Скок Наталья Ивановна, д. с. н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского индустриального университета, тел. S9612106S97, e-mail: [email protected]
Барбакова Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры экономики, Тюменский индустриальный университет
Skok N. I., Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department of Marketing and Municipal Government, Industrial University of Tyumen, phone: S9612106S97, e-mail: [email protected]
Barbakova E. V. Senior lecturer, Department of Economics, Industrial University of Tyumen_
УДК 316.3
ВОЛОНТЕРСТВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО УРАЛА3 VOLUNTEERING IN THE ACTIVITIES OF THE STUDENTS OF MIDDLE URALS
M. В. Певная, А. А. Кузьминчук
M. V. Pevnaya, A. A. Kuzminchuk
Ключевые слова: волонтерство; добровольчество; студенчество; социальная общность; образование
Key words: volunteering; students; social community; education
В статье рассматриваются особенности деятельности студентов-волонтеров Свердловской области. Авторы анализируют аспекты позитивного влияния волонтерства на общество, университетскую среду, а также профессиональное и личностное развитие студентов как будущих специалистов-профессионалов. Авторами сравниваются две группы студентов ведущих вузов региона: молодые люди, имеющие опыт добровольческой деятельности и студенты, которые никогда не принимали участие в каких-либо добровольческих проектах. Доказывается, что добровольческая деятельность студентов способствует их успешному трудоустройству, повышает социальную активность молодежи, развивает навыки планирования времени, обеспечивает психическое благополучие и здоровье российских студентов.
This article discusses the specific characteristics of the students' volunteers. The article devoted to the positive impact of volunteering on the society, university life and professional and personal development of future professionals. Results of empirical studies demonstrate that volunteering contributes to students' successful employment, increase their social activity, developing the skills of time-management and ensures their well-being and mental health.
В публичной сфере нашей страны особое место занимает социальная активность молодежи. Все большую популярность приобретает волонтерская деятельность, которая становится частью не только воспитательного, но и образовательного процессов в системе высшего образования РФ. Можно отметить, что складывающаяся в этом направлении ситуация полностью соответствует тем тенденциям, которые сегодня характеризуют глобальное образовательное пространство. Интеграция волонтерского труда и обучения в колледжах и университетах сегодня является общемировым трендом. Наиболее представлено в добровольческом движении молодое поколение. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что значительная часть студентов по всему миру принимает участие в волонтерских проектах. Так, в 2010 г. волонтерами работали 84,5 % китайских студентов, 79,7 % канадских и 78,8 % американских студентов, 71,4 % молодых бельгийцев, обучающихся в вузах, 63,3 % студентов из Англии и т. д. [8].
Интеграция России в мировое образовательное пространство вносит существенный вклад в процесс адаптации к волонтерской культуре российского студенчества [2]. По заключению большинства российских исследователей, так как молодежь является мощнейшим ресурсом преобразований в стране, необходимо вкладываться в формирование профессиональных компетенций молодежи, ее социальную состоятельность, наращивание конкурентоспособных преимуществ [1]. Одним из таких вложений является развитие волонтерства. Как вид социальной активности оно несет практическую пользу для самих молодых людей, способствуя их самореализации, профессиональному развитию. Ресурсы волонтерства развивают местное
3Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 16-03-00016
100
сообщество за счет включения молодежи в деятельность некоммерческих организаций, трансформируют образовательную среду. С одной стороны, добровольцы формируют внутренний и внешний имидж университетов. Они участвуют в организации и проведении различных социальных мероприятий, разрабатывают и реализуют социальные проекты, направленные на решение различных проблем в обществе. С другой стороны, постепенно изменяется процесс образовательной подготовки студентов. Волонтерство все чаще становится одним из механизмов формирования профессиональных и общекультурных компетенций будущих специалистов. Как современный практико-ориентированный подход к обучению, динамично развивающийся во многих университетах мира, в отечественных вузах начинает внедряться технология обучения через волонтерство. Добровольчество несет за собой импульс позитивного развития общества в целом, выступает способом решения многих социальных проблем местных сообществ. Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение основных характеристик волонтерской деятельности российского студенчества, обусловливающих позитивный эффект добровольчества для самих студентов и общества.
