Научная статья на тему 'Военно-политические аспекты отношений между США и Азербайджанской Республикой (1991-2001 гг.) в азербайджанской историографии'

Военно-политические аспекты отношений между США и Азербайджанской Республикой (1991-2001 гг.) в азербайджанской историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / Азербайджанская Республика / НАТО / военно-политическое сотрудничество / внешняя политика / международные отношения / геополитика / антитеррористическая кампания / азербайджанская историография / USA / Republic of Azerbaijan / NATO / military-political cooperation / foreign policy / international relations / geopolitics / anti-terrorism campaign / Azerbaijani historiography

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамедли Баламирза Айдын Оглы

В статье анализируются военно-политические аспекты двусторонних отношений между Азербайджанской Республикой и США за десятилетний период (1991-2001 гг.) в контексте азербайджанской историографии. После восстановления государственной независимости в 1991 году одной из первостепенных задач, стоящих перед Азербайджаном, было установление первых дипломатических отношений со странами мира и создание военно-политического сотрудничества с ведущими государствами. В частности, одним из приоритетных направлений внешней политики Азербайджана стали многовекторные отношения с США, ставшими единственной в мире сверхдержавой в результате распада СССР. В конце ХХ века отношения Азербайджана с США прошли сложный путь развития от противоречивого и непонятного этапа до уровня стратегического партнёрства, что нашло отражение в многочисленных исследованиях в азербайджанской историографии с различных точек зрения. Вовлечение в научный оборот различных историографических материалов позволяет провести комплексный анализ той или иной стороны отношений между двумя странами, в том числе военно-политического аспекта. В статье выдвигается такой тезис, что начиная с 90-х годов ХХ века НАТО играет особую роль в военно-политическом сотрудничестве США и Азербайджана. В этом смысле обращает на себя внимание тот факт, что Азербайджан был одной из первых стран, присоединившихся к программе НАТО «Партнёрство ради мира», внешнеполитической инициативе президента США Б. Клинтона в 1994 году, и отношение к ней в азербайджанской историографии. К началу XXI столетия военно-политическое сотрудничество в отношениях между двумя странами укрепилось. Так как, оперативное реагирование и присоединение Азербайджана к антитеррористической кампании после теракта 11 сентября 2001 года, его всесторонняя поддержка США в борьбе с терроризмом, приостановка действия «907-й поправки», первый официальный визит министра обороны США в Баку оцениваются как свидетельство этого в азербайджанской историографии. Тот факт, что США, как крупнейшая мировая политическая и экономическая держава, являются одной из основных стран, определяющих направления развития современных международных отношений, и что Азербайджан, граничащий с Российской Федерацией, является страной с важнейшим геостратегическим положение в регионе Южного Кавказа, наглядно показывает, насколько актуальна тема исследования статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-political aspects of relations between the United States and the Azerbaijan Republic (1991-2001) in Azerbaijani historiography

The article analyzes the military-political aspects of bilateral relations between the Republic of Azerbaijan and the United States over a ten-year period (1991-2001) in the context of Azerbaijani historiography. After the restoration of state independence in 1991, one of the primary tasks facing Azerbaijan was the establishment of the first diplomatic relations with countries of the world and the creation of military-political cooperation with leading states. In particular, one of the priority areas of Azerbaijan’s foreign policy has become multi-vector relations with the United States, which became the world’s only superpower as a result of the dissolution of the USSR. At the end of the twentieth century, relations between Azerbaijan and the United States went through a difficult development path from a contradictory and incomprehensible stage to the level of strategic partnership, which was reflected in numerous research works in Azerbaijani historiography from various points of view. Involving various historiographical materials in scientific circulation allows for a comprehensive analysis of one or another aspect of relations between the two countries, including the military-political aspect. The article puts forward the thesis that since the 90s of the twentieth century, NATO has played a special role in the military-political cooperation between the United States and Azerbaijan. In this sense, noteworthy is the fact that Azerbaijan was one of the first countries to join the NATO Partnership for Peace program, a foreign policy initiative of US President Bill Clinton in 1994, and the attitude towards it in Azerbaijani historiography. By the beginning of the 21st century, military-political cooperation in relations between the two countries had strengthened. Since Azerbaijan’s prompt response and joining the anti-terrorism campaign after the terrorist attack of September 11, 2001, its comprehensive support for the United States in the fight against terrorism, the suspension of the “Section 907”, the first official visit of the US Secretary of Defense to Baku are assessed as evidence of this in the Azerbaijani historiography. The fact that the United States, as the world’s largest political and economic power, is one of the main countries that determine the development directions of modern international relations, and that Azerbaijan, which borders the Russian Federation, is a country with the most important geostrategic position in the South Caucasus region, clearly shows how relevant the research topic of the article is.

Текст научной работы на тему «Военно-политические аспекты отношений между США и Азербайджанской Республикой (1991-2001 гг.) в азербайджанской историографии»

Научная статья /Research article

Военно-политические аспекты отношений между США и Азербайджанской Республикой (1991-2001 гг.) в азербайджанской историографии

Б. А. Мамедли

Бакинский Государственный Университет, Баку, Азербайджан

ORCID: https://orcid.org/0009-0007-4506-4840, e-mail: halamirzamammadliagmail.com

