Научная статья на тему 'Воинские присутствия и губернатор в России во второй половине XIX - начале XX веков (на материалах Среднего Поволжья)'

Воинские присутствия и губернатор в России во второй половине XIX - начале XX веков (на материалах Среднего Поволжья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ГУБЕРНСКИХ ВОИНСКИХ НАЧАЛЬНИКОВ / РЕФОРМА ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ / РОССИЙСКАЯ ВОЕННАЯ РЕФОРМА / ВОИНСКИЕ ПРИСУТСТВИЯ / УЕЗДНЫЕ И ГУБЕРНСКИЕ ПРЕДВОДИТЕЛИ ДВОРЯНСТВА / ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОР / ПРОКУРОР ОКРУЖНОГО СУДА / ЧЛЕНЫ УГОЛОВНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ПАЛАТ / ЧЛЕНЫ ГУБЕРНСКОЙ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УПРАВ / КОМАНДИР ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ / PROVINCIAL BOARD / MANAGEMENT OF PROVINCIAL MILITARY CHIEFS / REFORM OF MILITARY SERVICE / RUSSIAN MILITARY REFORM / MILITARY PRESENCE / DISTRICT AND PROVINCIAL LEADERS OF THE NOBILITY / VICE-GOVERNOR / PROSECUTOR OF DISTRICT COURT / MEMBERS OF CRIMINAL AND CIVIL CHAMBERS / MEMBERS PROVINCIAL AND DISTRICT TERRITORIAL JUSTICES / COMMANDER OF MILITARY UNITS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бойко Наталия Семеновна

В статье исследована роль губернского правления в руководстве управлениями губернских воинских начальников и уездными воинскими начальниками в ходе проведения реформы системы службы в запасе, которая всегда находилась в тесной связи с общими направлениями российской военной реформы. В исследуемый период губерниям отводилась важная роль в этой деятельности, поэтому на губернатора и его правление возлагались серьезные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бойко Наталия Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY PRESENCE AND THE GOVERNOR IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES (ON MATERIALS OF CENTRAL VOLGA AREA)

In article the role of Provincial board in the management of Managements of provincial military chiefs in the province and district military chiefs is investigated, during reform of system of service in a stock which always was in close connection with the general directions of the Russian military reform. During the studied period the serious part in this activity therefore serious functions were assigned to the governor and his board was assigned to provinces.

Текст научной работы на тему «Воинские присутствия и губернатор в России во второй половине XIX - начале XX веков (на материалах Среднего Поволжья)»

УДК 94 (47) ББК 63.3

Н.С. БОЙКО

ВОИНСКИЕ ПРИСУТСТВИЯ И ГУБЕРНАТОР В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ (на материалах Среднего Поволжья)

Ключевые слова: губернское правление, управление губернских воинских начальников, реформа воинской службы, российская военная реформа, воинские присутствия, уездные и губернские предводители дворянства, вице-губернатор, прокурор Окружного суда, члены уголовных и гражданских палат, члены губернской и уездных земских управ, командир воинских частей.

В статье исследована роль губернского правления в руководстве управлениями губернских воинских начальников и уездными воинскими начальниками в ходе проведения реформы системы службы в запасе, которая всегда находилась в тесной связи с общими направлениями российской военной реформы. В исследуемый период губерниям отводилась важная роль в этой деятельности, поэтому на губернатора и его правление возлагались серьезные функции.

Губернское правление играло ключевую роль в руководстве управлениями губернских воинских начальников в губернии и уездными воинскими начальниками. Была проведена реформа системы службы в запасе, которая всегда находилась в тесной связи с общими направлениями российской военной реформы. Губерниям отводилась главная роль в этой деятельности, поэтому на губернатора и его правление возлагались серьезные функции. С этой целью губернаторы создавали под своим председательством воинские присутствия, включавшие в себя уездных и губернских предводителей дворянства, вице-губернатора, прокурора Окружного суда, либо заменяющего его одного из членов уголовных и гражданских палат, членов Губернской и уездных земских управ, а также командиров воинских частей, дислоцировавшихся на территории губернии [5. С. 30].

