Научная статья на тему 'Военное сотрудничество СРВ и США с 2010 по 2015 гг. В контексте геополитической ситуации в регионе'

Военное сотрудничество СРВ и США с 2010 по 2015 гг. В контексте геополитической ситуации в регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
199
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / VIETNAM / США / US / КНР / CHINA / ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / MILITARY COOPERATION / ЮКМ / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / SOUTH-CHINA SEA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Теханович Анна Игоревна

В статье проводится анализ развития отношений СРВ и США в военной сфере с 2010 по 2015 гг. в контексте сложившейся геополитической ситуации в регионе. Рассматриваются основные этапы двустороннего сотрудничества в указанный период, влияние обострения противоречий в Южно-Китайском море на отмену запрета на поставки вооружения во Вьетнам, а также возможные угрозы для Ханоя при закупке вооружения в Соединенных Штатах. Автор отмечает, что сотрудничество двух стран в области обороны и безопасности важно для получения полной картины региональной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military cooperation between Vietnam and the US from 2010 to 2015 in the context of the geopolitical situation in the region

The article examines the military Vietnam United States relations between 2010 and 2015 in relation to the current geopolitical situation in the region. The author considers the main stages of bilateral cooperation during this period and the impact of the South China Sea conflict escalation on the lifting of the arms embargo to Vietnam, as well as possible threats Hanoi might face if it purchases the United States weapons. The author also argues that the cooperation between the two countries in the defense and security spheres is important for obtaining a full picture of regional security perspectives.

Текст научной работы на тему «Военное сотрудничество СРВ и США с 2010 по 2015 гг. В контексте геополитической ситуации в регионе»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXVII (№ 37, 2017)_

© Теханович А.И.

СПбГУ

ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СРВ и США с 2010 по 2015 гг. в КОНТЕКСТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ

По мере того, как КНР усиливает свое влияние не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мире в целом, борьба за гегемонию в Юго-Восточной Азии между США и КНР набирает обороты. Стороны наращивают не только военно-морские силы, но и стремятся распространить свое экономическое и политическое влияние на страны региона. Вашингтон проводит активную политику по развитию и углублению двусторонних отношений не только с традиционными партнерами, но и с новыми, к которым относится СРВ. Эти действия направлены на создание барьеров против экспансии КНР в регионе, где Вьетнам занимает одну из ключевых позиций. Но при этом Ханой не хочет быть частью чужой политики сдерживания Китая.

На сегодняшний день двусторонние отношения между СРВ и США активно развиваются во всех областях и выведены на уровень всестороннего партнерства. Одной из наиболее динамично развивающихся сфер сотрудничества между двумя странами является военная, что обуславливается не только геополитической ситуацией в регионе, но и внешнеполитическим курсом двух государств. Таким образом, анализ сотрудничества Вьетнама и США в области обороны и безопасности имеет важное значение для получения полной картины региональной безопасности.

Диалог по вопросам двусторонних отношений в области обороны и региональной безопасности был начат в октябре 1996 г. во время визита заместителя помощника министра обороны США Курта Кэмпбелла. Важным этапом в развитии двусторонних отношений по линии военных ведомств стал первый визит министра обороны США Уильяма Коэна в Ханой, который состоялся в марте 2000 г. Переговоры между министрами обороны двух стран послужили толчком к развитию двусторон-

них отношений в области обороны и региональной безопасности. В 2008 г. состоялся первый стратегический диалог по вопросам обороны и безопасности между Вьетнамом и США. Наиболее значимыми вопросами, рассмотренными в ходе встречи, были: расширение сотрудничества в миротворческих операциях и подготовке кадров, оказание гуманитарной помощи в случае стихийных бедствий, проведение совместных учений в поисково-спасательных операциях. Стороны обсудили проблемы обеспечения морской безопасности и безопасности границ, борьбы с торговлей наркотиками и терроризмом, нераспространения ядерного оружия. Кроме того, была достигнута договоренность о поставках американской стороной запасных частей для модернизации вертолетов типа Хьюи («Huey»), также известный как Белл ЮЭйч-1 «Ирокез» (Bell UH-1 «Iroquois»)1.