Аннотация: В статье анализируются военно-политические аспекты двусторонних отношений между Азербайджанской Республикой и США за десятилетний период (19912001 гг.) в контексте азербайджанской историографии. После восстановления государственной независимости в 1991 году одной из первостепенных задач, стоящих перед Азербайджаном, было установление первых дипломатических отношений со странами мира и создание военно-политического сотрудничества с ведущими государствами. В частности, одним из приоритетных направлений внешней политики Азербайджана стали многовекторные отношения с США, ставшими единственной в мире сверхдержавой в результате распада СССР. В конце ХХ века отношения Азербайджана с США прошли сложный путь развития от противоречивого и непонятного этапа до уровня стратегического партнёрства, что нашло отражение в многочисленных исследованиях в азербайджанской историографии с различных точек зрения. Вовлечение в научный оборот различных историографических материалов позволяет провести комплексный анализ той или иной стороны отношений между двумя странами, в том числе военно-политического аспекта. В статье выдвигается такой тезис, что начиная с 90-х годов ХХ века НАТО играет особую роль в военно-политическом сотрудничестве США и Азербайджана. В этом смысле обращает на себя внимание тот факт, что Азербайджан был одной из первых стран, присоединившихся к программе НАТО «Партнёрство ради мира», внешнеполитической инициативе президента США Б. Клинтона в 1994 году, и отношение к ней в азербайджанской историографии. К началу XXI столетия военно-политическое сотрудничество в отношениях между двумя странами укрепилось. Так как, оперативное реагирование и присоединение Азербайджана к антитеррористической кампании после теракта 11 сентября 2001 года, его всесторонняя поддержка США в борьбе с терроризмом, приостановка действия «907-й поправки», первый официальный визит министра обороны США в Баку оцениваются как свидетельство этого в азербайджанской историографии. Тот факт, что США, как крупнейшая мировая политическая и экономическая держава, являются одной из основных стран, определяющих направления развития современных международных отношений, и что Азербайджан, граничащий с Российской Федерацией, является страной с важнейшим геостратегическим положение в регионе Южного Кавказа, наглядно показывает, насколько актуальна тема исследования статьи.

Ключевые слова: США, Азербайджанская Республика, НАТО, военно-политическое сотрудничество, внешняя политика, международные отношения, геополитика, антитеррористическая кампания, азербайджанская историография.

Для цитирования: Мамедли Б. А. Военно-политические аспекты отношений между США и Азербайджанской Республикой (1991-2001 гг.) в азербайджанской историографии // Постсоветские исследования. 2024; 3(7):281-291.

Military-political aspects of relations between the United States and the Azerbaijan Republic (1991-2001) in Azerbaijani historiography

Balamirza A. Mammadli

Baku State University, Baku, Azerbaijan

ORCID: https://orcid.org/0009-0007-4506-4840, e-mail: balamirzamammadli@gmail.com

Abstract: The article analyzes the military-political aspects of bilateral relations between the Republic of Azerbaijan and the United States over a ten-year period (1991-2001) in the context of Azerbaijani historiography. After the restoration of state independence in 1991, one of the primary tasks facing Azerbaijan was the establishment of the first diplomatic relations with countries of the world and the creation of military-political cooperation with leading states. In particular, one of the priority areas of Azerbaijan's foreign policy has become multi-vector relations with the United States, which became the world's only superpower as a result of the dissolution of the USSR. At the end of the twentieth century, relations between Azerbaijan and the United States went through a difficult development path from a contradictory and incomprehensible stage to the level of strategic partnership, which was reflected in numerous research works in Azerbaijani historiography from various points of view. Involving various historiographical materials in scientific circulation allows for a comprehensive analysis of one or another aspect of relations between the two countries, including the military-political aspect. The article puts forward the thesis that since the 90s of the twentieth century, NATO has played a special role in the military-political cooperation between the United States and Azerbaijan. In this sense, noteworthy is the fact that Azerbaijan was one of the first countries to join the NATO Partnership for Peace program, a foreign policy initiative of US President Bill Clinton in 1994, and the attitude towards it in Azerbaijani historiography. By the beginning of the 21st century, military-political cooperation in relations between the two countries had strengthened. Since Azerbaijan's prompt response and joining the anti-terrorism campaign after the terrorist attack of September 11, 2001, its comprehensive support for the United States in the fight against terrorism, the suspension of the "Section 907", the first official visit of the US Secretary of Defense to Baku are assessed as evidence of this in the Azerbaijani historiography. The fact that the United States, as the world's largest political and economic power, is one of the main countries that determine the development directions of modern international relations, and that Azerbaijan, which borders the Russian Federation, is a country with the most important geostrategic position in the South Caucasus region, clearly shows how relevant the research topic of the article is.

Keywords: USA, Republic of Azerbaijan, NATO, military-political cooperation, foreign policy, international relations, geopolitics, anti-terrorism campaign, Azerbaijani historiography.

For citation: Balamirza A. Mammadli. Military-political aspects of relations between the United States and the Azerbaijan Republic (1991-2001) in Azerbaijani historiography // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2024; 3(7):281-291 (In Russ.)

Регион Южного Кавказа, включая Азербайджан, остававшийся в составе Российского государства на протяжении почти двух столетий, стал одним из важных направлений внешней политики США в последние десятилетия. В результате распада СССР, оставшихся в регионе крупных советских запасов оружия и начала межэтнических конфликтов в новых возникающих государствах возникла угроза распространения оружия массового уничтожения, региональная нестабильность, стремление к наращиванию ее влияние в указанном регионе постсоветского пространства спровоцировало США активизировать внешнюю политику в отношении Южного Кавказа, а также

Азербайджана в различных сферах, в том числе в военно-политической сфере.

В азербайджанской историографии отмечается, что даже с первого дня независимости Азербайджан находился в центре внимания США [Mammadov 1999: 290]. Именно поэтому, если мы обратим внимание на хронологическую

последовательность в списке государств мира, которые первыми официально признали государственную независимость Азербайджанской Республики, мы видим, что США находятся на 5-м месте (после Турции, Румынии, Пакистана, Швейцарии). 25 декабря 1991 года США официально признали государственную независимость Азербайджана [James 1995: 150]. Интересно, что военные и политические аспекты в

азербайджано-американских отношениях начали проявляться с первых же моментов. Так как, президент США Джордж Буш-старший написал письмо первому президенту Азербайджана Аязу Муталибову и выдвинул 5 принципов установления отношений между двумя странами, одним из которых является то, что Азербайджан должен иметь статус «страна, свободная от ядерного оружия», подписав Договор о нераспространении ядерного оружия [Cafersoy 2001: 136]. Тогда Муталибов направил Бушу ответное письмо и заявил, что Азербайджанская Республика, намеренная установить независимые отношения с США, придерживается всех принципов. Таким образом, как писал азербайджанский историк М.Гасымлы, «этими письмами были сделаны первые шаги в отношениях между двумя странами» ^амтЬ 2015: 153].

