Научная статья на тему 'ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО "УРАХИНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОЮЗ" И ЕГО РАЗВИТИЕ'

ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО "УРАХИНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОЮЗ" И ЕГО РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
189
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / УРАХИНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОЮЗ / ДАРГИНЦЫ / ГОСУДАРСТВО ШАНДАН / АРАБСКАЯ ХРОНИКА / КАБА-ДАРГО / ПРЕДАНИЯ / ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусаева Салихат Ибрагимовна

Целью данной статьи является освещение проблемы возникновения и становления Урахинского сельского союза как центра вольного общества даргинцев в период Средневековья. Методы: метод историзма, сравнительный, аналитический методы. Результаты . В ходе исследования проблемы автор приходит к мнению о том, что возникновение и становление Урахинского сельского союза было закономерным явлением для данной исторической эпохи. Заключение. В целях сохранения мира и единства народов Дагестана необходимо способствовать объективному исследованию культурно-национальных традиций и истории народов, населяющих республику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“URAKHI RURAL ALLIANCE” VOLUNTARY COMMUNITY AND ITS DEVELOPMENT

The aim of the article is covering the issue of the origin and development of the Urakhi rural alliance as the centre of the Dargins' voluntary community in the Middle Ages. Methods: method of historicism, comparative and analytical methods. Results. In the course of the problem study the author concludes that the origin and development of Urakhi Rural Alliance was a natural phenomenon for this historical era. Conclusion. In order to preserve the peace and unity of the Dagestan peoples, it is necessary to promote the objective study of the cultural and national traditions and history of the peoples inhabiting the republic.

Текст научной работы на тему «ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО "УРАХИНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОЮЗ" И ЕГО РАЗВИТИЕ»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Магомедов Гусейн Анверович, аспирант кафедры истории, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: nau-ka_dgpu@mail.ru

Гасанов Магомед Раджабович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: nauka_dgpu@mail.ru

Принята в печать 25.02.2019 г.

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Guseyn A. Magomedov, post-graduate, the chair of History, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: nauka_dgpu@mail.ru

Magomed R. Gasanov, Doctor of History, professor, the head of the chair of History, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: nau-ka_dgpu@mail.ru

Received 25.02.2019.

История и археология / History and Archeology Оригинальная статья / Original Article УДК 94(470.67-22)

DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-25-30

Вольное общество «Урахинский сельский союз»

и его развитие

© 2019 Мусаева С. И.

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: sirsa888@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью данной статьи является освещение проблемы возникновения и становления Ура-хинского сельского союза как центра вольного общества даргинцев в период Средневековья. Методы: метод историзма, сравнительный, аналитический методы. Результаты. В ходе исследования проблемы автор приходит к мнению о том, что возникновение и становление Урахинского сельского союза было закономерным явлением для данной исторической эпохи. Заключение. В целях сохранения мира и единства народов Дагестана необходимо способствовать объективному исследованию культурно-национальных традиций и истории народов, населяющих республику.

Ключевые слова: Дагестан, Урахинский сельский союз, даргинцы, государство Шандан, арабская хроника, Каба-Дарго, предания, источники.

Формат цитирования: Мусаева С. И. Вольное общество «Урахинский сельский союз» и его развитие // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 25-30. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-4-25-30

"Urakhi Rural Alliance" Voluntary Community

and its Development

© 2019 Salikhat I. Musaeva

Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: sirsa888@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is covering the issue of the origin and development of the Urakhi rural alliance as the centre of the Dargins' voluntary community in the Middle Ages. Methods: method of histori-cism, comparative and analytical methods. Results. In the course of the problem study the author concludes that the origin and development of Urakhi Rural Alliance was a natural phenomenon for this historical era. Conclusion. In order to preserve the peace and unity of the Dagestan peoples, it is necessary to

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019

promote the objective study of the cultural and national traditions and history of the peoples inhabiting the republic.

Keywords: Dagestan, Urakhi rural alliance, Dargins, Shandan state, Arab chronicle, Kaba-Dargo, legends, sources.

