Научная статья на тему 'ВОЛЮНТАРИЗМ АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ'

ВОЛЮНТАРИЗМ АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
847
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЯ / ЭТИКА / ЭСТЕТИКА / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Околота Даниил Павлович

В статье автор рассматривает философию Артура Шопенгауэра, его биографию и его взгляды на этику, эстетику, политику и понятие "Воли". После рассмотрения жизненного пути и философии Шопенгауэра в заключении автор приходит к выводу, что историческому значению философии Шопенгауэра часто не придается столько внимания, сколько оно заслуживает, по причине того, что в одном веке с ним жило множество других философов, которые оставили след в истории философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTARISM OF ARTHUR SCHOPENHAUER. THE WORLD AS WILL AND REPRESENTATION

In the article the author examines the philosophy of Arthur Schopenhauer, his biography and his views on ethics, aesthetics, politics and the concept of "Will". After considering the life path and philosophy of Schopenhauer in conclusion, the author comes to the conclusion that the historical significance of Schopenhauer's philosophy is often not given as much attention as it deserves, due to the fact that many other philosophers lived in the same century with him, who left their mark on the history of philosophy.

Текст научной работы на тему «ВОЛЮНТАРИЗМ АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»

Волюнтаризм Артура Шопенгауэра. Мир как воля и представление Voluntarism of Arthur Schopenhauer. The World as Will and Representation

Околота Даниил Павлович

Магистрант 2 курса Факультет международных отношений Санкт-Петербургский Государственный Университет

Санкт-Петербург, Россия e-mail: daniil. okolota@tut. by

Okolota Daniil Pavlovich

2nd year Master student Faculty of International Relations Saint Petersburg State University Saint Petersburg, Russia e-mail: daniil. okolota@tut. by

Аннотация.

В статье автор рассматривает философию Артура Шопенгауэра, его биографию и его взгляды на этику, эстетику, политику и понятие "Воли". После рассмотрения жизненного пути и философии Шопенгауэра в заключении автор приходит к выводу, что историческому значению философии Шопенгауэра часто не придается столько внимания, сколько оно заслуживает, по причине того, что в одном веке с ним жило множество других философов, которые оставили след в истории философии.

Annotation.

In the article the author examines the philosophy of Arthur Schopenhauer, his biography and his views on ethics, aesthetics, politics and the concept of "Will". After considering the life path and philosophy of Schopenhauer in conclusion, the author comes to the conclusion that the historical significance of Schopenhauer's philosophy is often not given as much attention as it deserves, due to the fact that many other philosophers lived in the same century with him, who left their mark on the history of philosophy.

Ключевые слова: Воля, этика, эстетика, представление, философия.

Key words: Will, ethics, aesthetics, representation, philosophy.

Философия Артура Шопенгауэра оказала большое влияние на последующие поколения, ибо уже в 1818 году он начал рассматривать концепции, которые позднее станут жить и процветать в умах философов, чья философская деятельность выдалась на время после активной фазы философского творчества Шопенгауэра. Научная новизна данной работы заключается в том, что существует необходимость рассмотреть взгляды Артура Шопенгауэра и представить другим исследователям его философию в доступном для изучающих его творчество виде.

Шопенгауэр пытался понять как с помощью познания, эстетики и аскетизма побороть человеческое бытие, наполненное страданиями и разочарованием. По его мнению, "воля к жизни" - это то, что приводит весь мир в действие и пронизывает абсолютно всё сущее, а все остальные внутренние стремления вторичны по отношению к инстинкту размножения.

Его работы и взгляды оказали влияние на поздних философов и на романтиков его времени. Влияние, оказанное Шопенгауэром на молодых Ницще и Витгенштейна, не дало его имени и его работам кануть в лету и затеряться посреди его более именитых современников, хотя в течении жизни он прошел путь от известности до практически полной безвестности под конец своего пути.

