Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 5
УДК 327.8 EDN: ATXZXU
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520233041
ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ФИНЛЯНДИИ И США:
ВЫЗОВЫ ДЛЯ РОССИИ
Екатерина Вадимовна Серова
СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия; Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия, e-mail: katar.serova@gmail.com, ORCID: 0000-0002-6137-4175
Ссылка для цитирования: Серова Е.В. Военные аспекты сотрудничества Финляндии и США: вызовы для России // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №5. С. 30-41. DOI: 10.15211/vestnikieran520233041
Аннотация. В статье анализируются военные и политические факторы сотрудничества Финляндии и США с начала 1990-х гг. до наших дней. Автор предпринимает попытку показать место Оборонительных сил Финляндии (ОСФ) в планах Вашингтона по усилению военного присутствия на североевропейском театре военных действий (СЕ ТВД). Особое внимание автор уделяет интересам США на территории Финляндии, а также оценкам роли США во внешней политике Суоми, в том числе используя данные опросов общественного мнения. Так, c одной стороны, усиление присутствия американских солдат и военной техники на финской земле сопряжено с намерениями Вашингтона создать угрозу для безопасности России. С другой - углубление военно-технических связей направлено на расширение возможностей американского командования по наблюдению, разведке и анализу данных в режиме реального времени на северо-западе Европы и в Северной Атлантике. С этой целью в статье последовательно рассматриваются этапы институционального оформления и ключевые показатели динамики сотрудничества в контексте формирования вызовов безопасности России, анализируются военно-политические и социальные последствия основных сделок в указанный период. На основе материалов из открытых источников предлагаются сценарии развития финляндско-американских отношений в рамках НАТО.
Ключевые слова: Финляндия, США, НАТО, оборонное сотрудничество, ОСФ, Арктика. Статья поступила в редакцию: 12.10.2023.
MILITARY ASPECTS OF COOPERATION BETWEEN FINLAND AND THE USA:
CHALLENGES FOR RUSSIA
Ekaterina V. Serova Pavel
SPbU, Saint-Petersburg, Russia; Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia, e-mail: katar.serova@gmail.com, ORCID: 0000-0002-6137-4175
© Серова Е.В. - аспирантка Санкт Петербургского государственного университета; заместитель директора Арктического центра Петрозаводского государственного университета.
To cite this article: Serova, E.V. (2023). Military aspects of cooperation between Finland and the USA: challenges for Russia. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 35(5): 30-41. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran520233041
Abstract. The article analyses military and political factors of cooperation between Finland and the United States since 1990s up to the present. The author attempts to show the role Finnish defence forces in the US military reinforcement plans in the Northern European Theater of Operations. The author focuses on the American security interests in Finnish territories, as well as expert views on the US priority in Finland's foreign policy, including the latest public opinion polls. The aim of US military reinforcement in Finland is twofold. First, to pose a threat to Russia. Second, to help the US military improve surveillance, intelligence and analysis capabilities in real time in north-west Europe and the North Atlantic. Within the context of challenges to Russia's security, the major institutional arrangements, military trends and consequences of cooperation are discussed. Finally, scenarios for the development of Finnish-US relations within NATO are proposed. Key words: Finland, USA, NATO, defence cooperation, Finnish defence forces, Arctic.
Article received: 12.10.2023.
До официального вступления Финляндии в НАТО исследования как западного, так и российского научно-экспертного сообщества ограничивались изучением специфики политики военного неприсоединения1 Суоми с 1992 г., оборонного сотрудничества на Севере Европы, парламентской дискуссии по вопросу о вступлении Финляндии в НАТО. В этом контексте отношения с Соединёнными Штатами Америки рассматривались как часть общей картины международной ситуации в регионе, что позволяло говорить о выборе северной страны в пользу принципа преемственности и прагматизма в отношениях со странами коллективного Запада и Россией в 1990-х - начале 2020-х гг. Однако именно политический статус Финляндии как страны - члена Альянса позволил по-новому взглянуть на военно-техническое сотрудничество с США как гибкий формат двустороннего взаимодействия, изначально направленный на втягивание Финляндии в НАТО, получивший второе дыхание в апреле 2023 г.
Такая форма сотрудничества в США порождена рядом военно-политических факторов. Военный фактор обусловлен прежде всего стремлением Вашингтона развернуть свои ударные стратегические силы на североевропейском ТВД, особенности которого со времён холодной войны учитываются в оперативной и боевой подготовке американских вооружённых сил. СЕ ТВД считается весьма удобным районом для размещения стационарных и мобильных элементов региональной противоракетной обороны (ПРО), развёртывания и базирования группировок сухопутных, воздушных и морских сил НАТО для проведения операций в Северной Атлантике и на северо-западе Европы в непосредственной близости от границ с Россией (Носков 1987). Например, в монографии с говорящим названием «Так Финляндию втягивают» критики НАТО - экс-министр иностранных дел Финляндии Кейо Корхонен и известный финский публицист Маури Нюгорд - среди причин спешки с подписанием Меморандума Финляндия - НАТО в 2014 г. указали именно на желание США создать угрозу России в связи с событиями на Украине (Korhonen 2015: 17-27).
1 Военное неприсоединение означает приверженность правительства принципу неприсоединения к военным блокам. В 1992 г. Финляндия отказалась от нейтралитета в пользу политики военного неприсоединения с «открытой дверью», оставляя за собой возможность пересмотра такого подхода.
