Научная статья на тему 'ВОПЛОЩЕНИЕ ТЕМЫ БЛОКАДЫ В ЛИРИКЕ О.БЕРГГОЛЬЦ'

ВОПЛОЩЕНИЕ ТЕМЫ БЛОКАДЫ В ЛИРИКЕ О.БЕРГГОЛЬЦ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
390
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тип / образ / блокада / пространство / пейзаж / персонаж / город / жизнь / смерть / борьба. / type / image / blockade / space / landscape / character / city / life / death / struggle.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаухар Атаниязовна Хамидуллаева

В статье анализируются различные типы образов в лирике О.Берггольц. Автор статьи показывает, как тема блокады воплощается в различных образах, таких как город, дорога, хлеб, образы природа и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF BLOCKADE THEME IN THE O. BERGHOLTZ’S LYRICS

The article analyzes different types of images in O. Bergholtz’s lyrics. The author of the article shows how the blockade theme is embodied in various images, such as a city, road, bread, images of nature, etc.

Текст научной работы на тему «ВОПЛОЩЕНИЕ ТЕМЫ БЛОКАДЫ В ЛИРИКЕ О.БЕРГГОЛЬЦ»

Google scholar www.carjis.org

ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021

ВОПЛОЩЕНИЕ ТЕМЫ БЛОКАДЫ В ЛИРИКЕ О.БЕРГГОЛЬЦ

Гаухар Атаниязовна Хамидуллаева

Преподаватель кафедры русского языка и литературы Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области xamidullaeva94 @mbox. щ

В статье анализируются различные типы образов в лирике О.Берггольц. Автор статьи показывает, как тема блокады воплощается в различных образах, таких как город, дорога, хлеб, образы природа и т.п.

Ключевые слова: тип, образ, блокада, пространство, пейзаж, персонаж, город, жизнь, смерть, борьба.

The article analyzes different types of images in O. Bergholtz's lyrics. The author of the article shows how the blockade theme is embodied in various images, such as a city, road, bread, images of nature, etc.

Keywords: type, image, blockade, space, landscape, character, city, life, death, struggle.

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь Ольги Берггольц была связана с жизнью блокадного Ленинграда. Теме блокады было посвящено много стихотворений поэтессы, говоря о своих чувствах, она точно и правдиво рассказывала ленинградцам о них самих. Зимой 1942 года, когда «исчез, отхлынул быт и смело в права свои вступило бытие», особенно в феврале - месяце смерти, жизнь большинства блокадников шла по самой кромке бытия. В тогдашней ленинградской жизни дух был неотъемлем от слова, дух и слово сделались синонимами. Ничего уже не оставалось кроме слова-утешения, слова-надежды и слова-призыва.

«Блокадной музой» называли жители осажденного Ленинграда писательницу. Стихи ее становились для них «хлебом, которого выдавали все меньше и меньше, патроном, который можно было вогнать в ствол винтовки». Став мужественным певцом осажденного Ленинграда, эта молодая женщина превратила поэзию в боевое оружие.

АННОТАЦИЯ

THE IMPLEMENTATION OF BLOCKADE THEME IN THE O. BERGHOLTZ'S LYRICS

ABSTRACT

Google scholar www.carjis.org

ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

В своей поэзии О.Берггольц создает особую модель мира. Это мир блокадного города. Воплотить эту модель помогают художественные образы ее стихотворений.

В развитии темы блокады выделяются пространственные, психологические образы и образы-персонажи.

Пространственные образы. Среди них большую роль играют образы города и дороги. Город существует в трех временных пространствах, прошлое, настоящее и будущее.

Город в прошлом - это светлые воспоминания автора о прекрасном детстве, пройденном в этом городе и темные о пережитых страшных годах войны.

