УДК 339.56.055 + 339.138
DOI: 10.24151/2409-1073-2019-3-136-144
Военно-техническое сотрудничество России в Латинской Америке: Венесуэла
Т. И. Малашечка1'2
1 Общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России», Москва, Россия
2 Институт Латинской Америки Российской академии наук, Москва, Россия [email protected]
Приводится обзор военно-технического сотрудничества Российской Федерации в Латинской Америке (на примере Боливарианской Республики Венесуэла). Рассмотрены основные тренды сотрудничества и его влияние на двусторонние политико-экономические отношения. Представлены конкретные материалы о российском партнерстве с Венесуэлой. Проанализированы основные принципы современной российской политики в области военно-технического сотрудничества и насущные внешнеполитические задачи, стоящие перед ней.
Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество; Латинская Америка; Россия; экспорт; высокотехнологичная продукция; промышленность; Венесуэла.
Russian Military-Technical Cooperation in Latin America: Venezuela
T. I. Malashenko1,2
1 Russia-Wide Civic Organization "Russian Engineering Union", Moscow, Russia
2 Institute for Latin American Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
The author provides an overview of Russian Federation's military-technical cooperation in Latin America (through the example of the Bolivarian Republic of Venezuela), considering its main trends and influence on bilateral political and economic relations. The author did present specific materials on Russian Federation's cooperation with Venezuela. The author has analyzed basic principles of modern Russian policy in the field of military-technical cooperation and the challenges it is facing.
Keywords: military-technical cooperation; Latin America; Russia; export; high-tech products; industry; Venezuela.
Современный мировой рынок вооружений демонстрирует циклическое развитие. Ведущими экспортерами являются: США (36 %), Россия (21 %), Франция (6,8 %), Германия (6,4 %) и Китай (5,2 %)1. В связи с девальвацией рубля продукция
© Малашенко Т. И.
российского оборонно-промышленного комплекса стала доступнее для потребителей. Российские экспортеры предлагают более выгодные цены и условия поставки, что особенно важно для развивающихся рынков.
1 SIPRI Arms Transfers Database: [web] / Stockholm International Peace Research institute. Publ.: 11.03.2019. URL: https://sipri.org/databases/armstransfers
Сотрудничество России и Латинской Америки имеет большую историю, в том числе в военно-промышленной сфере [1]. После распада СССР масштаб сотрудничества значительно сократился. В 1990-х гг. Россия предприняла первые попытки расширить влияние на латиноамериканский рынок вооружений, а в 2000-х гг. — в полной мере восстановила свое присутствие в данном сегменте. Это было обусловлено как экономическими, так и политическими причинами.
Военно-техническое сотрудничество (ВТС) с иностранными государствами обладает уникальной особенностью — универсализмом воздействия на внешнюю среду. Это интегративный инструмент продвижения политических и экономических интересов страны, имеющий значение и для поддержания и развития технологического потенциала государства-производителя.
ВТС относится к стратегическому партнерству. Покупка военной продукции — только первый шаг, за которым следуют обучение и подготовка специалистов, присутствие военных советников в вооруженных силах покупателя, а также постпродажное обслуживание: закупка комплектующих и боеприпасов, постройка инфраструктуры [2].
Весомым фактором, сдерживающим потенциал ВТС России в Латинской Америке, служит противодействие со стороны США, которые угрожают введением экономических и политических санкций в отношении государств, сотрудничающих с РФ. Учитывая текущее неустойчивое социально-экономическое положение региона, аналитики полагают, что такой шаг чреват
дестабилизацией ситуации [3]. Сложившейся обстановкой в значительной мере объясняется стремление платежеспособных стран региона закупать у российских поставщиков преимущественно продукцию двойного назначения; исключение составляют Венесуэла, Перу и Никарагуа.
Общий объем российских поставок в латиноамериканский регион с начала 2000-х гг. составляет порядка 14 млрд долл.4. Из них 10 млрд долл. проходят по линии АО «Рособоронэкспорт»5, единственного государственного посредника во внешнеторговой деятельности РФ по реализации продукции военного и двойного назначения. На него приходится более 80 % экспорта российского производства в этой сфере.
