Научная статья на тему 'Воплощение идей воображаемой смерти в современной культуре'

Воплощение идей воображаемой смерти в современной культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
517
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖАЕМАЯ СМЕРТЬ / ОБРАЗЫ СМЕРТИ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ / МИФОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шмелева Наталья Владимировна, Каравашкина Наталья Евгеньевна

В статье рассматриваются особенности культурного восприятия феномена воображаемой смерти, связанные с особенностями ее воплощения в культуре. Также анализируются привлекающие внимание массового зрителя смертоносные образы, иллюстрирующие приручение человеком смерть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воплощение идей воображаемой смерти в современной культуре»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 130.2

Шмелева Наталья Владимировна

канд. филол. наук, доцент НГПУ им. К.Минина Каравашкина Наталья Евгеньевна

магистрант факультета гуманитарных наук НГПУ им. К.Минина

г. Нижний Новгород, РФ E-mail: [email protected], [email protected]

ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ ВООБРАЖАЕМОЙ СМЕРТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности культурного восприятия феномена воображаемой смерти, связанные с особенностями ее воплощения в культуре. Также анализируются привлекающие внимание массового зрителя смертоносные образы, иллюстрирующие приручение человеком смерть.

Ключевые слова

Воображаемая смерть, образы смерти, культура, культурные универсалии, мифология

Интерес к вопросам жизни и смерти один из самых древних и волнующих человечество. Зародившись в первобытном обществе, он не потерял своей актуальности и по сей день, вплетясь в культуру и массовое сознание.

Наблюдения за животными, имитирующими смерть, дабы спастись от хищников, шаманами, впадающими в транс и при этом становящимися нечувствительными к боли, людьми, пережившими войну или иную трагедию и впавшими в отрешённое состояние, эпилептиками, даже эмбрионами, мало приблизило человечество к пониманию сути смерти. Уже в древнем Риме слово «смерть» казалось зловещим. Древние римляне предпочитали выражение «он перестал жить», немцы говорили «отозван», а англичане - «он присоединился к большинству» [1, с. 34, 139]. Некоторые психологические и физические состояния сравнивают со смертью, например, каталепсию, при которой человек, испытав потрясение, неподвижно лежит с закрытыми глазами. Иногда смерть видится состоянием, сродни сну. В ряде западноафриканских языков даже нет слов, обозначающих сон. Глагол «спать», пишется как «наполовину мертвый».

Наиболее интересной и всеобъемлющей работой по истории представлений о смерти является работа Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти» [2], ставшая основой философской танатологии. На протяжении всей книги он описывает пять последовательных моделей восприятия смерти:

1. «прирученная» смерть (смерть, которой не боялись);

2. «смерть своя» (страх окончания собственного существования);

3. «смерть далекая и близкая» (болезненное, надрывное сближение со смертью, вроде «стокгольмского синдрома»);

4. «смерть твоя» (возникновении страха расставания с близкими, эмоциональная значимость которых резко возрастает в этот период);

5. «смерть перевернутая» (торжество страха смерти, страх столь сильный, что он заставляет людей старательно делать вид, что смерти нет).

Именно «прирученная» смерть зачастую становится базой культурного переосмысления феномена смерти. Для большей конкретности применительно к искусству данную модель восприятия смерти мы называем воображаемой, так как она связана с художественным осмыслением бытия человека.

В мировой философской традиции существуют три типа представлений о жизни после смерти: продолжение земной жизни; существование после смерти в аду или раю в зависимости от того, какой образ жизни вёл умерший при жизни; переселение души умершего в другое существо.

Известны даже руководства как действовать при соприкосновении со смертью, например тибетская «Книга мёртвых» [3] VIII в. н. э., египетская «Книга мёртвых» [4], а также средневековое литературное произведение «Искусство умирать»[5].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Очерченные границы человеческого существования с давних пор служили мотивацией для создания мифов о том, что ждёт человека за горизонтом бытия. С введением понятия биологическая смерть в начале XX века [6] рухнули архаичные представления о том, что смерть не окончание бытия, а возраст после старости. СМИ и жёлтая пресса наводнены полуфантастическими описаниями воображаемой смерти -контактов с умершими, рассказами людей, переживших кому, клиническую смерть, летаргический сон, эксперименты с галлюциногенными препаратами и другие пограничные состояния. Нередко такие истории обывателей становятся основой для мистических сериалов и фильмов, порождая в умах зрителей всё более изощрённые и неправдоподобные сценарии запредельного существования. То есть отношение к смерти амбивалентно: с одной стороны смерть - окончание бытия, с другой стороны обывателям хочется тешить себя надеждой на продолжение своего существования после смерти.

