Научная статья на тему 'Волонтерская деятельность в социальной работе с пожилыми людьми как одна из форм проявления социальной активности молодежи'

Волонтерская деятельность в социальной работе с пожилыми людьми как одна из форм проявления социальной активности молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2139
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЕРСТВО / VOLUNTEERING / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / OLDER PEOPLE / МОЛОДЕЖЬ / YOUNG PEOPLE / УНИВЕРСИТЕТ "ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА" / UNIVERSITY OF "THE THIRD AGE"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Свищева Елена Евгеньевна

В статье обоснована актуальность волонтерской деятельности в социальной работе с пожилыми людьми, как одной из форм социальной активности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteer activities in social work with older people as a form of social activity of young people

In the article the relevance of volunteer activity in social work with older people as a form of social activity of young people is proved.

Текст научной работы на тему «Волонтерская деятельность в социальной работе с пожилыми людьми как одна из форм проявления социальной активности молодежи»

членов современного гражданского общества, как залог общественной стабильности и устойчивого развития в будущем, что особым образом подчеркивает роль и значение воспитательной и идеологической функции высшего образования.

Таким образом, грамотное сочетание творческого опыта студентов и преподавателей вуза, а также практических работников учреждений социальной сферы взаимно обогащает личностно ориентированные подходы к развитию, обучению и воспитанию детей и пожилых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволяет решить проблему каждого человека в отдельности.

Для студентов нашего факультета это взаимодействие является своеобразным вхождением в профессию, так как практика показывает, насколько студент владеет знаниями, умениями, а преподаватели в ходе такой деятельности могут сверить свои ожидания с реальной профессиональной деятельностью, оценить насколько выпускник будет конкурентоспособным и востребованным на рынке труда.

УДК 373.2

Е.Е. Свищева, г. Курган

Волонтерская деятельность в социальной работе с пожилыми

людьми как одна из форм проявления социальной активности

молодежи

В статье обоснована актуальность волонтерской деятельности в социальной работе с пожилыми людьми, как одной из форм социальной активности молодежи.

Волонтерство, добровольчество, социальная активность, пожилые люди, молодежь, университет «третьего возраста».

E.E. Svishcheva, Kurgan

Volunteer activities in social work with older people as a form of social

activity of young people

In the article the relevance of volunteer activity in social work with older people as a form of social activity of young people is proved.

Keywords: volunteering, social activity, older people, young people, university of "the third age".

Актуальность проблемы обусловлена тем, что в современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей. Волонтерство (добровольчество), как инновационный подход, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования социального опыта и воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей. Это общественное явление,

добровольное участие в каком-либо деле «непрофессионалов» (людей, которые порой не имеют специальной подготовки), энтузиастов, представляющих собой лидерское участие в процессе оказания кому-либо помощи на добровольных и бескорыстных началах. Волонтерскую деятельность в профессиональной социальной работе можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, это целенаправленное систематическое привлечение социальным работником к полезной и социально значимой деятельности добровольных помощников из числа детей и взрослых; формирование инициативных групп благотворительной направленности, учитывая, что многие люди склонны помогать нуждающимся; во-вторых, участие самого социального работника (в том числе и студентов) в качестве добровольного помощника в различных акциях (например, в США, Канаде, Германии абитуриенту вуза, поступающему на факультет социальной педагогики, желательно представить рекомендательное письмо от организации, с которой он сотрудничал как волонтер).

В связи с переменами в экономике, политике, культуре и процессами глобализации во всем мире произошла переоценка роли деятельности волонтеров, и молодежь становится приоритетным направлением в государственной политике.

В начале столетия, а именно, 2001 год был объявлен Организацией Объединенных Наций Всемирным годом добровольцев. Этот факт свидетельствует о вкладе волонтерства в социальное развитие стран мира, об укреплении в странах демократических начал. Волонтерство - важный фактор гражданского общества, благодаря которому каждый человек реализует свою потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. Россия, по оценке исследователей, традиционно отставала от стран Европы и США в данном вопросе, но уже сегодня добровольческое движение в России переживает новый подъем. Все больше людей понимают необходимость личного участия в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, и готовы безвозмездно посвятить этому свое время, использовать свои опыт и знания. В стране идёт поиск новых путей потенциального возрождения России. Важными составляющими этого процесса являются осмысление социального опыта других наций и ориентация на собственные ресурсы, прежде всего на духовно-нравственное наследие нашего народа. В условиях изменения требований к социально-гражданскому развитию личности возникает необходимость в специалистах, обладающих высоким уровнем как профессиональной, так и общей культуры, самостоятельностью мышления и развитым гражданско-патриотическим самосознанием, чувством гражданской ответственности и собственного достоинства.

Существенные изменения произошли и в системе образования. Основной задачей воспитания, становится формирование личности школьника и студента, стремящейся к проявлению своих личностных качеств посредством реализации тех социально-значимых проектов, которые в наибольшей степени отражают не только уровень ответственности человека в ходе тех или иных социальных действий, но и, прежде всего, отражают его гражданскую позицию в рамках реализации этих проектов.

