ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ ИМАМАТА
МагомедовМ. Б., д.и.н., проф., декан юридического факультета
Институт (филиал) ФГБОУВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина» в г.Махачкале
В статье определены значимость и необходимость проведенных военных реформ в Имамате. Даны оценки исследованиям некоторых авторов, которые исследовали данную проблему в разные исторические периоды нашего государства.
Ключевые слова: Дагестан, Чечня, Имамат, Низам, Шамиль, система, организация.
The article defines the significance and necessity of the military reforms carried out in Imamat. A proper appreciation to the research of some authors who investigated this problem in different historical periods of our state is given in the article.
Key words: Dagestsn, Sheshja, Imamat, Nizam, Shamil, sistem, organization.
Ведя тяжелую и неравную борьбу с царизмом, Шамиль понимал, что без четкой организации вооруженных сил на регулярной основе и крепкой материальной базе ничего не сможет добиться, и он по мере распространения шариата и укрепления его положения начал создавать регулярную армию. Материальной базой для этого вначале служило конфискованное имущество феодальной знати и военная добыча, а впоследствии это стало делом государственной важности.
Масштабные военные реформы заняли центральное место в методической, творческой и правовой преобразовательной деятельности Шамиля. Эти реформы должны были превратить армию Имамата в боеспособную настоящую организацию со структурой, соответствующей современным требованиям военного искусства. Правовым аспектам военной реформы Шамиля восхищались его современники и, более того, он получал комплименты от офицеров высшего ранга официальных властей. Армия Имамата - высокая мобильная сила всегда была готова к сражению. Организация массового отпора империи, наряду с ликвидацией власти феодальной верхушки, которую проводило руководство Имамата, и объясняет активную поддержку народом мероприятий, проводимых Шамилем. Возглавив борьбу, Шамиль предложил горским обществам наилучшие «формы консолидации народных устремлений, политической, военной и идейной организации масс, которые позволили сплотить разрозненные, разноязычные общества в единый военно-политический организм»[1].
В отличии от своих предшественников, которые ограничивались эпизодическим набором военных сил, Шамиль в конце 30-х годов XIX века заложил
фундамент регулярной армии. Ему удалось продемонстрировать всему миру силу воинов, воодушевленных идеей освобождения и веры. Особую заботу и внимание Шамиля вызывали военное устройство и вооружение горцев. Благодаря его неутомимой деятельности при ограниченных средствах и ресурсах в Имамате была создана армия и образована экономическая база, способная в течение 25 лет отражать натиск регулярных войск официальных властей.
Создавая свою армию, Шамиль перенимал все лучшее, что находил в организации имперских войск и управлении ими, и она состояла из трех родов войск: пехоты, конницы и артиллерии, которая и была характерной структурой для постоянной армии. Кроме того, имелись еще временно мобилизуемые ополченцы, игравшие немаловажную роль в боевых действиях горцев. Большой гордостью Шамиля была конница - основное ядро армии. Хотя Шамиль и придавал большое значение кавалерии, известно, что коневодство широко в регионе не было распространено, и поэтому кавалеристами могли быть главным образом зажиточные уздены. Горские конники были искусными и виртуозными наездниками, отлично владели оружием. Лучшими войсками конников с вооружением и одеждой была признана конница Гази-Магомеда.
Пехота комплектовалась из аулчан по призыву Шамиля от 15 до 50-летнего возраста. Пехотинцы были организованы в 1000, 500, 100, 50 и 10 бойцов[2]. Командирами тысячи и пятисот назначались наибы, которые назывались генералами, полковниками, капитанами. Генералами в армии Имамата являлись Ахверды-Магома, Шуаиб-мулла, Улубей ауховский, Абакар-кадий и Кибит-Магома; полковниками - Абдурахман-Дибир и Омар Ункратлинский, а капитанами - все остальные наибы[3]. Чины имели свои знаки отличия. Высший командный состав, представленный наибами, был неоднородным. Шамиль, сохранив общинно-родовое деление страны, фактически не имея выбора, был вынужден назначить часть наибов в командующий состав, а другая часть наибов была выдвинута благодаря своим личным качествам и самой жизнью, которой приходилось командовать полиэтническими подразделениями. Высокий нравственный уровень и боеспособность армии Имамата были результатом воспитательной работы в войсках и значимости оборонительного характера борьбы.
