Научная статья на тему 'Военное сотрудничество советского Союза с бывшими португальскими колониями в 70-80 гг. ХХ века'

Военное сотрудничество советского Союза с бывшими португальскими колониями в 70-80 гг. ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1272
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ / ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ / ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ / ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВОЕННЫЕ КОНТРАКТЫ / ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ / ПОСТАВКИ ОРУЖИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарый Валерий Иванович

Статья посвящена проблеме становления и развития военного сотрудничества Советского Союза с бывшими португальскими колониями. Первоочередное внимание в этой связи уделялось созданию современных регулярных армий, которое осуществлялось при активном участии СССР на основе Договоров о дружбе и сотрудничестве и других правовых документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военное сотрудничество советского Союза с бывшими португальскими колониями в 70-80 гг. ХХ века»

В 60-70-х гг. прошлого столетия жизнеспособность ряда португалоговорящих стран Африки, освободившихся от колониальной зависимости, во многом обуславливалась способностью обеспечить надёжную защиту революционных завоеваний. Следует отметить, что контрреволюционные силы, опираясь на помощь из вне, стремились всячески помешать становлению новых политических режимов. В тоже время широкую политико-дипломатическую и военную поддержку национально-освободительным движениям оказывал Советский Союз. «Мы оказываем действенную помощь партиям, избравшим путь вооруженной борьбы. Мы с готовностью откликаемся на просьбы отдельных партий о поставке им необходимого оружия. Тысячи патриотов Анголы, Мозамбика, «Португальской Гвинеи» бьют колонизаторов советским оружием, а многие кадры, возглавляющие эту борьбу, прошли обучение в наших специальных школах» отмечалось на декабрьском 1966 г. Пленуме ЦК КПСС [1, с. 84 - 85].

В настоящей статье остановимся на военном аспекте сотрудничества СССР с бывшими португальскими колониями.

В ночь с 10 на 11 ноября 1975 г. председатель МПЛА-ПТ (Народное движение за освобождение Анголы — Партия труда; порт. Movimento Popular de Libertagäo de Angola - Partido do Trabalho, MPLA) А. Нето в присутствии многих тысяч ангольцев, а также представителей ряда стран мира провозгласил рождение 47-го независимого государства Африки - Народной Республики Анголы (далее - НРА). В тот же день её признала большая группа государств, в том числе СССР. И уже 16 ноября 1975 г. по просьбе правительства Анголы на основании распоряжения Совета Министров СССР № 2502 от 12 ноября 1975 г. в Луанду прибыла первая группа советских военных специалистов. К концу года группа советских военнослужащих составила 90 чел., в том числе 1 советник, 74 специалиста и 15 переводчиков (3 генерала, 44 офицера, 5 прапорщиков, 26 сержантов и солдат, 12 рабочих и служащих СА) [2, с. 73].

21 апреля 1976 г. Совет Министров СССР принял постановление об учреждении аппарата военного атташе при посольстве СССР в Народной Республике Ангола [3, с. 1-8].

Советские военнослужащие должны были оказать помощь в подготовке вооружённых сил НРА. Довольно быстро совместно с кубинцами им удалось организовать в Луанде несколько учебных центров, где началась подготовка местных военных кадров. Одновременно воздушными и морскими путями из СССР в

Анголу направлялись боевая техника, вооружение, снаряжение, продовольствие и медикаменты.

В течение 1958 - 1974 гг., по данным американского исследователя К. Леджама, Советским Союзом в Анголу были поставлены вооружение и боевая техника на сумму 55 млн. долларов [4, с. 123], а с 1976 по 1989 г. - на сумму свыше 3,7 млрд. рублей. Это позволило национальным вооружённым силам во взаимодействии с кубинскими войсками (на вооружении которых имелось свыше 1 тыс. танков, 200 боевых машин пехоты, свыше 500 артиллерийских орудий и реактивных установок, 70 зенитных ракетных комплексов и 44 боевых самолёта) решить задачу по обеспечению независимости и территориальной целостности Анголы.

Кроме того, по подписанным соглашениям Анголе предусмотрено было поставить 65 танков, 18 артиллерийских орудий, 150 переносных зенитных ракетных комплексов, 12 боевых самолётов, 5 вертолётов, боеприпасы и др. имущество, всего на сумму около 600 млн. рублей.

Значительное внимание в рамках советско-ангольского военного сотрудничества было уделено подготовке специалистов для ФАПЛА (FAPLA, Forces Armate Popular de Angola - правительственная армия Анголы). Исключительно важное место в этом сотрудничестве занимала подготовка партийных кадров для МПЛА-ПТ и ФАПЛА. В военно-политическом училище НРА, где работали советские преподаватели к 1986 г. было подготовлено более 3 тыс. офицеров - политработников. Высшие курсы Генштаба ФАПЛА, где также преподавали в большинстве советские специалисты, окончили к этому же времени 300 человек, в т.ч. многие члены политбюро МПЛА - ПТ [4, с. 124].

