Научная статья на тему 'Военно-перестроечный процесс на судоремонтных предприятиях России в 1941-1942 гг'

Военно-перестроечный процесс на судоремонтных предприятиях России в 1941-1942 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
309
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЙНА / WAR / ПЕРЕСТРОЙКА / МОРСКОЙ И РЕЧНОЙ ФЛОТ / SEA AND RIVER FLEET / СУДОРЕМОНТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SHIP REPAIRING ENTERPRISES / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / MANAGEMENT STRUCTURES / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селюнина Наталья Владимировна

В статье на богатой источниковой основе анализируется деятельность работников управления и трудящихся по модернизации судоремонтной промышленности, которая являлась составной частью военно-промышленного комплекса, в экстремальных условиях первого периода Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Military Reconstructional Process on the Ship Repairing Enterprises of Russia in 1941-1942

The author analyses activity of managers and workers on the modernization of the ship repairing industry, which was the component of the military-industrial complex, in the extreme conditions the first period of the Great Domestic War. These analyses were made on the base of well-heeled sources.

Текст научной работы на тему «Военно-перестроечный процесс на судоремонтных предприятиях России в 1941-1942 гг»

ИЗ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

УДК 947.2

ВОЕННО-ПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ ПРОЦЕСС НА СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ

В 1941-1942 гг.

Н.В. Селюнина

Реорганизация экономики страны на военный лад являлась сложным и противоречивым процессом, который должен был завершиться созданием мощного государственного военно-промышленного комплекса, способного по своим качествам, масштабам и результативной деятельности противостоять экономической системе противника и превзойти ее. Судоремонтная промышленность России также являлась составной частью этого комплекса и выполняла различные оборонные задания. В исследовательской литературе проблема, обозначеннная в названии статьи, не нашла пока детального освещения [1].

Правительство поставило перед судоремонтниками три основные задачи: переоборудовать и вооружить суда торгового флота, наладить серийный выпуск военной продукции, обеспечить ремонт военных и гражданских плавсредств. Труженики судоремонтных заводов Архангельска, Ленинграда, Астрахани, Мурманска, Юга России, Поволжья, Урала и Сибири, Дальнего Востока оперативно приступили к реализации мобилизационных предписаний, в которые вносились существенные поправки с учетом военной обстановки. Начались авральные работы по реконструкции судов для использования в боевой обстановке: регулировались машины, обшивались броневыми листами жизненно важные надстройки, заваривались сталью иллюминаторы, усиливались палубные покрытия, наращивались борта, монтировались противоминные

Селюнина Наталья Владимировна - доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории России Таганрогского государственного педагогического института, 347936, г. Таганрог, ул. Инициативная, 46, т.: 8(8634)603424.

устройства, спасательный и противопожарный инвентарь.

Большая физическая нагрузка легла на плечи судоремонтников прифронтовой полосы, которые стремились в короткий срок выпустить на линию максимальное количество плавсредств, пригодных для транспортировки. Пароходы, предназначенные для военных перевозок, подлежали ремонту в первую очередь.

Морским транспортам полагались палубные пушки и зенитные пулеметы, стрелковое оружие для команды. Однако не везде срочные меры по вооружению торговых судов были реализованы. Речные суда не получили вооружения и в первую военную навигацию по существу оставались беззащитными от господствовавшей вражеской авиации в небе прифронтовой России. Военное командование ссылалось при этом на острый дефицит стрелкового оружия и, не предоставив экипажам речных и многих морских судов средств защиты от нападений врага, обрекло их на большие потери.

В Мурманске цеха судоремонтного завода рассредоточили по территории города, чтобы меньше подвергать людей опасности воздушных налетов. Изготовленные приспособления и детали оперативно доставлялись специальными бригадами в порт и устанавливались на корабли. В таких сложных обстоятельствах коллектив предприятия оборудовал и отремонтировал 32 судна, восстановил четыре полевые орудия, начал производить различные боеприпасы. Успешно решили судоре-

Natalya Selyunina - doctor of history, head of Russia History Department at the Taganrog State Pedagogical University, 46 Initciativnaya, Taganrog, 347936, ph. +7(8634)603424.