В каждой российской губернии было предусмотрено губернское по воинской повинности присутствие под председательством губернатора, которое состояло из следующих членов: губернского предводителя дворянства, вице-губернатора (с 1876 г.) [6. С. 44], председателя губернской земской управы, одного члена управы (на ее выбор), прокурора Окружного суда или его товарища и, по назначению Главного начальника военного округа, воинского чина, находившегося в составе местного гарнизона и пользовавшегося правами командира отдельной части. В тех пунктах, где не состояло воинских чинов, пользовавшихся правами командира отдельной части, в заседаниях губернского по воинской повинности присутствия участвовал уездный воинский начальник уезда, в котором находился губернский город, а в его отсутствие - его помощник [2. Д. 616. Л. 2; 9. С. 1202].

Кроме того, в губерниях, управляемых по общему учреждению, в состав воинского присутствия входил непременный член, на которого возлагались следующие обязанности: рассмотрение, подготовка к докладу и доклад дел, подлежавших обсуждению присутствия; доклад губернатору дел по воинской, военно-конской и военно-повозочной повинностям; предварительное рассмотрение доставляемых уездными присутствиями мобилизационных планов; разработка порядка деятельности отрядов губернского ополчения в особых (военных) условиях. При каждом губернском воинском присутствии была своя канцелярия, которая планировала деятельность военного ополчения, готовила губернатору доклады о наличие ратников ополчения, состоянии

конского состава, наличии необходимого количества повозок. Губернатор не только получал эти доклады, но и лично инспектировал воинские части, проверял наличие на складах военных припасов. Более того, губернатору предоставлялось право объявить сбор призывников и ратников ополчения для проверки их боевой и мобилизационной готовности [6. С. 44].

Должность непременного члена губернского воинского присутствия замещалась преимущественно лицами, прослужившими не менее трех лет в должностях не ниже шестого класса в местных крестьянских учреждениях, например, мирового посредника, или в одной из следующих должностей: уездного предводителя дворянства, председателя губернской земской управы или советника губернского правления.

Губернатор или вице-губернатор осуществляли надзор за ведением делопроизводства губернского по воинским делам присутствия. Непременный член губернского присутствия во время его отсутствия замещался секретарем присутствия, но без права голоса, во время заседаний он был обязан только вести протоколы.

По Уставу о воинской повинности, изданному в 1897 г., на губернское по воинской повинности присутствие и лично губернатора возлагалось:

- руководство всей работой по призыву на территории вверенной ему губернии, так как губернатор лично отвечал за своевременность прибытия лиц по воинскому призыву, качественный состав военнообязанных ратников;

- начальники воинских присутствий уездов отчитывались перед губернаторами по распределению количества новобранцев между участками; по распоряжению губернаторов создавалась медицинская комиссия по освидетельствованию и переосвидетельствованию новобранцев;

- начальники губерний создавали и лично организовывали работу так называемых «конфликтных комиссий», в которых рассматривались жалобы и заявления новобранцев, их родителей и уполномоченных лиц на действия должностных лиц губернского и уездных воинских присутствий.

Под руководством губернаторов анализировались годовые отчеты уездных присутствий о проделанной работе, разрешались все возникающие нестыковки и недоразумения, а после окончания кампании по призыву губернаторы составляли отчеты, которые они отправляли в МВД и Военное министерство о проделанной работе [4. Д. 158. Л. 91-92].

К обязанностям члена, заведовавшего делопроизводством губернского по воинской повинности присутствия, работавшего под непосредственным руководством самого губернатора, относился доклад губернскому присутствию дел, подлежавших его решению; изложение последних в форме подробных журналов; подготовка рапортов в Правительствующий Сенат; выполнение поручений по мобилизационным работам, возлагаемым законом от 16 апреля 1901 г. на губернские присутствия, и по разработке планов формирования губернских ополчений, а также надзор за местными в уездах учреждениями по воинской повинности [4. Д. 598. Л. 1, 2, 4-36, 37, 38-71; 7. С. 378-385].

В каждом уезде губернии состояло уездное по воинской повинности (воинским делам) присутствие, работавшее непосредственно под председательством уездного предводителя дворянства, которое состояло из следующих чинов: уездного воинского начальника, уездного капитан-исправника и члена местного уездного земства.