Научный и практический интерес к проблемам развития в России студенческого волонтерства актуализировал потребность в эмпирическом изучении данной проблематики. Авторы статьи осуществили два исследования, результаты которых отражают специфику волонтерской деятельности студенчества типичного российского региона — Свердловской области. В рамках шестого этапа социологического проекта «Студент — 2012» волонтерство было рассмотрено как один из видов общественной активности уральской молодежи. В социологическом опросе приняли участие студенты 3 курса 14 вузов Свердловской области ^ = 1 802; тип выборки — случайно-стратифицированная). Выборка включала 34 % юношей и 66 % девушек. Среди студентов-волонтеров Уральского региона 40 % получали гуманитарное образование, почти каждый пятый (26 %) — социально-экономическое, 28 % от числа опрошенных волонтеров учились на технических специальностях, почти каждый десятый (11 %) получал профессиональное образование естественно-научного профиля. В статье анализируются данные второго социологического исследования — опроса волонтеров Свердловской области ^ = 1 208; тип выборки — случайно-стратифицированная, 2014), в рамках которого выделена подвыборка молодых волонтеров ^ = 540). В анкетировании участвовали 56 % девушек и 44 % молодых людей. Исследование по данному направлению продолжаются под руководством проф. Г. Е. Зборовского4.
Дадим характеристику студенческому волонтерству. Согласно данным регионального мониторинга опыт добровольческой деятельности есть практически у каждого второго студента вузов Свердловской области (54 %). По официальным данным с 2012 г. в нашем регионе «в 3 раза увеличилась доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в проектах социально ориентированных некоммерческих организаций, реализованных при государственной поддержке, доля граждан, участвующих в добровольческой деятельности, к общей численности населения Свердловской области увеличилась в 2,5 раза» [4]. Общероссийских данных по включенности студенчества в волонтерское движение в России нет. Однако ряд региональных исследований показывает, что число студентов-волонтеров значительное. Например, в Ярославле опыта участия в волонтерских проектах и акциях нет только у 31 % студентов вузов. [5].
Наш опрос 2014 г. позволил охарактеризовать популярность различных видов добровольчества в студенческой среде Свердловской области. Первую позицию по распространенности среди студентов-волонтеров уральского региона занимает «событийное» волонтерство — помощь в организации и проведении культурно-досуговых, спортивных мероприятий (66 %). Молодых волонтеров, привлеченных к мега-событиям, на 26 % больше, чем добровольцев других возрастных групп. На втором месте по распространенности среди студентов оказалось социальное волонтерство — помощь нуждающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (56 %). 12 % студентов-волонтеров оказывали профессиональную помощь в НКО, по 5 % респондентов принимали участие в экологическом и политическом
4Исследования поддержаны РГНФ в рамках проекта № 16-03-00051
101
волонтерстве, меньше всего в выборке оказалось тех, кто помогал искать пропавших людей (4 %), заботился о бездомных животных (2 %) и ликвидировал последствия стихийных бедствий (1 %). Популярность событийного волонтерства в регионе, по нашему мнению, связана с профессиональным подходом к организации волонтерской деятельности молодежи. На базе Уральского федерального университета создан центр, выступающий организатором добровольческой деятельности студенческой молодежи в регионе, достаточно успешно реализующий функции координации и обучения волонтеров в рамках проведения массовых мероприятий различного уровня.
Региональные исследования показывают, что проектная форма организации волонтерской деятельности приобретает все большую популярность среди студентов. По нашему мнению, такая организация труда молодых волонтеров позволяет им принимать участие в проектах время от времени в зависимости от собственной занятости. В 2012 году регулярно занимались добровольчеством в Свердловской области 14 % опрошенных волонтеров, 36 % студентов-волонтеров были эпизодически задействованы в добровольческой деятельности, каждый второй (50 %) от числа опрошенных в этой группе участвовал в отдельных волонтерских проектах не более 1-2 раз. Согласно данным опроса 2014 г., доля регулярно работающих на добровольных началах студентов увеличилась незначительно (до 16 %), а вот число студентов-добровольцев, включенных в волонтерские проекты время от времени, существенно возросло и составило уже 54 % от числа всех молодых волонтеров. Для сложившейся ситуации есть и объективные причины. К ним можно отнести распространение проектной культуры в реализации молодежной политики, а также практику государственной региональной поддержки — финансирование деятельности социально ориентированных НКО в форме грантов на конкурсной основе.
Качественные и количественные характеристики добровольческой деятельности студентов, безусловно, значимы для их личного и профессионального развития. Приведем лишь некоторые наиболее важные, на наш взгляд, тенденции.
