Научная статья на тему 'ВОЕННЫЙ ПАРАД И ПОЛИТКАРНАВАЛ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В СТОЛИЦЕ БССР В 1919-1925 ГГ'

ВОЕННЫЙ ПАРАД И ПОЛИТКАРНАВАЛ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В СТОЛИЦЕ БССР В 1919-1925 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ / ПЕРВОМАЙ / ПАРАДЫ / ДЕМОНСТРАЦИИ / АГИТАЦИЯ И ПРОПАГАНДА В БССР / ПРАЗДНОВАНИЕ 11 ИЮЛЯ / ДЕНЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ МИНСКА ОТ БЕЛОПОЛЯКОВ / ПОЛИТКАРНАВАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Денисов Антон Владимирович

В статье на основе широкого круга синхронных источников описываются различные виды проведения новых советских торжеств в Минске с 1919 по 1925 г. Если в начале 1930-х гг. был окончательно сформирован «канон», по которому проводились советские праздники, то в ранний период существования Советского государства шел активный поиск новых форм и направлений организации и проведения главных памятных дат как общегосударственного, так и местного национального масштаба. В БССР предпринимались попытки найти альтернативу массовой демонстрации и военному параду как главной доминанте праздника. Власти уделяли праздникам большое внимание, поскольку они выполняли важную агитационную функцию, наглядно показывали массам правильность выбранного политического курса, являлись средством мобилизации граждан. Для проведения праздника в городской среде организовывались специальные комиссии, которые определяли маршрут передвижения демонстрантов по городу, места празднования, средства и длительность празднования. Среди форм празднования в данный период можно выделить передвижные концерты, вечера памяти, открытие монументов и памятников, военные парады, массовые художественные действа с вовлечением в представление зрителей, детские праздники, факельные шествия и парады аэропланов. К 1925 г. кроме главной демонстрации и военного парада большую роль в праздновании начинает играть политкарнавал - шествие загримированных артистов, выполнявших роль живых символов и сатирических образов, которое заканчивалось большим представлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY PARADE AND POLITICAL CARNIVAL. ORGANIZATION AND HOLDING OF MASS CELEBRATIONS IN THE CAPITAL OF THE BSSR IN 1919-1925

Based on a wide range of synchronous sources, the article describes various types of holding new Soviet celebrations in Minsk in the period from 1919 to 1925. If in the early 1930s since the «canon of celebrations» was finally formed, according to which Soviet holidays were held, in the early period of the existence of the Soviet state there was an active search for new forms and directions for organizing and holding the main memorable dates, both national and local national scale. In the BSSR, attempts were made to find an alternative to a mass demonstration and a military parade as the main dominant of the holiday. The authorities paid great attention to the holidays, since they performed an important propaganda function, clearly showed the masses the correctness of the chosen political course, and were a means of mobilizing citizens. To hold the holiday in the urban environment, special commissions were organized, which determined the route of movement of the demonstrators around the city, the places of celebration, the means and duration of the celebration. Among the forms of celebration during this period, one can single out traveling concerts, memorial evenings, the opening of monuments and monuments, military parades, mass artistic performances with the involvement of the audience in the performance, children's parties, torchlight processions and parades of airplanes. By 1925, in addition to the main demonstration and military parade, a political carnival began to play an important role in the celebration - a procession of made-up artists who played the role of living symbols and satirical images, which ended with a big performance.

Текст научной работы на тему «ВОЕННЫЙ ПАРАД И ПОЛИТКАРНАВАЛ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В СТОЛИЦЕ БССР В 1919-1925 ГГ»

УДК: 94 (476)«1919/1925»+394.2(476)

А. В. Денисов

Белорусский национальный технический университет

ВОЕННЫЙ ПАРАД И ПОЛИТКАРНАВАЛ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В СТ ОЛИЦЕ БССР В 1919-1925 ГГ.

