Научная статья на тему 'ВОЕННО-МУЗЫКАНТСКАЯ СЛУЖБА В ВЕДОМСТВЕННОМ БАТАЛЬОНЕ КОЛЫВАНО-ВОСКРЕСЕНСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА'

ВОЕННО-МУЗЫКАНТСКАЯ СЛУЖБА В ВЕДОМСТВЕННОМ БАТАЛЬОНЕ КОЛЫВАНО-ВОСКРЕСЕНСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЫВАНО-ВОСКРЕСЕНСКИЙ ГОРНЫЙ ОКРУГ / КОЛЫВАНО-ВОСКРЕСЕНСКИЙ ГОРНЫЙ БАТАЛЬОН / ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕЛО / ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ОБМУНДИРОВАНИЕ / РЕПЕРТУАР / ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виноградов Валерий Аркадьевич

Проанализированы малоизученные вопросы организации военно-музыкального дела в Колывано-Воскресенском горном округе Российской империи в период с 1764 по 1800 гг. Охарактеризован состав музыкантов в местном объединении вооружённых сил, представлено описание системы образовательной подготовки военных музыкантов, выявлены некоторые особенности обмундирования военнослужащих горного батальона, рассмотрены вопросы обеспечения коллектива музыкальными инструментами, изучен его репертуар и исполнительская деятельность и др. Прослеживается связь между участием воинского подразделения, специализировавшегося на музыкальном обеспечении торжественных воинских церемоний, в организации местных развлекательных мероприятий и положительными изменениями в региональной культурной жизни. Выявлена степень заинтересованности чиновников администрации Колывано-Воскресенского горного округа разных лет в развитии военно-музыкантской службы. Исследование выполнено с привлечением архивных материалов (из фонда Государственного архива Алтайского края (г. Барнаул, Россия)) и малоизвестных опубликованных работ по теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-MUSIC SERVICE IN DEPARTMENTAL BATTALION AT THE KOLYVAN-VOSKRESENSKY MOUNTAIN DISTRICT IN THE SECOND HALF OF THE 18TH CENTURY

The paper analyzes insufficiently studied issues concerning arranging of military-music affairs in Kolyvan-Voskresensky Mountain District, the Russian Empire, 1764-1800. The author considers a lineup of musicians from local military forces, describes some peculiarities of the mountain battalion's military uniform, regardes musical instruments supplying, studies the millitary band's stock of plays and its performing activity, etc. The article traces a line between participation of the military unit focused on musical support for official ceremonies in local entertainment events and positive changes in regional cultural life. The author reveals a level of interest on the part of Kolyvan-Voskresensky Mountain District administration of various years in development of military-music servise. The research is based on archival materials (from Altay State Archive of Altai Kray (Barnaul, Russia)) and issue-related little-known released works.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-МУЗЫКАНТСКАЯ СЛУЖБА В ВЕДОМСТВЕННОМ БАТАЛЬОНЕ КОЛЫВАНО-ВОСКРЕСЕНСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА»

РАЗДЕЛ I КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Научная статья

УДК 355.343.8(571.15)"1764/1800" DOI: 10.32340/2414-9101-2022-2-9-16

ВОЕННО-МУЗЫКАНТСКАЯ СЛУЖБА В ВЕДОМСТВЕННОМ БАТАЛЬОНЕ КОЛЫВАНО-ВОСКРЕСЕНСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

Валерий Аркадьевич Виноградов

Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Россия vva1951@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-8675-3307

Аннотация. Проанализированы малоизученные вопросы организации военно-музыкального дела в Колывано-Воскресенском горном округе Российской империи в период с 1764 по 1800 гг. Охарактеризован состав музыкантов в местном объединении вооружённых сил, представлено описание системы образовательной подготовки военных музыкантов, выявлены некоторые особенности обмундирования военнослужащих горного батальона, рассмотрены вопросы обеспечения коллектива музыкальными инструментами, изучен его репертуар и исполнительская деятельность и др. Прослеживается связь между участием воинского подразделения, специализировавшегося на музыкальном обеспечении торжественных воинских церемоний, в организации местных развлекательных мероприятий и положительными изменениями в региональной культурной жизни. Выявлена степень заинтересованности чиновников администрации Колывано-Воскресенского горного округа разных лет в развитии военно-музыкантской службы. Исследование выполнено с привлечением архивных материалов (из фонда Государственного архива Алтайского края (г. Барнаул, Россия)) и малоизвестных опубликованных работ по теме.

