Научная статья на тему 'ВОИНСКИЕ ДОСПЕХИ В КАРАКАЛПАКСКИХ ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПОСАХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ КАК МАТЕРИАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК'

ВОИНСКИЕ ДОСПЕХИ В КАРАКАЛПАКСКИХ ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПОСАХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ КАК МАТЕРИАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ / КАРАКАЛПАКСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ / MILITARY WEAPONS / KARAKALPAK FOLKLORE / MILITARY ARMORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хошниязов Жалгас Хошниязович

В статье рассмотрена воинские доспехи в каракалпакских героических эпосах и их значение как материальный источник. Причиной тому были особенности территорий их географического обитания, которые с востока на запад, с запада на восток, с севера на юг, с юга на север в разных эпохах, и в различных целях непрерывно организовывались военные походы, о чём свидетельствует различные исторические источники. Существование их в таких условиях без военных орудий было немыслимо. Времена, когда защита от захватчиков, борьба за родных земель, были основной проблемой племён и родов, имение воинов и их вооружение была главной их задачей. Воинские доспехи в каракалпакских героических эпосах рассмотрены на примере каракалпакский героический эпос «Алпамыс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY WEAPONS IN KARAKALPAK HEROIC EPOSES AND THEIR VALUE AS A MATERIAL RESOURCE

The article deals of military weapons in karakalpak folklore the heroic epics. According to historical sources at that time there organized a great number of military crusades of different purposes from the east to the west, from the north to the south or vice versa in these places. Therefore, it was impossible to live and survive in this situation without armors. As the main problem of tribes and races at that time was to defend their countries from invaders and struggle for native places, they needed more military people equipped with necessary armors. Karakalpak heroic epic of the issue raised in this article poem «Alpomish» samples.

Текст научной работы на тему «ВОИНСКИЕ ДОСПЕХИ В КАРАКАЛПАКСКИХ ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПОСАХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ КАК МАТЕРИАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК»

CONCLUSION

Comparative analysis proves the fact that represented image of a woman in the English phraseology is more negative than the image of a man.

Gender stereotypes, actualized in the English lingual world view, are distributed on personal characteristics of men and women and their social roles. Stereotypical set of personal gender characteristics, expressed in English, includes stereotypes of appearance, stereotypes of personal characteristics and intellectual abilities of men and women, their behavioral and age stereotypes.

Gender component in phraseological meaning can be expressed explicitly - in the aspects of expression and content of PhU and implicitly, i.e. to be present in the aspect of content, but be absent in the aspect of expression.

Complex analysis of genderly marked phraseological units and proverbs of the English language as the concepts of English lingual culture has proved that PhUs belonging to this or that gender are actualized by

knowledge revealed by mechanism of cognitive treatment of imaginative content of PhUs using social-cultural experience of the English-speaking society.

List of literature:

1. Guseynova Т.А. Phraseological units, characterizing a man // Scientific Journal of Chelyabinsk State University "Вестник ЧелГУ". - 2010. - № 29 (210). -P.57-60.

2. Zikova I.V. Gender component in the structure and semantics of phraseological units in modern English. Dissertation ... candidate of science. - Moscow: Moscow State University, 2002. - 219 p.

3. Kirilina A.V. Gender: linguistic aspects. - Moscow: High School, 1999. - 224 p.

4. Kunin A.V. The course of modern English phraseology. - Moscow: High School, 1996. - 381 p.

5. Teliya V.N. Russian phraseology. Semantic, pragmatic and lingual cultural aspects. - Moscow: Science, 1996. - 334 p.

6. Ter-Minasova S.G. Language and intercultural communication. - Moscow, 2000. - 264 p.

Хошниязов Жалгас Хошниязович

Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан, кандидат филологических наук

Khoshniyazov Jalgas Khoshniyazov Karakalpak Research institute of Humanities of the Karakalpak branch of the Academy of Science Republic of Uzbekistan, candidate of the philological

sciences

ВОИНСКИЕ ДОСПЕХИ В КАРАКАЛПАКСКИХ ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПОСАХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

КАК МАТЕРИАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК MILITARY WEAPONS IN KARAKALPAK HEROIC EPOSES AND THEIR VALUE AS A

MATERIAL RESOURCE

Аннотация

В статье рассмотрена воинские доспехи в каракалпакских героических эпосах и их значение как материальный источник. Причиной тому были особенности территорий их географического обитания, которые с востока на запад, с запада на восток, с севера на юг, с юга на север в разных эпохах, и в различных целях непрерывно организовывались военные походы, о чём свидетельствует различные исторические источники. Существование их в таких условиях без военных орудий было немыслимо. Времена, когда защита от захватчиков, борьба за родных земель, были основной проблемой племён и родов, имение воинов и их вооружение была главной их задачей.