Политический фактор заключается в том, что ещё во времена холодной войны правительства Норвегии, Исландии, Дании и Гренландии одобрили их участие в той или иной форме в планах США по созданию транспортно-логистического узла на Севере Европы, что предполагало развитие аэродромных комплексов, способных обслуживать самолёты ВВС США, инфраструктуры по обслуживанию военных судов, сети складских помещений для боеприпасов, техники и оборудования. Хотя формат участия Финляндии в НАТО пока не полностью согласован, новый политический статус и приверженность Суоми блоковой политике позволили США начать модернизацию железнодорожного сообщения между атлантическим побережьем Норвегии и северным побережьем Ботнического залива. Это в перспективе облегчит союзникам доставку технических средств и оборудования, а также переброску отдельных контингентов во время проведения учений и в случае возникновения военного конфликта (Kauranen, Ahlander 2023).
Тревожным сигналом для России стало принятие на Вильнюсском саммите НАТО в июле 2023 г. региональных оборонных планов нового поколения, в том числе по обороне Крайнего Севера и Атлантики. По некоторым оценкам, утверждённые планы представляют собой 4000-страничное пособие с подробными инструкциями для Объединённых вооружённых сил НАТО по обеспечению обороны союзных стран (Schake 2023). Так, с точки зрения стратегической готовности для России важны протяжённая сухопутная граница с Финляндией, её сопредельные арктические территории, через которые пролегают железнодорожные магистрали, а также регион Балтики от Калининграда до Аландских островов и труднопроходимый район в Финском заливе, который для Балтийского флота является единственным выходом из Кронштадта в Балтийское море.
С какой динамикой развивались американо-финские отношения в последние десятилетия? Каковы военно-политические и социальные последствия торговли вооружениями между двумя странами? Какие вызовы безопасности России создают военно-технические связи Вашингтона и Хельсинки сегодня? Ответы на эти вопросы намерен дать автор данной статьи.
Этапы институционализации военно-технического сотрудничества
Сотрудничество Финляндии и США в области вооружений было оформлено Договором
0 принципах закупок оборонного оборудования от 24 октября 1991 г. В 2008 г. был подписан новый Договор о закупках, вступивший в силу 3 октября 2009 г. Кроме того, с 1995 г. между правительствами обеих стран существует соглашение об обмене информацией в области исследований и разработок, в том числе противоминных систем и технологий, управления надводных военных платформ, то есть в действительности секретной информацией оборонного значения (Hallituksen esitys Eduskunnalle... 2010).
C августа 2022 г. ведутся переговоры о заключении двустороннего соглашения об оборонном сотрудничестве1 (СОС), подобном тому, что США подписали с Норвегией (2021 г.), Эстонией (2017 г.), Латвией (2017 г.) и Литвой (2017 г.). Эти документы устанавливают и регулируют доступ к инфраструктуре и территориям, которые предоставляются для нужд вооружённых сил США, регламентируют положение американских военнослужащих и членов их семей на территории принимающей стороны. Кроме того, в соглашении между Норвегией и США есть запрет на хранение ядерного оружия на территории страны и его применение во время военных учений (ст. 3, п. 12). По словам президента Финляндской республики Саули Ниинистё, переговорный процесс приведёт к «некоторому» присутствию США в стране, что, по-видимому, означает как минимум размещение запасов оружия для использования амери-
1 Defense Cooperation Agreement, DCA.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 5
канскими военными на финской земле. Предполагается также, что соглашение позволит Финляндии получать инвестиции для развития военной инфраструктуры за счёт средств, предоставленных конгрессом США Пентагону (Nurmi 2023). Финские исследователи, в свою очередь, полагают, что СОС может обернуться для Финляндии ущемлением суверенитета - своего рода западной версией Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1948 г., но «в более широком смысле» (Tikka 2023). Напомним, что в 1948 г. был подписан советско-финляндский договор, в соответствии с которым политическая воля финского руководства была существенно ограничена Советским Союзом.
По данным финских научно-экспертных кругов, работа над соглашением продлится до весны 2024 г. (Schauman 2023). В основу СОС будет положено Соглашение НАТО о статусе сил, которое развяжет руки американской армии на суше, море и в воздухе (Suomi ja Yhdys-vallat neuvottelevat... 2023). Общей характеристикой для подобных соглашений со странами Скандинавско-Балтийского региона является предоставление Соединённым Штатам права на использование и беспрепятственный доступ к так называемым согласованным районам для проведения учений, хранения оружия, перемещения военной техники и персонала, а также использования территорий в целях транзита (Linnainmaki 2023). В сравнении с соседней Норвегией, предоставившей США доступ к трём аэропортам и одной военно-морской базе, финские военные аэродромы в Рованиеми, Куопио, Тиккакоски и Пирккала и город-порт Ханко, расположенный на северном берегу Финского залива на выходе в Балтийское море, обладают не меньшей стратегической важностью для американской стороны.
В отличие от меморандума о взаимопонимании, в соответствии с которым Финляндия в 2014 г. присоединились к программе НАТО «Поддержка принимающей стороны» (Host Nation Support), новое соглашение станет юридически обязывающим документом, который потребует должной парламентской дискуссии с последующим голосованием для утверждения в соответствии с гл. 8 Конституции.