Первые практические шаги в области установления политико-дипломатических отношений между Азербайджаном и США были предприняты в начале 1992 года. Так как, 12 февраля 1992 года госсекретарь США Джеймс Бейкер совершил деловой визит в Баку, который в азербайджанской историографии часто называют началом официальных дипломатических отношений между двумя странами [Гасанов 2013: 355356]. Ряд азербайджанских исследователей, в том числе М.Гасымлы, объясняют цель этого визита тем, что правительство США обеспокоено процессами, происходящими в регионе Южного Кавказа, особенно углублением Нагорно-Карабахского

конфликта и активизацией Ирана в этом регионе после распада СССР. Поэтому визит Бейкера был связан с необходимостью обсуждения этих вопросов [Qaslmll 2015: 153]. Подобную мысль мы можем найти и в российской историографии, например, в книге «Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития (1992-2008 гг.)». В этой книге авторы объемной научной статьи под названием «Региональное измерение» подчеркивают: «США установили дипломатические отношения с

Азербайджаном в начале 1992 года. В тот период неопределенность будущего Азербайджана, возможный уход по

«иранскому» пути развития рассматривался в США как серьезная опасность. Именно в тот период в Баку побывал с кратковременным визитом госсекретарь Бейкер» [Гусейнов, Поклоннов, Демиденко 2008: 226]. У.Гусейнова считает, что именно с первого официального визита Бейкера в Баку началось закладывание стратегических интересов США в Азербайджане [Гусейнова 2000: 78].

После смены политической власти в Азербайджане в мае-июне 1992 года и избрания Абульфаза Эльчибея новым президентом официальные круги США вновь попытались развивать отношения с Азербайджанской Республикой и активно вмешиваться в общественно-политические и военные проблемы страны. С этой целью в июле 1992 года - накануне Хельсинкского саммита СБСЕ - президент США обратился с письмом к президенту Азербайджана и заявил, что его страна готова устанавливать и развивать отношения с Азербайджаном во всех сферах [Musa 2011: 508]. Однако многие исследователи азербайджанской историографии (особенно Али Гасанов) отмечают, что тогдашнее руководство республики не смогло опередить своих предшественников и недооценило эту важную инициативу США. В этой связи Али Гасанов обращает особое внимание на то, что в результате внешнеполитического курса реализуемого правительством Эльчибея в тот момент, когда военная агрессия Армении достигла наивысшего уровня, Азербайджан не смог должным образом воспользоваться поддержкой такой сверхдержавы как США на Хельсинкском саммите СБСЕ: «Азербайджанская Республика участвовала в Хельсинкском саммите, но не смогла поставить вопрос агрессии руководства Армении на азербайджанские территории в повестку дня саммита» [Hasanov 1997: 12]. Занимая ту же позицию, Асмар Насибова пишет, что руководство Азербайджана в то время не могло использовать международную ситуацию в интересах государства и не могло предпринять успешных шагов ни на Хельсинкском саммите, ни на других международных встречах [Nasibova 2014: 51]. Еще одним событием, произошедшим в

первые годы отношений между Азербайджанской Республикой и США, стало принятие Конгрессом США 907-й поправки (Section 907) к «Акту о поддержке свободы» (Freedom Support Act), что исторически оказало негативное влияние на двусторонние отношения. По этой причине первый этап отношений между Азербайджанской Республикой и США (1991-1993 гг.) в азербайджанской историографии вообще характеризуется как «непонятные отношения». Однако следует отметить, что республики Южного Кавказа, в том числе и Азербайджан, с первых дней своей независимости занимали важное место в интересах США и НАТО. Так как, в декабре 1991 года по инициативе НАТО был создан Совет Североатлантического сотрудничества (North Atlantic Cooperation Council), Азербайджан стал его членом в марте 1992 года.1

4 мая 1994 года присоединение Азербайджана к программе НАТО «Партнёрство ради мира» или «Партнёрство во имя мира» (Partnership for Peace - PfP) -широкомасштабной внешнеполитической инициативе Билла Клинтона - во многом способствовало азербайджано-

американскому военно-политическому

сотрудничеству. Эта программа,

предусматривающая двустороннее военное сотрудничество между НАТО и странами, не входящими в альянс, рассматривается как в зарубежной историографии, так и в азербайджанской историографии с точки зрения успешной инициативы президента США. Например, азербайджанский исследователь А.Ахмедов оценивает программу «Партнёрство ради мира» как креативную и успешную инициативу, призванную устранить противоречия, связанные с расширением НАТО на Восток [öhmadov 2018: 85]. Первоначально эта программа охватывала 27 страны, одной из которых была Азербайджанская

1 Азербайджан-НАТО. URL:

https://republic.preslib.az/ru_a7-8.html (дата

обращения: 24.01.2024)

Республика.2 Позже ряд участников программы (Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Финляндия, страны Балтии и др.) напрямую присоединились к альянсу, а два государства-участника - Россия и Белоруссия прекратили сотрудничество. Именно по этой причине Г.Мамедова, анализируя программу ПРМ, отмечает, что целью этой программы было не только сотрудничество с бывшими

социалистическими странами в военной сфере, но и подготовка их к вступлению в НАТО [Mэmmэdova 2012: 126].