Воинские доспехи в каракалпакских героических эпосах рассмотрены на примере каракалпакский героический эпос «Алпамыс».

Ключевые слова: военное оружие, каракалпакский фольклор, военные походы.

Abstract

The article deals of military weapons in karakalpak folklore the heroic epics. According to historical sources at that time there organized a great number of military crusades of different purposes from the east to the west, from the north to the south or vice versa in these places. Therefore, it was impossible to live and survive in this situation without armors. As the main problem of tribes and races at that time was to defend their countries from invaders and struggle for native places, they needed more military people equipped with necessary armors. Karakalpak heroic epic of the issue raised in this article poem «Alpomish» samples.

Keywords: military weapons, karakalpak folklore, military armors.

Предки каракалпаков с древнейших времен, как одно из многочисленных среднеазиатских племён и будучи в его составе опирались на военные орудия, и особо ценили их. Причиной тому были особенности территорий их географического оби-

тания, которые с востока на запад, с запада на восток, с севера на юг, с юга на север в разных эпохах, и в различных целях непрерывно организовывались военные походы, о чём свидетельствует различные исторические источники. Существование их в та-

ких условиях без военных орудий было немыслимо. Времена, когда защита от захватчиков, борьба за родных земель, были основной проблемой племён и родов, имение воинов и их вооружение была главной их задачей.

Воинские доспехи были не только орудиями используемые в борьбе с захватчиками в целях защиты своих земель, они служили основной опорой в укреплении традиционной бытовой культуры, и развитии бытовой традиции каракалпаков. Они были необходимы в ведении повседневных хозяйственных работ. Занимавшие охотой, скотоводством и земледелием, древние предки для защиты продуктов добитых трудом, первым делом опирались на орудия защиты. Подобная необходимость защиты связанная бытовой жизнью, содействовала изобретению различных видов защитных орудий.

Первые примитивные формы орудий появились, в древние периоды, когда они начали заниматься охотой. Уже тогда они придавали им большое значение, усовершенствуя их формы. Так как каждое орудие вместе удовлетворением их трудовых потребностей должны были, и иметь эстетическую привлекательность. Естественно, из этого не следует сделать вывод о том что, происхождение воинских орудий связано с племенами, которые в древности занимались охотой. Но и нельзя отрицать то, что первые охотничьи орудия значительной степени повлияло на оформление воинских орудий. В каракалпакском языке слова «курал» и «жарак» и их парное сочетание в форме «курал -жарак» обозначает и орудию труда и воинских доспехов. Видимо, далекие предки каракалпаков под словом «курал» обозначали производственных орудий, то есть орудий труда, и потом возникновением потребности орудий защиты, имеющиеся орудия переделывались на воинские доспехи («жарак»), и течением времени, на основе их древнего обозначения формировалось словосочетание «курал - жа-рак». Поэтому данное преобразование наряду с другими социальными изменениями носит исторический характер. Исходя из этого точки зрения, в процессе исследования воинских доспехов в фольклорных образцах, результативно обратит внимание на периоды и причины их возникновения.

В появлении воинских доспехов значительную роль играла древние формы охоты и скотоводства. Этот процесс имело усиленный характер особенно у кочевых племён со связи их условиями жизни. Основной причиной тому были ведение борьбы против ограбления их имущества, охрана пастбищ, скотов, и частое организация нападений и на другие соседние племена в целях обогащения.

Существование ведущих воинственного образа жизни племен, живших, на Приаралье по историческим источникам были зарегистрированы в VI - V вв. до нашей эры. В трудах древних авторов они именовались сак - массагеты, апасиаки и скифы.