Итак, этапы институционализации двустороннего сотрудничества в военно-технической сфере соответствуют замыслам Вашингтона по усилению военного присутствия на Севере Европы, реализации блоковой политики «сдерживания путём воспрещения» (англ. deterrence-by-denial) в регионе (Wieslander, Adamson 2023). В этой связи наибольший вызов безопасности России создают попытки США через Финляндию и страны Балтии продавить идею блокирования Финского залива для российских судов, используя весьма опасные политически ангажированные прецеденты по повреждению объектов критической инфраструктуры на Балтике.
Так, инцидент с повреждением газопровода Balticconnector ещё долго будет использоваться в качестве предлога, чтобы изменить расстановку сил в Финском заливе. Достаточно вспомнить, что решение о его строительстве было принято в 2014 г. бывшим премьер-министром Финляндии, ныне кандидатом на пост президента страны Александром Стуббом («Коалиционная партия») (Kilpamaki 2023). Стубб является, пожалуй, одной из самых влиятельных политических фигур Финляндии, кто расценивал конфликт России с Грузией в 2008 г. как начало политики территориального ревизионизма и по большому счёту одним из первых предложил рассмотреть возможное членство Финляндии в НАТО (Stubb 2008).
В практическом плане имеющиеся двусторонние договорённости и соглашения с США легли в основу учебно-тренировочных мероприятий. В их рамках отрабатываются навыки десантирования и оперативной координации с американскими военными, обеспечения связи, материально-технического обеспечения, а также элементов боя, передислокации личного состава и военной техники. Аналитики Атлантического совета акцентируют внимание на сов-
местных операциях с финскими ОСФ в Арктике в рамках крупных многонациональных учений «Арктический вызов». Подчёркивается роль финнов в повышении ситуационной осведомлённости союзников, расширении возможностей наблюдения, моделирования и анализа данных в режиме реального времени, содействии в разработке технологий, адаптированных к работе в условиях высоких широт (Wieslander, Adamson 2023).
США в структуре финского экспорта и импорта вооружений
Доля военных расходов по отношению к ВВП считается важнейшим индикатором, который в сравнении со средними показателями стран региона и по Европейскому союзу показывает, насколько велики затраты на оборону для национальной экономики. В 2022 г. (последняя доступная статистика) Финляндия впервые опередила Норвегию по доле военных расходов в регионе, которая составила 1,7% ВВП, что на 0,2% выше среднего показателя по Евросоюзу (The World Bank... 2023). По сообщению министерства обороны Финляндии, в 2024 г. военные расходы бюджета достигнут 2,3% ВВП (Defence budget. 2023), что связано с увеличением финансирования на модернизацию ОСФ и обязательствами, которые взяла на себя страна при вступлении в НАТО. Ожидается также, что военные расходы будут расти в среднем на 6% в 2024-2028 гг. (прогнозный период) (Global data. 2023).
Финляндия поощряет европейское оборонно-промышленное сотрудничество на многосторонней основе, которое способствует развитию собственного оборонного потенциала и обеспечивает конкурентоспособность страны на международных рынках. Согласно отчёту Минобороны Финляндии, в 2022 г. почти 90% финского экспорта вооружений осуществлялось в Европу, из которого на страны Евросоюза приходится более 70%. Доля Северной Америки в финском экспорте вооружений составляет 4,5% и продолжает расти главным образом за счёт США. Соединённые Штаты закупают в основном финские снайперские винтовки, прицелы, боеприпасы, специальное военно-морское оборудование, аппаратуру наблюдения или противодействия наблюдению. По общей стоимости лицензий, выданных Минобороны Финляндии на экспорт военной продукции, США занимают второе место (17,7 млн евро), уступая только Швеции (27,7 млн евро) (Puolustusministerion raportti... 2023).
Добавим, что политика финляндского правительства в области специализированного военного производства и разработок, включая высокоточные винтовки, бронетехнику и амуницию, является примером успешной международной кооперации и интернационализации оборонной индустрии. Так, в 1997 г. более 65% финских отраслей оборонной промышленности были объединены в государственную группу Patria Industries, которая имеет отделения и в Швеции, Норвегии, Латвии, Эстонии, Испании, Нидерландах и Бельгии (Patria 2023).
Оценка стоимости поставок в Финляндию основных видов вооружений осложняется отсутствием официальных данных военно-экономической статистики по финляндскому импорту. Для этих целей Стокгольмский институт исследования проблем мира использует собственную метрику, которая получила обозначение SIPRI Trend-Indicator Value (TIV). Несмотря на все несовершенства применяемой методики, предназначенной для выражения объёма поставок, а не реальной стоимости поставляемого вооружения, индикатор TIV позволяет прийти к выводу, что крупнейшим экспортёром вооружений в Финляндию являются США, далее с существенным отрывом следуют Нидерланды, Норвегия, Франция, Италия, Израиль и Южная Корея (SIPRI 2023). По меткому замечанию Ю. Вуорио («Истинные финны»), б0льшая часть оборонного бюджета страны «улетает» главным образом в США: почти все основные оборонные материалы были получены из Соединённых Штатов. В отличие от Финляндии, в Швеции оборонный бюджет направлен преимущественно на поддержку собственной авиаци-
онной и судостроительной отраслей (Vuorio 2016). Важно учитывать, что шведская военная промышленность примерно в 10 раз больше, чем финская, и практически до 1988 г. Швеция располагала одной из самых мощных систем обороны в мире (Âselius 2005). Это обеспечивалось за счёт работы предприятий военно-промышленного комплекса, ориентированных на экспорт после Второй мировой войны (Markkanen, Vapaavuori 2011: 71-72).