В статье на основе широкого круга синхронных источников описываются различные виды проведения новых советских торжеств в Минске с 1919 по 1925 г. Если в начале 1930-х гг. был окончательно сформирован «канон», по которому проводились советские праздники, то в ранний период существования Советского государства шел активный поиск новых форм и направлений организации и проведения главных памятных дат как общегосударственного, так и местного национального масштаба. В БССР предпринимались попытки найти альтернативу массовой демонстрации и военному параду как главной доминанте праздника. Власти уделяли праздникам большое внимание, поскольку они выполняли важную агитационную функцию, наглядно показывали массам правильность выбранного политического курса, являлись средством мобилизации граждан. Для проведения праздника в городской среде организовывались специальные комиссии, которые определяли маршрут передвижения демонстрантов по городу, места празднования, средства и длительность празднования. Среди форм празднования в данный период можно выделить передвижные концерты, вечера памяти, открытие монументов и памятников, военные парады, массовые художественные действа с вовлечением в представление зрителей, детские праздники, факельные шествия и парады аэропланов. К 1925 г. кроме главной демонстрации и военного парада большую роль в праздновании начинает играть политкарнавал - шествие загримированных артистов, выполнявших роль живых символов и сатирических образов, которое заканчивалось большим представлением.

Ключевые слова: массовые праздники, Первомай, парады, демонстрации, агитация и пропаганда в БССР, празднование 11 июля, День освобождения Минска от белополяков, политкарнавал.

Для цитирования: Денисов А. В. Военный парад и политкарнавал. Организация и проведение массовых праздников в столице БССР в 1919-1925 гг. // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия, 2023. № 1 (269). С. 73-79. DOI: 10.52065/2520-6885-2023-269-1-13.

A. V. Denisov

Belarusian National Technical University

MILITARY PARADE AND POLITICAL CARNIVAL. ORGANIZATION AND HOLDING OF MASS CELEBRATIONS IN THE CAPITAL OF THE BSSR IN 1919-1925

Based on a wide range of synchronous sources, the article describes various types of holding new Soviet celebrations in Minsk in the period from 1919 to 1925. If in the early 1930s since the «canon of celebrations» was finally formed, according to which Soviet holidays were held, in the early period of the existence of the Soviet state there was an active search for new forms and directions for organizing and holding the main memorable dates, both national and local national scale. In the BSSR, attempts were made to find an alternative to a mass demonstration and a military parade as the main dominant of the holiday. The authorities paid great attention to the holidays, since they performed an important propaganda function, clearly showed the masses the correctness of the chosen political course, and were a means of mobilizing citizens. To hold the holiday in the urban environment, special commissions were organized, which determined the route of movement of the demonstrators around the city, the places of celebration, the means and duration of the celebration. Among the forms of celebration during this period, one can single out traveling concerts, memorial evenings, the opening of monuments and monuments, military parades, mass artistic performances with the involvement of the audience in the performance, children's parties, torchlight processions and parades of airplanes. By 1925, in addition to the main demonstration and military parade, a political carnival began to play an important role in the celebration - a procession of made-up artists who played the role of living symbols and satirical images, which ended with a big performance.

Keywords: mass celebrations, 1 May, parades, demonstrations, agitation and propaganda in the BSSR, July 11 celebration, Day of the liberation of Minsk from the White Poles, political carnival.

For citation: Denisov A. V. Military parade and political carnival. Organization and holding of mass celebrations in the capital of the BSSR in 1919-1925. Proceedings of BSTU, issue 6, History, Philosophy, 2023, no. 1 (269), pp. 73-79 (In Russian). DOI: 10.52065/2520-6885-2023-269-1-13.

Введение. Празднование годовщин важных политических событий и исторических дат в городском пространстве остается актуальным в настоящее время. В первые годы интенсивного социально-политического, культурного и государственного строительства Совесткой Беларуси происходила апробация разных форм проведения публичных торжеств главных праздников: 1 Мая, Годовщины Октябрьской революции, освобождения Беларуси от белополяков и др.

