Леонид КУРАС, Бутит ЖАЛСАНОВА
ВОЛОСТНАЯ РЕФОРМА В ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 1901-1904 гг. (по материалам Баргузинского ведомства)
Статья посвящена изучению введения волостной реформы у бурят Забайкальской области в 1901-1904 гг. на примере Баргузинского ведомства, которая упразднила систему местного самоуправления, учрежденную по Уставу об управлении инородцев (1822 г.).
The article is devoted to the introduction of reforms in the rural municipality of Buryats in the Trans-Baikal region in 1901-1904 on the example of Barguzinsk department, which abolished the system of local government established under the Charter about administration of non-Russian peoples of Siberia of 1822.
Ключевые слова:
волостная реформа, Устав об управлении инородцев 1822 г., крестьянские начальники, степная дума, инородная управа, родовое управление; reform of the rural municipality, Charter on Alien Management of 1822, peasant chiefs, steppe duma, alien board, tribal administration.
КУРАС
Леонид
Владимирович — д.и.н., профессор, главный научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
ЖАЛСАНОВА
Бутит
Цыдыпмункуевна —
к.и.н., заместитель
директора
Государственного
архива Республики
Бурятия
В статье рассматривается один из драматичных этапов истории местного самоуправления в Забайкальской области на при -мере Баргузинского ведомства, когда у бурят и тунгусов про -водилась волостная реформа, ликвидировавшая систему местного самоуправления, которая была учреждена по Уставу об управлении инородцев М.М. Сперанского (1822 г.). Надо отметить, что тема истории местного самоуправления в Российском государстве стано -вится особенно актуальной в наши дни, что вызвано современным реформированием этой сферы и такими объективными факторами развития Российского государства и общества, как территориальная протяженность, многонациональный состав населения, разнообра зие культур, различный социальный и экономический потенциал регионов. Все эти факторы обусловливают поиск оптимальной модели организации управления с учетом исторических традиций и исторического опыта проведения реформ и организации местного самоуправления.
На наш взгляд, интересным опытом местного самоуправления является существовавшая трехступенчатая система местного са моуправления сибирских инородцев (степные думы, инородные управы, родовые управления), в т.ч. и бурят, учрежденная по Уставу об управлении инородцев. Эта система была основана на родовом принципе и успешно регулировала все стороны жизнедеятельности бурятских обществ в течение длительного времени, способствуя их административному и экономическому развитию.
Однако к концу XIX в. с развитием капиталистических отноше -ний местное самоуправление с родовым принципом не только уста рело и не отвечало требованиям времени, но и мешало нормальной хозяйственной жизни населения бурятских ведомств. Возникла необходимость в упразднении старой отжившей системы местного самоуправления и реформировании ее в сторону унификации с крестьянской системой.
Следующим фактором, повлиявшим на проведение волостной реформы, было то, что буряты и тунгусы Забайкальской области проживали в пограничной полосе, на стыке с дальневосточными соседями России — Японией и Китаем. В связи с предстоящей вой -ной с Японией укрепление дальневосточной пограничной полосы приобрело особое значение. Российскому государству необходимо
было иметь надежный оплот на случай войны. Им могло стать бурятское кре -стьянское население под начальством крестьянских начальников1.
Волостная реформа началась с изда ния «Временного положения об устрой -стве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской обла сти» от 23 апреля 1901 г.2, разработанного Совещанием о поземельном устройстве населения Забайкальской области под председательством А.Н. Куломзина на основе Степного и Туркестанского поло -жений и закона от 19 февраля 1861 г. Надо отметить, что до проведения волостной реформы в 1890 х гг. местной администра ции удалось провести ликвидацию степ ных дум и должности главного тайши у бурят Иркутской области.
К моменту проведения волостной реформы в состав Забайкальской области входили бурятские ведом ства Баргузинской, Селенгинской, Хоринской, Агинской и Кударинской степных дум и тунгусской Урульгинской степной думы. Кроме перечисленных, функционировали и другие самостоя тельные инородческие административ ные единицы: инородные управы и родо -вые управления. Всего в забайкальских бурятских ведомствах числилось 179 487 чел., что составляло 26,7% населения Забайкальской области.
Вводившаяся волостная реформа пре следовала цель заменить родовые органы самоуправления территориальными волостными правлениями, упразднить должности тайшей, заседателей, голов и выборных, установить территориаль ный принцип судов и отделить судебную власть от административной. Все пред полагаемые изменения были направлены на то, чтобы ввести у кочевых инородцев Забайкальской области устройство по подобию устройства крестьянского насе ления России, в то же время с учетом осо бенностей народа, степени его развития, политических и экономических условий, в которые было поставлено инородческое население.