Во-первых, добровольчество существенно влияет на профессиональное становление студентов, обеспечивая им «вход на рынок труда». Мониторинг показал, что студенты, работавшие или работающие как волонтеры, намного легче трудоустраиваются еще во время обучения в вузе. Постоянную работу имели 49 % волонтеров, тогда как среди студентов без волонтерского опыта был трудоустроен только каждый третий студент (33 %). На наш взгляд, это связано с тем, что волонтерская деятельность по определению расширяет социальные сети, в которые оказываются включенными студенты-волонтеры. По мнению Г. А. Чередниченко, «широкое использование социальных сетей при устройстве на работу усиливает тенденцию соединения работника с рабочим местом» [7]. Кроме того, практика требования работодателем от соискателя вакансии наличия у него трудового опыта, а лучше — стажа работы по специальности, о которых пишет исследовательница, серьезно осложнила условия трудоустройства молодежи, при этом, по нашему мнению, в более выигрышную позицию поставила студентов-волонтеров.
Во-вторых, волонтерская деятельность оказывает значимое влияние на профессиональное самоопределение студентов. Скорее всего, проблема «трудоустройства не по своей специальности», получившая широкое распространение в современной России среди выпускников отечественных вузов, чаще не относится к молодым добровольцам. По нашим данным, почти у половины работающих студентов, которые имеют опыт добровольческой деятельности, работа так или иначе связана с будущей профессией, в то время как среди студентов, не имеющих опыта волонтерских практик, эту связь отметили лишь 35 % работающих респондентов.
В-третьих, добровольчество способствует личностному развитию молодых людей. Особенно это проявляется в их способностях планировать свое время в условиях
102
экономической нестабильности и социальной напряженности, формирующих среду жизненной неопределенности. Согласно данным опроса волонтеров Свердловской области, 44 % из числа молодых респондентов заявляли, что, занимаясь добровольческой деятельностью, они лучше управляют своим временем в целом, их действия характеризует целеустремленность. Студенты-волонтеры ориентированы на результативность своего труда (как профессионального, так и добровольческого) в сложных темпоральных условиях. Они отмечают, что если у них окажется мало времени для выполнения того или иного дела, то они ускорят его выполнение для того, чтобы уложиться в срок (59 %). Среди волонтеров Свердловской области из других возрастных групп такую альтернативу ответа при оценке ситуации нехватки времени выбрали не более 45 % от числа всех респондентов.
Темпоральные ресурсы разных общностей связаны как с временными затратами (на работу, досуг, учебу и т. д.) отдельных людей, так и с проблемой планирования и реализации ими трудовой занятости и своего свободного времени. Наши исследования показывают, что добровольческий труд способствует более четкому видению студентов-волонтеров своих перспектив в этом плане. У них лучше выработаны навыки планирования своего времени. Если среди постоянно занимающихся добровольчеством молодых волонтеров точных планов на будущее не имеют только 6 % из числа опрошенных, в анализируемой группе добровольцев, участвующих в отдельных проектах, — 9 % таких респондентов, то среди молодежи, случайно участвовавшей в волонтерских акциях 1-2 раза, об отсутствии планов заявили уже 16 % студентов.
Проведенные исследования демонстрируют, что успешно совмещать учебу, работу и волонтерство могут 49 % студентов Свердловской области, имеющих опыт волонтерства. Среди студентов, которые никогда не принимали участие в волонтерских проектах, не имеют постоянной и временной работы 67 % респондентов. Волонтерская деятельность опосредованно влияет на способность активной молодежи конвертировать свои темпоральные ресурсы в материальные. В группе студентов с опытом волонтерской деятельности 13 % респондентов отметили, что имеют существенный доход; почти каждый второй (49 %) из их числа имеет незначительный заработок; 37 % волонтеров не имеют постоянной работы и дополнительных заработков. Среди студентов без опыта волонтерства имеют постоянный доход лишь 9 % респондентов, 38 % отметили, что их доход незначителен, каждый второй (52 %) заявил вообще об его отсутствии.
В-четвертых, студенты, принимая участие в волонтерских проектах, в какой-то мере ситуативно обеспечивают себе психологически комфортное состояние. Волонтерская работа, безвозмездная помощь нуждающимся в ней людям позволяет им снизить стресс, избежать депрессии, повысить самооценку и уровень удовлетворенности собственной жизнью. Просоциальная активность является важным фактором обеспечения удовлетворенности жизнью и в настоящее время считается одним из ключевых компонентов позитивного психического здоровья [10]. 85 % студентов-волонтеров, принявших участие в исследовании, удовлетворены своей жизнью. Добровольчество способствует повышению самооценки молодых людей как одного из параметров их социального благополучия. Среди принявших участие в региональном опросе студентов-волонтеров 80 % полностью уверены в себе и своих поступках. Исследования зарубежных коллег убедительно доказывают, что содействие развитию добровольчества выступает важным аспектом профилактики общественного и личного здоровья добровольцев [9].