Основная часть. Одним из первых массовых советских торжеств в Минске была Первая годовщина создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 23 февраля 1919 г. Для подготовки к празднованию было создано специальное бюро «по организации дня празднества», а также президиум объединенного хора «по устройству праздника Годовщины Красной армии и «Красного подарка» [1, с. 4]. Последний предпринял попытку объединить все певчие хоры города в один коллектив для исполнения революционных песен и гимнов. В феврале - марте 1919 г. в Минске действовал губернский отдел изобразительных искусств при Народном комиссариате просвещения Лит-Бел ССР, возглавляемый художником Дмитриевым В. В. Силами отдела к Первой годовщине создания РККА центральные улицы Минска были украшены лозунгами, плакатами, флагами, арками и панно.

Над праздничным оформлением города работали художники Цехановский М. М. и Стрже-минский В. М. [2, с. 4].

23 февраля 1919 г. в Минске на площади Свободы состоялся торжественный митинг, который сопровождался выступлением руководства ЦК КП(б) Беларуси, парадом частей РККА и демонстрацией трудящихся [3, л. 82]. Под пение объединенного хора и аккомпанемент оркестров в сквере на площади Свободы на месте памятника императору Александру I состоялось открытие статуи красноармейца из дерева и жести по проекту М. М. Цехановского.

Торжественные митинги и собрания прошли во всех главных зданиях города, в театрах и домах культуры были показаны спектакли на революционную тематику. Вечером в городе зажглись праздничные эмблемы с электрической подсветкой. Кроме этого, в Минске находился военно-подвижной фронтовой литературно-инструкторский поезд имени В. И. Ленина, коллектив которого участвовал в праздничных мероприятиях и раздавал агитационную литературу и листовки [4, с. 3].

События советско-польской войны прервали практику революционных праздников, с апреля 1919 по 11 июля 1920 г. Минск был занят польскими частями. Одновременно в Советском государстве в 1920-1921 гг. было решено отказаться от

общегородских процессий в дни праздников из-за падения интереса к ним со стороны общественности. Праздничный митинг и шествие не сильно отличались от собраний и манифестаций, которые в период Февральской и Октябрьской революций были достаточно частым явлением.

Предпринимались попытки введения новых форм участия масс в праздниках и торжествах. Например, 1 мая 1920 г. в крупных городах РСФСР вместо общегородских демонстраций решили провести массовые субботники, а также демонстрацию зрелищ и спектаклей. В качестве яркого примера может служить Первомай в Витебске 1920 г., где силами группы УНОВИС (Утвердители нового искусства) под руководством К. С. Малевича оформили центральные улицы города в супрематистской стилистике [5. с. 77-78].

В 1921 г. в Советском государстве продолжались эксперименты с формами праздничных мероприятий. Минск не остался в стороне, особо красочным было празднование 1 Мая. Организаторы торжеств отказались от общегородской демонстрации как главной части городского праздника, сосредоточившись на митингах, собраниях и художественно-спортивных мероприятиях в различных частях города. Несмотря на подобную децентрализацию и отсутствие главного шествия-парада, празднования в Минске отличались большим масштабом [6, с. 4].

Накануне 30 апреля с песнями по улицам проследовали комсомольцы и военные. Утром 1 мая прошли торжественные митинги, где состоялось чествование героев труда.

Особое внимание было уделено мероприятиям для учеников городских школ и беспризорников: детские игры, спектакли и концерты прошли в Клубе молодежи на ул. Богадельной (совр. ул. Комсомольская), городском велотреке (совр. парк имени М. Горького), Троицкой площади (район совр. Суворовского училища и сквера у Оперного театра), Комаровке и Серебрянке (район совр. ул. Аранской), в городских театрах, клубах и др. Игры сопровождались раздачей подарков и катанием детей на автомобилях.

Вторым новшеством для городского пространства стали «летучие концерты-митинги»: группы артистов и музыкантов с 12 до 21 ч выступали перед собравшимися горожанами в различных частях города. В репертуаре коллективов были революционные песни, сценки и пьесы. Разыгрывалась агитационная пьеса «Петрушка» авторства С. Я. Маршака.

Во время представлений на Троицкой площади присутствовало большое количество польских военнопленных. Финалом художественной части было массовое театральное действо в 21 час на площадке городского велотрека, организованное драматургами Мировичем Е. А., Литвиновым Л. М.