Период обучения - важнейший период социализации человека. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В школьные и студенческие годы задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли, и подготовка к овладению социальной роли

«профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы. Социализация невозможна без включения личности в различную общественную созидательную деятельность.

Волонтерская помощь студентов и школьников является самой активной. Молодежные волонтерские объединения оказывают помощь во всех сферах деятельности человека. Добровольцы по всей стране ежегодно проводят мероприятия, связанные с памятными датами, юбилеями и событиями.

В процессе деятельности большая часть студентов-волонтеров развили в себе такие качества личности, как ответственность, коммуникабельность, сдержанность, пунктуальность, милосердие, где ответственность с точки зрения психологии выступает мощным фактором личностного развития, важным структурообразующим фактором сферы гражданской активности. Волонтерская деятельность дает подрастающему поколению бесценный опыт командной работы, выявляет у каждого разные способности, а также раскрывает определенные черты характера, творческий потенциал укрепляет гуманистические тенденции в сознании студентов.

В государстве произошли значительные изменения: стало особенно активно развиваться плодотворное сотрудничество между добровольцами всей страны и федеральными органами власти, социальными учреждениями различной направленности. Администрация школ и вузов проявляет интерес к партнерским отношениям. Волонтерская и общественная деятельность помогает школе и вузу установить контакты с общественными и муниципальными организациями. Реализация волонтерами значимых, широко освещаемых проектов повышает социальный и политический статус образовательного учреждения.

Распад системы ценностей и норм, сложившихся за время многовекового существования нашего народа, социально-экономическая нестабильность современного общества в России привели к развитию кризисных явлений в структуре социальных связей, оказывается несостоятельным в попытках сохранить нерушимость жизненного уклада, прочность семейных связей. Эти обстоятельства действуют разрушающе на мир пожилых людей, они перестают чувствовать себя защищенными, что сказывается на их психическом, физическом и нравственном здоровье, эмоциональном состоянии.

Взаимоотношения поколений во многом базируются на общей системе ценностей. По мнению пожилых людей, основное удовлетворение в жизни в их возрасте приносит семья, дети, внуки (около 30%); ценности, ориентированные на внешнюю активность: общение с людьми, активный досуг, полезность людям и обществу, профессиональный труд приносит удовлетворение - 22,6 % опрошенных. Высокой значимостью обладает здоровье (15,1%), а также покой и отдых (11,2%). Фактор материальной обеспеченности отметили 7,3% респондентов. Эти данные говорят о том, что материальная обеспеченность воспринимается как ценность, которая позволяет осуществить более значимые интересы. Благополучные отношения создают положительный эмоциональный фон, представляющий необходимое условие успешного выполнения рекреативной функции. Общение для пожилых людей выполняет особую компенсаторную функцию в период выхода на пенсию. Если в течение трудовой деятельности потребность в общении могла быть в значительной степени удовлетворена за счет социальных контактов в трудовом коллективе, то после выхода на пенсию удовлетворение такой потребности возможно в

семье, малой социальной группе, поскольку, последняя становится основной сферой межличностных контактов и коммуникативных связей. Поэтому в работе с пожилыми людьми может широко использоваться клубная работа. Причем направленность клубной работы может быть самой разнообразной от развития вокальных способностей пожилых людей, занятий физической культурой, спортом, декоративно - прикладным творчеством, до получения актуальной информации, к овладению полезными знаниями в области науки и культуры. При подготовке и проведении занятий во многих клубах активное участие принимают волонтеры.

Обучающие, развивающие программы для людей пожилого возраста — атрибут современной образовательной практики, хотя и не широко распространенный. Содержание обучения пожилых людей, как показывает анализ имеющегося в России опыта, ориентировано на самые различные предметные интересы (садоводство, здоровье, психология, компьютерная грамотность, различные виды прикладного творчества и т. д.). В процессе реализации таких программ можно обеспечить психологическую поддержку пожилым людям, активизацию социального взаимодействия, личностных ресурсов, познавательной активности, повышение самооценки, уровня социально-психологической компетентности, расширение пространства самореализации. Эти программы сегодня имеют большой спрос, но явно недостаточное предложение. В литературе, посвященной организации «университетов третьего возраста», справедливо делается акцент на том, что может приобрести в психологическом смысле участвующий в них пожилой человек.

Кафедра социологии и социальной работы активно сотрудничает с ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по городу Кургану», где с 2010 года начал работу социально-гуманитарный «Университет «третьего возраста», который выполняет не только свою основную функцию - образовательную, но также и помогает студентам, людям элегантного возраста, найти новых друзей и собеседников.

В настоящее время в «Университете третьего возраста» организованы занятия на десяти факультетах различной направленности. Занятия проводят как квалифицированные специалисты, так и студенты-волонтеры, обучающиеся по направлению «Социальная работа».