В результате археологических раскопок проведенных в данных участках учеными были, обнаружены трехгранные конечности стрелы и копья. Ими, по мнению учёных археологов, пользовались

искусно владеющее воинским делом племя масса-гетов [5, с. 89]. Мы можем, получит аналогичные данные и от исторических источников, посвященных исторической и бытовой жизни этого племени [3,с. 79]. Исходя, из этих фактов можно делать вывод о том, что еще до нашей эры воинские доспехи занимали решающее положение в жизни предков каракалпаков. Значение воинских орудий были важными и последующие периоды их консолидации, где играли немаловажную роль, сыграли и древние Хуны. Различные исторические источники свидетельствует о могуществе их вооруженной силы и совершенности для этого периода их воинских доспехов. Из тех времён (I - IV вв. н.э.) сохранились останки воинских доспехов дошедших до нас, которые были обнаружены на развалинах древних городищ, могильниках. Среди них особенно преобладает останки орудия предназначенных для боя с дальнего расстояния, как части лука, конечности стрел, и из защитных орудий - щиты. Здесь примечательно тот факт, что четыре вида лука со сложной конструкцией из этих орудий достаточно точно напоминает нам их эпический вариант, описанных в народных эпосах. Например, в эпосе «Алпамыс» лук главного героя восхваляется следующим поэтическом эпитетом: «Алпамыс аткан сары - жай, шегими катты полаттай» букв. У желтого лука Ал-памыса - тетива тверда как булат» Из этого эпического описания можно получит и другое сведение о том, что знаменитый лук тюркских богатырей «са-рыжай» имеет сложную конструкцию. Научные исследования показывают что, по данным хроники «Шидзи» подобные виды луков описаны в источниках, связанных с военной жизнью хунских племён. По традиции хунов в ряды хунского конного отряда принимались лишь хуны, которые в совершенстве владели этим видом военного доспеха [2, с. 40]. Лук, называемый хунами как «сарыжай» служил для них и орудием испытания воина. Этот факт имеет своего аналога и в каракалпакских эпосах, где искусное владение с «сарыжай», определял возрастную категорию батыров, и являлся основным доспехом в их испытательном поединке. Сочинители родословных в свое время называли хунов «владельцами желтых луков» и «конницы стреляющих из желтых луков» [8, с. 221].

Воинские доспехи имели особое значение и в быту тюркских племён. На первые времена они добывали железо для жужанцев. Данные, которыми мы располагаем, утверждают, что тюрки выступили на арену мировой истории как народ, впервые освоивший в Центральной Азии промышленную добычу железа и благодаря этому поставивший себя в независимое положение по отношению к Китаю и Тибету [2, с. 221].

С середины 5 в. тюрки начали появляться на исторической сцене как отдельное племя. Позже в формировании Тюркского каганата большой роль сыграл их опыт по производству военных орудий и умение им пользоваться [4, с. 66].

После распада Тюркского каганата и в период выхода на историческую арену огузов, кипчаков, кунградцев (8 - 10 вв.), производство орудий и их

использование получил широкое развитие. На основе этого формировались крупные племенные объединения, оставив свои следы в страницах истории. Имеющиеся исторические источники ярко свидетельствует о мастерстве тюркских племен в ведении военных дел. В одном из них Ал Джазих, арабский автор пишет: «Если бы ты изучал жизнь тюрков и посчитал бы их прожитые дни, ты убедился бы на то что, больший период их жизни проходил на коне чем пеший на земле» [1, с. 12]. Это означает то что, жизненные проблемы тюрков в большинстве случаях решался в связи военными делами. Естественно, это не говорит о склонности тюрков к войне, скорее факт связывает это их жизненными условиями периода их существования. Дополнением тому служит, например, возникновение каракалпакских героических эпосов, формирование которых было связано влиянием воинской жизни народа. О кипчаках, которые до сих пор считавшиеся среди каракалпакских родов, самым крупным родом бытует следующее сведение: «Кипчаки очень грозные, храбрые в битвах; с ног до головы одеваются в одежды из кожи, подобны волкам, и лица их покрыты слоями морщин, из морщинистого века не видны глаза» [1, с. 13]. Подобное описание, какой - то мере характерно для кочевых народов, и это соответственно нашли свое отражение и созданных ими поэтических наследиях. Особенно интересующее нас их особое отношение к воинским доспехам, нашедшее своё отражения в эпо-сах, является результатом исторической реальности их бытовой жизни.