For citation: Musaeva S. I. "Urakhi Rural Alliance" Voluntary Community and its Development. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2019. Vol. 13. No. 1. Pp. 25-30. DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-25-30. (In Russian)

Введение

На современном этапе подрастающее поколение проявляет особый интерес к обычаям и традициям прошлых эпох, познанию старинных обычаев и традиций. Это связано с резким всплеском этнического самосознания молодого поколения и его интересом к прошлому, к истории предков и своей республики, страны в целом. Молодые люди считают своим долгом изучить и знать объективную историю своего края и страны. В связи с особым интересом широких слоев населения к историческому прошлому своих народов, к обычаям и традициям, в настоящее время возникла потребность донести их до современников, объективно осветить культурно-национальные обычаи и традиции народов Дагестана, историю возникновения и дальнейшего развития крупных населенных пунктов, сыгравших определенную роль в истории нашей республики.

Результаты исследования

С. Урахи расположено на высоте 700 метров над уровнем моря в живописной Урахинской долине. Поэтично описано месторасположение села Урахи Гаджи-Мурадом Амировым в его воспоминаниях «Среди горцев Северного Дагестана. Из «Дневника гимназиста»: «Было около часу дня, когда перед нами открылась живописная долина, среди которой возвышался на холмах и скалах еще более живописный и обширный аул Х...и (Х1урихъи - авт.). Боже мой! Это был самый дорогой для меня уголок во всем мире! ... Вообразите себе широкую, четырехугольную долину, окруженную со всех сторон высокими горами, одинаковыми совершенно по высоте, но различными по характеру...» [3, с. 5-6].

Территория, занимаемая вольным обществом Урахи, была заселена с глубокой древности и расположена в горной и предгорной части Среднего Дагестана.

Известно, что в раннем Средневековье (У1-У11 вв.) на территории Урахинского сельского союза существовало большое количество тухумных («родовых») поселе-

ний [4, с. 80] небольших размеров, что соответствовало историческому периоду распада родоплеменных отношений.

Остатки многих из них сохранились вплоть до наших дней. Разбросаны они вокруг больших современных населенных пунктов, которые образовались как крупные территориально-родовые селения именно в результате объединения родовых, т. е. «тухумных» поселений.

Племена даргинцев еще в глубокую старину были объединены в сельские союзы и вольные общества. Отдельные крупные аулы собирали вокруг себя поселения близких им соплеменников, говорящих на одном общем диалекте (говоре) даргинского языка. Восточных даргинцев объединяло вольное общество Урахи, западных -Цудахар, средних - Акуша, верхнедаргин-цев - Усиша, муэринцев - Уркарах, кай-тагцев - уцмий. Особняком стояли такие крупные аулы, как Губден, Кадар, Чираг, расположенные на территориях, граничащих с землями кумыков, лакцев и агулов [2, с. 77].

Первым государственным образованием, куда входила территория, на которой впоследствии образовался союз Каба-Дарго, являлась Кавказская Албания. Большинство исследователей, занимающихся изучением древней истории и археологии, такие как С. В. Юшков, З. И. Ям-плольский, В. Г. Котович, К. В. Тревер, Д. М. Атаев и др., территорию Дагестана включали в состав Кавказской Албании.

Согласно сведениям, на территории Урахинского сельского союза был расположен крупный город Х1ямур-Дарго. Город располагался вдоль берега бурной реки Гамри-Озень, был окружен крепостной стеной шириной около 4 метров, и тянулся по берегу реки на 10 км. Профессор Б. Г. Алиев, занимаясь исследованием истории союза Каба-Дарго, отмечал, что в старинных летописях, ранее хранившихся в с. Кичи-Гамри, содержались сведения, что «город Х1ямур-Дарго был захвачен хитростью, а потом до основания

разрушен и сожжен чужеземными захватчиками, прибывшими с приморской равнины» [1, с. 16].