Присоединение Азербайджана,

находящегося в состоянии войны с Арменией, к программе НАТО ПРМ характеризуется как однозначно

положительное событие в азербайджанской историографии. Кроме того, важность присоединения Азербайджанской

Республики к программе в 1994 году объясняется с различных точек зрения в азербайджанской историографии, и эти подходы можно обобщить следующим образом:

1) Большинство исследователей

считают, что отношения Азербайджан-НАТО вступили в новый и важный этап с присоединением к программе ПРМ, и Азербайджанская Республика стала одним из важных партнеров такого огромного военно-политического блока мира, как НАТО. К примеру, З.Ибрагимов пишет, что этим событием была заложена широкомасштабная основа отношений Азербайджан-НАТО [ibrahimov 2009: 280]. Г.Ахмедова в своей научной статье отмечает, что хотя формирование отношений между Азербайджанской Республикой и НАТО началось в марте 1992 года, только с подписанием президентом Гейдаром Алиевым рамочного документа программы ПРМ в 1994 году, эти отношения ориентировались на в более конкретном направлении [Эhmэdova 2014; 280]. Другая азербайджанская исследовательница

А.Алиева пишет, что именно с 1994 года Азербайджан тесно сотрудничает с НАТО в

2 NATO Partnership for Peace. URL: https://1997-2001.state.gov/regions/eur/nato_fs-pfp.html (дата

обращения: 02.02.2024)

рамках указанной программы [Эliyeva 2012: 149-150]. Исследователи Центра исследований наследия Гейдара Алиева в книге «Азербайджан-НАТО: путь, начавшийся с партнёрства (1994-2009)» пришли к выводу, что с подписанием программы ПРМ в Брюсселе во внешней политике Азербайджана был определен новый приоритет - интеграция в евроатлантическое пространство [Heydэr Эliyev 1гаш Ага^гта Mэrkэzi 2009: 11]. В связи с этим С.Новрузов считает присоединение Азербайджана к программе ПРМ результатом сбалансированной внешнеполитической доктрины президента Гейдара Алиева [Novгuzov 2019: 187].

2) По мнению многих исследователей, благодаря присоединению к программе ПРМ возможности Азербайджана по сотрудничеству с развитыми странами Запада, в том числе с США, значительно расширились, а репутация Азербайджана на международной арене возросла. А.Гасанов подчеркивает, что Азербайджан укрепил свои международные позиции, присоединившись к упомянутой программе НАТО [Hэsэnov 2005: 508]. А.Аббасбейли пишет, что важность присоединения к программе ПРМ заключалась в том, что Азербайджан получил определенные возможности для сотрудничества с США и странами Западной Европы [Abbasbэyli 2011: 300]. В своей монографии «Военно-политические реформы в НАТО и Азербайджанской Республике» А.Алиева заключает, что в целом программа ПРМ обеспечила быструю интеграцию стран-участниц в НАТО и другие евроатлантические структуры [Эliyeva 2012: 149-150].

3) Группа исследователей приходит к выводу, что Азербайджан, потерявший до мая 1994 года 20% своей территории, получил возможность укрепить свою безопасность в глобальном масштабе благодаря присоединению к программе НАТО ПРМ. А.Азимли в своей монографии «Отношения Азербайджан-НАТО (19922000 гг.)» объясняет этот фактор следующим образом: «Если территориальная целостность и независимость любого из государств,

участвующих в программе, окажется под угрозой, страны НАТО проведут консультации по этому поводу и выразять свое отношение к проблеме» [Эzimli 2001: 71]. По этой причине Х.Мехтиева, подчеркивая, что сотрудничество с НАТО имеет большое значение для Азербайджана в рамках упомянутой программы, пишет: «Азербайджан рассматривал программу ПРМ как возможность укрепить свою политическую независимость и защитить свою территориальную целостность» [Mehdiyeva 2019: 32]. С.Гарашова также отмечает, что Азербайджан получил возможность более надежно обеспечивать свою безопасность благодаря

сотрудничеству с НАТО ^ага^а 2018: 288].

4) По заключению другой группы исследователей, рассматриваемое событие не только способствовало военно-политическому сотрудничеству между Азербайджаном и США, но и оказало положительное влияние на развитие вновь сформированных Вооружённых Сил Азербайджана как армия современного типа в соответствии со стандартами НАТО. В этом смысле С.Мустафаева характеризует данное событие как фактор, подстегивающий официальное военно-политическое сотрудничество Азербайджана с Вашингтоном [Mustafayeva 2009: 152]. Это подтверждает и Х.Ахмедова в своей научной статье: «Участие в программе ПРМ стимулировало Азербайджан приблизиться к стандартам НАТО» [Эhmэdova 2015: 190]. А.Алиева особо подчеркивает, что согласно этой программе азербайджанская армия адаптирована к стандартам НАТО [Эliyeva 2012: 149-150].

5) Некоторые исследователи отмечают, что присоединение к программе ПРМ также положительно повлияло на урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта, который до 44-дневной войны 2020 года занимал важное место в отношениях Азербайджана с ведущими странами, в том числе с США. Например, Ш.Мамедов характеризует рассматриваемое событие, как начало нового этапа участия США в направлении

урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта [Mammadov 2018: 19].

Следующим событием,

способствовавшим расширению военно-политических отношений между

Азербайджаном и США, стало значительное участие американских нефтяных компаний в «Контракте века», подписанном 20 сентября 1994 года в Баку. Прежде всего следует отметить, что данное соглашение касалось совместной добычи и разработки нефтяных месторождений в принадлежащем Азербайджану секторе Каспийского моря. Указанная позиция в азербайджанской историографии объясняется тем, что среди компаний, подписавших соглашение, главное место занимали американские крупные нефтяные компании, такие как «Amoco», «Pennzoil», «Unocal» и «Exxon», с общей долей 40% [Nasirov 1998: 99]. В ходе сравнительного анализа становится ясно, что положительное влияние «Контракта века» на военно-политические отношения Азербайджана и США признается и в зарубежной историографии. Например, российский историк С.И.Чернявский в своей докторской диссертации заключает: «Сотрудничество Баку и Вашингтона вначале затрагивало преимущественно вопросы нефтедобычи. Событием, способствовавшим расширению их взаимодействия на военно-политическую и другие сферы, стало подписание 20 сентября 1994 г. Контракта века» [Чернявский 2004: 37].