Если в составе крупных уездов было одно и несколько многолюдных городских поселений, то в члены уездных по воинским делам присутствий в обязательном порядке Городской управой назначался один из ее членов, не-

посредственно ответственный за деятельность по призыву, сбор и подготовку городского ополчения. Во время призыва город присылал в состав воинского присутствия еще одного из своих членов, на которого были возложены функции разбора возникающих конфликтов и недоразумений, возникающих непосредственной в период работы данного конкретного участка. Данное лицо избиралось на заседании Городской управы сроком на три года. Как правило, это были городские дворяне, преимущественно из отставных офицеров или крупные купцы [5. С. 66].

Так как возлагаемые на уездные воинские присутствия занятия не имели отношения к обязанностям священного сана и пастырского служения, церковнослужители не избирались в присутствия ни членами от призывных участков, ни кандидатами к ним.

В случае временного отсутствия уездного дворянского предводителя председательствование в уездных воинских присутствиях губернатором возлагалось на местных уездных капитан-исправников. В тех же случаях, когда за болезнью или отсутствием уездного исправника в уездное присутствие являлся в качестве члена помощник исправника, председательство-вание в присутствии возлагалось на старшего по чину члена присутствия.

Относительно председательствования в уездном по воинской повинности присутствии устанавливались следующие правила. Во-первых, как уже отмечалось, председательствование в уездных по воинской повинности присутствиях принадлежало уездным предводителям дворянства, во-вторых, при отсутствии уездного предводителя дворянства и невозможности заменить его тем лицом, которому по закону поручалось исправление этой должности, председательствование в уездном присутствии возлагалось на одного из его членов, по предварительно сделанному лично губернатором назначению, в противном случае - на старшего по чину члена присутствия [8. С. 28-30].

На уездные присутствия возлагалось составление частных призывных списков, что было исключительно ответственным делом, так как многие потенциальные призывники пытали уклониться под всевозможными предлогами, не останавливаясь перед прямыми подчистками документов и прямыми подлогами. Поэтому члены уездных присутствий внимательно сверяли данные по призывникам с материалами переписей, в частности X Народной переписи, податными списками. Проверке подлежали практически все категории призывников, особенно из так называемых «низовых» сословий, к которым были причислены сельские жители, городские мещане, чернорабочие, батраки и ремесленники. Если вскрывались какие-либо нестыковки, злоупотребления, председатель уездного по воинским делам присутствия немедленно обращался с запросом в МВД, а далее - в соответствующее министерство [2. Д. 882. Л. 40; 4. Д. 1274. Л. 77-78].

С прибытием потенциальных призывников в волость и уезд члены уездных по воинским делам присутствий начинали проверку уже прибывших, так как нередко имели место подмены, когда вместо одних за соответствующую плату шли служить другие. Члены присутствий уточняли сословные права призывников, распределяли их в соответствии с разнарядками по родам войск и командам, занимались контролем всей этой деятельности [3. Д. 46. Л. 26].

После окончания призывной кампании члены уездных по воинским делам присутствий составляли подробный отчет губернатору о количестве призывников, их качественной характеристике, номерах команд, куда отправлялись призывники. Губернаторы через своих доверенных лиц, в первую очередь капитан-исправников, вели строгое наблюдение за деятельностью непосред-

ственно должностных лиц уездного присутствия, за тем, как они исполняли свои обязанности, насколько ревностно относились к порученной работе [4. Д. 598. Л. 1, 2, 4-36, 37, 38-71; 7. С. 378-385].

Контроль был многоступенчатый, так как помимо лиц, непосредственно назначенных губернаторами для надзора, деятельность чинов уездных по воинским делам присутствий контролировали еще и командиры местных воинских частей и гарнизонов, в состав которых прибывала большая часть призывников. Все дело в том, что большинство призывников проходили срочную службу на территории тех военных округов, в состав которых входили их губернии, а передислокация военнослужащих в другие округа осуществлялась лишь в случае военной опасности или войны, как это имело место во время Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) или Русско-японской войны (19041905 гг.) [4. Д. 598. Л. 1, 2, 4-36, 37, 38-71; 7. С. 378-385].

