Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ОБЗОР ТЕРМИНОВ'

ВОЕННАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ОБЗОР ТЕРМИНОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1486
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военная система / этап становления / этап развития / этап позднего периода. / military system / stage of formation / stage of development / stage of the late period.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Насирова, Саодат Абдуллаевна

Военная система современного КНР по структууре и системе управления является зеркальным отображением древней военной системы Китая. Феодальное общество в Китае, начиная от эпох Весны и Осени и Сражающихся царств, на протяжении эпох династий Цинь и Хань, Троецарствия, двух Цзинь, Южных и Северных династий, династий Суй и Тан, эпох Пяти династий и Десяти царств, династий Сун, Ляо, государств Цзинь и Си Ся, династий Юань, Мин и Цин прошло три этапа, между которыми были как множество общих черт, так и значительные различия. В соответствии с этим, военная система феодального общества также прошла этапы становления, развития и поздний период. Основным источником для данной статьи послужили материалы Энциклопедии 中国大百科书全书.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MILITARY SYSTEM OF ANCIENT CHINA: OVERVIEW OF TERMS

The military system of the modern PRC in terms of its structure and control system is a mirror image of the ancient military system of China. Feudal society in China, starting from the eras of Spring and Autumn and the Warring States, through the eras of the Qin and Han dynasties, the Three Kingdoms, the two Jin dynasties, the Southern and Northern dynasties, the Sui and Tang dynasties, the eras of the Five Dynasties and Ten Kingdoms, the Song and Liao dynasties, the states of Jin and Xi Xia, the Yuan, Ming and Qing dynasties passed through three stages, between which there were both many similarities and significant differences. In accordance with this, the military system of the feudal society also went through the stages of formation, development and the later period. The main source for this article based on the materials from the 中国 大 百科 书 全书 Encyclopedia of China.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ОБЗОР ТЕРМИНОВ»

ВОЕННАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ОБЗОР ТЕРМИНОВ THE MILITARY SYSTEM OF ANCIENT CHINA: OVERVIEW OF TERMS

d 10.24412/2181-1784-2021-1-139-146

Саодат Абдуллаевна НАСИРОВА

доктор филологических наук, доцент saodat888@mail.ru

Аннотация. Военная система современного КНР по структууре и системе управления является зеркальным отображением древней военной системы Китая. Феодальное общество в Китае, начиная от эпох Весны и Осени и Сражающихся царств, на протяжении эпох династий Цинь и Хань, Троецарствия, двух Цзинь, Южных и Северных династий, династий Суй и Тан, эпох Пяти династий и Десяти царств, династий Сун, Ляо, государств Цзинь и Си Ся, династий Юань, Мин и Цин прошло три этапа, между которыми были как множество общих черт, так и значительные различия. В соответствии с этим, военная система феодального общества также прошла этапы становления, развития и поздний период. Основным источником для данной статьи послужили материалы Энциклопедии ФШ^ШШФ'^Ф'.

Ключевые слова: военная система, этап становления, этап развития, этап позднего периода.

Annotation. The military system of the modern PRC in terms of its structure and control system is a mirror image of the ancient military system of China. Feudal society in China, starting from the eras of Spring and Autumn and the Warring States, through the eras of the Qin and Han dynasties, the Three Kingdoms, the two Jin dynasties, the Southern and Northern dynasties, the Sui and Tang dynasties, the eras of the Five Dynasties and Ten Kingdoms, the Song and Liao dynasties, the states of Jin and Xi Xia, the Yuan, Ming and Qing dynasties passed through three stages, between which there were both many similarities and significant differences. In accordance with this, the military system of the feudal society also went through the stages of formation, development and the later period. The main source for this article based on the materials from the ФШ ^ ШШ ^ Encyclopedia of China.

Key words: military system, stage offormation, stage of development, stage of the late period.