Ключевые слова: Колывано-Воскресенский горный округ, Колывано-Воскресенский горный батальон, военно-музыкальное дело, военный оркестр, музыкальные инструменты, обмундирование, репертуар, обучение музыке

Для цитирования: Виноградов В. А. Военно-музыкантская служба в ведомственном батальоне Колывано-Воскресенского горного округа во второй половине XVIII века // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022. № 2. С. 9-16. DOI: 10.32340/2414-9101-2022-2-9-16.

Original article

MILITARY-MUSIC SERVICE IN DEPARTMENTAL BATTALION AT THE KOLYVAN-VOSKRESENSKY MOUNTAIN DISTRICT IN THE SECOND HALF OF THE 18th CENTURY

Valerii A. Vinogradov

Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

vva1951@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-8675-3307

Abstract. The paper analyzes insufficiently studied issues concerning arranging of military-music affairs in Kolyvan-Voskresensky Mountain District, the Russian Empire, 1764-1800. The

author considers a lineup of musicians from local military forces, describes some peculiarities of the mountain battalion's military uniform, regardes musical instruments supplying, studies the millitary band's stock of plays and its performing activity, etc. The article traces a line between participation of the military unit focused on musical support for official ceremonies in local entertainment events and positive changes in regional cultural life. The author reveals a level of interest on the part of Kolyvan-Voskresensky Mountain District administration of various years in development of military-music servise. The research is based on archival materials (from Altay State Archive of Altai Kray (Barnaul, Russia)) and issue-related little-known released works.

Keywords: Kolyvan-Voskresensky Mountain District, Departmental Batallion at Kolyvan-Voskresensky Mountain District, military-music service, military orchestra, musical instruments, military uniform, a stock of plays, music training

For citation: Vinogradov V. A. Military-Music Service in Departmental Battalion at the Kolyvan-Voskresensky Mountain District in the Second Half of the 18th Century. Proceedings of Altai State Academy of Culture and Arts. 2022;(2):9-16. (In Russ.). DOI: 10.32340/2414-91012022-2-9-16.

В государственных преобразованиях второй половины XVIII века важное место заняли военные реформы. Комплектование воинских подразделений на основе рекрутского набора, организация полков, батальонов в рамках административной структуры, внедрение новых методов обучения и воспитания оказали серьезное влияние на служебную роль и значение военной музыки и музыкантов российской армии.

Военно-музыкантская служба в ведомственном батальоне Колывано-Воскресенского горного округа была ориентирована на военизированную систему управления. Горный батальон, укомплектованный офицерами и солдатами сибирских гарнизонных полков и небольшим контингентом лейб-гвардейцев Преображенского, Семеновского и Измайловского полков, формально не подчинялся военным властям Российской империи. Он числился в Горном ведомстве и содержался за счет заводской казны Колывано-Воскресенского горного округа. Администрация имела возможность на свое усмотрение решать многие социальные вопросы военнослужащих и их детей: просвещение, образование, обучение, медицинское обслуживание.

Специфика военно-музыкантской службы относится к числу слабоизученных вопросов, представленные историографические работы до данной теме не отличаются полнотой, по сравнению со степенью изученности других аспектов организации, управления и деятельности Колывано-Воскресенского горного округа. В научной литературе остался непредставленным целый спектр вопросов истории военно-музыкантской службы (военной музыки, репертуара, состава, обучения и ротации военных оркестров).

