Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
ВОПЛОЩЕНИЕ ТЕМЫ БЛОКАДЫ В ЛИРИКЕ О.БЕРГГОЛЬЦ
Гаухар Атаниязовна Хамидуллаева
Преподаватель кафедры русского языка и литературы Чирчикского государственного педагогического института
Ташкентской области xamidullaeva94 @mbox. щ
В статье анализируются различные типы образов в лирике О.Берггольц. Автор статьи показывает, как тема блокады воплощается в различных образах, таких как город, дорога, хлеб, образы природа и т.п.
Ключевые слова: тип, образ, блокада, пространство, пейзаж, персонаж, город, жизнь, смерть, борьба.
The article analyzes different types of images in O. Bergholtz's lyrics. The author of the article shows how the blockade theme is embodied in various images, such as a city, road, bread, images of nature, etc.
Keywords: type, image, blockade, space, landscape, character, city, life, death, struggle.
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь Ольги Берггольц была связана с жизнью блокадного Ленинграда. Теме блокады было посвящено много стихотворений поэтессы, говоря о своих чувствах, она точно и правдиво рассказывала ленинградцам о них самих. Зимой 1942 года, когда «исчез, отхлынул быт и смело в права свои вступило бытие», особенно в феврале - месяце смерти, жизнь большинства блокадников шла по самой кромке бытия. В тогдашней ленинградской жизни дух был неотъемлем от слова, дух и слово сделались синонимами. Ничего уже не оставалось кроме слова-утешения, слова-надежды и слова-призыва.
«Блокадной музой» называли жители осажденного Ленинграда писательницу. Стихи ее становились для них «хлебом, которого выдавали все меньше и меньше, патроном, который можно было вогнать в ствол винтовки». Став мужественным певцом осажденного Ленинграда, эта молодая женщина превратила поэзию в боевое оружие.
АННОТАЦИЯ
THE IMPLEMENTATION OF BLOCKADE THEME IN THE O. BERGHOLTZ'S LYRICS
ABSTRACT
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
В своей поэзии О.Берггольц создает особую модель мира. Это мир блокадного города. Воплотить эту модель помогают художественные образы ее стихотворений.
В развитии темы блокады выделяются пространственные, психологические образы и образы-персонажи.
Пространственные образы. Среди них большую роль играют образы города и дороги. Город существует в трех временных пространствах, прошлое, настоящее и будущее.
Город в прошлом - это светлые воспоминания автора о прекрасном детстве, пройденном в этом городе и темные о пережитых страшных годах войны.
Светлые воспоминания о детстве мы видим в стихотворении «Дорога на фронт»:
...Мы шли на фронт по улицам знакомым, припоминали каждую, как сон: вот палисад отеческого дома, здесь жил, шумя, огромный добрый клен. Он в форточки тянулся к нам весною, прохладный, глянцевитый поутру. («Дорога на фронт», май 1942)
Автор, вспоминая город в прошлом, сравнивает его с настоящим. Воспоминания поэта о пережитых страшных годах изображается в стихотворении «Я иду по местам боев»:
Здесь мы жили тогда с тобой. Был наш дом не домом, а дотом, окна комнаты угловой -амбразурами пулеметам. («Я иду по местам боев», )
Город в настоящем существует в стихотворениях О.Берггольц в двух ипостасях: мертвый и сражающийся.
В стихотворении «Я говорю с тобой под свист снарядов» описывается город мертвый.
Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна... Кронштадтский злой, неукротимый ветер в мое лицо закинутое бьет. В бомбоубежищах уснули дети,
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
ночная стража встала у ворот.
(«Я говорю с тобой под свист снарядов»,)
Здесь важно подчеркнуть то, что в стихотворениях этого цикла автор использует очень много слов, дающих понятие о холоде.
В стихотворении «Февральский дневник» изображается город сражающийся:
Когда немного посветлело небо,
мы вместе вышли за водой и хлебом
и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжелый, мерный гул:
то Армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.
(«Февральский дневник», январь-февраль 1942)
В стихотворении описывается то, как армия рвет кольцо блокады. Образ города сражающегося переплетается с образом армии и хлеба.
Город в будущем это вера в светлое будущее. Вера в светлое будущее изображается в стихотворении «Февральский дневник»: ...Наступит день, и, радуясь, спеша, еще печальных не убрав развалин, мы будем так наш город украшать, как люди никогда не украшали.
Автор верит в благоприятный исход войны и в его скорый конец. Образы-персонажи. Среди персонажей большую роль играют образы участников сражения и жителей города, оставшихся в блокаде.
В стихотворении «Армия» мы видим образ солдата, идущего на фронт:
И подошел к ним человек в шинели, взглянул - и вынул хлебный свой паек, трехсотграммовый, весь обледенелый, и разломил, и детям дал чужим, и постоял, пока они поели. («Армия», январь 1942)
С ним также связан образ хлеба. Но автор подчеркивает, что он ленинградский «трехсотграммовый, весь обледенелый». Солдат все отдает детям . Но автор подчеркивает «чужим»
В стихотворении «Февральский дневник» можно увидеть образы жителей города, оставшихся в блокаде:
Вот женщина ведет куда-то мужа. Седая полумаска на лице, в руках бидончик - это суп на ужин
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
Автор этими строками показывает, что во время блокады смерть стала явлением обыденным.
Психологические образы. Эмоции в стихотворениях О.Берггольц про блокадный Ленинград можно разделить на положительные и отрицательные.
В стихотворении «Третья зона дачный полустанок» поэт передает свои радостные эмоции:
Мне сегодня радостно до боли, я сама не знаю - отчего. Дышит сердце небывалой волей, силою расцвета своего. («Третья зона дачный полустанок», )
Чувства ненависти автор передает в стихотворении «Февральский дневник»:
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало. Нам ненависть заплакать не дает. Нам ненависть залогом жизни стала: объединяет, греет и ведет.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Через них автор показывает, что ненависть к врагам переросло в такую силу, что она не дает плакать и служит силой, которая объединяет и ведет против врага.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в стихах Ольги Берггольц царствовала особая атмосфера строгой нравственной чистоты, самоотверженности, предельной искренности и человечности, столь характерная для города тех дней, находившегося в кольце вражеской блокады, для ленинградцев, которые жили, «не отводя от смерти глаз».
REFERENCES
1. Память сердца: Стихи и проза Ольги Берггольц. - Литература в школе. -1966. - №3. - I п.л.
2. Поэт блокадного Ленинграда: Лирический герой поэзии О.Берггольц 1941-1945 годов. Литературоведение. - Я., 1984. - » 2. - I п.л.
3. Творчество О.Берггольц периода Великой Отечественной войны. - М., 1985. - 0,5 п.л.