Научная статья на тему 'Военно-политические сотрудничество между Россией и Китаем в 1991-2020 гг.'

Военно-политические сотрудничество между Россией и Китаем в 1991-2020 гг. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
Россия / Китай / военно-политическое сотрудничество / российско-китайское стратегическое партнерство / поставки вооружений / совместные учения / северо-восточная Азия / взаимодействие по территориальным спорам / Russia / China / military-political cooperation / Russian-Chinese strategic partnership / arms supplies / joint exercises / northeast Asia / cooperation on territorial disputes

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чжао Дунсюй

Поставки оружия являются важным показателем уровня стратегического доверия между странами. За последние 30 лет отношения между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией прошли этапы, которые характеризовались совершенно разными уровнями военно-промышленного сотрудничества. Целью настоящего исследования является анализ и обобщение исторического опыта дипломатических отношений между указанными государствами по вопросам военно-политического сотрудничества. В качестве предмета исследования были использованы доктринальные и эмпирические источники, в которых отражены вопросы военно-политического сотрудничества между КНР и РФ в период с 1991 по 2020 год. В этой статье исследуется, как последствия крымского кризиса 2014 года повлияли на российско-китайские отношения в области торговли оружием на фоне событий, когда Россия стремилась ограничить поставки оружия в Китай. Статья начинается с исторического обзора российско-китайских отношений в сфере торговли оружием, а затем анализируется влияние российских поставок на военную модернизацию Китая с 1991 по 2020 год. В качестве методологической основы исследования автором используется концептуальная основа теории политического реализма, нашедшая отражение в теории «наступательного реализма» Дж. Миршаймера и в идее «морального реализма» Янь Сюэтуна. Это продиктовано необходимостью рассмотрения регионального баланса сил в контексте изменения военно-политической динамики. В исследовании применен комплекс общенаучных, исторических, политических и социологических методов. В результате проведенного исследования, автор формулирует выводы относительно укрепления российско-китайских военных отношений, которые в конечном итоге могут привести к более равноправным отношениям в совместной разработке вооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-political cooperation between Russia and China in 1991-2020

Arms deliveries are an important indicator of the level of strategic trust between countries. The purpose of this study is to analyze and generalize the historical experience of diplomatic relations between these states on issues of military-political cooperation. As the subject of the study, doctrinal and empirical sources were used, which reflect the issues of military-political cooperation between the PRC and the Russian Federation in the period from 1991 to 2020. Article explores how the aftermath of the 2014 Crimean crisis has affected Russian-Chinese arms trade relations as Russia sought to limit supplies to China. The article begins with a historical overview of Russian-Chinese relations in the arms trade, and then analyzes the impact of Russian supplies on China’s military modernization from 1991 to 2020. As a methodological basis for the study, the author uses the conceptual basis of the theory of political realism, which is reflected in the theory of “offensive realism” by J. Mearsheimer and in the idea of “moral realism” by Yan Xuetong. The study used a set of general scientific, historical, political and sociological methods. As a result of the study, the author formulates conclusions regarding the strengthening of Russian-Chinese military relations, which may ultimately lead to more equal relations in the joint development of weapons.

Текст научной работы на тему «Военно-политические сотрудничество между Россией и Китаем в 1991-2020 гг.»

Чжао Дунсюй

Аспирант. Российский университет дружбы народов.

Военно-политические сотрудничество между Россией и Китаем в 1991-2020 гг.

Вопросы военно-политического сотрудничества между Россией и Китаем всегда являлись важной составляющей во внешнеполитической повестке обоих государств. После распада Советского союза возникла объективная необходимость в восприятии РФ как нового субъекта дипломатических отношений с КНР.

Нормализация отношений между Москвой и Пекином в 1989 году привела к возобновлению торговли вооружением. В мае 1991 года Пекин посетил министр обороны СССР Дмитрий Язов. В ходе визита обе страны признали, что больше не воспринимают друг друга угрозы. Министр обороны Китая Цинь Цзивэй посетил Москву в августе 1992 года и обсудил с Министром обороны РФ Павлом Грачевым размещение войск в приграничных районах и сокращение военного присутствия в дальневосточных районах с обеих сторон.

