УДК 316.334:355.1 ББК 60.561.38 К 24
А. В. Карманов,
соискатель кафедры философии и истории Морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, преподаватель Новороссийского колледжа строительства и экономики,е-таИ: sckorceni@yandex.ru
Воинское обучение и воспитание в российской армии: поиск новой парадигмы
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы необходимости модернизации армии и всей системы воинского обучения и воспитания в нашей стране, с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Ключевые слова: Россия, армия, воинское обучение и воспитание, социальная ответственность.
A.V. Karmanov
Applicant for a Candidate’s degree of Philosophy and History Department of the Admiral Ushakov Maritime State Academy, teacher of Novorossiysk College of Construction and Economy, e-mail: sckorceni@yandex.ru
Military training and education in the Russian army: search for a new paradigm
Abstract. The paper addresses topical issues of need of modernization of army and system of military training and education in our country, taking into account domestic and foreign experience.
Keywords: Russia, army, military training and education, social responsibility.
Необходимость модернизации ар- щее врем я, но видимых качественных
мии в современной России очевидна, перемен в сторону современной мобиль-
а в качестве причин такой реорганиза- ной и оснащенной современным воо-
ции можно указать на недостаточную ружением армии мы не видим до сих
техническую оснащенность большинства пор. Как результат — наличие целого
армейских подразделений современным комплекса проблем материального, со-
вооружением, средствами связи, да и циального и морального характера в
раздутый бюрократический аппарат в армейской сфере и в концепции оборо-
российских вооруженных силах и де- ны России в целом.
фицит подготовленного «младшего» ко- Главной причиной неудач и серьез-
мандного состава, а также недостаточ- ных просчетов в военной области, как
ный уровень боевой подготовки, низкий мне кажется, является отсутствие си-
«боевой дух», обусловленный занижен- стемного подхода к концепции обороны,
ными требованиями к призывникам, защиты страны в целом, а также недо-
и патологическое нежелание молодых статочное внимание к людя м и человече-
людей служить в российской армии, в скому фактору, к воспитанию в молодых
силу вполне понятных причин. людях призывного возраста граждан-
Шаги в направлении модернизации ских качеств, чувства ответственности за
армии начались еще в советский, «пе- безопасность страны и народа. рестроечный» период, продолжались в В последние несколько лет нача-
«ельцинскую» эпоху, ведутся в настоя - ли разрешаться некоторые насущные
проблемы армии — обеспечение военнослужащих денежным довольствием, жильем, улучшение армейского быта, но пока мы не видим окончательного решения «армейских» вопросов. Какая арми я нужна России в XXI веке? Какие стратегические задачи перед ней должны стоя ть? По какому принципу она должна формироваться и комплектоваться? От кого она должна нас защищать? Что мы должны сохранить из исторического военного опыта нашей страны, а что стоит перечеркнуть? Что можно почерпнуть и творчески привить на российскую почву из опыта зарубежных стран?
Из последовательности ответов на эти непростые вопросы я в своей статье попробую выстроить новую концепцию движения к армии, достойной современного государства.
Ядром современной армии должны стать, конечно, профессионалы, большинство которых должно принадлежать к офицерскому корпусу, а также опытные, специально обученные военным професси я м солдаты и сержанты. Они состав т кадры стратегических ракетных войск, стратегической и истребительной авиации, современного флота и мобильных соединений спецназа, которые замен т громоздкую армейскую структуру армии нынешней. Така исключительно профессиональна , бьющая «не числом, а умением»[1], ар-ми — будет в состо нии решить любые задачи на территории страны (в случае локального конфликта) и за ее пределами — в мирное врем я. А в случае серьезной военной угрозы (вторже-ни ) стране — профессиональную армию дополнит «вооруженный народ», т.е. резервисты, обученные за период срочной службы в учебных центрах, в которые должны превратиться все исключенные из дра армейские структуры и подразделени .
На первый взгл я д, я не предлагаю ничего нового, такие схемы работают в ряде зарубежных стран, например, в Австрии, Израиле. Но инновация моей схемы заключаетс в принципе фор-мировани и комплектовани новой
армии России. Главными условия ми
службы в вооруженных силах должны стать добровольность и желание граждан служить стране и народу, защищать Родину, не отдавая долг — а в качестве почетной привилегии гражданина. Причем добровольцами должны стать не только профессионалы, со-ставл ющие дро армии, но и солдаты срочной службы, за определенный срок приобретающие конкретную воинскую профессию, а не отбывающие повинность на «трудовом фронте». За счет чего будет обеспечено (замотивировано) такое желание? Что может побудить молодых людей отдать 1,5 — 2 года своей жизни военной службе? Как автор предлагаю мотив, ключом к рас-
шифровке которого выступает пон тие «привилеги я гражданина». И тут мы подходим уже не к узкой ведомственной задаче, а к задаче в сфере социальной и государственной.
