Научная статья на тему 'Военно-политическая элита в Римской и Византийской империи: этническая динамика (по данным происхождения императоров)'

Военно-политическая элита в Римской и Византийской империи: этническая динамика (по данным происхождения императоров) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Византия / империя / восточнохристианская цивилизация / военная элита / просопография / национальное самосознание / этническое взаимодействие / интернационализация элит / Byzantium / empire / Eastern Christian civilization / military elite / prosopography / national identity / ethnic interaction / internationalization of elites

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузенков Павел Владимирович

В настоящей статье предложен анализ этнического состава высшей военно-политической элиты Римской и сменившей её Византийской империи за весь период существования этого единого с точки зрения политического континуитета государства-цивилизации (с I по XV вв.). В основу анализа в настоящей работе положены данные источников об этническом происхождении императоров — верховных главнокомандующих и глав исполнительной, законодательной и судебной власти государства. Ввиду отсутствия в Риме и Византии устойчивого династического принципа наследования высшей политической власти, выдвижение императоров часто происходило из среды высшей аристократии и генералитета. Это позволяет опираться на данные о происхождении императоров для анализа этнической динамики военной элиты в позднеантичной Римской и средневековой Византийской империи, учитывая, что аналогичные сведения о других представителях этой страты носят спорадический характер. Анализ демонстрирует динамику смены «опорных» регионов римской империи, из уроженцев которых происходило формирование военной и политической элиты, позволяет выявить тенденции процессов межэтнического взаимодействия внутри империи, а также такой феновен, как «интернационализации» военно-политической элиты, характерный для монархий средних веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-political Elite in the Roman and Byzantine Empire: Ethnic Dynamics (according to the Origin of the Emperors)

The article offers an analysis of the ethnic composition of the highest military-political elite of the Roman Empire and replacing it Byzantine Empire for the entire period of the existence of this single, from the point of view of political continuity, state-civilization (from the 1st to the 15th centuries). The analysis is based on source data on the ethnic origin of the emperors – the supreme commanders and heads of the executive, legislative and judicial powers of the state. Due to the absence of a stable dynastic principle of inheritance of power in Rome and Byzantium, the nomination of emperors often came from among the highest aristocracy and generals. This allows us to rely on data on the origins of emperors to analyze the ethnic dynamics of the military elite in the late antique Roman and medieval Byzantine Empire, given that similar information about other representatives of this stratum is sporadic. The analysis demonstrates the dynamics of the change in the “core” regions of the empire, from whose natives the military-political elite was formed, and allows us to identify trends in the processes of interethnic interaction within the empire, as well as the phenomenon of “internationalization” of the military-political elite, characteristic of the monarchies of the Middle Ages.

Текст научной работы на тему «Военно-политическая элита в Римской и Византийской империи: этническая динамика (по данным происхождения императоров)»

The History of the Military Elite | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

Military-political Elite in the Roman and Byzantine Empire: Ethnic Dynamics (according to the Origin of the Emperors)

Paul V. Kuzenkov

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: pk407[at]mail.ru

Abstract

The article offers an analysis of the ethnic composition of the highest military-political elite of the Roman Empire and replacing it Byzantine Empire for the entire period of the existence of this single, from the point of view of political continuity, state-civilization (from the 1st to the 15th centuries). The analysis is based on source data on the ethnic origin of the emperors - the supreme commanders and heads of the executive, legislative and judicial powers of the state. Due to the absence of a stable dynastic principle of inheritance of power in Rome and Byzantium, the nomination of emperors often came from among the highest aristocracy and generals. This allows us to rely on data on the origins of emperors to analyze the ethnic dynamics of the military elite in the late antique Roman and medieval Byzantine Empire, given that similar information about other representatives of this stratum is sporadic. The analysis demonstrates the dynamics of the change in the "core" regions of the empire, from whose natives the military-political elite was formed, and allows us to identify trends in the processes of interethnic interaction within the empire, as well as the phenomenon of "internationalization" of the military-political elite, characteristic of the monarchies of the Middle Ages.

Keywords

Byzantium; empire; Eastern Christian civilization; military elite; prosopography; national identity; ethnic interaction; internationalization of elites.

icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

Вопросы элитологии. 2024. No 1 | ISSN: 2712-8415 История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

Военно-политическая элита в Римской и Византийской империи: этническая динамика (по данным происхождения императоров)

Кузенков Павел Владимирович

Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: pk407[at]mail.ru ORCID 0000-0002-8394-4319

Аннотация

В настоящей статье предложен анализ этнического состава высшей военно-политической элиты Римской и сменившей её Византийской империи за весь период существования этого единого с точки зрения политического континуитета государства-цивилизации (с I по XV вв.). В основу анализа в настоящей работе положены данные источников об этническом происхождении императоров — верховных главнокомандующих и глав исполнительной, законодательной и судебной власти государства. Ввиду отсутствия в Риме и Византии устойчивого династического принципа наследования высшей политической власти, выдвижение императоров часто происходило из среды высшей аристократии и генералитета. Это позволяет опираться на данные о происхождении императоров для анализа этнической динамики военной элиты в позднеантичной Римской и средневековой Византийской империи, учитывая, что аналогичные сведения о других представителях этой страты носят спорадический характер. Анализ демонстрирует динамику смены «опорных» регионов римской империи, из уроженцев которых происходило формирование военной и политической элиты, позволяет выявить тенденции процессов межэтнического взаимодействия внутри империи, а также такой феновен, как «интернационализации» военно-политической элиты, характерный для монархий средних веков.

Ключевые слова

Византия; империя; восточнохристианская цивилизация; военная элита; просопография; национальное самосознание; этническое взаимодействие; интернационализация элит.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Римско-византийский цивилизационный универсализм и самоидентификация имперской элиты: методологическая проблема

Византия (Поздняя Римская империя) представляла собой реликт крупнейшего государственного образования античного мира, Римской империи, которая в результате христианизации и переноса политического центра в Константинополь трансформировалась в средневековое грекоязычное царство, просуществовавшее до середины XV в. Несмотря на то, что сам город Рим уже в 476 г. вышел из-под контроля империи и, за исключением периода 552-754 гг., не входил в состав Византии, сами византийцы продолжали считать себя «римлянами» (по-гречески «ромеями»). Это подразумевало не этно-политическую, а цивилизационную преемственность по отношению к великой древней империи Августа, которая представляла собой не просто могущественное государство, но целый «римский мир» (Pax Romana), объединявший многие народы и простиравшийся по всей «вселенной» (orbis terrarium, ойкумена).