Наибольший масштаб ВТС в Латинской Америке достигнут с Боливарианской Республикой Венесуэла — одним из ключевых партнеров России в регионе. Катализатором для двухсторонних отношений послужила политика президента У. Чавеса в сочетании с политической волей, проявленной руководством РФ.
В 2019 г. исполняется 18 лет со времени установления ВТС России с Венесуэлой. В мае 2001 г. было подписано межправительственное соглашение, в соответствии с которым в южноамериканскую страну поставлялись российские системы вооружений [4, с. 147—148]. Данное соглашение усилило геополитическое присутствие РФ в регионе и расширило экономическое сотрудничество между странами6.
Общий объем российских закупок Венесуэлы с 2005 г. оценивается в 11 млрд долл.7 (см. таблицу).
2 Хроленко А. Сирийский виток экспорта российских вооружений // РИА Новости: [Электронный ресурс] / МИА «Россия сегодня». 29.09.2016. URL: https://ria.ru/analytics/20160929/1478161435.html
3 Рособоронэкспорт поставил в Латинскую Америку оружия более чем на $10 млрд // Военно-промышленный курьер: общероссийская еженедельная газета: [Электронный ресурс]. 28.04.2017. URL: https://vpk-news. ru/news/36511
4 Rusia otorga a Venezuela nuevo crédito por USD 4.000 millones para defensa // EcoDiario.es: [web] / Editorial Ecoprensa. 07.10.2011. URL: http://ecodiario.eleconomista.es/internacional/noticias/3432617/10/11/Rusia-otor-ga-a-Venezuela-nuevo-credito-por-USD-4000-millones-para-defensa.html
5 Красненкова И. Военно-техническое сотрудничество России и Венесуэлы // ТАСС: [Электронный ресурс] / ИТАР-ТАСС. 16.12.2016. URL: http://tass.ru/info/1650124; Завод по производству «Калашниковых» в Венесуэле будет построен до конца года // Интерфакс: [Электронный ресурс] / Interfax. 18.02.2019. URL: https://
www.interfax.ru/wo rld/651019
Номенклатура вооружений и услуг, поставленных в рамках контрактов с Боливарианской Республикой Венесуэла
Дата подписания Вид продукции (услуг) Наименование Кол-во Стоимость, долл. Статус контракта
Авиация
Нет данных Самолеты Су-30МК2 ~12 « 800 млн Выполнен
2006 Су-30МК2 24 1,5 млрд Выполнен (2008)
10.03.2005 Ударные и транспортные вертолеты Ми-17В-5 6 ~ 210 млн Выполнен (2005— 2007)
Ми-26Т 1
Ми-35М 3
06.2005 Ми-35М 5 Нет данных
07.2006 Ми-17В-5 32 500 млн Выполнен (2006— 2010)
Ми-26Т 2
Ми-35М 2
Ми-172 (VIP) 2
Ми-17В-5 - 38, Ми-26Т - 3, Ми-35М - 10, Ми-172(УГР) - 2 Всего — 55 ~ 710 млн
2006 Вертолетный сервисный центр (г. Ака-ригуа) Обслуживание российских вертолетов марки «Ми» Регионального уровня Нет данных В финальной стадии (запуск планируется в начале 2020 г.)
2014 Тренировочный вертолетный центр Подготовка пилотов для Ми-17В-5, Ми-35М и Ми-26Т Кол-во курсантов определяется потребностями заказчика Нет данных Выполнен (29.03.2019)
Бронетехника и автотранспорт
09.2009 Танки и самоходные артиллерийские установки Т-72Б1В 92 Нет данных Выполнен (2012)
2С19 («Мста-С») 28
Боевые машины пехоты БМП-3М 120 Нет данных Выполнен (04.2011 и 04.2014)
БТР-80А 110
БТР-80К - 2
БРЭМ-К - 2
Автомобили КАМАЗ УАЗ-3151 Газ 2330 «Тигр» Нет данных Нет данных Выполнен
Дата подписания Вид продукции (услуг) Наименование Кол-во Стоимость, долл. Статус контракта
2013 Мобильные сервисные комплексы для ремонта военной техники Сервисное обслуживание (текущее и среднесрочное) девяти типов вооружения и военной техники сухопутных войск 1-3 Нет данных Выполнен (30.10.2017)
Артиллерийское и стрелковое вооружение
2009 Ракетно-артил- лерийское вооружение 2С12А «Сани» Несколько десятков Нет данных Выполнен (2009-2013)
2С23 «Нона-СВК» 13
РЗСО «Смерч» 12
РЗСО «Град» 24
05.2005 Стрелковое оружие АК-103 100 тыс. - 56 млн Выполнен (2006)
07.2006 Лицензированное производство АК-103 и патроны 7,62 х 39 25 тыс. автоматов и более 50 млн патронов ежегодно - 475 млн Конец 2019 г.
