Научная статья на тему 'ВОПЛОЩЕНИЕ ТРАДИЦИИ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА В ОПЕРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА'

ВОПЛОЩЕНИЕ ТРАДИЦИИ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА В ОПЕРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
873
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД / ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА НА КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / РЕКОНСТРУКЦИЯ И АЛЛЮЗИЯ / ОПЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сорокина Екатерина Александровна

Цель статьи - определить специфику воплощения элементов свадебной обрядовости в жанре русской оперы на примере произведений Н. А. Римского-Корсакова 80-х - середины 90-х годов. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе преломления свадебной традиции в операх Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», опере-балете «Млада». В результате доказано, что в рассмотренных произведениях культ свадьбы приобретает особое значение. Композитор воплощает элементы свадебного обряда посредством приёмов реконструкции и аллюзии. Данные оперы формируют своеобразный макроцикл, по сюжету образуя полный календарный год, отражая обрядовость в жизни славян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCORPORATION OF WEDDING CEREMONY TRADITION IN N. A. RIMSKY-KORSAKOV’S OPERATIC CREATIVE WORK

The purpose of the article is to determine specific nature of incorporation of the elements related to wedding ceremonialism in the genre of the Russian opera, using N. A. Rimsky-Korsakov’s works of the 80s - mid-90s as examples. Scientific novelty of the study lies in carrying out a comprehensive analysis of the wedding tradition interpretation in N. A. Rimsky-Korsakov’s operas “May Night”, “The Snow Maiden”, “Christmas Eve”, the opera ballet “Mlada”. As a result, it is proved that the wedding ritual takes on special significance in the considered works. The composer incorporates the wedding ceremony elements through the techniques of reconstruction and allusion. These operas belong to a kind of macrocycle, forming a full calendar year according to their plot, reflecting ceremonialism in the Slavs’ life.

Текст научной работы на тему «ВОПЛОЩЕНИЕ ТРАДИЦИИ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА В ОПЕРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА»

rparnoTQ Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 7. С. 1479-1483 | 2021. Volume 14. Issue 7. P. 1479-1483

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Воплощение традиции свадебного обряда в оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова

Сорокина Е. А.

Аннотация. Цель статьи - определить специфику воплощения элементов свадебной обрядовости в жанре русской оперы на примере произведений Н. А. Римского-Корсакова 80-х - середины 90-х годов. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе преломления свадебной традиции в операх Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», опере-балете «Млада». В результате доказано, что в рассмотренных произведениях культ свадьбы приобретает особое значение. Композитор воплощает элементы свадебного обряда посредством приёмов реконструкции и аллюзии. Данные оперы формируют своеобразный макроцикл, по сюжету образуя полный календарный год, отражая обрядовость в жизни славян.

EN

Incorporation of Wedding Ceremony Tradition in N. A. Rimsky-Korsakov's Operatic Creative Work

Sorokina E. A.

Abstract. The purpose of the article is to determine specific nature of incorporation of the elements related to wedding ceremonialism in the genre of the Russian opera, using N. A. Rimsky-Korsakov's works of the 80s - mid-90s as examples. Scientific novelty of the study lies in carrying out a comprehensive analysis of the wedding tradition interpretation in N. A. Rimsky-Korsakov's operas "May Night", "The Snow Maiden". "Christmas Eve", the opera ballet "Mlada". As a result, it is proved that the wedding ritual takes on special significance in the considered works. The composer incorporates the wedding ceremony elements through the techniques of reconstruction and allusion. These operas belong to a kind of macrocycle, forming a ful] calendar year according to their plot, reflecting ceremonialism in the Slavs' life.

Введение

Свадебная тематика получила многогранное претворение в профессиональном композиторском творчестве. В русской опере свадебный обряд нередко представлен как сценическое действо. При всём многообразии и распространенности свадебных сцен в русской опере, особенно выделяются произведения Н. А. Римского-Корсакова. Актуальность работы связана с важностью свадебной тематики в операх Римского-Корсакова. Оперные сцены, отражающие те или иные элементы свадебного обряда, в произведениях Н. А. Римского-Корсакова не только многогранно раскрывают особенности творческого процесса композитора, но и отражают магистральные идеи воплощения фольклора в русском профессиональном музыкальном искусстве.

