Научная статья на тему 'Волгоградский научно-образовательный центр Российской академии образования: опыт сетевого научного взаимодействия'

Волгоградский научно-образовательный центр Российской академии образования: опыт сетевого научного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеев Николай Константинович, Сериков Владислав Владиславович, Борытко Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Волгоградский научно-образовательный центр Российской академии образования: опыт сетевого научного взаимодействия»

научная жизнь. рецензии

н.к. СЕРГЕЕВ, в.в. СЕРИКОВ,

Н.М. БОРЫТКО

(Волгоград)

волгоградский научно-образовательный центр российской академии образования: оПЫт сетевого научного взаимодействия

27 октября 2015 г. состоялось расширенное заседание Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, посвященное анализу опыта работы Волгоградского научно-образовательного центра Российской академии образования. Опыт первого в России научно-образовательного центра РАО был признан успешным и заслуживающим распространения. Сегодня мы публикуем материалы заседания.

1. назначение научно-образовательного центра как регионального представительства Российской академии образования.

Идея научно-образовательного центра как регионального представительства Российской академии образования созревала постепенно:

• 5-8 октября 2014 г. на базе ВГСПУ состоялось выездное заседание Бюро Отделения философии и теоретической педагогики РАО, на котором в расширенном составе обсуждались ключевые идеи, назначение научно-образовательного центра и специфика его деятельности;

• 16 октября 2014 г. на Президиуме РАО были подведены итоги этого заседания и принято решение о пилотном проекте по открытию такого центра на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ);

• 17 декабря 2015 г. на заседании Президиума РАО был подписан договор о научном сотрудничестве РАО и ВГСПУ;

• 30 декабря 2014 г. на основе этого договора был издан приказ ректора ВГСПУ об открытии Волгоградского научно-образовательного центра РАО (далее - Центр), которым было назначено руководство центра и поручено подготовить проект положения о центре;

• в начале 2015 г. по согласованию с РАО и потенциальными партнерами были утверждены Положение и Совет центра;

• на основании Положения были подготовлены договоры о научном сотрудничестве с 13 учреждениями региона, среди которых Северо-Кавказский федеральный университет, Астраханский и калмыцкий государственные университеты, Донской государственный технический университет, комитет по образованию Новониколаевского района Волгоградской области, учреждения высшего, среднего профессионального и дополнительного образования детей и взрослых;

• 22 апреля 2015 г. состоялось торжественное открытие Волгоградского научно-образовательного центра Российской академии образования, на котором были подписаны договоры с партнерами центра: ассоциированными членами и лабораториями.

Основными функциями учрежденного в соответствии с Уставом РАО и Уставом ВГСПУ Волгоградского научно-образовательного центра Российской академии образования (ВнОц РАО) определены:

• координация научно-педагогических исследований в регионе и обеспечение их согласованности со стратегическими целями и научными программами РАО;

• научно-педагогическое сопровождение инновационных образовательных проектов в регионе;

• мониторинг и анализ влияния педагогических исследований на развитие образования в регионе;

• экспертиза результатов научно-педагогических исследований и эффективности их использования в образовательной практике.

Очевидно, что реализация этих функций невозможна без широкого взаимодействия центра с научными и образовательными организациями региона. Вместе с тем на первый план вышла необходимость разработки оптимальной формы такого взаимодействия.

Таким образом, выявилась невозможность вертикального взаимодействия в форме соподчинения, поскольку центр не обладает соответствующими административными полномочиями, материальными и финансовыми ре-

О Сергеев Н.К., Сериков В.В., Борытко Н.М., 2015

сурсами: он не распределяет фонды, не определяет приоритетность финансирования, не дает гранты. Поэтому ставка делалась на интерес к совместному творчеству в деле повышения качества образования в регионе.