Цель статьи - дать общее представление о военно-музыкантской службе, показать процесс ее формирования и функционирования, изучить инструментальный и исполнительский состав оркестра, систему подготовки музыкальных кадров в горном батальоне Колывано-Воскресенского горного округа во второй половине XVIII века.

В статье проанализированы малоизвестные и неопубликованные документы Государственного архива Алтайского края (далее - ГААК). Обнаруженные нами архивные данные законодательного, делопроизводственного характера, материалы личного происхождения, служебная переписка позволяют реконструировать неизвестные страницы повседневной жизни музыкантов в провинциальном воинском подразделении Российской империи.

История создания Колывано-Воскресенского горного батальона относится к первой половине 60-х годов XVIII века. В середине 60-х годов завершился порядок его формирования. По конформированному указу от 26 августа 1764 года, окончательно определился состав музыкантов батальона, где «повелено иметь - барабанщиков 4, флейтщиков 4»

[1, с. 79-80, 132-133], позже к ним в конную роту (первую) добавились трубачи. Перечисленные музыканты обслуживали процедуры строевой и сигнальной службы - «развод караулов», «вынос знамени», «сбор», несли караульную службу «при гобвахте и знаменах». В организационном плане батальон состоял из трех пехотных и одной конной роты. Согласно штатному расписанию в каждой роте числилось по 129 военнослужащих, в том числе по 2 музыканта. Две пехотные и конная рота базировались в Барнауле, а четвертая рота - в Змеиногорске [2].

Хранящееся в фондах Государственного архива Алтайского края документальное описание имеющихся музыкальных инструментов позволяет получить некоторое представление об особенностях обеспечения военно-музыкантской службы в Колывано-Воскресенском батальоне. Так, например, в «Выписке (1786) принадлежащие заготовлено от батальона, на которые причитающиеся сумма денег поступать ежегодно должно» прописано: «Литавры медные1 1 и 10 фунтов на принятые от Усть-Каменегорской комендантской канцелярии деньги. Построены в полку (в Горном батальоне - В. В.) к ним завесы из желтого сукна с позументом2 и бархатной кладкой из государственных вензелей с коронами и сшитых золотом. Барабаны медные с выбитым гербом от полку Сибирского3 и от Тобольской комиссарской комиссии» [3; 4, с. 64]. В пояснительной записке к вещевой табели для армейских частей от 1731 года предусматривалось следующее: «литавры содержать из красной меди <...> весом пара в драгунских (полках - В. В.) не больше пуда, с ремнями и пряжками» [1, с. 144]. Кроме того: «К ним кож боевых4 струн барабанных5 от Усть-Каменегорской канцелярии. Чехлов суконных барабанных от Тобольской комиссии. Барабанных занавесок шесть из телячьей кожи для сбережения шароваров от Усть-Каменегорской канцелярии. Перевезей барабанных из яловой кожи от Тобольской комиссии. Труб медных с мундштуками и кронгленами6 со шнурками и кистями гарусными7 от Тобольской комиссии купленные в Москве. Пистолетов с прибором и с медной оправой всем строевым унтер офицерам, капралам, трубачам, рядовым и барабанщикам от Сибирского полка и Тобольской комиссии. Седла со всеми кожевенными приборами без бушлатов литаврщику» [5].

Следует обратить внимание на обмундирование музыкантов. Оно не отличалось от солдатского, за исключением «нитяных нашивок» на форменной одежде. Им также полагались: «шляпы шерстяные с обшивками, епанчи васильковые, кафтаны красные с 25 пуговицами, камзолы зеленые с 16 пуговицами, штаны зеленые, перчатки лосиные, сапоги, башмаки крупноносые по 2 пары, чулков шерстяных и холщевых с носками, по две рубашки, штаны холщевые, штиблеты черные из фламского полотна с особливыми наколенками, темляки

1 В отличие от других музыкальных сигнальных инструментов, литавры числились только в конной роте. На одну лошадь полагалось иметь две литавры, которые подвязывались с двух сторон запряжниками.