Сформулированная актуальность и постановка цели исследования определили следующие задачи:

- рассмотреть специфику культа свадьбы в народном творчестве и профессиональном музыкальном искусстве;

- выявить претворение свадебного обряда в сказочных операх («Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством»);

- раскрыть особенности трактовки свадебного обряда в лирических операх («Млада» и «Майская ночь»).

Основным методом исследования послужил комплексный, требующий междисциплинарного подхода (музыковедение, фольклористика, этнография). Применяются аналитический и сравнительный методы исследования, основанные на изучении нотного текста, а также логический (в первую очередь обобщение и дедукция).

Теоретической базой стали, в первую очередь, работы, посвящённые изучению специфики свадебного обряда в отечественной фольклористике [1; 5; 7; 12] и особенностям влияния фольклора на профессиональное искусство [2; 4]. Важной методологической основой послужили труды по творчеству Н. А. Римского-

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210234

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Корсакова [9; 10], в том числе эпистолярное наследие композитора [8], а также работы, в целом посвящённые специфике отечественной музыкальной культуры рассматриваемого периода времени [3; 6; 11], что позволило создать необходимый контекст для исследования.

Практическая значимость исследования заключается в дополнении представлений о творчестве и творческом процессе Н. А. Римского-Корсакова. Материалы работы могут использоваться в учебном процессе (в курсах по истории русской музыки, анализу музыкальных произведений), в процессе синтеза музыковедческих вопросов, посвящённых жанру оперы в целом и направлениям фольклористики, а также будут полезны в рамках просветительской деятельности.

Культ свадьбы в народном творчестве и профессиональном искусстве

В фольклористике свадебный обряд выделяется как один из важнейших. Народная традиция трактовала свадьбу как обязательный акт общественного признания и провозглашения молодой семьи. В. М. Щуров отмечает, что «семейные обряды приобрели особое значение, помогая глубже осознать как супругам с их детьми и внуками, так и всему людскому окружению важность и незыблемость института брака и семьи» [12, с. 47]. Свадебный обряд по своим традициям выделялся глубоким смыслом, по определению - судьбоносной идеей. Среди других обрядов, он приобрёл самый важный социальный статус.

Брачный обряд представляет собой развернутое действо, в котором важную роль играют художественное и эстетическое начала. С обрядовостью нередко связывают представления о красоте, нравственности, добропорядочности. В плане структуры в свадебном обряде дифференцируют ряд разделов: сватовство и договор, прощание невесты с домом, приезд свадебного поезда в дом невесты, выкуп, величание молодых, венчание [5]. Одну из важнейших функций в свадебной игре выполняет музыкальная составляющая, которая органично переплетается с языком слов и жестов [1]. Таким образом, важным принципом воплощения свадебного обряда является сценический и музыкальный контекст.

Свадебная тематика получила многогранное претворение и в профессиональном композиторском творчестве, став одной из главных в оперном жанре ещё с первых постановок Флорентийской камераты, приуроченных к свадьбе в доме Медичи. Любовь, интриги, ревность, преодоление препятствий возлюбленными - эти сюжеты многогранно преломляются в операх композиторов разных эпох и национальных школ. В западноевропейской опере свадебная тематика представлялась часто как одна из сторон лирики. Среди ярких примеров - «Служанка-госпожа» Д. Б. Перголези, «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Проданная невеста» Б. Сметаны.

В русской опере свадьба стала не только излюбленной темой, она претворилась в обрядовых действах, отражая представления, уклад жизни и ментальность русского народа. Отечественный музыковед--фольклорист И. И. Земцовский отмечал: «...русские музыканты возлагали на фольклор большие надежды, мечтая о новом расцвете искусства» [4, с. 216]. Первые образцы воплощения свадебной тематики в отечественной музыкальной культуре есть уже в творчестве композиторов доглинкинской эпохи — например, опера Е. И. Фомина «Мельник - колдун, обманщик и сват». Яркие картины свадебных обрядов запечатлены и в операх М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» [11].

Среди русских композиторов в рассматриваемом контексте особенно выделяется творчество Н. А. Римского-Корсакова [9]. Свадебная обрядовость прослеживается во многих его оперных произведениях - «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Пан-Воевода», «Сказание о невидимом граде Китеже», опера-балет «Млада».