Жизнь Артура Шопенгауэра

Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге у пары потомков богатых немецких семей. Когда ему было 17 лет, Шопенгауэру пришлось взвалить на свои плечи семейный бизнес, который достался ему по

наследству от его умершего отца. Его мать после этого события переехала в Веймар став другом Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749-1832). Через год к ней присоединились Шопенгауэр и его сестра. Сам Шопенгауэр, хотя и невысокого роста, был довольно красив и привлекателен для женщин, но никогда не чувствовал себя комфортно в романтических начинаниях.

Мало интересуясь деловой жизнью и коммерцией, Шопенгауэр использовал свои личные средства для финансирования своей учебы. Он поступил в Геттингенский университет в 1809 году. С 1811 по 1812 год он посещал лекции Фихте и Шлейермахера в Берлинском университете. Защитил докторскую диссертацию «Über die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde» в Йенском университете и получил степень доктора философии в 1813 году. С 1814 по 1818 год он работал над своим основополагающим трудом «Die Welt als Wille und Vorstellung» и опубликовал его в 1819 году. В 1820 году начал преподавать в Берлинском университете и начал свою длительную оппозицию коллеге-лектору Г. В. Ф. Гегелю, которого он обвинил (среди прочего) в намеренно впечатляющем, но в конечном итоге бессмысленном языке. Он разработал злополучный план, чтобы его собственные лекции совпадали с лекциями Гегеля в безуспешной попытке привлечь поддержку студентов от Гегеля. После провала этого плана (и столь же неудачной попытки примерно год спустя) он бросил академическую карьеру и больше никогда не преподавал в университете.

Какое-то время он жил в Мангейме и Дрездене, пару раз ненадолго посещал Италию, но в конце концов вернулся в Берлин. В 1831 году, в возрасте 43 лет, он заинтересовался более молодой женщиной, 17-летней Флорой Вайс, которая категорически отвергла его.

Вспышка холеры в Берлине 1831 года окончила очное соперничество Шопенгауэра и Гегеля поскольку Фридрих Вильгельм преждевременно вернулся в Берлин, заразился инфекцией и умер, а Шопенгауэр окончаиельно переехал во Франкфурт в 1833 году. Он продолжал писать и публиковать, в том числе «Über den Willen in der Natur» в 1836 году, «Über die Freiheit des menschlichen Willens» в 1839 году, «Über die Grundlage der Moral» в 1840 году и «Parerga und Paralipomena» в 1851 году. Наконец, в конце 1850-х годов он получил долгожданное признание за свои ранние работы и его последняя книга мрачных эссе и афоризмов не стала бестселлером.

Однако с возрастом его пессимизм и мрачные взгляды на жизнь стали почти комически чрезмерными: в какой-то момент он посоветовал людям каждое утро глотать жабу, чтобы завтра не встретить ничего более отвратительного. Только в последние годы жизни Шопенгауэр наконец обрел своего рода довольство благодаря своим отношениям с привлекательной скульпторшей и поклонницей его философии Элизабет Ней (1833-1907). В 1860 году его здоровье, которое всегда было крепким, начало ухудшаться, и он мирно скончался от сердечной недостаточности 21 сентября 1860 года в возрасте 72 лет.

Философия Шопенгауэра

Для своего времени Шопенгауэра можно назвать крайне нетипичным философом, ибо он стал первым философом, который пытался выстроить мост между западной и восточной философией, в этом ему помогало необычно глубокие знания в индуизме и буддизме, хоть и сам Шопенгауэр был первым открытым атеистом из крупных философов. Он также считается одним из лучших писателей немецкой прозы, а его элегантный и афористичный стиль письма даже привел к публикации отдельных книг афоризмов и острот.

Докторская диссертация 25-летнего Шопенгауэра «Über die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde» уже содержала множество аргументов, которые он продолжал использовать против преобладающего немецкого идеализма того времени и его философов (Фихте, Шеллинг и Гегель). В некотором смысле его можно считать абсолютной противоположностью всему немецкому идеалистическому движению: он ненавидел великие

системы, предпочитая следовать единым мыслям, и он выступал против их религиозной позиции и их немецкого национализма.