2 Позумент - тесьма, шитая золотом или серебром.

3 Полк организован Петром I как 9-й гренадерский Сибирский (1700 - пехотный Ирика фон Вердена, с 1708 года - Сибирский). В обнаруженных документах второй половины ХУШ века упоминается как Енисейский полк. Часть солдат, в том числе секунд-майор Иван Терской в 1765 году были переведены из Красноярска для продолжения службы в Колывано-Воскресенский батальон - (Прим. В. В).

4 Специально выделенная кожа для барабана и литавр.

5 Существуют многочисленные типы барабанов, и их идентификация в упоминаемых документах в некоторых случаях затруднена. Особенностью русского военного барабана (также - парадный, полевой) является несколько больший размер, чем обыкновенный малый барабан. Струны натягивались под нижней кожей для придания звучанию барабана резкости и остроты.

6 Кронглены - дополнительные подвижные трубки, позволяющие настраивать инструмент согласно общему строю оркестра, ансамбля.

7 Гарус - мягкая крученная шерстяная ткань. Шнурки и кисти привязывались к трубам в качестве декоративного украшения.

черные и т. д.» [6]. В марте 1794 года командир горного батальона И. Терской1 обратился к начальнику Колывано-Воскресенских заводов Г. С. Качке2 с рапортом о приобретении для музыкантов здешнего батальона «для лучшего виду и отличности от других» медных плоских пуговиц в количестве 500 штук к «двадцати мундирам и жилетам» [7].

Для оценки правового и материального положения, тяжелых условий существования военных музыкантов, в качестве примера, приведем выдержку из «Аттестата» на Ф. Я. Черепанова, заполненного в 1779 году в связи с его увольнением из воинской службы из-за болезненного состояния. «Барабанщик Федор Яковлевич Черепанов, 43 л., в 1749 году вступил на службу. Сначала служил в Тобольском пехотном полку. В 1765 из оной роты переведен в здешний колывано-воскресенский батальон. Уроженец Тобольска, из солдатских детей. Писать, читать не умеет. В фергерах и криксерехетах не бывал (то есть под следствием и военным судом - прим. В. В.), только в 1770 году, 12 ноября, по приказанию его высокопревосходительства господина генерал поручика Андрея Аврамовича Ирмана за бранные слова прапорщика Ярлыкова жены наказан батогами4. По старости жить желает в Барнаульском заводе, а пропитание иметь от кожевенного дела и рыбного промысла. О болезнях. Слаб всем корпусом, и потому также в рассуждениях о долговременной службе впредь продолжать безнадежен» [8].

В регламентировании военно-музыкантской службы роль барабанщиков, флейтистов и трубачей конной роты имела важное организующее и дисциплинирующее значение. На сигнальную службу перечисленных музыкантов ориентировались как рядовые солдаты в условиях казарменного пребывания, так и семейные военнослужащие, расквартированные по разным частям города.

В ГААК сохранились различного рода квартальные, ежегодные отчеты в виде «Табелей», «Списков», «Росписей» и «Выписок» на имя начальников Колывано-Воскресенских заводов от командиров горного батальона. В этих документах тщательно описано состояние амуниции, сроки эксплуатации обмундирования, в том числе и наличие музыкальных инструментов, год и источники их приобретения и сроки их эксплуатации, количество музыкантов и т. д. Судя по обнаруженным документам, к середине 70-х годов сложились предпосылки для создания оркестра5 из числа военнослужащих батальона. В найденных документах второй половины XVIII века упоминается более 30 фамилии музыкантов - гобоистов, валторнистов, трубачей, фаготистов, барабанщиков, струнников.

Наличие инструментов в батальоне в период правления Б. И. Меллера6 можно установить на основе «Табели Колывано-Воскресенского батальона орудийных, мундирных и амуниционных вещах, сколько по штату и, что указом содержать велено и ныне при бата-

1 Терской Иван Семенович (1743-1801) - премьер-майор. С 1785 по 1801 годы возглавлял Колывано-Воскресенский горный батальон.