и Бейтлером (подробная информация о последнем отсутствует - Д.), с сожжением деревянной статуи капитала в финале [7, с. 3].

В 19:30 на площади Свободы был торжественно открыт Обелиск имени Минского совета, который представлял собой деревянную трибуну-монумент, украшенную портретами вождей и цитатами из Конституции БССР 1919 г. Проект был разработан художником Ульпи Б. (подробной информации о последнем нет - Д.). В присутствии собравшихся состоялось поднятие флага на мачте обелиска.

Вечером 1 мая в Минске в Александровском сквере, городском саду (совр. парк имени М. Горького) и площади Свободы прошли кинематографические сеансы.

2-го мая детские утренники и мероприятия в городе продолжались. Кроме этого, празднование распространилось на городские окрестности: артисты государственного театра провели представления под общим названием «Праздник в деревне» для жителей Лошицы, был организован выезд для комсомольцев, рабочих и солдат на декоративном составе в имение Козырево (район совр. ул. Козыревской).

Празднование годовщины Октябрьской революции имело масштаб камерного мемориального мероприятия. 6 и 7 ноября в закрытых помещениях в присутствии рабочих, курсантов и учащихся состоялись выступления докладчиков и «старых революционеров», которые делились с аудиторией воспоминаниями о былых днях подпольной революционной борьбы, истории революционного движения в России и Беларуси, борьбы на баррикадах, революционных событиях, делали доклады о новой экономической политике.

Подобные собрания прошли во всех театрах и клубах Минска: Городском театре, «Белом зале» (Дом общества любителей изящных искусств, ул. К. Маркса, 17), кинотеатре «Гигант» (район пр. Независимости, 22), здании Внешторга (площадь Свободы, 7), Камерном театре (площадь Свободы, 4), Клубе имени Свердлова (пересечение совр. ул. Кирова и Ленина) и др. Всего в Минске одновременно состоялось более 30 таких вечеров [8, с. 3]. Выступление докладчиков открывалось «Интернационалом» и поминанием павших в борьбе героев, а в финале проходили концерт или спектакль, пение революционных песен, декламация стихов.

Среди проведенных собраний выделялся «Вечер памяти», устроенный 6 ноября для заключенных Минского концентрационного трудового лагеря. Это исправительно-трудовое учреждение было открыто в марте 1921 г. на территории комплекса Доминиканского монастыря по ул. Петропавловской, Крещенской (совр. ул. Интернациональная) и ул. Юрьевской (совр. территория

Дворца Республики). В лагере содержались заключенные, осужденные за экономические преступления, бандитизм и антибольшевистскую деятельность.

В системе первых советских лагерей практиковали различные способы агитационного воздействия. Большевистское руководство ставило перед лагерной администрацией задачи перевоспитания заключенных принудительным трудом на благо социалистического общества. Вечер воспоминаний о революционных событиях завершился спектаклем с участием самих заключенных [9, с. 3].

1922 г. ознаменовал собой возвращение к форме общегородских шествий, демонстрация вновь стала центральным местом советского праздника. С этого момента празднование годовщин и важных дат в Минске приобрело более четкую и постоянную структуру.

Примером может служить 1 Мая 1922 г. Минский исполнительный комитет 28 апреля разослал всем частным домовладельцам, заведующим муниципализированными домами, домовым комитетам предписание: ко дню праздника очистить улицы от мусора, украсить дома красными флагами, а балконы зеленью и флажками, все торгово-промышленные заведения закрыть [10, с. 4]. Над оформлением центральных улиц города работали бригады художников.