Этап становления. После того, как в 221 году до н.э. царство Цинь объединило шесть царств, в качестве необходимого элемента централизованного феодально-абсолютистского государства была создана централизованная система вооруженных сил, состоящая из находящейся в столице центральной армии и действующей на периферии внешней армии, взаимодействующих местных и пограничных войск, взаимосвязанных регулярной армии и местных вооружённых сил. Главнокомандующим вооружёнными силами был император, и полномочия центральных командиров были больше, чем у местных. Все династии феодального периода поддерживали и развивали эту систему.

Вооружённые силы династий Цинь и Хань можно разделить на три вида войск: Ф^^ центральную армию, Ш^^ местные войска и пограничные войска. Династия Хань сохраняла порядок династии Цинь. При ней столичные войска (Ф^^ центральная армия) включали в

себя Южную армию и Северную армию Ж^. Телохранители в покоях императора, стражники и караульные возглавлялись ЁЩФ ланчжуном (^Ш Ш гуанлюсюнем). ^Ш Вэйвэй и ФШ чжунвэй раздельно руководили дворцовой и внешней ночными стражами ^ЙЙ^ЬШ^, дозорами и столичным гарнизоном При императоре У-ди ^^ Северная армия

была увеличена до восьми полков При династии Восточная Хань она была снова реорганизована и сокращена до пяти батальонов Ц. Местные войска Ш^^ состояли из резервных войск ЫШ, кавалерии и «лодок -крепостей» ( ЖШ флота). Они возглавлялись наместником округа ^Ш (военным наместником) и его помощниками - военными руководителями уездов ^Ш. Проводились ежегодные учения по стрельбе из лука, скачкам на лошадях и боевому построению. Осенью проводились «большие манёвры В мирное время войска охраняли общественный

порядок. В военному время они выступали в поход, получив от императора приказ в виде бинфу.

При династиях Цинь и Хань основу формирования войска составлял набор по воинской повинности. Мужчины обычно регистрировались как

военнообязанные в возрасте 17 лет, набирались на военную службу в возрасте от 23 до 60 лет. Срок службы оставлял около двух лет. Если набора по воинской повинности было недостаточно, в армию также отправляли осуждённых преступников. После упразднения военных округов и местных войск при династии Восточная Хань основу армии стали составлять завербованные по найму солдаты, а солдаты, набранные по воинской повинности, служили вспомогательной силой. 1

Этап развития. Династии Вэй, Цзинь, Южные и Северные династии продолжали использовать военную систему династии Восточная Хань. Так как государства в этот период существовали в условиях раздробленности, то вооружённые силы были востребованы и бурно развивались. Новыми явлениями в военной системе были:

1. Институт военных губернаторов Ш № ^ . Для подавления сопротивления населения на местах мобилизации, поддержания весьма шаткой центральной власти, правители расширили полномочия местный властей - наместников округов, цензоров - инспекторов, присвоив им дополнительно воинское звание цзяньцзюнь (генерал). Цзяньцзюни, назначенные на пост военного наместника, возглавляли войска одного или нескольких округов, или же командовали центральными или внешними войсками и обладали широкими полномочиями в военной, административной и финансовой сферах. Они подавляли сопротивление населения на местах, но при этом создавали угрозу ослабления центральной власти и роста сепаратизма.

2. Система наследственной военной службы . В процессе формирования местных вооружённых сил, из набранных из местного населения личных войск крупных феодалов постепенно сформировались официальные войска . Между солдатами и их командирами сохранялись отношения феодальной зависимости. Количество профессиональных солдат увеличилось. Для сохранения постоянного источника солдат, власти приписывали семьи военнослужащих к армии. Они образовали сословие ^ Ш шицзя (военных семей). Члены этого сословия из поколения в поколение становились военными. Шицзя не только составляли постоянную основу для набора войск, но также являлись своего рода заложниками, с помощью которых правящий класс контролировал

вооружённые силы. Общественное положение военных при системе наследственной военной власти было низким, их подготовка была недостаточной, боеспособность - слабой.