С 1975 г. увеличилось и число ангольских военнослужащих, направляемых на учёбу в военные вузы СССР (позже РФ). Всего на 1 января 1995 г. в них было подготовлено 6985 чел. (в том числе для СВ - 3258, ПВО - 1084, ВВС - 1310, ВМС - 591, тыла - 104 и др. - 638 чел.) среди них были: член Политбюро МПЛА Жоа Мануэл Г онсалвеш Лоуренсу, начальник Г енерального штаба генерал армии Жоа Батшита де Матуш, заместитель министра обороны по политике национальной обороны генерал Педро Нето, командующий Сухопутными войсками генерал Луши Перейра Фасейра, ВВС - генерал Педро де Мораши Нету, ВМС - адмирал Гаспар Сантуш Руфину, заместитель министра обороны генерал Фран-сишко Ижену Лопеш Карнейру, начальники управлений военной безопасности Г енштаба генерал Марио Пласидо Сирило де Сан и военной доктрины - генерал-

лейтенант Паулу Баррету Лара и многие другие [5, с. 36]. Интересен и тот факт, что нынешний Президент Анголы Э. душ Сантуш после окончания в 1969 г. Бакинского института нефти и газа, в течение года проходил ускоренный курс обучения в одном из военных училищ связи СССР по специальности «связист» [6, с. 14].

По имеющимся данным до 1 января 1991 г. в Анголе побывало 10985 советских военных советников и специалистов, в том числе 107 генералов и адмиралов, 7211 офицеров, 1083 прапорщика (мичмана), 2116 сержантов (старшин) и рядовых (матросов), 468 рабочих и служащих СА и ВМФ. За это время там погибло (умерло) 54 чел., в том числе 45 офицеров, 5 прапорщиков, 2 солдата и 2 служащих. Было ранено 10 человек и один попал в плен [2, с. 8, 99; 5, с. 36].

Советский Союз также оказывал помощь в процессе военного строительства Народной Республике Мозамбик (далее - НРМ). Среди конкретных форм военного сотрудничества, в первую очередь, необходимо выделить такую форму как оснащение ФПЛМ (Народных освободительных сил Мозамбика) необходимым вооружением и боевой техникой. Они поступали на основе двухсторонних соглашений, как в области военного сотрудничества, так и на основе поставок в Мозамбик имущества общегражданского пользования. Показательным в этом отношении является подписанный 18 октября 1976 г. протокол о поставках из СССР в НРМ имущества общегражданского назначения. Согласно этого документа в 1977-79 гг. советская сторона поставила для ФПЛМ около 1300 грузовых и специальных автомобилей, 2 самолета АН-26, 4 вертолета МИ-8, 2 бульдозера, 2 автогрейдера, контрольно-проверочную аппаратуру, наземное оборудование, запасные части к авиационной и автотракторной технике[7, с. 60].

Важно отметить и тот факт, что процесс создания регулярной армии в НРМ, равно как и в других португалоговорящих странах поставил на повестку дня вопрос о создании принципиально новых видов вооруженных сил, таких, например, как военно-воздушные силы. Понятно, что основы ВВС, в отличие от сухопутных войск, не могли быть созданы на этапе борьбы за независимость. И если в Анголе эта проблема на первых порах решалась посредством прямого использования кубинских летчиков в боевых действиях на стороне ФАПЛА, то Мозамбику пришлось форсированно решать вопрос создания этого вида вооруженных сил, опираясь на помощь Советского Союза. Уже первые соглашения в военной области между СССР и НРМ предусматривали подготовку в советских военно-воздушных училищах летчиков, авиационных инженеров и техников. Что

касается эксплуатации незначительного парка авиационной техники двойного назначения (самолеты АН-26, вертолеты МИ-8), которая была поставлена советской стороной в первые годы, после обретения Мозамбиком независимости, то она осуществлялась при непосредственном участии советских летчиков и наземных специалистов, которые участия в боевых действиях не принимали [8, с. 47]. По этой причине, в отличие от Анголы, истребительная и штурмовая авиация стали поставляться в НРМ только в начале 1980 гг. С этого же времени, благодаря поставкам из СССР и при активном участии советских специалистов, в НРМ стала создаваться современная материально-техническая база ВВС ФПЛМ. Естественно, что все переговоры, касающееся поставок в Мозамбик советской авиационной техники включали положения об оказании мозамбикской стороне помощи в ее эксплуатации. Показательным в этом отношении являлся визит члена Политбюро ЦК партии ФРЕЛИМО М. Матсинье в СССР в октябре 1989 г., в ходе которого он обратился к советскому руководству с просьбой об оказании помощи в укреплении материальной базы Военно-воздушных сил Народной Республики Мозамбик. Конкретно речь шла о решении следующих вопросов:

- об ускорении выполнения в полном объеме Советской Стороной имеющихся обязательств по действующим контрактным документам о поставке запасных частей для авиационной техники и ремонте авиационного имущества в СССР;

- о предоставлении более льготных условий расчётов для закупки в СССР вертолетов Ми-17 и проведения ремонта в СССР вертолетов Ми-25, а также о передаче технической документации на изготовление в Мозамбике контейнеров для перевозки вертолётов Ми-25 на ремонт в СССР морским транспортом или об обеспечении ремонта этих вертолетов в Мозамбике;

- о проведении ремонта в СССР в 1990 - 1995 гг. 450 единиц ранее поставленной авиационной техники и имущества на сумму более 58 млн. долларов США.

В целом, если говорить о военно-техническом сотрудничестве СССР с Мозамбиком, то оно в полном объеме начало осуществляться с 1975 г. Что же касается периода борьбы за независимость с 1964 по 1975 гг., то Советский Союз оказывал ФРЕЛИМО в этот период помощь оружием и снаряжением на безвозмездной основе. Общий объем этих поставок составил около 2,2 млн. рублей [8, с. 46].

Объем обязательств СССР по военно-техническому сотрудничеству с Мозамбиком составлял 1209 млн. руб. Было поставлено специмущество и оказано техническое содействие на 1153 млн. рублей. В 1989 - 1990 гг. поставлено на 56 млн. рублей. Поставки осуществлялись на льготных условиях расчё -тов с оплатой 50% стоимости в кредит на 8 - 10 лет из 3 процентов годовых. Подлежало оплате 645 млн. рублей. Однако Мозамбик к платежам не приступил, поскольку советская сторона, по просьбе руководства НРМ, предоставила ему отсрочку в погашении долга в течение 1991 - 2000 гг. [9, с. 5-7].

Контрактные обязательства советской стороны по ремонту авиационной техники выполнялись своевременно и в полном объёме. По обязательствам 1989 г. на ремонт в СССР не отправлены 4 вертолета Ми-25 в связи с утратой мозамбикской стороной специальных контейнеров для морской транспортировки этих вертолётов. Срок приёма в ремонт истёк в мае 1989 г. Оплачивать перевозку вертолётов воздушным путём (без контейнеров) мозамбикская сторона отказалась. Из-за сложной технологии изготовление спецконтейнеров в Мозамбике было невозможно. Осуществить капитальный ремонт вертолётов в Мозамбике также не представлялось возможным в связи с отсутствием специализированного ремонтного предприятия.

Приём в ремонт из Мозамбика авиационной техники осуществлялся на льготных условиях. Ремонт военной техники оплачивался в кредит в счёт резервной суммы по подписанному соглашению, предусмотренной для оплаты поставок запасных частей и вспомогательного имущества. В связи с задержкой отправки на ремонт в СССР вертолётов Ми-25 указанная резервная сумма, по заявкам мозамбикской стороны, была использована для поставок остро необходимых запасных авиационных частей. Ремонт гражданской авиационной техники осуществлялся с рассрочкой платежей. Сумма, выделенная для этих целей, также была практически использована.

С учётом изложенного, а также предложений советского посла в Народной Республике Мозамбик и в соответствии с поручением от 11 октября 1989 г. П167/22 Министерство обороны СССР, Министерство внешних экономических связей СССР и Министерство авиационной промышленности СССР внесли предложение осуществлять поставки запасных частей и ремонт авиационной техники в СССР, включая вертолеты Ми-25, исходя из наших возможностей, на коммерческих условиях.

Что касается закупки Мозамбиком в СССР вертолетов Ми-17, то, учитывая, что их поставка была предложена на льготных условиях (рассрочка оплаты стоимости на 10 лет), предлагалось подтвердить мозамбикской стороне эти условия расчётов. Кроме того, представлялось целесообразным рассмотреть вопрос об отдельной поставке контейнеров для морской транспортировки вертолетов Ми-25 при условии оплаты мозамбикской стороной их стоимости и доставки [9, с. 2-5].