В целом, для русской музыки XIX века характерно особое отношение к фольклору [3]. Вслед за М. И. Глинкой, композиторы содружества «Могучая кучка» именно в народном творчестве видели ценнейший источник для развития профессионального искусства. Г. Л. Головинский в работе «Композитор и фольклор» отмечает важные принципы работы композитора с народными источниками, подчёркивая, что народная мелодия, попадая в условия профессиональной музыки, претерпевает значительные изменения [2, с. 67].

Воплощение любовной и свадебной темы в рассматриваемых операх Римского-Корсакова происходит во многом посредством свадебного обряда. Метод работы со свадебным сюжетом приобретает у композитора два варианта: реконструкцию и аллюзию элементов обряда. При реконструкции Римский-Корсаков использует этапы свадебного обряда, приближая их, насколько это возможно в условиях театральной сцены, к народной традиции. Однако свадебная тема воплощается и как аллюзия, намёк. При таком подходе композитор обращается лишь к отдельным символам и атрибутам свадьбы. В целом, посредством воплощения традиций свадебной тематики композитор не только подчеркивает атмосферу исторической подлинности, народный колорит, но и воссоздаёт фрагменты свадебного обряда, акцентируя в древнем ритуале лирическое начало.

Претворение свадебного обряда в сказочных операх Н. А. Римского-Корсакова

В сказочных операх рассматриваемого периода творчества композитора - «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством» - Римский-Корсаков обращается к ряду этапов свадебного обряда.

Так, в опере «Снегурочка» (1 действие) композитор воссоздаёт этап выкупа невесты. Близость фольклору подчёркивается уже начальной мелодией в оркестре, которая представляет собой обработку свадебной величальной песни «Как за речкою, за быстрою» из сборника «Сто русских народных песен» композитора [10]. Именно эта

тема и задаёт основной тон последующему развертыванию свадебного обряда. Здесь присутствуют и плач-причитание, и приезд жениха с подарками, и сам выкуп. Некоторые элементы, отражающие древний свадебный обряд, также присутствуют и в других сценах оперы. В сцене «В заповедном лесу» из 3 действия (Хоровод и Песня про бобра) композитор обращается к свадебным символам - плетение венка, хороводы, а также в 4 действии использует предсвадебную символику - песня-игра «А мы просо сеяли».

В опере «Снегурочка» свадебный обряд многозначен. Он воссоздаёт колорит архаики и одновременно характеризует любовную лирику. В то же время, свадебный обряд выступает как часть сверхобряда - подготовка прихода Ярилы. Причём, здесь бог Ярило выступает как жених, а общество берендеев - в роли невесты, что вызывает и иные параллели - с христианской идеей: Христос и церковь, жених и невеста, - широко представленной в Библии, в том числе и в «Песни песней царя Соломона» [6].

В опере «Ночь перед Рождеством», которая композитором определяется как быль-колядка, также отражены традиции свадьбы, которые просматриваются на общем фоне другого обряда - колядования. Сюжет оперы по своей сути воплощает идею выкупа невесты (Оксана просит у Вакулы черевички, обещая выйти за него замуж).

Уже в начальной сцене оперы возникает речь о свадьбе, и проявляются свадебные символы. В третьей сцене девушки приходят в дом к невесте и поют хвалебную песню-колядку. Здесь используется приём жанрового замещения: рождественская колядка представлена по типу славления невесты - как свадебное величание, что становится проявлением элемента свадебного обряда.

Свадебная тематика пронизывает всю оперу. Композитор следует традициям свадебного обряда, через него раскрывая яркие стороны праздничного действа. В финале сцена приезда жениха с подарками, переходя в дуэт согласия Оксаны и Вакулы-кузнеца, завершается величанием и благословением молодых, а также свадебным пиром - кульминацией всей оперы. В целом, в опере «Ночь перед Рождеством» рассредоточено наблюдаются все ключевые моменты свадебного обряда, претворение которых становится сквозной нитью, проходящей через всё действие.

Трактовка свадебного обряда в лирических операх Н. А. Римского-Корсакова

В «Младе» и «Майской ночи», в силу акцентирования лирической стороны сюжета, обрядовость уходит на второй план. Однако в драматургии этих опер свадебная тема проявляет себя вкраплением элементов традиционного свадебного обряда.