В ноябре 1993 года Павел Грачев посетил Китай, в результате чего стороны подписали пятилетнее соглашение о военном сотрудничестве. Этот документ предусматривал ряд мер информационного взаимодействия, в том числе регулярные консультации между высшими должностными лицами Минобороны, обмен информацией о маневрах войск в приграничных районах и др. Таким образом, оба государства перешли к взаимным мерам по укреплению доверия. Во время своего визита в Москву в июле 1994 года министр обороны Китая Чи Хаотянь и Грачев подписали Соглашение о предотвращении опасных военных действий между правительствами РФ и КНР. Соглашение охватывало ряд конкретных областей, включая, среди прочего, гарантии против случайного пуска ракеты, запрет на использование повреждающих глаза лазеров, прекращение электронных помех связи и создание системы раннего предупреждения о непреднамеренном вторжении [6].

Состоялись обмены посещениями портов и наблюдателями на военных учениях. В мае 1994 года во Владивостоке состоялся ви-

■ зит представителей Военно-морских сил КНР, на который в августе

того же года ответили подразделения Тихоокеанского флота России в Циндао. Китайские офицеры также посетили Забайкальский военный округ в сентябре 1994 года. Также были достигнуты договоренности о совместных военно-морских учениях [2].

Другие отмеченные меры по укреплению доверия включали соглашение о сотрудничестве в области охраны границы, подписанное в августе 1995 года между Министерством национальной обороны Китая и Федеральным управлением пограничной службы РФ, а также обмен визитами между китайскими провинциальными военными округами Цзилинь и Хэйлунцзян и военным округом Внутренняя Монголия и Тихоокеанским, Дальневосточным и Забайкальским пограничными округами РФ. Согласно различным источникам, обе стороны очень регулярно участвовали в различных дискуссиях, о чем свидетельствуют почти 1000 встреч и более 5000 раундов переговоров [1].

На рабочем уровне переговорные группы сосредоточились на конкретных вопросах, включая: область применения; прикрытие силовых частей, личного состава и техники; особенности в отношении обмена информацией, наблюдений, уведомлений и других ограничивающих мер. Обе стороны решили в 1991 году, что зона военных мер по укреплению доверия будет составлять 100 км с каждой стороны границы - это зона, за которую их войска должны были быть отведены.

Переговоры о пограничном контроле над вооружениями прошли более чем в 20 раундах в течение семи лет между пятью странами и охватили широкий круг вопросов, включая хранение стратегических вооружений в пределах 100-километровой зоны вдоль границы, сокращение сухопутных и воздушных сил, а также безопасность границ. Первоначально обе стороны нацеливались на одновременное заключение как военных мер доверия, так и сокращения сил. На 22-ом раунде переговоров, проведенном в Пекине 11-27 декабря 1996 г., были окончательно определены особенности сокращения сил, и в мае 1997 г. было подписано Московское соглашение [6].

В период примерно с 2005 по 2012 год объем российско-китайской торговли оборонными товарами заметно сократился. Импорт Китая, связанный с обороной, в целом сократился примерно на 58% с 2007 по 2011 год; в то время как страна стала более активно работать на рынке экспорта вооружений с 2001 по 2011 год, китайский

/£> | _

оборонный экспорт увеличился на 95%. Многим экспертам это свидетельствовало о растущем чувстве самодостаточности китайских производителей оружия и о снижении степени зависимости от российских систем и российской технической поддержки [8].

Примерно после возвращения Путина на пост президента и прихода Си Цзиньпина на пост главы государства и партии в 2012 году российско-китайское оборонно-промышленное сотрудничество снова активизировалось, вскоре достигнув невиданного ранее уровня. Россия была целью первого государственного визита Си Цзиньпина в 2013 г., и Си стал первым иностранным лидером, посетившим российский военный командный центр в Москве.

Украинские события 2014 года ускорили российский «поворот на Восток»: после ввода санкций Москва начала усиленно искать возможности нарастить связи с азиатскими партнерами. Первые сообщения о новой крупномасштабной оружейной сделке появились в китайских государственных СМИ в 2012 и 2013 годах и были официально подтверждены в ноябре 2015 года [9]. Новое соглашение предусматривало продажу 24 истребителей Су-35, 4 подводных лодок проекта 677 типа «Лада» и 6 дивизионов ЗРК С-400. Переговоры по сделке велись как минимум с 2008 года, но до 2014 года ее заключению мешало сопротивление российской военной промышленности [10].