Системы противовоздушной обороны
09.2009 Средства ПВО ЗРС С-300ВМК «Ан-тей-2500» - 3 Более 6 млрд Выполнен (2013-2016)
09.2009 ЗРК «Бук-М2» - 12 Выполнен (2013)
09.2009 ЗУ-23/30М1-4 - 300 Выполнен (2011)
09.2009 ЗРК «Печора-2М» - 11 Выполнен (2009-2011)
09.2009 ПЗРК «Игла-С» 1800 Выполнен (2009)
2006 ЗРК «Тор- М1» - 12 - 290 млн Выполнен (2008)
Сервис
Наст. время Вооружение и военная техника Обслуживание и ремонт Нет данных В работе
Итог 11,400 млрд
Источник: авторская разработка на основе данных РСМД, ТАСС, Интерфакс, ГК «Ростех» и других открытых источников
В результате развития ВТС Вооруженные силы Боливарианской Республики Венесуэла (за исключением транспортной авиации и флота) почти полностью оснащены российским вооружением и военной техникой (ВиВТ).
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (Б1РШ), в период 2012—2016 гг. Российская Федерация занимала первое место по объему экспорта ВиВТ в Боливариан-скую Республику Венесуэла с долей 74 % [5].
Наряду с закупками ВиВТ, важным элементом сотрудничества стала передача технологий и лицензий на производство — в частности, сервисного центра по ремонту вертолетов8, завода по производству АК-103 и патронов9. Однако в ходе аудиторской проверки завода ряд экспертов отметил факты нецелевого использования средств со стороны подрядных и субподрядных структур. Завод представляет собой объект незавершенного строительства: возведенные помещения пустуют, к ним не подведены ни коммуникации, ни подъездные пути.
Непростая социально-экономическая обстановка в Венесуэле, безусловно, повлияла на развитие партнерских отношений с РФ, тем не менее они продолжаются. Так, 4 октября 2017 г. состоялась встреча президента Венесуэлы Н. Мадуро с президентом России В. В. Путиным, в рамках которой обсуждались и вопросы ВТС. Через 2 месяца на открытии оборонной выставки «Экс-подефенса-2017» в г. Богота (Колумбия) глава официальной российской делегации
заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России А. Г. Пунчук заверил: «Работа по строительству заводов ведется совместно с венесуэльскими коллегами в соответствии с согласованными с Венесуэльской стороной графиками»10. Это позволяет надеяться на успешное завершение проекта.
Кроме того, обратим внимание на открытие АО «Рособоронэкспорт» новой ниши глобального оружейного рынка: 30 ноября 2017 г. государственный посредник передал Венесуэле мобильный сервисный комплекс, предназначенный для выполнения работ по техническому обслуживанию, текущему и среднему ремонту ВиВТ сухопутных войск. Это первый подобный комплекс, поставленный Россией за границу. «Комплекс позволяет в масштабе реального времени получать информацию о состоянии техники, планировать ее обслуживание и ремонт в полевых условиях, вести электронный паспорт военной техники, автоматически формировать заявки на запасные части»11, — сообщил представитель АО «Рособоронэкспорт» С. С. Гореславский. Факт совершения столь новаторской сделки свидетельствует о тесном сотрудничестве стран даже в условиях глобальной турбулентности.