В 2011 г. между СРВ и США прошел второй диалог по вопросам обороны и безопасности, по итогам которого заместитель министра обороны СРВ Нгуен Чи Винь и заместитель помощника министра обороны США Роберт Шер подписали меморандум о взаимопонимании, направленный на укрепление взаимодействия между министерствами обороны двух государств. Согласно подписанному меморандуму, стороны выделили пять приоритетных направлений сотрудничества:

1. создание постоянного диалога на высшем уровне между министерством обороны СРВ и министерством обороны США;

2. безопасность на море;

3. поисково-спасательные операции;

4. изучение и обмен опытом в рамках деятельности ООН по поддержанию мира;

5. оказание гуманитарной помощи и помощи при стихийных бедствиях2.

В рамках третьего и четвертого вьетнамо-американского диалога (2013 г., 2014 г.) стороны достигли соглашения о необходимости расширения и углубления сотрудничества в области подготовки кадров, миротворческой деятельности ООН, медицинского обслуживания в армии, оказания помощи в случае стихийных бедствий и проведении поисково-спасательных опе-

раций. Кроме того, обсуждались вопросы региональной безопасности и потенциальные риски, угрожающие миру и стабильности в регионе. Был подписан меморандум о сотрудничестве между морской полицией СРВ и силами береговой охраны США, а также между спецслужбами обоих государств, было принято решение об укреплении партнерских отношений между военными ВУЗами СРВ и США3.

Однако, несмотря на все договоренности в рамках двустороннего диалога, развитие военных отношений между СРВ и США сдерживали ограничения на торговлю военной техникой и оружием. Свою позицию по данному вопросу Белый дом объяснял ситуацией, связанной с нарушением прав человека во Вьетнаме. При этом, несмотря на все свои предыдущие заявления, в 2014 г. Вашингтон изменил свой взгляд на продажу вооружения. Это было обусловлено не только логикой развития двусторонних отношений, но и ростом напряженности в ЮжноКитайском море.

В последние годы территориальные споры в ЮКМ осложнили ситуацию в этом регионе. Противоречия между странами, оспаривающими права на Парасельские острова и острова Спратли, обострились и потенциально могут стать причиной возникновения вооруженных столкновений. В первую очередь это связано с действиями КНР, которая проводит активную политику по защите своих прав на спорные острова. В 2009 г. Пекин провел по всей акватории ЮКМ девятипунктирную линию, которую во Вьетнаме называют «бычьим языком» и обозначил свою морскую границу. Тем самым Китай претендует на присоединение к своей территории около 80% акватории моря. С целью подтверждения своих прав, а также международного признания на акваторию и спорные острова, правительство КНР направило в ООН специальное письмо с картой, на которой были обозначены границы Китая по версии Пекина4. Предпринятые шаги спровоцировали не только обострение ситуации в регионе, но и позволили Соединенным Штатам проводить более активную политику «возвращения в Азию».

В мае 2014 г. китайская компания CNOOC5 начала разведку нефтяных месторождений в районе ЮКМ, который, по мне-

нию Ханоя, относится к его исключительной экономической зоне. После этого последовал ряд активных шагов в ЮКМ со стороны как СРВ, так и КНР, что вызвало рост напряженности в этом районе и нанесло серьезный ущерб вьетнамо-китайским отношениям6. При этом нужно отметить, что США не заняли четкой позиции по вопросу принадлежности спорных островов в ЮКМ. После визита в 2010 г. госсекретаря США Хиллари Клинтон во Вьетнам, американская администрация заявила о том, что «США готовы поддерживать тех, кто выступает за сохранение статус-кво в Южно-Китайском море, против попыток КНР закрепить за собой почти три четверти акватории этого моря — примерно 2,2 млн кв. километров»7.