Существует несколько версий о происхождении названия с. Урахи, впоследствии ставшего центром союза сельских общин. По преданиям, три брата основали три поселения, которые впоследствии стали крупными центрами - сельскими союзами и вольными обществами. Так, например, как отмечал профессор О. Османов, наименования сельских поселений Урахи и Уркарах, Дуакар, возможно, произошли и закрепились за селами по именам трех братьев, где они поселились. А название другого населенного пункта - Дуакар, возможно, произошло от поведения основателя поселения третьего брата - Дуакара, который был нелюдим, являлся изгоем и поэтому поселился далеко, в труднодоступной горной местности [9, с. 288].

В эпоху раннего Средневековья вв.), согласно преданиям, на территории Урахинского союза находились тухумные поселения. Вокруг самого крупного из сел восточных даргинцев - Урахи имеются остатки семи поселений: Дах!ша («переднее селение»), Мулии («селение жаждущего»), Издагаши («селение княжны»), Къукъяра («селение на бугре»), Шибях!ши («верхнее селение»), Ураки (значение не ясно), Ганзе бах! («край лестницы»).

Имеются сведения, что в VII в. восточные даргинцы вместе с верхнедаргинцами вошли в состав государственного образования Шандан, где впоследствии сложились союзы сельских общин восточных и верхних даргинцев [7, с. 140]. Термин «шандан» на даргинском языке означает «сталь». Возможно, что название Шандан, как этноним политической единицы, возникло от названия стали (Шандан), которое, как считает проф. Б. Г. Алиев [1, с. 19], по всей вероятности, носило одно из самых сильных племен, являвшееся ядром государственного образования и объединившее вокруг себя другие этнически родственные племенные группы.

На территории Дагестана на рубеже VШ-IX вв., по историческим источникам, дошедшим до нас, функционировал ряд крупных государственных образований, таких как Зирихгеран, Хамзин или Хайзан, Карах и Шандан, где объединялись племена даргинцев. Как отмечал В. Ф. Минор-ский, в государство Шандан входили племена восточных даргинцев и верхнедар-

гинцы [7, с. 140]. По ео мнению, государственное образование Шандан располагалось на территории, где и ныне обитают даргинцы.

Согласно источникам и сведениям арабских авторов на равнине и в предгорье к северу и северо-западу от Дербента находились такие владения как Джидан и Карах. Далее источники говорят о владениях Туман и Серир, занимавших территории с лакским и аварским населением. Известно также, что Хайдак и Зирихгеран находились на территории нынешних Кайтагско-го и части Дахадаевского районов. Однако не упоминаются земли Среднего Дагестана, где жили даргинцы, ранее входившие в состав Акуша-Дарго, Сюрги и Каба-Дарго, поэтому профессор Б. Г Алиев приходит к выводу, что государственное образование Шандан было дислоцировано на территории Среднего Дагестана. По его мнению, именно на этой территории впоследствии сложились союзы сельских обществ восточных и верхних даргинцев [1, с. 19]. Впоследствии именно здесь и сложился союз Каба-Дарго с центром Урахи.

Шандан являлся одним из сильнейших владений Дагестана в то время [1, с. 20]. Он занимал определенную часть территории Горного и Предгорного Дагестана, где основным занятием населения являлось земледелие. Жители Шандана исповедовали языческие верования, христианство и иудейство. Возможно, именно это обстоятельство играло немаловажную роль при совершении так называемых «исламских походов» на Шандан. В дошедшей до нас местной арабской хронике отмечено, что «среди племен неверных в пограничной области (сагр) ал-Баба (Дербент - авт.) злейшим врагом мусульман был народ Шандана» [7, с. 48].

Как отмечал известный востоковед В. Ф. Минорский, впервые упоминание о государстве Шандан имеется у арабского автора IX в. Белазури, в связи с очередным походом арабского полководца Мервана (Абу-муслима) в Дагестан [7, с. 139].