По мнению отечественных и зарубежных аналитиков, продвижение российской продукции военного и двойного назначения в Латинской Америке преследует и маркетинговые, и политические цели12 [1; 6]. В последнее время активно развивается такая сторона ВТС, как создание репутации
7 Паньшин А., Азанов Р. LAAD 2017: контрактов не ожидали, но за оружием из РФ выстроились очереди // ТАСС: [Электронный ресурс] / ИТАР-ТАСС. 07.04.2017. URL: http://tass.ru/armiya-i-opk/4162868
8 Грищенко Н. В Венесуэле построят завод по выпуску новейших автоматов Калашникова // Российская газета. Спец. проект «Русское оружие»: [Электронный ресурс] / ФГБУ «Редакция «Российской газеты». 07.12.2016. URL: https://rg.ru/2016/12/07/v-venesuele-postroiat-zavod-po-vypusku-novejshih-avtomatov-kalashnikova.html
9 Пунчук А. Г. Замглавы ФСВТС: Россия готова поставить Кубе новое вооружение: [интервью] / Беседу
вел П. Коряшкин // Интерфакс: [Электронный ресурс] / Interfax. 04.12.2017. URL: http://www.interfax.ru/ interview/590268
11 Рособоронэкспорт передал Венесуэле мобильный сервисный комплекс для ремонта военной техники: Пресс-релиз // Рособоронэкспорт: [Электронный ресурс] / АО «Рособоронэкспорт». 30.11.2017. URL: http://roe.ru/press-centr/press-relizi/rosoboroneksport-peredal-venesuele-mobilnye-servisnye-kompleksy-dlya-remonta-voennoy-tekhniki/
12 SIPRI Arms Transfers Database: [web] / Stockholm International Peace Research institute. Publ.: 11.03.2019. URL: https://sipri.org/databases/armstransfers
государства и национальной экономики. Успехи ВТС страны с зарубежными партнерами приводят к наращиванию внутреннего резерва «мягкой силы». Продвижение России на мировом рынке вооружений способствует укреплению ее позиций как страны, развитой экономически и технологически, независимой во внешней политике и сильной в военном отношении. Рост международного авторитета России влечет за собой возрастание интереса к ней потенциальных партнеров по ВТС, повышение конкурентоспособности ее продукции военного назначения на мировом рынке ВиВТ. Отсюда можно сделать вывод о диалектической взаимосвязи конкурентоспособности страны в области ВТС и ее имиджа в современных условиях.
Сегодня изменились и цели ВТС. В советское время его основной движущей силой была идеология (Советский Союз поддерживал дружественные правительства). За годы, прошедшие после распада СССР, российское ВТС приобрело прагматический характер, в основном определяется экономическими соображениями и целесообразностью [7]. Например, политика поддержки стран с малой платежеспособностью, таких как Венесуэла, не принесла сиюминутной прибыли, но открыла возможность размещения в обозримом будущем радиолокационной станции и военной базы в непосредственной близости от США13.
Помимо этого, страны, не располагающие достаточным объемом денежных средств, практикуют выдачу лицензий на геологоразведку, добычу и экспорт углеводородов со своей территории. Так произошло в случае с Венесуэлой: 15 декабря 2017 г. генеральный директор ПАО «НК "Роснефть"» И. Сечин встретился с президентом Н. Мадуро. Итогом встречи стало получение лицензии на проведение работ на шельфо-вых месторождениях Патао и Мехильонес длительностью 30 лет. Группа «Роснефть»
будет оператором разработки и сможет направлять на экспорт весь объем добываемой продукции, в том числе в виде сжиженного природного газа. Запланированный уровень добычи на двух шельфовых месторождениях Венесуэлы — 6,5 млрд куб. м газа в год в течение 15 лет (запасы газа двух месторождений составляют 180 млрд куб. м)14. Однако в финансово-экономическом плане Венесуэла, несмотря на диверсификацию внешних связей, продолжает зависеть от американского рынка, на который направляется значительная часть венесуэльской нефти.
Еще один крупный внешнеторговый партнер Венесуэлы — Китай [3; 8]. Его ВиВТ составляют серьезную конкуренцию продукции российского ОПК. Этому способствует выделение целевых кредитов, безвозмездное предоставление небольших партий вооружений и техники, безвозмездные поездки для изучения всех возможностей ВиВТ представителей венесуэльских ведомств, осуществляющих рассмотрение перспективности закупок. Тем не менее российская военная продукция хорошо зарекомендовала себя благодаря своей простоте и надежности, что позволяет России быть значимым игроком на рынке вооружений и Латинской Америки, и всего мира.