Созданная для проведения торжеств комиссия при Центральном бюро ЦК КП(б) Беларуси выбрала местом главного митинга Троицкую площадь, где должны были собраться демонстрации трудящихся и части РККА для торжественного принятия «красной присяги» и парада. Для подготовки к параду при политическом управлении РККА Западного фронта была организована фронтовая комиссия. Силам минского гарнизона было проучено провести расчистку Троицкой площади, украсить здания, занимаемые воинскими частями. Помимо участия в параде кавалерийских и пехотных частей было решено устроить воздушные маневры и инсценировки на аэропланах над городом. На праздник выделялось 2 дня: 30 апреля -«День просвещения»: просветительские мероприятия, собрания, лекции и вечернее празднование; 1 мая - «Первомай»: основные праздничные мероприятия с парадом и демонстрацией. За расстановку колонн демонстрантов и маршрут их передвижения отвечал начальник управления милиции и угрозыска БССР Кроль Е. М. [11. л. 16].

Вечером 30 апреля в Городском театре состоялось торжественное заседание коммунистической организации. С речью выступил секретарь Центрального бюро КП(б) Беларуси Кнорин В. Г. В завершение собравшимся был показан «танец Красной Армии» в исполнении балерины Николаевой А. В.

В ночь с 30 апреля на 1 мая 1922 г. в городе впервые прошло «факельное шествие трех поколений»: пионеров, комсомольцев и коммунистов. Молодые люди прошли с горящими факелами и красными знаменами по ул. Советской (совр. пр. Независимости) до площади Свободы, где их встретили коммунисты и красноармейцы [12, с. 3]. В первой половине ХХ в. многие социалистические партии и молодежные организации Европы практиковали подобные действия во время праздников.

С этого времени факельные процессии стали проходить при каждом праздновании 1 Мая, 7 ноября и ряда других дат (например, МЮДа -Международного юношеского дня). Перед шествием по распоряжению комиссий Горисполком заготавливал более 100 факелов [13, л. 17].

В первой половине дня на площади Свободы состоялся массовый митинг с участием коммунистов, комсомольских и профсоюзных организаций, на котором выступил председатель ЦИК БССР Червяков А. Г. После этого колонны демонстрантов под звуки оркестра двинулись к Троицкой площади.

Маршрут демонстрации проходил через центральные улицы города: по Губернаторской (ул. Ленина), Советской (совр. пр. Независимости), Пролетарской и Широкой. На Троицкой горе состоялось принесение торжественной присяги красноармейцев - одного из главных военных ритуалов советского времени. После этого состоялся парад частей РККА, который с трибуны приветствовали первые лица государства: Кнорин В. Г., Червяков А. Г., нарком по военным делам БССР Адамович И. А.

После главной демонстрации в городе начались мероприятия в отдельных районах: спортивные состязания на велотреке, митинг и открытие клуба в Нижней Ляховке (совр. район ул. Октябрьской), митинг с концертом в Клубе имени К. Маркса, спектакль для еврейских рабочих в Городском театре и др. На улице Советской у дома ЦК КП(б) Беларуси состоялся митинг и выступление группы артистов. Репертуар пьес и постановок также тщательно отбирался. Преобладала героическая тематика: «Город в кольце» К. С. Минина, «Жан и Мадлен» Октава Мирбо, «Враги» А. М. Горького и т. д. [11, л. 50]

Публикации в прессе, описывающие празднование, обратили внимание на участие в митинге иностранных граждан, в частности представителей от швейцарской организации «Красный Крест».

В газете сообщалось: «В публике, принявшей их за немцев, раздаются возгласы:

- Пришли, голубчики, германско-русский договор подействовал. И незлобной иронией звучат брошенные кем-то слова: «Союзники» [14, с. 3].

Возвращение к общегородским шествиям произошло на фоне Генуэзской конференции, на которой Советское государство стремилось добиться статуса на международном уровне. В передовицах советских газет первомайские праздники и международная политика располагались рядом, а всенародные демонстрации описывались как веское доказательство легитимности власти большевиков, поддерживаемой широкими массами. Присутствие иностранных гостей, дипломатов и журналистов на трибунах, символизирующих собой международное признание, тоже стало одной из отличительных черт праздничных парадов и митингов.

Во второй половине дня проходили гулянья в Городском саду, спортивные состязания и детские игры на велотреке, в 21:00 в клубах и театрах продолжались концерты и киносеансы [15, с. 5].