Традиционные уже для греческого античного мировоззрения претензии на культурное лидерство в обитаемом мире («вселенной»), соединившись с римской идеей объединения всего «круга земель» под властью («империем») римского народа, породили концепт имперского универсализма, который предполагал идеал глобального цивилизационного лидерства Римской империи. Как римская, так и византийская цивилизационная парадигма предполагала отказ от узко-этнической самоидентификации населения в пользу идентификации политической. Понятие «римлянин/ромей» являлось полито-нимом, маркировавшим изначально правовой статус (полноправное гражданство); после эдикта Антонина Каракаллы (212), объявившего римскими гражданами всех жителей империи, слово «римлянин» окончательно превратилось в обозначение принадлежности к Pax Romana. В первую очередь это касалось военной и гражданской элиты Империи, представители которой уже в ранней империи всеми способами стремились заполучить престижный статус «римлян». Характерный пример можно встретить в Новом Завете, в диалоге апостола Павла, римлянина по рождению, и военного трибуна, купившего это право за большие деньги (Деяния 22:27-28). Характерно, что именно Павел, как представитель части иудейской религиозной элиты, принявшей учение Христа, сформулировал новый «космополитизированный» подход к личной идентификации человека: «нет уже ни эллина, ни иудея, ни обрезанного, ни необрезанного, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но всё и во всём — Христос» (Колоссянам 3:11). Эта конгруэнтность универсализмов, римского политического и христианского религиозного, во многом был причиной как первоначального конфликта, так и последующего «симфонического» симбиоза Империи и Церкви (Barnes, 1984).

Вопросы элитологии. 2024. No 1 | ISSN: 2712-8415 История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

Принятие императором Константином христианства (312 г.), сопровождавшееся переносом столицы на греческий Восток, в Новый Рим - Константинополь (330 г.), наполнило универсалистскую идею Рима новыми смыслами. С одной стороны, Константин как бы «замкнул» этногенетическую мифологему римлян как потомков троянского героя Энея (первоначально планировалось даже построить новую столицу в Азии, на месте Трои, но затем выбор был сделан в пользу европейского Византия), что знаменовало новый уровень греко-латинского цивилизационного синтеза, изначально присущего Римской империи. С другой стороны, христианская традиция, с присущим ей эсхатологическим взглядом на историю человечества, изначально наделяла ещё языческих императоров особой миссией «удерживающей силы» (катехона), препятствующей приходу антихриста (2 Фесс. 2:7). С превращением императоров из гонителей в покровителей христианской Церкви историческая миссия Империи была дополнена религиозной миссионерской задачей — распространением христианства среди народов (Podskalsky, 1972).

В этих условиях военно-политическая элита не только не стремилась маркировать своё этническое происхождение, но, напротив, всячески скрывала эту информацию. Это обстоятельство накладывает серьёзные методологические ограничения на исследования в области этнических процессов, развивавшихся в империи. Поскольку универсалистский характер римско-византийской государственной модели способствовал вытеснению этнического самосознания цивилизационной самоидентификацией («римлянин/ ромей»), источники сообщают о происхождении того или иного лица лишь в исключительных случаях. Современные исследования сталкиваются с проблемой определения этнической принадлежности лиц, принадлежавших к римским и византийским элитам. Составители просопографических лексиконов, как правило, уклоняются от решения этой задачи, опасаясь попасть под огонь научной критики (Martindale, 1971-1992; Lilie, 2000; Trapp, 1976-1995). Ситуация в историографии осложняется и наложением на любые историко-этнологические студии современных националистических, политико-географических и иных мифологем, обострявших полемику вокруг «национальности» тех или иных знаменитых исторических лиц до степени деструктив-ности. В этой связи следует сразу же подчеркнуть, что феномен этничности, исследуемый в макроисторическом контексте, не имеет ничего общего с концептом «нации», характерном для нового и новейшего времени, который является в значительной степени продуктом массового сознания в поле политической культуры (Андерсон, 2016). Этническое происхождение, исследуемое в данной работе, является объективным, а не субъективным фактором естественного характера, который отражает латентные социальные процессы. Наша задача — проследить динамику этнического состава имперской военно-политической элиты с целью выявления глубинной основы тех исторических трансформаций, которые претерпевала самое известное в мировой истории

государство-цивилизация за полтора тысячелетия своего политического бытия.

Основной массив источников, проливающих свет на родовые и этнические корни представителей римской и византийской военной элиты, относится к императорам — главным героям исторических повествований. Именно на их этническое происхождение мы и будем опираться в первую очередь. Высокая династическая лабильность, вызванная теорией о «богопродвигае-мости» к высшей власти лиц наиболее одарённых и достойных, вне зависимости от их происхождения, позволяет зафиксировать общую ситуацию в военно-политической элите с высокой степенью достоверности.

Ранняя Римская империя (Принципат, I в. до н.э. - III в. н.э.)

Под эпохой Принципата обычно понимается период римской истории от победы Октавиана Августа над Марком Антонием при Акции (30 г. до н.э.) до воцарения Диоклетиана (284 г.). Впрочем, при определении хронологических рамок мы в дальнейшем сознательно уклоняемся от точных дат, поскольку одной из актуальных исследовательских задач является уточнение хронологического членения истории Рима и Византии на основе элитологических данных.