Одну из основополагающих ролей в воспитании солдат Имамата играло духовенство в лице Шамиля и его учителей[4]. Именно их деятельностью и объясняется бесстрашие мюридов.
В историко-правовой литературе встречаются разные данные о численности вооруженных сил Шамиля. А.Х.Рамазанов без ссылки и уточненных данных отмечает, что в лучшие годы армия Шамиля достигала 60000 человек[5]. При этом автор не приводит данных о постоянном войске Шамиля и об ополчении. Р.М.Магомедов отмечает, что «в отдельных кампаниях против завоевателей число участвовавших в войне горцев доходило до 30-40 тысяч. Численность же постоянных войск Шамиля, находившихся на содержании населения, не превышала 15-20 тысяч»[6]. Последний, исходя из показаний Хаджи-Мурата графу Воронцову и других сведений, дает, на наш взгляд, более достоверные данные.
Горцы, находившиеся на службе у Шамиля и его наибов, назывались муртазагетами. Учреждение муртазагетов давало возможность имаму решить сразу несколько военных и правовых проблем: оно снабжало его большой силой, всегда готовой бороться против колонизаторов и местных феодалов без всякого ущерба для казны, создавало большой общественный слой, заинтересованный в продолжении его правления. Набор в постоянное войско осуществлялся посредством разверстки -по 1 всаднику от каждых 10 дворов. Так, например, по свидетельству официальных источников, мичиковцы могли «.. .поставить до 2000 вооруженных людей, ауховцы до 1500, Большая Чечня 2500 и Малая Чечня до 4000...»[7]. В муртазагеты отбирались физически подготовленные и мужественные люди, готовые пожертвовать жизнью за независимость горцев. За преданную службу в армии муртазагеты пользовались большим уважением односельчан. Они заботились о семьях муртазагетов, помогали им пахать, сеять и убирать урожай, заготавливать сено, пасти скот и т.д.
Создание частей муртазагетов[8] удачно разрешало двойную задачу: во-первых, они благодаря своим боевым качествам могли противостоять не только имперской армии, но и внутренним врагам. Во-вторых, они образовали большую группу привилегированного и заинтересованного в сохранении имамского режима населения. «Во время войны, - пишет Прушановский, - они составляют самую надежную и лучшую часть сборищ горцев. Держатся с отчаянной решительностью, соблюдают отличную подчиненность. Малое число их опаснее, чем целое скопище горцев». Генерал М.С.Воронцов после взятия Салты в сентябре 1847 г., отмечая мужество защищавших его в течение 2,5 месяцев горцев, в своих мемуарах писал: «В долголетнем опыте мне редко случалось видеть неприятеля более упорного и стойкого, как гарнизон укрепления Салты, который составлен, был из лучших и
храбрейших людей Дагестана. Упрямые сопротивления этого гарнизона превосходят все, что европейской войне может быть известно»[9].
В историко-правовой литературе, да и в источниках, прослеживается мысль о том, что муртазагеты являются, чуть ли не основой постоянной армии. В правовом отношении это мнение ошибочное. Если взять во внимание мнение представителей официальных властей, то мы узнаем, что роль, отведенная муртазегетам, была сугубо официальная, т.е. караульная служба, охрана границ, личная охрана имама и т.д.[10]
В каждом воине Шамиля было заложено стремление к славе, к получению наград, и они проявляли усердие, чтобы их получить, жертвуя своей жизнью. Так, например, по сведениям местных источников, «из жителей андийских сел каждый раз в бою погибало от 10 до 20 воинов... Такое же количество жителей погибало из Гумбета, Аварии, Унцукуля... Согратль и Чох. В Чечне храбростью известны жители Кихи, Мартана и Шубута... Такие же храбрые жители обществ Ичкерия, Нахбак, Аух...»[11]. (Относительно «Нахбак» и «Аух» в «Книге воспоминаний.» даются не точные данные о месте их расположения. Они находятся в Дагестане, ныне - Казбековский район РД).