Его наиболее важной работой считается «Die Welt als Wille und Vorstellung» 1819 года, в которой он изложил свое учение о пессимизме. В драматической и мощной прозе он описал мир как поистине ужасное место, полное несправедливости, болезней, репрессий, страданий и жестокости. Вопреки мнению Лейбница, что это наилучший из всех возможных миров, Шопенгауэр стремился доказать, что это на самом деле наихудший из всех возможных миров и что, если бы он был хоть немного хуже, он не мог бы более продолжать существовать. В отличие от широкого оптимизма большинства его современников-романтиков в Германии 19 века, он чувствовал, что все существование в конечном счете бесполезно, поскольку его можно в основном характеризовать отсутствием удовлетворения, которое никогда не может быть достигнуто.

Шопенгауэр называл себя кантианцем, и его исходным пунктом, безусловно, было кантовское деление вселенной на феноменальное и ноуменальное. Однако Шопенгауэр сделал еще один шаг по сравнению с Кантом, предположив, что, поскольку множественность является частью феноменального опыта, ноуменальная реальность должна быть единственной, единой, недифференцированной, неразличимой вещью. Он пришел к выводу, что ноумен был тем же самым, что и то, что мы называем Волей (или, по крайней мере, что Воля была самым непосредственным проявлением «вещи в себе», которую мы можем испытать). Использование слова «Воля», возможно, не имеет значение: он мог бы в равной степени использовать «Силу» или «Энергию».

Волюнтаризм и основные взгляды Шопенгауэра

Шопенгауэр расширил то, чем на самом деле была эта Воля, выводя свои аргументы из основных традиций западной философии, но придя к волюнтаризму, почти полностью совместимому с традициями индуистской веданты в Упанишадах, которые он хорошо знал. Он считал, что «воля к жизни» есть внутреннее содержание и движущая сила мира, и что Воля и желание предшествуют мысли и интеллекту. Он рассматривал даже влюблённость лишь как бессознательный элемент этого стремления к размножению и перечислял некоторые довольно подозрительные, на современный вкус, законы притяжения - например, что высоких людей привлекают низкие люди, так что их потомство с большей вероятностью будет здоровым и пропорциональным или что большие подбородки привлекают тех, у кого маленький подбородок, по той же причине и т.д.

Он утверждал, что стремление к счастью и рождение детей — это две совершенно разные идеи, которые любовь злонамеренно сбивает нас с толку, заставляя думать о них как об одном в интересах продолжения рода. Тем не менее, частично защищая любовь, он рассуждал, что только такая сильная сила, как любовь, может заставить нас сыграть эту роль, и что у нас на самом деле нет другого выбора, кроме как влюбиться, поскольку биология сильнее разума. Он считал, что это дикое и мощное стремление к выживанию и размножению, по сути, является причиной страданий и боли в мире, и что единственный способ избежать страданий, присущих миру Воли, — это искусство. Он пришел к выводу, что философия и логика не могут ни коснуться, ни превзойти природу желания или воли, и он определенно считал философию и логику менее важными, чем искусство, любящую доброту и определенные формы религиозной дисциплины.

У Шопенгауэра эстетическая точка зрения более объективна, чем научная, именно потому, что она отделяет интеллект от Воли в форме искусства. Он считал, что тело — это просто продолжение Воли, тогда как искусство — это спонтанный акт или предопределенная идея, которую художник имеет в виду перед любыми попытками творения, и поэтому не может быть связано ни с телом, ни с интеллектом. Таким образом, в отличие от науки, искусство фактически выходит за пределы области достаточных оснований. Шопенгауэровское представление о гении было художником, настолько сосредоточенным на своем искусстве, что он пренебрегал «делом жизни», что для Шопенгауэра означало только господство злой и болезненной Воли.