В ранней Римской империи, de jure представлявшей собой трансформ Римской республики, военно-политическое руководство оставалось в руках высшей аристократии. Однако теперь наряду с сенатом и высшими магистратами во главе государства появилась фигура внесистемного «общенародного лидера», совмещавшего пост верховного главнокомандующего с чрезвычайными полномочиями (императора), статус первого сенатора (прицепса), прерогативы народного трибуна и должность верховного жреца (великого понтифика). Выражением метаполитического, сакрального характера этой фигуры явился особый титул Augustus (буквально, «священный, достойный поклонения»), который был преподнесён сенатом основателю империи Г. Юлию Цезарю Октавиану и впоследствии принимавшийся всеми его преемниками. Кроме того, само фамильное прозвище Цезарь, унаследованное Августом от его знаменитого деда, превратилось в апеллатив и сохранялось в качестве части императорского имени даже после пресечения династии Юлиев-Клавдиев. Так к середине I в. сформировался титул главы Римского государства, Imperator Caesar Augustus, в который из всех полномочий правителя входила только военная должность. Это позволяет рассматривать императоров как представителей военной элиты и использовать данные об их происхождении для анализа элитологической ситуации в этой социальной страте в целом (Campbell, 1984).

Как показывает сам титул первых императоров, именно родство с великим Цезарем, пользовавшимся огромным авторитетом как в армии, так и в широких массах населения Рима являлось изначально главным легитимиру-

Вопросы элитологии. 2024. No 1 | ISSN: 2712-8415 История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

ющим принципом получения верховной власти. При этом ни у самого Цезаря, ни у Августа, не было родных сыновей, и уже они были вынуждены прибегнуть к такой форме трансляции фамилии, как усыновление. В последующем эта процедура стала (наряду с «природным» династическим наследованием) наиболее распространённой формой передачи власти. Таким образом, с самого начала существования Римской империи в ней установился своеобразный «метадинастический» принцип, при котором все императоры a priori признавались потомками Цезаря — хотя даже формальное родство с ним пресеклось после гибели Нерона (68 г.). Имя Цезарь заменило отсутствовавшее в латинском политическом лексиконе обозначение верховного правителя Res publica Romanorum (как продолжало называться римское государство), который de jure не являлся монархом и по-латыни никогда не назывался «царём» (rex). (Заметим, что в позднейшей европейской и русской традиции терминализировавшееся слово Caesar/Kaiser/царь стало обозначать монарха, статусно превосходящего региональных суверенов (reges/Könige/князья), и тем самым его семантика трансформировалась из «метадинастической» в «метаполитическую»).

Ниже приводится таблица, в которой сведены данные о происхождении императоров как по отцовской, так и по материнской линии. Заложенная в таблицу максимальная глубина анализа — до 7-го колена; впрочем, источники крайне редко позволяют заглянуть столь далеко в прошлое. Следует сразу же предупредить читателей, что состояние источников в большинстве случаев не позволяет говорить об этническом происхождении с высокой степенью уверенности. Приводимые ниже данные часто носят вероятностный характер — однако, при всех необходимых оговорках, в целом объективно иллюстрируют этническую ситуацию в высших социальных стратах и её динамику. Принадлежность природных (не приёмных) родителей к правящей династии обозначено астериском, что позволяет делать поправку на династический фактор. При определении этникона учитывались не более трёх основных этнических маркеров (см. таблицу 1).

гг. н.э. император отец мать этникон

до 14 Август римлянин римлянка римлянин

14-37 Тиберий римлянин римлянка* римлянин*

37-41 Гай Калигула римлянин* римлянка* римлянин**

41-54 Клавдий римлянин* римлянка* римлянин**

54-68 Нерон римлянин* римлянка* римлянин**

68-69 Гальба римлянин римлянка римлянин

69 Отон римлянин римлянка римлянин

69 Вителлий римлянин римлянка римлянин

69-79 Веспасиан италик италийка италик

79-81 Тит италик* италийка италик*

The History of the Military Elite | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

81-96 Домициан италик* италийка италик*

96-98 Нерва италик италийка италик

98-117 Траян италик-колонист колонистка италик-колонист

117-138 Адриан италик-колонист* колонистка италик-колонист

136-138 Элий Вер этруск римлянка этруск

138-161 Антонин Пий римлянин-колонист колонистка рим. колонист

161-180 Марк Аврелий римлянин-колонист римлянка рим. колонист

161-169 Луций Вер этруск италийка италик

180-192 Коммод римлянин-колонист* колонистка* рим. колонист

192-193 Пертинакс галл лигурийка галл

193 Дидий Юлиан галл-инсубр колонистка галл

193-211 Септимий Север пуниец римлянка пуно-римлянин

211-217 Антонин Каракалла пуно-римлянин* сирийка сиро-римлянин

211-212 Гета пуно-римлянин* сирийка сиро-римлянин

217-218 Макрин мавр? ? мавро-римлянин?

218 Диадумениан мавро-римлянин?* колонистка мавро-римлянин?

218-222 Гелиогабал сиро-римлянин сирийка* сиро-римлянин*

222-235 Север Александр сиро-римлянин сирийка* сиро-римлянин*

235238 Максимин фракийский гот аланка? гото-алан

238 Гордиан I грек? колонистка греко-римлянин?

238 Гордиан II греко-римлянин?* колонистка греко-римлянин?*

238 Пупиен италик италийка италик

238 Бальбин романиз. грек анатолийка? романиз. грек

238-244 Гордиан III римлянин греко-римлянка* греко-римлянин*

Вопросы элитологии. 2024. N0 1 | 2712-8415

История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

244-249 Филипп Араб романиз. араб ? романиз. араб

249 Филипп Юниор романиз. араб* римо-аравийка романиз. араб*

249-251 Деций италик-колонист ? италик-колонист

251 Геренний Этруск италик-колонист* этрусчанка итало-этруск*

251 Гостилиан италик-колонист* этрусчанка итало-этруск*

251-253 Требониан Галл этруск ? этруск

253 Волузиан этруск* гречанка этруско-грек

253 Эмилиан мавр ? мавр

253259 Валериан римлянин ? римлянин

253268 Галлиен римлянин* римо-аравийка римлянин*

260 Салонин римлянин* вифинянка римо-вифинец*

260 Ингенуй паннонец? ? паннонец?