Для поощрения особо отличившихся наибов, командиров и рядовых горцев Шамиль ввел порядок награждения их знаками отличия и чинами разных степеней, закрепленные и определенные низамами. Были и другие виды поощрения, в частности оружием, лошадьми, деньгами, знаменами и т.д. Кроме того, наиболее влиятельные наибы тоже имели свои награды, которыми награждали своих подчиненных. Такие награды давали, например, Даниял-бек и Талгик. Так, на медали Талхика было написано: «Проявившему храбрость и мужество в войске Талгика».
Ордена, медали и другие знаки отличия различались по статусу и достоинству, их насчитывалось около 150 видов. Они делались в основном из серебра и имели соответствующие их статусу и достоинству надписи: «Обладатель храбрости и великодушия», «Знак храбреца», «Кто думает о последствиях, тот не храбрец», «Это храбрец, который не убегает от сражений и живет среди опасностей»[12] и т.д. и в правовом отношении владетели знаков в правовой иерархии возвышались. В казне Шамиля, как утверждает эпистолярный материал, были круглые ордена из золота и серебра, генеральские и полковничьи эполеты, а также оружие, печати, браслеты[13].
«Давно уже до меня доходили слухи, - писал генерал Граббе, - что Шамиль для поощрения наибов, отличившихся в скопищах своих, раздает им знаки отличия вроде наших орденов, и старается вводить некоторую правильность между своими полчищами»[14]. Генералу Российской империи было трудно признаться, что и у «диких» горцев может быть высокоорганизованная армия с крепкой дисциплиной, единоначалием, знаками отличия и хорошо продуманной структурой комплектования подразделений на уровне лучших традиций армий европейских стран. Для Граббе это были «скопища», «полчища». Между тем эти «скопища», «полчища» в 1842 году в лесах Ичкерии и в целом ряде сражений 1843 года проучили Граббе, Клюки-фон-Клюгенау, Нейгардта, Бакунина и других, показали высокий уровень организованности и образцы тактики ведения боя.
Если воин погибал в бою, его тело не обмыли и не служили над ним погребальную молитву, хоронили его в его запачканной кровью одежде, предварительно очистив его от прочих нечистот. Этот способ захоронения, в отличие от кончины в своей постели, являлся нормой шариата. Разница этих двух способов погребения состоит в том, что Аллах Всевышний желает встретить павшего за веру махида в Судный день (йавм ал-кийама) в том виде, в каком он скончался. Этим он оказывал ему честь[15].
Войска Шамиля расквартировывались в аулах по подразделениям по принципу поселения. Как уже было отмечено, во главе этих подразделений стояли наибы - пятисотенные, сотники и т.д.[16] Все наибы на правом плече носили эполеты; пятисотенные на груди носили медали с надписью, обозначавшей военное звание: «Начальник пятисот человек такого-то устраиваемого войска»[17]. За особые заслуги и мужество пятисотенные и сотенные командиры получали шашки, кисти для шашек с надписью: «Нет храбрее такого-то, нет сабли его острее». Этот знак отличия давал право на получение жалованья по три рубля серебром в месяц[18] и т.д.
В армии Шамиля поддерживались строгая дисциплина и жесткий порядок, базировавшиеся на своеобразной присяге - публичной клятве на Коране. Нарушение клятвы считалось тягчайшим преступлением. Наряду с поощрениями в армии Имамата практиковались и наказания. Командиры несли большую ответственность и, естественно, наказывались строже рядовых. Наиболее практиковавшимися видами наказания были понижение в должности, публичный выговор, арест от 10 до 30 суток, удары плетью от 15 до 39 раз, а измена и шпионаж наказывались смертью.
Шамиль прекрасно вооружил свою армию. Владея секретами получения стали хорошего качества, горские мастера изготовляли холодное оружие высокого класса, научились делать нарезное огнестрельное оружие. В Имамате было налажено производство пороха с помощью Джафара, потребности в котором возросли в связи с созданием артиллерии. Она была создана на базе трофейных орудий, а затем было налажено собственное производство пушек с помощью перешедших на сторону Шамиля царских офицеров и нижних чинов.
