Научная статья на тему 'Музыкальное образование и Просвещение в Барнауле во второй половине XVIII века'

Музыкальное образование и Просвещение в Барнауле во второй половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЫВАНО-ВОСКРЕСЕНСКИЙ ГОРНЫЙ ОКРУГ / KOLYVAN-VOSKRESENSKY MINING DISTRICT / БАРНАУЛ / BARNAUL / ДУХОВНОЕ ПРАВЛЕНИЕ / SPIRITUAL MANAGEMENT / МУЗЫКАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / MUSIC CLASSES / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / MUSICAL INSTRUMENTS / ОРКЕСТР / ORCHESTRA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Виноградов В.А.

В статье на основе архивных материалов, предпринята попытка реконструкции истоков музыкального образования и просвещения в Барнауле в указанный период. Отмечается возрастающая роль обучения музыке детей различных слоёв населения города. На основе изучения документов Государственного архива Алтайского края XVIII в. анализируются условия возникновения интереса музыке в различных сферах общественной жизни. В работе рассматриваются вопросы организации музыкального образования в учебных заведениях Барнаула. В статье отражен вклад руководителей региона в создании оркестра при горном батальоне, приобретении музыкальных инструментов и нотных изданий, отправке обучению «нотным наукам» в Санкт-Петербург солдатского сына С. Иванова. Автор делает вывод, что в развитии и становлении музыкальной культуры в Барнауле второй половины XVIII в. прослеживается связь между активным социально-экономическим освоением обширной территории Колывано-Воскресенского горного округа и изменениями в повседневной жизни. Осмысление и оценка музыкально-образовательного опыта эпохи Просвещения создаст перспективу дальнейшего исследования достижений прошлого и настоящего провинциальной культуры России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC EDUCATION IN BARNAUL IN THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTURY

The researcher uses archive materials to make an attempt to reconstruct the beginning of the musical education in Barnaul in the period of the 18 century. The work characterizes the musical education as playing an increasing role in teaching music to children of various strata of the population. The work is based on the study of documents of the State archive of the Altai Krai of the 18 century and analyzes the conditions of the interest in music in various spheres of public life. The work considers the questions of organization of the music education in educational institutions of Barnaul. The article presents the contribution to the region's leaders in the creation of the orchestra at the mountain battalion, i.e. the purchase of musical instruments and music publications, sending S. Ivanov to learn the “musical sciences” in St.-Petersburg. The author concludes that the development and establishment of the musical culture in Barnaul in the second half of the 18 century relates to the social-economic development of the vast territory of the Kolivan-Voskresensk and to the changes in everyday life. Reflection and evaluation of musical and educational experience of the enlightenment creates the prospect of further study of the achievements of the past and present provincial of culture of Russia.

Текст научной работы на тему «Музыкальное образование и Просвещение в Барнауле во второй половине XVIII века»

7. Шмелькова Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее. Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016; 8 (30): 1 - 4.

8. Глушков В.Ф., Ануфриева Ю.В. Память и принятие решений в условиях действия рисков. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 5 - 7.

9. Ануфриева Ю.В. Структура ценностей студентов экономического профиля и педагогические риски. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1 (62): 37 - 41.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya napravleniya podgotovki 38.04.01 'Ekonomika (uroven' magistratura) (proekt FGOS - 4). Available at: http:// regulation.gov.ru

2. FGOS vysshego obrazovaniya napravleniya podgotovki 38.03.01 'Ekonomika (uroven' bakalavriat) (proekt FGOS - 4). Available at: http:// regulation.gov

3. Sueva N.B. FGOS - 4: Buduschee professional'nogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2016; 4: 41 - 42.

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28 iyulya 2017 g. N 1632-r Ob utverzhdenii programmy "Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii". Available at: http://base.garant.ru/71734878

5. Azuan A.A. Schitaem sebya velikimi i bol'shimi, a 'ekonomiku imeem 3% ot mirovoj. Novaya gazeta. 2017; 130: 14 - 15.

6. Hammi I. Cifrovaya 'ekonomika: Kak budet menyat'sya rynok truda s 2018 po 2025gody. Available at: http://neohr.ru/kadrovye-voprosy/ article_post/tsifrovaya-ekonomika-kak-budet-menyatsya-rynok-truda-s-2018-po-2025-gody

7. Shmel'kova L.V. Kadry dlya cifrovoj 'ekonomiki: vzglyad v buduschee. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire. 2016; 8 (30): 1 - 4.