Считаю необходимым ввести разные гражданские статусы для людей, готовых защищать страну и нести св -занные с этим риски, и обывателей. Разница в статусе в этой схеме — одновременно и мала и огромна: полный гражданин будет иметь право и возможность влия ть на политическую и общественную жизнь страны и общества, голосовать и выдвигать свою кандидатуру на выборах, занимать выборные и административные должности в государственных, региональных и муниципальных органах власти, служить в ополчении (резерве армии), полиции и других государственных службах (таможне, налоговой инспекции и пр.), заседать в суде и быть прис я ж-ным, т.е. принимать решения, связанные с социальной и гражданской ответственностью. Также, целесообразно формировать офицерский корпус из граждан, прошедших срочную военную службу, и только потом обучение в военном ВУЗе или на военном факультете. Чтобы не дискриминировать людей с активной гражданской позицией, но в силу разных причин непригодных к военной службе (например, по состоя -нию здоровь или в силу религиозных убеждений), необходимо предоста-
вить им возможность отдать 2 -3 года
альтернативной федеральной гражданской службе (мирному труду на социально значимых проектах).
Неполные граждане, т.е. отказывающиеся от привилегии служить, в этой социально-правовой схеме пользуются всем комплексом гражданских прав, кроме вышеперечисленных. Они смогут реализовать себя в любой сфере (бизнесе, сфере практических и интеллектуальных услуг, науке, образовании, производстве), кроме участи в управлении страной и обществом. Такой подход к институту гражданства в разы повысит социальную ответственность и активизирует гражданскую позицию в нашем обществе, исключит вхождение во власть случайных и чуждых интересам государства и общества, безответственных людей. Наконец, в стране по вит-ся возможность сформировать зрелое гражданское общество и подлинно демократическое государство.
Вдобавок к этому мощному стимулу, конечно, можно продумать дополнительную систему мотивации в сфере материальных благ: выходное пособие дл я отслуживших, налоговые льготы, льготы дл поступлени в учебные заведения (опыт США и ряда других стран) и т.д. И самое важное: полные граждане должны получить возможность свободно приобретать, хранить, носить огнестрельное нарезное оружие, а при необходимости примен ть его (в случае угрозы жизни, здоровью собственному или других людей). Такой опыт также существует в ряде стран, где из социально активного населени формируются отр я ды «минитменов» (милиционеров), которые на добровольной, безвозмездной основе поддерживают общественный пор док, дополн р ды полицейских.
Конечно, военному ведомству придется ужесточить отбор рекрутов из добровольцев, пожелавших получить полное гражданство, после службы в армии. В первую очередь необходимо исключить из числа добровольцев людей, имеющих в биографии криминальные эпизоды, имеющих судимости за уголовные преступлени . Ведь очевидно, что нынешн я я арми я «про-
славилась» дикостью в неуставных отношениях во многом благодаря тому, что военкоматы, стрем сь выполнить план-разнар дку по призыву, рекрутируют молодых людей из криминальной («приблатненной») среды. В дальнейшем такие военнослужащие превращают жизнь своих сослуживцев в ад, так как принос я т с «гражданки» пон я ти я, которые подмен ют уставы, и просто нормы человеческого сосуществовани .
Во-вторых, в армию должны попадать только физически и психически здоровые люди, не имеющие препятствующих военной службе заболеваний, алкогольной или наркотической зависимости. Как говорилось выше, для тех, кто не имеет в силу слабого здоровья возможности переносить физические и моральные нагрузки, но обладает активной гражданской позицией и может принести стране и своему народу пользу, необходимо предусмотреть возможность служить в федеральной гражданской службе (альтернативной армии организации).
В-третьих, в армию не должны попадать потенциальные мошенники, карьеристы, которые пойдут туда из-за возможности «влезть» во властные государственные структуры.
И, в-четвертых, нецелесообразно набирать в армию людей, которые стали гражданами России недавно, еще не ассимилировались, не усвоили культурных и гражданских ценностей, плохо понимают государственный зык. В силу разницы в менталитете с основным контингентом им необходимо дать отсрочку, чтобы избежать нежелательных конфликтов в армейской среде. Возможно, установить вступительные испытани дл всех рекрутов, где производить отсев «нежелательных» кандидатов.