2 Качка Гавриил Симонович (1739-1818) - тайный советник, один из талантливейших горных администраторов царствования Екатерины II. Начальник Колывано-Воскресенских заводов (1785-1798).

3 Ирман Андрей Авраамович - главный командир Колывано-Воскресенских заводов, генерал-поручик (1769-1779). С его именем связано открытие в Барнауле «Оперного дома» (1776).

4 Наказание батогами (розгами) назначалось в дисциплинарном порядке. Остальные, например, шпицрутены, назначались исключительно по суду.

5 Условный термин. В делопроизводственных документах ГААК XVIII века встречается термин, близкий по смыслу: «духовая», «инструментальная» музыка. Остается неясной структура организации «музыкальной команды» на начальных этапах ее развития. Также неопределенной представляется система музыкального руководства. Как следует из исследованных источников, в штате горного батальона должность капельмейстера вообще отсутствовала. Только в 1792 году впервые появляется фуркация музыкантов по занимаемым должностям - сержант, капрал, рядовой.

6 Меллер Борис Иванович - генерал-майор артиллерии, начальник Колывано-Воскресенских заводов (1779-1785), правитель Колыванской области, затем губернии (1779-1796). В нее вошла большая часть округа Колывано-Воскресенских заводов. Руководство ими стало осуществляться через Казенный департамент (с 1783 года - Горную экспедицию).

льонах состоит <...> учиненный 29 января 1780 года» [9-10]. Общее количество инструментов составляет 16 штук. Из них - по пять гобоев и флейт, по две - валторн, труб медных, басонов. Подбор инструментов позволяет утверждать о наличии в Барнауле оркестра из духовых инструментов, наподобие широко распространенных в России «крепостных оркестров» или «инструментальных капелл»1. В документе особо подчеркивается также заинтересованность местных властей в разнообразии инструментария: «Написанные музыкальные инструменты по штату, хотя не положены (имеется в виду басоны, валторны -прим. В. В.), однако, по указу бывшей канцелярией горного начальства прописанием высочайшего Его Императорского Величества Кабинета, повелено 24 августа прошлого 1767 года содержать велено, которые допущены в батальон 1776 1 января» [11]. В документах более позднего периода также упоминается о наличии в батальоне «четыре скрыпицы и альт виола и на них играть можно» [12].

Принципы подбора инструментов, наиболее распространенных в России во второй половине XVIII века, и влиявших на формирование инструментальных ансамблей, трудно поддаются анализу с точки зрения художественной и профессиональной унификации (критериев, обеспечивающих высокий исполнительский уровень музыкантов, оркестра). Они до сих пор являются сложным и малоизученным явлением. Однако состав подобных капелл отражал ориентацию их владельцев или капельмейстеров на тип камерного оркестра двойного состава, распространенного в западноевропейском музицировании [13, с. 396398]. Следует отметить, что в подобных оркестрах в рассматриваемый период еще не установились состав, число инструментов и тип оркестра, существовавший к тому времени в Европе. Поэтому во многом количество музыкантов барнаульского батальонного оркестра варьировалось в зависимости от умения, обученности, специализации инструменталистов и могло трансформироваться в любой из смешанных вариантов «духовой капеллы».

Об использовании инструментов и привлечении музыкантов батальона Б. И. Мелле-ром в 80-е годы XVIII века в личных целях можно судить по «Рапорту» (1779), поданного капитаном А. Курдюмовым в заводскую контору о привезенных им инструментах из Санкт-Петербурга в здешний батальон, - «флейта одна, гобоев четыре, басонов одна, за оные отдано денег 30 рублей, по приказанию его превосходительства господина Генерал майора и областного правителя Бориса Ивановича Меллера оставлены при нем» [14]. В одном из документов также упоминается и о службе 11 военнослужащих, которые «находятся при доме Вашего превосходительства в музыкантах» и сверхкомплектные в «музыкантах» [цит. по: 15, с. 179]. В данном случае нахождение музыкантов у Б. И. Мел-лера можно рассматривать как использование их в партикулярных целях, связанных с проведением какого-нибудь домашнего праздника, приезда гостей, маскарада и т. д.

