ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ:
НЕТОРОПЛИВЫЕ ТЕМПЫ ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ
Александр Алесин
Резюме
Беларусь всё ещё располагает третьим по значимости (после РФ и Украины) оборонным потенциалом в СНГ. И довольно солидно выглядит даже на фоне своих натовских соседей - белорусское руководство эффективно использовало военный фактор во внешнеполитических играх. Однако анализ реальной технической модернизации Вооружённых сил Беларуси показывает, что воображаемое положение дел не совпадает с действительным и темпы перевооружения ВС весьма невысоки. По степени укомплектованности современным оружием и боевой техникой белорусская армия находится отнюдь не на ведущих позициях в мировой и европейской табели о рангах.
Тенденции:
• значительное количество имеющихся в распоряжении белорусских войск образцов оружия и боевой техники устарело морально и физически; всё более ощутима нехватка современных образцов вооружения;
• государственная программа вооружения выполняется недопустимо медленными темпами, степень отставания белорусской армии от современных требований в плане технического оснащения войск продолжает нарастать;
• причины отставания - растущая стоимость разработки и производства новых видов вооружений (при недостатке выделяемых ассигнований); технологическая слабость не только белорусского, но и российского ВПК.
Новые формы при старом содержании
Наряду с выгодным геополитическим положением оборонный потенциал Беларуси всегда являлся важным козырем в торге её руководства как с Востоком, так и с Западом. В связи с чем президент Лукашенко с момента прихода к власти уделял значительное внимание поддержанию боеспособности Вооружённых сил страны.
Эти усилия имели определённый результат. На сегодняшний день структура и принцип комплектования Вооружённых сил РБ в целом соответствуют принятым в Европе. В резуль-
тате реформирования армии основной оперативно-тактической единицей ВС РБ стали механизированные бригады, сведённые в корпуса, которые в свою очередь подчиняются территориальным оперативным командованиям. На основе наиболее боеспособных соединений Воздушно-десантных войск советской эпохи создан принципиально новый компонент сухопутных войск — Мобильные силы, а на их базе — Силы специальных операций. Основной упор в подготовке личного состава Вооружённых сил делается на обучении личного состава действиям в условиях мобильной обороны.
Практически завершено и создание единой системы военного образования, подготовки и переподготовки армейских кадров. В обозримой перспективе Министерство обороны Беларуси намерено придерживаться смешанного принципа комплектования ВС — за счёт граждан, призывающихся на срочную военную службу, и военнослужащих, проходящих службу по контракту. Предусматривается лишь дальнейшее повышение качественного уровня этого процесса.
В числе наиболее приоритетных направлений совершенствования национальных вооружённых сил определены развитие противовоздушной обороны, авиации, ракетных войск, сил и средств радиоэлектронной борьбы, технической разведки, связи. Согласно действующим нормативно-распорядительным документам, основными направлениями модернизации признаны: улучшение тактико-технических характеристик; повышение помехозащищённости вооружений и военной техники; расширение спектра решаемых задач; максимальная автоматизация процессов управления; перевод на современную элементную базу.
Однако непредвзятый анализ ситуации показывает, что пока в достижении намеченных целей и назначенных ориентиров белорусская армия продвинулась не очень далеко. Большинство имеющихся в войсках вооружений и единиц боевой техники только с очень большой натяжкой можно назвать современными. А целый ряд образцов является устаревшим по любому счёту. Так, основные танки Вооружённых сил РБ Т-72Б приняты на вооружение Советской армии ещё в 1985 г., бронемашины БМП-2 - в 1980 и БТР-80 - в 1986 г. Дата поступления в войска самоходных 152-мм гаубиц 2С3 «Акация» — 1971 г., самоходных 152-мм пушек 2С5 «Гиацинт» —
1976, противотанкового ракетного комплекса «Штурм-С» — 1979 г. Относительно новые самоходные 152-мм гаубицы 2С19 «МСТА-С» (1987 г.) «не делают погоды» ввиду своей малочисленности.