260269 Постум батав ? германец

261-266 Оденат арабо-сириец ? сириец

266-273 Вабаллат арабо-сириец* сирийка сириец

268270 Клавдий II иллириец-дардан ? иллириец

269 Марий галло-римлянин? ? галло-римлянин?

269-271 Викторин галло-римлянин? германка галло-германец?

270 Квинтилл иллириец-дардан ? иллириец

270-275 Аврелиан паноннец? паннонка? паннонец?

271-274 Тетрик галл-эсубр ? галл

275-276 Тацит италик ? италик

276 Флориан италик* ? италик*

276-282 Проб иллириец римлянка? римо-иллириец

282283 Кар галло-римлянин ? галло-римлянин

The History of the Military Elite | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

283285 Карин галло-римлянин* ? галло-римлянин*

283284 Нумериан галло-римлянин* ? галло-римлянин*

Таблица 1. Этниконы императоров 1-111 вв.

Из общего числа 63 императоров, с учётом узурпаторов и региональных правителей, самым представительным этническим компонентом оказываются италийцы (43), в том числе выходцы из римских фамилий (13) и колонисты (5), а также потомки родов этрусского происхождения (5). Их доля составляет 2/3 (67%). Следующие по численности этнические группы идут с большим отрывом: галлы и галло-римляне (8); сирийцы и сиро-арабы (7); афры и пунийцы (5); греки и анатолийцы (4); иллирийцы и дакийцы (4). Единичными случаями представлены такие народы, как германцы (2), аланы и мавро-ливийцы. В совокупности неиталийский элемент в имперской элите составляет 51%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно заключить, что в рассматриваемый период высшие слои военно-политической элиты Римской империи в целом сохраняли преимущественно италийское происхождение, однако к концу периода доминирование этого «национального» ядра сходит на нет. Из неиталийцев на первых ролях фигурируют этнические группы, представляющие основные регионы империи: Галлию, Сирию, Африку, Грецию с Малой Азией и Балканы. Примечательно, что «вес» представителей этих регионов почти в точности соответствует хронологической последовательности их вхождения под власть Рима: таки образом, можно заключить, что представленная выборка вполне объективно отражает интенсивность романизации западных и восточных провинций. Характерным исключением является Сирия: несмотря на то, что она была присоединена позже Африки и Малой Азии, она представлена шире их — что отображает стратегическое значение этого богатого и культурно развитого региона. Показательно при этом полное отсутствие среди элиты представителей другого ключевого региона древнего мира и эллинистической цивилизации, Египта: очевидно, что эти местные элиты не претендовали на военно-политическое лидерство, довольствуясь коммерческой, литературной, религиозной и научной деятельностью (Bagnall, 1993).

Важными трендами финального этапа раннеимперского периода являлись усиление влияния западных (галльских) элит, на некоторое время даже создавших собственную «Галльскую» империю, а также выдвижение полководцев балканского происхождения — из Паннонии, Дакии, Далмации и Илли-рика.

Вопросы элитологии. 2024. No 1 | ISSN: 2712-8415 История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

Поздняя Римская империя (Доминат, IV-VI вв. н.э.)

Реформы Диоклетиана традиционно рассматриваются как трансформация прежней системы имперского управления, в результате которой власть императора окончательно приобретает монархический характер, обрастая «восточным» церемониалом, а государственный аппарат бюрократизируется (Barnes, 1982). Государство по-прежнему именовалось «res publica», к императорам по-прежнему официально не прилагался царский титул — однако при упоминании теперь регулярно сопровождалось титулом dominus noster «наш господин», который ранее считался неприемлемым для свободных граждан.

Одним из элементов реформ была попытка упорядочения системы преемства императорской власти: империя была разделена на 4 части во главе с 2 «августами» и 2 «цезарями» — младшими императорами, которые состояли в формальном родстве со старшими и рассматривались как их преемники по истечении 20-летнего срока. Несмотря на то, что «тетрархия» не выдержала испытания временем, сама идея разделения империи оказалась продуктивной. Когда после череды гражданских войн империю объединил Константин Великий, он не только сохранил систему 4 префектур, но и построил для восточной половины вторую столицу — Новый Рим (Константинополь). В дальнейшем Восток и Запад Римской империи всё более отдалялись друг от друга и с 395 г. существовали de facto как отдельные государства; однако de jure государство оставалось единым вплоть до ликвидации Западной империи в 476 г.

Реформы Диоклетиана - Константина привели к формированию нового слоя служилой элиты, обязанной своим статусом исключительно государству. Однако судьба этого слоя складывалась по-разному. На Западе, где были сильны позиции старой родовой аристократии, выдвиженцами были в основном выходцы из «варварской» среды. Германские и иные племена, «выдавленные» гуннами в ходе Великого переселения народов на территорию Римской империи, иногда создавали внутри неё враждебные анклавы, но обычно оформлялись как союзники - «федераты»; племенные вожди принимались на императорскую службу и становились частью военной элиты.

Несмотря на то, что все оказавшиеся внутри империи варвары были обращены в христианство, отказ германцев подчиняться колебаниям церковной политики императоров быстро привёл к их отделению от официальной «кафолической» Церкви. Не признав осуждение арианства в 381 г., германцы оказались в социальной и культурной изоляции и были, как еретики, отчуждены от политической сферы. Это привело к конфронтации состоявшей из «варваров» военной элиты с римской аристократией и вылилось в устранение императорской власти на Западе одним из военачальников германского происхождения (476 г.). Именно недоступность политической карьеры для высшего слоя военной элиты создало, по нашему убеждению, предпосылки для структурного антагонизма, разрушившего государственный организм западной половины Римской империи.

На Востоке этого антагонизма удалось избежать. В новой столице -Константинополе - формировать элиту приходилось практически «с нуля»: представители старой аристократии, тесно связанной с земельными владениями, неохотно переезжали в Новый Рим. Соответственно, почти вся восточная элита имела служилое, а не родовое происхождение, и выходцы из варварской среды соседствовали в ней с выдвиженцами из внутренних регионов. Кроме того, императорам Востока удалось, хотя и не сразу, нивелировать «арианский» фактор: основная часть готов-ариан во главе с Теодорихом была отправлена «освобождать Италию», а прочие приняли православие и подверглись ассимиляции. Наряду с германцами, наиболее боеспособные части Восточной империи формировались, как и прежде, из уроженцев Балканского полуострова, а в VI в. в военной элите становится всё более заметен «восточный» субстрат.

