Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КРИТЕРИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КРИТЕРИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтерская деятельность / направления волонтерской деятельности / классификация волонтерства / критерии / сущностные характеристики / volunteer activity / areas of volunteer activity / classification of volunteering / criteria / essential characteristics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Я Т. Гильмуллина

Даны анализ и систематизация основных направлений волонтерской деятельности. Предложена классификация волонтерства, рассматривающая многообразие форм добровольческой деятельности по различным критериям в зависимости от целей, направлений, характера деятельности и других факторов. Основные аспекты волонтерства представлены с позиции субъекта добровольчества, его принадлежности к соответствующей социальной группе или конкретной организации, квалифицированности и мотивации. Целевая аудитория и ориентированность на конкретные группы и сообщества отражают классификацию добровольчества с позиции объекта. Систематизированы направления волонтерства по сферам деятельности. Отражена тенденция выделения профильных областей добровольчества, что позволяет говорить о профессионализации волонтерского движения. Автором выделяется профильная категория музыкального волонтерства, представляющая педагогическую ценность в контексте профессионально-личностного развития музыкантов и культурного просвещения общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER ACTIVITIES AT THE PRESENT STAGE: CRITERIA AND ESSENTIAL CHARACTERISTICS

The article analyzes and systematizes the main areas of volunteer activity. A classification of volunteering is proposed, considering the diversity of forms of voluntary activity based on various criteria, including goals, directions, the nature of activities, and other factors. The main aspects of volunteering are presented from the position of the volunteer subject, their affiliation to a specific social group or organization, qualifications, and motivation. The target audience and focus on specific groups and communities reflect the classification of volunteering from the perspective of the object. The areas of volunteering are systematized by field of activity. A trend of identifying specialized areas of volunteering is noted, which allows for discussions on the professionalization of the volunteer movement. The author highlights the specialized category of musical volunteering, which holds pedagogical value in the context of the professional and personal development of musicians and the cultural education of society.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КРИТЕРИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

ПЕДАГОГИКА

УДК 316.627:364-32 Б01 10.52928/2070-1640-2024-42-2-2-6

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КРИТЕРИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Я. Т. ГИЛЬМУЛЛИНА (Витебский государственный университет имени П. М. Машерова)

Даны анализ и систематизация основных направлений волонтерской деятельности. Предложена классификация волонтерства, рассматривающая многообразие форм добровольческой деятельности по различным критериям в зависимости от целей, направлений, характера деятельности и других факторов. Основные аспекты волонтерства представлены с позиции субъекта добровольчества, его принадлежности к соответствующей социальной группе или конкретной организации, квалифицированности и мотивации. Целевая аудитория и ориентированность на конкретные группы и сообщества отражают классификацию добровольчества с позиции объекта. Систематизированы направления волонтерства по сферам деятельности. Отражена тенденция выделения профильных областей добровольчества, что позволяет говорить о профессионализации волонтерского движения. Автором выделяется профильная категория музыкального волонтерства, представляющая педагогическую ценность в контексте профессионально-личностного развития музыкантов и культурного просвещения общества.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, направления волонтерской деятельности, классификация волонтерства, критерии, сущностные характеристики.

Введение. В настоящее время наблюдается тенденция к смещению приоритетов общества от духовных и гуманистических ценностей в сторону материальных благ. Это проявляется в росте потребительской культуры, стремлении к экономической выгоде и индивидуальному успеху, что зачастую приводит к снижению интереса к социальным и культурным аспектам жизни. В ответ на это нарастает интерес к волонтерской деятельности, которая становится своеобразной противодействующей силой, направленной на возрождение духовных и моральных основ общества. Добровольчество становится все более значимым элементом социокультурного пространства на государственном уровне. Большое внимание в Республике Беларусь уделяется молодежному волонтерскому движению. Неотъемлемой частью социальной и гражданской ответственности является оказание помощи другим людям, поддержание справедливости и развитие нравственных ценностей.

Термины «волонтер» и «доброволец» часто используются как синонимы и являются взаимозаменяемыми1 [1, с. 7; 2, с. 15]. В научной литературе представлено множество определений терминов «волонтер» («доброволец»), «волонтерская деятельность» («добровольческая деятельность»). Можно выделить основные сущностные характеристики данных понятий:

Добровольность - участие в волонтерской деятельности является результатом осознанного и свободного выбора индивида, без принуждения или обязательств, «по зову сердца» [3, с. 16].

Безвозмездность - субъект добровольчества не ставит целью получение для себя материальной выгоды2.