Правители Баб ал-Абваба (Дербента), где располагалась резиденция арабской династии Хашимидов, основанная правителем Хашимом ибн Сураки (869-884 гг.), и их союзники неоднократно совершали походы против Шандана с целью его покорения и распространения среди его жителей мусульманской религии. В арабских источниках имеются сведения о двух удач-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019

••• йБРи JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019

ных походах, совершенных Хашимом ибн Сураки в 876 и 878 годах против Сарира -дагестанского государства, во главе которого стояла аварская династия, исповедовавшая с VIII в. христианство. По сведениям арабских источников, во время первого из этих походов арабы захватили большую добычу, угнали в плен детей и женщин. После смерти Хашима ибн Сураки на престоле сменили друг друга его сыновья: Омар, царствовавший около года, Мухаммед ибн Хашим (885-916 гг.), а затем Абд ал-Малик ибн Хашим.

С целью распространения ислама правитель Дербента Мухаммед б. Хашим совершил поход на Шандан в 273 г. хиджры (886 г.) [7, с. 65]. Аналогичные походы из Дербента были совершены в 297 году хиджры (909 г.) и 326 году хиджры (938 г.) [7, с. 48, 65]. Однако распространить ислам в Шандане не удалось. В 429 году хиджры (1037г.) шанданцы сами совершили поход в Дербент, завершившийся неудачно. А в 432 году хиджры (1040 г.) был совершен очередной завоевательный поход на Шандан арабским полководцем Мерваном (Абумуслимом) [7, с. 72]. Силы были неравны, Шандан проиграл битву, капитулировал и предложил победителю 100 юношей с обещанием посылать ежегодно 5 тысяч модиев зерна в житницу арабов - Дербент [1, с. 20; 7, с. 65]. После этой битвы с арабами государственное образование Шандан перестало существовать как политическая единица.

Как отмечал профессор Р. М. Магомедов, возникновение самостоятельных политических образований Каба-Дарго, Аку-ша-Дарго, Буркун-Дарго относится к периоду после арабского завоевания, и их общественно-политический строй основывался на господстве территориальных общин. «В обстановке войн и набегов племенная знать в Дарго имела большие возможности для быстрого обогащения и укрепления своего общественного положения. У отдельных племен Акуша-Дарга и Каба-Дарга в результате этого начала выделяться феодальная верхушка» [5, с. 75]. У населения Каба-Дарго, как и у жителей Нижнего Кайтага и Хамур-Дарго, в 1Х-Х11 вв. «сложились более развитые социальные отношения» [5, с. 75].

Выделившаяся феодальная верхушка Каба-Дарго, как и на других территориях даргинцев, была известна под названием талхъаны (князья), что, видимо, возникло

от тюркского или хазарского слова тархан - предводитель, военачальник. «У даргинцев, - отмечал Р. М. Магомедов, - были и свои князья. Крупные феодалы назывались у них талканами. Такие князья были в Муйре, Кайтаге и в Верхнем Дарго. Некоторые племенные князьки-талканы сошли со сцены при арабах, а другие - при татаро-монголах, а уцелевшие талканы укрепили свою власть и угнетали свободных общинников. Народ выступал против них» [5, с. 142].

О талканах общества Каба-Дарго сохранились предания, согласно которым они имелись в селениях Викри, Меусиша и Из-дагиша. Само наименование селения «Из-дагиша» вызывает особый интерес, так как слово издаги на даргинском языке означает «княжна», а ши - «селение». По преданию, соседние селения восстали против княжны, они отвели воду, которая шла в с. Издагиша, в результате чего население его погибло от жажды [1, с. 23]. По сообщению старожилов селения Урахи, об этом было написано в летописях, которые хранились в мечети села, но, к сожалению, они были уничтожены в 30-40-х гг. ХХ в.

С историей Шандана тесно связана история государственного образования Фи-лан [13, с. 78-83]. Анализируя сочинения испанского араба Абу Хамида ал-Гарнати [10, с. 26] и исходя из отсутствия упоминаний о Филане среди других владений Дагестана в «Истории Ширвана и Дербенда», А. Р. Шихсаидов отмечает, что со временем, возможно, Филан «был включен в состав государственного образования Шандан» [13, с. 86-87].

