Шляхтунов М.А. Вооружение и военная техника Японии в годы Второй мировой войны // Технологос. - 2019. - № 2. -С. 131-138. DOI: 10.15593/perm.kipf/2019.2.10
Shlyakhtunov М.А. Arms and Military Hardware of Japan in the Years of World War II. Technologos, 2019, no. 2, pp. 131-138. DOI: 10.15593/perm.kipf/2019.2.10
DOI: 10.15593/perm.kipf/2019.2.10 УДК 623(520)" 1941/1945"
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ЯПОНИИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
М.А. Шляхтунов
Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет), Москва, Россия
О СТАТЬЕ
АННОТАЦИЯ
Получена: 29 октября 2018 г. Принята: 17 мая 2019 г. Опубликована: 28 июня 2019 г.
Ключевые слова:
история, экономика, война, Вторая мировая война, Япония, ослабление, промышленность, флот, авиация, снабжение.
Автор обращается к вопросу военной оснащенности японской армии в годы Второй мировой войны. Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что она не решена в полной мере. Как показал анализ ранее проведенных исследований, ученые рассматривали данную проблему с иного ракурса. При всей значимости работ таких исследователей, как М.М. Малахов, Б.Н. Яковлев, они не исчерпывают многих проблем, значение которых возросло в связи с попытками переосмыслить события Второй мировой войны.
Новизна исследования определяется тем, что современная мировая общественно-политическая и научная мысль, возможность общения с иностранными учеными и рассекреченные данные архивов позволяют оперировать достоверными сведениями о ходе отдельных сражений Второй мировой войны.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязей между военно-политической обстановкой Японии в годы Второй мировой войны и состоянием военно-промышленного комплекса.
Перед исследователем стояла задача изучить данные о развитии военно-промышленного комплекса Японии за пятилетний период. В исследовании обрисованы предпосылки довольно тяжелого положения армии Японии в обозначенный период, называются основания значительных материальных затрат: народно-освободительные восстания в Китае, на Филиппинах, в Индонезии, Корее против японских захватчиков. Указывается причина бедственного состояния военной экономики Японии - длительные изнурительные военные действия по захвату территорий. Автор статьи приводит данные о том, как происходило сокращение военно-промышленного производства в Японии в 1941-1945 годах во всех областях - в авиации, в судостроении, в танкостроении, в производстве боеприпасов.
В заключение автор приходит к выводу, что к окончанию Второй мировой войны вся японская экономика испытывала значительные материальные трудности, приведшие к острому недостатку стратегического сырья и сокращению производства военной техники, вооружения, боеприпасов.
© ПНИПУ
Шляхтунов Михаил Андреевич - преподаватель Учебного военного центра, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5405-7596, e-mail: [email protected].
Michael A. Shlyakhtunov - Teacher of Military Training Center, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5405-7596, e-mail: [email protected].
Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)
ARMS AND MILITARY HARDWARE OF JAPAN IN THE YEARS OF WORLD WAR II Michael A. Shlyakhtunov
Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russian Federation
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received: 29 October 2018 Accepted: 17 May 2019 Published: 28 June 2019
Keywords:
history; economy, war, The Second World War, Japan, weakening, industry, fleet, aviation, supply.
In the article the author addresses to the question of material status of the Japanese army in the years of World War II. The relevance of the chosen subject of a research is defined by the fact that it has not been solved completele. As the analysis of earlier conducted research shows scientists considered this problem from the other aspect. Such researchers as Malakhov Mikhail Mikhailovich, Yakovlev Boris Nikolaevich did not touch the problems, the importance of which has recently become higher due to the effort of re-thinking the events of the Second World War in the modern political situation.
The modern world social and political and scientific thought, the possibility of communication with foreign scientists and the declassified data of archives allowing to operate with reliable data about the course of separate battles of World War II define the novelty of this research.
The aim of research is to identify the regularities between a military-political situation of Japan in the years of World War II and the condition of military industrial complex.
The researcher was faced with the task to study development of military industrial complex of Japan during the five-year period.