Облик воплощения тематики свадьбы в опере-балете «Млада» глубоко своеобразен. Автор не воссоздаёт обряд свадьбы как таковой, но наполняет его элементами всё действие. По сюжету в «Младе» происходит обращение к празднику Ивана-Купалы, в котором акцентируется предсвадебный комплекс [7]. Композитор достаточно точно следует многим этапам и воссоздаёт ряд символов свадебного ритуала, подчёркивая этим архаичность, достоверность. Также, Римский-Корсаков акцентирует идею, характерную для свадьбы, - это создание пары.

Наиболее полное следование свадебной символике проявляется в сценах реального мира, но каждый раз композитор не доводит до конца тот или иной этап обрядового действа, и происходит перелом, искажение в линии обряда под воздействием мира фантастики.

Особенно ярко обрядовые элементы проявляются в центральной сцене, которую Н. А. Римский-Корсаков назвал «Коло» (второе действие, 6 сцена). Здесь композитор достаточно точно следует традициям обряда Ивана Купала, однако насыщает его элементами свадебного культа, точнее, предсвадебного. В основной теме «Коло» звучат попевки русской свадебной песни «Не было ветру» Нижегородской губернии. Архаичная тема коло в сцене становится своеобразным рефреном, гармонично объединяющим композицию сцены. Однако ход обряда эффектно обрывается. Девушки водят хоровод вокруг Войславы и Яромира, которые по традиции должны поцеловать друг друга в конце игры. В момент обрядового действия неожиданно появляется тень Млады, она на время приостанавливает праздничный процесс. В музыкальном языке это выражается приёмом трансформации, происходит резкое изменение музыкального языка - от близости фольклорной традиции в сторону романтического воплощения мира фантастики. Такое вторжение воспринимается как искажение свадебного обряда, а купальскому коло противопоставляются фантастическое и адское коло (третье действие).

Антитеза миров проявляется и на уровне свадебной обрядовости. Римский-Корсаков, характеризуя фантастику, обращается к тем же символам - плетение венков, хороводы вокруг жениха и невесты, а также огонь, который впоследствии в «Младе» превращается в адское пламя. Действие отходит от подлинного обряда, подчёркивая искажение традиционного ритуала. С помощью элементов свадебного действа композитор акцентирует в опере идею романтического двоемирия.

В опере «Майская ночь» нет непосредственного отражения свадебного обряда как такового. Однако всё, что происходит с героями, имеет основную цель - добиться права на счастье влюблённых, скреплённое свадьбой. Поэтому свадебная тематика пронизывает всё сценическое действие, подчеркивая лирическое начало оперы и придавая трактовке сюжета некую таинственность и одновременно причастность к вечному. Опера написана по одноименной повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Желая подчеркнуть в музыке гоголевский колорит, Римский-Корсаков ввёл много народных украинских песен. Большая их часть принадлежит к обрядовому фольклору.

Свадебная тема вплетается прямо или косвенно практически в каждую сцену, тем самым акцентируя лирическую сторону произведения. Вся опера напоена весенним поэтическим чувством, в раскрытии которого важное

место занимает древняя традиция свадебного обряда. Так, композитор открывает оперу «Майская ночь» традиционной для предсвадебных обрядов хороводной сценой «Просо». Ее символика сразу настраивает на свадебный тон и игровое начало. В целом, композитор в этой опере обращается к важным моментам обряда - это выкуп невесты и величание - соответственно, начало и финал оперы. Эти сцены обрамляют общую композицию, служат ключевыми моментами в раскрытии сюжетной линии. В сравнении с другими номерами оперы эти сцены отличаются масштабностью, большим количеством действующих лиц, в частности, активно используется хор. Само же действие отходит от традиции обряда в сторону лирики, фантастики и даже комедийности.

При характеристике фантастического мира (в атмосфере тихой майской ночи появляются неземные, нереальные персонажи - русалки) Римский-Корсаков вновь обращается к свадебной тематике, правда, в отличие от характеристики мира людей, она представлена косвенно. Композитор использует некоторые символы и атрибуты традиционной свадьбы, например, заплетение венка - важный предсвадебный этап. Также используются характерные свадебные игры и хороводы. Образы русалок, в частности Панночки, в «Майской ночи» проявляют себя как с языческой фантастической стороны, так и с христианской идеей добродетели всепрощения и милосердия. Религия славянских племен характеризовалась, в том числе, почитанием душ умерших. И поэтому обращение счастливых влюбленных к памяти погибшей несёт в себе просьбу и благословение бра-чующихся, что отражает и мифологические представления древних свадебных обрядов.