3. Племенные военные системы приграничных народностей

Вместе с ослаблением центральной власти возросла военная сила некоторых приграничных народностей. Они стали наступать на богатые районы центральных равнин. В военном деле эти народности сохраняли свои особенности и при этом использовали китайскую военную систему, создав таким образом специфические племенные военные системы, такие как системы ^^ бинху и чжэньшубин ^^^ при династии Северная Вэй, система Ш^^фубин при династиях Западная Вэй и Северная Чжоу. Система Ш^ фубин была введена при династии Западная Вэй на шестнадцатом году правления под девизом ^Ш Датун (550 г.). Были назначены восемь ЙШ чжуго («столпов государства» -высшее почётное звание), двенадцать ^Ш^ дацзянцзюней («главных генералов») и двадцать четыре ^ШШ^ кайфу цзянцзюня (генерала -кайфу), командовавших 24 армиями. В начальный период Ш^ фубин -территориальные войска были саморегулирующимися, использовали собственное оружие и не имели регистрационных списков. Командующим, вне зависимости от их этнического происхождения, давались фамилии, свойственнее племенам сяньби (основавшим династию Западная Вэй). Военнослужащим также давалась фамилия их командира. Это придавало войскам фубин оттенок племенных вооружённых формирований.

Поздний период. Эпоха династий Юань, Мин, Цин была периодом позднефеодальной военной системы. Когда монголы, а потом маньчжуры захватывали центральные области Китая, их военные системы смешивались с китайской, что порождало новые особенности. В начальный период династии Юань общественная и военная организации были едины. Каждое монгольское племя состояло их сотен, тысяч или десятка тысяч семей. Монголы одновременно были воинами и скотоводами. Возвращаясь из военных походов, они становились пастухами. После завоевания династией Юань южного Китая были учреждены ШШ^ шумиюань (военный совет), региональные шумиюани и военное

министерство, что означало усиление центральной власти. Армия династии

Юань включала в себя монгольское войско, войска тамачи (состоящие из представителей разных центральноазиатских племён), северокитайских войск и «новых подчинённых войск» ( из бывших солдат армии династии Сун). Армия подразделялась на две группы - дворцовую гвардию и гарнизонные войска. Использовалась система военных домохозяйств и наследование воинских чинов. При династии Мин использовалась система военно-сельскохозяйственных поселений, которые были основой системы ЖЯ вэйсо - территориальных воинских частей. ЖЯ Вэйсо были организованы по всей территории страны и контролировали стратегически важные пункты. Существовали два вида войск - столичная армия и местные региональные войска. Были созданы пять региональных военных управлений, заведовавшие списками личного состава всех вэйсо страны, и военное министерство, руководившее военными экспедициями, гарнизонами и военным обучением. Во время войны войска выступали в поход, по окончании боевых действий они возвращались в свои вэйсо. Печати, дающие полномочия командующим, возвращались императору. Проводилась политика разделения полномочий по общему руководству армией, руководству перемещением войск и руководству во время боевых действий. Войска не служили личным интересам командующих, а командующие не могли использовать войска по своему усмотрению.

Династия Цин в начальный период своего правления использовала военные структуры ДШ^ «восьми знамён» и Щ^^«зелёных батальонов». «Восемь знамён» - это восемь формирований, имевших знамёна разных цветов в качестве опознавательных знаков, и выполнявших военную, политическую и производственную функции. Таким образом, маньчжурская армия была основана на принципе единства военного и гражданского населения. При императоре Тай-цзуне (Хунтайцзи) были дополнительно организованы по восемь монгольских и китайских «знамён». Всего стало 24 «знамени». После захвата маньчжурами Пекина войска восьми знамён отошли от производственной деятельности. Они были разделены на гвардейские восемь знамён (столичное войско) и гарнизонные восемь знамён. Войска непосредственно подчинялись государству, постоянно несли военную службу и не служили частным интересам командиров. Войска «зелёных батальонов» - это войска состоящие из китайцев, организованные по образцу вэйсо династии Мин. «Зелёные батальоны» были вооружёнными формированиями, состоящими из завербованных китайцев и

