Научная статья на тему 'Волонтерский центр Санкт-Петербурга по подготовке студентов высших и средних специальных учебных заведений для участия в Олимпиаде «Сочи–2014»'

Волонтерский центр Санкт-Петербурга по подготовке студентов высших и средних специальных учебных заведений для участия в Олимпиаде «Сочи–2014» Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
83
22
Поделиться
Ключевые слова
ВОЛОНТЕР / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОТА / НРАВСТВЕННОСТЬ / СОЧИ–2014

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Моисеева Валентина Степановна, Маникина Дарья Михайловна

Исследуется деятельность Волонтерского Центра Санкт-Петербурга по проблемам обучения и подготовки студентов высших учебных заведений для участия в проведении XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Моисеева Валентина Степановна, Маникина Дарья Михайловна,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Волонтерский центр Санкт-Петербурга по подготовке студентов высших и средних специальных учебных заведений для участия в Олимпиаде «Сочи–2014»»

УДК 364.07 ББК 65.272

В.С. Моисеева, Д.М. Маникина

ВОЛОНТЕРСКИЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ОЛИМПИАДЕ «СОЧИ-2014»

Исследуется деятельность Волонтерского Центра Санкт-Петербурга по проблемам обучения и подготовки студентов высших учебных заведений для участия в проведении XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Ключевые слова:

волонтер, благотворительность, доброта, нравственность, Сочи-2014.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ при подготовке молодежного волонтерского движения особое внимание обращает на то, что Россия получила почетное право провести главный спортивный форум планеты, который в тоже время является важнейшим мировым событием. Был представлен и реализуется комплекс мероприятий, проводимых Организационным комитетом XII Олимпийских зимних и XXI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

В декабре 2010 г. в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса учебных заведений Российской Федерации на право стать Центром подготовки волонтеров для участия в проведении XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. Конкурс «Волонтерские центры России» проводился среди высших и средних специальных учебных заведений РФ по 11 направлениям: «Транспорт», «Медицина», «Допинг-контроль», «Обслуживание делегаций и команд, протокол, лингвистические услуги», «Технологии», «Церемонии», «Коммуникации и пресса», «Административная деятельность и аккредитация», «Сервис», «Обслуживание мероприятий и работа со зрителями», «Паролимпийская символика». Заявки на участие в конкурсе были поданы от 8 вузов нашего города и от 60 вузов России. В число 26 победителей вошел Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ) по направлению «Сервис». Он стал единственным вузом Санкт-Петербурга, удостоенным этого почетного звания. После Олимпиады Центр станет площадкой для подготовки волонтеров к другим крупным мероприятиям, в частности, к Чемпионатам мира [5, с. 2].

Для проведения Олимпиады «Сочи-2014» привлекается большое количество волонтеров, готовых оказывать помощь, но одного желания недостаточно. На та-

ком важном событии требуются подготовленные и обученные волонтеры, поэтому по всей стране созданы Центры привлечения и подготовки волонтеров для участия в Олимпиаде «Сочи-2014». Всего будет подготовлено около 25 тысяч волонтеров из 26 городов России. Они разделены на три группы: волонтеры общего профиля, волонтеры-специалисты и спортивные волонтеры [6].

С целью изучения деятельности волонтерского Центра Санкт-Петербурга по привлечению и подготовке студентов-волонтеров для участия в Олимпийских играх нами было проведено исследование. Для достижения поставленной цели решались задачи: изучить цели и задачи студенческой молодежи для участия в волонтерском движении на Олимпиаде «Сочи-2014»; рассмотреть права и обязанности волонтеров-участников Олимпиады «Сочи-2014»; сравнить отечественный и зарубежный опыт волонтерского движения студенческой молодежи; изучить организацию и цели волонтерского Центра в Санкт-Петербурге на базе СПбГУСЭ; рассмотреть формы и методы подготовки студенческой молодежи к волонтерским обязанностям при участии в Олимпиаде «Сочи-2014»; разработать рекомендации по улучшению процесса подготовки волонтеров к работе на Олимпиаде «Сочи-2014».