22. Н.Э. император отец мать этникон

284- Диоклетиан иллириец иллирийка иллириец

305

285- Максимиан иллириец иллирийка? иллириец

305

293- Галерий дакиец дако-римлянка дакиец

311

293- Констанций иллириец иллирийка иллириец

306 Хлор

305- Флавий Север иллириец иллирийка? иллириец

307

305- Максимин иллириец дакийка* дако-иллириец

313 Дайя

311- Максенций иллириец* сирийка сиро-иллириец

312

313- Лициний дакиец ? дакиец

324

324 Лициниан дакиец* иллирийка* дако-иллириец**

306- Константин I иллириец* анатолийка греко-иллириец*

337

337- Константин II греко- сиро- греко-сиро-

340 иллириец* иллирийка* иллириец**

337- Констант греко- сиро- греко-сиро-

350 иллириец* иллирийка* иллириец**

337- Констанций II греко- сиро- греко-сиро-

361 иллириец* иллирийка* иллириец**

350- Магн франк галло- франко-галл

353 Магненций римлянка?

Вопросы элитологии. 2024. No 1 | ISSN: 2712-8415

История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

351354 Галл сиро-иллириец* галло-римлянка галло-сиро-иллириец*

361363 Юлиан сиро-иллириец* анатолийка греко-сиро-иллириец*

363364 Иовиан иллириец ? иллириец

364375 ВалентинианI паннонец ? паннонец

364378 Валент паннонец ? паннонец

365366 Прокопий киликиец гречанка греко-анатолиец

367383 Грациан паннонец* галло-римлянка галло-паннонец*

379395 Феодосий I испанец испанка романиз. испанец

383388 Магн Максим испанец? ? романиз. испанец

383388 Виктор испанец? бритто-римлянка? романиз. испано-бритт

375392 Валентиниан II паноннец италийка итало-паннонец

392394 Евгений грек? ? грек?

395408 Аркадий испанец* испанка романиз. испанец*

395423 Гонорий испанец* испанка романиз. испанец*

408450 Феодосий II испанец* франка испано-франк

421 Констанций III иллириец иллирийка? иллириец

423425 Иоанн гот италийка? романиз. гот

450455 Валентиниан III иллириец* испано-паннонка** испано-иллириец**

450457 Маркиан фракиец ? фракиец

455 Петроний римлянин римлянка? римлянин

455456 Авит галл ? галло-римлянин

457- Майориан галло- иллирийка галло-иллириец

461 римлянин

457- Лев I фракиец-бесс ? фракиец

461465 Либий Север италиец ? италиец

467472 Антемий греко-анатолиец ? греко-анатолиец

472 Аниций Олибрий римлянин ? римлянин

472474 Глицерий далмат ? иллириец

473474 Лев II исавр фракийка* исавро-фракиец*

474491 Зинон исавр исаврийка? исавр

474480 Юлий Непот далмат иллирийка? иллириец

475476 Ромул Август паннонец ретороманка? рето-паннонец

475476 Василиск фракиец? ? фракиец?

475476 Марк фракиец?* фракийка? фракиец?*

479 Маркиан анатолиец* ? анатолиец*

484 Леонтий исавр исаврийка? исавр

491518 Анастасий I иллириец галло-илирийка галло-иллириец

518527 Юстин I иллириец иллирийка иллириец

527565 Юстиниан I фракиец иллирийка* фрако-иллириец*

565578 Юстин II фракиец фрако-иллирийка* фрако-иллириец*

578582 Тиверий II фракиец ? фракиец

582602 Маврикий каппадокиец ? каппадокиец

602 Феодосий каппадокиец* фрако-анатолийка* фрако-анатолиец**

602610 Фока фракиец? фракийка? фракиец?

Таблица 2. Этниконы императоров IV-VI вв.

Вопросы элитологии. 2024. No 1 | ISSN: 2712-8415 История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

Позднеримский (ранневизантийский) период характеризуется почти безраздельным доминированием в военно-политической элите балканских и околобалканских этнических групп. Из 58 императоров к ним принадлежат 42 (72%) — в их числе 25 иллирийцев (включая дарданов и далматов), 7 фракийцев, 6 паннонцев, 4 дакийца. Источники, в т.ч. памятники изобразительного искусства, свидетельствуют о том, что жители этого региона отличалось высоким ростом, выносливостью, силой, способностью к дисциплине; неудивительно, что по мере романизации Балкан их уроженцы занимали всё более высокие позиции в армии и в IV-VI вв. вышли на первые роли в Римской империи — причём как Восточной, так и Западной (поскольку территория Иллирика делилась между ними обеими). К концу позднеримского периода в результате прорыва Дунайского лимеса Паннония и северные балканские провинции начинают подвергаться регулярным варварским вторжениям и теряют значение в пользу более южной и защищённой горными хребтами Фракии.

Среди других этнических групп особо следует выделить испано-романскую страту (8 чел.), которая через три столетия после Трояна вновь оказалась во главе империи. Феодосию I даже удалось основать династию, ставшую символом последнего взлёта Великого Рима. Её пресечение стало началом череды катастроф, закончившихся полным крахом Западной Римской империи и глубинной трансформацией Восточной, которая в VI в. превратилась в преимущественно грекоязычное государство, почти никак не связанное с погрузившимся в хаос латиноязчным западом. Даже несмотря на возвращение Африки, Сицилии и Италии в состав империи при Юстиниане I, эти провинции, включая разрушенный и обезлюдивший Рим, так и остались глубокой периферией. Население этих областей почти полностью выпало из конкуренции высших военно-политических элит, среди которых всё большую роль начали играть выходцы из эллинизированных восточных провинций.