Одновременно с проведением волостной
1 Хаптаев П.Т. Национальное движение в Бурятии в период первой русской революции. — Улан-Удэ: Гос. бурят-монг. изд-во, 1938, с. 65.
2 Полный свод законов Российской империи,
3 собр. (ПСЗРИ- 3). - СПб., 1903, т. 21, отд. 1,
ст. 19984, с. 253-260.
реформы вводился институт крестьянских начальников3, которые наделялись исклю -чительными правами. Они были право мочны без ведома схода снять волостного старшину, сельского старосту, наложить штраф, подвергать аресту крестьян, кон -тролировать всю деятельность волостных учреждений. Учреждался инородческий суд, в ведение которого входило разре шение подсудных ему дел «на основании существующих обычаев». Ведению суда подлежали: брачные (о калыме) и семей ные дела, дела о наследовании и разделе имущества и дела по гражданским искам не свыше 2 000 руб.
Бурятские ведомства, как и ожидали представители местной администрации, негативно отнеслись к реформе, сабо тировали выборы волостных старшин и сельских старост. Причинами непринятия волостной реформы бурятами являлись враждебное отношение родовой верхушки, которая увидела в реформе ограничение их власти над своими сородичами, и нежела ние основной массы бурят изменять свой образ жизни. Современники отмечали общую негативную настроенность бурят по отношению к проводимой волостной реформе только из за страха перемен в их общественном порядке4.
Агинские, хоринские, селенгинские и баргузинские буряты отказывались от реформы, справедливо видя в ней не только удар по их административному и судебному строю, но и посягательство на их территории. С изданием Временного положения о введении волостного прав ления бурятские общества стали отправ лять безуспешные делегации в Санкт Петербург к царю с ходатайством о даль нейшем сохранении Устава 1822 г. Они проводили общие собрания доверенных, принимали общественные приговоры о своем отказе от реформы, писали бес численное множество ходатайств об ее отсрочке. Так, в январе 1901 г. баргузин ские буряты своим общественным приго -вором принимают решение о непринятии волостной реформы и выбирают доверен ных Р. Бальжирова и Ш. Арсаланова от 8 родов ведомства Баргузинской степной думы для ходатайства перед вышестоя
3 ПСЗРИ - 3. - СПб., 1901, т. 18, ст. 15503, с. 403416.
4 Иркутские епархиальные ведомости, 1904, № 24, 15 дек., с. 347-348.
щим начальством об отсрочке проведения реформы1.
5 января 1901 г. доверенные Баргузинско -го бурятского общества обращаются с прошением к председателю Комиссии поземельного устройства населения Забайкальской области А.Н. Куломзину, в котором подробно описывают историю заселения Баргузинского края, закре-пления за ними земельных площадей и устройства их хозяйственной, администра тивной жизни в соответствии с Уставом об управлении инородцев 1822 г.
В соответствии с законом от 5 июня
1900 г. об утверждении главных основа ний поземельного устройства населения Забайкальской области, как отмечают доверенные, надел на каждую наличную душу мужского пола сокращается для инородцев до 15 десятин, и кочевые ино родцы должны быть перечислены в осед лое состояние. «После такой казенной и слишком резкой ломки образа жизни и с издревле установившихся обычаев по степным законам, если воле правитель ства угодно будет сразу установить такой крутой переход от кочевой жизни к осед лой - сельской, то для доверителей наших - кочевников послужит большим упадком в хозяйстве, потому что они, хотя и живут в деревянных юртах и даже некоторые в домах, в разброску по степи, но образ жизни ведут буквально кочевой - степной и занимаются специально скотоводством, для пастьбы перекочевывают с места на место от двух до четырех раз в году на заранее устроенные стойбища, которые по времени для выгодности корма переносят на новые места и таким образом удобряют навозом почвы сплошных каменистых россыпей, годные для корма и частью для сенокошения; хлебопашеством же зани -маются сравнительно небольшая часть бурят и в малом количестве, засевая от до десятины на семью, по случаю невы -годности этого занятия вследствие того, что в занятых бурятами землях нет удоб ных земель для разработки под хлебопа шество, а из наилучших разработанных под хлебопашество земель далеко не рав няются в качестве с соседними крестьян скими землями, так что иногда труды хле -бопашцев бурят не оправдывают произве денных затрат, вообще земли, обитаемые
1 Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ), ф. 7, оп. 1, д. 2890, л. 3-4.
баргузинскими бурятами, более пригодны только для кочевников скотоводов»2.
В прошении отмечается, что всего скота в ведомстве 118 587 голов, что составляет 19 голов на каждую ревизскую душу. В случае перехода бурят в оседлое состоя ние семья, проживая в селении, не в силах будет заготовить корма для содержания такого количества скота, даже половины его, тогда как при кочевой жизни может переезжать за кормом с одного места на другое. С другой стороны, при отсутствии пригодных для развития хлебопашества земель хозяйства бурят неминуемо при дут к разрушению и полному разорению, что приведет к упадку их нравственного устоя.