В армии Шамиля использовались трофейные оружие и боеприпасы, нехватку в которых он испытывал постоянно[19]. В артиллерии Шамиля было более ста пушек, из которых около 30 были трофейными. Собственные пушки делались меньшего калибра, были более удобными, мобильными и точными по сравнению с трофейными. Литьем пушек и изготовлением огнестрельного оружия занимались искусные мастера из Кубачи, Харбука, Кумуха, Унцукуля. В Ведено был организован завод по производству пушек и другого огнестрельного оружия[20]. В Имамате изготовлением холодного и огнестрельного оружия занимались при помощи перешедших на сторону горцев солдат царской армии. Впервые в истории Дагестана были отлиты пушки и ядра к ним, налажено также изготовление пуль[21]. Непосредственный участник борьбы утверждает, что «свинец. (Горцы. - Автор.) доставили тайно из русских крепостей. контрабандно.. .»[22]. Большой спрос на оружие стимулировал производство, уровень которого постоянно повышался.
В Имамате появились военные предприятия, принадлежащие государству. В Ведено, по сведениям Граббе, были «.люди, которые делают порох»[23], а в 1840 году он же рапортовал в Петербург о наличии в горах производства пушек, организации и введении в действующую армию нового рода войск - артиллерии. Шамиль организовал учебу артиллеристов, а также разработал особую инструкцию по артиллерии. Результаты им затеянного были настолько велики, что это искусство было взято на вооружение царской армией. Горцы, по сведениям М.Гаммера, получали исключительно хорошие комплименты от русских за то, как они использовали артиллерию, за ее меткость и, особенно за быстроту маневров[24]. Интенсивные усилия царских войск захватить орудия имама в сражениях заканчивались неудачей. Причиной того, что горцы не так часто использовали артиллерию, как это можно было бы ожидать, была в монополии Шамиля над этим оружием. По утверждению представителя официальных властей, только некоторые
из его заместителей, обычно мудиры, покупали одну или две пушки артиллерии[25]. Во главе артиллерии стоял известный сподвижник Шамиля Яхья-Хаджи.
Впервые в истории гор Шамиль приступил к серьезной разработке недр Дагестана и Чечни, изготовлению пороха из добываемой в горах серы, выплавке железной и медной руды для отливки артиллерийских орудий и другого оружия. Значительную помощь Шамилю в изготовлении вооружения оказывали «русские перебежчики-солдаты и офицеры, которых у Шамиля было много и он очень ценил их»[26]. Способности беглых и пленных Шамиль проверял сам и определял: «... кого кузнецом, кого артиллеристом. Более. надежным доверял заведование заводами (пороховыми), конями, ремонтом конницы и т.п.»[27].
В Имамате была поставлена на довольно-таки высокий уровень работа разведки и контрразведки. В обязанности отдела разведки входили не только сбор информации о продвижении отряда неприятеля, выяснение всего необходимого о нем, но и проведение диверсионных мероприятий в глубоком тылу врага. Официальные источники, отдавая должное контрразведке Шамиля, отмечают, что «.чрезвычайно трудно иметь положительные сведения, даже и хорошие лазутчики не могут верно ничего узнать»[28], этим Шамиль вносил путаницу в ряды противников.
Шамиль придавал большое значение оперативной связи, благодаря которой он был в состоянии регулировать и командовать своей армией. Связь поддерживалась через гонцов - оповестителей письменными обращениями.
Шамиль также придавал значение медицине. Благодаря его стараньям в горах был открыт стационар. Дагестанские знахари хорошо знали принципы и метод использования отваров из трав, ягод, грязе-водолечение, массаж, мумие, прижигание, кровопускание, иглоукалывание[29]. Н.И.Пирогов, побывавший в Дагестане отметил, что местные хакимы действительно имеют «...большую наглядность и опытность в лечении огнестрельных ран. Искусство лечения наружных повреждений у кавказских племен есть чисто наследственное и переходящее от отца к сыну»[30], а профессор Л.А.Огонесян писал, что « хирургия кавказской народной медицины стояла почти на уровне научной медицины. Они производили даже такие операции, как трепанация черепа»[31]. Знахари Дагестана лечили не только у себя на родине, но и в Чечне, Осетии и в других областях.