Первый официальный визит президента Азербайджана Гейдара Алиева в США в 1997 году стал очень важным историческим событием, приведшим к расширению всесторонних отношений между двумя странами. В азербайджанской

историографии указанное событие однозначно характеризуется как вершина азербайджано-американских отношений, начало нового этапа, переломный момент. В ходе визита в Белом доме были подписаны важные документы, в том числе «Совместное заявление по азербайджано-американским отношениям» (Joint Statement on Azerbaijan-United States Relations), определившее основную стратегию,

принципы, характер и перспективные направления отношений между двумя странами [Fэtэliyev, Qaslmll 2008: 57]. Азербайджанские исследователи приходят к выводу, что именно после упомянутого официального визита, США изменили свою политику на Южном Кавказе и включили Азербайджан в зону своих геополитических интересов. С этой позицией в азербайджанской историографии совпадает оценка американского политолога З. Бжезинского Азербайджана как одного из пяти принципиально важных

геополитических центров наряду с Украиной, Южной Кореей, Турцией и Ираном в его книге «Великая шахматная доска», вышедшей в 1997 году [Brzezinski 1997: 40].

Террористический инцидент в США 11 сентября 2001 года, потрясший весь мир, оказал серьезное влияние не только на политическую жизнь США, но и на международные отношения всего мира. Это событие изменило представления о мире и безопасности во всем мире. Большинство исследователей азербайджанской

историографии характеризуют итог теракта 11 сентября следующим образом: «Главный вывод этого события заключался в том, что население знало, что США могут подвергнуться нападению и что такое страх. Это событие показало, что даже такое государство-гегемон, как США, не застраховано от современного арсенала терроризма» [Bayramova 2011: 222-227; Вахи^ 2017: 259; Qэlэndэrova 2017: 104].

Событие 11 сентября оказало серьезное влияние на весь внешнеполитический курс США, а также на их отношения с Азербайджаном. Э. Нуриев в своей научной статье «Региональная геополитика после 11 сентября: Азербайджан и новая среда безопасности на Южном Кавказе» выражает это следующим образом: «Теракты 11 сентября в США кардинально изменили геополитическую ситуацию на Южном Кавказе. Фактически, война США против терроризма в последний месяц сыграла важную роль в обновлении внешней политики Азербайджана» [Nuriyev 2002: 15]. В день теракта президент Буш-младший

обратился к странам мира с призывом проявить решительную позицию в борьбе с терроризмом, сказав: «Вы либо с нами, либо против нас». В азербайджанской историографии однозначно отмечается, что Азербайджан был одной из первых стран мира, откликнувшихся на этот призыв США и присоединившихся к

антитеррористической коалиции. Э.Насиров подчеркивает, что после событий 11 сентября борьба с терроризмом вышла на качественно новый этап, и Азербайджанская Республика активно включилась в этот процесс [Nэsirov 2010: 332]. Об этом пишет Э.Насиров в другой своей монографии: «Неслучайно 12 сентября, на следующий день после терактов, президент Азербайджана Гейдар Алиев выступил с заявлением по поводу рассматриваемых событий и сказал, что азербайджанская общественность глубоко потрясена ужасными террористическими событиями, произошедшими в США, и отметил необходимость совместной борьбы с глобальной проблемой» [Nэsirov 2018: 291]. Тот факт, что Азербайджан немедленно откликнулся на призыв США и присоединился к антитеррористической кампании, подтверждается и в американской историографии. Например, Дж.Никол в своей исследовательской работе пишет: «На следующий день после террористических атак на Соединенные Штаты тогдашний президент Азербайджана Гейдар Алиев заявил, что Азербайджан является стратегическим партнером США, поддерживает терроризм и присоединится к США в контроперациях. Азербайджан предоставил США право полетов в своем воздушном пространстве и

разведывательную поддержку, а также предложил использовать свои базы» [№Ло1 2009: 33].

Академик Р.Мехтиев в своей книге «Национальная государственность в XXI веке» отмечает, что немедленная реакция президента Г.Алиева на инцидент 11 сентября, его заявление о том, что Азербайджан готов помочь США в рамках международной антитеррористической коалиции, высоко оценено на Западе, что привело к подъему имиджа Азербайджана в

международном мире [Mehdiyev 2003: 130]. В целом решительная и однозначная позиция Азербайджана в

антитеррористической борьбе США оказала существенное положительное влияние на отношения между двумя странами. М.Гасымлы характеризует это как событие, начинающее новый этап азербайджано-американских отношений от сотрудничества и партнерства к стратегическим отношениям [Qaslmll 2015: 228]. Российский историк К.С.Гаджиев также поясняет в своей научной статье, что после терактов 11 сентября США осознали высокую важность региона, где расположен Азербайджан, с геополитической и военно-стратегической точки зрения: «Военно-стратегическое значение Кавказско-Каспийского региона определяется помимо всего прочего его близостью к зоне Персидского залива и таким ключевым странам этой зоны, как Ирак и Иран, то есть к региону который объявлен зоной «жизненно важных интересов» США. В этой связи интересный рассуждения верховного

главнокомандующего объединёнными

вооружёнными силами НАТО в Европе, генерала Дж.Джонса, который заявлял, что кавказский воздушный коридор стал критически важной линией жизни между коалиционными вооружёнными силами в Афганистане и нашими базами в Европе» [Гаджиев 2009: 39]. В такой ситуации администрация США обратилась к Конгрессу с просьбой разрешить президенту отменить «поправку 907»,

предусматривающую запреты в отношении Азербайджана. Многие исследователи азербайджанской историографии

показывают, что после событий 11 сентября тот факт, что «907-я поправка» все еще действовала, в США стали оценивать как вопрос, наносящий вред не только американо-азербайджанским отношениям, но и собственным национальным интересам США. Ярким доказательством этого является тот факт, что в октябре 2001 г. президент Дж.Буш и госсекретарь К.Пауэлл обратились к Конгрессу с просьбой отменить «907-ю поправку», которая служила бы национальным интересам США [ВаЬапЬ 2016: 155].