8. Glushkov V.F., Anufrieva Yu.V. Pamyat' i prinyatie reshenij v usloviyah dejstviya riskov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 5 - 7.

9. Anufrieva Yu.V. Struktura cennostej studentov 'ekonomicheskogo profilya i pedagogicheskie riski. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1 (62): 37 - 41.

Статья поступила в редакцию 29.01.18

УДК 371.398:78(571.150-25)"175..."

Vinogradov V.A., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: vva1951@yandex.ru

MUSIC EDUCATION IN BARNAUL IN THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTURY. The researcher uses archive materials to make an attempt to reconstruct the beginning of the musical education in Barnaul in the period of the 18 century. The work characterizes the musical education as playing an increasing role in teaching music to children of various strata of the population. The work is based on the study of documents of the State archive of the Altai Krai of the 18 century and analyzes the conditions of the interest in music in various spheres of public life. The work considers the questions of organization of the music education in educational institutions of Barnaul. The article presents the contribution to the region's leaders in the creation of the orchestra at the mountain battalion, i.e. the purchase of musical instruments and music publications, sending S. Ivanov to learn the "musical sciences" in St.-Pe-tersburg. The author concludes that the development and establishment of the musical culture in Barnaul in the second half of the 18 century relates to the social-economic development of the vast territory of the Kolivan-Voskresensk and to the changes in everyday life. Reflection and evaluation of musical and educational experience of the enlightenment creates the prospect of further study of the achievements of the past and present provincial of culture of Russia.

Key words: Kolyvan-Voskresensky mining district, Barnaul, spiritual management, music classes, musical instruments, orchestra.

В.А. Виноградов, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: vva1951@yandex.ru

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В БАРНАУЛЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

В статье на основе архивных материалов, предпринята попытка реконструкции истоков музыкального образования и просвещения в Барнауле в указанный период. Отмечается возрастающая роль обучения музыке детей различных слоёв населения города. На основе изучения документов Государственного архива Алтайского края XVIII в. анализируются условия возникновения интереса музыке в различных сферах общественной жизни. В работе рассматриваются вопросы организации музыкального образования в учебных заведениях Барнаула. В статье отражен вклад руководителей региона в создании оркестра при горном батальоне, приобретении музыкальных инструментов и нотных изданий, отправке обучению «нотным наукам» в Санкт-Петербург солдатского сына С. Иванова. Автор делает вывод, что в развитии и становлении музыкальной культуры в Барнауле второй половины XVIII в. прослеживается связь между активным социально-экономическим освоением обширной территории Колывано-Воскресенского горного округа и изменениями в повседневной жизни. Осмысление и оценка музыкально-образовательного опыта эпохи Просвещения создаст перспективу дальнейшего исследования достижений прошлого и настоящего провинциальной культуры России.

Ключевые слова: Колывано-Воскресенский горный округ, Барнаул, духовное правление, музыкальные классы, музыкальные инструменты, оркестр.

Знакомство с историей музыкального образования в Барнауле позволяет внести новые черты и картину становления музыкальной культуры в России, в наше представление о музыкальном образовании в Сибири второй половины XVIII века. Значительное количество документов из Государственного архива Алтайского края (ГААК) сохранили имена первых музыкантов, сведения о приобретении музыкальных инструментов и нотно-музыкальной литературы, а также о функционировании «оперного дома», «музыкальных классов» при горнозаводской школе, церковно-певческом обучении.

Историография обозначенной темы носит фрагментарный характер. В обобщающем труде «Музыкальная культура Сибири» указывается о наличии музыкальной школы в Барнауле, монографиях А.Н. Копылова, М.Р. Маняхиной, С.В. Нестеровой, историко-краеведческих публикациях В.Ф. Гришаева, М.И. Юда-

левича рассмотрены отдельные сюжеты музыкальной жизни, практика зарождения и развития народного образования и учебных заведений на Алтае и Барнаула [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Наш анализ базируется на вновь обнаруженных документах. Они позволяют значительно расширить подходы к изучению истоков музыкального образования и просвещения в Барнауле во второй половине XVIII века, полнее представить одну из малоизвестных страниц отечественной музыкальной культуры в условиях дихотомии «столица-провинция».

Цель статьи: определить сущность и характер истоков музыкального образования и просвещения в Барнауле, реконструировать результаты музыкального обучения и воспитания в учебных заведениях Барнаула во второй половине XVIII века. Обозначенная цель конкретизируется задачами рассмотрения Барнаула как административного центра региона в специфи-

ческих условиях управления Колывано-Воскресенским горным округом.