Таким образом, взяв в основу правовой принцип формирования и осуществление военных реформ Царской России, а потом и Российской империи,
можно найти параллели этого принципа и в Имамате. Так, например, Шамиль осуществил военные реформы, позволившие ему создать армию, которая по своей организационной структуре, дисциплине, мобильности, храбрости не уступала армиям передовых стран Европы. Военное устройство армии Шамиля вызывало восхищение современников. Русский офицер, принимавший участие в церемонии обмена грузинских князей на сына Шамиля Джамалутдина, писал: «Среди горцев господствовал строгий порядок и в целом они имели сходство с нашей кавалерией: они были расставлены по отделениям, с интервалами, в две шеренги; каждое отделение имело свое знамя; начальники стояли перед фронтом и держали ружья, как мюриды... На правом фланге я видел две пушки, снятые с передков; позади их -арбы со снарядами»[32].
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Магомедов Р.М. На весах истории // Дагестанская правда. - 1988. - 17 ноября. - С.3
[2] Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. -Махачкала, 1996. - С.19; Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - С.311.
[3] Прушановский К.И. Исторические записки. - Л.12; См.: Шамиль -ставленник султанской Турции и английских колонизаторов: Сборник документальных материалов // Под ред. Ш.В.Цагарейшвили. - Тбилиси: Изд-во МВД Грузии, 1953. - С. 212.
[4] См.: Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Мухаммад Ярагский - идейный вождь освободительной борьбы народов Кавказа. - Махачкала, 1996.
[5] См.: Рамазанов А.Х. Указ. работа. - С.19; Его же. Военное искусство Шамиля. - Махачкала, 1999. - С.10.
[6] См.: Магомедов Р.М. Указ. работа.-С.98.
[7] См.: ДГСВК. - С.404; Документальная история образования многонационального государства Российского: Россия и Северный Кавказ в XVI-XIX веках: В 4 кн. - Кн.1. / Под ред. Г.Л.Бондаревского, Г.Н.Колбая. - М., 1998. - С. 586.
[8] См.: История народов Северного Кавказа. - С.153.
[9] Каспари А.А. Покоренный Кавказ. - СПб., 1904. - С.489-490.
[10] См.: ДГСВК. - С.381 - 386; Юров А. 1840, 1841 и 1842 годы на Кавказе. -С.472; Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. - Т.1. -Ч.1. - С.488-489.
[11] Шихсаидов А.Р., Омаров Х.А. Памятники письменности Дагестана. Абдурахман из Газикумуха: Книга воспоминаний Сайида Абдурахмана сына устада шейха тарикада Джамалуддина ал-Хусейни о делах жителей Дагестана и Чечни. -Махачкала, 1997. - С.111.
[12] См.: Шамиль - ставленник. - С.218; Книга воспоминаний. - С.110; Рамазанов А.Х. Указ. работа. - С.20.
[13] См.: Книга воспоминаний. - С.97; См.: ДГСВК. - С.405, 417.
[14] ЦГВИА. - Ф.ВУА. - Д.6468. - Л.3.
[15] См.: Книга воспоминаний. - С. 112.
[16] Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля.
- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. - С.125
[17] Опись знаков отличия, данная чеченскому старшине Оздемиру // ЦГВИА.
- Ф.ВУА. - Д.6468. - Л.5.
[18] Там же.
[19] См.: АКАК. - T.X. - С.527.
[20] Магомедов Р.М. Указ. работа. - С.103.
[21] АКАК. - Т. XII. - С. 1399; ЦГВИА. - Ф.ВУА. - Д.6528. - Л.55; Елецкий О. Указ. соч. - С.68.
[22] См.: Книга воспоминаний. - 109.