Сложившаяся в регионе ситуация оказала значительное влияние на развитие двусторонних отношений Вьетнама и США. В октябре 2014 г. государственный секретарь США Джон Керри во время переговоров с министром иностранных дел СРВ Фам Бинь Минем объявил о частичном снятии с Вьетнама запрета на поставку летального оружия. При этом поставки ограничивались техникой, необходимой для обеспечения морской безопасности. Благодаря этому, в 2015 г. Соединенные Штаты поставили СРВ шесть высоко скоростных катеров для береговой охраны, а также провели обучение вьетнамских военнослужащих 8.

Во время встречи государственного секретаря Джона Керри с президентом СРВ Чыонг Тан Шангом в августе 2015 г., стороны обсудили окончательное снятие эмбарго на поставки оружия. При этом Джон Керри заявил, что такое решение будет приниматься постепенно и будет связано с «прогрессом» в области прав человека во Вьетнаме. Судя по всему, так называемый «прогресс» был достигнут уже к маю 2016 г., когда президент США Барак Обама посетил СРВ с официальным визитом. В ходе своего выступления он заявил о том, что Соединенные Штаты снимают все ограничения на поставки вооружения во Вьетнам. Таким образом, можно говорить о том, что военно-экономические интересы США в регионе взяли верх над демократическими идеалами. При этом, открыв вьетнамский рынок для продажи оружия, Вашингтон не против потеснить с лиди-

рующих позиций Российскую Федерацию, которая является традиционным поставщиком оружия в СРВ. Но говорить о серьезной конкуренции между Соединенными Штатами и Россией за вьетнамский рынок пока не стоит. На сегодняшний день там уже сейчас развернулась серьезная борьба между РФ и Израилем. Вьетнам традиционно является одним из крупнейших клиентов «Рособоронэкспорта». Однако в 2014 г. Ханой отказался от строительства завода по сборке автоматов «Калашников» в пользу израильской компании Israel Weapon Industries, производящей автоматы «Galil». Причиной такого решения была названа высокая цена, предложенная российской стороной.

Отмена запрета на поставки летального вооружения стала еще одним шагом, направленным на окончательную нормализацию отношений между Ханоем и Вашингтоном. Однако, не стоит утверждать, что в ближайшее время Вьетнам начнет проводить активные закупки американского вооружения, поскольку это требует серьезных затрат. Кроме того, во Вьетнаме еще помнят разрушения, которые нанесло американское оружие во время войны. Вдобавок, у Ханоя есть пример печального опыта таких стран как Югославия, Ирак, Ливия, возобновивших отношения с США, что привело в дальнейшем к известным трагическим событиям9.

Среди российских ученых существует точка зрения, что закупка важного для обеспечения безопасности страны вооружения у американской стороны, может сыграть против Вьетнама. Это связано с применением так называемых критических технологий в производстве вооружений. Суть этих технологий заключается в том, что в программное обеспечение наряду с рабочими участками схем закладываются «ложные», которые направлены на защиту от конкурентов. После начала боевых действий эти участки активируются при помощи спутников и вся электроника выходит из строя. Подобный сценарий был применен в отношении Югославии, Ирака и Ливии. Поэтому покупка вооружения у США может оказаться угрозой для безопасности Вьетнама10.

Незадолго до визита президента США Барака Обамы во Вьетнам, в некоторых вьетнамских СМИ началась антироссий-

ская информационная компания с целью дискредитации политики РФ в сфере военного сотрудничества с Вьетнамом. Тед Осиус, посол США в СРВ с 2014 по 2017 гг., разместил на своей странице в социальной сети Facebook статью экс-посла Вьетнама в США Ле Ван Банга под названием «Экс-посол Ле Ван Банг: Россия только продает оружие, а США могут помочь Вьетнаму»11. Это свидетельствует о готовности американской стороной использовать все доступные средства для завоевания вьетнамского рынка.