Ссылаясь на сочинения ал-Гарнати, в готской рукописи вместо названия «Зака-лан» (Цудахар) и «Гуркилан» [10, с. 64] («Гуркилинский язык»), что больше соответствует описанию П. К. Услара «Х1урки-ла х1урева» и «Хюркилинским языком» [11, Т. 5; 13, с. 84], отмечается, что Урахи входило в состав государственного образования Шандан-Филан.

Шандан-Филан как объединенное государство охватывало земли нынешних Акушинского, Левашинского, Дахадаевско-го и Сергокалинского районов. «Гуркилин-ский язык» - это искаженная форма написания Урахинского языка, названного в XIX в. П. К. Усларом «Х1уркила х1урева» и «Хюркилинским языком». После распада Шандана, как отмечал Р. М. Магомедов «выделились следующие даргинские земли:

Каба-Дарго, Акушала-Дарго, Хамур-Дарго, Кайтаг-Дарго, Сюрга» [5, с. 75]. Урахи стало центром союза Каба-Дарго [8, с. 19].

В ХШ-Х^ вв. Урахинские тухумные поселения начали активно объединяться в территориально-родовые и территориальные селения. Так, постепенно стали образовываться крупные территориальные объединения. Эти процессы были продиктованы как внутренними (развитие производительных сил), так и внешними причинами. В силу определенных обстоятельств количество сельских обществ, входивших в состав Союза, могло меняться. Сельские общества могли отколоться и присоединиться к другим политическим образованиям и союзам.

По имеющимся сведениям, в состав союза Каба-Дарго с центром Урахи в 30-х гг. XIX в. входили 10 сельских обществ: Урах-кли (Урахи), Мюргюк (Мургук), Икра (Ви-кри), Цысугари (Цизгари), Кьанасыраги (Канасираги), Мукри (Мугри), Сурай (Цу-раи), Гярьси (Герга), Дейбуль (Дейбук) и Усыша (Меусиша) [1, с. 35]. По более поздним сведениям XIX в., в составе Ура-хинского Союза было 12 селений, к имеющимся селам добавились еще Нижнее Му-лебки и Бускри [12, л.1]. В определенные периоды сведения разнились. Так, Р. М. Магомедов отмечал, что в состав Урахин-ского Союза входило 18 селений [6, с. 18].

1. Алиев Б. Г. Каба-Дарго в ХУШ-Х1Х вв. (Очерк социально-политической истории). Махачкала, 1972. 221 с.

2. Алиев Б. Г., Улакаев И. М. Урахи и урахин-цы (Х1урухъ). Махачкала: Юпитер, 2004. 630 с.

3. Амиров Г.-М. Среди горцев Северного Дагестана. (Из дневника гимназиста) // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1873. Вып. 7. С. 1-80.

4. Гаджиева С. Ш., Османов М. О., Пашаев А. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала: Тип. ДФ АН СССР, 1967. 301 с.

5. Магомедов Р. М. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX в. Изд. 2-е. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. 144 с.

6. Магомедов Р. М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в ХУШ-начале XIX вв. Махачкала, 1957. 408 с.

7. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дер-бенда X-XI вв. М.: Изд. вост. лит., 1963. 265 с.

8. Мусаева С. И. Семейный и общественный быт населения Урахинского сельского общества

Заключение

В XVШ-начале XIX вв. образовались отселки, хутора за счет переселенцев из Ура-хи. Их было 12: Аймау-Махи, Аялизи-Махи, Ая-Бурхила-Махи, Буцраула, Вана-ши-Махи, Кулла-Кент, Верхний-Махарги-Махи, Сугурбаши-Махи, Хабкай-Кент, Ая-Махи и Чабази [1, с. 39]. Еще раньше появились переселенцы в селах Маммаул, Урхана и Бурдеки.

В конце 1819 г. союз Каба-Дарго вместе с Акуша-Дарго и Сюрги был присоединен к России. Урахинский союз был включен в состав Даргинского округа, который с 1847 г. входил в Дербентскую губернию. В 1868 г. в связи с разделением округа и наибства на территории Каба-Дарго было образовано Урахинское наибство, которое было ликвидировано в 1874 г., и с этого времени Урахи со всеми его селениями, хуторами и отселками было включено в состав Мекегинского наибства [8, с. 23]. А ныне Урахи входит в состав Сергокалин-ского района РД.