Социальная значимость - действия добровольцев осуществляются в интересах объекта волонтерского движения, на благо других людей или социума в целом [4, с. 122].

Альтруистическая мотивация - помощь волонтеров основана на гуманистических ценностях [5, с. 36].

Осуществление волонтерства представляет важную педагогическую ценность, поскольку способствует не только решению актуальных социальных проблем, но и развитию личностных и профессиональных качеств участников. Значительная часть исследований в этом направлении посвящена студенческой молодежи. Так, по мнению Л. Е. Сикорской, добровольческая деятельность обучающихся представляет собой важное средство социализации, обладающее значительным педагогическим потенциалом, способствующее формированию личности, готовой вносить свой вклад в развитие общества3.

1 Об утверждении Концепции организации молодежного волонтерского (добровольческого) движения в Республике Беларусь: постановление М-ва образования Респ. Беларусь, 16 нояб. 2015 г., № 128 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - URL: http://world_of_law.pravo.by/text.asp?RN=U215E2739

2 Болотова Л. В. Организация добровольческой деятельности как аспект вузовской подготовки будущих социальных работников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Тамбов, 2007. - С. 8.

3 Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Елец, 2011. - С. 13.

Для успешной и эффективной организации добровольчества необходимы четкое понимание и структурирование волонтерской деятельности. Систематизация является важным условием интегрирования добровольчества в образовательный процесс.

Методологической основой статьи являются нормативно-правовые акты Республики Беларусь, в т.ч. Концепция организации молодежного волонтерского (добровольческого) движения в Республике Беларусь. Материалом для написания статьи послужили диссертационные исследования, монографии, учебные и учебно-методические пособия, научные работы, опубликованные за период 2000-2024 гг., а также личный опыт волонтерской деятельности.

Цель статьи - анализ и систематизация основных направлений волонтерской деятельности в современном социуме.

Основная часть. В последние десятилетия волонтерская деятельность привлекает все большее внимание как ученых, так и практиков в связи с ее значимостью для социального развития и образования детей и молодежи. В диссертациях современных ученых, рассматривая добровольчество с позиций педагогики, психологии, социологии, истории, экономики и др., можно выделить следующие направления научных исследований:

- социализация обучающихся, развитие социальной и гражданской активности и ответственности (Е. В. Акимова, Д. Д. Андрианова, З. А. Андержанова, И. Н. Григорьев, Л. П. Конвисарева, М. О. Костюченко, С. И. Куликова, Г. С. Папазян, Б. Р. Рахматулина, Т. А. Садчикова, Л. Е. Сикорская, Н. В. Трофимова, И. В. Фе-дулова);

- нравственное становление молодежи (Л. Ф. Козодаева, Ю. В. Паршина);

- личностное и профессиональное развитие студентов, формирование общекультурных компетенций (К. И. Буякова, Н. В. Грувер, П. В. Родионов, И. Ф. Файзуллин);

- профессиональное становление будущих социальных педагогов, специалистов социально-гуманитарного профиля (Э. Д. Ахметгалеев, Л. В. Болотова, Л. В. Даль, О. Р. Данилова, С. Г. Екимова, В. В. Митрофаненко, Т. В. Соколова, И. А. Степанова);

- развитие волонтерской компетенции, подготовка студенческой молодежи к волонтерской деятельности (Л. В. Вандышева, В. Р. Каримов, Н. В. Маковей, Г. А. Рошко), в т.ч. к взаимодействию с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (К. А. Бочко), преодоление трудных жизненных ситуаций в процессе волонтерской деятельности (А. В. Кибальник);

- психологические аспекты добровольчества, мотивационные факторы, вопросы социальной психологии (Е. С. Азарова, А. Б. Бархаев, А. А. Шагурова);

- институциональные аспекты, особенности взаимодействия волонтеров с различными социальными группами, роль волонтерства в решении социальных проблем (Г. Г. Алексеева, А. Ю. Бендрикова, Е. А. Воронова, Д. А. Гедугова, А. М. Евлегина, Л. А. Кудринская, А. А. Кузьминчук, В. В. Овсий, М. В. Певная, А. В. Сычева, Д. Ф. Телепаева, О. И. Холина, А. В. Шаповалов);

- историческое развитие добровольчества (Е. Ю. Горбунова, Н. И. Горлова, Т. Б. Кононова);

- экономический подход в исследовании волонтерской деятельности (М. С. Круглова, А. В. Трохина);