15 декабря 2001 года министр обороны США Дональд Рамсфелд посетил Азербайджан для обсуждения участия этой страны в антитеррористической кампании, перспектив двустороннего военного сотрудничества в борьбе с терроризмом, а также отмены «907-й поправки». Он вошел в историю как первый министр обороны США, посетивший Азербайджан с официальным визитом. Анализируя цель визита министра обороны США в Баку, Х.Гейдарова приходит к выводу, что основной целью здесь было достижение соглашения об использовании территории Азербайджана в качестве транзитной страны для комплексного снабжения сил НАТО [Heydэшva 2017: 85]. Тогда были проведены переговоры между президентом

Азербайджана Г.Алиевым, министром обороны Азербайджана С.Абиевым и Д.Рамсфелдом. Согласно договоренности, достигнутой с азербайджанской стороной, Азербайджан заявил, что создаст условия для использования воздушного

пространства страны США и их союзниками. Итоги визита Рамсфельда так описывает Б.Байрамова в своей монографии: «В целом официальный визит министра обороны США в Азербайджан создал широкие возможности для дальнейшего расширения военного сотрудничества между государствами, участия нашей страны в различных международных военных программах США и получения от них выгоды» [Bayramova 2019: 55]. Важнейшим результатом этой встречи, расширившей сотрудничество в сфере военной безопасности между США и Азербайджаном, стало то, что дискуссии по отмене «поправки 907» наконец принесли свои плоды. Так как, 25 января 2002 г. президент Дж.Буш подписал документ о приостановлении действия «907-й поправки» сроком на один год. С этого времени все президенты США ежегодно подписывают документ,

приостанавливающий действие «907-й поправки». 1 Это значит, что если до 11

сентября геостратегическими интересами и целями США в отношении Южного Кавказа, включая Азербайджан, было развитие демократии и рыночной экономики, укрепление независимой светской государственности в регионе, использование энергоресурсов Каспийского моря, после инцидента 11 сентября в американо-азербайджанских отношениях произошел важный качественный сдвиг: американское правительство, осознавая роль и значение Азербайджана в борьбе с терроризмом, смог превратить свое всегда высказываемое возражение против «поправки 907 года» в практическую меру.

Таким образом, военно-политическое сотрудничество Азербайджанской

Республики с единственной сверхдержавой мира - США приобрело важное значение с самого начала ее государственной независимости. Хотя первые отношения между двумя государствами были более непонятными, но к началу XXI века в двусторонних отношениях произошел важный поворотный момент в сторону стратегического партнёрства, и отношения между Азербайджаном и США начали развиваться с восходящей тенденцией. Все те или иные вопросы обсуждались в многочисленных научных трудах (монографиях, учебниках, статьях и т.д.) в азербайджанской историографии как важный объект исследования.

Сравнительный анализ этих

историографических материалов создает благоприятные условия для более глубокого и всестороннего изучения проблемы, проведения обобщений и получения необходимых выводов.

1 Пресловутая 907-я поправка и проблема https://www.anl.az/down/meqale/zerkalo/zerkalo_iyul20 карабахского урегулирования. URL: 09/87292.htm (дата обращения: 22.02.2024)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гаджиев К.С. Размышления о последствиях "пятидневной войны" для геополитики Кавказа.

Мировая экономика и международные отношения, № 8, 2009, с. 31-43. Гасанов А.М. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана.

Баку, «Zardabi LTD», 2013, 1008 с. Гусейнов В., Поклонное О., Демиденко С. Региональное измерение // Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития (1992-2008 годы). Москва, «Красная звезда», 2008, 392 с.

Гусейнова У. Азербайджан-США. Перспективы сотрудничества (90-е годы). Баку, «Нурлан», 2000, 176 с. - C.78.

Чернявский С.И. Формирование внешнеполитической стратегии Азербайджана (1988-2003).

Автореферат дис. д-ра ист. наук. Москва, 2004, 53 с. Abbasbdyli A. Dunya siyasati. Baki, "Nurlar", 2011, 584 s.

Babanli Y. Azarbaycan Respublikasinin xarici siyasati va diaspor faaliyyati (1991-2011). Baki,

"Elm va tahsil", 2016, 328 s. Baxi§ovM. Amerika Birla§mi§ §tatlarinin xarici siyasati (1776-2016). Baki, "Sabah", 2017, 286 s. BayramovaB. AB§-Azarbaycan munasibatlari (2001-2008-ci illar). Baki, "Sabah", 2019, 244 s. Bayramova B. Azarbaycan ila AB§ arasinda harbi, tahlukasizlik sahasinda amakda§liq va beynalxalq terrorizma qar§i mubariza (2001-2008-ci illar). Tarix va onun problemlari, №2,

2011, s. 222-227.