В рамках военного сотрудничества стоит обратить особое внимание на визит министра общественной безопасности СРВ Чан Дай Куанга12 в США, который состоялся 15 — 20 марта 2015 г. Во время переговоров с министром внутренней безопасности США Джеем Джонсоном стороны договорились об углублении двустороннего сотрудничества в области общественной безопасности, сохраняя при этом действующий механизм координации. Было принято решение о подписании соглашения о создании правовой основы для выдачи и передачи осужденных, предотвращения отмывания денег и регулирования иммиграционной политики. В ходе встречи министра общественной безопасности СРВ Чан Дай Куанга с помощником генерального прокурора США Лесли Колдуэлл была намечена дальнейшая стратегия сотрудничества правоохранительных и судебных органов двух стран, а также намечены пути взаимодействия в рамках международной организации уголовной по-

13

лиции (Интерпол) и борьбы с виртуальными преступлениями .

Визит министра общественной безопасности СРВ Чан Дык Куанга имел большое значение для развития двусторонних отношений. Во-первых, его можно рассматривать как финальный этап подготовки первого в истории официального визита в США генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга, поскольку во время переговоров обсуждалось не только взаимодействие сторон по профильным направлениям, но и вопросы, связанные с торговлей, инвестициями и правами человека. Во-вторых, визит главы министерства общественной безопасности СРВ, в адрес которого постоянно исходит критика от американских правозащитников, свидетельствует о том, что Вашингтон

готов признать руководящую роль КПВ во Вьетнаме14.

Анализируя сотрудничество Вьетнама и США в военной сфере, мы можем сделать следующие выводы:

- Отмена запрета на торговлю летальным вооружением, дает возможность и Ханою, и Вашингтону упрочить свои позиции в двусторонних отношениях и вывести их на новый уровень. При этом не стоит утверждать, что в ближайшее время Вьетнам начнет активную покупку американской военной техники, поскольку это требует серьезных финансовых затрат, связанных не только с приобретением вооружения, но и с необходимостью переподготовки кадров. Однако, уже сама возможность доступа к современным военным технологиям способствует укреплению позиций Вьетнама в регионе в условиях существующей напряженности.

- Военная сфера в двусторонних отношениях СРВ и США является одной из самых чувствительных. Интенсивное сотрудничество двух стран может способствовать усилению информационного давления со стороны Вашингтона, что, в свою очередь, может негативно сказаться на обстановке внутри Вьетнама, где появляется все больше проамерикански настроенных граждан.

- Развитие военных отношений СРВ не только с традиционными партнерами - РФ, Израилем и Европейским Союзом, но и новыми, такими, как США, позволяет Ханою с одной стороны, укрепить свои позиции не только на региональном, но и на международном уровне, а с другой, это может привести к резкому ухудшению отношений с Китаем или спровоцировать его на принятие жестких мер в отношении Вьетнама. Совместные вьетнамо-американские военные учения могут вызывать обострение напряженности во вьетнамо-китайских отношениях, что может негативно сказаться на ситуации в регионе в целом.

- Успехи в развитии военных отношений стали возможными благодаря геополитическим «играм» между КНР и США. Но отмена запрета на поставку летального вооружения со стороны США может спровоцировать новый виток гонки вооружения в Юго-Восточной Азии.

- В современной геополитической ситуации отмена эмбарго на покупку вооружения является преимуществом для Вьетнама, так как может способствовать усилению обороноспособности страны.

- Вьетнам проводит активную политику диверсификации источников по закупке вооружений с целью реализации самых разнообразных программ по защите суверенитета. При этом следует учитывать возможные риски, обусловленные возможностью установления внешнего контроля за современными системами вооружений и формированием зависимости от определенных технологий.

- Игра на противоречиях в Южно-Китайском море позволяет Вашингтону успешно реализовывать одну из своих внешнеполитических задач в АТР по сдерживанию Китая и поиску новых союзников.