- социально-культурные аспекты волонтерства (В. В. Агафонова, М. Н. Баланян, Е. А. Луговая, Н. А. Новикова, Г. В. Оленина, Е. Е. Степанова, Л. А. Темникова);

- добровольчество среди студенческой молодежи (Э. Д. Ахметгалеев, М. Н. Баланян, Л. В. Болотова, К. И. Буякова, Л. В. Вандышева, Н. В. Грувер, Л. В. Даль, О. Р. Данилова, С. Г. Екимова, В. Р. Каримов, А. В. Кибальник, Л. Ф. Козодаева, М. О. Костюченко, Н. В. Маковей, В. В. Митрофаненко, Н. А. Новикова, Г. В. Оленина, Г. С. Папазян, П. В. Родионов, Г. А. Рошко, Л. Е. Сикорская, Т. В. Соколова, Е. Е. Степанова, И. А. Степанова, И. Ф. Файзуллин, И. В. Федулова), подростков (Е. В. Акимова, З. А. Андержанова, Д. Д. Андрианова, С. И. Куликова, Ю. В. Паршина, Б. Р. Рахматулина, Т. А. Садчикова), обучающихся в колледже (Н. В. Трофимова).

Волонтерская деятельность может быть классифицирована по различным критериям. Рассмотрим основные аспекты волонтерства с позиции субъекта добровольческого движения (кто осуществляет данную деятельность). Важными характеристиками выступают принадлежность субъекта к определенной социальной группе или конкретной организации, квалифицированность и мотивация, определяющие его участие в добровольческой деятельности (таблица 1).

Таблица 1. - Классификация волонтерства с позиции субъекта добровольческого движения

Критерий Вид Сущность

1 2 3

Принадлежность к соответствующей социальной группе или конкретной организации индивидуальное волонтерство

индивидуальное волонтерство деятельность, осуществляемая одним человеком без участия в организации или группе

групповое волонтерство

молодежное волонтерство волонтерское движение учащихся и студентов, участвующих в образовательных, культурных, социальных и других проектах

Окончание таблицы 1

1 2 3

«серебряное» волонтерство (волонтерство пожилых людей) вовлечение в волонтерскую деятельность пожилых людей, что позволяет им оставаться активными и продолжать вносить вклад в общество

образовательное волонтерство добровольчество, связанное с образовательными учреждениями (например, участие студентов и преподавателей в проектах)

семейное волонтерство совместное участие членов семьи в волонтерских акциях

религиозное волонтерство социальное служение представителей религиозных объединений

корпоративное волонтерство волонтерская деятельность руководителей и сотрудников государственных и частных компаний

инклюзивное волонтерство помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, а также их интеграция в добровольческую деятельность

Квалифицированность волонтеры общего профиля отсутствие специальных навыков

волонтеры-специалисты наличие специальных навыков в определенной области

Мотивация альтруистическая бескорыстное служение обществу, основанное на гуманистических ценностях, искреннем желании помочь другим

профессиональная развитие профессиональных навыков, накопление профессионального опыта и повышение квалификации

социальная социальная адаптация, расширение круга общения и создание сети контактов

Волонтерство, рассматриваемое с позиции объекта добровольчества (кому адресована помощь), позволяет фокусировать внимание на целевой аудитории, что существенно влияет на эффективность волонтерской деятельности. Ориентация на конкретные группы и сообщества не только помогает выявить специфические потребности этих категорий, но и способствует более целенаправленной организации волонтерской работы (таблица 2).

Таблица 2. - Классификация волонтерства с позиции объекта добровольчества

Критерий Вид Сущность

Благополучатели индивидуальные оказание услуг отдельным людям

группы и сообщества помощь определенным группам (например, школьные коллективы, культурные сообщества)

организации поддержка организаций или инициатив (например, финансирование проектов, помощь в управлении)

Целевая аудитория (социальная группа) дети работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с особыми потребностями, детьми из неблагополучных семей

молодежь программы по профориентации, образовательные инициативы

пожилые люди поддержка пенсионеров, в том числе помощь в быту, организация досуга, визиты в дома престарелых

люди с ограниченными возможностями содействие инвалидам, включая сопровождение, помощь в социальной адаптации и организации доступной среды

лица без определенного места жительства, малоимущие граждане участие в работе приютов (раздача еды, сбор одежды и других необходимых вещей)

Можно отметить параметры волонтерской деятельности, включающие временные аспекты, географический охват, отношение к организационным структурам и способы взаимодействия с получателями помощи (таблица 3).