Столь же бесперспективной представлялась и форма радиального взаимодействия, когда «Центр в центре», а ассоциированные члены и лаборатории каждый по отдельности координирует с центром свои действия: для этого у Центра также нет соответствующих полномочий, кроме тех, что делегированы ему в соответствии с договорами о научном сотрудничестве. Более того, все сотрудники Центра выполняют свои функции на общественных началах, в Центре нет ни одной штатной единицы, чтобы взять на себя какую-либо работу за партнеров.

Единственно возможной на сегодня выявилась форма сетевого взаимодействия, когда каждый из партнеров на принципах равноправия и взаимного уважения взаимодействует не только с ВНОЦ РАО, но и друг с другом. Именно такая форма была принята на первом заседании Совета ВНОЦ РАО 22 апреля 2015 г. Второй ключевой идеей стало парное или групповое взаимодействие партнеров Центра по разработке конкретных образовательных проектов, а не каких-либо направлений, программ и т.п. И третья идея - в результате реализации таких проектов должны быть созданы новые научные и образовательные продукты, не существовавшие в наших организациях-партнерах ранее.

Примером такого сетевого проекта стало уже первое мероприятие ВНОЦ РАО - «Конкурс студенческих социально ориентированных старт-ап-проектов» в 2015 г. К его проведению удалось подключить не только официальных партнеров Центра, но и областной комитет молодежной политики (9 конкурсантов участвовали в форумах «Таврида» в Крыму и «Территория смыслов» на Клязьме). Результатом конкурса стало создание студенческой проектно-исследовательской лаборатории с проектными группами во главе с молодыми преподавателями, кандидатами и докторами наук. А их проекты реализуются либо во взаимодействии, либо на базе партнеров Центра.

Другой пример - проект по проведению международных сетевых научных конференций. Они проводятся одновременно на нескольких площадках во взаимодействии нескольких научно-образовательных организаций. Так, 27-29 октября 2015 г. Центр орга-

низовал конференцию «Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя» одновременно на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Астраханского и Рязанского имени С.А. Есенина государственных университетов, а также Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (Республика Беларусь). А 5-6 ноября 2015 г. состоялась конференция «Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и перспективы» одновременно в Волгограде (Россия), Ереване (Ереванский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна, Армения) и Алматы (Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан). В конференциях участвовали ученые из различных стран: не только СНГ, но также Китая, США, Германии, Сербии и др.

Что касается специфики деятельности самого ВНОЦ РАО в рамках такого сетевого взаимодействия, то она выражена миссией «Быть проводником идей Российской академии образования»: в реализации стратегии и программ РАО, выборе наиболее актуальной проблематики, в популяризации разрабатываемых РАО идей, а также их авторов.

Так за основу выбора проблематики проектов Центр берет Государственное задание РАО и определяемые ею основные направления исследований. К примеру, темой одной из запланированных конференций стало «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в противодействии экстремизму и терроризму». Вовлечение широкого научного и образовательного сообщества в обсуждение и разработку выделенных РАО актуальных проблем способствует популяризации разрабатываемых в РАО идей, интеграции академической и вузовской науки, а также педагогической науки и образовательной практики.

На конференции Центра ключевыми участниками приглашаются академики, члены-корреспонденты РАО или ведущие специалисты научно-исследовательских институтов РАО. В сентябрьской конференции 2015 г., к примеру, участвовали академики М.Л. Левицкий, Е.В. Бондаревская, В.С. Лазарев и члены-корреспонденты Н.К. Сергеев и В.В. Сериков. Их выступления, ведение секций, авторских семинаров и брифинга, а также непосредственное живое общение с учеными и педагогами не оставили равнодушными слушателей. А если учесть, что она транслировалась в

научная жизнь. рецензии

сети Интернет и была включена в систему повышения квалификации педагогов, то вполне понятно, что после такого взаимодействия про членов РАО педагоги уже не скажут известное «Узок круг этих людей, страшно далеки они от народа!».