Важной формой сотрудничества стала подготовка военных кадров для молодой мозамбикской армии. Они готовились как в военно-учебных заведениях социалистических стран, так и в созданных в НРМ, при активном участии советских военных специалистов, командно-политическим военном училище в г. Нампула и центрах подготовки младших специалистов для всех родов войск. В частности, в военном училище трудился довольно значительный контингент (в начале 1981 г. он насчитывал более 60 чел.) советских военных советников, специалистов и переводчиков, многие из которых имели ученые степени и звания. Примечательно, что помимо прямых обязанностей - преподавательской работы, многие из них выполняли должности нештатных советников и специалистов, передавая мозамбикским офицерам опыт организации службы войск, организации и проведении политико-воспитательной работы с подчиненными.

Широкое распространение получили и такие формы советско-мозамбикского сотрудничества, как обмен военными делегациями на различном уровне. В рамках развития военного сотрудничества между двумя странами особое значение имел визит в 1978 г. в Мозамбик первого заместителя Министра обороны СССР Маршала Советского Союза С.Л. Соколова. О важности этого визита говорит факт довольно продолжительной беседы с главой советской делегации С. Машела, во время которой была достигнута окончательная договоренность о масштабах и условиях сотрудничества в военной области. Об этом красноречиво свидетельствует перечень вопросов, которые С. Машел затронул во время этой встречи. Среди них:

а). Безопасность в зоне Индийского океана. В контексте обсуждаемой проблемы президент Мозамбика отметил, что прогрессивные страны должны иметь в этом районе свои корабли и советское присутствие здесь необходимо с целью нейтрализации действий мощных военно-морских сил западных стран. В этой связи С. Машел предложил советской стороне совместно проработать технические и финансовые возможности для развития стратегически важного порта На-

кала с тем, чтобы использовать его для обслуживания и ремонта судов, в том числе и советских, плавающих в Индийском океане. Характерно, что акватория данного порта позволяла обслуживать даже супертанкеры. Как очевидец событий, происходивших в это время в НРМ, могу утверждать, что вопрос об использовании порта Накала, в том числе и для обслуживания кораблей советского ВМФ, начал практически воплощаться в жизнь с 1980 г. когда, в соответствии с договоренностью, туда прибыла довольно представительная группа военных гидрографов из СССР;

б). Строительство вооруженных сил НРМ. С. Машел положительно отозвался об итогах переговоров С.Л. Соколова с министром обороны НРМ А. Чепанде и отметил, что, учитывая свои экономические возможности, Мозамбик рассчитывает на помощь Советского Союза в создании современной армии и оснащении ее современным оружием и боевой техникой. Значительное внимание было уделено обсуждению вопроса подготовки кадров для ФПЛМ. В частности, речь шла об открытом при активном участии советских военных специалистов в октябре 1978 г. военном училище в городе Нампула, а в перспективе, в течение 1980-1985 гг., открытии с помощью СССР командной и политической академии. Кроме того, в процессе этой встречи была достигнута договоренность о прохождении стажировки офицеров ФПЛМ в Советском Союзе;

в). Общеполитические вопросы и проблемы Юга Африки. В частности С. Машел отметил, что военное поражение португальского колониализма, установление прогрессивных режимов в бывших португальских колониях и преобразование движений ФРЕЛИМО и МПЛА в авангардные партии коренным образом изменили соотношение сил в южноафриканском регионе. Для закрепления позитивных преобразований в этом районе, по мнению С. Машела, руководству Анголы, Мозамбика и других стран необходимо совместно с Советским Союзом, а также рядом социалистических стран обобщить приобретенный в ходе борьбы за национальное освобождение опыт, выработать общую стратегию и тактику с тем, чтобы еще больше ослабить позиции стран Запада на Юге Африки. Актуальность решения этих проблем обусловлена в первую очередь тем, отмечал президент НРМ, что ведущие империалистические страны стали в корне менять тактику борьбы с национально-освободительным движением в этом регионе: на место непосредственного противостояния стран Запада прогрессивным режимам пришла политика активной поддержки реакционных африканских режимов в Заире, Сомали, Малави и в ряде других стран с тем, чтобы руками самих афри-

канцев изменить утраченное Западом соотношение сил в этом регионе в свою пользу [8, с. 10-17].

Приведенные в статье фактические данные свидетельствуют о том, что Советский Союз во второй половине ХХ столетия тесно сотрудничал с бывшими португальскими колониями в Африке. В указанный исторический период СССР оказывал им помощь поставками оружия через третьи страны и подготовкой специалистов в военных училищах и учебных центрах. Концентрированный поток советской военной помощи направлялся главным образом в Анголу, хотя и другие португалоговорящие африканские страны, в том числе Мозамбик, Гви-нея-Бисау также были зависимы от поставок советского оружия. По американским данным, советская военная помощь государствам Тропической Африки возросла с 241 млн. долларов в 1965 г. до 3,3 млрд. долларов в 1974 г. [2, с. 92].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.