Анализ показал, что цель Центра привлечения и подготовки волонтеров состоит в развитии и самореализации студентов путем ознакомления с различными видами социальной активности, вовлечения их во Всемирное добровольческое движение, что, безусловно, влияет на воспитательный процесс. Это важно еще и потому, что молодые люди на практике смогут узнать о социальной жизни города, проблемах и 0 нуждах различных групп населения, при- ^ обретут жизненный опыт. По сути дела, ^ сама по себе благотворительная деятель- ¡§

ность и причастность к проблемам другого человека формирует у волонтера такие личностные, нравственные качества как чувство сострадания, милосердия, заботы, воспитывает чувство толерантности.

Подготовка студентов-волонтеров в Центре, в настоящее время, проводится по таким направлениям как: теоретическая подготовка, непосредственное обучение, участие и помощь в организации городских мероприятий.

Теоретическая подготовка основывается на самостоятельном ознакомлении с книгой «Сочи 2014: поехали!». Кроме того, в теоретическую подготовку входит презентация Олимпийских игр и множество дополнительных проектов, просветительских семинаров, которые «прививают» базовые знания и с успехом проводятся для руководства и сотрудников партнеров «Сочи-2014»: «Сбербанк», РЖД, «Роснефть», «Ингосстрах», DOW Chemical, Procter & Gamble) и лицензиатов (ЗАО «Хохломская роспись», ООО «ХАТБЕР-М»). Семинары в традиционном формате также активно используют компании «Мегафон» и Procter & Gamble для погружения своих сотрудников в олимпийскую тематику. В мультимедийной версии лидеры международного Олимпийского и Паралимпийского движения, чемпионы, представители государственной власти рассказывают об истории и философии Игр, их подготовке и проведении, специфике Игр в Сочи. Мультимедийный «квест» был успешно представлен широкой общественности (в частности, более чем 120 тысячам посетителей Русского Дома «Сочи-2014» в Ванкувере в феврале 2010 года) и руководству Российской Федерации. Как сообщает пресс-служба СПбГУСЭ, еще до открытия Олимпиады в Сочи волонтеры смогут участвовать в таких мероприятиях, как саммит АТЭС в 2012 г. во Владивостоке и XVII Всемирная летняя универсиада-2013 в Казани [3, 4].

Следует отметить, что процесс обучения волонтеров проходит по специальной программе, утвержденной Оргкомитетом «Сочи-2014». Программу и содержание обучения формирует официальный Поставщик - тренинговая компания ООО «Бизнес тренинг» (EXECT Group). При этом состав учебных модулей базируется на опыте предыдущих организаторов Игр (Ванкувер-2010, Лондон-2012). Тренерский состав для обучения волонтеров EXECT Group будет формироваться совместно с самими волонтерскими центрами.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Обучение волонтеров в целом разделено на три основных этапа. Первый - обучение в волонтерских центрах (осень 2012 - осень

2013 гг.). Он включает в себя очные и дистанционные формы обучения по девяти обучающим модулям. Каждый модуль рассчитан на четыре-пять дней -тренингов. Занятия в рамках модуля могут проходить как непрерывно (пять дней подряд) - для тех, кто проживает далеко от волонтерского центра, так и более продолжительно (например, каждую субботу в течение нескольких месяцев). К июню 2012 г. каждый волонтерский центр сформировал несколько графиков обучения и разослал их кандидатам. При подтверждении того или иного графика волонтер будет зачислен в соответствующую группу очного обучения. Между очными модулями организовано дистанционное обучение - рассылка заданий и информационных материалов, решение онлайн-модулей. Также задействованы социальные сети, а дистанционное ознакомление с объектами Игр можно будет пройти с помощью 3D-модели.

Отдельной задачей стоит вопрос обучения всех волонтеров олимпийской терминологии на иностранных языках. В Санкт-Петербурге повышением уровня знаний иностранного языка занимается Центр европейских языков Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики. В первую очередь, акцент сделан на разговорный английский язык. Формировать профессиональные группы и делить всех обучающихся в зависимости от степени знания языка будет официальный поставщик «Сочи-2014» EF English First.

Второй этап обучения - практический. Проходить «практику» волонтеры будут на тестовых соревнованиях на олимпийских объектах в Сочи. Перед началом соревнований все они пройдут краткий вводный курс, тренинг-знакомство с объектом и инструктаж по выбранному направлению. В феврале текущего 2012 г. в организации тестовых соревнований в Сочи уже приняли участие 700 волонтеров.

Третий этап - самый короткий и насыщенный. Он пройдет непосредственно перед Играми, зимой 2014 г., и станет, по сути, «генеральной репетицией» того, что волонтеры будут делать по своему направлению во время крупнейшего спортивного события планеты.

