена ранее сенатором О. Хэтчем (респ., Юта) и гласила следующее: «Ничто в Конституции не должно быть истолковано как запрет на индивидуальную или групповую молчаливую молитву или размышление в общеобразовательных школах. Ни власти США, ни власти какого-либо штата не должны никого принуждать к участию в такой молитве или размышлению и не должны поддерживать какую-либо [конкретную] форму молитвы или размышления»23 .

Этот, более умеренный вариант разрешения религиозных церемоний в школах при помощи конституционной поправки имел сторонников даже среди либеральной общественности. Издание «Нью Рипаблик» отмечало, что поправка о молчаливой молитве «могла бы стать подходящим решением, которое успокоило бы тотальных секу-ляристов и не угрожало бы религиозной свободе, ... данный шаг гораздо более благоразумен и с политической, и с идеологической точки зрения»24.

Однако против рассмотрения данной инициативы выступили многие сенаторы, которые считали, что она помешает провести прямое, безальтернативное голосование по поправке Р. Рейгана25. Сам президент негативно относился к предложению по «молчаливой молитве», однажды высказав в отношении него саркастическое замечание: «Мы уже имеем право на молчание. На это у нас есть Пятая поправка»26. Кроме того, некоторые члены Сената рассматривали вопрос о школьной молитве лишь как средство получения политических дивидендов для республиканцев, а потому были подспудными противниками какого-либо конструктивного его решения. Данная позиция характеризуется журналом «Нью Рипаблик»: «[сенатор] Г. Бейкер пытался не дать законопроекту о молчаливой молитве всплыть в качестве компромисса, приемлемого обеим сторонам. ... И Бейкер, и Уикер боялись поправки о молчаливой молитве, потому что боялись, что она победит. ... Бейкер, работая на Рейгана, желал либо полной победы, либо (что более вероятно) полного поражения. Полное поражение могло бы дать в руки республиканцев удобный избирательный список

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

сенаторов-демократов, которых в ходе избирательной кампании можно будет заклеймить «противниками молитвы». Этот манёвр также предоставил бы Рейгану тему, вокруг которой он сможет вести предвыборную кампанию в своей любимой роли - роли невинного наблюдателя, не несущего ответственности за действия возглавляемого им самим правительства»27. В итоге 15 марта 1984 г. проект поправки по «молчаливой молитве» сенаторы «положили под сукно»28.

В ходе обсуждения в Сенате наиболее активную поддержку президентской поправке оказали прежде всего ультраконсервативные республиканцы. В то же время, многие умеренные коллеги президента по партии выступали против разрешения на проведение молитв в государственных школах. Известно, что Р. Рейган пригласил нескольких членов республиканской партии, в частности Р. Стэффорда (Вермонт) и А. Спектера (Пенсильвания), в Белый дом на беседу, чтобы попытаться убедить их проголосовать в Сенате за принятие поправки, но это не изменило их позиции29. Голо -сование, проведённое 20 марта 1984 г., не позволило одобрить президентскую инициативу (56-44). Для прохождения поправки не хватило 11 голосов. Из 55 республиканцев 37 отдали свои голоса за проект поправки, 18 - против; из 45 демократов 19 - за, 26 - против30. Главной фигурой, ответственной за неудачный исход слушаний в Сенате, сам президент считал сенатора Л. Уикера (Коннектикут), своего соратника по партии. Двадцатого марта 1984 г. Рейган написал в своём дневнике: «Лоу -элл Уикер был главарём оппозиции. Он всегда выступает против того, чего мы хотим. Он напыщенный ... глупец»31.

Выразив разочарование итогами голосования в Сенате, Р. Рейган заявил: «Проблема свободного выражения религиозных чувств не является такой же безнадёжной, каким был итог данного голосования. Мы пережили регресс в решении данной проблемы, но мы не сокрушены. Наша борьба продолжится»32. Несмотря на это заверение, инициатив по данной проблеме, подготовленных республиканской администрацией, после 1984 г. в Конгресс уже не поступало. В значительной степени это было связано с тем, что с 1985 г. расклад сил на Капитолийском холме изменился не в пользу религиозных консерваторов.