Укреплению позиций РФ и расширению доли российской продукции в регионе может способствовать развитие партнерских отношений в сфере высшего образования и научно-технического сотрудничества, потенциал которого сегодня почти не используется, а механизмы взаимодействия отсутствуют [9, с. 26]. Эти аспекты подлежат самой тщательной экспертной проработке - в частности, институтами Российской академии наук в тесном контакте с органами государственной власти и бизнес-сообществом.
Учитывая текущую политико-экономическую ситуацию в мире (обострение отношений с США и ЕС и введение
13 Военная база России в мягком подбрюшье США // Геополитика: Новости. Статьи. Аналитика: [Электронный ресурс] / Геополитика. 01.12.2017. URL: http://geo-politica.info/voennaya-baza-rossii-v-myagkom-podbryushe-ssha.html
14 «Роснефть» планирует 15 лет добывать на шельфе Венесуэлы 6,5 млрд куб. м газа в год // ТАСС: [Электронный ресурс] / ИТАР-ТАСС. 17.12.2017. URL: http://tass.ru/ekonomika/4819756
санкций против России, противостояние Китая и США, крупномасштабную инвестиционную программу Китая по развитию ОПК с упором на НИР, НИОКР и усиление мировых позиций этой страны вслед за нарастанием ее экономической мощи), можно предположить, что для покупателей в Латинской Америке приоритетным поставщиком по линии ВТС будет Китай. Это также обусловлено гибкостью его внешнеэкономической политики: предоставлением максимально возможных кредитно-денежных условий и разнообразием форм оплаты, в том числе допустимостью неденежной (натуральной) формы.
При распространении своей продукции военного назначения США применяют политическое и экономическое воздействие как на покупателей, так и на экспортеров-конкурентов. Когда импортеры собираются приобрести ВиВТ не американского производства (прежде всего российского), на них тоже может быть оказано прямое давление.
В качестве примера такого воздействия можно привести заявление министра обороны США Д. Рамсфелда в 2005 г.: «Не могу представить себе, зачем Венесуэле нужны сто тысяч автоматов АК-47, которые она собирается закупить у России? Я надеюсь, что Венесуэла не купит эти автоматы. Не могу даже предположить, в чем могла бы быть польза от этой покупки»15. Поскольку ВТС России и Венесуэлы продолжилось вопреки озвученной позиции Вашингтона, в октябре 2006 г. США приняли решение о возобновлении оказания военной помощи ряду стран Латинской Америки, за исключением Венесуэлы [10], подтвердив тем самым актуальность доктрины Монро.
Современная внешнеполитическая ситуация остается для Венесуэлы непростой. С одной стороны, США давно строили планы оказания прямого, вплоть до силового, давления на легитимный, но неугодный им режим Чавеса — Мадуро и продолжают поэтапно реализовывать их. С другой стороны,
становится очевидно, что широкий спектр российских ВиВТ, своевременно поставленных в Венесуэлу, служит мощным ограждающим фактором от угроз извне, обеспечивая высокий уровень обороноспособности суверенного государства.
Таким образом, поскольку ВТС относится к инструментам долгосрочного влияния, страны — конкуренты России, прежде всего США, придерживаются ма-киавеллистского принципа «цель оправдывает средства».
Яркое проявление недобросовестной конкуренции со стороны США — антироссийские санкции, противоречащие правилам ВТО, имеющие экстерриториальный и противозаконный характер с точки зрения международного права. Высокие результаты в области ВТС достигнуты Россией в условиях нарастающего санкционного давления. Это стало возможным благодаря высокому профессионализму и напряженному труду многих сотрудников учреждений, задействованных в ВТС, и эффективной государственной поддержке. Роль Министерства обороны РФ, Министерства иностранных дел РФ и высшего руководства страны в этом процессе трудно переоценить.
На наш взгляд, слабой стороной ВТС России является реакция на сильное давление со стороны других стран, лидирующих в экспорте ВиВТ (в первую очередь США и Китая), отказ от советской практики организации ознакомительных поездок (в том числе пресс-туров) для лиц, влияющих на решения о закупках военной техники. К сильным сторонам можно отнести отказ от безвозмездных поставок, укрепление позиций в постпродажном обслуживании, выполнение пакетных (инфраструктурных) сделок под ключ полного цикла, включая обучение военных и обслуживающего персонала.