Необходимо особо подчёркивать и то, что в средние века, и даже в раннее средневековье самым используемым их орудием был лук, унаследованный ими от своих предков. В течение долгого времени они занимались над его совершенством. Например, если его первые образцы были сделаны исключительно из дерева, то последние образцы начали представлять собой весьма сложную конструкцию, то есть для некоторых его частей использовались кости, что обеспечивало орудию особую гибкость и прочность. Эти качества данного орудия находят свои отклики и в каракалпакских эпосах в форме восхваления. Процесс, связанный над совершенством этого вида орудия продолжался с 2 в. д. н. э. до 10 в. н. э. В эпосах достаточно ясно прослеживается этот процесс.

Лук служил необходимым орудием и мирной жизни кочевых племен, о чем сообщает исторические источники. Если учесть то, что происхождение его первых примитивных форм связано с древней формой охоты, то не трудно догадываться, что этот вид доспеха пользовался и в повседневной бытовой жизни кочевников. Среди кочевых тюрк язычных племен до сих пор сохранился выражение, связанное с их прошлой жизнью: «Ер азыгы жолда» букв. «Пища богатыря на дороге. Пищей естественно, их могла быть в дороге только дикие животные. Об этом имеется сведения Рабби Петаки (1170 г.) писавший о половцах, о племени который, играл существенную роль в этногенезе каракалпа-

ков. «Они (половцы - Х.Ж.) живут в шатрах, исключительно дальнозоркие, потому что, не употребляют соль в пищу, и питается определенными видами растений. Они прекрасные стрелки, попадают птицам на лету. Они могут, почувствовать вещи с однодневного расстояния, и может, определит что это» [1, с. 64]. Описанию Рабби Петаки может, дополнит следующее описание Ибн Фадлана (10 в.) о гузах: «Однажды когда мы шли рядом с ними на коне, над нами пролетели гуси. Когда один из них пролетел над головой нашего спутника, он брал свой лук и стрелял из него в гуся, и гусь, сорвавшись с неба, упал на землю» [6, с. 64]. Эти данные относящиеся к средним векам, ярко свидетельствует об их отношении военному делу, и об исключительном мастерстве в мирной бытовой жизни.

Утвержденные в исторических исследованиях печенеги и вопросы их отношения к каракалпакам не нашли своих оппонентов. Они как племя, обитавшие в низовьях Амударьи и Приаралья, играл решающую роль в консолидации каракалпакской нации [7, с. 115]. В одном из многих источников о печенегах византийский писатель Феофилакт Болгарский пишет: «Мирная жизнь - для них это несчастье. Надсмехаться над появлением возможности вести войну, или ведением переговоров о мирной жизни, для них считался большим достоинством» [1, с. 13]. Сколько бы это с современной точки зрения кажется дикостью, но для их времени это было обычным явлением. Поскольку, веление времени, связанное ведением вооруженных набегов, защитой собственных земель и иму-ществ, требовало от них соблюдать соответствующую к времени политику. Воинственный характер кочевых племен в свою очередь нашло свое отражение почти во всех образах их героических эпо-сов. В качестве примера можно указывать на монолог Алпамыса, из одноимённого эпоса. Астымдазы Шубарды, Царасым деп мингенмен, Yстимдеги ац квйлек, Кепиним деп кийгенмен, Ац гиреуке сауытым, Ысцатым деп жургенмен, Царагай саплы найзамды, Сайзазым деп билгенмен. Испахан семсер цылышым, Ураным деп жургенмен. Бауыры тартыц сары жайды, Цураным деп жургенмен. Садясь на свой Шубар, Считал его пищей собственной поминки, Белую рубашку, которую на теле, Считал как саван свой. Панциря своего белого, Знал как очищения от греха. Копьё свое с сосновой рукояткой, Знал как сайгака, Испаханского моего меча, Считал клятвой своей. Желтого лука, согнутой серединкой, Считал Кораном своим.

Исследование эпических сведений как источника исторической жизни нации является и изучением его исторического и культурного значения. Так как они, будучи частью нашей материальной культуры, значительной степени отражает эволюцию, красоту нашей духовной культуры.

В каракалпакских героических эпосах в основном изображается такие виды воинских доспехов, как лук, копьё, меч, панцирь, шлем, щит, секира и т. д. По назначению они делились на три вида. Первую группу составлял доспехи для ведения боя с дальнего расстояния - лук, стрелы. Второй группе входили доспехи для ведения боя с близкого расстояния как, копьё, меч, секира. Третью группу составлял защитные доспехи - щит, панцирь, шлем.

Опираясь на эти сведения о воинских доспехах, мы можем, получит новые данные о некоторых сторонах созидательного труда предков каракалпаков: об их возникновении, и путях их развития.

