Научная статья на тему 'Военные последствия эмиграции белых войск из России в Китай'

Военные последствия эмиграции белых войск из России в Китай Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
525
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭМИГРАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / КИТАЙ / ЯПОНИЯ / ВОЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / EMIGRATION / CIVIL WAR / CHINA / JAPAN / MILITARY FORMATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ракунов Валерий Алексеевич

В статье освещается участие русских белоэмигрантов в военных формированиях, созданных властями Китая и Японии в 1920-1930-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the participation of Russian White emigrates in military formations created by the authorities of China and Japan in 1920s-1930s.

Текст научной работы на тему «Военные последствия эмиграции белых войск из России в Китай»

Валерий РАКУНОВ

ВОЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭМИГРАЦИИ БЕЛЫХ ВОЙСК ИЗ РОССИИ В КИТАЙ

В статье освещается участие русских белоэмигрантов в военных формированиях, созданных властями Китая и Японии в 1920-1930-х гг.

The article highlights the participation of Russian White emigrates in military formations created by the authorities of China and Japan in 1920s-1930s.

Ключевые слова:

эмиграция, гражданская война, Китай, Япония, военные формирования; emigration, civil war, China, Japan, military formations.

РАКУНОВ Валерий Алексеевич — аспирант Национального института бизнеса D D [email protected]

3 миграция белых войск из России в Китай имела серьезные военные последствия для Китая, Японии, СССР, а также самих белоэмигрантов. Конфликты 1920-1930-х гг. на КВЖД и советско-китайской границе, начавшаяся Вторая мировая война не могли обойти стороной белоэмигрантов, находившихся в Китае. В составе эмигрировавших белых войск было много специалистов, хорошо знавших военное дело. Белоэмигранты, прошедшие Первую мировую войну и Гражданскую войну в России, имели огромный боевой опыт и были востребованы во многих армиях мира. Местные власти Японии и Китая стремились использовать русских белоэмигрантов в своих целях. Сохранилось множество свидетельств об участии белоэмигрантов в драматических событиях

1920-1930-х гг. в Китае, в гражданской и японо-китайской войнах. Так, немецкий агент в Китае Кунст писал: «В 1924 г население территории, на которой происходила китайская гражданская война, пришло в изумление от появления бородатых людей в китайской форме. “Ламеза” — волосатые — так называли их китайцы, и это название осталось за русскими войсками Шаньдунской армии». Их участие в китайских событиях оказало влияние на историю Китая1.

К приходу белогвардейцев в Поднебесную положение в стране было нестабильным. Китай находился в состоянии гражданской войны, раздираемый стремлениями разных «маршалов» взять власть в свои руки. Гражданская война шла фактически между лидерами отдельных провинций. В отличие от Чжан Цзолиня, выражавшего интересы Севера, и Сунь Ятсена — защитника интересов Юга, большинство из них хотели лишь захвата власти в самых доходных частях Китая, где были расположены арсеналы оружия, богатые города.

В 1920-е гг., после отступления из Забайкалья, в Китае оказались десятки тысяч бывших военных из белых армий. Многие из них в

1921—1922 гг. участвовали в борьбе против большевистской власти в Приморье. В октябре 1922 г. армия генерала Дитерихса отступила в Китай. Накануне падения белого Приморья Николай Меркулов, бывший министр белого Приамурского правительства, договорился с Чжан Цзолинем о пропуске беженцев и их последующем обустройстве. Кроме того, по международным правилам предусматривалось, что при переходе границы белогвардейцы должны были сдать оружие. Однако Чжан Цзолинь купил у Дитерихса военные грузы, складированные в 22 железнодорожных вагонах. За счет этого оружия Чжан Цзолинь полностью перевооружил свою армию.

1 Балмасов С.С. Белоэмигранты на военной службе в Китае. с. 4-5.