Prerequisites of distressful situation in the army of Japan during a specified period and the basis for considerable material expenditures, namely people's liberation revolts in China, Philippines, Indonesia, Korea against the Japanese aggressors have been described in the article. The author denotes the reason for depleted state of military economy of Japan - long exhaustible military operations aimed at occupation of territories. The author gives the data showing the process of reduction of military-industrial production in Japan during 1941-1945 in all directions - in aircraft engineering, in shipbuilding, in tank construction and in armament production. Completing research, the author concluded that by the end of World War II the Japanese economy had experienced considerable financial problems that led to an acute shortage of strategic raw materials and to reduction in manufacturing military equipment and armaments.
© PNRPU
Введение
Фактически Вторая мировая война для Японии началась гораздо раньше, чем для других стран. Агрессивная захватническая политика страны проявилась еще в 1934 году в связи с территориальными притязаниями в отношении Китая. Цели по захвату территорий Япония ставила колоссальные: Китай, Вьетнам, Индонезия, Советский Дальний Восток. А участие во Второй мировой войне на стороне Германии могло бы дать возможность Японии продвинуться вглубь советской территории вплоть до Уральских гор. Советская армия уже имела опыт вооруженного противостояния с Японией на реке Халхин-Гол в 1939 году. Поражение скорректировало планы Японии, и теперь ставка делалась на военно-морские силы.
Нападение на Перл-Харбор в декабре 1941 года привело к тому, что американцы перестали поставлять Японии авиационное топливо, нефть и самолеты. Япония оказалась в состоянии войны с США и Англией, что со временем привело страну к затяжному кризису.
Всё это связывало маневренные возможности войск, что в конечном счете обусловило крупные поражения на арене боевых действий.
В январе 1942 года английские войска были вытеснены из Малайзии и Сингапура, а к маю в руках японцев оказались Филиппины и Индонезия.
Однако к середине 1942 года американцы и англичане начали наступление. Выиграть в этом противостоянии Япония с ее ограниченными ресурсами не смогла. В июне 1942 года американцы нанесли противнику сокрушительное поражение у атолла Мидуэй. На дно Тихого океана ушли четыре японских авианосца и лучшие японские летчики. В феврале 1943 года после кровопролитных боев, длившихся несколько месяцев, американцы заняли Гуадалканал.
Японцы оставляли тихоокеанские архипелаги один за другим под натиском противника, который превосходил их по вооружению и численности.
Солдаты и офицеры японской армии держались до последнего, обороняясь от американцев, часто даже умирая от голода, но не покидая захваченные территории.
В марте 1943 года сессия японского парламента приняла решение о дополнительной и срочной мобилизации ресурсов для увеличения производства стали, добычи угля, производства цветных металлов, выпуска кораблей и самолетов.
В 1943 году Япония проводила политику «нового курса» не только в Китае, но и в Бирме, Индонезии, на Филиппинах и в других завоеванных странах.
В Юго-Восточной Азии и на островах Тихого океана находилось сравнительно небольшое количество японских сухопутных войск - 17 дивизий и 7 бригад. Военно-морские силы, выделенные для отражения ударов союзников на Тихом и Индийском океанах, располагали 5 линкорами, 6 авианосцами с 385 самолетами, 21 крейсером, 50 эсминцами и 32 подводными лодками. Авиация насчитывала около 1800 боевых самолетов.
В начале 1944 года в войне на Дальнем Востоке наметился определенный перелом. Американские войска высаживались то в одном, то в другом из островных районов и вытесняли оттуда японцев.
К концу лета 1945 года военно-политическое положение Японии значительно ухудшилось. Несмотря на сохранение контроля над значительными территориями в Индонезии, Китае и других странах Юго-Восточной Азии, она потеряла все захваченные ею острова в центральной и юго-западной частях Тихого океана, острова Кыска и Атту из Алеутской гряды, часть территории Индонезии и Бирму.
Основными противниками Японии являлись США и Англия, чьи крупные силы, постепенно приближаясь к японской метрополии, уже овладели островом Иводзима (из группы островов Волкано) и островом Окинава (из группы островов Рюкю) [1].