О проведении музыкальных вечеров в Барнауле в 80-е годы рассматриваемого периода упоминает в своих мемуарах Василий Семенович Хвостов, будущий губернатор Томской губернии, а в то время капитан горного батальона, - «Советник Соболев в 1782 г. устраивал музыкальные вечера, на котором присутствовали советник Борисов, прокурор Таптыков, обер-бергмейстер Делакруа, представители местного «лучшего» общества» [16].

В сфере «обиходно-бытового» музицирования обычно использовались народные песни, полонезы, контрдансы, менуэты для сопровождения танцевальных номеров на маскарадах, балах. В качестве основных источников развлекательного музыкального материала могли послужить 4 собрания «Музыкальных увеселений», «Невинные упражнения»,

1 Домашние инструментальные капеллы существовали у некоторых сановных любителей музыки уже в Петровскую эпоху и даже ранее. Но широкое их развитие относится к последней трети XVIII века. Владельцы удовлетворялись небольшими и часто случайными по составу ансамблями, функции которых сводились к сопровождению танцев и исполнением несложных пьес во время званых обедов, ужинов, домашних праздников.

«Собрание народных русских песен с их голосами» Львова Н., Прача И., «Танцы из опер» из книжного фонда библиотеки Колывано-Воскресенского завода и др. [17, л. 382; 18].

В краевом архиве сохранились несколько документов, свидетельствующих о сложившейся практике обучения музыке солдатских детей к 80-м годам XVIII века. В апреле 1780 года унтер-фервантер Василий Чулков («смотритель над школами») составил списки обучающихся в горнозаводской школе с краткой припиской «кто чему обучается». Из 220 учеников «словесного» и «арифметического» классов 32 ученика в возрасте от 9 до 15 лет обучались музыке. Из них «пению» обучалось 12 человек, «музыке» - 14 человек, «обучается в барабанах» - 3 человека, «играть на флейте» - 3 человека [15]. Общее количество обучающихся музыке явно превышает потребности батальона. В социальном аспекте воспитанники - дети из солдатских семей, а профессиональном - флейтисты и барабанщики готовились для утилитарно-сигнальной службы, а остальные 26 человек для хорового и оркестрового исполнительства.

Новый этап (1785-1798 годы) в истории военно-музыкантской службы связан с именем начальника Колывано-Воскресенских заводов Г. С. Качки. При нем окончательно сформировался состав оркестра, по официальным бумагам представляя собой команду «музыкальных наук» [19]. По инициативе Г. С. Качки один из первых выпускников «музыкальных классов» при батальоне Степан Иванов был отправлен в Санкт-Петербург для «обучения инструментальной и вокальной музыке» [20]. На основании прибыльного указа из кабинета Его Императорского Величества от 25 февраля 1791 года, Г. С. Качка в предписании командиру горного батальона пишет о посланном от него в Санкт-Петербург для обучения музыке капрале Степане Иванове, который «показывал в обращении в музыкальных науках успех и при том поведения оставил хорошего» [21].

Далее он рекомендует все имеющиеся музыкальные инструменты батальона (гобои, валторны, трубы, скрипки), нужные к ним принадлежности (трости, струны, смычки, канифоли) «принадлежащим <образом> освидетельствовать» и «новые к ним купить и инструментальные ноты и вокальной музыки, и отдать при нем его Иванова с надлежащею описью» [21].

По указанию Г. С. Качки, капитан А. М. Аболтин составил опись музыкальных инструментов, нот, список музыкантов батальона и обучающихся «музыкальной науке» солдатских детей с просьбой С. Иванову «не оставлять со своей стороны преподавание <без внимания> для доведения эту часть до желанных результатов и доводить обучением до возможного в инструментальной и вокальной музыке» [21].