Истоки освоения элементарных музыкальных навыков в Барнауле восходят к традициям православной церковной культуры. Певческая основа изначально определяла специфику православного богослужения. При этом музыкальный элемент постоянно присутствует в ней, где чтение и пение образует интонационное целое. Поэтому в учебных программах конфессиональных учебных заведений важно место отводилось «книгочте-нию и пению по ноте». Неразрывно между собой связанные они служили исходной точкой образованности церковносвященнос-лужителей. Первое упоминание о школе «латинского диалекта», «латинского толка», «славяно-российская», «русская» относится к 1760 г. [7] Возникновение школы было инициировано Тобольской консисторией для обучения малолетних детей приходов Барнаульского заказа при Петропавловской церкви. В 1762 г. в Барнаульской «латинского диалекта школе» числилось 18 детей из 9 приходов [8]. Однако при проведении инспекции «иеромонахом Вениамином Тобольской семинарии учителем» в 1764 г., в списке отмеченных оказалось всего 10 учеников, поступивших в 1760- 1764 гг. в возрасте от 10 до 16 лет, при этом 4 старших ученика находились в бегах [9]. Учитывая неблагополучное состояние школы, духовное правление поощряло домашнее обучение и всю ответственность за качество и уровень обученности возложило на родителей, которые регулярно отчитывались перед Духовным правлением. Певческим навыкам и «петь по ноте» в виде обязательных начинали обучать с 10-11 лет, поскольку без умения читать, практически невозможно было усвоить тексты нотных октоихов, ирмологов. Были и исключения. Довольно часто в характеристиках священнослужителей встречается записи «поёт наслышкою», но для этого надо было обладать хорошими музыкальными способностями. В краевом архиве сохранилось множество «доношений» из разных приходов Барнаульского заказа с формулировкой «обучается петь по ноте»; «твердит вторую часть ирмология нотного пения»; «оказался в книгочтении надежным и по ноте петь октоиха обучившимися» и т. д. [10]. Однако, особенно в тех случаях, когда вопрос касался профессиональной подготовки певчих, Тобольская консистория неоднократно инспектировала существующие школы своей епархии и результаты домашнего обучения. В ноябре 1766 г. от префекта Тобольской семинарии иеромонах Савватий посетил приходы Барнаульского заказа. В своем рапорте в местное духовное правление он, в частности, писал: «Усмотрен мною в Барнаульской латинской школе исправный голосом Бийской крепости священника Ивана Соколова сын его Гаврило, да по свидетельству Барнаульского духовного правления имеются исправные голосами Колыванского завода священника Иоанна Иваницкого дети Федор и Яков, которых да благословит Барнаульское духовное правление отослать в Тобольск в певческую при дому архиерейскому школу» [11].

Активное воздействие на качество и уровень музыкального образования и просвещения оказывали указы святейшего правительствующего Синода. Это нашло свое отражение в расширении сферы распространения и обеспечения преемственности традиций православной певческой культуры в самых отдаленных регионах России. Так, например, в указах от 10 мая 1797 г. и от 31 октября 1798 г. предписывалось: «производили пение благопристойно без всякой вольницы, <...> что касается до концертов, то хотя оные таковым певчим и позволяется, но с тем, чтобы пение их производило <...> и выразительностью церковных стихов, при всем этом никаких выдуманных стихов в церковное пение не употреблять, а петь или приличный псалом или обыкновенный каноник»; «вновь возводимых по городам русских школах непременно обучены были церковному кругу и по нотному пению по всем напевам» [12]. Эффективному решению поставленных задач принадлежало комплектованию церковных и личных библиотек священнослужителей. В структуре книжных фондов достойное место занимали певческие книги. В 1793 г. в церквах Барнаульского заказа насчитывалось 190 нотно-певче-ских книг (октоихи, ирмологи, обиходы, азбуки) [13]. Репертуар фондов библиотек имел прикладное назначение, рассчитанное на выполнение церковных нужд. По этим книгам, обучающиеся приучались к традиционному, уставному пению. Так, «Сокращенный обиход» нотного пения 1778 г. издания, был приспособлен для самостоятельной подготовки к певческим навыкам. В качестве приложения к нему, отдельно издавалась «Азбука нотного пения» [14]. В списках книг кроме перечисленных упоминаются также «Книга Благородная молебного пения», «Правильник Ки-

евопечерский», требующие специфических знаний норм музыкального искусства: навыков ансамблевого пения, метра, ритма, гармонии [15].