Таблица 3. - Параметры волонтерской деятельности

Критерий Вид Сущность

1 2 3

Продолжительность долгосрочное работа в организации или проекте на постоянной основе, в течение нескольких месяцев или лет

краткосрочное одноразовые или кратковременные акции (участие в благотворительных концертах, субботниках и др.)

эпизодическое помощь в отдельных мероприятиях время от времени

Территориальный локальное местные инициативы на уровне сообществ или городов

охват региональное крупные проекты, имеющие влияние на целый регион

национальное национальные программы, поддерживаемые государством

Окончание таблицы 3

1 2 3

международное международный культурный обмен, международные акции и проекты, направленные на решение глобальных проблем, таких как бедность, здравоохранение или экология

Форма организации институциональное оказание услуг обществу через официальные организации, социальные службы или волонтерские центры, деятельность структурирована

неинституциональное деятельность, организованная на уровне отдельных инициативных групп или лиц, акции помощи, проекты и мероприятия без участия официальных организаций

Форма оказания помощи онлайн-волонтерство дистанционная помощь через интернет (перевод текстов, онлайн-консультации, ведение благотворительных акций и он-лайн-кампаний, сопровождение социальных и образовательных проектов, медиаволонтерство и др.)

офлайн-волонтерство проведение мероприятий в реальном физическом пространстве, включая непосредственное взаимодействие с благополучателями

Волонтерство как важная составляющая современного гражданского общества охватывает множество видов деятельности. Объективное определение более приоритетной области добровольчества по сравнению с другими представляется затруднительным, поскольку важность каждого направления зависит от специфического контекста, потребностей общества и конкретной ситуации. Каждый вид волонтерства выполняет определенные функции в социальной структуре, и его значимость может варьироваться в зависимости от временных, пространственных и обстоятельственных факторов. Например, в условиях экономического кризиса или стихийных бедствий наблюдается рост волонтерской активности, направленной на помощь тем, кто оказался в трудной ситуации. В период стабильности могут актуализироваться вопросы поддержки культурных и образовательных проектов, охраны окружающей среды, как ключевых направлений в контексте долгосрочного развития государства. Все формы волонтерства дополняют друг друга, создавая более гармоничное сообщество.

Рассмотрим основные виды добровольчества в рамках конкретной сферы деятельности (таблица 4).

Таблица 4. - Классификация волонтерства по сфере деятельности

Направление Вид

Общественная безопасность поддержка правоохранительных органов, помощь при чрезвычайных ситуациях, участие в кампаниях по повышению осведомленности населения о правилах безопасности, медицинской помощи и самообороне

Здравоохранение помощь в медицинских учреждениях, пропаганда здорового образа жизни, оказание первой помощи, проведение кампаний по донорству крови, вакцинации

Социальное оказание помощи уязвимым группам населения (дети, оставшиеся без попечения родителей, лица пожилого возраста, люди с ограниченными возможностями, лица без определенного места жительства, малоимущие граждане, люди, находящиеся в кризисных ситуациях)

Экологическое организация мероприятий по очистке лесов, парков, водоемов, благоустройство и озеленение территорий, восстановление природных экосистем, помощь животным, эко-просвещение и участие в акциях по защите природы

Культурное волонтерские программы, направленные на сохранение культурного наследия, проведение культурных мероприятий (фестивали, выставки, концерты), содействие работе музеев, библиотек, театров, галерей

Образовательное продвижение образовательных инициатив, проведение обучающих программ для детей и взрослых (репетиторство, курсы), организация лекций, мастер-классов, профориентационных мероприятий

Спортивное подготовка и проведение спортивных мероприятий, помощь в тренерской работе, организация спортивных кружков и секций

Волонтерская деятельность охватывает широкий спектр направлений, которые имеют свою специфику и социальную значимость. Каждая из этих областей может быть дополнительно подразделена на более узкие поднаправления, отражающие специфические формы волонтерства и особенности их проявления в зависимости от конкретных целей и задач. Вместе с этим в рамках одного и того же направления возможно решать задачи, затрагивающие другие сферы добровольчества [6, с. 16-17].

В настоящее время наблюдается тенденция к выделению узких профильных областей волонтерства (медицинское, юридическое, музыкальное, библиотечное, музейное, цифровое и др.). Эта дифференциация направлена на удовлетворение конкретных потребностей общества и более эффективное решение специфических задач.