В-пятых, результаты проведенного нами исследования наглядно демонстрируют, что среди тех студентов, которые занимаются волонтерством, уровень социальной активности значительно выше, чем среди тех, кто никогда не принимал участие в волонтерской деятельности. Став добровольцем и работая над серьезными проблемами, студенты доказывают
окружающим свою зрелость, самостоятельность и состоятельность [6]. В зависимости от уровня вовлеченности респондентов в волонтерскую деятельность в 1,5 раза возрастает показатель (число выбранных альтернатив — видов общественной деятельности в поливариантном вопросе), демонстрирующий желание в той или иной форме принять участие в жизни общества. Среди регулярно работающих студентов-волонтеров в два раза больше тех, кто готов принимать активное участие в жизни вуза, города, своего района. Вдвое больше среди них число желающих благоустраивать территории своего проживания, продвигать студенческое самоуправление; в пять раз больше тех, кто готов работать в религиозных общественных организациях. Из числа тех, кто принимал участие в волонтерской деятельности время от времени, эпизодически, практически каждый четвертый присоединился бы к деятельности общественных молодежных организаций, каждый третий из них принял бы участие в сборе средств, вещей для нуждающихся людей. С нашей точки зрения, волонтерская деятельность способствует развитию социальной компетентности обучающихся, необходимость формирования которой подчеркивают отечественные и зарубежные исследователи [З].
В качестве выводов следует отметить, что все выделенные характеристики волонтерства в деятельности студенческой общности способствуют накоплению социокультурного капитала молодых добровольцев, обусловливающего трудовую занятость активной молодежи, влияющего на доходы добровольцев и качество их жизни. Позитивность деятельности, широкая коммуникативная среда, различные навыки, приобретаемые в рамках волонтерской деятельности, в комплексе работают не только на развитие самих студентов, но и оказываются полезными в образовательной среде (совершенствуется образовательная подготовка специалистов) и важными для развития общества (повышается качество человеческого капитала).
Список литературы____________________________________________________________________________
1. Гаврилюк В. В, Голиков И. Н. Роль молодежи в инновационном преобразовании России // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 7. - С. 33-35.
2. Максимов А. А., Паныч Р. Б., Петровский С. С. Спортивное волонтерство как новый тренд для молодежи // Система ценностей современного общества. - 2015. - № 39. - С. 141-146.
3. Новикова А. А. Формирование социальной компетентности студентов в высшей школе // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2012. - № 4. -С. 78-84.
4. Официальный сайт Министерства экономики Свердловской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.midural.ru/content/sverdlovskaya-oblast-stala-pobeditelem-konkursa-na-premiyu-aleksandra-pochinka-v-specialnoy.
5. Попова И. В. Алгебов С. Г. Добровольчество как фундамент гражданского общества // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2013. Т. 19. - № 3. - С. 192-195.
6. Уткин П. Г. Государственная молодежная политика как средство формирования социальной активности молодежи // Социальные и гуманитарные знания. - 2015. Т. 2. - № 2. - С. 140-146.
7. Чередниченко Г. А. Запросы рынка труда и образовательные стратегии молодежи. - М., 2015. - 64 с.
8. Handy F., Cnaan R. A., Hustinx L., Kang C., Brudney J. L., Haski-Leventhal D., Holmes K., Meijs L.C.P.M., Pessi A.B., Ranade B., Yamauchi N., Zrinscak S. A cross-cultural examination of student volunteering: Is it all about résumé building? // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - 2010. - № 39 (3). - Р. 498-523.
9. Thoits P. A., Hewitt L. N. Volunteer Work and Well-Being // Journal of Health and Social Behavior. - 2001. - № 42. - P. 115-131.
10. Veerasamy C., Sambasivan M., Kumar N. Life Satisfaction Among Healthcare Volunteers in Malaysia: Role of Personality Factors, Volunteering Motives, and Spiritual Capital // Voluntas. - 2014. - № 26(2). - P. 531-552.
___________________________________________________________________________Сведения об авторах
Певная Мария Владимировна, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента Б. Н. Ельцина, тел. +78927189210, e-mail: [email protected].
Кузьминчук Анна Александровна, ассистент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента Б. Н. Ельцина, тел. +7(343) 3759572, e-mail: [email protected].
Pevnaya M. V., associate professor of the Department of sociology and technologies of state and municipal administration of Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, phone: +78927189210, email: [email protected].
Kuzminchuk A. A., assistant of the Department of sociology and technologies of state and municipal administration of Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, phone: +7(343)3759572, e-mail: [email protected]__