монтники и проблему переоборудования трех сухогрузных кораблей в танкеры. Технической документации и чертежей не было. Главный инженер В. Овсянников неотлучно находился на работе и успешно решал конструкторские и технологические проблемы [2; 3, л. 285].

На Архангельском судоремонтном заводе "Красная кузница" за пять месяцев войны рабочие и служащие завода переоборудовали и вооружили 51 судно со стоимостью работ в 2,5 млн рублей, отремонтировали в доках 12 военных кораблей, наладили выпуск боеприпасов и аэросаней [4, л. 7].

Коллективы ленинградских заводов "Юный водник", ремонтного и Канонерского тоже приступили к срочному переоборудованию транспортов, выделенных для воинских перевозок. На Канонерском заводе под руководством директора Г.С. Сорокина велись работы на ледоколе "Октябрь", буксире "Норд" и других. Команды занялись перекраской судов в серый защитный цвет [3, л. 354]. Труженики ленинградских судоремонтных предприятий оперативно выполнили заказ штаба противовоздушной обороны города, смонтировав на палубах 60 судов зенитные батареи [5]. НКМФ наградил знаком "Почетному работнику морского флота СССР" 73 работника за досрочное выполнение задания. Среди награжденных значились имена Т.М. Иванова, В.В. Жирова, А.Н. Пестрикова, А.И. Седова. Главный инженер Г.Г. Башкиров и директор завода Г.С. Сорокин были награждены орденами Трудового Красного Знамени.

По указанию ГКО СССР судоремонтники Новороссийска и Туапсе приступили к вооружению судов, передаваемых военным морякам. Установка 45-мм орудий и пулеметов, бронирование корабельных надстроек на грузопассажирских и нефтеналивных кораблях осуществлялись специализированными бригадами в течение двух-трех дней. Но военное командование крайне неохотно выделяло оружие экипажам, а также с трудом освобождало их от запланированных перевозок на время заводских работ. Лишь к концу 1941 г. артиллерийские орудия и пулеметы, полученные начальником пароходства Г.А. Мезенцевым после многократных обращений к военному командованию, были установлены на 32 кораблях, остальные пока оставались беззащитными от нападений противника [6, л. 121 об]. За весь период войны торговые моряки Черноморского бассейна

передали на военную службу 81 торговое судно грузоподъемностью более 52 тыс. т, в том числе три ледокола и пять буксиров [6, л. 119; 7].

Руководители предприятий Таганрога и Ростова сутками не покидали рабочих мест, цехов, верфей и стапелей. По приказу наркомата обороны рабочие и служащие создавали дивизион сторожевых военных катеров, устанавливали на них орудия и пулеметы. В частности, на Нижнем Дону канонерскими лодками стали буксирные суда "Серафимович", "Октябрь", "Ростов-Дон", "Кренкель", "Бурлак", "Урал" и ряд других. До конца навигации речники передали военным 12 оборудованных судов. Годные к строевой службе члены экипажей этих пароходов стали кадровыми военными. Военком Азовской военной флотилии бригадный комиссар Рощин лично принимал суда [8]. Экипажи канонерских лодок и катеров обороняли Таганрог, Ростов-на-Дону, Ейск, другие порты Приазовья, участвовали в боевых операциях, проводившихся военным командованием в Азовском и Черноморском бассейнах. Труженики судоремонтных предприятий Европейской части страны создали материальную основу для Ладожской, Онежской, Волжской и других военных флотилий.

Наркомат обороны заказал судоремонтным предприятиям прифронтовых районов изготовление различных приспособлений для повышения безопасности военных судов от нападения вражеских самолетов и магнитных мин. На всех заводах началось производство искроуловителей, маскировочных сетей, различных приборов.

По указанию ГКО СССР весной 1942 г. 65 лучших речных пассажирских пароходов и 33 несамоходных судна были выделены пароходствами для санитарных нужд. Переоборудование пассажирских пароходов в плавучие госпитали не требовало больших финансовых затрат и не ставило водников в кабальную зависимость от партнеров. Поэтому производственный процесс проходил автономно и более оперативно. И, тем не менее, когда у причалов судоремонтных заводов скапливалось по нескольку судов, работы велись круглосуточно с маскировочными предосторожностями и прерывались только на время интенсивных налетов вражеской авиации. Экипажи санитарных судов работали на 15 фронтовых и тыловых маршрутах

и делали все возможное, чтобы не допускать дополнительных перегрузок раненых с одного судна на другое.