Этика Шопенгауэра была в основном выражена в его «Über die Freiheit des menschlichen Willens» 1839 г. и «Über die Grundlage der Moral» 1840 г. Его определение трех первичные моральных стимулы были центральным аспектом его идеи:

- сострадание (подлинный мотиватор морального самовыражения),

- злоба и эгоизм (разрушители моральных стимулов).

Он видел любовь (как в древнегреческом понятии «агапе», а не эротической любви) как чрезвычайно мощную силу, скрытую в человеческой психике и драматически формирующую мир. Некоторые из его идей демонстрируют влияние буддизма и его четырех благородных истин.

По его собственному признанию, он не слишком задумывался о политике, но в целом был за ограниченное правительство, которое предоставило бы людям свободу действий для собственного спасения. Он также присоединился к идеям Томаса Гоббса и считал государство и государственное насилие необходимым для сдерживания деструктивных тенденций, присущих нам как людям.

У него была отчетливо иерархическая концепция рас, приписывавшая цивилизационное первенство северным белым расам из-за того, что он считал их чувствительными и творческими. Но при этом он был категорически против различного отношения к расам и горячо выступал против рабства. Он также придерживался антисемитских взглядов утверждая, что христианство представляет собой восстание против материалистической основы иудаизма, шовинистического отношения к женщинам утверждая, что «женщина по своей природе должна подчиняться» и имел пристрастия к возможностям евгеники. Однако в целом он имел либеральные взгляды на многие другие социальные вопросы и был категорически против табу на такие вопросы, как самоубийство и гомосексуальность. Его очень беспокоили права животных, которые он рассматривал как феноменальные проявления Воли, как и людей.

Шопенгауэр утверждает, что все явления заключают в себе сущностное стремление. Электричество, например, описывается как фундаментальная сила воли. Способность человека к познанию тоже подчинена требованиям воли. При этом все, что «хочет», обязательно страдает. Шопенгауэр дает пессимистическую картину, на которой неудовлетворенные желания болезненны, а удовольствие есть просто ощущение, переживаемое в момент устранения такой боли. Однако большинство желаний никогда не исполняются, а исполнившиеся моментально заменяются более несбывшимися.

Философия Шопенгауэра оказала глубокое влияние на последующие поколения, отчасти потому, что его мировоззрение признает традиционные моральные ценности, не предполагая существования Бога.Он также признает возможность абсолютного знания через мистический опыт. По крайней мере, его признание обычно неизбежной перспективы, в которой Вселенная представляется фундаментально иррациональным местом, также понравилось мыслителям XX века, которые понимали инстинктивные силы как основополагающие и, хотя и иррациональные, руководящие принципы человеческого поведения.

Историческое значение Шопенгауэра в XIX века часто затемняется тенями Канта, Гегеля, Маркса, Милля, Дарвина и Ницше, но в своем отказе от рационалистических концепций мира уже в 1818 году он уловил грядущие идеи, которые будут витать в философии дальше. Идеи Шопенгауэра о первичной важности природных инстинктов оказали внимание на Фрейда, а его непрогрессивистский взгляд на человеческую историю, движение которой он отрицал, стал ключевым во французской философии 20-го века после того, как две мировые войны приостановили ее развитие после ожидания непрерывного прогресса в XIX века, покорившее сердца таких мыслителей, как Гегель и Маркс.

Список используемой литературы:

1. Гулыга А. В., Андреева И. С. Шопенгауэр. М.: Молодая гвардия, 2003. — 367 с. (ЖЗЛ, Вып. 846) — ISBN 5-235-025512. Фишер К. Артур Шопенгауэр. — СПб.: Лань, 1999. — 608 с. — (Мир культуры, истории и философии). — 3000 экз. — ISBN 5-8114-0142-6.

3. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - 2 изд., испр. / Пер. с нем. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. - 592 с. (Серия «Книга света»).

4. Шопенгауэр А. «Афоризмы житейской мудрости», изд-во «Азбука-классика», Санкт-Петербург,

2004 г

5. Magee, Bryan, The Philosophy of Schopenhauer, Oxford University Press (1988, reprint 1997). ISBN 9780-19-823722-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.