В конце прошения они просят: 1) утвер -дить за ними земли в том размере, как они пользуются в настоящее время; 2) оста вить их в прежнем кочевом состоянии; 3) оставить им инородческие управления, именно: степную думу, инородные управы и родовые управления согласно Уставу 1822 г. с тем лишь изменением, чтобы тре тью и последнюю инстанцию инородче -ского суда составляла взамен нынешней полиции степная дума3.
В ответ на прошение доверенных баргу зинских бурят А.Н. Куломзин 8 февраля
1901 г. пишет письмо военному губернатору Забайкальской области Е.О. Мациевскому с просьбой подробно разъяснить им основ -ные положения поземельного устрой -ства населения Забайкальской области. Особое внимание он уделяет положе -ниям, в которых говорится о том, что: 1) наделение землей инородцев не связано с обязательным обращением их в оседлое состояние, т.к. закон позволяет приоста -навливать применение узаконений об отводе наделов к тем кочевым инородцам, поземельное устройство которых по усло виям их быта будет признано преждевре менным4; 2) представление баргузинских бурят о 15 десятинной норме наделения землей, предписываемой законом от 5 июня 1900 г.5, является ошибочным, ведь согласно ст. 10 «при уважительных мест ных условиях, по ходатайствам обществ и селений» не только кочевники, но даже и оседлые жители могли получить свыше
2 ГАРБ, ф. 7, оп. 1, д. 2890, л. 7-10(об).
3 Там же.
4 Там же, л. 13.
5 ПСЗРИ-3. - СПб., 1902, т. 20, отд. 1, ст.18735, с. 598-601.
15 десятин на наличную мужского пола душу, и в зависимости от качества земли и от особых условий быта наделяемого населения надел мог быть увеличен до 30 и свыше десятин1.
30 сентября 1902 г., невзирая на нежелание баргузинских бурят принять волост ную реформу, было опубликовано поста -новление Забайкальского областного по крестьянским делам присутствия об упразднении Баргузинской степной думы и инородческих должностей. Баргузинское ведомство было разделено на Улюнскую и Гаргинскую волости, подчинявшиеся в своей деятельности крестьянскому началь -нику 1- го участка Баргузинского уезда2.
Однако, несмотря на решитель -ное проведение волостной реформы в Забайкальской области, бурятские обще -ства продолжали упорствовать в своем нежелании ей подчиняться, в связи с чем военный губернатор Забайкальской области И.П. Надаров был вынужден несколько раз обращаться к бурятскому населению. Так, в одном из обращений он разъясняет: «Реформа проводится бес -поворотно, и неповинующиеся ей или противодействующие понесут строгое наказание. Уже я приговорил несколько человек бурят к тюремному заключению, а некоторых и к высылке на жительство в Верхнеангарск на срок до пяти лет»3.
Баргузинские буряты также были подвергнуты административным санкциям за неподчинение закону. 29 февраля 1904 г. крестьянский начальник 1 го участка Баргузинского уезда Любинский был
1 ГАРБ, ф. 7, оп. 1, д. 2890, л. 14-15.
2 ГАРБ, ф. 7, оп. 1, д. 2647, л. 26.
3 ГАРБ, ф.178, оп. 1, д. 199, л. 45.
вынужден созвать в с. Улюн сход доверен ных от бурятских сельских обществ, на котором потребовал от них подчинения «велениям правительства» о доброволь ном принятии реформы и подписания протокола о своем согласии. Из 60 дове -ренных, присутствовавших на сходе, 12 не согласились с требованием крестьянского начальника и ушли с собрания, не подпи сав протокол. Крестьянскому начальнику пришлось вызвать «несогласных» дове ренных и допросить их о причинах отказа подписать протокол: 8 чел. категорически отказались без объяснения причин, а 4 решили посоветоваться со своими обще ствами. Любинский, опасаясь, что дове -ренные лица, вернувшись к своим обще ствам, могут навредить спокойному при нятию своими односельчанами реформы, приговорил каждого из них к 7 суткам аре ста при Баргузинской полиции4.
Таким образом, благодаря разъясни тельной работе с населением и решитель ным действиям местной администрации с применением административных санк ций в виде арестов и ссылок, к 1904 г. удалось склонить большинство бурят к принятию реформы. Волостная реформа в Забайкальской области, ликвидиро -вав систему местного самоуправления, учрежденную по Уставу об управлении инородцев 1822 г., стала очередным эта пом политики Российского государства по унификации инородческого и русского крестьянского населения.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) № 12-11-3000а.
4 Хаптаев П.Т. Указ. соч., с. 141-142.