Решения о выпуске военной продукции судоремонтными заводами принимались отраслевыми наркоматами на основе указаний оборонного ведомства страны. Для этого руководителям пароходств предстояло частично перепрофилировать заводы, специализировавшиеся длительное время на ремонте плавсредств и имевшие для этого соответствующее оснащение.

Совмещение переоборудования флота и выпуска изделий для фронта требовало расширения производственных площадей, новых станков и механизмов, материалов и приспособлений, коренного изменения технологического процесса, повышения культуры производства, создания дополнительных, а иногда и новых схем кооперирования. Изменение специализации приводило к заметному обновлению материальной базы заводов и мастерских. В зависимости от ассортимента продукции на крупных предприятиях одновременно действовали несколько технологических линий с завершающим циклом.

В Камском пароходстве уже 22 июня 1941 г. состоялось несколько собраний и совещаний по вопросам военной перестройки судоремонтных заводов "Памяти Дзержинского", "Старый бурлак", Симонихинских мастерских. Каждый работник получил конкретную задачу, были определены сроки их выполнения. Судоремонтникам было поручено в кратчайший срок освоить производство боеприпасов, а судостроители приступили к изготовлению бронекатеров. Для выполнения этой задачи использовалось оборудование, эвакуированное из Хлебниковских и Серпуховских мастерских центральных пароходств. Уже 9 июля 1941 г. большинство объектов, намеченных графиком, были построены или переоборудованы. Коллектив завода "Старый бурлак" выполнил программу 1941 г. на 164 % [9].

Технологическая перестройка предприятий водного транспорта обычно включала дополнительную прокладку силовых линий, строительство энергетических подстанций, расширение производственных и вспомогательных площадей. На предприятиях расширился перечень рабочих и инженерных специальностей. Ускорению перестроечного процесса помогало применение рационального метода одновременного проектирования

и проведения монтажно-строительных работ. В ходе организации производства фронтовой продукции использовалась типовая или разрабатывалась новая техническая документация, определялись нормы выработки и расценки, соответствующие военному времени, велась переподготовка кадров.

На решение перестроечных задач отводилось минимальное количество времени. Руководство отрасли поручило коллективу Новороссийского судоремонтного завода (директор Н.И. Патипаев, затем - Н.Н. Николаев) в течение 20 дней освоить производство военной продукции. Выполнить задание можно было лишь путем решения комплекса организационных и технических задач. Дирекция изменила систему управления цехами, рационально расставила кадры на ключевые объекты, вдумчиво учитывая при этом индивидуальные способности и навыки каждого человека.

Задачу концентрации оборудования и сосредоточения лучших сил на решающих участках на заводе решали в двух направлениях. Были резко сокращены плановый и технический отделы, а высвободившиеся работники перешли в цехи. Большую часть оборудования и квалифицированных специалистов сконцентрировали в механическом цехе, который стал головным по выпуску военной продукции, инструмента, различных приспособлений. Потребность завода в них была в основном удовлетворена.

Когда нужные приспособления были готовы, начались пробные наладочные эксперименты. Конструкторы корректировали отдельные узлы, внимательно изучали рационализаторские предложения рабочих и служащих и внедряли лучшие из них в производство. Создание инструмента и новых приспособлений помогло обеспечить ритмичную работу механического цеха. Военная продукция проходила испытания на специальном полигоне, где представители армии и флота определяли степень ее пригодности к боевым условиям.

Новороссийский комитет обороны повседневно контролировал военное производство на местных предприятиях [10]. Городские власти перераспределяли между ними оборудование, инструмент, рабочую силу, координировали выпуск фронтовых изделий.