Харатерным эпизодом, проливающим свет на специфику элитогенных процессов в ранневизантийское время, стало кратковременное возвышение исаврийской группировки, представителем которой стал император Зинон (474-475, 476-491). Исавры, обитавшие в труднодоступных горных районах юга Малой Азии, в греко-римском мире считались своего рода «внутренними варварами». Однако их высокие боевые качества ценились в армии, и император Лев I в своём противостоянии с гото-аланскими группировками (которые в середине V в. пытались взять под свой контроль Восточную империю) решил опереться на исавров. Выдав свою единственную дочь замуж за одного из их племенных вождей, Зинона, он устроил дворцовый переворот, в результате которого германская верхушка была физически уничтожена. После смерти Льва Зинон сумел закрепиться на престоле. Однако его правление, ознаменованное борьбой как со столичными элитами, так и с сопер-

ничавшими исаврийскими кланами, так и осталось изолированным эпизодом: после смерти Зинона исавров изгнали из столицы, а их восстание было жестоко подавлено. Стало очевидно, что удачное стечение обстоятельств и харизма отдельных личностей могут лишь поколебать, но не изменить баланс сил внутри военно-политической элиты. Для устойчивого закрепления в ней новых элементов необходимы весомые предпосылки. К последним следует отнести этнические сдвиги, которые стали следствием тех масштабных структурных перемен в геополитической ситуации на Ближнем Востоке, которые произошли в VII в.

Средневизантийский период (VII-X вв.)

Важнейшими символами структурной трансформации Римской империи в VI-VII вв. стали переход законодательства и официальной документации с латинского на греческий язык, а также изменение императорского титула. Старая формула Imperator Caesar Augustus заменяется на люто^ ¿v Хрюхф ßaaiAsüq (Pw^aiwv) «верный во Христе царь (римлян)». Новый титул разрывал с раннеимперской политической сакральностью, основанной на почитании Цезаря и Августа, и апеллировал к библейским основаниям государственности — христианской вере и ветхозаветному концепту царства, представленному фигурами святых царей Давида и Соломона. В соответствии с ветхозаветными предписаниями меняется и внешний облик императоров, а с ними и всей восточной элиты: непременным атрибутом становятся бороды и усы (запрещённые в римской армии), а короткая стрижка уступает место пышным шевелюрам. Любопытно, что на средневековом западе в обиходе (в т.ч. церковном) уцелела дренеримская «политическая мода» — и впоследствии безбородые лица и тонзуры католиков вызывали в православном мире возмущённое недоумение.

Переориентация на библейские образцы была лишь одним из аспектов общей ориентализации, затронувшей все стороны жизни Византии. Усиление влияния Востока было вызвано, в том числе, и арабскими завоеваниями, следствием которых стала волна эмиграции христианских элит из восточных провинций, захваченных исламским халифатом. В результате этническая структура имперской элиты в VII-X вв. резко отличается от позднеримского периода.

22. Н.Э. император отец мать этникон

610641 Ираклий каппадокиец анатолийка каппадокиец?

641641 Константин III греко- каппадокиец* афро-римлянка афро- каппадокиец*

641641 Ираклона каппадокиец* армянка? армяно-каппадокиец*

Вопросы элитологии. 2024. N0 1 | 2712-8415

История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

641668 Констант II армяно-каппадокиец* каппадокийка* армяно- каппадокиец* *

681685 Константин IV армяно-каппадокиец* армянка армяно-каппадокиец*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

685-ТИ Юстиниан II армяно-каппадокиец* византийка? греко-армянин*

695698 Леонтий исавр византийка? греко-исавр

698705 Тиверий III эллиниз. гот ? эллиниз. гот

711-713 Филиппик армянин ? армянин

713715 Анастасий II анатолиец? ? анатолиец?

715-717 Феодосий III эллиниз. гот? ? эллиниз. гот?

717-741 Лев III исавр армянин? исавро-армянин?

741743 Артавазд армянин армянка? армянин

743775 Константин V армяно-исавр* армянка? армяно-исавр*

775780 Лев IV армяно-исавр* хазарка хазаро- армяно- исавр*

780797 Константин VI армяно-хазаро-исавр* гречанка греко- хазаро- армянин*

797802 Ирина грек гречанка гречанка

802811 Никифор I эллиниз. араб византийка? арабо-византиец

811-811 Ставракий арабо-византиец* византийка? арабо-византиец*

811813 Михаил I эллиниз. славянин? византийка? славяновизантиец

813813 Феофилакт славяновизантиец арабо-византийка* византиец*

813820 Лев V армянин армянка армянин

The History of the Military Elite | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

820- Константин армянин* армянка армянин*

820

820- Михаил II каппадокиец еврейка- еврее-

829 афинганка каппадокиец

829- Феофил еврее- тюрко-армянка армяно-

842 каппадокиец* каппадокиец*

842- Михаил III армяно-еврее- эллиниз. армяно-

867 тюрок* армянка каппадокиец*

867- Василий I армянин славянка? армяно-

886 славянин

886- Лев VI армяно- греко- армяно-

912 каппадокиец* скандинавка? греко-скандинав*

912- Александр армяно- греко- армяно-

913 славянин* скандинавка? славяногрек*

919- Роман I армянин армянка армянин

944

921- Христофор армянин* армянка? армянин*

931

944- Стефан армянин* армянка? армянин*

945

945- Константин армянин* армянка? армянин*

945

913- Константин армяно- гречанка византиец*

959 VII скандинав*

959- Роман II греко-армянин* армянка армяно-

963 византиец*

963- Никифор II каппадокиец византийка? греко-

969 каппадокиец

969- Иоанн I армянин каппадокийка армяно-

976 византиец

976- Василий II армяно- гречанка греко-

1025 византиец* армянин*

1025- Константин армяно- гречанка греко-

1028 VIII византиец* армянин*

Таблица 3. Этниконы императоров ЭДЬХ вв.