Французский историк Мишель Вовель в своей работе «Смерть и Запад. От 1300 г. до наших дней» [7] доказывает, что смерть - один из универсальных языков культуры. Данная идея воплотилась в американском кинематографе, претендующем на универсальность сюжетных перипетий, ценностных ориентиров и образов героев.

Голливудская фабрика ежегодно штампует и клонирует бестселлеры про призраков, вампиров, зомби, оборотней и прочих существ, застрявших между миром живых и мёртвых. В мифологии любого народа есть подобные персонажи, например, русалки, кикиморы и Баба-Яга в славянской, вервольфы в позднегерманской и кельтской, кицунэ в японской, лемуры в римской и т.д., которые так или иначе эксплуатируются и трансформируются массовой культурой, приобретая порой искажённые и гипертрофированные черты, имеющие мало общего с первоначальным вариантом, отражённом в мифах.

Мало кто из обывателей хочет верить в то, что финалом его земного пребывания является необратимое прекращение физиологических процессов в клетках тканей, ибо, очевидно, проще и спокойнее думать, что возможно некое возвращение после смерти, пусть даже в виде кого-то другого или в иное, воображаемое место (рай, ад, вальгалла, нирвана).

Так обстояли дела с введением застрявших между двумя мирами существ на волне их покорения кинопространства. Далее представителями киноиндустрии было замечено, насколько сильное впечатление производит на зрителя то или иное существо. Идея выставить на всеобщее обозрение тему смерти органично сочетается с психологическими принципами искусства, связанными с идеей напугать человека, вызвать культурный шок, повысить адреналин. Современный зритель поражается внешним обликом смерти, а потому презентация героев нацелена на способность красиво изобразить процесс перехода человека из одной стадии в другую. Не столько смерть, сколько ее ожидание привлекает внимание. Пользующееся большой популярностью в США шоу «Фактор страха» завораживает зрителя тем, что обычный человек переступает через себя и совершает нетипичные поступки. В какой-то мере это можно рассматривать как «маленькую смерть», похороны своего традиционного Я. В этом смысле смерть отрывает человека от действительности, а потому сюжет о смерти не знает национальных границ. Переживание смерти в каждой культуре разное (где-то вздох облегчения, где-то радостность, где-то трагедия), но путь смерти завораживает своей непреодолимой силой победить в человеке человека. Можно говорить и о том, что в момент смерти человек становится героем (в античном понимании).

Интересно отношение человека к прошедшему стадию смерти. Вампиры и оборотни эстетизируются в сознании обычного современного человека, а зомби стереотипно воспринимаются как негативные элементы любой культуры. Как и смерть, они не знают культурных границ, но как жизнь, они разрушают культуру. Отвращение к зомби и практически симпатия к вампирам вполне вписывается в теорию о «зловещей долине» учёного - робототехника Масахиро Мори, который исследовал эмоциональную реакцию людей на человекоподобность объекта. Теория повествует о страхе, вызываемом в нас чем-то на нас похожем (фарфоровые куклы) и симпатии к идентичному нам.

Исходя из представлений о воображаемой смерти, можно заключить, что смерть - это та грань, которую можно пересечь и вернуться в реальный мир, обогатив человека новыми физическими способностями. Идея воображаемой смерти наделена множеством символов, является некоей культурной универсалией, пространством для культурного диалога и культурного контакта, темой, развитие которой находит отклики в разных уголках мира и ставит всё новые вопросы для дальнейшего осмысления.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М., 1999.

2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М.: Издательская группа «Прогресс» — «Прогресс-Академия», 1992.