Неудача с поправкой по школьной молитве отразилась на стратегии сторонников присутствия

религии в государственных школах. Они обратили своё внимание на принятие закона, «разрешающего ученическим религиозным группам собираться в помещениях общеобразовательных школ на тех же условиях, какие существуют для других ученических групп»33. В мае 1984 г. в Палате представителей был представлен на рассмотрение законопроект «О равном доступе». Данный билль давал старшим школьникам право использовать помещения школы для каких-либо религиозных собраний во внеучебное время.

Сильной стороной данного законопроекта, кото -рая давала надежду на широкую поддержку среди законодателей, было то, что формально он фокусировался не на религии, а на свободе слова и ставил религиозные собрания в один ряд с другими формами внеклассной активности школьников 34. Р. Рейган изначально одобрял такую законодательную инициативу и признал её достойной и имеющей больше шансов на успех альтернативой своей конституционной поправке. Президент публично поддержал законопроект «О равном доступе» и призвал Конгресс принять его, «чтобы добровольные ученические религиозные группы могли собираться в помещениях . школ на тех же самых условиях, что и другие объединения школьников»35 . После пересмотра и доработки 25 июля 1984 г. билль был одобрен Палатой представителей, а 11 августа его подписал президент. Данный закон был поддержан не только всеми конгрессме-нами-консерваторами, но и большинством либералов, а также многими ведущими религиозными деноминациями, которые были настроены против поправки по школьной молитве, что ознаменовало достижение некоторого политико-религиозного консенсуса.

Президенту не удалось реализовать предвыборное обещание, данное республиканской партией консервативным христианам, и восстановить то положение религии в государственных школах, ко -торое имело место до 1962 г. Конституционная поправка по школьной молитве, на которую евангелические протестанты рассчитывали в первую очередь, не была принята. Причиной этому является прежде всего отсутствие достаточной поддержки данной инициативы в Конгрессе, в том числе и среди республиканской фракции. В свою очередь, колоссальный разрыв между общественным мнением и мнением конгрессменов по данному вопросу объясняется тем, что политические

элиты разделяли консервативные религиозные ценности в меньшей степени, чем их собственный рядовой электорат36 .

Второй причиной неудачи Белого дома было то, что исполнительная власть не оказала своевременной поддержки более компромиссным вариантам поправки, в частности инициативе, которая предусматривала разрешение «периодов молчаливой молитвы» в школах. В целом для коалиции религиозно-политических сил, выступавших за возвращение религии в общеобразовательные школы, было характерно отсутствие единства мнений. Свою роль сыграло также желание некоторых сенаторов использовать поправки по школьной мо-

литве не как средство выполнения обещания, данного консервативному протестантскому электорату, а как источник дополнительных политических дивидендов. Для христиан-фундаменталистов данный вопрос остался открытым, дискуссия по поводу присутствия религии в школах продолжала быть важной частью общественно-политических дебатов в США и после ухода Р. Рейгана с поста президента. Это свидетельствует о том, что в американском социуме отсутствует консенсус относительно его основополагающих духовных идеалов и ценностей, причём линия раскола пролегла в некоторой степени между большинством населения и общественно-политической элитой.

Примечания

1 Dierenfield B. «Somebody is Tampering with America’s Soul»: Congress and the School Prayer Debate // Congress & the Presidency. Autumn 1997. Vol. 24. Iss. 2. http://proquest.umi.com/pqdweb?did=26504967&Fmt=3&clientId= 23774&RQT=309&VName=PQD (дата обращения: 12.12.2010).

2 Written Responses to Questions Submitted by Indro Montanelli, Editor of Il Giornale, on Foreign & Domestic Issues. June 1, 1984. http://www.reagan.utexas.edu/search/speeches/speech_srch.html (дата обращения: 10.12.2005).

3 Remarks at an Ecumenical Prayer Breakfast. August 23, 1984. http://www.reagan.utexas.edu/search/speeches/ speech_srch.html (дата обращения: 10.12.2005).

4 Remarks at the Conservative Political Action Conference Luncheon. February 20, 1987. http://www.reagan.utexas.edu/ search/speeches/speech_srch.html (дата обращения: 10.10.2005).

5 Ibid.

6 Debate between the President and Former Vice President Walter F. Mondale in Louisville, Kentucky. October 7, 1984. http://www.reagan.utexas.edu/search/speeches/speech_srch.html (дата обращения: 10.10.2005).