На территории Китая также начались народные волнения. Широкие народные массы поднялись на борьбу против японских захватчиков. В то время как гоминдановские войска фактически активных боевых действий против Японии не вели и больше озабочены были борьбой с Народно-революционной армией Китая, 8-я и Новая 4-я Народно-революционные армии сковывали большую часть японских войск, находившихся в Китае, и наносили ей ощутимые удары. «...Но даже сейчас, когда я делаю свой доклад, - говорил тов. Мао Цзэдун, - из 40 японских дивизий, вторгшихся в Китай и насчитывающих 580 тысяч человек (не считая японских войск в Маньчжурии), фронт освобожденных районов отражает натиск 22,5 дивизий общей численностью в 320 тысяч человек, то есть 56 % всех войск противника, тогда как на гоминдановском фронте находится не более 17,5 дивизий противника, насчитывающих 260 тысяч человек, то есть 44» [2].
Героическая борьба китайского народа и его Народно-революционной армии серьезно истощила японскую армию.
С учетом того, что лучшие войска Чан Кайши вели борьбу не против японских оккупантов, а против Народно-революционной армии Китая, армия Гоминдана не представляла для японского господства в Китае сколько-нибудь серьезной угрозы. К 1945 году вооруженные силы Гоминдана совсем прекратили военные действия против японских войск.
Широко развернулось народно-освободительное движение в Индокитае, на Филиппинах, в Индонезии, Малайе, Бирме, на острове Тайвань. На борьбу с японскими империалистами поднялись народы порабощенных стран. В Корее в течение нескольких лет шла упорная вооруженная борьба с японскими захватчиками [3].
Таким образом, военно-политическая обстановка для Японии в 1945 году была весьма неблагоприятной. Все ее союзники в Европе на тот момент уже потерпели поражение, а восьмилетняя (с 1937 г.) изнурительная и бесперспективная война в Китае, четырехлетняя война на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии постепенно истощали военную экономику Японии и к середине 1945 года основательно ее подорвали.
Постепенно японская промышленность начала испытывать острый недостаток стратегического сырья. Это неизбежно приводило к сокращению судостроения, а также производства вооружения, военной техники и боеприпасов.
Не восполнялись и, огромные материальные потери, которые несла Япония в ходе изнурительной войны в Китае и на Тихом океане. Это видно из нижеприведенных данных.
Япония, как островное государство, весьма зависима от состояния судостроения, количества и качества кораблей военного и торгового флота.
Однако положение в японском военно-морском флоте из года в год ухудшалось. Данные табл. 1 дают представление о выпуске основных видов военных кораблей за период с 1941 по 1945 г.
Таблица 1
Данные о выпуске основных видов военных кораблей за 1941-1945 гг.
Тип кораблей 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г.
Линкоры 1 1 - - -
Авианосцы 5 6 3 4 -
Крейсеры 1 2 2 1 -
Эсминцы 9 9 15 31 6
Подводные лодки 11 22 40 37 22
Таким образом, начиная с 1943 года полностью прекратилось строительство линкоров, а с 1945 года - авианосцев и крейсеров, в 1945 году резко сократилось строительство истребителей и подводных лодок. Для того чтобы компенсировать недостаток в крупных боевых кораблях, японское правительство начиная с 1944 года, увеличивает производство вспомогательных и специальных судов [4].
Вспомогательные суда - это корабли береговой обороны, десантные и различные специальные суда, способные нанести большой ущерб десантным силам противника, которые рано или поздно должны были высадиться на территории Японии.
Тяжелое военное положение, в котором находилась страна, вкупе с особым японским менталитетом, привели к появлению своего рода феномена: военное ведомство стало активно строить так называемые специальные суда, к которым относились катера смертников («сине»), карликовые подводные лодки (каирю и корю) и «человеческие» торпеды (каитэн). Командование японского флота считало эти виды судов настолько быстро уничтожаемыми, что классифицировало их как «морские боеприпасы» [5]. Сине - катера смертников строились из дерева с грузом взрывчатого вещества на носу, вместимость их достигала 1,5-2 т; двигались с помощью бензинового автомобильного мотора. Каирю - подводные лодки с экипажем в два человека, вместимостью 18-20 т; их постройка продолжалась в среднем 30 дней. Корю -подводные лодки с экипажем в пять человек, вместимостью 40-50 т.; их постройка обычно занимала 60 дней. Каитэн, или «человеческая торпеда», управлялась одним человеком, вместимость ее достигала 4-8 т.