Светлые воспоминания о детстве мы видим в стихотворении «Дорога на фронт»:

...Мы шли на фронт по улицам знакомым, припоминали каждую, как сон: вот палисад отеческого дома, здесь жил, шумя, огромный добрый клен. Он в форточки тянулся к нам весною, прохладный, глянцевитый поутру. («Дорога на фронт», май 1942)

Автор, вспоминая город в прошлом, сравнивает его с настоящим. Воспоминания поэта о пережитых страшных годах изображается в стихотворении «Я иду по местам боев»:

Здесь мы жили тогда с тобой. Был наш дом не домом, а дотом, окна комнаты угловой -амбразурами пулеметам. («Я иду по местам боев», )

Город в настоящем существует в стихотворениях О.Берггольц в двух ипостасях: мертвый и сражающийся.

В стихотворении «Я говорю с тобой под свист снарядов» описывается город мертвый.

Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна... Кронштадтский злой, неукротимый ветер в мое лицо закинутое бьет. В бомбоубежищах уснули дети,

Google scholar www.carjis.org

ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021

ночная стража встала у ворот.

(«Я говорю с тобой под свист снарядов»,)

Здесь важно подчеркнуть то, что в стихотворениях этого цикла автор использует очень много слов, дающих понятие о холоде.

В стихотворении «Февральский дневник» изображается город сражающийся:

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то Армия рвала кольцо блокады,

вела огонь по нашему врагу.

(«Февральский дневник», январь-февраль 1942)

В стихотворении описывается то, как армия рвет кольцо блокады. Образ города сражающегося переплетается с образом армии и хлеба.

Город в будущем это вера в светлое будущее. Вера в светлое будущее изображается в стихотворении «Февральский дневник»: ...Наступит день, и, радуясь, спеша, еще печальных не убрав развалин, мы будем так наш город украшать, как люди никогда не украшали.

Автор верит в благоприятный исход войны и в его скорый конец. Образы-персонажи. Среди персонажей большую роль играют образы участников сражения и жителей города, оставшихся в блокаде.

В стихотворении «Армия» мы видим образ солдата, идущего на фронт:

И подошел к ним человек в шинели, взглянул - и вынул хлебный свой паек, трехсотграммовый, весь обледенелый, и разломил, и детям дал чужим, и постоял, пока они поели. («Армия», январь 1942)

С ним также связан образ хлеба. Но автор подчеркивает, что он ленинградский «трехсотграммовый, весь обледенелый». Солдат все отдает детям . Но автор подчеркивает «чужим»

В стихотворении «Февральский дневник» можно увидеть образы жителей города, оставшихся в блокаде:

Вот женщина ведет куда-то мужа. Седая полумаска на лице, в руках бидончик - это суп на ужин

Google scholar www.carjis.org

ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021

Автор этими строками показывает, что во время блокады смерть стала явлением обыденным.

Психологические образы. Эмоции в стихотворениях О.Берггольц про блокадный Ленинград можно разделить на положительные и отрицательные.

В стихотворении «Третья зона дачный полустанок» поэт передает свои радостные эмоции:

Мне сегодня радостно до боли, я сама не знаю - отчего. Дышит сердце небывалой волей, силою расцвета своего. («Третья зона дачный полустанок», )

Чувства ненависти автор передает в стихотворении «Февральский дневник»:

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало. Нам ненависть заплакать не дает. Нам ненависть залогом жизни стала: объединяет, греет и ведет.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Через них автор показывает, что ненависть к врагам переросло в такую силу, что она не дает плакать и служит силой, которая объединяет и ведет против врага.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в стихах Ольги Берггольц царствовала особая атмосфера строгой нравственной чистоты, самоотверженности, предельной искренности и человечности, столь характерная для города тех дней, находившегося в кольце вражеской блокады, для ленинградцев, которые жили, «не отводя от смерти глаз».

REFERENCES

1. Память сердца: Стихи и проза Ольги Берггольц. - Литература в школе. -1966. - №3. - I п.л.

2. Поэт блокадного Ленинграда: Лирический герой поэзии О.Берггольц 1941-1945 годов. Литературоведение. - Я., 1984. - » 2. - I п.л.

3. Творчество О.Берггольц периода Великой Отечественной войны. - М., 1985. - 0,5 п.л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.