Научная статья на тему 'Воля советского народа (государственно‑правовой аспект)'

Воля советского народа (государственно‑правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воля советского народа (государственно‑правовой аспект)»

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

Из периодики прошлого

Е. И. Козлова

Воля советского народа (государственно-правовой аспект)1

Воля советского народа, руководимого Коммунистической партией, выступает как важнейший фактор общественного развития, успешного достижения цели построения коммунистического общества. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии отмечалось: «Нам всегда и во всех делах помогали революционная воля и размах, умение партии мобилизовать усилия миллионных масс на решение созидательных задач, трудовой энтузиазм рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции».

Лозунг управления по воле народа, декларируемый буржуазией, никогда не был и не мог быть реализован в классово-антагонистическом обществе. Только при социализме в результате действия объективных исторических закономерностей воля народа получает свое воплощение во всех институтах политической организации общества. В трудах классиков научного коммунизма теоретически обоснована, а практикой социалистического строительства подтверждена роль народных масс как творца истории. Маркс и Энгельс открыли закон возрастания роли народных масс в ходе исторического развития. Они писали, что вместе с основательностью исторического действия будет расти и объем массы, делом которой оно является. В. И. Ленин считал этот вывод одним из самых глубоких и самых важных положений той историко-философской теории, которую не хотели и не могли понять народники. Он писал, что по мере расширения и углубления исторического творчества людей должен возрастать и размер той массы населения, которая является сознательным историческим деятелем2.

Победа Октябрьской революции знаменовала собой возникновение первого в мире государства, «управляемого волей и в интересах трудящихся масс»3. На современном этапе, в развитом социалистическом обществе, Советское общенародное государство выступает как воплощение воли всего народа — принципиально новой, интернациональной общности людей, социалистического союза всех трудящихся СССР — работников индустрии, сельского хозяйства и культуры, физического и умственного труда — общности, составляющей социальную основу многонационального общенародного государства.

В общественных науках, в частности правовых, понятие воли широко используется применительно к историческим общностям (классу, народу, нации), организациям (партии, государству), коллективам и объединениям трудящихся. Однако

1 Козлова Е. И. Воля советского народа // Советское государство и право. 1972. № 9. С. 19—25.

2 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 539—540.

3 Калинин М. И. Избранные произведения. М., 1960. Т. 1. С. 690.

ВЕСТНИК Козлова Е. И. О Л Л

УНИВЕРСИТЕТА Воля советского народа (государственно-правовой аспект) '

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

попытки раскрыть содержание этого понятия единичны, и большинство авторов исходят из него, как из определенной данности. Между тем понятие общественной воли весьма сложно и многоаспектно. В данной статье рассматриваются государственно-правовые аспекты понятия воли народа, соотношение их с гносеологической и социологической характеристикой общественной, социальной воли, значение социологического анализа процесса формирования воли советского народа для правильного раскрытия сущности тех форм волеизъявления народа, с которыми связано советское государственное право.

Понятие воли советского народа

В задачу государственно-правовой науки входит исследование сущности советского государственного права как воплощения воли народа. Являясь совокупностью правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти, советское государственное право выступает как важнейший инструмент утверждения воли и власти советского народа. «В обобщенной, концентрированной форме советские законы выражают волю народа, основные направления политики партии и государства, обеспечивают движение общества по заданному курсу», — говорил Л. И. Брежнев в речи перед избирателями Бауманского избирательного округа. Наиболее концентрированной формой выражения воли народа является Основной закон государства — советская Конституция.

Развитие советского законодательства в ходе социалистического и коммунистического строительства выявляет тенденцию неуклонного совершенствования механизма формирования государственной воли советского народа, расширения и углубления гарантий правильного отражения и учета воли трудящихся в деятельности представительных органов и других частей системы политической организации советского общества. Об этом ярко свидетельствуют как законодательство, так и сама практика государственного строительства в нашей стране. Достаточно сослаться на проведенные мероприятия по совершенствованию избирательной системы; принятие законов, определивших порядок отзыва депутатов; законодательную регламентацию организации и деятельности сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных советов депутатов трудящихся, обеспечившую дальнейшее углубление связей советов с избирателями, совершенствование механизма выявления воли и интересов широких слоев трудящихся масс. Новыми законами о местных советах установлено, что советы организуют широкое участие граждан в решении вопросов местного и общегосударственного значения, обеспечивают информацию населения о своей деятельности, выносят наиболее важные вопросы государственного, хозяйственного и Ш социально-культурного строительства на обсуждение собраний трудящихся по предприятиям, учреждениям и организациям, а также по месту жительства граждан. Повышена ответственность местных советов за выполнение наказов избирателей. Все более широкое развитие получает применение запросов депутатов.