Итак, отвечая интересам американской политики, в течение последних 30 лет Финляндия систематически заменяла советское оружие времён холодной войны западным. Уже с начала 1990-х гг. доля США в финском импорте вооружений составляла более 50% (Chivvis
2014).
Поставки американских систем вооружений начались с июня 1992 г., когда правительство Эско Ахо закупило 64 американских истребителя F/A-18 Hornet. Отметим, что более достоверной является маркировка F-18 Hornet без «А» (от слова атака), поскольку до 2012 г. назначением истребителей была оборона воздушного пространства (Rasku 2014). На тот момент в составе военно-воздушных сил Финляндии были истребители одного поколения - советский МиГ-21 бис и шведский Draken, однако из-за слабых характеристик боевой информационно-управляющей системы (БИУС) и устаревших радаров эти машины не могли сбивать крылатые ракеты корабельного базирования. После длительного изучения различных моделей для замены устаревших машин финны сделали выбор в пользу мощных и дорогостоящих Hornet, в то время как большинство соседей выбрали относительно недорогие американские F-16 Fighting Falcon (Ervasti 2001).
В 2016-2020 гг. осуществлялись поставки крылатых ракет класса воздух-земля AGM-158 JASSM, предназначенных для использования на F/A 18 Hornet. Отметим, что ракеты JASSM преподносятся в Финляндии как средство сдерживания России. Финляндия планировала приобрести систему JASSM ещё в 2007 г., но США отказались продавать ракеты, ссылаясь на важность соблюдения так называемого «регламента модернизации оборудования» (Mid-Life Update 2) (Rasku 2014).
В докладе ведущего финского эксперта Ч. Салониус-Пастернака принятие системы JASSM на вооружение финских ВВС названо важной вехой за два десятилетия сотрудничества финских и американских властей по укреплению партнёрства между двумя странами. Дело в том, что ракеты могут достигнуть Санкт-Петербурга и Кольского полуострова, где расположены российские С-300 и С-400, дальность действия которых, в свою очередь, охватывает практически всё воздушное пространство Финляндии (Salonius-Pasternak 2012). В 2014 г. финские ВС планировали также принять на вооружение оперативно-тактические ракеты «земля -земля» ATACMS, однако сделка сорвалась по причине «высокой» стоимости ракет (Pesonen
2015). Напомним, что США использовали ракеты ATACMS в Ираке и Афганистане, они поставляются и на Украину.
На этом финны не остановились. В 2021 г. Минобороны Финляндии и компании Lockheed Martin и Pratt & Whitney заключили сделку на приобретение 64 многоцелевых истребителей F-35A в конфигурации Block 4 и пакета вооружений, в том числе управляемых ракет AMRAAM, Sidewinder, авиабомб SDB I и II, высокоточных боеприпасов систем JDAM, JSM и JASSM-ER. Тогда же финские пацифисты сравнили политическое решение с частичной утратой государственного суверенитета (Suomen Rauhanpuolustat... 2021). Общая стоимость проекта составляет 9,4 млрд евро, размер дополнительных пятилетних ассигнований составит 579 млн евро (The Lockheed Martin... 2021).
На подготовку сделки в 2016-2021 гг. было выделено 21 млн евро. Планируется, что в 2025-2030 гг. стоимость техобслуживания и приобретения соответствующего оборудования,
запасных комплектующих и сменных деталей, а также учебного оборудования составит 2,92 млрд евро. Кроме того, в Финляндии будут построены новые ангары и склады, взлётно-посадочные полосы и другая инфраструктура. Общая стоимость строительства, в том числе затраты на персонал, составит 777 млн евро. Зарезервировано 823,8 млн евро на заключение дополнительных контрактов на поставки (The Lockheed Martin... 2021).
Оценка технических возможностей и ударного потенциала новых летательных аппаратов сопровождается оценкой выбросов парниковых газов в атмосферу на этапах производства и модернизации жизненного цикла истребителей. По оценке финских исследователей, пик суммарных выбросов С^2-эквивалента приходится на 2021-2030 гг. и составит 770-800 млн кг в год. В 2030-2040 гг. количество выбросов С^2-эквивалента составит примерно 300 млн кг в год. Пики выбросов ожидаются в 2040-2041 и 2049-2050 гг., что совпадает c периодами модернизации жизненного цикла истребителей. В общей сложности выбросы от будущей эксплуатации 64 истребителей могут составить 6,5% в структуре загрязнения атмосферы в Финляндии (Kiljunen 2021).
Социальные и политические последствия военно-технического сотрудничества
Попытки усилить наступательный и оборонительный потенциал авиации обернутся для финского населения тяжёлыми социальными последствиями. Ожидается, что налоговая нагрузка на отдельные отрасли возрастёт. Последние налогоплательщики, которые будут расплачиваться за политические решения предшественников, родятся примерно в 2040 г. Предпочтение, которое политическое руководство отдаёт реализации дорогостоящих проектов по обновлению стратегической авиации, ставит под вопрос сохранение преемственности в обеспечении национальной обороны собственными силами, прежде всего традиционной для финнов территориальной обороны.