В Барнаул С. Иванов возвратился в 1792 году; в ноябре он обратился с рапортом на имя капитана А. М. Аболтина, в котором он подробно описал состояние казенных инструментов и составил к нему реестр на приобретение новых инструментов и нот «самых нужных для духовой инструментальной музыки, а именно концертов, симфониев, серенадов и маршей» [22]. Духовые инструменты оказались практически непригодными для коллективного музицирования - не поддавались к настройке, прогнили гнезда у деревянных духовых, медные оказались изломанными и измятыми. Струнные инструменты требовали замены колков и грифов, от которого зависела настройка инструмента. Попытки оркестровой игры - «смычки» - показали недостаточное количество струнных инструментов на фоне звучания духовых.

В связи с этим С. Иванов составляет «Реестр означающий иметь на место старых духовых и протчих инструментов и сколько оным в добавок» [22]. В «Реестре...» перечислено 16 инструментов и С. Иванов предлагает прикупить к ним 2 гобоя, 2 фагота со всеми клапанами, 2 медные валторны со всеми тонами с кронами, 2 машиных со всеми тонами с кронами медных труб, 2 флейттраверзов С dur с коленами, одну флейту «октавку», 2 кларнета С dur и F dur, один парадный бубен с ширкунцами, тарелки для парадов.

Учитывая количество музыкантов с наличием обновленного реестра духовых ин-

струментов, барнаульский оркестр вполне соответствовал европейским стандартам малого симфонического оркестра, который мог исполнять симфоническую музыку второй половины XVIII и начала XIX века.

На основании следующего поручения Г. С. Качки (1790) «по приложением в роспись внести в шнуровую тетрадь»1, А. Правдин составил «Роспись полученным в Москве музыкальным инструментам и принадлежащим вещам» [23]. В списке нот перечислены произведения Й. Гайдна, Д. С. Бортнянского и Дж. Сарти, 8 опер и «штанцы» из двух опер, хоровые концерты, обедни. Указанные А. Правдиным в росписи ноты, позволяют оценить уровень исполнительской культуры хора и оркестра батальона как высокий [24, с. 332].

Таким образом, из рассмотренных выше архивных материалов следует, что в результате военных реформ, и некоторых специальных мер, относящихся к повышению качества не только сигнальной службы военных музыкантов, но и установлению штатного состава оркестра, создание «музыкальных классов» для обучения солдатских детей, приобретение музыкальных инструментов, оказали существенное влияние на формирование культурно-общественной жизни Барнаула. В результате инициативных мер, принятых администрацией горного округа, деятельность военных музыкантов приобрела более системныйхарак-тер. Она не ограничивалась участием в различных воинских церемониалах, но включала также и задачи обслуживания потребностей в сфере культурно-развлекательного характера. Это в известной мере привело к появлению в репертуаре военных музыкантов народных песен, различной торжественной и танцевальной, классической музыки, создав предпосылки для последующей, еще более разносторонней и плодотворной деятельности военных музыкантов и оркестра.

Список литературы

1. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.] : в 50 т. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 43, ч. 1 : Книга штатов, отд-ние 1-е. 156 с.

2. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 30. Л. 12-96.

3. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 60. Л. 33-33 (об.).

4. Керсновский А. А. История русской армии: в 4 т. М., 1992-1994. Т. 1: От Нарвы до Парижа 1700-1814 гг. М., 1992. 302 с.

5. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 524. Л. 78-90.

6. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 60. Л. 20-22.

7. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 746. Л. 77 (об.).

8. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 46. Л. 10 (об.)-11.

9. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 60. Л. 7-7 об.

10. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 60. Л. 23.

11. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 111. Л. 2 (об.).

12. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 706. Л. 93-93 (об.).

13. Ямпольский И. М. Русское скрипичное искусство: очерки и материалы. М. ; Л. : Музгиз, 1951. 516 с.

14. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 13. Л. 50-50 (об.)