Таким образом, религиозное музыкальное образование и просвещение явилось одним из главных трансляторов традиций православной певческой культуры. Церковь выполняла универсальные культурно-просветительные функции: комплектование библиотек, распространение знаний и грамоты в отдаленных приходах.

Светское музыкальное образование в Барнауле связано с открытием «музыкальных классов» при горнозаводской школе в 80-е гг. XVIII в., сыгравшие значительную роль в активизации музыкальной жизни города. К занятиям в «музыкальных классах» были привлечены дети военнослужащих. Обучение музыке начиналось в возрасте 8 - 9 лет. Программа включала вокальную и инструментальную музыку. Специализация обучающихся определялся необходимостью подготовкой музыкантов (барабан, флейта) для нужд Колывано-Воскресенского горного батальона, а остальные дети привлекались для пения на клиросе в храмах.

В апреле 1780 г. «смотритель над чертежной и школами» B.C. Чулков составил список обучающихся в горнозаводской школе с краткой припиской «кто чему обучается». Из 220 учеников «словесного» и «арифметического» классов 32 ученика в возрасте от 9 до 15 лет обучались музыке. Из них «пению» обучалось 12 человек, «музыке» 14 человек, «обучается в барабанах» 3 человек, «играть на флейте» 3 человек [16]. Общее количество обучавшихся за (1780 - 1797 гг.) составило более 80 человек. Дети обучались хоровому пению, игре на духовых и струнных инструментах имевшихся в батальоне.

В фондах краевого архива сформировалось несколько однотипных «Табелей», «Списков», «Росписей» и «Выписок» на имя начальников Колывано-Воскресенских заводов от командиров Горного батальона. В этих документах тщательно расписано о состоянии амуниции, сроках эксплуатации обмундирования, в том числе и о наличии музыкальных инструментов, год их приобретения, количестве музыкантов и т. д. Судя по обнаруженным документам, к середине 70-х гг. сложились предпосылки для создания оркестра. В найденных документах второй половины XVIII в. упоминается около 30 фамилии музыкантов - гобоистов, валторнистов, трубачей, фаготистов, барабанщиков, струнников. О количестве инструментов в батальоне периода правления Б.И. Меллера (1779 - 1785) мы можем судить по «Табели Колывано-Воскресенского батальона орудийных, мундирных и амуниционных вещах, сколько по штату и, что указом содержать велено и ныне при батальонах состоит <...> учиненный 29 января 1780 года» [17]. Среди них отмечены 16 духовых инструментов и 4 барабана, в том числе 5 гобоев, 2 фагота, 2 трубы, 2 валторны, 2 флейты. Также в документах 90-х гг. упоминается о наличии в батальоне «четыре скрыпицы и альт виола и на них играть можно» [18].

Отрывочные материалы сохранились об использовании инструментов и музыкантов батальона Б.И. Меллером в личных целях. Так, например, в своем рапорте в заводскую контору (1779), сержант А. Курдюмов отчитался о купленных в Санкт-Петербурге 6 духовых инструментов и за «оные отдано денег 30 рублей, и по приказанию областного правителя Бориса Ивановича Меллера, оставлены при нём». [19] В этом же деле также упоминается и о службе 11 военнослужащих, которые «находятся при доме Вашего превосходительства в музыкантах» и сверхкомплектные в «музыкантах» [20]. Приведенные факты можно рассматривать о содержании домашней «инструментальной капеллы» Б.И. Мел-лером за счёт казенных денег, которая могла привлекаться для проведения различных развлекательных мероприятий.

Оркестр могли приглашать и другие чиновники Горного округа. Так, например, в своих мемуарах В. Хвостов, будущий губернатор Томской губернии, а в то время капитан горного батальона, пишет: «Советник Соболев в 1782 г. устраивал музыкальные вечера, на котором присутствовали советник Борисов, прокурор Таптыков, обер-бергмейстер Делакроер, представители местного «лучшего общества» [21, с. 75].