М., 2007,

Ситуация в Китае в то время была далека от стабильности. В этих условиях десятки тысяч военных людей, ушедших из России, имевших огромный боевой опыт двух войн, представляли большой интерес для сражающихся между собой китайских «маршалов». Большинство белоэмигрантов оказались в Маньчжурии, в зоне влияния маршала Чжан Цзолиня. Еще в начале 1921 г. в Мукдене между Чжан Цзолинем, атаманом Г. Семеновым и японским консулом состоялись переговоры, на которых было решено создать Лигу по борьбе с коммунизмом. Силы этой организации, поставившей себе целью недопущение проникновения коммунизма в Китай, состояли из японских частей, белогвардейцев и отрядов Чжан Цзолиня. Одним из важных пунктов соглашения стало привлечение на китайскую службу русских военных.

В середине июля 1922 г. в войсках Чжан Цзолиня в качестве инструкторов уже числились несколько десятков бывших военных из России. К ноябрю был образован авиационный отряд. Инструктором по кавалерии являлся ротмистр Арнаутов. На новой службе оказались генералы Петухов, Томашевский, Барышников, Кудлаенко, полковники Завьялов, Сполатбок. Среди инструкторов особое место занимал бывший генерал ставки Колчака Г. И. Клерже, успевший послужить военным советником не только Чжан Цзолиню, но и его сыну и преемнику Чжан Сюэляну1.

В 1923 г. во время эскалации внутреннего конфликта в Китае Чжан Цзолинь вспомнил о давнем предложении атамана Семенова (еще в 1919 г. Семенов предлагал создание смешанных русско-китайских частей). Формирование Русского легиона было поручено генералу М.М. Плешкову. Этот отряд состоял из трех батальонов с хозяйственной частью. На приглашение Плешкова откликнулись более 300 эмигрантов. Некоторые из русских после завершения боев были переведены в специальные полицейские отряды по охране КВЖД и «особые» отряды, предназначенные для охраны стратегических объектов и подавления мятежей. Из казаков, обосновавшихся в Трехречье, были созданы отряды, подавлявшие выступления китайских рабочих и крестьян. Некоторое время начальником охраны КВЖД был генерал

1 См.: Балмасов С.С. Указ. соч., с. 18—19.

Володченко. Железнодорожную полицию возглавил бывший полицмейстер Владивостока полковник Шкурник.

В 1923 г. до 75 белых офицеров, зачисленных на службу к У Пэйфу, были отправлены на дополнительное обучение в китайскую военную академию в Циндао. После этого они были назначены на командные должности в его армии. Атаман Семенов в это время был на службе у Чжан Цзолиня консультантом по формированию конницы. Китайские источники утверждают, что на военную службу только в 1923 г. поступило в общей сложности 3 тыс. русских.

В 1924 г. после неудачного восстания на Амуре, вызванного тяжелым налогообложением в СССР, в Китай перебрались тысячи новых беженцев — казаков и крестьян. Они просили Чжан Цзолиня дать им земли в Китае в обмен на несение пограничной службы. Китайские власти пошли им навстречу2.

Японцы также активно использовали для своих нужд казаков Трехречья. Так, в начале 1925 г. в Хайларе был создан комитет народного ополчения для борьбы с большевиками методами партизанской борьбы в районах СССР, примыкающих к границам Китая и Монголии. Близость границы к району скопления казаков в Трехречье позволяла иметь воинский контингент, готовый к переброске в Забайкалье, численностью до 1 тыс. казаков и дополнительно отряд численностью до 500 бурят, чтобы подготовить там восстание. Хайларский комитет народного ополчения поддерживал постоянные связи с казаками забайкальских станиц Дуроевской, Калгинской, Донинской, Олчинской, Аргунской, Сретенской, Знаменской, Торинской, где казаки были враждебно настроены к большевистской власти. Это позволяло производить разведывательно-диверсионные действия3.

Под руководством генерал-лейтенанта К.П. Нечаева была создана русская группа войск в составе пехотной бригады (два полка), кавалерийской бригады (два полка), отдельных инженерных рот, дивизии броневых поездов (шесть поездов) и отдельной воздушной эскадрильи. Кроме того, имелась личная охрана маршала Чжан Чжунчана в 120 шашек с 5 офице-

2 Там же, с. 20.