При всей неоднозначности отношения к такому подходу немалая часть конференций и семинаров центра посвящается персоналиям академиков РАО. Так, октябрьская 2015 г. конференция посвящена 85-летию В.А. Сла-стенина, ноябрьская - 115-летию М.Н. Скат-кина, январская 2016 г. - 85-летию Е.В. Бон-даревской. Это не парадные, а рабочие, содержательные конференции. Мы полагаем, что это достойный повод обратиться к концепциям известных ученых, академиков РАО, определить их сегодняшнее звучание и значение, перспективы использования в научных исследованиях и практике образования. Опыт показывает, что такая позиция поддерживается педагогическим сообществом и является хорошим поводом к расширению сетевого взаимодействия, а также интеграции педагогической науки и образовательной практики.

Как видно, определяя содержание деятельности, ВнОц РАО не стремится эпатировать кого-либо экстравагантными формами работы, а старается восполнить то содержание, которого, как нам представляется, не хватает в сегодняшнем образовании.

2. новые возможности (формы) взаимодействия педагогической науки и образовательной практики в рамках ноц. Определяя организационную структуру ВнОц РАО, важно четко определить функции директора, его заместителя, ученого секретаря и научного руководителя центра. У каждого из них свои обязанности, а вместе они составляют исполнительный орган по администрированию деятельности центра.

Участие в работе ВнОц РАО, в соответствии с принятым Положением, осуществляется в форме коллективного членства в составе ассоциированных членов (учреждений/организаций, подписавших соответствующий договор с ФГБОУ ВПО «ВГСПУ») или лабораторий (образованных ВнОц РАО или присоединившихся к его работе в соответствии с договором; образованных на базе ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» или иной организации/учреждения на основании договора с ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» о совместной научной деятельности).

Ассоциированным членом ВнОц РАО может стать крупное научно-образовательное

учреждение, имеющее свои научные школы, изъявившее желание стать участником сетевого взаимодействия на базе ВнОц РАО, подписавшее договор о научном сотрудничестве с ВГСПУ. При организации Центра такое желание первоначально выразили 11 вузов региона, однако договоры об ассоциированном членстве подписали пока 5 вузов: СевероКавказский федеральный университет, Астраханский и Калмыцкий государственные университеты, Донской государственный технический университет и Волгоградская государственная академия физической культуры. Другие присматриваются к новым формам научного взаимодействия.

Лаборатория может быть организована на базе учреждения, ведущего инновационную деятельность в сфере образования. Договоры о создании на их базе проблемных лабораторий подписали 7 образовательных учреждений и Комитет по образованию новониколаевского района Волгоградской области. Среди учреждений - академия постдипломного образования, 3 колледжа, 2 учреждения дополнительного образования, 1 лицей.Уже после торжественного открытия лаборатория была создана на базе 1 крупного негосударственного вуза. Ведутся переговоры о включении в работу Центра издательской фирмы, работающей в сфере образования.

начали совместную деятельность с проведения для партнеров Центра сетевых семинаров. Первые такие семинары провели зав. кафедрой социальной и педагогической психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, д-р пед. наук, проф., чл.-кор. РАО Андрей Александрович Вербицкий и руководитель Центра профессионального образования ФИРО, д-р пед. наук, проф. Владимир Игоревич Блинов. В дальнейшем, с согласия авторов, записи этих семинаров стали достоянием интересующихся через Интернет.

Интересно прошли и сетевые заседания научно-исследовательских лабораторий, в которых принимали участие педагоги и ученые из Волгограда и области, Астрахани, Ставрополя и Элисты. Живое обсуждение вызвало сообщение чл.-кор. РАО В.В. Серикова об использовании эмпирических данных в педагогическом исследовании. Полезным оказался опыт сетевого обсуждения результатов диссертационного научно-педагогического исследования на Межвузовской лаборатории методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании (рук. - проф. Н.М. Борыт-

ко). Конечно, результаты таких обсуждений не имеют формального значения в виде рекомендации к защите, но содержательное их значение в повышении качества научно-педагогических исследований несомненно: оно и в анализе состояния научных исследований, и в коллективной профессиональной экспертизе, и в стимулировании к научному поиску ищущих педагогов.