Исследование правовых аспектов понятия воли социальной общности — класса, народа — должно базироваться на философском анализе общественной ПРОШЛОГО

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

воли как активной, действенной стороны общественного сознания. К сожалению, эти вопросы не привлекают должного внимания советских философов4. Слабость разработки философских аспектов общественной воли затрудняет ее правовой анализ, порождает неполноту и односторонность в трактовке содержания понятия воли народа в юридической литературе. Одни авторы подразумевают под волей господствующего класса его правовую идеологию5. Другие рассматривают волю народа как психологическую категорию, как реально существующие стремления всех или, по крайней мере, большинства советских людей6, как совокупность стремлений и желаний господствующего класса или народа в целом7. Третьи трактуют волю народа как общественное мнение8. Высказывается суждение о том, что государственная воля — это общенародное мнение, сформулированное как официальное установление9. В некоторых работах отмечается, что, говоря о воле класса, выраженной в праве, следует иметь в виду интерес класса, проявляющийся в действии10.

Множественность и различие определений воли не случайны. Они отражают сложность понятия воли, различные аспекты обращения к нему, многообразие форм проявления общественной воли, различные уровни ее формирования. Однако такое различие в подходе к раскрытию содержания понятия воли народа в государственно-правовой науке не может способствовать успешному исследованию проблемы воли народа. При характеристике содержания понятия общественной воли в таких ее разновидностях, как воля класса, народа, нельзя отрываться от философских аспектов понятия общественной воли как активной, действенной стороны общественного сознания. В гносеологическом плане общественная воля рассматривается как элемент в структуре всех форм общественного сознания11. Поэтому, на наш взгляд, нет оснований связывать понятие воли господствующего класса, народа только с идеологией, в частности с правовой идеологией, или только с общественной психологией, или рассматривать волю как проявляющуюся лишь в общественном, общенародном мнении. Все

4 См.: Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. С. 10. Как пишет Д. А. Потопейко, «в учебниках по историческому материализму до сих пор волевая сторона общественного сознания даже не упоминается, а в литературе по исследованию общественного сознания этот вопрос затрагивается редко» (Потопейко Д. А. Правосознание как особое общественное явление. Киев, 1970. С. 60).

5 См.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права: основные понятия и институты. М., 1970. С. 361.

6 См.: Высшие представительные органы власти в СССР. М., 1969. С. 28.

7 См.: Сафаров Р. А. Общественное мнение и общенародное право // Советское государство и право. 1964. № 4. С. 81.

8 См.: Безуглов А. А. Суверенитет советского народа. М., 1970. С. 15.

9 См.: Щетинин Б. В. Проблемы теории советского государственного права. М., 1969. С. 19.

10 См.: Левин И. Д. Суверенитет. М., 1948. С. 60.

11 См.: Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М., 1960 ; Уледов А. Д. Общественное мнение советского общества. М., 1963 ; Потопейко Д. А. Указ. соч.

ЕСТНИК Козлова Е. И.

УНИВЕРСИТЕТА Воля советского народа (государственно-правовой аспект)

213

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

эти формы вместе взятые, как и иные формы общественного сознания, имеют определенную значимость, в частности правовую, в проявлении воли господствующего класса, народа.

Кроме того, определяя понятие воли через различные ее проявления, нельзя ограничиваться проявлениями воли народа, связанными лишь с областью общественного сознания и раскрываемыми только через категории общественного сознания. Не менее важен для юридической науки и социологический аспект понятия общественной воли. Воля народа, класса проявляется во всей общественной, социальной практике: в общественных движениях, в революциях, в классовой борьбе, при осуществлении государственной власти, в управлении. Именно социальные действия наиболее адекватно выражают волю общности. Не случайно в литературе высказывается суждение, что воля в социальном плане — это выражение тем или иным общественным образованием (личностью, группой лиц, классом, народом, учреждением, системой учреждений) своих интересов в определенного вида деятельности и воплощение их на практике12. Однако и это определение воли, выводящее понятие воли из сферы общественного сознания в сферу социальной практики, отвлекающееся от социально-психологической природы воли, страдает односторонностью.