Членство Финляндии в НАТО приведёт к большей технологической зависимости северной страны от США. С одной стороны, как это преподносится в Финляндии проамериканским научно-экспертным сообществом, военно-техническое сотрудничество на двусторонней и многосторонней основе способствует улучшению обороноспособности Финляндии. Так, в апреле 2023 г., буквально на следующий день после присоединения к Альянсу, правительство Финляндии объявило о намерении приобрести систему ПРО «Праща Давида», разработанную совместно Министерством обороны Израиля и Агентством по противоракетной обороне США. Восемь месяцев ушло на подготовку сделки, в результате которой Финляндия стала первым экспортным заказчиком израильской системы (Gosselin-Malo 2023). В августе Госдеп одобрил участие американских компаний в модернизации реактивных систем залпового огня (РСЗО) Финляндии (Finland-M270A2... 2023). Сегодня на вооружении финских ВС имеется 41 пусковая установка M270A1. Модернизация системы до версииM270A2 позволит запускать ракеты Precision Strike, дальность действия которых может достигать 500 км (Ojanen 2023).
С другой стороны, речь идёт о реализации военных замыслов Вашингтона по встраиванию американской ПРО в ВС Финляндии. Наиболее чувствительной областью интересов для США является недостаточное информирование о текущей ситуации и расстановке сил в высоких широтах. Согласно отчёту центра Aerospace Corporation, американские спутники на геостационарной околоземной орбите не могут охватить территорию выше 81°3' северной широты, то есть самая северная часть Арктики остаётся вне зоны охвата (Jones 2019). Кроме того, американо-канадская система раннего предупреждения о ракетном нападении физически устарела, её радары сегодня не способны справиться с задачами по противодействию высокоточным российским вооружениям. Учитывая техническое состояние американских РЛС,
находящихся в составе системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе, одним из ведущих направлений деятельности Пентагона станет развитие радиолокационных комплексов и сопутствующих объектов инфраструктуры в финской Лапландии в непосредственной близости от российской границы.
С этой целью углубляется двустороннее научно-технологическое сотрудничество, которое, как отмечают в Helsingin Sanomat, в значительной степени относится к сфере обороны (Kauhanen. Suomella on omat... 2023). Для финских компаний, таких, как Patria, Conlog Group, Sako, Terrasolid, Robonic, это возможность вывести свои продукты на высококонкурентный рынок США. В свою очередь, американская сторона получает доступ к стратегически важным территориям и критической инфраструктуре союзной страны, что учитывается при формировании собственной внешнеполитической стратегии. Так, на третьем заседании Комитета по научно-технологическому сотрудничеству Финляндии и США, состоявшемся 19 и 20 сентября 2023 г. в Хельсинки, было принято решение углубить взаимодействие в таких приоритетных областях, как информационная безопасность, искусственный интеллект, биотехнологии и энергетика, отдельно выделены общие приоритеты на арктических территориях Финляндии (Suomi ja Yhdysvallat keskustelevat... 2023).
Неотъемлемой частью двустороннего сотрудничества является обучение финских офицеров на специальных курсах в США. По сообщению финского эксперта в области военной политики П. Сайнио, в 2014 г. 33 финна прошли такое обучение (объём финансирования составил 270 тыс. долл.), 2015-2016 гг. - 104 финна (более 500 тыс. долл.), которым было «рекомендовано» по возвращении домой посоветовать национальным лидерам закупать американскую военную технику (Sainio 2017). Нынешний министр обороны Финляндии Антти Хяк-кянен («Коалиционная партия») во время визитов в гарнизоны Оборонительных сил неоднократно заявлял, что намерен ускорить направление финских офицеров на работу в командные и координирующие структуры НАТО в Европе и США.
Кроме того, в Государственном департаменте США существуют краткосрочные программы для перспективных политических деятелей «в целях обеспечения дипломатических усилий Вашингтона за рубежом» (Sainio 2017). В своё время на таких программах обучение прошли нынешний президент Финляндии Саули Ниинистё и его предшественница на этом посту Тарья Халонен, влиятельные финские политические деятели Эско Ахо, Юрки Катай-нен, Матти Ванханен, Пааво Липпонен, занимавшие разные правительственные должности, в том числе премьер-министра республики.
Несмотря на то что сотрудничество Финляндии и США направлено на улучшение обороноспособности ОСФ через достижение более качественной военно-технической совместимости, оно было сильно политизировано задолго до официального присоединения финнов к Альянсу. Это заметно ощущалось в антироссийской риторике и стремлении НАТО дипломатическими усилиями склонить финнов к заключению внешнеполитических соглашений, например, по трансатлантическому торговому и инвестиционному партнёрству, по расширению Государственной программы партнёрства Национальной гвардии США в области безопасности (на сегодняшний день Финляндия не взаимодействует с Нацгвардией США), последовательно изучались возможности сотрудничества в области электронной разведки и управления.