После установки блока направляющих на шасси МАЗ-6317 заметно улучшились тактико-технические данные реактивных систем залпового огня «Град» (поступили на вооружение в 1963 г.), имеющихся в белорусской армии. Однако дальность и точность применяемых в них боеприпасов заметно уступают уровню, достигнутому в передовых странах. В скором будущем то же самое можно будет сказать и о тяжёлых реактивных системах залпового огня «Смерч» (1987), пока самых могущественных в своём классе. Недалеко и то время, когда потребует замены и тактический ракетный комплекс «Точка» (1976) — на сегодняшний день самое дальнобойное оружие нашей армии.
Не в полной мере отвечают требованиям борьбы с современными средствами воздушного нападения (прежде всего с самолётами, изготовленными по технологии «стелс») не только мало раскрученный прессой зенитно-ракетный комплекс ближнего действия «Оса» (первая версия принята на вооружение в 1975, модификация «Оса-АКМ» — в 1980 г.), но также и знаменитый ЗРК С-300 (С-300П — 1979, С-300ПС — 1982 г.).
Примерно также обстоят дела и в авиации. Вертолёты огневой поддержки Ми-24 начали поступать в строевые части в 1971 г., штурмовики Су-25 — в 1981, фронтовые бомбардировщики Су-24М — в 1972 г. И дело не только в том, что все эти боевые машины имеют весьма почтенный для авиатехники возраст. Важнее то, что их электронная «начинка» отстаёт от западных аналогов на несколько поколений. Причём лишь для истребителей МиГ-29 (1983) и Су-27 (1982) разработаны более или менее продвинутые программы модернизации.
Относительно недавно в белорусских ВВС появились учебно-тренировочные L-39 (1974), купленные в Украине. Но они появились на свет ещё в братской Чехословакии во времена развитого социализма и уже не в полной мере отвечают задачам подготовки пилотов боевых самолётов последних поколений.
Обновление технического парка
Официальные источники рисуют достаточно благополучную картину состояния технического парка нашей армии. Накануне Дня вооружения Вооружённых сил Беларуси, ежегодно отмечаемого 5 февраля, представители министерства обороны страны обнародовали информацию о промежуточных итогах выполнения Государственной программы вооружения на 2006-2015 гг.
Как следует из представленных данных, в ходе реализации первого этапа программы (2006-2010) Минобороны закупило комплекты современных средств радиоэлектронной разведки, станции радиоэлектронной борьбы (РЭБ), средства специальной защищённой связи, автоматизированные системы управления (АСУ) оружием и войсками, специальное стрелковое оружие и прицельные приспособления. Соединения и воинские части, учебные заведения обеспечены новейшими тренажёрами. Организовано переоснащение сил специальных операций новыми образцами стрелкового оружия, оптическими приборами наблюдения и прицеливания, средствами связи и индивидуальной защиты. Как следствие, появились воинские части, полностью оснащённые новейшими средствами разведки, РЭБ и радиоэлектронного подавления.
Всего с 2006 г. по настоящее время на вооружение ВС РБ принято более 90 новых образцов вооружения и техники. Только в 2009 г. по результатам проведённых опытно-конструкторских работ в войска поступило восемь новых образцов вооружений и боевой техники, внедрены пять систем трена-жёрно-имитационной аппаратуры, завершено изготовление еще семи опытных образцов и начата подготовка к их опытной эксплуатации в войсках. В том числе в течение последних двух лет приняты на вооружение: комплекс средств автоматизации подвижного командного пункта радиолокационной роты; модернизированный подвижный радиовысотомер ПРВ-16М; автономный тренажёр для боевого расчёта зенитного ракетного комплекса «Стрела-10»; модернизированный подвижный экранированный комплекс ПЭК-1БМ; штабные и специальные машины подвижных пунктов управления государственных органов и иных госорганизаций; система автоматизированного контроля, диагностики и ремонта электрон-
ных модулей, используемых в технике ПВО; маскировочные комплексы КМ-С, КМ-Л, КМ-2ЛР.
C привлечением учёных институтов Национальной академии наук Беларуси продолжалась работа над новейшими средствами топогеодезического и навигационного обеспечения. Создан опытный образец машины, предназначенной для использования в качестве мобильного энергонасыщенного носителя оборудования по содержанию и ремонту железнодорожных путей. Разрабатывается универсальный автопоезд для транспортировки понтонов наплавного железнодорожного моста на базе автомобилей «МАЗ».