Насколько позволяют судить найденные документы, оркестр был сформированы из музыкантов, состоявших на довольствии солдат батальона сверх штатного расписания. Окончательно в структуре батальона оркестр сформировался в 90-е гг. в период правления Г.С. Качки (1785 - 1798) и по официальным бумагам представлял команду «музыкальных наук». Выделение одного из подразделений батальона в особую группу позволяет нам утверждать о создании профессионального оркестра со всеми выте-

кающими отсюда последствиями. С одной стороны, это касается образовательного уровня музыкантов: знание нотной грамоты, умения и навыки владения инструментом. С другой стороны, функционирование любого оркестрового коллектива предполагает наличие квалифицированного капельмейстера. Инициативу решения проблемы взял на себя Г.С. Качка. По согласованию с членом кабинета Кабинета ЕИВ П.А. Соймоновым, один из первых выпускников «музыкальных классов», сын отставного солдата Степан Иванов, был отправлен в Санкт-Петербург для совершенствования мастерства в «инструментальной и вокальной музыке» [22].

По приезду из Санкт-Петербурга, в ноябре 1792 г. С. Иванов обратился с рапортом на имя капитана А.М. Аболтина, в котором он подробно описал состояние казенных инструментов и составил реестр на приобретение новых инструментов и нот «самых нужных для духовой инструментальной музыки, а именно концертов, симфониев, серенадов и маршей» [23].

Организация «музыкальных классов» потребовала приобретение учебно-методического материала. В фондах библиотеки Колывано-Воскресенских заводов зафиксированы несколько нотно-музыкальных изданий XVIII в. как дидактического, так и развлекательного характера. В числе книг по методике упоми-

Библиографический список

наются наиболее известные труды, опубликованные во второй половине XVIII в. - И. Кванц «Опыт наставления на поперечной флейте» изданного на немецком языке в 1752 г., «Методический опыт, каким образом можно выучить детей читать музыку столь же легко, как и обыкновенное письмо», переведенное на русский с французского языка в 1773 г. и «Клавикордная школа с примерами и изъяснениями» 1773 г. Г.С. Лелейна, которые могли быть использованы в качестве основных методических указаний при обучении детей [24].

Таким образом, рассмотренные материалы показывают, что развитие и становление музыкального образования и просвещения в Барнауле во второй половине XVIII века происходило при поддержке администрации Колывано-Воскресенского горного Округа, Барнаульского духовного правления. В относительно короткие сроки им удалось достичь заметных результатов. Успехи музыкального образования и просвещения были связаны с Барнаулом. Именно он определял как темпы, так и региональные особенности этого процесса, благодаря которому возникли и сложились основные компоненты и организационные формы образования, просвещения и обучения музыке, а «музыкальные классы» обрели определенное место в системе горнозаводского образования.

1. Роменская Т.А. Музыкальная культура Сибири от походов Ермака (1582 г.) до крестьянской реформы 1861 года. Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск: Новосибирская государственной консерватория им. М.И. Глинки, 1997; Т. 2. Кн. 1: 110 - 114.

2. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - начала XIX вв. Новосибирск: АН СССР Сибирское отделение. Институт истории, филологии и философии. 1974: 229 - 230.

3. Маняхина М.Р. Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII-начало XX вв.). Санкт-Петербург: АССПИН, 2003: 124, 128 - 129;

4. Нестерова С.В. Структурообразующие факторы региональной культуры юга Западной Сибири (XVIII - первая треть XX вв.). Алтайский государственный университет. Барнаул: Издательство аГу, 2004: 207.

5. Гришаев В.Ф. «Театральный дом» в Барнауле. Алтайский сборник. Барнаул, 1992; Выпуск 15: 29 - 34.

6. Юдалевич М.И. Барнаул (1730-1917): Историко-публицистический очерк о дореволюционной жизни Барнаула. Барнаул, 1992: 78 - 101.

7. Государственный архив Алтайского края. ГААК. Ф. 26. Д. 7. Л. 48.

8. ГААК. Ф. 26. Д. 804. Л. 103.

9. ГААК. Ф. 26. Д. 440. Л. 4 об.

10. ГААК. Ф. 26. Д. 1119. Л. 6; Д. 440. Л. 49; Д. 17. Л. 39.

11. ГААК. Ф. 26. Д. 440. Л. 21.

12. ГААК. Ф. 26. Д. 59. Л. 5.

13. ГААК. Ф. 26. Д. 1222. Л. 9 об.

14. Вольман Б.Л. Русские печатные нотыXVIII века. Ленинград: Музгиз, 1957: 22.

15. ГААК. Ф. 26. Д. 1222. Л. 15.

16. ГААК. Ф. 169. Оп. 1. Д. 14. Лл. 350 - 370.

17. ГААК. Ф. 169. Оп. 1. Д. 60. Лл. 7 об. - 7,23

18. ГААК. Ф. 169. Оп. 1. Д. 706. Лл. 93 - 93 об.