Средневизантийский период характеризуется резким преобладанием восточного (армянского) элемента среди правящей элиты (Каждан, 1974). Из 39

Вопросы элитологии. 2024. No 1 | ISSN: 2712-8415 История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

императоров, от Ираклия до пресечения мужской линии Македонской династии, в асолютном большинстве (87%) оказываются представители фамилий армянского (25) и/или каппадокийского (9) происхождения. На втором месте (15 примеров, 38%) следуют греки и грекоязычные анатолийцы, формирующие ядро византийского этноса. Сюда включены и представители давно эллинизированных малоазийских народностей, за исключением исавров (4) — которые в источниках выделяются как обособленная этническая группа. Среди характерных флуктуаций можно отметить спорадические появления на вершине византийской военно-политической элиты таких этнических групп, как арабы, славяне и германцы (в т.ч. скандинавы).

Все без исключения императоры, как и их родственники, разумеется, принадлежали к господствующему в империи христианству греко-православного толка. Это касается и византийских армян, которые находились в конфессиональном разделении с антихалкидонитским населением самой Армении, находившейся в эту эпоху в политической зависимости от Арабского халифата (Арутюнова-Фиданян, 1994). Отчуждение между армянами-халкидонитами и армянами-традиционалистами, третировавшимися в Византии как еретики-«монофизиты», доходило порой до степени антагонизма, а потому доминирование армян в военно-политической элите империи никоим образом не способствовало её внешнеполитическому сближению с Арменией. Скорее даже наоборот: поглощение армянских земель Византией в XI в. вылилось в череду конфликтов, резко ослабивших обороноспособность империи на восточных границах и обусловивших её стремительный крах под натиском Сельджуков.

Поздневизантийский период (XI-XV вв.)

Границей поздневизантийского периода обычно считается 1204 г., когда Константинополь пал под ударами крестоносцев. Однако данные элитологи-ческого анализа заставляют нас сместить эту границу к началу XI в., когда после пресечения Македонской династии в империи фиксируется резкая смена этнической структуры военно-политических элит (Charanis, 1972). С 1028 г. до самого конца существования Византии её императоры — а соответственно, и та высшая военная аристократия, из которой они выдвигаются — преимущественно представляют коренное «византийское» население, под которым мы понимаем этнически неоднородное, но гомогенное в языковом и культурном отношении население Малой Азии и Южных Балкан. Лишь в тех случаях, когда источники считают нужным акцентировать происхождение того или иного лица, мы отмечаем этно-племенную принадлежность его фамилии (пафлагонец, каппадокиец). В этниконах термины «византиец» и «грек» мы используем как синонимы.

22. Н.Э. император отец мать этникон

1028- Роман III византиец византийка? византиец

1034

1034- Михаил IV пафлагонец пафлагонка? пафлагонец

1041

1041- Михаил V византиец пафлагонка* пафлагонец*

1042

1042- Зоя греко-армянин* гречанка гречанка*

1050

1050- Константин византиец гречанка византиец

1055 IX

1055- Феодора греко-армянин* гречанка гречанка*

1056

1056- Михаил VI пафлагонец ? пафлагонец

1057

1057- Исаак I византиец ? византиец

1059

1059- Константин византиец ? византиец

1067 X

1071- Роман IV каппадокиец ? каппадокиец

1078

1077- Михаил VII византиец византийка византиец

1078

1078- Никифор III каппадокиец ? каппадокиец

1081

1081- Алексей I византиец армяно- византиец

1118 гречанка

1118- Иоанн II византиец* болгаро- греко-

1143 византийка болгарин*

1143- Мануил I греко-болгарин* венгро-немка греко-венгро-

1180 немец*

1180- Алексей II греко-венгро- француженка франко-грек*

1183 немец*

1183- Андроник I византиец* русско-венгерка греко-

1185 славянин*

1185- Исаак II византиец византийка византиец

1204

1195- Алексей III византиец* византийка византиец*

1203

1204- Алексей IV византиец* византийка византиец*

1204

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1204- Алексей V византиец ? византиец

Вопросы элитологии. 2024. N0 1 | 2712-8415

История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

1204

1211- Феодор I византиец византийка византиец

1221

1221- Иоанн III византиец византийка византиец

1254

1254- Феодор II византиец византийка* византиец

1258

1258- Иоанн IV византиец* болгарка греко-

1261 болгарин*

1258- Михаил VIII византиец византийка византиец

1282

1322- Андроник II византиец* византийка византиец*

1328

1282- Михаил IX византиец* кумано- греко-

1320 венгерка кумано-венгр*

1328- Андроник III греко-кумано- армянка армяно-грек*

1341 венгр*

1341- Иоанн VI византиец византийка византиец

1354

1354- Матфей византиец* византийка византиец*

1357

1357- Иоанн V армяно-грек* фламандка греко-

1391 армяно-фламандец*

1376- Андроник IV греко-армяно- византийка* греко-

1385 фламандец* фламандец*

1379- Иоанн VII греко-фламандец* болгаро-еврейка греко-

1408 болгаро-еврей*

1408- Мануил II греко-армяно- византийка* греко-

1425 фламандец* фламандец*

1425- Иоанн VIII греко-фламандец* сербка сербо-грек*

1448

1448- Константин греко-фламандец* сербка сербо-грек*

1453 XI

Таблица 4. Этниконы императоров ХЬХУ вв.

Последние 450 лет существования Византии (включая период 1204-1261 гг., когда после взятия Константинополя столица империи переместилась в Никею) её военно-политическая элиты характеризаются следующими этни-

ческими параметрами. Из 37 императоров все без исключения имеют греко-византийские этнические корни хотя бы по одной линии (отцовской или материнской). Из отдельных групп особо выделяются в источниках пафлагон-цы (3) и каппадокийцы (2), хотя не исключено, что речь в этих случаях идёт не столько об этнических, сколько о региональных идентификаторах.

В эту эпоху Византия всё более тесно интегрируется в международную политическую систему, что приводит к появлению в высших слоях имперской элиты представителей зарубежной аристократии. В первую очередь это касается ближайших соседей, единоверных с византийцами болгар и сербов. Однако нередко среди прямых предков императоров фигурируют и католические династы — венгры, французы, фламандцы, немцы. Этому не препятствует даже церковно-канонический запрет на браки с иноверцами, каковыми с 1054 г. считались «латиняне». Среди династических связей Палеологов встречается и армянская линия — однако теперь это уже не армяне-халки-дониты (которые полностью ассимилируются в греко-византийской элите), а иностранная династия Рубенидов из Киликийской Армении, также отчуждённая от Византии в конфессиональном отношении.