Важно отметить, что в опере «Майская ночь» весь сюжет пронизан свадебной тематикой, символизирующей возможное счастье Ганны и Левко. Претворение свадебной тематики становится важным элементом как в развитии всего сюжета, так и в характеристике персонажей.

Интересно, что есть и субъективная причина доминирования свадебной тематики в этой опере. Она заключается в посвящении оперы Н. А. Римским-Корсаковым своей будущей жене - Надежде Николаевне - в качестве подарка на свадьбу [8].

Заключение

Таким образом, в операх Н. А. Римского-Корсакова, в частности, периода 80-х - 90-х годов («Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Млада»), свадебный обряд в сюжетной линии проявляется широко. Проанализировав названные оперы, можно выявить сходные и различные черты преломления свадебного обряда. Для сказочных сюжетов больше характерна реконструкция фрагментов традиционного свадебного обряда славян. Лирические оперы отличаются конфликтностью, композитор использует некоторые свадебные и предсвадебные символы по принципу аллюзии. Наиболее полное следование свадебной символике происходит в сценах реального мира. В фантастическом мире композитор также использует свадебную символику, но отходит от подлинного обряда, подчеркивая искажение традиционного хода ритуала. При этом рассмотренные оперы очень органично объединяются в смысловой макроцикл, и обращение к свадебной тематике становится важным проявлением общего принципа.

В претворении свадебной темы композитором органично сочетаются фольклорные традиции, романтические проявления, языческие и христианские представления. В качестве дальнейших перспектив исследования возможно рассмотрение элементов свадебной обрядовости и в других операх Римского-Корсакова с целью выявления специфики претворения и эволюции.

Источники | References

1. Бикметова Н. В. Музыкальная драматургия свадебного обряда русских селений побережья реки Самары: автореф. дисс. ... к. иск. Саратов, 2010. 24 с.

2. Головинский Г. Л. Композитор и фольклор: из опыта мастера XIX-XX вв. Очерки. М.: Музыка, 1981. 279 с.

3. Ежова Н. А. Фольклор и неофольклористские тенденции в русском камерно-вокальном искусстве XIX и первой половины XX века. Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 1999. 37 с.

4. Земцовский И. И. Фольклор и композитор // Музыка и современность: сборник статей. М.: Музыка, 1971. Вып. 7. С. 211-220.

5. Камаев А. Ф., Камаева Т. Ю. Народное музыкальное творчество. М.: Академия, 2005. 304 с.

6. Кривошей И. М. Образы, мотивы и сюжеты «Книги песни песней Соломона» в русском романсе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 10 (24). Ч. 1. С. 105-108.

7. Никольская Т. М. Технология изучения обрядового комплекса (на примере купальского обряда). Тамбов, 2007. 84 с.

8. Римский-Корсаков Н. А. Из семейной переписки / ред.-сост. В. С. Фиалковский. СПб.: Композитор, 2008. 247 с.

9. Римский-Корсаков: сборник статей / редкол.: Л. А. Миллер и др. СПб.: Композитор, 2008. 320 с.

10. Соловцов А. А. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова. М.: Музыка, 1969. 673 с.

11. Щербакова Т. А. Большая русская опера: истоки жанра и стиля: очерки. Мн.: БелГИПК, 2003. 70 с.

12. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора. М.: Музыка, 2007. Ч. 1. История, бытование, музыкально-поэтические особенности. 401 с.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Сорокина Екатерина Александровна1, к. иск.

1 Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова Sorokina Ekaterina Aleksandrovna1, PhD

1 Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov

1 sorokina_e_al@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 30.06.2021; опубликовано (published): 30.07.2021.

Ключевые слова (keywords): свадебный обряд; влияние музыкального фольклора на композиторское творчество; реконструкция и аллюзия; оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова; wedding ceremony; musical folklore influence on composer's creative work; reconstruction and allusion; N. A. Rimsky-Korsakov's operatic creative work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.