Воля проявляется не только в практической деятельности, но и в идеях, теориях, взглядах, идеалах, социальных настроениях, чувствах, эмоциях, представлениях, желаниях — во всех проявлениях идеологии и общественной психологии. Рассмотрение той или иной отдельной формы проявления воли в качестве содержания научного понятия воли народа не может быть плодотворным. Маркс и Энгельс в свое время подчеркивали недопустимость «из какого-нибудь представления или понятия, имеющего целый ряд вполне установившихся сторон, выхватить одну сторону, рассматривая ее как поныне единую и единственную, подсунуть ее понятие как его единственную определенность...»13. В. И. Ленин также отмечал: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредствования"»14.

Понятие воли народа может в должной мере отражать ее сущность как специфического явления духовной жизни общества только в том случае, если оно охватывает в достаточно полном виде все основные формы проявления воли, выражения того, чего народ хочет, в чем видит свою цель и на достижение каких результатов направляет свою деятельность. Выработка такого понятия общественной воли, которое охватило бы все основные связи и опосредствования воли, составляет предмет ее философского анализа. Каждая из конкретных общественных наук, которая обращается к проблеме воли, имеет дело лишь с определенными проявлениями воли, ее опосредствованиями в специфических явлениях, действиях, выражающих значимые для данной науки свойства воли.

Специфичность задач исследования проблемы воли в той или иной общественной науке делает правомерным известное различие в определениях воли,

"0

--5

12 См.: Меньшиков В. В. Ф. Энгельс о власти // Вестник Ленинградского университета. 1970. № 17. С. 41.

13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 261.

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 290. ПРОШЛОГО

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

которыми оперируют науки. Однако она не может оправдать «усеченных» определений воли, при которых не отражаются черты, раскрывающие качественную сущность этого понятия. Содержание понятия общественной, социальной воли в правовых науках должно отражать основные качественные характеристики этой категории, в диалектической совокупности выявляющие ее сущность. Воля советского народа выступает как одна из разновидностей общественной воли, субъектом которой является историческая общность — советский народ. В качестве таковой она несет на себе все свойства общественной воли как активной, деятельной стороны общественного сознания, проявляет себя как необходимый элемент общественного сознания. Посредством определенных волевых действий общественная воля выходит из сферы общественного сознания в сферу социальной практики. Воля советского народа — это не воля «общества — лица». Она проявляется в волевых действиях конкретных членов общества, выступающих как живые носители воли народа, и формируется при руководящей роли рабочего класса во главе с Коммунистической партией путем сложного динамического синтеза воль классов, социальных слоев, наций и народностей, имеющихся в структуре общества, воль, обусловленных в конечном счете экономическими отношениями.

Не все формы проявления воли класса, народа как применительно к формам общественного сознания, так и применительно к различным сферам социальной практики в полном своем объеме имеют правовой интерес и правовую значимость. Так, идеологические формы проявления воли класса, народа имеют место и в морали, и в искусстве, но они остаются в большой мере за рамками правовой значимости. То же следует сказать и в отношении таких форм объективизации воли, как общественное мнение, стремления и интересы советских людей. Не все формы проявления воли и в социальной практике входят в орбиту исследования правовых наук. Значимые в правовом аспекте формы выражения воли народа отграничиваются теми сферами общественных отношений, в которых она себя проявляет, и теми социальными функциями, которые свойственны различным формам проявления воли народа в качестве регулятора общественных отношений.

Советское государственное право связано прежде всего с проявлениями воли народа — субъекта политической, государственной власти. В этом качестве воля народа выступает как особым образом организованная воля, как государственная воля советского народа15. В данном случае воля народа объективируется в государственной власти, выступает как власть народа. Именно в таком аспекте часто применяется понятие воли класса, народа, когда речь идет о народе как субъекте политической власти. Однако государственно-правовая наука имеет дело не только с государственной волей народа. В орбиту ее исследований попадает широкий круг иных форм объективизации воли народа, в той мере, в какой они связаны с участием в процессе формирования государственной воли народа, с различными проявлениями суверенитета советского народа, с его волеизъявлениями как субъекта политической власти, с деятельностью различных носителей воли народа.

