Научная статья на тему 'Волонтерство как добровольная благотворительная деятельность'

Волонтерство как добровольная благотворительная деятельность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5430
713
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLUNTEERING / VOLUNTEERISM / VOLUNTEER ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пушкарёва Татьяна Владимировна, Мельникова Валентина Николаевна

В статье представлены основные принципы добровольчества, обозначен исторический аспект становления волонтерства, описаны мотивы осуществления добровольной деятельности, даны методические рекомендации по ее осуществлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteering as voluntary charity

The basic principles of volunteering are presented in article, the historical aspect of formation of volunteering is designated, motives of implementation of voluntary activity are described, methodical recommendations about its implementation are made.

Текст научной работы на тему «Волонтерство как добровольная благотворительная деятельность»

УДК 378

Пушкарева Татьяна Владимировна

доктор педагогических наук Московский педагогический государственный университет

Мельникова Валентина Николаевна

Московский педагогический государственный университет

kupri@rambler. ш

ВОЛОНТЕРСТВО КАК ДОБРОВОЛЬНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье представлены основные принципы добровольчества, обозначен исторический аспект становления волонтерства, описаны мотивы осуществления добровольной деятельности, даны методические рекомендации по ее осуществлению.

Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, волонтерская деятельность.

Сегодня добровольчество - это сравнительно новая идея. Основополагающим принципом добровольчества является добровольный выбор, отражение личной позиции. Человек максимально реализует себя в каком-либо виде деятельности, если работает без принуждения, добровольно. Это позволяет рассматривать добровольчество (волонтерство) как один из важнейших элементов социально ориентированного общества.

Добровольческим организациям свойственны следующие черты: они организованы для защиты общих интересов своих членов; членство является добровольным, поэтому лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов ассоциации; всегда существует возможность выйти из организации, если не устраивает деятельность ее лидеров, ассоциации не связаны с местными государственными или правительственными органами; члены добровольческой организации работают бесплатно.

На каждом историческом этапе трансформировалась роль волонтерских движений, их влияние на зарождение профессиональной социальной работы (в современном ее понимании).

До 1917 года история благотворительной добровольческой помощи развивалась параллельно в России и на Западе. Перерыв на 70 лет в этой сфере внес существенные сложности в развитие идеи волонтерского движения в современной России. И если идеи христианской благотворительности уже получают свое воплощение на российской почве, то идеи светской добровольной благотворительной деятельности в российском обществе прокладывают себе дорогу с большим трудом и, чаще всего, при содействии западных коллег через посредство всевозможных международных программ и грантов. Предоставляя финансирование, западные коллеги предлагают также и обучающие программы для лидеров движений и организаций, в которых транслируется их представление о том, какой должна быть общественная организация. Между тем, волонтерство как социальное явление на Западе и в России имеет сегодня значительные различия, которые выражаются в количественной вов-

леченности населения в волонтерскую деятельность, в широте охвата различных сфер жизни сообщества, и. главное, в отношении к проблеме на законодательном уровне и государственной поддержке волонтерского движения.

В 90-х годах во всем мире происходит всплеск добровольческой деятельности. Наиболее благополучные с социальной точки зрения страны, такие как США, Великобритания, Япония, Австралия задают тон добровольчеству, ежегодно увеличивая численность участников и их активность. В Японии свыше 3000 добровольческих центров. В Великобритании около 800 благотворительных организаций и агентств. В 1998 году 48,8% взрослого населения США посвящали безвозмездному труду в среднем 4,2 часа в неделю (помимо основной работы). С учетом подростков старше 14 лет в добровольном труде участвует 79% граждан. Важно отметить, что в США и многих европейских странах работа в качестве волонтера засчитывается при определении трудового стажа. Во многих случаях волонтерская деятельность частично оплачивается, поэтому вполне естественно, что, несмотря на добровольность, волонтерство и в США, и в Европе не исключает ответственности за выполнение норм и требований, сохранность материальных ценностей, репутацию организации. То есть там волонтерство является особой системой трудовых отношений, которая, как и любая другая, строится на определенных механизмах материального и нематериального стимулирования. В США существует три вида нематериального стимулирования волонтеров: практическое - приобретение дополнительных навыков, знаний, опыта работы; информационное - свободный доступ к информационным источникам и материалам; привилегированное -предоставление права бесплатного пользования услугами некоммерческих организаций, поддержка со стороны государственных органов власти [2].