7 Radio Address to the Nation on Prayer in Schools. February 25, 1984. http://www.reagan.utexas.edu/search/speeches/ speech_srch.html (дата обращения: 10.10.2005).

8 Дзукаева З.Н. «Священная война» в Америке // США-Канада: Экономика. Политика. Культура. 1992. № 5. С. 73-75.

91980 Republican Party Platform. http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index/php?pid=25844 (дата обращения: 24.10.2009).

10 U.S. Congress. Congressional Record. Vol. 128. Pt. 8. Wash. D.C., 1982. P. 10371.

11 Message to the Congress Transmitting Proposed Legislation on a Constitutional Amendment on Prayer in Schools. May 17, 1982. http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=42527 (дата обращения: 23.11.2009).

12 Reagan R. The Reagan Diaries. N. Y., 2007. P. 227.

13 Cannon L. Hill Gets Reagan’s Amendment // The Washington Post. May 18, 1982. P. A-10

14 Glazer N. The “Social Agenda” // Perspectives of the Reagan Years. Wash. D.C., 1986. P. 27.

15 U.S. Congress. Congressional Record. Vol. 128. Pt. 8. Wash. D.C., 1982. P. 10371.

16 Austin C. Religious Right Growing Impatient With Reagan // The New York Times. August 16, 1982. P. A-13.

1 7 Message to the Congress Transmitting the Proposed Constitutional Amendment on Prayer in Schools March 8, 1983. http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=41024 (дата обращения: 21.11.2009).

18 Action in Congress. School Prayer Amendment // Congressional Digest. May 1984. P. 136.

19 Clines F. Reagan Would Bar Officials From Writing School Prayers // The New York Times. July 17, 1983. P. A-15.

20 Remarks and Q^stion-and-Answer Session with Women Leaders of Christian Organizations. October 13, 1983. http:// www.reagan.utexas.edu/search/speeches/speech_srch.html (дата обращения: 10.10.2005).

21 U.S. Congress. Congressional Record. Vol. 130. Pt. 4. Wash. D.C., 1984. P. 4329.

22 President’s News Conference. February 22, 1984 http://www.reagan.utexas.edu/search/speeches/speech_srch.html (дата обращения: 10.10.2005).

23 Action in Congress. School Prayer Amendment // Congressional Digest. May 1984. P. 136.

24 Easterbrook G. Into Thy Closet // The New Republic. April 09, 1984. P. 21.

25 U.S. Congress. Congressional Record. Vol. 130. Pt. 4. Wash. D.C., 1984. P. 5322.

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

26 Unsocial Issues // The New Republic. February 27, 1984. P. 10.

27 Easterbrook G. Into Thy Closet // The New Republic. April 09, 1984. P. 21.

28 Голоса 81 - 15 (U.S. Congress. Congressional Record. Vol. 130. Pt. 4. Wash. D.C., 1984. P. 5733).

29 Prayer Left Unanswered // Time. April 02, 1984.

http://www.time.com/time/printout/0,8816,954181,00 (дата обращения: 15.11.2007).

30 Congress and the Nation. Vol. VI. 1981-1984. Wash. D.C., 1990. P. 703.

31 Reagan R. Op. cit. P. 227.

32 Action in Congress. School Prayer Amendment // Congressional Digest. May 1984. P. 137.

33 Congress and the Nation. Vol. VI. 1981-1984. Wash. D.C., 1990. P. 927.

34 Dierenfield B. Op. cit.

35 Action in Congress. School Prayer Amendment // Congressional Digest. May 1984. P. 137.

36 Green J., Guth J. The Missing Link. Political Activists and Support for School Prayer // Public Opinion Quarterly.

THE ISSUE OF RELIGIOUS EXERCISE IN SCHOOLS IN THE DOMESTIC POLICY OF THE FIRST R. REAGAN ADMINISTRATION (1981-1985)

The article deals with the US president R. Reagan’s legislative activity during his first Administration (1981-1985) toward the issue of restoring of religious exercises in public schools. The author analyzes peculiarities of the interaction between the White House and the Congress regarding this issue and explains the reasons for the failure of the Administration’s initiative.

Key words: R. Reagan, USA, Congress, religion, school prayer, public schools.

Spring 1989. P. 41.

A.V. BORZOV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.