Так как при постройке таких судов требовалось значительно меньше стали, их общее число составляло более половины всех судов, построенных в Японии в 1944—1945 годах.
Торговый флот Японии также находился в бедственном положении. В ходе войны на Тихом океане тоннаж потопленных судов в три раза превышал тоннаж вновь строившихся. Хотя строительство новых судов непрерывно возрастало и в 1944 году составляло 1/2 общего числа потопленных судов, все же Японии так и не удалось восполнить убыль в судах, вызванную их потоплением [6]. Так, за период 1941-1945 годов Япония построила торговые суда тоннажем около 3,2 млн т, а общий тоннаж потопленных судов составлял 8,6 млн т. Выпуск танкеров совершенно прекратился, а работы по ремонту судов приобрели более важное значение, чем строительство новых. С февраля по август 1945 года тоннаж торговых судов, требующих ремонта, повысился на 80 % [7].
Военное время сказывалось и на авиации. Количество выпускавшихся в Японии самолетов и моторов, а также соотношение между ними показаны в табл. 2.
Таблица 2
Данные о выпуске самолетов и моторов
Календарный год Самолеты Моторы
1941 5088 12151
1942 8861 16999
1943 16693 28541
1944 28180 46526
1945 11066 12360
Из данных табл. 2 видно, что заметный рост выпуска самолетов и моторов произошел в течение 1943-1944 годов. В 1944 году самолетов было выпущено почти в шесть раз больше, чем в 1941-м. В 1945 году производство самолетов резко снизилось. Кроме того, удельный вес боевых самолетов, составлявший в 1941 году 60 % от общего количества, в 1944 году поднялся до 75 %. В то время как производство самолетов с 1941 по 1944 год выросло почти в шесть раз, производство моторов за этот же период увеличилось меньше чем в четыре раза. Характерно, что в 1941-1942 годы производство моторов превышало производство самолетов в два раза, а в апреле 1944 года - лишь в 1,8 раза, то есть ниже минимальной потребности. В 1945 году количество выпускавшихся самолетов и моторов почти сравнялось (1 : 1,1). Так в авиационной промышленности Японии появилось первое узкое место. Чтобы выйти из этого положения, в Японии начиная с 1941 года перешли к преимущественному производству одномоторных истребителей в ущерб выпуску двухмоторных бомбардировщиков и транспортных самолетов. Например, удельный вес производства истребителей с 29 % в 1941 году возрос до 49 % в 1944-1945 годах, тогда как удельный вес производства бомбардировщиков за тот же период уменьшился с 29 до 17 % [8].
Уже в 1942 году число самолетов не позволяло Японии получить превосходство в воздухе на любом участке фронта. Японским военно-воздушным силам не хватало квалифицированных летчиков, а увеличивавшаяся нехватка горючего ограничивала их подготовку [9].
Большое внимание уделялось производству учебных самолетов. Во втором квартале 1944 года оно достигло максимума (1812) и почти в три раза превысило их выпуск во втором квартале 1943 года. Учебные самолеты и самолеты устаревших конструкций вошли в состав военно-воздушных сил. Их предполагалось использовать против армии вторжения в качестве ору-
жия камикадзе (самолетов-смертников). Производство таких самолетов обходилось недорого, и на них могли летать малоподготовленные летчики. Поэтому производство таких самолетов продолжалось даже после прекращения подготовки пилотов, вызванного нехваткой авиабензина [10]. В августе 1945 года в армии и флоте Японии насчитывалось 10,7 тыс. самолетов, из которых 50 % составляли боевые самолеты, а остальные были предназначены для смертников.
Чрезвычайно низкое качество продукции японской авиационной промышленности неизбежно вело к высокой аварийности в военно-воздушных силах. Примером может служить запись в дневнике одного японского летчика, где сказано, что из 80 самолетов типа К-84, которые вылетели в ноябре 1944 года из Японии в направлении залива Лингаен, лишь 14 достигли цели. У всех остальных оказались неисправными либо моторы, либо система подачи горючего, либо шасси и т. д. По данным американской воздушной технической разведки, во многих случаях только один японский самолет из трех достигал линии фронта, в двух случаях из трех отказывал мотор [11].