Празднование очередной годовщины Октябрьской революции проходило по схожему сценарию, под девизом «Праздник Победы». Местами массовых собраний были площадь Парижской коммуны, откуда демонстранты проследовали торжественным маршем к городскому театру, где был открыт памятник Карлу Марксу [16, л. 6].

Техническая комиссия по организации праздника позаботилась об электрической иллюминации центральных зданий города, Александровского и Виленского вокзалов, а также домов по маршрутам шествий вечером 6 и 7 ноября, над городом летали аэропланы с прожекторами. С 1923 г. зрелищные полеты до 25 аэропланов над площадями Парижской коммуны, Свободы и городским велотреком должны были убедить обывателей в мощи советского воздушного флота [16, л. 17].

В 1923 г. произошло еще одно важное событие: постановлением ЦИК Совета БССР 11 июля День освобождения столицы Беларуси от бело-гвардейско-панской польской армии и власти помещиков и капиталистов был объявлен республиканским праздником. Для празднования 3-й годовщины освобождения была создана специальная организационная комиссия [17, с. 5].

Новый республиканский праздник 10 июля был отмечен собраниями и докладами в клубах и рабочих коллективах. 11 июля в 11 утра на площади Свободы состоялся торжественный парад частей РККА под командованием П. Е. Дыбенко и Я. Ф. Фабрициуса. Затем колонны демонстрантов прошли к зданию Городского театра, где состоялось торжественное заседание Минского горсовета. Вечером проходили народные гуляния, концерты и массовые действа [18, с. 4]

В дальнейшем (1924-1925 гг.) массовые действа, постановки с участием загремированных актеров, живых карикатур и плакатов, сцены на митингах и во время шествий стали приобретать больший размах и получили название «политкар-навала». Среди сюжетов, показываемых публике,

преобладали революционные события, борьба с белополяками, международное положение СССР и экономическое строительство. Среди сюжетов, показываемых публике, преобладали революционные события, борьба с белополяками, международное положение и СССР и экономическое строительство. Коллективы трудящихся помимо флагов несли символы и эмблемы своих предприятий: караваи хлеба, обувь, станки, папиросы, детали машин.

Распространенной темой на политкарнавале была сатира на врагов Совесткого государства. Во время празднования 7 нобяря 1924 г. артисты, объединенные в карикатурные карнавальные группы, изображали живые плакаты и карикатуры: «женщина-кооперация едет верхом на нэпмане», «Франция ведет на поводке несколько сабак разных пород, символизирующих государства «малой Антанты», «загримированные белорус, еврей, поляк и русский, идущие рука об руку», «повозка, запряженная евреем, белорусом и русским, в которой едет польский воевода с плакатом "На Кресах все спокойно", «китаец подает руку советскому рабочему» и т. д. [19, л. 51-52]. Отдельные сценки и миниатюры во время шествий и митингов готовили зрителей к кульминации - массовому театрализованно-карнавальному действию, воссоздававшему важные события победы большевиков.

Торжества 11 июля 1925 г. прошли под общей концепцией «День Победы» - победы над оккупантами и второго провозглашения Белорусской республики. Помимо торжественного заседания и военного парада на площади Победы, в Городском саду и велотреке состоялись детские праздники и спортивные мерприятия.

Важной частью празднования стало масштабное двухчасовое карнавальное действо, организованное тетральной группой «Синяя блуза», комсомольцами и армейскими частями. Оно разыгрывалось от ул. Урицкого до Красноармейской, от ул. К. Маркса до площади Свободы, по ул. Советской и Ленинской (совр. Ленина) [20, с. 4]. Зрителям была показана инсценирока событий советско-польской войны: захват Минска, самоуправство оккупантов, уличные бои, бегство неприятеля, осовбождение города. Действо сопровождалось шумовыми эффектами и музыкой оркестра.