Помимо экономической выгоды и схожести политического режима, Москва использует военное сотрудничество с Китаем в качестве ответа на разработку и развертывание США средств противоракетной обороны вблизи России. Кроме того, Москва обеспокоена судьбой нового договора по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (Далее - СНВ) между США и Россией. После выхода Вашингтона из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в 2019 году у Москвы росли подозрения, что новый СНВ не может быть продлен или заменен после истечения срока его действия в 2021 году. В итоге, данное соглашение было продлено до 5 февраля 2026 года [11]. Чтобы подготовиться к такому сценарию, Москва пыталась развивать военное сотрудничество с Китаем с целью разделения расходов на возможную будущую гонку вооружений [12].

Примечательно, что недавний «белый документ» Китая по национальной обороне в новую эпоху содержит больше ссылок на Россию, чем его предшественник 2015 года, и все они положитель-

■ ные [7]. В 2017 г. Россия и Китай подписали «дорожную карту»

военного сотрудничества на 2017-2020 гг. Это свидетельствует о высоком уровне взаимного доверия и стратегического сотрудничества.

В настоящее время Россия и Китай, как правило, не ожидают, что друг другу станут прямыми угрозами безопасности при их нынешних политических режимах. Василий Кашин отмечает, что, несмотря на продолжающийся прогресс в общих политико-экономических отношениях между двумя странами, рост их оборонного сотрудничества ограничивается крайним технологическим национализмом их оборонных ведомств: «На самом деле технологический национализм с обеих сторон кажется будет более безудержным, чем это было в эпоху холодной войны», — говорит он [4].

Однако пока ученые, эксперты и политики обсуждают, носит ли военное сотрудничество между Россией и Китаем форму союза, две страны улучшают отношения в нескольких областях, в том числе в военной. Хотя Москва и Пекин отрицают намерение в ближайшее время создать военный союз, военное сотрудничество расширяется. Кроме того, они тесно сотрудничают по международным вопросам и координируют свою деятельность. Например, у них очень схожие взгляды и позиции по ближневосточным проблемам [5].

Однако основной движущей силой их тесных отношений на международной арене является соперничество с общим противником: США, давление которых как на Россию, так и на Китай сближают две страны. Однако нынешнее состояние отношений можно определить, как выразился Дмитрий Тренин: «Китай и Россия прагматично вступают во все более тесное сотрудничество по вопросам, представляющим взаимный интерес, соглашаясь мирно не соглашаться там, где их позиции не совпадают» [3].

Подводя итог настоящему исследованию следует отметить, что усиливающееся российско-китайское военно-техническое сотрудничество следует рассматривать на фоне в целом усиленной политической и стратегической координации между администрациями Си и Путина, которая включает в себя не только заявления на уровне риторики, но и существенные обмены в нескольких стратегически важных сферах, включая торговлю нефтью и газом, геополитическую координацию в Центральной Азии, совместные военные учения, контроль над информационной сферой и взаимную политическую поддержку в международных организациях. В настоящее

время представляется целесообразным предположить, что на фоне | _

событий 2022 года в Украине, российско-китайское военное сотрудничество вступит в новый этап развития.

Библиографический список

1. Бажанов Е.П. Россия и Китай. Четыре века взаимодействия: история, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / Е.П. Бажанов. — Москва: Весь мир, 2013. С. 617.

2. Вооруженная дружба: как Россия и Китай торгуют оружием [Электронный ресурс] // Фонд Карнеги за международный мир. // URL: https://carnegie.ru/2017/11/02/ ru-pub-74601. (Дата доступа: 10.05.2022)

3. Дмитрий Тренин, «Россия и Китай в Арктике: сотрудничество, конкуренция и последствия», Московский Центр Карнеги, 31 марта 2020 г. [Электронный ресурс] // URL: https://carnegie.ru/commentary/81407#_ednref3 (Дата обращения: 26.09.2022).

4. Кашин В.Б. Россия и Китай: союз или стратегическая неопределенность [Электронный ресурс] // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/rossiya-i-kitay-soyuz-ili-strategicheskaya-neopredelennost/ (Дата обращения: 26.09.2022).

5. Китай заявляет, что разделяет с Россией схожие взгляды и позиции по ближневосточному вопросу, 9 января 2020 г. // URL: https://www.reuters.com/article/us-iraq-security-china/china-says-shares-similar-views-and-positions-with-russia-on-middle-east-issue-idUSKBN1Z80PM

6. Макиенко К.В. Военно-техническое сотрудничество России и КНР в 19922002 гг.: достижения, тенденции, перспективы / К.В. Макиенко — М.: Гендальф, 2002. 69 с.