19. ГААК. Ф. 169. Оп. 1. Д. 13. Лл. 50 - 50 об.

20. ГААК. Ф. 169. Оп. 1. Д. 60. Лл. 17 об. - 18, 33 - 33 об.

21. Роменская Т.А. Музыкальная культура Сибири от походов Ермака (1582 г.) до крестьянской реформы 1861 года. Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск: Новосибирская государственной консерватория им. М.И. Глинки, 1997; Т. 2. Кн. 1: 75.

22. ГААК. Ф. 169. Оп. 1. Д. 616. Л. 279.

23. ГААК. Ф. 169. Оп. 1. Д. 706. Л. 94 об.

24. ГААК. Ф. 66. Оп. 1, Д. 2. Лл. 233 об.; Ф. 169. Оп .1. Д. 13, Лл. 223, 220. References

1. Romenskaya T.A. Muzykal'naya kul'tura Sibiri ot pohodov Ermaka (1582 g.) do krest'yanskoj reformy 1861 goda. Muzykal'naya kul'tura Sibiri:

V 3 t. Novosibirsk: Novosibirskaya gosudarstvennoj konservatoriya im. M.I. Glinki, 1997; T. 2. Kn. 1: 110 - 114.

2. Kopylov A.N. ОсЬюгй kul'turnoj zhizni Sibiri XVII - nachala XIX vv. Novosibirsk: AN SSSR. Sibirskoe otdelenie. Institut istorii, filologii i filosofii. 1974: 229 - 230.

3. Manyahina M.R. Russkaya pravoslavnaya cerkov' vkonfessional'nyhprocessah vistoriikul'tury Sibiri(XVII-nachalo XX vv.). Sankt-Peterburg: ASSPIN, 2003: 124, 128 - 129;

4. Nesterova S.V. Strukturoobrazuyuschie faktory regional'noj kul'tury yuga Zapadnoj Sibiri (XVIII - pervaya tret' XX vv.). Altajskij gosudarstvennyj universitet. Barnaul: Izdatel'stvo AGU, 2004: 207.

5. Grishaev V.F. «Teatral'nyj dom» v Barnaule. Altajskij sbornik. Barnaul, 1992; Vypusk 15: 29 - 34.

6. Yudalevich M.I. Barnaul (1730-1917): Istoriko-publicisticheskij ocherk o dorevolyucionnoj zhizni Barnaula. Barnaul, 1992: 78 - 101.

7. Gosudarstvennyj arhiv Altajskogo kraya. GAAK. F. 26. D. 7. L. 48.

8. GAAK. F. 26. D. 804. L. 103.

9. GAAK. F. 26. D. 440. L. 4 ob.

10. GAAK. F. 26. D. 1119. L. 6; D. 440. L. 49; D. 17. L. 39.

11. GAAK. F. 26. D. 440. L. 21.

12. GAAK. F. 26. D. 59. L. 5.

13. GAAK. F. 26. D. 1222. L. 9 ob.

14. Vol'man B.L. Russkie pechatnye noty XVIII veka. Leningrad: Muzgiz, 1957: 22.

15. GAAK. F. 26. D. 1222. L. 15.

16. GAAK. F. 169. Ор. 1. D. 14. Ll. 350 - 370.

17. GAAK. F. 169. Ор. 1. D. 60. Ll. 7 ob. - 7,23

18. GAAK. F. 169. Ор. 1. D. 706. Ll. 93 - 93 ob.

19. GAAK. F. 169. Ор. 1. D. 13. Ll. 50 - 50 ob.

20. GAAK. F. 169. Ор. 1. D. 60. Ll. 17ob.-18, 33 - 33 ob.

21. Romenskaya T.A. Muzykal'naya kul'tura Sibiri ot pohodov Ermaka (1582 g.) do krest'yanskoj reformy 1861 goda. Muzykal'naya kul'tura Sibiri:

V 3 t. Novosibirsk: Novosibirskaya gosudarstvennoj konservatoriya im. M.I. Glinki, 1997; T. 2. Kn. 1: 75.

22. GAAK. F. 169. Ор. 1. D. 616. L. 279.

23. GAAK. F. 169. Ор. 1. D. 706. L. 94 ob.

24. GAAK. F. 66. Ор. 1, D. 2. Ll. 233 ob.; F. 169. Ор .1. D. 13, Ll. 223, 220.

Статья поступила в редакцию 26.01.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.