При создании средств противодействия высокоточному оружию исследованы вопросы воздействия на элементы системы управления. Данные разработки, показавшие высокую эффективность в ходе государственных испытаний, выполнены силами исключительно белорусских предприятий, что позволило обеспечить значительно более низкую их стоимость по сравнению с зарубежными аналогами. Часть из этих образцов уже нашла своё применение в Вооружённых силах. В 2010 г. по результатам опытной эксплуатации на снабжение ВС планируется принять ещё как минимум 11 новых образцов техники.
Одним из самых приоритетных направлений развития вооружения и военной техники в Беларуси является поиск путей эффективного противодействия высокоточному оружию, доля которого, по опыту последних вооружённых конфликтов, может достигать 90% в общей системе огневого поражения. В частности, для опытной эксплуатации в войска поступили комплекс постановки помех лазерным системам наведения «Сапфир» и комплекс радиопомех системе глобальной радионавигации GPS «Навес-У», применявшиеся в ходе прошлогодних учений «Запад-2009». Также прошли испытания и опытные образцы дистанционно пилотируемых летательных аппаратов.
В результате выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ создана основа не только для серийного производства новых видов боевой техники, но также для ремонта и модернизации на отечественных предприятиях средств разведки, радиоэлектронной борьбы, навигаци-онно-топографического обеспечения, всех видов автоматизи-
рованных систем управления для ВВС и войск ПВО. Что позволило капитально отремонтировать и модернизировать более 700 наиболее важных образцов вооружения и боевой техники, таких как боевые самолёты, зенитные ракетные комплексы, радиолокационные станции разведки. В этом перечне: истребители Су-27УБМ1 и МиГ-29БМ, вертолёты Ми-8МТК01, радиолокационные станции П-18БМ, реактивные системы залпового огня БМ-21А «БелГрад» на базе отечественного автомобиля «МАЗ» повышенной проходимости, станции радиопомех Р-934УМ «Удар» и Р-378УМ «Укол».
Низкие темпы перевооружения
На втором этапе реализации Государственной программы вооружения основные усилия намечается сосредоточить на поэтапной замене устаревших образцов вооружения и боевой техники и ежегодном увеличении доли закупаемых новых и модернизированных образцов вооружения. В частности, в своей статье в Белорусской военной газете заместитель министра обороны по вооружению Иван Дырман сообщил, что президент РБ А. Лукашенко принял принципиальное решение об оснащении вооружённых сил страны самыми перспективными ракетными и зенитными комплексами в ближайшее время.
Уже произведена оценка существующего парка боевых машин и определены образцы, которые будут поэтапно выводиться из боевого состава. На замену будут закупаться самые новые и перспективные образцы вооружения и боевой техники. Часть имеющихся в настоящее время образцов подвергнется глубокой модернизации. Одним из первых образцов высокоточного оружия, созданного в Беларуси, явилась планирующая управляемая авиабомба, представленная 558-м авиаремонтным заводом (г. Барановичи) на состоявшейся в мае прошлого года V Международной выставке вооружения и военной техники МИех-2009, которая проходила в Минске.
Но суть проблемы состоит в том, что удельный вес современных образцов вооружения и боевой техники в белорусской армии всё ещё невелик. Даже высокопоставленные военные вынуждены признать, что темпы перевооружения недостаточны, и в настоящий момент ВС стоят перед насущной
необходимостью ускоренной модернизации. Сдерживающим фактором по-прежнему является нехватка финансовых ресурсов. Ситуация особенно обострилась с наступлением экономического кризиса.
Содействие России, располагающей неизмеримо большим потенциалом военной науки и оборонной промышленности, могло бы ускорить ход модернизации белорусской армии. Однако утрата ряда технологий и дефицит производственных мощностей на предприятиях российского ВПК, наряду с дороговизной военной техники и вооружений, явились серьёзным препятствием на пути реализации совместных программ перевооружения.
Правда, как следует из недавнего сообщения пресс-службы Министерства обороны Беларуси, на этом направлении ожидаются изменения ситуации в лучшую сторону: военные ведомства Беларуси и России уже в ближайшее время планируют подписать договоры на поставку, ремонт и модернизацию вооружения и военной техники. Но вопрос об обеспеченности этих планов финансовыми ресурсами (а следовательно, об их реальности) по-прежнему стоит весьма остро.