Так обнаружился новый ресурс эффективного взаимодействия РАО как научного центра и регионов, академической и вузовской науки, научных авторитетов и развивающихся региональных научных школ, фундаментальных исследований и прикладных инновационных практик. Мы его обозначили открытой сетевой интегративно-распределенной моделью взаимодействия научно-образовательных организаций и интеллектуально-ресурсных центров, что обеспечивает ориентацию научных исследований и образовательных практик в регионе на наиболее продвинутые отечественные и зарубежные аналоги.

Следуя стратегии Российской академии образования, Центр взял курс на возможно более широкое вовлечение в подобное взаимодействие педагогов-практиков через участие в конференциях, конкурсах, семинарах, лабораториях и прочих мероприятиях, организуемых ВНОЦ РАО и его партнерами. Уже сейчас можно констатировать, что научная жизнь наполнилась яркими событиями: молодые и начинающие исследователи вступают во взаимодействие с опытными и авторитетными учеными, студенты включаются в совместную с преподавателями проектно-исследовательскую деятельность, молодежные общественные организации обращаются за интеллектуальной помощью к ученым, учителя и другие категории педагогов-практиков уже без административного понуждения массово включаются в конференции, семинары, публикации (при этом находят средства и на организационные взносы).

Научная жизнь сетевого сообщества, организованного вокруг ВНОЦ РАО, не потеряла, вопреки опасениям скептиков, своего академизма. Напротив, помня, что Центр организован при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, мы во всех проектах ставим акцент на методологию педагогического исследования и образовательной деятельности. Поэтому особенно приятно, когда педагоги-практики в своих отзывах об участии в наших проектах специально вы-

деляют, что именно здесь они понимают значение известного выражения «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория», которое приписывают Людвигу Больцману.

Нельзя сказать, что мы были удивлены этим результатом: ведь он стал возможным благодаря продолжению и развитию традиций Волгоградской научно-педагогической школы, начало которой было положено проф. Б.Ф. Райским и проф. В.С. Ильиным и продолжено чл.-кор. РАО В.И. Данильчуком и действующим руководителем ВГСПУ чл.-кор. РАО Н.К. Сергеевым. В этих традициях реализуется не только идея теснейшей интеграции педагогической науки и образовательной практики, но также и организационные формы такого взаимодействия: школы-лаборатории, комплексно-целевая программа (КЦП), научно-производственный педагогический комплекс непрерывного педагогического образования (НППК), университетский комплекс. Во всех этих формах взаимодействия педагогический университет всегда был поистине научно-теоретическим центром, разрабатывающим идеологию педагогической деятельности, инновационной образовательной практики.

В этом опыте возникла идея, которая оформилась в проект о реализации модульных программ повышения квалификации различных категорий исследователей и практиков образования через их участие в подобных сетевых семинарах ведущих ученых РАО. При этом программы могут быть построены как по тематическому принципу, так и в стратегии индивидуального образовательного маршрута.

3. Первые уроки, проблемы и перспективы. ВНОЦ РАО находится только в самом начале своего существования - не прошло даже года со дня его создания. Однако уже есть материал для размышлений, первоначальных выводов и выявления перспектив развития.

К первым результатам деятельности ВНОЦ РАО можно отнести не только оживление научных связей и создание новых структур научно-образовательного взаимодействия, но и собственно научно-исследовательскую деятельность. Лаборатории, организованные вокруг ВНОЦ РАО, ведут систематическую и планомерную работу по совершенствованию качества научно-педагогических исследований через привлечение к экспертизе в рамках сетевого взаимодействия ведущих ученых не только региона, но и Центра. ВНОЦ РАО представил 8 грантовых заявок в РГНФ на 2016 г.