Плохие моторы, плохое горючее и слабая подготовка пилотов увеличивали трудности и приводили к высокой аварийности [12].
Не лучшим было положение и в танковой промышленности Японии, что подтверждается цифрами производства танков, самоходных пушек и бронемашин (табл. 3).
Таблица 3
Производство танков, самоходных пушек и бронемашин
Тип вооружений 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г.
Танки средние 495 531 544 294 89
Танки легкие 529 634 232 48 5
Самоходные пушки - 26 14 59 48
Бронемашины - 88 505 385 126
Итого 1024 1279 1295 786 268
Анализ данных табл. 3 показывает, что производство танков и бронемашин достигло максимального уровня в 1943 году. В 1944 году оно резко снизилось, а в 1945 году среднемесячное производство этих видов боевой техники составляло около 2/3 по отношению к среднемесячному производству в 1944 году. Выпуск легких танков фактически прекратился.
Производство оружия и боеприпасов для наземных войск было недостаточным. По показаниям бывшего начальника штаба 44-й армии генерал-майора Обата Нобуеси, японская армия начиная с 1942 года испытывала большой недостаток в вооружении. Артиллерийского оружия постоянно не хватало - до 15-20 %, танков - до 30-40 %, и особенно ощущался недостаток в авиации. Это свидетельствовало о несоответствии потребности и возможностей производства.
Положение усугублялось большими потерями. Так, в 1943 году из всего отправляемого морем военного снаряжения 17 % было потеряно при потоплении судов, и в 1944 году эти потери возросли до 33 %, а за первую половину 1945 года - до 50 %. В 1944 году погибла половина всего вооружения, посланного на решающий в то время для Японии участок фронта -Филиппины [14].
Снабжение военно-морских сил бомбами, авиационными торпедами, зенитными орудиями и боеприпасами к ним, пулеметами для надводных судов, а также электрическим и на-
вигационным оборудованием подводных лодок-« малюток» было очень скудным. На судах часто устанавливали менее половины запроектированного числа орудий [14].
Производство автомашин в Японии было недостаточным, что серьезно давало о себе знать. Мощность заводов позволяла увеличить выпуск автомашин, но она не могла быть использована в связи с уменьшавшимися из месяца в месяц поставками стали для автомобильной промышленности.
Среди причин поражения Японии можно назвать, во-первых, недостаточность собственных природных ресурсов. Стране требовались стабильные поставки горючего: мазута, авиакеросина, бензина, иных нефтепродуктов, без которых не могла работать японская военная техника, а своих ресурсов не хватало; уже в середине войны начал остро чувствоваться дефицит данных материалов.
Вторая причина - большая протяженность захваченных территорий, что требовало увеличения времени снабжения и большого числа транспортных судов. Содержание войск одновременно в разных странах, постоянные столкновения с местным населением на захваченных территориях также требовали больших материальных затрат.
В-третьих, Японии не хватало рабочих рук в экономике (при большой численности населения), а на месте боев недоставало боеспособных солдат.
И четвертая, весьма весомая причина - это вступление в активную фазу боевых действий Советской армии, которая нанесла сокрушительное поражение сухопутным войскам.
Таким образом, к середине 1945 года японская военная промышленность была заметно ослаблена. Испытывая острый недостаток в стратегическом сырье, страна не могла восполнять большие потери, которые несли японская армия и флот. Перебои в производстве и уменьшение выпуска отдельных видов военной продукции явились следствием потери значительной части территорий, захваченных Японией на Тихом океане и в странах южных морей, откуда она черпала сырье для своей промышленности, а также создавшихся затруднений с доставкой стратегического сырья в Японию.
Список литературы
1. Аварин В. Борьба за Тихий океан. Агрессия США и Англии, их противоречия и освободительная борьба народов. - М.: Воениздат, 1952.