В России, в отличие от США и стран Западной Европы, уровень развития волонтерской деятельности остается крайне низким.

По данным исследований, проведенных при поддержке института «Открытое общество», более

188

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

© Пушкарева Т.В., Мельникова В.Н., 2013

20% населения крупных городов России относятся к идее добровольного труда отрицательно, а 15% никогда ничего о добровольцах не слышали. И лишь 10% отметили, что польза добровольного труда - в привлечении интеллектуального потенциала добровольцев к решению тех или иных проблем. Однако, несмотря на столь разные точки зрения на волонтерский труд, более 60% опрошенных согласны потратить какую-то часть своего времени (в основном - 1-4 часа в неделю) на неоплачиваемый труд.

Среди добровольцев были выделены следующие мотивы, побуждающие людей заниматься благотворительной деятельностью в качестве волонтеров: быть социально полезным; способствовать изменениям в обществе; самореализация; поиск единомышленников; из чувства долга за помощь в прошлом; интересно провести досуг; решить собственные проблемы. Реализация мотива сопричастности, поиска идентичности (для одиноких людей); прагматические мотивы: перспективы и карьерного роста, связанные с возможностью обучения и получения профессионального опыта; мотивы материального характера; возможность разнообразить свой досуг (характерны для молодежи); религиозные (этически или идеологически обоснованные) мотивы; наличие большого количества свободного времени (характерно для «молодых» пенсионеров) [1; 4].

Для большинства волонтеров речь идет как об удовлетворении личной, индивидуальной потребности человека быть полезным другому человеку, так и со стремлением решить свои собственные проблемы как материального, так и психологического характера. То есть это потребность человека преодолеть социальную исключенность, стать кому-то нужным, полезным, найти какую-то опору для себя и избавиться от ощущения одиночества и неполноценности жизни.

Специфика всех организаций, возникающих в рамках социальных движений в том, что они создаются самими гражданами, существуют автономно от государства, свою деятельность осуществляют в рамках действующих законов. Объединения граждан возникают спонтанно, в связи с возникновением какой-либо проблемной ситуации. Часть объединений со временем, может прекратить деятельность, часть организаций становится постоянно действующими, авторитетными и эффективными защитниками интересов граждан.

Все общественные объединения условно можно разделить на организации само- или взаимопомощи и организации, оказывающие помощь населению. Организации в процессе своего развития на разных этапах проходят все этапы роста: создания команды, роста компетентности, стадии «зрелости». Некоммерческие организации могут зависеть от финансовой помощи других или нейтральные.

Успешность деятельности волонтерской организации в своей основе зависит от команды волонтеров, которые в ней работают и их мотивации. Мотивация волонтера как субъекта общественно полезной деятельности имеет широкий диапазон: от религиозных мотивов до корыстных. В целом же можно говорить об осознанном желании улучшения жизни, социальной зрелости и ответственности, духовных потребностях, поиска гармонии в сопряжении личных и общественных интересов.

Волонтером быть престижно во всем мире, это социально одобряемая деятельность. Постепенно это начинают признавать и в России. С общественными деятелями начинают считаться, их перестают воспринимать как людей со странностями или подозревать в корысти.

Хорошими социальными волонтерами могут стать люди с разными интересами и достоинствами, характером и возможностями, однако существует несколько основных качеств, без которых нельзя обойтись. Такими наиболее важными качествами волонтера являются свойства личности, которые позволяют с наибольшим эффектом и результативностью решать основные задачи социально-педагогического характера. Среди них наиболее значимыми являются следующие: психолого-педагоги-ческая компетентность, определяемая как сумма знаний, необходимых для оказания помощи и поддержки отдельным лицам, личностных свойств и психологических характеристик, накладывающих индивидуальный неповторимый отпечаток на волонтерскую деятельность: эмпатийность; настойчивость; целеустремленность; самодисциплина; ответственность; смелость; самоконтроль; оптимизм; великодушие; одаренность; толерантность; интеллектуальность; аккуратность; участливость; независимость; рациональность; вежливость; инициативность; исполнительность; прочность усвоения таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация, бескорыстие и честность, милосердие; сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения; ответственность и самодисциплина; глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечных и положительных результатах работы; наличие качеств личности, позволяющих располагать к себе разных людей, вызывать доверие, желание сотрудничать, помогать, и в то же время не позволяющих собой манипулировать, подавлять себя как личность [3].