Зато в данную схему формировани армии и далее зрелого гражданского общества, прекрасно вписываетс военная служба девушек и молодых женщин, конечно, исключительно на добровольной основе. Причем я не вижу необходимости формировать отдельные женские воинские подразделения и строго раздел я ть быт военнослужащих
разного пола. Не секрет, что во врем я службы в нынешней армии, в исключительно мужских коллективах, многие военнослужащие испытывают психологические проблемы и ведут себя агрессивно не столько из-за сексуального воздержания, сколько из-за невозможности регулярного общения со сверстницами — девушками и молодыми женщинами. Не редки эпизоды гомосексуального поведени отдельных военнослужащих и связанные с этим девиации.
Еще больше девушек, не имеющих склонностей к военным професси м, смогут реализовать себя на гражданской федеральной службе.
Из полных граждан формируется народное ополчение или резерв. Армейский резерв первой очереди составит «народное» гражданское ополчение — добровольное милицейское формирование на базе военных учебных центров, на принципе посто нной контрактации с Министерством обороны. Такие резервисты будут тратить часть своего времени (на возмездной основе), проход военные сборы и участву в учения х в центрах по месту жительства (опыт Израил ). В случае мобилизации они первые встанут в строй и обеспечат развертывание армии за счет всех боеспособных вооруженных граждан страны (2-ая и 3-я очереди). Таким образом, решается задача стратегического развертывани армии России в случае серьезной военной угрозы извне.
И вот ответ еще на один поставленный вопрос: действующая арми я должна быть вне политики и защищать страну и народ от внешней угрозы, а также решать стратегические задачи в области внешней политики. Арми я ни при каких обстоя тельствах не должна обслуживать властные элиты и вт гиватьс во внешние конфликты в ущерб населению и народу. Тем более арми ни при каких обсто тельствах не должна защищать властные элиты, удерживающие власть в государстве, и примен я ть оружие против собственного народа. В предложенной схеме — арми я, состоя щая из граждан, с большой веро тностью выполнит данные усло-
вия, ну а на вся кий случай — в противовес небольшой регуля рной армии существует «вооруженный народ», готовый дать отпор любому агрессору.
Я не буду присваивать себе авторство приведенной выше схемы. Эта система организации и взаимодействия государства, гражданского общества и армии предложена думающему читателю классиком американской литературы — писателем-фантастом Робертом Хайнлайном в романе «Звездный десант».
Основная тема романа Хайнлайна: социальная ответственность предполагает готовность отдать свою жизнь за защищаемый социум. «Эта алле-гори показывает, что политические права превратились в нечто само собой разумеющеес , а значит и потер вшее свою ценность. Политические права — это не просто возможность поставить крестик в бюллетене дл голосовани , это ответственность, подтвержденная делом.
Избирательное право имеется только у прошедших двухлетнюю добровольную Федеральную службу, причём необя зательно в армии (например, участие в медицинских экспериментах). В романе указано, что демократию XX в. погубило убеждение, что все права принадлежат каждому члену общества, заслужил он их, или нет... Научно обоснованна теори нравственных норм должна основываться на индивидуальном инстинкте выживани я, и ни на чем более, описывать иерархию выживания с возможной мотивацией дл я каждого его уровн я и разрешение всех возникающих противоречий. Это значит — разумные, нравственные поступки могут казатьс я жестокими, но если их не совершать, то ущерб от недея ния будет гораздо страшнее. До сих пор хайнлайновской логике нет ни насто я щего опровержени я, ни приемлемого подтверждения. Она апеллирует к вечным вопросам человеческого быти , причем к наиболее болезненному их сектору. «Звездному десанту» уже полвека. Войны идут? Идут. Армии кто-нибудь распустил? Никто. Грозит ли неприя тностя ми слабость
армии? Грозит. Скоро ли на Земле установится всеобщий мир? ... В настоя щее время сама окружающая действительность служит наилучшим аргументом в пользу правоты писател »[2].
Я только позволил себе проанализировать современные российские реалии и, с учетом нынешнего состо ни российского общества, применив системный подход, в теории предложил, в свою очередь, решение сразу двух российских задач: задачу модернизации армии и задачу построени зрелого гражданского общества за счет мизерного поражения в правах части обывателей, социально неактивных
граждан. Безусловно, я развернул схему, предложенную писателем, подставил элементы, реально существующие в действительности, обосновал ряд положений с помощью собственных доводов, привел свои механизмы решения частных задач.