[23] См.: Там же. - С.100 - 109; Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Указ. работа.
- С.12.
[24] Гаммер М. Шамиль - правитель государства и его дипломатия. -Махачкала, 1997. - С.16.
[25] Ржевуский А.А. 1845 год на Кавказе // КС. - T.VI. - С. 448.
[26] См.: Вердеревский Е.А. Плен у Шамиля. - СПб., 1856.
[27] Шульгин С.Н. Из дагестанских преданий о Шамиле и его сподвижниках.
- Тифлисъ, 1910.- С.30.
[28] ДГСВК. - С.386.
[29] См.: Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Указ. работа. - С. 13-14.
[30] Пирогов Н.И. Отчёт о путешествии по Кавказу. - М., 1952 - С. 69
[31] Огонесян Л.А. Истории медицины в Армении с древнейших времён до наших дней. - Ч. III. - Ереван, 1946. - С. 188.
[32] Вердеревский Е.А. Плен у Шамиля. - СПб., 1856. - С. 19.
Список использованной литературы и источников:
1. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией / Под ред. А.Берже. - Т.Х, XII. - Тифлис, 1866-1904.
2. ЦГВИА. - Ф.ВУА. - Д.6528, Д.6468.
3. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX века: Сборник документов / Сост. В.Г.Гаджиев, Х.Х.Рамазанов. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. - 786с.
4. Опись знаков отличия, данная чеченскому старшине Оздемиру // ЦГВИА.
- Ф.ВУА. - Д.6468. - Л.5.
5. Ржевуский А.А. 1845 год на Кавказе // КС. - Т. VI.
6. Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов: Сборник документальных материалов / Под ред. Ш.В.Цагарейшвили. - Тбилиси: Изд-во МВД Грузии, 1953. - 562с.
7. Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля.
- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. - 184с.
8. Вердеревский Е.А. Плен у Шамиля. Правдивая повесть о восьмимесячном и шестидневном (в 1854-1855гг.) пребывании в плену у Шамиля семейств покойного ген. -м. кн. Орбелиани и подполк. кн. Чавчавадзе, основанная на показаниях лиц, участвовавших в событии. - СПб., 1856 - 2с.
9. Гаммер М. Шамиль - правитель государства и его дипломатия: Статьи. -Махачкала, 1997. - 104с.
10. Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 512с.
11. Документальная история образования многонационального государства Российского: Россия и Северный Кавказ в XVI-XIX веках: В 4 кн. - Кн.1. / Под ред. Г.Л.Бондаревского, Г.Н.Колбая. - М., 1998. - 725с.
12. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. (Очерк Кавказа и народов его населяющих). - Т.1. - СПб., 1871.
13. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в.-1917). - М.: Наука, 1988. - 660с.
14. Каспари А.А. Покоренный Кавказ. - СПб., 1904. - 460с.
15. Магомедов Р.М. На весах истории // Дагестанская правда. - 1988. - 17 ноября. - С.3
16. Огонесян Л.А. Истории медицины в Армении с древнейших времён до наших дней. - Ч. III. - Ереван, 1946.
17. Пирогов Н.И. Отчёт о путешествии по Кавказу. - М., 1952.
18. Прушановский К.И. Исторические записки. - Л.12.
19. Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. -Махачкала, 1996. - 56с.
20. Рамазанов А.Х. Военное искусство Шамиля.-Махачкала, 1999.
21. Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Мухаммед Ярагский - идейный вождь освободительной борьбы народов Кавказа. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998. - 64с.
22. Шихсаидов А.Р., Омаров Х.А. Памятники письменности Дагестана. Абдурахман из Газикумуха: Книга воспоминаний Сайида Абдурахмана сына устада шейха тарикада Джамалуддина ал-Хусейни о делах жителей Дагестана и Чечни. -Махачкала, 1997. - 868с.
23. Шульгин С.Н. Из дагестанских преданий о Шамиле и его сподвижниках. - Тифлисъ, 1910.
24. Юров А. 1840, 1841, 1842 гг. на Кавказе // КС. - T.X. - Тифлисъ, 1886. -С.225-405.