На этом фоне России важно учитывать, что развитие американо-финских связей будет зависеть от формата участия Суоми в НАТО. Финские эксперты придерживаются двух точек зрения: страна может углубить региональное сотрудничество в области обороны с северными странами или избрать прибалтийский сценарий в надежде получить гарантии защиты под
ядерным зонтиком США. При первом подходе Финляндия оставляет за собой право выработать некие правила игры и сформировать «модель» взаимодействия с Россией, в качестве примера могут служить российско-норвежские отношения. Во втором случае Финляндия станет «четвёртой страной Балтии». Оставляя открытым вопрос о размещении американской военной базы на финской земле, она превращается в угрозу безопасности России (Kauhanen. Vah-vistaako Suomi Natossa... 2023).
В то же время финские исследователи едины во мнении, что Северное оборонное сотрудничество (НОРДЕФКО)1 призвано дополнить сотрудничество с военными структурами НАТО, но не заменить его (Forsberg 2013). О готовности углублять военное сотрудничество с США посредством НОРДЕФКО говорится и в политическом заявлении лидеров пяти северных стран, в котором они видят путь к «благополучному и безопасному будущему» североевропейских обществ (Aimo-Koivisto 2023).
По оценкам экспертов Финского аналитического центра деловой жизни EVA, 64% финнов во внешней политике отдают приоритет расширению регионального сотрудничества северных стран; 53% выступают за расширение сотрудничества с тремя странами Балтии (+14% по сравнению с 2016 г.). По словам руководителя исследований EVA Илкки Хаависто, возросшая заинтересованность финнов в сотрудничестве с прибалтийскими странами связана не только с общей пронатовской политикой, но и с их оценками внешней политики России. 25% респондентов считают первостепенным наращивание связей с США, 62% удовлетворены текущей ситуацией и 8% полагают, что развитие сотрудничества с Америкой следует приостановить. Лишь 7% граждан считают целесообразным диалог с Россией, 39% респондентов удовлетворены нынешним положением дел, 43% думают, что отношениям с Россией надо уделять меньше внимания, что в восемь раз выше по сравнению с 2016 г., 10% не смогли ответить (Suomalaiset haluavat ulkopolitiikassa... 2023).
При анализе результатов проведённого опроса необходимо учитывать, что с начала 1990-х гг. оценки сухопутной угрозы на восточной границе для безопасности Финляндии носят преимущественно тенденциозный характер и используются проамериканским лобби как инструмент манипулирования общественным мнением. Так, целесообразность решений о свёртывании курса на выстраивание добрососедских отношений, который со времён У. Кекконена являлся приоритетом политического мышления финской элиты, в данном случае «подтверждается» результатами опроса менее 1% политически активного населения страны. Очевидно, вопросы о приоритетах внешней политики Финляндии будут затронуты на дебатах в связи с президентскими выборами в январе 2024 г.
* * *
Северные страны редко выступали единым фронтом в сфере внешней политики и политики безопасности, однако сегодня идея о единстве по проблемам «жёсткой» повестки является инструментом адаптации к новой международной ситуации. В частности, эффективность разных форм сотрудничества с США обеспечивается благодаря возможности выбирать из широкого спектра совместных мероприятий те их виды, которые отвечают национальным потребностям Финляндии. Бесспорна и заинтересованность национальной военно-политической элиты в поддержании тесного сотрудничества с Соединёнными Штатами.
Присоединение Финляндии к Альянсу придало новый импульс развитию военно-технических связей между Хельсинки и Вашингтоном, что усилило напряжённость в отношениях между НАТО и Россией. С одной стороны, на повестке остаются вопросы степени расшире-
1 Nordic Defence Cooperation, NORDEFCO.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 5
ния американского присутствия и возможного, хоть и маловероятного, размещения тактических ядерных вооружений на территории Финляндии. Однако для блока такое сотрудничество важно ещё и с той точки зрения, что одиночное вступление Финляндии в НАТО (без Швеции) привело к тому, что Альянс сталкивается с материально-техническими проблемами в регионе, примерно такими, как и при пятой волне расширения в 2004 г.
Речь идёт о недостаточной наземной связи между государством-членом и Альянсом (только через сухопутную границу с Норвегией на севере), а также связи на Балтике. Поэтому развитие диалога с финляндской военно-политической элитой можно считать гибким инструментом, с помощью которого Вашингтон пытается ускорить и вступление Швеции в НАТО.
Надо признать, что с присоединением Финляндии к блоку существенно изменилась политическая карта Европы. Во внешней политике США теперь учитывается наличие беспрепятственного доступа к арктическим территориям Финляндии, опыт финнов в строительстве ледоколов и судов ледового класса, внедрении новых материалов и технологий, адаптированных к условиям высоких широт. По сравнению с более ранними документами, сегодня даётся последовательная оценка военного потенциала Финляндии в Арктике и как в перспективе это может использоваться силами НАТО для сдерживания России на Крайнем Севере в случае перехода конфликта в горячую фазу.
Список литературы / References
Aimo-Koivisto, A. (2023). Pohjoismaiden paamiehet: Olemme valmiita syventamaan turvallisu-us-ja puolustusyhteistyota Yhdysvaltojen kanssa. Demokraatti. 13.07.2023. Available at: https://de mokraatti.fi/pohjoismaiden-paamiehet-olemme-valmiita-syventamaan-turvallisuus-ja-puolustusyhte istyota-yhdysvaltojen-kanssa (accessed 18.10.2023).