Около 500 волонтеров набраны из студентов СПбГУСЭ и еще столько же человек - из числа других жителей Петербурга.

С целью анализа работы Центра в Санкт-Петербурге по подготовке студентов-волонтеров нами проведен опрос сотрудников Центра и волонтеров-участников программы (30 человек). Кроме того, использовалось

включенное наблюдение за работой добровольцев в самом Центре и непосредственно на городских мероприятиях.

По мнению большинства опрошенных волонтеров-студентов, главным в их деятельности являются доброта и любовь к людям, желание помочь и возможность приобретения опыта по оказанию помощи людям. Немаловажным представляется и получение удовлетворения от проделанной работы. Из наиболее важных качеств, необходимых молодым волонтерам, студенты определили стрессоустойчивость, коммуникабельность, вежливость, доброжелательность, оптимизм, предприимчивость. Помимо этого, были выделены такие качества как активность, бескорыстность и трудолюбие. К тому же важную роль играют лидерские и организаторские способности. Особое внимание привлекли ответы на вопрос об информированности студентов о Центре волонтерского движения «Сочи-2014» в Санкт-Петербурге. По результатам опроса выяснилось, что большая часть учащихся (39%) узнали о мероприятии и возможности участия в движении из Интернета; 34% опрошенных - на официальном сайте олимпиады; 26% - в университете на «Дне открытых дверей», от преподавателей и кураторов групп; 13% в единичных случаях - из рекламы в метро; 9% от знакомых.

На вопрос «Почему вы решили стать волонтером?» Были получены следующие результаты: 34% студентов проявили интерес к волонтерской деятельности; 22% студентов - из желание попасть на Олимпиаду; 13% - желание работать, получение опыта; 9% - нравиться общественная деятельность; 4% - попробовать что-то новое.

По поводу обучения в волонтерском Центре, мнения волонтеров разделились пополам. Одним волонтерам тренингов и занятий хватает (отмечено, что они занимают немало времени), другим хотелось бы больше всевозможных занятий, в основном речь идет об английском языке и тренингах по командной работе.

Для большинства волонтеров именно иностранный язык является главной трудностью, многие из них могут спокойно читать и писать на другом языке, но сложность заключается именно в общении, что и требуется от участников олимпийского движения.

Из опроса мы узнали, что побуждает волонтеров участвовать организации Олимпиады «Сочи-2014»: возможность поучаствовать в событии мирового масштаба, посмотреть на организацию Олимпиады изнутри, увидеть вживую знаменитых личностей из

разных стран, побывать в городе Сочи, найти новых друзей с разных городов России, получить бесценный опыт. Некоторые, если будет такая возможность, хотели бы после Олимпиады остаться в спортивном комплексе в Сочи на постоянной работе. Однако для волонтеров участие в Олимпиаде 2014 г. не является основной целью. Сама идея волон-терства пришлась по душе многим студентам, и участие в культурно-массовых мероприятиях в Санкт-Петербурге тому доказательство. Больше половины опрошенных волонтеров сказали, что если им не удастся попасть на Олимпиаду, они будут продолжать принимать участие в городских событиях и отстаивать честь своего университета.

Важным фактором успешной подготовки волонтеров является заинтересованность сотрудников и руководства волонтерского Центра. Начальник Центра, Марина Линович и ее заместитель Лариса Шарахина охотно отвечали на вопросы, и помогли в сборе информации, и подчеркнули, что большинство волонтеров активные и добросовестные люди, готовые получать новые знания.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Кроме того, следует отметить роль волонтеров в оказании помощи на мероприятиях и праздниках, проводимых в Университете сервиса и экономики. Волонтеры занимаются практически всей общественной, культурно-массовой деятельностью, помогают в проведении праздников, концертов, спортивных соревнований, оформлении и украшении помещений университета. Можно сказать, что в университете много активных и талантливых студентов, и создание Центра привлечения и подготовки волонтеров помогло собрать их всех вместе, что служит надежной опорой для университета.

К недостаткам работы Центра можно отнести, по словам волонтеров, не всегда четкие указания и распределение обязанностей. Система информации о событиях не всегда проработана до конца. Также волонтерам хотелось бы больше тренингов и занятий по лидерской подготовке, командной работе и иностранному языку, преимущественно разговорному. Необходимо проработать вопрос о поощрении волонтеров, за проявленную инициативу и активное участие в мероприятиях.