Таким образом, имеющийся материал позволяет нам воссоздать относительно полную картину политической истории становления и дальнейшего развития Ура-хинского вольного общества, игравшего определенную роль в системе политических структур Дагестана.

^Ж-начало XX в.). Махачкала: ИПЦ «Лелек», 2013. 268 с.

9. Османов М. О. Некоторые вопросы даргинской топонимики. (Материалы по названиям селений). Ученые записки ИИЯЛ Дагестанского Филиала АН. СССР. Т. XIV (серия историческая). Махачкала, 1965. С. 283- 307.

10. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153) // Публикация О.Г. Большакова, А.Л. Монгайта. М.: Наука, 1971. 134 с.

11. Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. Хюркилинский язык. Т. V. Тифлис, 1892. 497 с.

12. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 90. (Комиссия по разбор сословно-поземельных прав туземного населения Дагестанской области, город Те-мир-Хан-Шура). Оп. 1. Д. 7.

13. Шихсаидов А. Р. К вопросу о локализации Филана // Ономастика Кавказа. Махачкала, 1974. С. 235-255.

Литература

30 ••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019

References

1. Aliev B. G. Kaba-Dargo in the 18-19 c. Essay on socio-political history. Makhachkala, 1972. 221 p. (In Russian)

2. Aliev B. G., Ulakaev I. M. Urakhi and its inhabitants. Makhachkala: Jupiter publ., 2004. 630 p. (In Russian)

3. Amirov G.-M. Among the highlanders of Northern Dagestan. (The diary of a high school student). Collection of information of Caucasian mountaineers. Tiflis, 1873. Issue 7. Pp. 1-80. (In Russian)

4. Gadzhieva S. Sh., Osmanov M. O., Pashaev A. G. Material culture of Dargins. Makhachkala, DB AS USSR, 1967. 301 p. (In Russian)

5. Magomedov R. M. History of Dagestan from ancient times to the end of the 19th c. Ed. 2. Makhachkala, Daguchpedgiz, 1968. 144 p. (In Russian)

6. Magomedov R. M. Socio-economic and political system of Dagestan in the 18-early 19th centuries. Makhachkala, 1957. 408 p. (In Russian)

7. Minorsky V. F. History of Shirvan and Derbend (19-beginning 20th cc.) Moscow, Oriental literature publ., 1963. 265 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Мусаева Салихат Ибрагимовна, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Азии и Африки, Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Россия; e-mail: sirsa888@mail.ru

8. Musaeva S. I. Family and social life of the population of the Urakhi rural society (19-early 20th century). Makhachkala: Lelek publ., 2013. 268 p. (In Russian)

9. Osmanov M. O. Some problems of the Dargin place names. (Materials on the names of villages). Scientific Notes of IHLA DB AS USSR, vol. XIV (historical series). Makhachkala, 1965. Pp. 283-307. (In Russian)

10. Abu Hamid al-Garnati's journey to Eastern and Central Europe (1131-1153). Publication of O. G. Bolshakov, A. L. Mongate. Moscow, Nauka publ., 1971. 134 p. (In Russian)

11. Uslar P. K. Ethnography of the Caucasus. Linguistics. The Khyurkili language. Vol. V. Tiflis, 1892. 497 p. (In Russian)

12. Central State Archive of the Republic of Dagestan (CSA RD). F. 90. (Commission for the Analysis of the estate and land rights of the native population of the Dagestan region, Temir-Khan-Shura city). Reg. 1. C. 7. (In Russian)

13. Shikhsaidov A. R. On the issue of localization of Filan. Onomastics of the Caucasus. Makhachkala, 1974. Pp. 235-255. (In Russian)

THE AUTHOR INFORMATION Affiliation

Salikhat I. Musaeva, Doctor of History, professor, the head of the chair of History of Asian and African countries, Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia; email: sirsa888@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принята в печать 30.01.2019 г.

Received 30.01.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.