1 Mark E. Manyin. U.S.-Vietnam Relations in 2010: Current Issues and Implications for U.S. Policy. Congressional Research Service. August 6, 2010. P. 22-23. // [Электронный ресурс] URL:

http: //www. usvtc. org/info/reports/CRS %20US -Vietnam%20relations%202010-8%20R40208.pdf (дата обращения: 18.10.2017).

2 Viet-My tien hanh doi thoai chinh sach quoc phong / Вьетнамо-американский диалог по вопросам политики обороны // Embassy of the Socialist Republic of Vietnam in the United States of America. - 2011. September, 21. [Электронный ресурс] URL: http://vietnamembassy-

usa. org/vi/tin-tuc/2011/09/viet-my-tien-hanh-doi-thoai-chinh-sach-quoc-phong (дата обращения: 18.10.2017).

3 Doi thoai chinh sach quoc phong Viet Nam-Hoa Ky / Диалог СРВ — США по вопросам обороны и безопасности // Embassy of the Socialist Republic of Vietnam in the United States of America. - 2013. October, 30. [Электронный ресурс] URL: http://vietnamembassy-usa.org/vi/tin-tuc/2013/10/doi-thoai-chinh-sach-quoc-phong-viet-nam-hoa-ky (дата обращения: 19.10.2017).

4 Мосяков Д.В. Политика Китая в Юго-Восточной Азии: от прошлого к настоящему. М., 2012. С. 149.

5 CNOOC (China National Offshore Oil Corporation) — Китайская национальная шельфовая нефтяная компания, третья по величине нефтяная компания Китая.

6 Денисов Д.В. Первомайская демонстрация. Конфликт Китая и Вьетнама ставит Россию в неудобное положение // Lenta.Ru (Лента.Ру). - 2014. - 17 мая. [Электронный ресурс] URL:

https://lenta.ru/articles/2014/05/16/china/ (дата обращения: 22.10.2017).

7 Мосяков Д.В. Сближение Вьетнама с США и политика КНР // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. №26. // Научная электронная библиотека КиберЛинка [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sblizhenie-vietnama-s-ssha-i-politika-knr (дата обращения: 22.10.2017).

8 US helps Vietnam maritime law enforcement to provide six high-speed boats // Tuoi Tre News. - 2015. March, 8. [Электронный ресурс] URL: https://tuoitrenews.vn/politics/26561/us-helps-vietnam-enhance-maritime-law-enforcement-to-provide-six-highspeed-boats (дата обращения: 22.10.2017).

9 Чернов И. США пытаются вновь пробиться во Вьетнам с помощью оружия // Деловая газета Взгляд. - 2016. - 23 мая [Электронный ресурс] URL: https://vz.ru/society/2016/5/23/812132.html (дата обращения: 25.10.2017).

10 Колотов В.Н. Навстречу XII съезду КПВ: анализ внутриполитической ситуации и международной обстановки // Вьетнамские исследования. Выпуск 6. Вьетнам: 70 лет независимости. 2016. С. 118-119.

11 Там же. С. 119.

Чан Дай Куанг на XII съезде КПВ был рекомендован к избранию президентом СРВ. 2 апреля 2016 г. его кандидатура была утвержена на сессии Национального собрания Вьетнама 13-го созыва.

13 Bô traông Công an Trän Dai Quang hôi dàm voi giam dôc FBI / Министр общественной безопасности Чан Дай Куанг проводит переговоры с директором ФБР // Embassy of the Socialist Republic of Vietnam in the United States of America. - 2015. March, 3. [Электронный ресурс] URL: http://vietnamembassy-usa. org/vi/tin-tuc/2015/03/bo-truong-cong-tran-dai-quang-hoi-dam-voi-giam-doc-fbi (дата обращения: 28.10.2017).

14 Цветов А.П. Вьетнамо-американское сближение в 2014 — 2015 гг.: тенденции, мотивы и ограничения // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. №26. С. 158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.