Если до войны судоремонтные предприятия являлись чаще всего автономными и не входили в городские или региональные про-

изводственно-кооперированные схемы, то в новых условиях они были включены местными органами власти в замкнутую систему внутригородского или регионального кооперирования. Работы по перепрофилированию предприятий велись быстрее и качественнее там, где руководители подавали примеры самоотверженного труда. Днем и ночью можно было встретить на работе начальника механического цеха астраханского завода П.А. Сухо-рукова. Он возглавил цех в пору отставания. В сентябре 1941 г. коллективу предстояло срочно выполнить крупный оборонный заказ, но литейщики слишком медленно осваивали новую технологию и не давали цеху нужных заготовок. Тогда П.А. Сухоруков создал творческую группу из лучших конструкторов, рационализаторов и вместе с ними сумел решить технологическую проблему. За трое суток литейщики поставили требуемое количество заготовок, которые были доведены до кондиции токарями и шлифовщиками. Оборонный заказ был выполнен. Коллектив цеха стал ежемесячно перевыполнять плановые задания в 2,5 раза, а реализация рабочими сменных норм составила 202 % [11].

Разработка новой технологии, быстрое изготовление на местах недостающих приспособлений и инструмента, ускоренная подготовка кадров позволили руководителям Лимендского завода и верфи им. Володарского значительно перевыполнить правительственное задание по выпуску оборонной продукции и уложиться в установленный график. Коллективы этих предприятий расширили и технически переоснастили цеха, улучшили энергообеспечение производственных участков. Правительство наградило орденом Красной Звезды директора Лимендского судоремонтного завода Ф.И. Бударина, бригадира столяров Я.П. Мелентьева, директора верфи им. Володарского М.Ф. Сергеева. Орден "Знак Почета" получили инженеры Ш.А. Фикс, В.А. Александров, плотники П.П. Кишкин и С.Н. Корнаков [12].

В тыловых районах на заводах морского и речного флота нарастали объемы выпуска фронтовой продукции. Номенклатура фронтовых изделий была многообразна. Рабочие и служащие выпускали авиабомбы и снаряды, строили торпедные катера, аэросани, бронеколпаки и понтоны, ремонтировали военные корабли и технику, изготавливали стрелковое и холодное оружие, боеприпасы и т.д.

Нарастание производственных успехов имело место во всех пароходствах. В России не осталось судоремонтных предприятий, где в первый период войны не производилась бы военная продукция. С учетом специфики оснащенности предприятий станками и механизмами успешно изготавливали военную продукцию в Камском, Енисейском, Мурманском, Северном, Балтийском, СевероЗападном, Сухонском, Шекснинском, Дальневосточном и других пароходствах. К концу 1942 г. судоремонтники страны изготавливали несколько десятков видов военной продукции. К этому времени военно-промышленный комплекс начал работать в полную силу и обеспечивать растущие запросы фронта. Наркомат обороны в начале 1943 г. снял свои заказы на большинстве судоремонтных заводов. Только судоремонтники Мурманского, Архангельского, Канонерского, дальневосточных заводов продолжали выпускать боеприпасы до окончания войны [13].

Наряду с выполнением оборонных заказов судоремонтные заводы продолжали ремонтировать плавсредства, но по сокращенной программе. По сравнению с предыдущим годом моряки Севера сократили в 1941 г. объем ремонта судов на 70 % [14]. Сокращение объема ремонтных работ имело место во всех пароходствах страны. Руководителям водного транспорта удалось сбалансировать новое соотношение судоремонтных работ. Физический объем ремонта речного флота составил 57 % к уровню 1940-1942 гг. Объем среднего ремонта достигал лишь 10,1 % от всех ремонтных работ. Если зимой 1940-1942 гг. ремонт судов силами экипажей по трудоемкости составлял 16 % и был экспериментальным, то в 1941-1942 гг. эта практика была массовой - около 60 % работ выполнялось командами [4, л. 5].

Широкое распространение в морских и речных пароходствах получила совместная работа экипажей и мобильных ремонтных групп по ремонту судов. Суть этого взаимодействия заключалась в том, что заводы стали заготавливать по заявкам капитанов крупные детали машин и механизмов, а специальные бригады вместе с судовыми командами осуществляли средний ремонт главных машин и капитальный ремонт вспомогательных механизмов во время стоянки судна в порту под грузовыми операциями [15].