15 О специфических чертах государственной воли как разновидности общественной воли см.: Керимов Д. А. Свобода, право и законность. М., 1960. С. 85.

ВЕСТНИК Козлова Е. И. О Л Е^

УНИВЕРСИТЕТА Воля советского народа (государственно-правовой аспект) ' ^^

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Многоаспектность понятия воли, многообразие форм проявления воли класса, народа обусловливают широкое смысловое содержание термина «воля народа». Данный термин употребляется для обозначения таких различных форм объективизации воли, как власть народа, его идеология, интересы, стремления, желания, запросы и требования трудящихся масс, общественное мнение. Широко используется этот термин и для характеристики единства народа, его активности в достижении цели, в выполнении определенных задач и т.д. В государственно-правовом аспекте, о какой бы форме проявления воли народа ни шла речь, подразумевается воля народа в политической сфере, т.е. в сфере осуществления государственной, политической власти, деятельности народа как субъекта политической власти.

Формирование воли советского народа

Государственно-правовая наука исследует специфические способы формирования воли советского народа, особые формы его волеизъявления — выборы, референдум, иные формы непосредственной демократии, формирование воли народа его представительными органами. Правильное уяснение сущности и значения этих форм требует обращения к общим основам, определяющим процесс формирования воли класса, народа. Формирование воли класса, народа выступает как сложный процесс взаимодействия объективных и субъективных факторов. Воля в своем содержании не произвольна. Как отмечал Г. В. Плеханов, «прежде чем стать причиной, воля является следствием»16.

В трудах основоположников научного коммунизма глубоко обоснована диалектическая связь объективных закономерностей общественного развития и субъективного фактора, раскрыта определяющая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, активная роль общественного сознания. Проявление общих закономерностей соотношения общественного бытия и общественного сознания показано и применительно к проблеме свободы воли, к объективным и субъективным факторам формирования воли. Характеризуя движущие причины тех побудительных сил, которые приводят в движение большие массы людей, целые народы, классы, Энгельс писал, что «государственная воля определяется в общем и целом изменяющимися потребностями гражданского общества, господством того или другого класса, а в последнем счете — развитием производительных сил и отношений обмена»17. Роль объективных факторов, лежащих в основе формирования воли, выражается через механизм взаимодействия общественных, классовых потребностей, интересов, цели. Маркс

писал, что сознательная цель как закон определяет способ и характер действий

18

Но одинаковые потребности, интересы, цели составляют лишь объективную

человека, и ей он должен подчинить свою волю18.

т

предпосылку формирования общей классовой воли, формирования класса,

- Й

16 Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 2. С. 207.

17 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 310.

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 310. ПРОШЛОГО

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

способного к борьбе за свои классовые интересы, к самостоятельному политическому действию. Формирование единой воли класса, народа немыслимо без действия субъективных факторов, и прежде всего без определенных форм организации. В. И. Ленин отмечал, что «массы без организации лишены единой воли...»19. Высшей формой организации класса выступает его политическая партия. Именно Коммунистическая партия вырабатывает идеологию пролетариата, научно обоснованно раскрывает его историческую миссию. Партия вооружает рабочий класс правильным познанием закономерностей общественного развития, конечных задач его классовой борьбы и путей, ведущих к достижению цели построения коммунистического общества. Под ее руководством формируется и классовая воля важнейшего союзника рабочего класса — крестьянства, всех слоев трудящихся масс. Это и определяет ведущую роль Коммунистической партии в процессе формирования воли рабочего класса, трудящихся масс, а в настоящее время в нашей стране — всего советского народа. Поэтому высшей формой, выявляющей содержание воли советского народа, правильно отражающей коренные интересы народа, объективные закономерности общественного развития, является формируемая Коммунистической партией идеология. В политике партии воплощаются коренные интересы советского народа.