15. Виноградов В. А. Музыкальное образование и просвещение в Барнауле во второй половине XVIII века // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1. С. 178-180.

1 Шнуровая тетрадь» и каталоги в краевом архиве не сохранились, и сегодня не поддается конкретизации наличие нотного материала и авторы произведений, за исключением указанных в документах. Однако известно, что С. И. Гуляев в 1873 году передал в Императорскую публичную библиотеку (Санкт-Петербург) рукописные «ноты старинных полонесов, менуэтов и маршей», приобретенных (может быть обнаруженных в местном архивном фонде. - прим. В. В.) в Барнауле. Скорее всего, эти ноты принадлежали библиотеке «музыкальных классов».

16. Хвостов В. С. Описание жизни тайного советника, сенатора и кавалера Василия Хвосто-ва; писано в 1832 году, самим им для детей своих // Русский архив. 1870. Т. 8. Кн. 1, вып. 3. Стб. 568-569.

17. Государственный архив Алтайского края. Ф. 66. Оп. 1. Д. 1. Л. 382.

18. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 13. Л. 213-225.

19. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 783. Л. 21-25.

20. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 616. Л. 279.

21. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 616, Л. 178-179 (об.).

22. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1. Д. 706. Л. 94-94 (об.).

23. Государственный архив Алтайского края. Ф. 169. Оп. 1 Д. 616. Л. 280.

24. Былины и песни Алтая: из собрания С. И. Гуляева. Барнаул, 1988. 390 с.

References

1. Complete Collection of Laws of the Russian Empire [The 1st Assembly: since 1649 till Dec. 12, 1825]. Saint Petersburg: In the printing house of the Second Branch of His Own Imperial Majesty's Chancery; 1830. Vol. 43. Book 1: Workforce (pt. I). (In Russ.).

2. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 30. Sheets 12-96. (In Russ.).

3. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 60. Sheets 33-33 (verso). (In Russ.).

4. Kersnovskii A. A. History of the Russian Army. Vol. 1: From Narva to Paris. 1700-1814. Moscow; 1992. (In Russ.).

5. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 524. Sheets 78-90. (In Russ).

6. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 60. Sheets 20-22. (In Russ.).

7. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 746. Sheet 77 (verso). (In Russ.).

8. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 46. Sheets 10 (verso)-11. (In Russ.).

9. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 60. Sheets 7-7 (verso). (In Russ.).

10. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 60. Sheets 23. (In Russ.)

11. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 111. Sheet 2 (verso). (In Russ.).

12. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 706. Sheets 93-93 (verso). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Iampol'skii I. M. Russian Violin Art: Notes and Materials. Moscow, Leningrad: Muzgiz; 1951. (In Russ.).

14. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 13. Sheets 50-50 (verso). (In Russ.).

15. Vinogradov V. A. Music Education in Barnaul in the Second Half of the 18th Century. Mir

nauki, kul'tury, obrazovaniya = The World of Science, Culture and Education. 2018;(1): 178-180. (In Russ).

16. Khvostov V. S. Biography of Privy Chancellor, Senator and Cavalier Vasily Khvostov; Written in 1832 by Himself for Children of His Own. In: The Russian Archive. 1870. Vol. 8. Book. 1. Iss. 3. Column 568-569. (In Russ.).

17. State Archive of Altai Krai. Fund 66. List 1. File 1. Sheet 382. (In Russ.).

18. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 13. Sheets 213-225. In Russ.).

19. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 783. Sheets 21-25. (In Russ.).

20. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 616. Sheet 279. (In Russ).

21. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 616. Sheets 178-179 (verso). (In Russ.).

22. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 706. Sheets 94-94 (verso). (In Russ.).

23. State Archive of Altai Krai. Fund 169. List 1. File 616. Sheet 280. (In Russ.).

24. Epic Ballades and Songs of Altai: from the Collection of Stepan I. Guliaev. Barnaul: Altai Publ. Office; 1988. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 19.05.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 23.09.2022.

The article was submitted 19.05.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 23.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.