Brzezinski Z. The Grand Chessboard. American primacy and its geostrategic imperatives. New

York, "Basic books", 1997, 223 p. Cafersoy N. El^bey donemi Azerbaycan di§ politikasi (Haziran 1992-Haziran 1993). Bir bagimsizlik mucadelesinin diplomatik oykusu. Ankara, "Avrasya Stratejik Ara§tirmalar Merkezi", 2001, 164 s. dhmadov A. NATO va umumavropa tahlukasizlik sistemi. Baki, "Mutarcim", 2018, 124 s. dhmadova H. Azarbaycan-NATO amakda§liginda strateji proqramlarin rolu. Tarix va onun

problemlari, №4, 2014, s.223-229. dhmadova H. NATO-nun Canubi Qafqaz strategiyasi va Azarbaycan Respublikasi. Baki

Universitetinin Xabarlari (humanitar elmlar seriyasi), №4, 2015, s. 189-195. dliyeva A. NATO-da harbi-siyasi islahatlar va Azarbaycan Respublikasi. Baki, "Yeni poliqrafist",

2012, 279 s.

dzimli A. Azarbaycan-NATO munasibatlari (1992-2000). Baki, "Adiloglu", 2001, 226 s. Fdtdliyev M., Qasimli M. Avropa va Amerika olkalarinin muasir tarixi. 2 hissada. II hissa (1945-

2002-ci illar). Baki, "Adiloglu", 2008, 343 s. Heyddr dliyev irsini Ara§dirma Markazi. Azarbaycan-NATO: tarafda§liqdan ba§lanan yol (19942009). Baki, 2009, 340 s.

Heydarova X. AB§-in Canubi Qafqaz siyasati kontekstinda AB§-Azarbaycan Respublikasi

munasibatlari. Siyasi e. uzra fals. d-ru e. dar. al. u9un taq. ol. dis. Baki, 2017, 171 s. Hasanov Э. Azarbaycan va AT0T. Baki, "i§iq", 1997, 80 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hasanov Э. Muasir beynalxalq munasibatlar va Azarbaycanin xarici siyasati. Baki, "Azarbaycan" na§riyyati, 2005, 752 s.

ibrahimov Z. Azarbaycanin Avroatlantik tahlukasizlik strukturlarina inteqrasiyasi: yaranmasi,

inki§afi va perspektivlari. Tarix va onun problemlari, №4, 2009, s.278-286. James N. Diplomacy in the Former Soviet Republics. Westport, "Praeger", 1995, 256 p. Qara§ova S. AB§-Rusiya: postsovet makani ugrunda mubariza. Baki, "Sada", 2018, 408 s. Qasimli M. Azarbaycan Respublikasinin xarici siyasati (1991-2003): 2 hissada. II hissa. Baki,

"Mutarcim", 2015, 640 s. QalandarovaE. Terror anlayi§i va onun muasir novlari. Qanun, № 01 (267), 2017, s. 103-110. Mehdiyev R. XXI asrda milli dovlat^lik. Baki, "XXI-YNE", 2003, 248 s.

Mehdiyeva X. NATO ila Canubi Qafqaz olkalari arasinda amakda§ligin saviyyasi va perspektivlari. Elm va innovativ Texnologiyalar, №10, 2019, s. 27-40.

Mdmmddov d. Mustaqil Azarbaycan dovlatinin barpasi va mohkamlandirilmasi ugrunda mubariza (80-ci illarin sonu-1997-ci il). Baki, "Elm", 1999, 360 s.

Mdmmddov §. Azarbaycan Respublikasinin AB§-la munasibatlari: siyasi tahlil. Siyasi e. uzra fals. d-ru e. dar. al. u9un taq. ol. dis.-nin avtoreferati. Baki, 2018, 25 s.

Mdmmddova G. XX asrin 90-ci illarinda NATO-nun §arqa dogru geni§lanmasi prosesi. Baki Universitetinin Xabarlari (humanitar elmlar seriyasi), №4, 2012, s. 124-131.

Musa i. £agda§ beynalxalq munasibatlar va Azarbaycanin xarici siyasati. Baki, "Baki Universiteti", 2011, 776 s.

Mustafayeva S. AB§ va Boyuk Britaniyanin an yeni tarixi (1918-2007-ci illar). Baki, "ADPU-nun na§riyyati", 2009, 349 s.

Ndsibova d. Azarbaycan Respublikasinin neft strategiyasi va AB§-in Qafqaz siyasati (1991-2008-ci illar). Tarix uzra fals. d-ru e. dar. al. u9un taq.ol. dis. Baki, 2014, 158 s.

Ndsirov E. AB§ va beynalxalq terrorizm problemi. 2001-2010-cu illar. Baki, "TEAS Press", 2018, 344 s.

Ndsirov E. Amerika Birla§mi§ §tatlarinin antiterror doktrinasi va onun tatbiqi mexanizmlari. Baki, "Elm va Tahsil", 2010, 392 s.

NdsirovE. Azarbaycan-AB§ munasibatlari (1991-1997-ci illar). Baki, "Qanun", 1998, 136 s.

Nichol J. Armenia, Azerbaijan and Georgia: security issues and implications for U.S. interests. Congressional research service, Washington, 2009, 61 p.

Novruzov S. Heydar 9liyev va Azarbaycan dovlat9iliyi. Baki, "Elm va tahsil", 2019, 272 s.

NuriyevE. Post-September 11 regional geopolitics: Azerbaijan and the new security environment in the South Caucasus. Connections: The Quarterly Journal, No.3, 2002, pp. 13-20.

REFERENCES

Abbasbeyli A. World politics. Baku, "Nurlar", 2011, 584 p.

Ahmadov A. NATO and the pan-European security system. Baku, "Mutarjim", 2018, 124 p.

Ahmadova H. NATO's South Caucasus strategy and the Republic of Azerbaijan // News of Baku University (humanities series), No. 4, 2015, pp. 189-195.

Ahmadova H. The role of strategic programs in Azerbaijan-NATO cooperation. History and its problems, No. 4, 2014, pp. 223-229.