Следует отметить, что волонтер может терять интерес и силы для добровольной работы, если: атмосфера кажется напряженной или пугающей; сам не может участвовать в каких-то мероприятиях или влиять на свою работу из-за недостатка информации; работа непонятна для него, нет поддер-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

189

жки, на встречах не обсуждаются волнующие его проблемы.

Причем доброволец охотно будет работать, если: вместе с ним создаются представления о целях его работы и заданиях; доброволец принимает участие в планировании, на его идеи обращают внимание; разделяется ответственность между добровольцами и сотрудниками; группы добровольцев способны самостоятельно разделять работу и развивать свою деятельность; группы и люди в группах хорошо работают вместе; поддерживается общение добровольцев, обсуждение общих дел и влияние на них.

Главным фактором для добровольцев становится способность общаться с людьми: слушать и быть услышанными, быть понятыми и понимать других.

Противопоказанием для волонтерской социальной работы может быть отсутствие или невыраженность таких качеств, любовь и доверие к людям, доброта, коммуникативность, эмоциональная стабильность; стиль взаимодействия, исключающий агрессивность и доминантность, и некоторые другие.

Волонтерская деятельность способствует развитию активной социальной позиции личности. Сти-

мулирование волонтерской активности выступает одним из важных условий формирования системы ценностей, образующих аксиологическое ядро социально-педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / сост. С.В. Тетерс-кий. - М.: ACADEMIA, 2000. - С. 56-57.

2. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа». - М.: Дашков и К, 2005. - 337 с.

3. Методические материалы к тренингу «Работа с волонтерами: методы и технологии», Центр АННА (Москва), КАРИТАС (Австрия), при финансовой поддержке программы ТАСИС. - М., 2002.

4. Федорова Н.М. Мотивация участия петербуржцев в волонтерской деятельности // Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / сост. С.В. Тетерский. - М.: ACADEMIA, 2000. - С. 56-57.

УДК 378

Секованов Валерий Сергеевич

доктор педагогических наук, профессор

Миронкин Дмитрий Петрович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕКАРЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье исследуются модификации преобразования пекаря, приведены алгоритмы построения аттрактора данного преобразования, указаны методические приемы изучения преобразования пекаря.

Ключевые слова: нелинейность, множество Жюлиа, неподвижные и периодические точки.

В самом общем смысле мы понимаем креативность как способность к творчеству и считаем важнейшими креативными качествами гибкость мышления, интуицию, способность преодолевать стереотипы, толерантность к новизне, установление неожиданных связей между объектами и явлениями.

В современном преподавании в вузе и школе формированию креативности уделяется мало внимания.

Однако интерес к нелинейной динамике в рамках вузовских программ только начинает проявляться. Единственную возможность знакомства студентов с преобразованием пекаря предоставляют дисциплины по выбору. Однако нужна преемственность в обучении, о преобразовании пекаря следует хотя бы в описательном плане рассказывать и в школе в рамках элективных курсов.

Преобразование пекаря является одним из простейших нелинейных отображений и имеет доста-

точно большие приложения (например, используется при исследовании сыпучести материалов, криптографии и др.) Достаточно сказать, что еще основоположник теории информации Клод Шеннон упоминал об использовании преобразовании пекаря в криптографии.

Однако в вузовских программах изучение преобразования пекаря не предполагается. Правда, в стандартах магистерских программ математических специальностей в рамках дисциплин «Динамические системы» стало возможным знакомство магистров с этим отображением. Однако методические приемы изучения преобразования пекаря авторам неизвестны. В данной статье мы предлагаем методику исследования преобразования пекаря с использованием дистанционного обучения.

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных техноло-

190

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

© Секованов В.С., Миронкин Д.П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.