Конкурентоспособность российских проектов может быть значительно повышена путем льготного кредитования российских
15 Lobe J. Washington focuses on Cuba-Venezuela "Axis of Evil" // Venezuelanalysis.com: [web] / G. Wilpert, J. Kühn, R. Boothroyd et al. 26.03.2005. URL: https://venezuelanalysis.com/analysis/1023
товаров и услуг. Например, при помощи совместных программ российских и испанских банков (последние фактически являются монополистами в Латинской Америке) по реализации данного направления при активном участии Российского экспортного центра и торговых представительств РФ в регионе. Данная мера повысила бы привлекательность не только отдельных проектов, но и всего комплекса товаров и услуг российского производства, а также способствовала бы упрочению позиции российских банков на глобальном рынке.
В феврале 2019 г. директор ФСВТС Д. Е. Шугаев сделал следующее заявление о перспективах российско-венесуэльского ВТС: «Мы следим за политической ситуацией в Венесуэле. Она нас весьма и весьма беспокоит, но мы не склонны сворачивать сотрудничество»16. Подтверждением его слов стало прибытие в Каракас 24 марта 2019 г. делегации из 99 российских военных специалистов на Ил-62 и Ан-124 с 35 тоннами груза и открытие 29 марта национального учебно-тренировочного вертолетного центра.
Подведем итоги. В современных условиях российская сторона считает основной целью поставок вооружения и продукции двойного назначения, как бы парадоксально это ни звучало, сохранение мира и стабильности в конкретной стране, регионе и мире в целом. Данная позиция основывается на понимании необходимости создания и поддержания равновесия. Паритет в области вооружений способствует разрешению конфликтных ситуаций ненасильственным (дипломатическим и политическим) путем. Тем не менее внешнеполитическая реальность показывает, что такого паритета может оказаться недостаточно для предотвращения локального вооруженного конфликта. В стремлении к максимизации экономической выгоды участникам ВТС не следует забывать о необходимости сохранения всеобщего мира.
Литература
1. Давыдов В. М. Стратегическое партнерство в контексте российско-латиноамериканских отношений // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86 № 4. С. 304—315. https://doi.org/10.7868/ S0869587316040058
2. Подберезкин А. И. Современная военная политика России: в 2 т. / [Под ред. К. П. Боришполец, О. Е. Родионова]. М.: МГИМО-Университет, 2017. Т. 1. 817 с.: ил., табл.
3. Кокошин А. А. Стратегическая стабильность. Научно-технические, военные и политические аспекты // Вестник Российской академии наук. 2015. Т. 85 № 11. С. 963—970. https://doi.org/10.7868/ S0869587315110055
4. Хейфец Л. С., Розенталь Д. М. Кредиты на доверии: размышления о венесуэльской политике Москвы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Политология. Международные отношения. 2015. № 3. С. 147—158.
5. Trends in international arms transfers, 2016 / A. Fleurant, P. D. Wezeman, S. T. Wezeman, Nan Tian. Stockholm: SIPRI, 2017. 12 p. (SIPRI Fact Sheet).
6. Bitar S. E., Gardner. US Military Bases, Quasi-Bases, and Domestic Politics in Latin America. London et al.: Palgrave Macmillan, 2016. XIV, 206 p. https://doi. org/10.1057/9781137539274
7. Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976 // Российская газета. Федеральный вып. 2014. № 298 (6570): 30 дек. С. 1—3.
8. Rangsimaporn P. Russia's debate on military-technological cooperation with China: From Yeltsin to Putin // Asian Survey. 2006. Vol. 46, No. 3. P. 477—495. https://doi.org/10.1525/as.2006.46.3.477
9. Яковлев П. П. Россия — Латинская Америка: стратегия прорыва на рынки несырьевой продукции // Латинская Америка. 2017. № 12. С. 15—28.
10. Гореславский С. С., Алексеева Т. А. Торговля вооружениями как инструмент стратегического влияния на международной арене // Стратегическая стабильность. 2018. № 4 (85). С. 27—33.