Chivvis, C. S., Cohen, R. S., Frederick, B. (2014). NATO's Northeastern Flank: Emerging Opportunities for Engagement. Santa Monica: RAND Corporation.
Defence budget for 2024 invests in strengthening defence capability, membership in NATO and supporting Ukraine. Ministry of Defence. 20.09.2023. Available at: https://www.defmin.fi/en/topic al/press_releases_and_news/defence_budget_for_2024_invests_in_strengthening_defence_capabilit y_membership_in_nato_and_supporting_ukraine.13788.news#9cd3aca5 (accessed 29.09.2023).
Ervasti, P., Laakso, J. (2001). Karhun naapurista Naton kainaloon. Helsinki: WSOY.
Finland - M270A2 Multiple Launch Rocket System (MLRS) Upgrade. DSCA. 01.08.2023. Available at: https://www.dsca.mil/press-media/major-arms-sales/finland-m270a2-multiple-launch-rocket-system-mlrs-upgrade (accessed 5.9.2023).
Forsberg, T. (2013). The rise of Nordic Defence cooperation: a return to regionalism? International Affairs 89(5).
Global Data. Finland Defense Market Size, Trends, Budget Allocation, Regulations, Acquisitions, Competitive Landscape and Forecast to 2028. Global data. 19.06.2023. Available at: https://www.globaldata.com/store/report/finland-defense-market-analysis/ (accessed 12.10.2023).
Gosselin-Malo, E. (2023). Finland is one step closer to getting David's Sling missile shield. Defense news. 04.08.2023. Available at: https://www.defensenews.com/global/europe/2023/08/04/ finland-is-one-step-closer-to-getting-davids-sling-missile-shield/ (accessed 5.9.2023).
Hallituksen esitys Eduskunnalle Suomen ja Amerikan yhdysvaltojen valilla tehdyn tutkimus-ja kehitystiedon vaihtoa koskevan sopimuksen muuttamisesta tehdyn sopimuksen hyvaksymisesta ja laiksi sopimuksen lainsaadannon alaan kuuluvien maaraysten voimaansaattamisesta ja sopimuksen soveltamisesta. Edilex. 27.08.2010. Available at: https://www.edilex.fi/he/20100112 (accessed
17.09.2023).
Markkanen, J., Vapaavuori, J., Gustavson, S. (2011). Heja, Sverige! Mita Suomi voisi oppia Ruotsilta politiikassa ja taloudessa (ja urheilussa)? Helsinki: EVA.
Jones, K.L., Patel, S., Ross, M.N. (2019). Closing the Arctic Infrastructure Gap: Existing and Emerging Space-based Solutions. California: The Aerospace Corporation.
Kauhanen, A-L. (2023). Vahvistaako Suomi Natossa pohjois-maista identiteettiaan vai tuleeko Suomesta neljas Baltian maa? HS. 20.9.2023. Available at: https://www.hs.fi/mielipide/art-2000009861892.html (accessed 18.10.2023).
Kauhanen, A-L. (2023). Suomella on omat valttinsa suurvaltojen kilpailussa tekoalysta. 08.06. 2023. Available at: https://www.hs.fi/paakirjoitukset/art-2000009636194.html (accessed 10.9.2023).
Kauranen, A., Ahlander, J. (2023). How Sweden and Finland could help NATO contain Russia. Reuters. 05.07.2023. Available at: https://www.reuters.com/world/europe/natos-new-north-fresh-chances-contain-moscow-2023-07-03/ (accessed 12.10.2023).
Kiljunen, K. (2021). Raportti uusien havittajien hankinnasta. Helsinki: Into Kustannus.
Kilpamaki, H. (2023). Suomi sanoi lisaavansa hajonneen kaasuputken valvontaa jo vuonna 2022 - Miksi se silti hajosi? Iltalehti. 19.10.2023. Available at: https://www. iltalehti.fi/politiikka/a/ da31140d-b8f4-4421-99ad-74ac08d342d5 (accessed 20.10.2023).
Korhonen, K. (2015). Nain Suomea viedaan. Alajarvi: Kustannus.
Linnainmaki, J. (2023). Suomen ja Yhdysvaltojen neuvottelut puolustusyhteistyosopimuksesta. FIIA. Available at: https://www.fiia.fi/wp-content/uploads/2023/07/comment7_suomen-ja-yhdysvaltojen-neuvottelut-puolustusyhteistyosopimuksesta.pdf(accessed 5.9.2023).
Nurmi, L. (2023). Yhdysvaltain sotilaallista lasnaoloa tulee Suomeen. Iltalehti. 07.09.2023. Available at: https://www.iltalehti.fi/politiikka/a/c5302dc1-662b-4531-ad0d-13806ebc289a (accessed 17.09.2023).
Ojanen, A. (2023). Raskaan raketinheittimen paivitys etenee. 03.08.2023. Available at: https://suomensotilas.fi/2023/08/03/raskaan-raketinheittimen-paivitys-etenee/?cookie-state-change= 1696967685216, (accessed 10.09.2023).
Patria. Official website. 2023. Available at: https://www.patriagroup.com/about-us (accessed 17.09.2023).
Pesonen, R. (2015). Nato hampaankolossa. Helsinki: Like.
Puolustusministerion raportti puolustustarvikkeiden viennista 2022. 19.06.2023. Available at: https://valtioneuvosto.fi/-/vuosiraportti-puolustustarvikkeiden-viennista-2022-julkaistu (accessed 05.09.2023).