3 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. Р-5826, оп. 1, д. 160, л. 67-68.

рами. Всего в русской группе Нечаева насчитывалось около 7 тыс. чел. Затем к этой группе присоединились 2,5 тыс. уральских казаков из бывших отрядов атамана Дутова и других казачьих атаманов. Они были интернированы из Китайского Туркестана и после вооружения присоединились к отряду Нечаева. Солдаты, казаки и офицеры получали жалование не только за несение службы, но и отдельно за каждый бой. Ход боевых действий показал, что отряд Нечаева проявил себя в этих боях как сплоченное и хорошо организованное формирование1.

Японцы активно использовали возможности русских белоэмигрантов для нужд Квантунской армии: еще в начале 1920-х гг. стали создаваться различные формирования для осуществления разведывательно-диверсионных и охранных мероприятий. Осуществление стратегии полномасштабного использования русских солдат, казаков и офицеров производилось по плану, разработанному полковником Кавабэ Торасиро из штаба Квантунской армии. К концу 1936 г. разрозненные эмигрантские отряды были объединены в единую русскую воинскую часть. Основой нового формирования стал отряд, образованный к началу 1938 г. на станции Сунгари-11, вблизи Харбина. Этот отряд получил название «Русский отряд Асано», или бригада «Асано» (по имени японского советника полковника Асано Такаси, фактически являвшегося командиром отряда). Его помощником был майор Наголин (Наголян). Этот отряд быстро вырос за счет притока белоэмигрантов. До сентября 1939 г. отряд Асано назывался пехотным отрядом, затем был переименован в кавалерийский, за что получил название скородвижущейся пехоты. Первоначально личный состав бригады насчитывал 200 чел., но вскоре увеличился до 700 и состоял из 5 рот. Асановцы состояли на полном военном довольствии по нормам японской армии. В период обучения им предоставлялся один краткосрочный отпуск. В материальном отношении курсанты отряда пользо-

вались даже некоторыми привилегиями по сравнению с военнослужащими японской армии: их семьи полностью получали жалование призванного по прежнему месту его службы2. Обученные военному делу асановцы принимали участие в различных боевых операциях против СССР. Кроме проведения разведывательно-диверсионных акций на территории Дальнего Востока, в 1939 г. отряд в составе 250 чел. участвовал в боях с советскими войсками на реке Халхин-Гол. Аналогично отряду Асано стали создаваться новые русские воинские отряды, получавшие названия по месту их формирования и дислокации: на Сунгари-11 — «Сунгарийский русский воин Рычков», на станции Ханьдаохэцзы — Ханьдаохэцзыский русский воинский отряд, в городе Хайларе — Хайларский отряд и др. Командирами взводов и других подразделений были русские офицеры и казаки3.

Активно использовались возможности белоэмигрантов и для создания военных формирований в южном Китае. Например, из числа офицеров, казаков и солдат было создано несколько отрядов в Шанхае4.

В начале 1930-х гг. в Синьцзяне из казаков был сформирован Русский полк армии Синьцзяна — северо-западной провинции Китая, граничащей с СССР, под командованием полковника Паппенгута. Он состоял в основном из бывших частей атамана Дутова. Благодаря выучке, дисциплине и хорошей подготовке казаков полк являлся практически единственной боеспособной воинской единицей правителя Синьцзяна Шен Шицая.

Таким образом, можно сделать вывод, что белогвардейцы, эмигрировавшие в Китай, оказались востребованными в 1920— 1930-х гг. китайскими и японскими властями в качестве инструмента для решения своих собственных военных, разведывательных и охранных задач.

2 См.: Окороков А.В. Русская эмиграция: Политические, военно-политические и воинские организации 1920—1990 гг. — М., 2003, с. 174—175.

3 Там же.

1 Там же, д. 144, л. 150.

4 ГАРФ, ф. Р-5826, оп. 1, д. 144, л. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.