- НАУЧНАЯ ЖЕ

Молодые исследователи из числа студентов, магистрантов и аспирантов, а также работающие в инновационном режиме педагоги включаются в научные обсуждения, а следовательно, реализуется их вхождение в научное сообщество, когда научная работа не «прекращается в связи с защитой диссертации». Нередко слышим высказывания типа «Я начала этим заниматься, чтобы получить "корочки", а поняла, как это интересно!» или «После ваших семинаров мы поняли, что наукой нужно заниматься всерьез, хотим работать над диссертациями».

А что поняли мы - те, кто организуют эту работу?

Во-первых, равноправное, основанное на взаимном уважении, сетевое взаимодействие требует повышенной открытости, более четкого определения взаимных обязательств и терпения. Выросшие и по-прежнему находящиеся в условиях авторитарно-административных отношений люди с трудом верят предложениям о партнерском сотрудничестве, подозревают подвох и, более того, чувствуют себя дискомфортно в условиях равноправия. Нужно время, чтобы они поверили и включились во взаимодействие.

Практика показала, что далеко не все партнеры в равной мере активно и инициативно включились в сетевое взаимодействие. Кто-то взял тайм-аут, чтобы привыкнуть к новым формам отношений, кто-то попытался «извлечь одностороннюю выгоду», кто-то «выпал» из взаимодействия и непонятно, включится ли в него. Но каждому нужно дать шанс, и неоднократно. Уже стало проявляться своего рода «заражение», когда первоначально откровенно пассивные партнеры стали выступать с продуктивными инициативами. В сетевом взаимодействии нужно признавать за людьми и «право на молчание», не давить, не уличать, не понуждать. Каждый должен ощутить свою прямую выгоду от взаимодействия с другими.

Во-вторых, в сетевом взаимодействии следует максимально поощрять взаимодействие партнеров не только (а порой, и не столько) с координационным центром, но также и друг с другом - это обогащает содержание работы, делает ее многовариантной и более насыщенной. Центр в таком взаимодействии привлекает своими сетевыми проектами, возможностями объединения усилий, а не административным ресурсом.

В-третьих, выяснилось, что быстрее во взаимодействие включаются педагоги-

[Ь. РЕЦЕНЗИИ -

практики. Вопреки распространенному предубеждению, они нуждаются в педагогической науке не только для портфолио, но больше - для идей, для вдохновения, для профессионального творчества. А ощущение востребованности вызывает ответную активность со стороны ученых.

В-четвертых, подтвердила эффективность проектная форма организации взаимодействия: по конкретному поводу легче договориться, проще реализовать этот проект и понятнее его результаты. Это вызывает удовлетворенность сторон и стимулирует к продолжению сотрудничества.

В-пятых, в очередной раз подтвердились отзывчивость и мобильность членов РАО: академиков и членов-корреспондентов. Для нас не было секретом, но приятно констатировать, что чем более известен и авторитетен специалист, тем с большей готовностью он идет на сотрудничество. Участие же таких специалистов в мероприятиях ВНОЦ РАО вызывает неизменный энтузиазм педагогов и желание повышать свой теоретический уровень, использовать достижения науки. Подчеркнем, что участие это не ритуальное (в качестве «свадебных генералов»), а содержательное и эффективное, что проявилось, например, в брифинге, который провели 5 членов Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО после окончания конференции в Волгограде 30 сентября 2015 г. Обилие вопросов к ним и содержательные ответы отмечаются почти в каждом отзыве о конференции.

В-шестых, мы обнаружили новые возможности использования информационных технологий для организации сетевого сотрудничества: обслуживания мероприятий, проведения дискуссий, дистанционных выступлений и обсуждений и т.п. Такие способы позволяют не только вовлекать максимальное число участников в научные дискуссии, но и экономить при этом материальные и финансовые ресурсы университета и каждого участника. Даже сегодняшние возможности Центра позволяют существенно расширить сетевое взаимодействие через применение интернет-технологий.