Определение профильных областей добровольчества в современном социуме позволяет волонтерам-специалистам использовать свои уникальные навыки и знания в конкретных сферах. Такой подход не только повышает качество оказываемой помощи, но и способствует профессионализации волонтерского движения. В данном понимании добровольчество может рассматриваться как один из способов достижения профессиональной идентичности [7, с. 9-10].

В условиях быстро меняющегося мира и динамично развивающегося общества специализация в волонтер-стве позволяет лучше адаптироваться к актуальным потребностям. Например, с развитием цифровых технологий возникает необходимость в волонтерах, способных обучать людей основам цифровой грамотности, создавать контент для социальных сетей или работать над проектами в области информационной безопасности.

В период смещения ценностей в сторону материальных благ возрастает роль музыкального волонтерства, которое акцентирует внимание на духовных и культурных аспектах жизни, а также способствует социальной интеграции. Добровольчество в сфере музыкального искусства представляет педагогическую ценность в контексте профессионально-личностного развития будущих педагогов-музыкантов, а также культурного просвещения общества.

Заключение. Авторская систематизация волонтерской деятельности позволяет структурировать основные аспекты добровольчества по следующим критериям: с позиций субъекта и объекта волонтерства, параметров волонтерской деятельности (продолжительность, территориальный охват, форма организации и способы взаимодействия с получателями помощи), направлений волонтерства по сфере деятельности (в сфере общественной безопасности, в сфере здравоохранения, социальное, экологическое, культурное, образовательное, спортивное).

В настоящее время наблюдается тенденция к выделению профильных видов добровольчества, что связано с увеличением разнообразия социальных потребностей и специфических проблем, требующих целенаправленного подхода. Это дает основание говорить о профессионализации волонтерского движения. Специализация позволяет волонтерам развивать свои навыки и знания, а также способствует созданию устойчивых сообществ, что в конечном итоге укрепляет общество в целом и содействует его развитию. Автор выделяет музыкальное волон-терство как значимое направление в образовательном процессе будущих педагогов-музыкантов, а также как инструмент для культурного просвещения современного социума. Перспектива дальнейшего исследования предполагает углубленный анализ и изучение добровольчества в сфере музыкального искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы организации и управления добровольческой деятельностью: учеб. для студентов вузов / под общ. ред. О. А. Аникеевой, А. П. Рудницкой, О. В. Решетникова. - М.: Изд-во РГСУ, 2019. - 245 с.

2. Певная М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2016. - 434 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Чумак Е. Г., Комлева Е. Р., Пономарева М. И. Основы волонтерской деятельности: учеб.-метод. пособие. - Сургут: Изд-во бюджет. учреждения Ханты-Манс. автоном. округа. - Югры: Метод. центр развития соц. обслуживания, 2016. - 60 с. - (Обучение геронтоволонтеров).

4. Козодаева Л. Ф. Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодежи // Вестн. ТГУ. - 2010. - Вып. 11(91). - С. 121-126.

5. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО: учеб. / А. П. Метелев, Ю. С. Белановский, Н. И. Горлова и др.; отв. ред. И. В. Мерсиянова.- М.: НИУ ВШЭ, 2022. -456 с.: ил.

6. Вандышева Л. В. Организация добровольчества/волонтерства: учеб. пособие. - Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2022. -92 с.

7. Методическое пособие по организации волонтерской (добровольческой) деятельности / под ред. Т. А. Шульгиной, Н. А. Кетовой, Е. П. Непочатых. - Курск: ИП Бескровный Александр Васильевич, 2020. - 118 с.

Поступила 10.10.2024

VOLUNTEER ACTIVITIES AT THE PRESENT STAGE: CRITERIA AND ESSENTIAL CHARACTERISTICS

Y. GILMULLINA (Vitebsk State University named after P. M. Masherov)

The article analyzes and systematizes the main areas of volunteer activity. A classification of volunteering is proposed, considering the diversity of forms of voluntary activity based on various criteria, including goals, directions, the nature of activities, and other factors. The main aspects of volunteering are presented from the position of the volunteer subject, their affiliation to a specific social group or organization, qualifications, and motivation. The target audience and focus on specific groups and communities reflect the classification of volunteering from the perspective of the object. The areas of volunteering are systematized by field of activity. A trend of identifying specialized areas of volunteering is noted, which allows for discussions on the professionalization of the volunteer movement. The author highlights the specialized category of musical volunteering, which holds pedagogical value in the context of the professional and personal development of musicians and the cultural education of society.

Keywords: volunteer activity, areas of volunteer activity, classification of volunteering, criteria, essential characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.