Но что интересно, если обратить-с к отечественной военной истории, то мы видим вные параллели с концепцией вооруженного народа: «В России племенные ополчени составл ли основу войска, как в Киевской, так и в Новгородской Руси, до налоговой реформы кн ягини Ольги в середине X века. В последующий период, при Св тосла-ве и Владимире, ключевую роль играет дружина, »нарубание» воев проводится эпизодически и на неопределённый срок (на серию походов или при формировании гарнизонов пограничных со степью крепостей). Вои начинают обозначать воинов полка, выставл емого городом или землёй (кня жеством) по решению веча, в XI веке. Полки получают оружие и коней дл я похода от кн яз я... При образовании централизованного государства народное ополчение было ликвидировано великокня жеской властью. Кн зь привлекал народные массы к военной службе лишь в случае серьезной военной опасности... » [3].
Некоторые исследователи полагают, что «народный» элемент в военной области в России всегда действовал эффективнее регуля рной армии, насильственно рекрутированной, или профессиональной:
«1. Непосредственно оборону во врем набегов осуществл ло в основном ополчение городов, т. е. структура отнюдь не армейска , не государственная. Это структура, составл я ющая основу модели управлени по принципам «военной демократии».
2. Профессиональна арми тех лет, княжеские дружины несли в основном брем организованных контрнаступлений на базы степных разбойников .
3. А до возникновения государственной машины Рюриковичей с их армией выполн лись ли функции защиты южных рубежей иными способами. Да, выполн ялись. Те же Змиевы валы — это по одной из версий следы гигантских оборонительных сооружений, прикрывавших Русь с юга (типа Китайской стены). И построены они были довольно рыхлыми в государственном отношении племенными объединени я ми.»[4]
Во период «смутного времени» — польских и шведских интервентов удалось изгнать только народному ополчению Минина и Пожарского, русское казачество, осуществл экспансию на
юг и на восток, присоединило к России территорий больше, чем за врем всех войн регул рной армии в период Российской империи. За последние 200 лет самые эффективные действи рос-сийска , а затем и советска арми , показали в двух Отечественных войнах: « то есть войнах, где государство расписываетс в собственной профессиональной беспомощности и призывает на помощь народ, давая ему некие подачки морального плана и некие обе-щани . » [5].
Концепция, изложенная мной
выше, снимает противоречия между регул я рной армией и вооруженным народом, один элемент в этой схеме вытекает из другого. При этом государство получает и профессиональную регул р-ную армию, и воспитанное и обученное в лучших отечественных традиция х Суворова, Ушакова, Драгомирова ополчение. Кроме того, и в обществе возникнет социальна ответственность, что повысит гражданскую активность
людей. В таких услови х, естествен- знаний и ценностей, молодые люди де-
но, вырастет роль военного обучения лали свой личный «гамлетовский» выи воспитани я в школах и ВУЗах. Для бор «быть или не быть.» гражданином
того чтобы, получив базовую систему своей страны.
Примечания:
1. Хрестоматия по русской военной истории. М., 1947. С. 123-124.
2. Володихин Д.А. Предисловие // Хайнлайн Р. Звездный десант. М, 2003. С. 3-6.
3. Чернов А.В. Вооруженные силы Русского государства в XV-XVII вв. М.: Воениздат, 1954. С. 27-28.
4. Хомяков П.М. Свои и чужие. М., 2006. С. 195-196.
5. Назаров А.М. Потешные. Роль их в прошлом и задачи в будущем: исторически очерк «О потешных полках Петра I». Одесса, 1911. С. 96.
6. Цит. по: Анисимов И.В., Зинкевич А.К. История русской армии. Эпоха Петра Великого. Чугуев, 1911.
References:
1. Readings in Russian military history. M., 1947. P. 123-124.
2. Volodikhin D.A. Foreword // Heinlein R. Starship troopers. M., 2003. P. 3-6.
3. Chernov A.V. Armed forces of the Russian state in the XV-XVII centuries. M.: Voenizdat, 1954. P. 27-28.
4. Khomyakov P.M. Own and others’. M., 2006. P. 195-196.
5. Nazarov A.M. A funny army. Its role in the past and tasks in the future: historical
sketch «On amusing regiments of Peter I». Odessa, 1911. P. 96.
6. Quoted on: Anisimov I.V., Zinkevich A.K. History of the Russian army. The era of Peter the Great. Chuguev, 1911.