Организационной основой формирования государственной воли советского народа являются Советское государство как политическая организация всего народа, советы депутатов трудящихся, выступающие как представительные органы народа. Правильное отражение интересов рабочего класса и всего советского народа в идеологии Коммунистической партии, подтверждение правильности политики партии в ходе социалистического строительства являются залогом того, что марксистско-ленинская идеология воспринимается трудящимися массами как важнейшее руководство к действию. Это определяет единство партии и народа.

Раскрытие процесса формирования воли советского народа через институты непосредственной демократии и народного представительства основывается на их классовой сущности в Советском общенародном государстве. Сформирование новой общности — советского народа — не привело к утрате социалистической демократией ее классового характера. До тех пор, пока существуют классы, общая воля народа всегда будет выступать как сложное диалектическое единство классовых воль. Ее социальной основой выступает единство интересов классов и социальных слоев, составляющих структуру общества. Формирование единой воли советского народа осуществляется под руководством рабочего класса, который не утрачивает своего руководящего положения в обществе. Как отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, усилия партии и впредь будут направлены на то, чтобы росло и укреплялось влияние рабочего класса во всех сферах жизни нашего общества.

В. И. Ленин подчеркивал, что «мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает», что «недостаточно нашего знания... необходимо, чтобы оно проникло в миллионы не из пропаганды, а из собственного опыта этих миллионов...»20. Советская государственная власть всегда выступала

19 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 246.

20 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 112 ; Т. 37. С. 142.

ЕСТНИК Козлова Е. И.

УНИВЕРСИТЕТА Воля советского народа (государственно-правовой аспект)

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

как власть большинства, а в настоящее время — это власть всего народа, в чем состоит коренное отличие советской социалистической демократии от буржуазной демократии. «Господствовать должна воля большинства...», — говорил В. И. Ленин. «Воля большинства для нас всегда обязательна, и идти против этой воли — значит совершать измену революции»21. КПСС, следуя заветам Ленина, сознательно и целенаправленно руководит формированием воли советского народа.

Таким образом, детерминированность содержания воли народа объективными факторами, определяющее место среди которых имеют экономические отношения, обусловленность единства воли общностью интересов и целей всех членов общества, руководящая роль партии и рабочего класса в формировании воли народа, сущность воли народа как диалектического единства классовых воль являются исходными при определении значения таких форм выражения воли народа, как народное представительство и непосредственное народное голосование. Марксистско-ленинская теория вскрыла глубинные истоки фиктивности «всенародного» голосования в условиях капиталистического строя, где буржуазия регулирует избирательное право так, чтобы оно, по меткому выражению Маркса, «хотело разумного, т.е. ее господства»22. Вместе с тем в трудах основоположников научного коммунизма глубоко обосновано значение для интересов рабочего класса требований всеобщего избирательного права, рамки и границы его использования как одного из важных средств классовой борьбы в буржуазном обществе.

Голосование как форма выражения воли, разумеется, не может быть взято в отрыве от факторов, составляющих основу возникновения общей воли. Еще Руссо подметил, что «волю делает общею не столько число голосов, сколько общий интерес, объединяющий голосующих»23. Единство интересов, целей социалистических классов, подлинный социалистический демократизм советской избирательной системы обеспечивают правильное отражение и выражение воли советского народа в голосовании. Освобожденное от буржуазных условий мотивации воли избирателей, порождающих ее искажение, голосование в советском социалистическом обществе выступает как форма правильного отражения и выражения воли советского народа. Оно выступает, с учетом всех иных факторов, и как одно из важных условий формирования единой воли многомиллионных масс трудящихся. Характеризуя значение выборов как могучего фактора организации масс, М. И. Калинин писал: «Здесь, таким образом, будут выкованы единая воля и единое стремление к осуществлению основных идей социалистического строительства»24.

В. И. Ленин писал, что «мы... хотим превратить государство в учреждение для принуждения творить волю народа»25. То огромное внимание, которое на всем протяжении развития Советского государства уделяет КПСС дальнейшему совершенствованию советской социалистической демократии, является ярким свидетельством последовательного выполнения этого ленинского завета.

21 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 114 ; Т. 37. С. 179.

22 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 95.

23 Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 173.

24 Калинин М. И. Избранные произведения. М., 1960. Т. 2. С. 499.

25 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.