11. Pion-Berlin D. Military Missions in Democratic Latin America. N. Y. et al.: Palgrave Macmillan US, 2016. XIII, 218 p. (Politics, Economics, and Inclusive Development). https://doi.org/10.1057/978-1-137-59270-5
Поступила 10.04.2019
Малашенко Тимофей Игоревич — начальник отдела Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» (Россия, 101000, Москва, ул. Покровка, д. 22/1, стр. 1); научный сотрудник Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН (Россия, 115035, Москва, ул. Большая Ордынка, д. 21/16), [email protected]
16 Шугаев Д. Е. Политическая ситуация в Венесуэле нас весьма и весьма беспокоит: [интервью] / Беседу вела А. Джорджевич // Коммерсантъ. 2019. № 21: 6 февр. С. 1.
References
1. Davydov V. M. Strategicheskoe partnerstvo v kontekste rossiisko-latinoamerikanskikh otnoshenii (Strategic Partnership in the Context of Russian — Latin American Relations), Vestnik Rossiiskoi akademii nauk, 2016, T. 86 No. 4, pp. 304—315, https://doi.org/10.7868/ S0869587316040058
2. Podberezkin A. I. Sovremennaya voennaya politika Rossii, v 2 t. (Modern Russian Military Policy, in 2 Vols.), Pod red. K. P. Borishpolets, O. E. Rodionova, M., MGIMO-Universitet, 2017, T. 1, 817 p., il., tabl.
3. Kokoshin A. A. Strategicheskaya stabil'nost'. Nauchno-tekhnicheskie, voennye i politicheskie aspekty (Strategic Stability. Scientific and Technological, Military and Political Aspects), Vestnik Rossiiskoi akademii nauk, 2015, T. 85 No. 11, pp. 963—970, https://doi.org/10.7868/ S0869587315110055
4. Kheifets L. S. (Jeifets L. S.), Rozental' D. M. Kredity na doverii: razmyshleniya o venesuel'skoi politike Moskvy (The Unsecured Loans: Some Reflections about the Russian Policy in Venezuela), Vestnik Sankt-Peterburg-skogo universiteta, Seriya 6 Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, No. 3, pp. 147—158.
5. Fleurant A., Wezeman P. D., Wezeman S. T., and Nan Tian. Trends in international arms transfers, 2016. Stockholm, SIPRI, 2017, 12 p., SIPRI Fact Sheet.
6. Bitar S. E., Gardner. US Military Bases, Quasi-Bases, and Domestic Politics in Latin America. London et al., Palgrave Macmillan, 2016, xiv, 206 p., https://doi. org/10.1057/9781137539274
7. Voennaya doktrina Rossiiskoi Federatsii, utv. Prezidentom RF 25.12.2014 No. Pr-2976 (Military Doctrine of the Russian Federation, Approved by the President
of the Russian Federation on December 12, 2014 No. Pr-2976), Rossiiskaya gazeta, Federal'nyi vyp., 2014, No. 298 (6570), 30 Dec., pp. 1—3.
8. Rangsimaporn P. Russia's debate on military-technological cooperation with China: From Yeltsin to Putin, Asian Survey, 2006, Vol. 46, no. 3, pp. 477—495, https://doi.org/10.1525/as.2006.46.3.477
9. Yakovlev P. P. Rossiya — Latinskaya Amerika: strategiya proryva na rynki nesyr'evoi produktsii (Rusia — Latin America: a Breakthrough Strategy for Non-Primary Products Markets), Latinskaya Amerika, 2017, No. 12, pp. 15—28.
10. Goreslavskii S. S. (Goreslavsky Sergey), Alek-seeva T. A. Torgovlya vooruzheniyami kak instrument strategicheskogo vliyaniya na mezhdunarodnoi arene (Trade in Armaments as a Tool for Strategic Impact at the International Arena), Strategicheskaya stabil'nost', 2018, No. 4 (85), pp. 27—33.
11. Pion-Berlin D. Military Missions in Democratic Latin America. N. Y. et al., Palgrave Macmillan US, 2016. xiii, 218 p., Politics, Economics, and Inclusive Development. https://doi.org/10.1057/978-1-137-59270-5
Submitted 10.04.2019
Malashenko Timofey I., Department Head, Russia-Wide Civic Organization "Russian Engineering Union" (bld. 1, 22/1, Pokrovka street, Moscow, 101000, Russia); Staff Scientist at Center of Iberian Studies, Institute for Latin American Studies, Russian Academy of Sciences (21/16, Bolshaya Ordyn-ka street, Moscow, 115035, Russia), malashenko.t@ gmail.com