Rasku, J. (2014). Risteilyohjuksen tuomat muutokset taktisten periaatteiden ilmenemiseen Suomen ilmavoimissa. Helsinki: Maanpuolustuskorkeakoulu.
Tingstad, A., Savitz, S., Sacks, B. J. (2023). Report on the Arctic Capabilities of the U.S. Armed Forces. Homeland Security Operational Analysis Center. Available at: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA1638-1.html (accessed 05.11.2023).
Sainio, P. (2017). Mihin Suomi tarvitsee Nato-yhteensopivaa armeijaa? Vakaus Vaakalaudalla. Ajatuksiaturvallisuuspolitiikkamme suunnasta. Helsinki: Into Kustannus: 113-136.
Salonius-Pasternak, C. (2012). Not just another arms deal. Helsinki: FIIA.
Schake, K. (2023). In Vilnius, NATO Got Two Wins and One Big Loss. The Atlantic. 16.07. 2023. Available at: https://www.theatlantic.com/international/archive/2023/07/vilnius-nato-summit-sweden-turkey-ukraine/674721/ (accessed 12.10.2023).
Schauman, S. (2023). Alexander Stubb vastasi Paavo Vayryselle Nato-paneelissa: Mina kylla kiirehtisin sita sopimusta. Verkkouutiset. 18.09.2023. Available at: https://www.verkkouutiset.fl/a/
alexander-stubb-paavo-vayryselle-nato-paneelissa-mina-kylla-kiirehtisin-sita-sopimusta/ (accessed 20.09.2023).
SIPRI Arms Transfers Database. 2023. Available at:
https://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (accessed 29.09.2023).
Stubb, A. (2008). Post-080808 - ensimmainen diagnoosi. Suomen Ulkopolitiikan Asiakirja -Arkisto jaKronologia. Eilen. Available at: https://www.eilen.fi/fi/296/ (accessed 17.08.2023).
Suomalaiset haluavat ulkopolitiikassa lisaa yhteistyota Pohjoismaiden ja Baltian maiden kanssa. STT Viestintapalvelut. 04.10.2023. Available at: https://www.sttinfo.fi/tiedote/70031803/suomalaiset-haluavat-ulkopolitiikassa-lisaa-yhteistyota-pohjoismaiden-ja-baltian-maiden-kanssa?publisherId=3848 (accessed 19.10.2023).
Suomen Rauhanpuolustat. Havittajapeli puhallettava poikki, vaatii Uudenkaupungin yhdistys. Rauhanpuolustajat. 9.12.2021. Available at: https://rauhanpuolustajat.org/havittajapeli-puhallettava-poikki-vaatii-uudenkaupungin-yhdistys/ (accessed 20.09.2023).
Suomi ja Yhdysvallat keskustelevat tiede-ja teknologiayhteistyosta Helsingissa. Valtioneuvosto Statsradet. 19.9.2023. Available at: https://valtioneuvosto.fi/-/1410877/suomi-ja-yhdysvallat-keskustelevat-tiede-ja-teknologiayhteistyosta-helsingissa (accessed 02.10.2023).
Suomi ja Yhdysvallat neuvottelevat puolustusyhteistyosopimuksesta. Ulkoministerio. Utrikes-ministeriet 25.08.2023. Available at: https://um.fl/ajankohtaista/-/asset_publisher/gc654PySnjTX/ content/suomi-ja-yhdysvallat-neuvottelevat-puolustusyhteistyosopimuksesta/35732 (accessed 05.09.2023).
The Lockheed Martin F-35A Lightning II is Finland's next multi-role fighter. Ilmavoimat. 10.12.2021. Available at: https://ilmavoimat.fi/en/-/the-lockheed-martin-f-35a-lightning-ii-is-finland-s-next-multi-role-fighter (accessed 10.09.2023).
Tikka, P. (2023). Sodan uhkan ennusmerkit ilmassa. Historiajatkuu. 3.9.2023. Available at: http://historiajatkuu.blogspot.com/2023/09/ (accessed 12.10.2023).
Military expenditure, % of GDP. The World Bank. 2023. Available at: https://data.worldbank.org/indicator/MS.MIL.XPND.GD.ZS?end=2000&locations=FI-EU-SE-DK-NO-LV-LT-EE-PL&name_desc=false&start=2000&view=bar (accessed 23.09.2023).
Vuorio, J. (2016). Armeijan hukatut miljardit. Kaleva. Available at: https://blogit.kaleva.fi/itsenaisyysmies/armeijan-hukatut-miljardit (accessed 5.9.2023).
Wieslander, A., Adamson, E., Lehto, J. (2023). How allied Sweden and Finland can secure Northern Europe. Atlantic Council. 06.01.2023. Available at: https://www.atlanticcouncil.org/in-depth-research-reports/issue-brief/how-allied-sweden-finland-can-secure-northern-europe/ (accessed 20.09.2023).
Aselius, G. (2005). Swedish Strategic Culture after 1945. Cooperation and Conflict. 2005. № 40
(1).
Носков, А. М. (1987). Северная Европа в военных планах империализма. М.: Изд-во «Наука». [Noskov, A.M. (1987). Northern Europe in The Military Plans of Imperialism. Moscow: Nauka Publ. (in Russian)].