К концу 1941 г. из-за усложнившейся фронтовой обстановки Северо-Западное, Бе-

ломорско-Онежское, Доно-Кубанское пароходства, Московско-Окский бассейн лишились почти всех предприятий. Ремонтный завод непарового флота и "Юный водник" в Ленинграде вследствие утраты большей части квалифицированной рабочей силы, станков и механизмов по существу прекратили производственную деятельность и были частично законсервированы. Свирицкие механические мастерские находились вблизи фронтовой линии, потеряли большую часть станочной базы и были в состоянии производить лишь мелкий ремонт флота.

На Северо-Западе единственная судоремонтная база работала в Новой Ладоге. Но возможности ее были крайне ограничены наличием всего двух токарных станков и маломощной дизельной электростанции. Ремонт Ладожской флотилии оказался под угрозой, как и перевозки во вторую военную навигацию.

В апреле 1942 г. Транспортный комитет ГКО СССР и СНК потребовали от наркоматов водного транспорта разработать развернутый план мероприятий по обеспечению полной готовности речного флота ко второй военной навигации. Сотрудники Наркомречфлота проинспектировали этот процесс в Волжско-Камском бассейне и обнаружили серьезные недочеты в ремонте судов. Повсюду не хватало сырья, материалов, станков, транспортных средств. Наркомат выделил ряду пароходств из резервных фондов часть дефицитных материалов, станков, транспортных средств, кроме того, обратился к руководителям приречных областей за помощью. Некоторые директора предприятий, получив весьма ограниченные фонды, заняли выжидательную позицию и не проявляли должную инициативу, надеясь на улучшение централизованного снабжения [16].

Авиация, торпедные катера, мины противника наносили большой ущерб кораблям. В течение 1942 г. 86 черноморских судов побывали на ремонте 329 раз, т.е. в среднем по три раза каждое [17]. Судоремонтники приводили их в состояние технической готовности за считанные дни, и транспорт вновь выходил на фронтовые трассы.

К ноябрю 1942 г. трудовые коллективы судоремонтной промышленности водного транспорта реализовали различные заказы военного командования, выпускали оборонные изделия в максимальных объемах, вели плановый ремонт судов. За 1942 г. только предприятия морского транспорта выпустили

оборонной продукции на 53 175 423 руб. [18]. Валовая продукция судоремонтных заводов речного транспорта в 1942 г. возросла по сравнению с 1941 г. на 32 млн рублей и достигла 285 млн рублей, производительность труда превзошла довоенную на 30 % [19]. Военная перестройка работы судоремонтных предприятий завершилась. Основными критериями завершенности военной перестройки предприятий водного транспорта можно считать их возможности реализовать срочные заказы военного командования, обеспечивать выпуск оборонной продукции в максимальных объемах, последовательное повышение производительности труда значительно сократившимися производственными коллективами, снижение себестоимости выпускаемой продукции, соблюдение режима экономии, развитие рационализации и изобретательства, оперативное и высококачественное выполнение всех видов судоремонтных работ.

Наличие или отсутствие этих и иных критериев давало возможность вышестоящим управленческим инстанциям положительно или отрицательно оценивать работу коллективов предприятий, судить о состоянии перестроечного процесса на том или ином производственном объекте.

В течение первого периода войны деятельность коллективов судоремонтных предприятий водного транспорта соответствовала тем требованиям, которые предъявлялись руководством страны ко всем составным элементам военно-промышленного комплекса. На судоремонтных предприятиях в значительной степени расширился диапазон работ. В сложившейся новой системе внутригородского и регионального производственного кооперирования заводы морского и речного профиля стали оборонными.

ЛИТЕРАТУРА

1. См: Нейгольдберг В.Я. Речной транспорт СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Изд-во "Транспорт", 1965. 306 с.; Ковалев И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). М.: Наука, 1981. 480 с.; Вайнер Б.А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1989. 312 с.

2. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 473. Оп. 1. Д. 26. Л. 133.

3. РГАСПИ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 13.

4. РГАСПИ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 34.

5. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 9469. Оп. 6. Д. 15. Л. 29.

6. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 1774 "А". Оп. 1. Д. 3379.

7. Государственный архив Одесской области (ГАОО). Ф. 92. Оп. 2. Д. 59. Л. 36.

8. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 9. Оп. 6. Д. 47. Л. 56; ГААО. Ф. 1303. Оп. 8. Д. 2. Л. 28.

9. Государственный общественно - политический архив Пермского края (ГОПАПК). Ф. 105. Оп. 97. Д. 6. Л. 10; Оп. 54. Д. 22. Л. 307, 309, 311; Оп. 34. Д. 11. Л. 35-37; Ф. 112. Оп. 1. Д. 203. Л. 166.

10. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 494. Л. 17-18.

11. Коммунист. Орган Астраханского окружкома и горкома ВКП(б), окрсовета и горсовета депутатов трудящихся. 1941, 19 нояб.

12. Речной транспорт, 1943. 8 апр.

13. РГАЭ. Ф. 8045. Оп. 3. Д. 1110. Л. 10.

14. Морской флот. 1942. № 1. С. 61.

15. Морской флот. 1941. № 7-8. С. 62.

16. РГАЭ. Ф. 9469. Оп. 1. Д. 269. Л. 46.

17. См: Селюнина Н.В. Водный транспорт Юга России в 1941-1945 гг. Ростов н/Д: Ростиздат, 2004. С. 92.

18. РГАСПИ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 44. Л. 99.

19. Материалы по статистике речного транспорта. Вып. 15. Промышленность НКРФ в 1944 г. М.: Наркомречфлот, 1945. С. 1, 2, 5, 6.

8 февраля 2011 г.

УДК 947.1

МИССИЯ СОВЕТСКИХ ИСТОРИКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

К.А. Ушмаева

Значение Победы в Великой Отечественной войне и роль Советского Союза в ней сегодня искажается, причем не только в массовых зарубежных научно-популярных изданиях, но и в отечественном кинематографе и литературе. Можно сказать, что под предлогом поиска "альтернативы" произошла десакрализация той темы, которая в СССР во многом была "священной". К сожалению, только сейчас этот вопрос ставится на государственном уровне. На события Великой Отечественной войны, думается, необходимо взглянуть глазами тех, кто, пройдя через страшные испытания военных лет: смерть родных и близких, фашистские лагеря, голод, холод, ранения и увечья, трудности жизни и работы в тылу, в годы оккупации, дошел фронтовыми дорогами до мая 1945 г. Попытаемся приоткрыть одну из страниц истории Великой Отечественной войны - деятельность советских историков, как в на фронте, так и в тылу, истории, основанной на сохранившихся воспоминаниях ее участников.

Великая Отечественная война принесла большие перемены в жизнь всех советских людей, работу научных центров, университе-

Ушмаева Ксения Алексеевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Ставропольского государственного университета, 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1а, т. 8(8652)351879 (1083)

тов и институтов, в будущие планы как их преподавателей, так и студентов. Уже в первые дни, недели, месяцы войны значительная часть студентов и преподавателей ушли на фронт, а в Москве, Ленинграде и Воронеже - в народное ополчение. В июле 1941 г. формируются группы из студентов и преподавателей для рытья окопов на дальних подступах к Москве. "Не буду писать о том, как мы, бывшие студенты, вместе с другими гражданами, имея в руках лишь лопаты, ломы и носилки, отрыли длинный противотанковый ров шириной 7 м и глубиной 3,5 м - вспоминает историк Л.Н. Пушкарев, - Нас бомбили, обстреливали с самолетов. Были и жертвы" [1, с. 43]. Студенты-выпускники сдавали последние экзамены и зачеты. В первых числах июля 1941 г. в Москве началась массовая запись добровольцев. К 6 июля формирование 12-ти ополченческих дивизий, созданных порайонно в Москве, было завершено [2, с. 52]. Многие студенты, еще не окончившие институты и университеты, рвались на фронт. В сентябре 1941 г. студентам читали ускоренные лекции, говорили о том, что страна затратила деньги на их подготовку и ее необходимо закончить, но " ..учеба в го-

Ushmaeva Kseniya - Ph.D. of History, associate professor of Russian History Department at the Stavropol State University, 1а Pushkina Street, Stavropol, 355009, ph. +7(8652)351879 (1083)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.