Следует отметить, что к концу династии Палеологов степень её международного династического взаимодействия резко усиливается, что приводит к удивительному для Византии (но характерному для многих европейских и азиатских династий) феномену — превращению греческого этнического элемента во второстепенный. Можно осторожно допустить, что подобная картина «интернационализации элиты» наблюдалась не только в правящей династии, но и во всей высшей верхушке византийского социума. Это объясняет саму возможность той массовой эмиграции византийской высшей аристократии, которая наблюдается после взятия Константинополя турками в 1453 г.

Выводы

Оставляя подробный анализ полученных результатов для дальнейших исследований, ограничимся самыми общими замечаниями. Анализ римско-византийской военно-политической элиты подтверждает тезис о наличии в 15-вековой истории империи цивилизационного континуитета. И в раннеимпер-скую, и в поздневизантийскую эпоху мы наблюдаем схожие элитогенные процессы, характеризующиеся пестротой этнической картины. Заложенные в начальный период существования Римской империи принципы универсализма сохраняли свою идейную силу вплоть до падения Константинополя в 1453 г., хотя на практике с XI в. можно наблюдать возрастание этнической гомогенности элит. Как ни странно, эта внутренняя гомогенность во времена Комнинов (1081-1185) и Палеологов (1261-1453) соседствовала с разрастанием внешних династических связей правящей фамилии, что приводило к потере устойчивости элит. Наличие «чужеродного» элемента в правящем классе в

Вопросы элитологии. 2024. No 1 | ISSN: 2712-8415 История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.184

сочетании с процессами национальной консолидации вызывали культурный и мировоззречнеский антагонизм, который некулонно нарастал в последние десятилетия существования империи между ориентированными на безусловное сохранение православия «традиционалистами» и проевропейски настроенной частью «космополитической» элиты, которая с готовностью шла на церковную унию с папским Римом ради военного союза с Западом. Именно этот внутренний конфликт, в значительной мере мотивированный элитоген-ными процессами, и был, на наш взгляд, одним из важнейших факторов того неуклонного ослабления и деградации византийской государственности, которое имело место в последние два века существования империи и закономерно окончилось её гибелью.

Список литературы

Bagnall, R.S. (1993). Egypt in Late Antiquity. Princeton UP. https://doi.org/10.1515/9781400821167

Barnes, T.D. (1982). The New Empire of Diocletian and Constantine. Cambridge UP. https://doi.org/ 10.4159/harvard.9780674280670

Barnes, T.D. (1984). Early Christianity and the Roman Empire. Variorum.

Campbell, J.B. (1984). The Emperor and the Roman Army, 31BC - AD 235. Oxford UP.

Charanis, P. (1972). Studies on the Demography of the Byzantine Empire. Variorum.

Jones, A.H.M. (1986). The Later Roman Empire. A Social Economic and Administrative Survey. The John Hopkins UP.

Lilie, R.-J. (2000). Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit. De Gruyter. PMBZ Online https:// www.degruyter.com/database/PMBZ

Martindale, J.R. (1971-1992a). The Prosopography of the Later Roman Empire. (Vol. 1) Cambridge UP.

Martindale, J.R. (1971-1992b). The Prosopography of the Later Roman Empire. (Vol. 2) Cambridge UP.

Martindale, J.R. (1971-1992c). The Prosopography of the Later Roman Empire. (Vol. 3) Cambridge UP.

Podskalsky, G. (1972). Byzantinische Reichseschatologie: Die Periodisierung der Weltgeschichte in den vier Grossreichen (Daniel 2 und 7) und dem Tausendjarigen Friedensreiche (Apok. 20). Fink.

Trapp, E. (1976-1995). Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit. Verlag der OAW.

Андерсон, Б. (2016). Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. Кучково поле.

Арутюнова-Фиданян, В.А. (1994). Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.): Результаты взаимодействия культур. Наука, «Восточная литература».

Каждан, А.П. (1974). Социальный состав господствующего класса Византии. Наука

References

Anderson, B. (2016). Imagined Communities: Reflections on the Origins and Spread of Nationalism. Kuchkovo Pole (in Russian).

Arutyunova-Fidanyan, V.A. (1994). Armenian-Byzantine contact zone (X-XI centuries): Results of interaction between cultures. Naula, Vostochnaya Literatura (in Russian).

Bagnall, R.S. (1993). Egypt in Late Antiquity. Princeton UP. https://doi.org/10.1515/9781400821167

Barnes, T.D. (1982). The New Empire of Diocletian and Constantine. Cambridge UP. https://doi.org/ 10.4159/harvard.9780674280670

Barnes, T.D. (1984). Early Christianity and the Roman Empire. Variorum.

Campbell, J.B. (1984). The Emperor and the Roman Army, 31BC - AD 235. Oxford UP.

Charanis, P. (1972). Studies on the Demography of the Byzantine Empire. Variorum.

Jones, A.H.M. (1986). The Later Roman Empire. A Social Economic and Administrative Survey. The John Hopkins UP.

Kazhdan, A.P. (1974). Social composition of the ruling class of Byzantium. Nauka (in Russian).

Lilie, R.-J. (2000). Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit. De Gruyter. PMBZ Online https:// www.degruyter.com/database/PMBZ

Martindale, J.R. (1971-1992a). The Prosopography of the Later Roman Empire. (Vol. 1) Cambridge UP.

Martindale, J.R. (1971-1992b). The Prosopography of the Later Roman Empire. (Vol. 2) Cambridge UP.

Martindale, J.R. (1971-1992c). The Prosopography of the Later Roman Empire. (Vol. 3) Cambridge UP.

Podskalsky, G. (1972). Byzantinische Reichseschatologie: Die Periodisierung der Weltgeschichte in den vier Grossreichen (Daniel 2 und 7) und dem Tausendjärigen Friedensreiche (Apok. 20). Fink.

Trapp, E. (1976-1995). Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit. Verlag der ÖAW.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.