7. Национальная оборона Китая в новую эпоху, Информационное бюро Государственного совета Китайской Народной Республики, 24 июля 2019 г. [Электронный ресурс] // URL: https://english.www.gov.cn/archive/whitepaper/201907/24/content_ WS5d3941ddc6d08408f502283d.html (Дата обращения: 26.09.2022).

8. Поплавский Н.П. Россия и Китай: Современные тенденции политики военно-технического сотрудничества // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 3. С. 31-35.

9. Российские военные разработали новую обычную подводную лодку, исключающую экспорт класса «Лада» в Китай), Ouhua.info (Euro China News), 18 ноября 2015 г. // URL: http://military.ouhua .info/warhistory/2015/11/18/2085452.html (Дата обращения: 26.09.2022).

10. Россия и Китай разрабатывают высокотехнологичное вооружение [Электронный ресурс] // РИА Новости. // URL: https://ria.ru/amp/20211223/vooruzhenie-1765093671. html. (Дата доступа: 10.09.2022)

11. Соглашение между Россией и США о продлении ДСНВ вступило в силу. ТАСС. // URL: https://tass.ru/politika/10615745 (Дата обращения: 26.09.2022).

12. Фэнхуа Л. Китайско-российское партнерство и стратегическое сотрудничество / Л. Фэнхуа // Сравнительная политика. 2019. Т. 10. № 2. С. 118-134. - DOI 10.24411/22213279-2019-10020. - EDN ZTCVDV.

References

1. Bazhanov E.P. Russia and China. Four centuries of interaction: history, current state and prospects for the development of Russian-Chinese relations / E.P. Bazhanov. — Moscow: Ves Mir, 2013. Р. 617.

2. Armed friendship: how Russia and China trade arms [Electronic resource] // Carnegie Endowment for International Peace. // URL: https://carnegie.ru/2017/11/02/ru-pub-74601.

(05.10.2022)

3. Dmitry Trenin, "Russia and China in the Arctic: Cooperation, Competition and Consequences", Carnegie Moscow Center, March 31, 2020 [Electronic resource] // URL: https://carnegie.rU/commentary/81407#_ednref3 (09.26.2022).

4. Kashin V.B. Russia and China: alliance or strategic uncertainty [Electronic resource] // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-ki-tay-soyuz

-ili-strategicheskaya-neopredelennost/ (09.26.2022).

5. China says it shares similar views and positions with Russia on the Middle East issue, January 9, 2020 // URL: https://www.reuters.com/article/us-iraq-security-chi-na/china-says- shares-similar-views-and-positions-with-russia-on-middle-east-issue-idUSKBN1Z80PM

6. Makienko K.V. Military-technical cooperation between Russia and China in 19922002: achievements, trends, prospects / K.V. Makienko - M.: Gandalf, 2002. 69 p.

7. National Defense of China in the New Era, Information Bureau of the State Council of the People's Republic of China, July 24, 2019 [Electronic resource] // URL: https://english. www.gov.cn/archive/whitepaper/201907/24/content_WS5d3941ddc6d08408f502283d. html (09.26.2022).

8. Poplavsky N.P. Russia and China: Modern trends in the policy of military-technical cooperation // Legal policy and legal life. 2013. № 3. P. 31-35.

9. The Russian military has developed a new conventional submarine that excludes the export of the Lada class to China), Ouhua.info (Euro China News), November 18, 2015 // URL: http://military.ouhua.info/warhistory/ 2015/11/18/2085452.html (09.26.2022).

10. Russia and China are developing high-tech weapons [Electronic resource] // RIA Novosti. // URL: https://ria.ru/amp/20211223/vooruzhenie-1765093671.html. (09.10.2022)

11. The agreement between Russia and the United States on the extension of START has entered into force. TASS. // URL: https://tass.ru/politika/10615745 (09.26.2022).

12. Fenghua L. Sino-Russian partnership and strategic cooperation / L. Fenghua // Comparative Politics. 2019. Vol. 10. № 2. P. 118-134. - DOI 10.24411/2221-3279-2019-10020. - EDN ZTCVDV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.