Говоря об опыте сотрудничества с ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста по городу Кургану» по реализации образовательных программ для пожилых людей, необходимо отметить, что на основе эмпирических данных доказано, что «Университет третьего возраста» имеет особый ценностный ресурс, который целесообразно использовать не только для реализации досугово-познавательной функции пожилых людей, но и для воспитания молодежи. Показаны варианты привлечения молодежи к участию в образовательных программах для старшего поколения. Полученные результаты позволяют рассматривать систему ценностей пожилых людей, готовых к участию в реализации образовательных программ, как значимый ресурс для воспитания молодежи, гармоничного становления аксиосферы молодых людей.

Таким образом, говоря о работе по развитию волонтерского движения, как одной из форм социальной работы с людьми пожилого возраста, мы приходим к выводу о том, что данный опыт позволяет масштабнее решать не только проблемы пожилых и инвалидов, но и активизировать решение ряда актуальных задач воспитания современной молодежи. Причины участия в волонтерской (добровольческой) деятельности могут быть

самыми разными, главное - благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появится ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельность.

Одной из важнейших задач добровольчества является - научить «ходить» самостоятельно, при этом необходимо показать «свет в конце туннеля». Девиз волонтера: «МЫ ВМЕСТЕ открываем то, что ЗНАЮ Я». Другими словами, пожилому человеку необходимо овладеть социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и интеграции. У пожилого человека должна быть возможность обратиться за помощью к значимому человеку. Необходим «социальный аниматор», которым является волонтер, способный стать значимым для пожилого человека, способный найти подход, раскрыть его возможности и интересы сможет оказать социально-психологическую помощь и поддержку. Обязательным условием во взаимоотношениях является доверие. На основе доверительных отношений возможно «пройти путь ВМЕСТЕ» опираясь на шаги сотрудничества.

И в заключении необходимо отметить, что волонтерская (добровольческая) деятельность - это достаточно эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды; благодаря помощи волонтеров многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения. Добровольчество можно рассматривать как механизм, с помощью которого пожилые люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить. Помогая другим, волонтеры-наставники обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи; возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.

В рамках провозглашенного всемирными организациями ООН и ЮНЕСКО первого десятилетия XXI в. десятилетием «Культуры мира» Всемирная добровольческая (волонтерская) организация (VSO) направляет высококвалифицированных специалистов по социальной работе с пожилыми людьми для осуществления гуманитарных проектов в различных странах мира. Подобная работа ведется и у нас в России. В результате совместной работы специалисты пришли к выводу, что подобная деятельность приносит тем больше пользы, чем больше молодых людей вовлечено в нее в качестве активных участников, организуются занятия с волонтерами (добровольцами) из числа студентов, школьников, выразивших желание участвовать в программах «открытой работы» с различными категориями населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция Демографической политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351. - Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

2. Кругликова, Г.Г. Проблемы и перспективы организации волонтерской деятельности в учреждениях социального обслуживания [Текст] / Г.Г. Кругликова // Социальное развитие региона : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень, 2009.

3. Писарев, А.В. Демографическое старение в России: жизнедеятельность пожилого населения [Текст] / А.В. Писарев. - М., 2005.

4. Социальная работа и гражданское общество [Текст]. - СПб., 2006. - 311 с.

5. Яницкий, О.Н. Волонтеры: гражданские и государственные [Текст] / О.Н. Яницкий // Социальная наука и социальная политика. - 2014. - № 1. - С. 71-87.

УДК 159.9

О.А. Спицына К.Н. Вахрушева г. Шадринск

Социокультурный смысл долгожительства

Долгожители - представители человечества с максимальной продолжительностью жизни. Поиск истоков и факторов, влияющих на долголетие, глубоко изучается на различных уровнях. Анализ теоретических источников и экспериментальных исследований дает возможность сделать расширенные выводы, которые мы представляем в статье.

Долгожительство, культура, здоровье, установки.

O.A.Spitsyna, K.N.Vakhrusheva, Shadrinsk

Sociocultural meaning of longevity

Longevity - representatives of humanity with a maximum life expectancy. The search for sources and factors that affect longevity is deeply studied at various levels. The analysis of theoretical sources and experimental research makes it possible to draw extended conclusions, which we present in the article.

Keywords: Longevity, culture, health, installation.

Долгожительство является частью культуры, и оно всегда входило в круг прагматических проблем общества. Культура здоровья в любом социуме это часть видения самого себя и своих членов, потребность в отличном здоровье это не силовое побуждение, а культурное, т.к. требует антропоцентрического комфорта, эстетического взаимодействия с бытом, трудом, отдыхом, этического проявления здоровья во благо другим. В конце всех преобразований в обществе, в том числе и в нашей стране, люди стали задумываться о необходимости не только сохранения своего здоровья, но и его преумножении [1].

Здоровое общество достигается высокой работоспособностью, психической выносливостью, социальной устремленностью к исполнению своих трудовых обязанностей. Ориентиром на долгожительство будет являться развитие здоровой нации, увеличение сферы прагматического поиска ресурса своего здоровья и поддержания формы.

Принято отсчет долгожительства вести с 90-100 лет. Различные ученые, ориентируются преимущественно на фактические примеры долгожительства, полагая, что предельная продолжительность жизни может составлять 120-150 лет. На основании научных данных, многочисленных фактов из практики жизни отдельных людей и целых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.