Aliyeva A. Military-political reforms in NATO and the Republic of Azerbaijan. Baku, "Yeni poliqrafist", 2012, 279 p.

Azimli A. Azerbaijan-NATO relations (1992-2000). Baku, "Adiloglu", 2001, 226 p.

Babanli Y. Foreign policy and diaspora activity of the Republic of Azerbaijan (1991-2011). Baku, "Elm ve tehsil", 2016, 328 p.

Bakhishov M. Foreign policy of the United States of America (1776-2016). Baku, "Sabah", 2017, 286 p.

Bayramova B. Military and security cooperation between Azerbaijan and the United States and fight against international terrorism (2001-2008) // History and its problems, No. 2, 2011, pp. 222227.

BayramovaB. US-Azerbaijani relations (2001-2008). Baku, "Sabah", 2019, 244 p.

Brzezinski Z. The Grand Chessboard. American primacy and its geostrategic imperatives. New York, "Basic books", 1997, 223 p.

Cafersoy N. Elchibey's period Azerbaijani foreign policy (June 1992-June 1993). The diplomatic story of a struggle for independence. Ankara, "Eurasian Strategic Research Center", 2001, 164.

Chernyavsky S.I. Formation of Azerbaijan's foreign policy strategy (1988-2003). Abstract of the dissertation of a doctor of historical sciences. Moscow, 2004, 53 p.

Fataliyev M., Gasimli M. Modern history of European and American countries. In 2 parts. Part II (1945-2002). Baku, "Adiloglu", 2008, 343 p.

Gadzhiev K.S. Reflections on the consequences of the "five-day war" for the geopolitics of the Caucasus. World Economy and International Relations, No. 8, 2009, pp. 31-43.

GalandarovaE. The concept of terrorism and its modern types // Law, №01(267), 2017, p.103-110.

Garashova S. USA-Russia: struggle for the post-Soviet space. Baku, "Seda", 2018, 408 p.

Gasimli M. Foreign policy of the Republic of Azerbaijan (1991-2003): in 2 parts. Part II. Baku, "Mutarjim", 2015, 640 p.

Guseinov V., Poklonnov O., Demidenko S. Regional dimension // South Caucasus: trends and problems of development (1992-2008). Moscow, "Red Star", 2008, 392 p.

Guseinova U. Azerbaijan-USA. Prospects for cooperation (90s years). Baku, "Nurlan", 2000, 176 p.

HasanovA. Azerbaijan and OSCE. Baku, "Ishig", 1997, 80 p.

Hasanov A. Modern international relations and foreign policy of Azerbaijan. Baku, "Zardabi LTD", 2013, 1008 p.

Hasanov A. Modern international relations and foreign policy of Azerbaijan. Baku, "Azerbaijan", 2005, 752 p.

Heydar Aliyev's Heritage Research Center. Azerbaijan-NATO: the path from partnership (19942009). Baku, 2009, 340 p. -

Heydarova X. US-Azerbaijan Republic relations in the context of US South Caucasus policy. Dissertation of Doctor of Philosophy in Political Sciences. Baku, 2017, 171 p.

Ibrahimov Z. Integration of Azerbaijan into the Euro-Atlantic security structures: emergence, development and prospects // History and its problems, No. 4, 2009, pp. 278-286.

James N. Diplomacy in the Former Soviet Republics. Westport, "Praeger", 1995, 256 p.

Mammadov A. The struggle for the restoration and strengthening of the independent state of Azerbaijan (late 1980s-1997). Baku, "Elm", 1999, 360 p.

Mammadov Sh. Relations of the Republic of Azerbaijan with the United States: political analysis. Abstract of the dissertation of Doctor of Philosophy in Political Sciences. Baku, 2018, 25 p.

Mammadova G. The process of NATO expansion to the East in the 90s of the XX century // News of Baku University (humanities series), No. 4, 2012, p. 124-131.

Mehdiyev R. National statehood in the 21st century. Baku, "XXI-YNE", 2003, 248 p.

Mehdiyeva X. The level and prospects of cooperation between NATO and South Caucasus countries // Science and Innovative Technologies, No. 10, 2019, p. 27-40.

Musa I. Contemporary international relations and foreign policy of Azerbaijan. Baku, "Baki Universiteti", 2011, 776 p.

Mustafayeva S. The newest history of the United States and Great Britain (1918-2007). Baku, "ADPU", 2009, 349 p.

Nasibova A. The oil strategy of the Republic of Azerbaijan and the Caucasus policy of the United States (1991-2008). Dissertation of Doctor of Philosophy in Historical Sciences. Baku, 2014, 158 p.

Nasirov E. Antiterrorist doctrine of the United States of America and its application mechanisms. Baku, "Elm ve tehsil", 2010, 392 p.

NasirovE. Azerbaijan-US relations (1991-1997). Baku, "Qanun", 1998, 136 p.

Nasirov E. The United States and the problem of international terrorism. 2001-2010 years. Baku, "TEAS Press", 2018, 344 p.

Nichol J. Armenia, Azerbaijan and Georgia: security issues and implications for U.S. interests. Congressional research service, Washington, 2009, 61 p.

Novruzov S. Heydar Aliyev and the statehood of Azerbaijan. Baku, "Elm ve tehsil", 2019, 272 p.

NuriyevE. Post-September 11 regional geopolitics: Azerbaijan and the new security environment in the South Caucasus. Connections: The Quarterly Journal, No.3, 2002, pp. 13-20.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Мамедли Баламирза Айдын оглы, Mammadli Balamirza Aydin, PhD

докторант кафедры источниковедения, student at the department of Source studies,

историографии и методики Бакинского historiography and methods of Baku State

Государственного Университета. Баку, University. Baku, Azerbaijan. E-mail:

Азербайджан. E-mail: balamirzamammadli@gmail.com.

balamirzamammadli@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.