Помимо призывников уездные по воинским делам присутствия занимались еще и военнообязанными - запасниками. Помимо непосредственно должностных лиц уездных присутствий эти функции были возложены еще и на городские и уездные полицейские управления. Как это ни парадоксально, но полицейские чины непосредственно контролировали работу воинских присутствий, а также работу призывных участков в волостях, куда первоначально в случае объявления военных сборов прибывали призывники и запасные чины.

Литература

1. Государственный архив Самарской области. Ф. 3. Оп. 122. Д. 3. Л. 111.

2. Государственный архив Ульяновской области (далее - ГАУО). Ф. 76. Оп. 1.

3. ГАУО. Ф. 78. Оп. 1.

4. ГАУО. Ф. 78. Оп. 2.

5. Заустинский Ф. Краткий исторический очерк развития военного управления в России. СПб.: Воен. тип., 1904.

6. Полное собрание законодательства Российской Империи (далее - ПСЗРИ). Собрание II. Т. I. Отд. I.

7. ПСЗРИ. Собрание III. Т. IV.

8. ПСЗРИ. Собрание III. Т. XXIII, Отд. I.

9. ПСЗРИ. Собрание III. Т. XIX, Отд. I.

БОЙКО НАТАЛИЯ СЕМЕНОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры летной эксплуатации и безопасности полетов, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Россия, Ульяновск ([email protected]).

N. BOYKO

MILITARY PRESENCE AND THE GOVERNOR IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES (ON MATERIALS OF CENTRAL VOLGA AREA) Key words: provincial board, management of provincial military chiefs, reform of military service, Russian military reform, military presence, district and provincial leaders of the nobility, vice-governor, prosecutor of District court, members of criminal and civil chambers, members Provincial and district territorial justices, commander of military units.

In article the role of Provincial board in the management of Managements of provincial military chiefs in the province and district military chiefs is investigated, during reform of system of service in a stock which always was in close connection with the general directions of the Russian military reform. During the studied period the serious part in this activity therefore serious functions were assigned to the governor and his board was assigned to provinces.

References

1. Gosudarstvennyi arkhiv Samarskoi oblasti. F. 3. Op. 122. D. 3. L. 111 [The State Archives of the Samara Region. Archive 3. Anagraph 122. Document 3. P. 111].

2. Gosudarstvennyi arkhiv Ul'yanovskoi oblasti. F. 76. Op. 1 [The State Archives of the Ulyanov Region. Archive 76. Anagraph 1].

3. Gosudarstvennyi arkhiv Ul'yanovskoi oblasti. F. 78. Op. 1 [The State Archives of the Ulyanov Region. Archive 78. Anagraph 1].

4. Gosudarstvennyi arkhiv Ul'yanovskoi oblasti. F. 78. Op. 2 [The State Archives of the Ulyanov Region. Archive 78. Anagraph 2].

5. Zaustinskii F. Kratkii istoricheskii ocherk razvitiya voennogo upravleniya v Rossii [A brief historical overview of the development of military management in Russia]. St. Petersburg, 1904.

6. Polnoe sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Imperii. Sobranie II. T. I [The complete collection of laws of the Russian Empire. Collection II. Vol. I].

7. Polnoe sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Imperii. Sobranie III. T. IV [The complete collection of laws of the Russian Empire. Collection III. Vol. IV].

8. Polnoe sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Imperii. Sobranie III. T. XXIII [The complete collection of laws of the Russian Empire. Collection III. Vol. XXIII].

9. Polnoe sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Imperii. Sobranie III. T. XIX [The complete collection of laws of the Russian Empire. Collection III. Vol. XIX].

BOYKO NATALIA - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Department of Flight Maintainance and Security, Ulyanovsk Aviation Institute, Russia, Ulyanovsk.

Ссылка на статью: Бойко Н.С. Воинские присутствия и губернатор в России во второй половине XIX - начале XX веков (на материалах Среднего Поволжья) // Вестник Чувашского университета. - 2016. - № 2. - С. 21-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.