Отличительной чертой театрализованной реконструкции было прямое взаимодействие труппы с публикой и превращение последней в участников перформанса: «Минск во власти белополяков. Трепыхающиеся по воздуху беломалиновые флажки. Разыгрываются сцены грабежа и разгула. Ин-сценирока продолжается. Вот группа "польских офицеров " окружила "седобородого с длинной, предлинной бородой еврея" и, несмотря на его

вопли и протесты, отрезает бороду... Польские патрули, разъезжая по улицам, пытаются отобразить "культурное"панское обхождение. "Шпики", шныряя в толпе, "арестовывают " зрителей и, осыпая их польскими ругательствами, тащат "до посторунка "». Как отмечалось в репортаже, зрители, впечатленные реалистичной игрой, испытывали сильные эмоции, кидались с кулаками на артистов и ликовали во время сцен освобождения [21, с. 4].

Празднование 8-й годовщины Октябрьской революции было запланировано отметить грандиозными акциями, но в связи с траурной неделей по случаю кончины М. В. Фрунзе военный парад на площади Парижской комунны отменили. Тем не мнее демонстранты были построены в 7 колонн, каждая из которых двинулась от места сбора своим маршрутом к площади Свободы, где прошел торжественный митинг. Со специально постоенной трибуны руководство БССР, военные чины и инстостранные гости привествовали собравшихся [22, с. 2].

Заключение. Таким образом, в 1919-1925 гг. происходила трансформация способов и подготовки совестких праздников. На проведение праздников влияли как общие культурные и идеологические тенденции в Совестком государстве, так и локальные особенности. Площади и районы Минска стали своеобразной территорией экспериментов при реализации различных праздничных сценариев.

В 1919 г. близость фронта и война с Польской республикой серьезно ограничили возможность проведения праздников в Минске, главным из которых стала Первая годовщина создания РККА. Достигла преобладания эстетика военного парада, смотра войск и демонстрации силы как сторонникам большевиков, так и их противникам.

1921 г. характеризовался серией эксперемен-тальных сценариев: отказ от единой общегородской демонстрации на 1 Мая и 7 ноября и замена большим количеством локальных мероприятий в разных частях города. В этот недолгий период среди праздничных мероприятий преобладали утренники, детские игры, локальные митинги, летучие концерты, спортивные состязания и теат-рализированные постановки.

Годовщина Октябрьской революции была встречена «вечерами памяти» и мемориальными церемониями, проведенными в клубах, домах культуры, театрах и даже в исправительных учреждениях. Доклады и воспоминания, которые зачитывались для аудитории и публиковались затем в прессе, были частью политики памяти, которые проводила большевистсткая власть.

С 1922 г. произошло возрождение общегородской демонстрации как главного события

праздника, в ее основе стояла идея мобилизации и демонстрации сил.

В Минске, где находился крупный гарнизон, праздничные демонстрации начинались с военного парада с новейшей боевой техникой (аэропланами). Планы комиссий по подготовке празднования и публикации в прессе акцентировали внимание на массовости демонстраций и сплоченности их участников.

С этого момента праздничные демонстрации позиционировались как торжества национального государственного характера, обращались к более широкому кругу населения. Этот мотив звучал в описании торжеств 1 Мая и 7 ноября. С 1923 г. национальным праздником для Советской Беларуси стал День освобождения Минска от бе-лополяков 11 июля. С освобождением столицы БССР связывали и важнейший период провозглашения белорусской государственности.

В 1923-1925 гг. во время массовых демонстраций все большее внимание начало уделяться театрализованным постановкам, сценам и образам политической сатиры. В их сюжетах

преобладали темы достижений государственного, культурного и социально-политического строительства в Беларуси, карикатурные образы классовых врагов. Благодаря расцвету самодеятельного искусства, клубным и театральным кружкам в Минске начали проводиться полит-карнавалы.

Массовые действа, демонстрирующие сцены из революционных событий и Гражданской войны, проводились с целью выработки у зрителей идеологически правильного взгляда на недалекое прошлое. Несмотря на то, что сюжеты и образы определялись заранее, для артистов при взаимодействии с демонстрантами и зрителями оставалось поле для импровизации.

Во все периоды при подготовке к праздникам большое внимание уделялось художественному оформлению городского пространства: украшению зданий и улиц флагами, арками, плакатами и транспарантами; созданию трибун, памятников и монументов; иллюминации домов; фейерверкам; художественному оформлению грузовиков с демонстрантами.