Литературы

1. Алланиязов Т. К. Очерки военного дела кочевников Казахстана. Алматы, ХХ1 век. 1996.

2. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М. - Л.: АН СССР. 1950. Т. I.

3. Геродот. История. Л.: Наука. 1972.

4. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М.: ГРВЛ. 1967.

5. Жаббаров И. Кухна харобалар сири. Тош-кент, Узбекистон. 1968.

6. Ибн Фадлан. Путешествие на Волгу. М.: 1939.

7. Камалов С. К. К вопросу о формировании каракалпакского народа. // Вестник ККО АНРуз. 1997, №4.

8. Таскин В. С. Материалы по истории Сюнну. М.: Наука. 1973.

Бших О. П.

к. фшол. н., доцент кафедри украшсько! мови, Юровоградський державний педагопчний ушверситет iм. В. Винниченка

Bilykh O. P.

PhD in Philological Sciences, Associate Professor, Kirovograd State Pedagogical University named after V. Vynnychenko

В1ДМ1НКОВ1 ФОРМИ МНОЖИНИ ВКАЗ1ВНИХ ЗАЙМЕННИК1В У ЦЕРКОВНОСЛОВ'ЯНСЬКШ МОВ1 УКРА1НСЬКО1 РЕДАКЦ11 К1НЦЯ XVI-XVII СТ. PLURAL CASE FORMS OF INDICATIVE PRONOUNS IN UKRAINIAN EDITION OF THE CHURCH SLAVONIC LANGUAGE OF THE END OF XVI-XVII CC.

Анотащя. У статт проаналiзовано особливосп творення ввдмшкових форм множини вказiвних за-йменнишв у церковнослов'янськш мовi украшсько! редакци кшця XVI-XVII ст. Здшснено зютавлення виявлених форм iз ввдповвдними одиницями в старослов'янськiй та украшськш мовах. Проведений аналiз дозволив констатувати, що розглянутi форми значною мiрою зберегли давнi (старослов'янськi) особливо-ctí. Разом iз тим, виявленi варiантнi утворення свiдчать, що в аналiзованiй групi форм вiдбувалися змiни. Зокрема, розпочався процес зникнення родових вщмшностей у наз. та знах. множини, а також процес по-ширення на займенниковi форми закiнчень, характерних ранiше лише для прикметникового вiдмiнювання. З огляду на те, що виявлеш змiни були представленi на цей час i в украшськш мовi (i з виразшшими результатами), наявнють !х у церковнослов'янськш мовi е, очевидно, проявом упливу украшсько!

Ключовi слова: церковнослов'янська мова украшсько1 редакцii, вказiвнi займенники, ввдшнювання займенникiв.

Предоставляемый монолог представляет собой своего рода «клятву» богатыря, и присущ многим эпосам. Подобные характеристики в героических эпосах еще раз доказывает степень достоверности эпической реальности по отношении к исторической реальности. Дополнением к описаниям вышеуказанных авторов может служить эпические судьбы таких героев как Гулайым, Алпамыс, Коб-лан и т. д. Почти во всех каракалпакских героических эпосах соответственно их выражению «жау жарагы - бес курал» букв. «Пять воинские орудия», перечисляется все виды доспехов, входящих в эту группу, и объясняется и их бытовые функции, то есть их связь национальными обрядами исполняемые ими при жизни и во время похорон богатыря. Хотя здесь идет речь о богатыре и его характере как борца, исторический смысл её кроется в глубине. Признание меча как клятву, белого лука Кораном, панциря как очищением от греха все это показывает причастность этих видов доспехов к их бытовой жизни.

Наличие собственных имён воинских доспехов, например, как «Ак гиреуке сауыт», «Исфахан семсер», «Карагай саплы найза», «Бауыры тартык сарыжай» свидетельствует особенного и бережного отношения предков каракалпаков, живших многие века тому назад.

Устойчивость народных понятий и оценок о воинских доспехах в эпосах, то есть повествование о них в широком плане в свою очередь представляет нам эпическое полотно прошлой героической жизни наших предков: их подвигов, противостояния врагам, преданности родной земле, своим соплеменникам. А мастерство народа к поэтическому слову, изложенных в эпосах, умение создать из неодушевленных вещей живых образов, воссоздаёт перед нами яркую картину прошлого, и пробуждает в сердцах нового поколения уважения и любовь собственному историю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.