По результатам проведенного исследования необходимо:

- для максимально эффективного привлечения студентов в ряды волонтеров проводить агитационные семинары в университете, на которых будет дана информация о деятельности волонтерского Центра. Кроме того, в Центре должна быть

проработана реклама и раздаточный материалов на более качественном уровне;

- для большего участия студентов в благотворительном волонтерском движении в Центре необходимо располагать информацией о расписании и учебных графиках студентов, во избежание конфликтных ситуаций по поводу посещаемости мероприятий;

- для большинства волонтеров, иностранный язык является главной трудностью, многие из них могут спокойно читать и писать на другом языке, но сложность заключается именно в общении, что требуется от участников олимпийского движения. Поэтому важно проводить тренинги на иностранном языке, для возможности их свободного общения с гостями Олимпиады из других стран.

- для ощущения необходимости и значимости мероприятий для университета необходимо разработать общую систему поощрения волонтеров, тогда волонтерская деятельность станет почетной и уважаемой, и количество добровольцев возрастет [2, с. 78-86].

Для подготовки студентов-волонтеров России в различных сферах деятельности представляется существенным обратить внимание на факторы успешной волонтерской работы, которые уже изучили и описали зарубежные исследователи. Среди них: определение точного содержания термина «волонтер», что важно в определенных ситуациях; определение круга деятельности волонтеров; понимание мотивов как волонтера, так и заказчика; разработка процесса приема волонтеров; отработка технологии проведения общих информационных собраний и первичных собеседований; четкое описание должностных обязанностей; понимание миссии организации; поддержка и контроль волонтеров; разъяснение взаимоотношений между волонтерами и персоналом; создание системы поощрения волонтеров.

Оргкомитет «Сочи-2014» в ходе подготовки Паралимпийских игр участвует также в разработке программы по формированию безбарьерной среды, одной из важных составляющих которой является инклюзивный подход. При поддержке Оргкомитета проходят различные мероприятия, способствующие продвижению Паралимпийских ценностей на территории России. Данный подход транслируется и для волонтеров. В частности, был проведен тренинг для волонтерской сборной команды России, посвященный особенностям взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность, которые необходимо учесть для успешного проведения Игр в Сочи. В процессе тренинга были определены основные стереотипы, препятствующие интеграции людей с инвалидностью в полноценную жизнь общества. Так большинство общественных мест и транспорт в России не соответствуют критериям безбарьерной среды, и многие люди с инвалидностью не имеют возможности самостоятельно и беспрепятственно передвигаться и в полной мере пользоваться городской инфраструктурой. Поэтому в ходе подготовки Паралимпийских игр 2014 г. необходимо применять новые универсальные стандарты городского планирования, которые станут примером для других городов России, и позволят участникам и гостям соревнований чувствовать себя комфортно [1, с. 27-33].

Следовательно, основой волонтерской программы «Сочи-2014» является не только вовлечение всех российских регионов в подготовку к Играм, но и возрождение добровольческого движения в стране в целом, т.е. сделать волонтерство в России привычным, понятным и почетным делом. Таким, каким оно является во всем мире, где добровольные общественные объединения охватывают от 30% до 40% населения и существуют не только на бумаге, но и проявляют себя в конкретных делах.

Список литературы:

[1] Ахметгалеев Э.Д. Участие в волонтерском движении - как условие социально-профессионального становления студента в вузе // Казанский педагогический журнал. - 2009, № 3. - С. 27-33.

[2] Бархаев А.Б. Отношение студенческой молодежи к участию в волонтерском движении // Социология образования. - 2008, № 1. - С. 78-86.

[3] Волонтеры ВГУЭС вернулись из Лондона // Официальный сайт Волонтеров «Сочи-2014». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://vol.sochi2014.com (16.08.2012)

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

[4] Волонтеры «Сочи-2014» стали "Games Makers" лондонской Олимпиады // Официальный сайт Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// service.in.spb.ru (15.08.2012)

[5] Киселева О. Тысяча и одна ночь осталась до Олимпиады в Сочи // Санкт-Петербургские ведомости. - 2011, № 85.

[6] Стань волонтером Олимпиады «Сочи-2014». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.sochi2014. com (12.08.2012)