Список литературы

1. Звязда. 1919. 19 февраля. С. 4.

2. Искусство коммуны. 1919. 23 марта. С. 4.

3. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 4п. Оп. 1. Д. 16.

4. Звязда. 1919. 25 февраля. С. 3.

5. Шатских А. Витебск. Жизнь искусства, 1917-1922. М.: Языки русской культуры, 2001. 258 с.

6. Звязда. 1921. 28 апреля. С. 4.

7. Звязда. 1921. 5 мая. С. 3.

8. Звязда. 1921. 6 ноября. С. 3.

9. Звязда. 1921. 9 ноября. С. 3.

10. Звязда. 1922. 28 апреля. С. 4

11. НАРБ. Ф. 4п. Оп. 1. Д. 935.

12. Звязда. 1922. 3 мая. С. 3.

13. НАРБ. Ф. 4п. Оп. 1. Д. 942.

14. Звязда. 1922. 3 мая. С. 3.

15. Звязда. 1923. 29 апреля. С. 5.

16. НАРБ. Ф. 4п. Оп. 1. Д. 942.

17. Звязда. 1923. 9 ноября. С. 4

18. Звязда. 1923. 10 июля. С. 5.

19. НАРБ. Ф. 307. Оп. 1. Д. 22.

20. Звязда. 1925. 10 июля. С. 4

21. Звязда. 1925. 14 июля. С. 4.

22. Звязда. 1925. 5 ноября. С. 2.

Referenses

1. Zvyazda [Zviazda], 1919, February 19, p. 4 (In Russian).

2. Iskusstvo kommuny [The art of the commune], 1919, March 23, p. 4 (In Russian).

3. National Archive of the Republic of Belarus (NARB). Fund. 4p. I. 1. F. 16.

4. Zvyazda [Zviazda], 1919, February 25, p. 3 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Shatskikh A. Vitebsk. Zhizrtiskusstva, 1917-1922 [Vitebsk. Life of Art, 1917-1922]. Moscow, Yazyki russkoy kul'tury Publ., 2001. 258 p. (In Russian).

6. Zvyazda [Zviazda], 1921, April 28, p. 4 (In Russian).

7. Zvyazda [Zviazda], 1921, May 5, p. 3 (In Russian).

8. Zvyazda [Zviazda], 1921, November 6, p. 3 (In Russian).

9. Zvyazda [Zviazda], 1921, November 9, p. 3 (In Russian).

10. Zvyazda [Zviazda], 1922, April 28, p. 4 (In Russian).

11. NARB. Fund 4p. I. 1. F. 935.

12. Zvyazda [Zviazda], 1922, May 3, p. 3 (In Russian).

13. NARB. Fund. 4p. I. 1. F. 942.

14. Zvyazda [Zviazda], 1922, May. 3, p. 3 (In Russian).

15. Zvyazda [Zviazda], 1923, April 29, p. 5 (In Russian).

16. NARB. Fund. 4p. I. 1. F. 942.

17. Zvyazda [Zviazda], 1923, November 9, p. 4 (In Russian).

18. Zvyazda [Zviazda], 1923, July 10, p. 5 (In Russian).

19. NARB. Fund. 307. I. 1. F. 22.

20. Zvyazda [Zviazda], 1925, July 10, p. 4 (In Russian).

21. Zvyazda [Zviazda], 1925, July 14, p. 4 (In Russian).

22. Zvyazda [Zviazda], 1925, November 5, p. 2 (In Russian).

Информация об авторе

Денисов Антон Владимирович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Социальное управление». Белорусский национальный технический университет (220013, Минск, пр-т Независимости, 65. Республика Беларусь). E-mail: dzianisau.1982@gmail.com

Information about the author

Denisov Anton Vladimirovich - PhD (History), Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Social Management. Belarusian National Technical University (65, Nezavisimosti Ave., 220013, Minsk, Republic of Belarus). Email: dzianisau.1982@gmail.com

Поступила 02.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.