В частности, для сопровождения конференций создан сайт, на котором можно всегда найти свежую информацию, информационные письма, листовки, буклеты, программы конференций; открыли страницы в социальных сетях: разработали электронную платежную систему, систему электронных заявок участников. Каждый участник получает не только

известия вгпу

свидетельство участника международной конференции, но также ссылки на трансляцию и просмотр записей мероприятий конференции. Дискуссии на различных площадках организуются благодаря бесплатному программному обеспечению. Так, даже удаленное (заочное) участие становится не фикцией, а способом включения в научное взаимодействие.

В-седьмых, мы убедились в эффективности нового, сетевого, формата проведения научных конференций, обеспечивающего сотрудничество ученых РАО и региона, интеграцию научного поиска с повышением квалификации педагогических кадров, эффективное использование информационных ресурсов в целях расширения интеллектуального пространства и оперативности взаимодействия науки и практики. Оправдал себя прием «опережающих вопросов» в целях повышения интерактивного потенциала научных контактов и активного освоения новых идей. на таких конференциях в результате создается атмосфера открытой конкуренции идей без оглядки на статусы и авторитеты.

К числу обнаружившихся рисков, в первую очередь, относим следующие:

• замыкание деятельности Центра на трансляции разработок «из центра», что может привести к утрате региональной специфики нИР;

• утрата партнерами, не обладающими достаточным научным потенциалом и авторитетом, функций равноправных субъектов исследовательских и инновационных процессов;

• возможность снижения мотивации и «угасания» экспериментов под влиянием внешних, в том числе политических и экономических, факторов;

• угроза бюрократизации и формализации деятельности Центра из-за недостаточного внимания к практическим инновационным проектам;

• неразработанность критериальной базы и процедур самооценки эффективности проекта «ВнОЦ РАО» и др.

Есть основания полагать, что пока эти риски удается предупреждать и они не стали фатальными в работе Центра. Однако и забывать о них не следует.

В процессе работы выявился ряд проблем, над разрешением которых предстоит работать не без помощи «головной» организации - Российской академии образования:

1. В соответствии с договором между ВГСПУ и РАО от 17.12.2014 (п. 2.2) университет «обеспечивает координацию научных исследований в сфере наук об образовании, про-

водимых научными и образовательными организациями в регионе, а также осуществляет экспертизу их результатов». Однако нет еще механизмов верификации и признания подобных экспертных заключений. Центр пока не стал экспертным органом при РАО. не хотелось бы, чтобы о нем, в определенном смысле, забыли. В результате наши экспертизы имеют лишь консультативное значение. По той же причине у нас нет и механизмов координации научных исследований.

2. Для проведения экспертиз от имени РАО Центру официально не предоставлено никаких полномочий, как и на привлечение дополнительных научных сил. Следовательно, и реагировать на такую экспертизу никто не обязан. Это не является проблемой до тех пор, пока от нас не ожидается выполнения соответствующего пункта заключенного договора. Если же договор признается действительным к исполнению, то он нуждается в дополнительных соглашениях, определяющих механизмы представления к экспертизе, ее проведения и верификации и признания.

3. не налажены постоянные информационные связи научно-образовательного центра и РАО. Практически ничто из отмеченного в настоящем докладе не было отражено на сайте РАО: лишь информация о подписании договора ВГСПУ с РАО и начале работы Центра. Даже новый формат наших конференций не привлек внимание тех, кому мы направляли информацию, а такая информация способствовала бы вовлечению новых участников, повышению престижности мероприятий Центра и, уверены, самой академии.

Как видно, мы не сетуем на отсутствие властных полномочий и какого-либо финансирования со стороны РАО - они не предполагались изначально. Напротив, Центр мог бы стать источником научной, социальной и даже финансовой подпитки академии. Для этого от нее ожидается лишь статусная поддержка Центра: систематическая информация о его деятельности, направление своих специалистов для участия в мероприятиях, разработка механизмов реализации задач экспертизы и повышения квалификации научных кадров, координирования направлений научных поисков и поддержки в грантовых заявках ВНОЦ РАО.

Несколько слов о перспективах. Они вполне обнадеживающие.