3. Тибетская книга мёртвых. Пер с англ. Кучерявкина В., Останина Б. Сайт тибетской медицины // http : //tibet-med.narod.ru/tkm/tkm .htm

4. Египетская книга мёртвых. Книга Амдуат. Пер. Лазарева Е. Электронная библиотека // http : //bookz. ru/authors/lazarev-a/lazarev_km/1 -lazarev_km.html

5. Donald F. Duclow. Ars Moriendi // http://www.deathreference.com/A-Bi/Ars-Moriendi.html

6. Неговский В.А. Восстановление жизненных функций организма, находящегося в состоянии агонии или в периоде клинической смерти. - М.: Медгиз, 1943.

7. Vovelle M. La mort et l'Occident de 1300 a nos jours. P., 1983.

© Н.В. Шмелева, Н.Е. Каравашкина, 2015

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 699.885

Пушилина Юлия николаевна

канд.техн.наук, доцент ТулГУ ,

Чеботарев Павел Николаевич канд.техн.наук, ассистент ТулГУ , г. Тула, РФ E-mail: [email protected]

НОРМЫ ИНСОЛЯЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНИЙ ОБЛИК ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ

Аннотация

Нормы, принятые еще в 1920-х годах, направленные на борьбу с усилившимися вспышками туберкулеза и разного рода вредоносных бактерий, сильно устарели и лишь немного были скорректированы. Эти рамки правил по нормированию не позволяют создавать более выразительные по своему архитектурному содержанию жилые дома. Вопросам, связанным с необходимостью корректировки продолжительности времени инсоляции на территории РФ посвящена данная статья.

Ключевые слова

Инсоляция, жилая застройка, нормы по инсоляции, архитектура, высотные жилые дома, проектирование.

Возведение жилой застройки в России по сей день является очень актуальным вопросом в сфере строительства. В статье уделено внимание двум проблемам которые всегда сопутствуют возведению многоэтажной жилой застройки. Первая - абсолютно неоправданная по своей продолжительности норма инсоляции жилой застройки. Вторая, вытекающая из предыдущей - использование застройщиком проектов типовых зданий со скудной архитектурной формой, для соблюдения все тех же норм, негативно сказывающиеся на качестве архитектурной среды при жилой застройке. Эта проблема наиболее актуальная в наше время и пагубно влияет не только на внешний вид застройки в целом, но и на психологическое и эмоциональное состояние человека.

Инсоляция - облучение поверхностей солнечным светом; облучение поверхности или пространства параллельным пучком лучей, поступающих с направления, в котором виден в данный момент центр солнечного диска. Инсоляция оказывает положительное бактерицидное воздействие на внутренний климат помещений. Продолжительность инсоляции нормируется по своей продолжительности. Нормы, принятые еще в 1920-х годах, направленные на борьбу с усилившимися вспышками туберкулеза и разного рода вредоносных бактерий, сильно устарели и лишь немного были скорректированы. Эти рамки правил по нормированию сильно сковывают разнообразие форм в архитектуре и еще больше усложняют и без того не легкий труд архитектора [1].

Россия -последняя страна в Европе, продолжающая возводить микрорайоны из скудных железобетонных многоэтажек. Виной тому устаревшие нормы строительства, и сформировавшиеся стереотипы, создающие скованность форм в архитектурном решении застройки.

«Современные», как правило, типовые новостройки это всё те же невзрачные многоэтажки, что строили 40 лет назад в связи с острой необходимостью предоставления жилья населению. За этот долгий промежуток времени к их основному концепту смогли добавить лишь разнообразие цвета в решении фасада и увеличение этажности постройки. В остальном — это все те же многоэтажные однотипные здания посреди огромных дворов-пустырей: не среда жизни, а пространство для выживания.

Уютное городское жилье в Европе возникает не из-за отсутствия норм инсоляции, а потому что оно принципиально иное по структуре, нежели в России. Обычная трех - пятиэтажная застройка вполне может образовывать уютные закрытые для посторонних дворы при оптимальной инсоляции квартир. А если возникают высотные жилые дома, то они ни в коем случае не образовывают замкнутых по периметру дворов, а свободно освещаются солнцем со всех сторон. В свою очередь в России все происходит совершенно противоположно. В нашей стране при 9-16-этажной жилой застройке уютное жилое пространство с хорошо освещенными квартирами и закрытых в «коробку» со всех сторон дворами априори

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.