2. Мао Цзэдун. Из политического отчета ЦК КПК VII съезду Коммунистической партии Китая 24 апреля 1945 г. // Избр. произв. Т. 4. - М.: Изд-во иностр. лит., 1953. - С. 481-482.
3. Войтинский Г.Н., Гальперин А. Л., Губер А. А. Международные отношения на Дальнем Востоке (1890-1949). - Изд. 2-е. - М.: Госполитиздат, 1956.
4. Коен Б. Военная экономика Японии. - М: Изд-во иностр. лит., 1951.
5. Холмс У. Победа под водой: пер. с англ. - Смоленск: Русич, 1999. - 464 с.
6. Morton K. Fall of Filipinnes. - Washington, 1953.
7. Локвуд Ч.А. Подводная война на Тихом океане: Топи их всех. - М.: ACT. 2001. - 637 с.
8. Smith R. Approach to the Filippines. - Washington, 1953.
9. Taylor A.J.P. The Second World War. - London: Hamish Hamilton, 1975.
10. Иноуэ Киеси. История современной Японии. - М.: Изд-во иностр. лит., 1955.
11. Родов Б. Роль США и Японии в подготовке и развертывании войны на Тихом океане 1938-1941 гг. - М.: Госполитиздат, 1951.
12. Рагинский М., Розенблит С. Международный процесс главных японских военных преступников. - М: Изд-во АН СССР, 1950.
13. Cannon M. Leyte: Return to the Filippines (U.S. Army in WW. II). - Washington, 1949.
14. Нимиц Ч.У, Поттер Э.Б. Война на море (1939-1945). - Смоленск: Русич, 1999.
References
1. Avarin V. Bor'ba za Tikhii okean. Agressiia SShA i Anglii, ikh protivorechivaia i osvoboditelnaia bor'ba narodov. [Aggression of the USA and England, their contradictory and liberation struggle of nations]. Moscow, Voenizdat, 1952.
2. Mao Tszedun. Iz politicheskogo otcheta TsK KPK VII s'ezdu Kom kineticheskoi partii Kitaia 24 aprelia 1945 g. Izbrannye proizvedeniia, t. 4 [From the political report of the Central Committee of the Chinese Communist Party to the VII Congress of the Chinese Communist Party April 24, 1945. Selected Works]. Moscow, Izdatel'stvo inostrannoi literatury, 1953, pp. 481-482.
3. Voitinskii G.N., Gal'perin A.L., Guber A.A. Mezhdunarodnye otnosheniia na Dal'nem Vostoke (1890-1949) [International Relations in the Far East (1890-1949)]. Moscow, Gospolitizdat, 1956.
4. Koen B. Voennaia ekonomika Iaponii [The military economy of Japan]. Moscow, Izdatel'stvo inostrannoi literatury, 1951.
5. Kholms U. Pobeda pod vodoi [Victory under water]. Smolensk, Rusich, 1999, 464 p.
6. Morton, K. Fall of Filipinnes. Washington, 1953.
7. Lokvud Ch.A. Podvodnaia voina na Tikhom okeane: Topi ikh vsekh [Submarine War in the Pacific: Down them all]. Moscow, AST, 2001, 637 p.
8. Smith R. Approach to the Filippines. Washington, 1953.
9. Taylor A.J.P. The Second World War. London, Hamish Hamilton, 1975.
10. Inoue Kiesi Istoriia sovremennoi Iaponii [History of modern Japan]. Moscow, Izdatel'stvo inostrannoi literatury, 1955.
11. Rodov B., Rol' SShA i Iaponii v podgotovke i razvertyvanii voiny na Tikhom okeane 1938-1941 gg. [The role of the United States and Japan in the preparation and deployment of war in the Pacific]. Moscow, Gospolitizdat, 1951.
12. Raginskii M., Rozenblit S. Mezhdunarodnyi protsess glavnykh iaponskikh voennykh prestupnikov [The international process of the main Japanese war criminals]. Moscow, Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1950.
13. Cannon M. Leyte: Return to the Filippines (U.S. Army in W.W. II), Washington, 1949.
14. Nimits Ch.U, Potter E.B. Voina na more (1939-1945) [The war at sea (1939-1945)]. Smolensk, Rusich, 1999.