1. Даже при существующих, не вполне определенных, взаимоотношениях с РАО Центр еще далеко не полно реализовал потен-

- НАУЧНАЯ ЖИ

циал партнерства с ее Отделением философии образования и теоретической педагогики, при котором он был создан. Следует продумать серию проектов с участием членов отделения, заинтересованных в таком сотрудничестве. При этом мы сами проявим активность и готовы обсудить предложения членов отделения.

2. В перспективе намечаются совместные проекты с научно-исследовательскими институтами РАО. Мы вступили в переговоры с Институтом стратегии развития образования РАО, Москва (директор - Светлана Вениаминовна Иванова) и Институтом образования взрослых и педагогического образования РАО, С.-Петербург (Ирина Ивановна Соколова) и приступили к поиску совместных проектов. Здесь, разумеется, нужны терпение и вариативный подход, чтобы найти способы взаимовыгодного сотрудничества. Формами такого сотрудничества, в частности, могут стать совместные грантовые заявки на исследовательские и образовательные проекты.

3. Не удается пока включить ВНОЦ РАО в работу по координации деятельности региональных инновационных площадок (РИП), которая полностью передана в монопольное ведение Академии последипломного образования. Между тем именно здесь видятся первоочередные перспективы реализации функций Центра и как экспертного представительства РАО, и как канала привлечения высококвалифицированных профильных специалистов РАО. Наверное, требуется более убедительная демонстрация региональным органам управления образованием возможностей Центра и более системное взаимодействие с ними.

4. Следует, как нам представляется, более настойчиво и последовательно продолжать работу по реализации возможностей ВНОЦ РАО для повышения квалификации научных и педагогических кадров через привлечение к такой деятельности ведущих специалистов РАО.

5. Наконец, в контексте сетевого взаимодействия следует сосредоточиться, прежде всего, на логистических проектах Центра, не пытаясь подменить собой существующие службы организаций - партнеров Центра.

Главный вывод начального этапа работы Волгоградского научно-образовательного центра Российской академии образования состоит в том, что этот проект РАО оказался не только востребованным и жизненным, но и перспективным, способным к саморазвитию.

[Ь. РЕЦЕНЗИИ -

В.И. СУПРУН

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ (рецензия на книгу: Николаева Н.Г., Кузьмин С.И. «Богословие» Иоанна Дамаскина в церковнославянской традиции и рецепции ХУ1-ХУ1Н вв. Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 312 с.)

В наши дни центр исследования палео-славистических проблем переместился за рубеж: в Германии, Австрии и других неславянских странах выходят монографии, сборники статей, осуществляются переиздание трудов классиков палеославистики, издание древ-неславянских рукописей. В России же, как, впрочем, и в других славянских странах, подобные исследования проводятся крайне редко, а книги по данной проблематике практически не выходят, что связано с разными причинами: отсутствием специалистов, необходимостью учёта не только лингвистических, но и богословских проблем, отсутствием общественного интереса к палеославистике, нехваткой средств на издание трудов по проблеме функционирования церковнославянского языка в разные эпохи и пр. В связи с этим выход в свет книги казанских филологов можно считать уникальным событием в современной России. Монография подготовлена при поддержке РГНФ в рамках проекта .№12-34-01322.

В рецензируемой книге детально проанализированы переводы догматического труда выдающегося богослова VIII в. прп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», традиционно именуемого «Богословие» (иногда «Небеса»), на церковнославянский язык болгарским экзархом Иоанном (конец IX - начало Х в.) в редакции митрополита Московского Даниила (XVI в.), князем Андреем Курбским и его соратниками (15751579) - иеромонахом-грекофилом Епифанием Славинецким (1665 г.) и архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) (1774 г.).

Монография поделена на два раздела, каждый из которых включает отдельные главы. В первом разделе поочерёдно анализируются четыре церковнославянских перевода богословского труда. Предваряет этот анализ первая глава, в которой рассмотрены предисловия переводчиков к своим трудам. В них определены

О Супрун В.И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.