143

зачисленных на военную службу китайских землевладельцев. Их эмблемой было зелёное знамя, а батальоны были структурными единицами этого войска. Войска «восьми знамён» и войска «зелёных батальонов» получали довольствие. На ежегодной и ежемесячной основе им выдавались жалование серебром и продовольствие. При этом использовались приёмы, сходные с существовавшими при династии Юань, когда в войска, состоящие из немонголов, назначались специальные чиновники даругачи, которые контролировали войска и их командиров. При династии Цин, чтобы войска «восьми знамён» могли контролировать войска «зелёных батальонов», жалование, вооружение и экипировка войск «восьми знамён» были лучше, чем у войск «зелёных батальонов». Это было отражением политики национальной дискриминации в военной сфере.

После Опиумной войны 1840 года началось крушение феодальной военной системы. Войска «восьми знамён» и войска «зелёных батальонов» династии Цин были заменены Щ Ц «батальонами храбрецов» (войска, созданные для подавления восстания тайпинов) и Ш^ новой армией. Появление новых армии и флота означало переход от древнекитайской военной системы к новой военной системе.

Заключение. Основой феодальной военной системы было сочетание института военной власти с системой политической власти абсолютной монархии. Это выражалось в том, что:

1. Император являлся верховным главнокомандующим. Как правило, он лично руководил формированием войск, их перемещением, назначением командиров и командованием армией.

2. Полномочия по общему руководству армией, руководству перемещением войск и руководству во время боевых действий были разделены, что облегчало контроль над армией по принципу: разделяй и властвуй.

3. Родственники императора, его ближайшие приближённые сановники контролировали армию, надзирали за военными командирами и руководили войсками.

4. Поддерживались отборные гвардейские войска, составлявшие костяк центральной армии, охранявшей императорскую власть и действовавшей по принципу: «размещаться в центре и при необходимости выступать вовне».

5. Осуществлялась связь центра и периферии. Военная и гражданская системы управления сочетались для ограничения и контроля военной власти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Abbasi, S., & Mirzakhmedova, K. (2021). THE CULTURAL COMMONALITIES OF IRAN AND UZBEKISTAN (From the perspective of the Persian language and literature history). Journal of Central Asian Social Studies, 2(01), 1-8.

2. Abdullaevna, N. S. (2020). Lexical-semantic and cognitive specifics of political discourse (based on si jinping's speeches). ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(5), 1086-1092.

3. Abdullayevna, H. S. (2020). Peculiarities of the formation of animated nonsignificant using suffixing in the modern chinese language. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(5), 1504-1511.

4. Hashimova, S. A., & Nasirova, S. A. (2021). FEATURES OF FORMING OF ANIMATED NOUNS WITH THE AFFIXES IN MODERN CHINESE LANGUAGE. Journal of Central Asian Social Studies, 2(04), 1-10

5. Khalmurzaeva, N. T. (2020). Peculiarities of intercultural understanding in Uzbek and japanese verbal communication. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(11), 1473-1481.

6. Khalmurzaeva, N. T., Omonov, Q. S., Rikhsieva, G. S., & Mirzakhmedova, K. V. (2021). SPECIFICITY OF THE ACTION OF SILENCE IN JAPANESE COMMUNICATION CULTURE. CURRENT RESEARCH JOURNAL OF PHILOLOGICAL SCIENCES (2767-3758), 2(08), 50-55.

7. Рихсиева, Г. Ш. (2014). ОЛИЙ ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИ РЕЙТИНГИ-СИФАТ ВА ТАРА^КИЁТ ОМИЛИ. Oliy ta'lim taraqqiyoti istiqbollari= Perspectives of higher education development= Перспективы развития высшего образования: To plam № 2/ma'sul muharrir MA Rahmatullayev.-Издателъство: Vita Color Т.: 2014.-161 b., 29.

8. Mirzaxmedova, H. (2020). TERMS MADE FROM THE ORIGINAL IRANIAN VOCABULARY IN PERSIAN. Philology Matters, 2020(1), 137-145.

9. Nasirova, S. A. (2020). CONCEPTS OF ФШ &Ш" CHINESE DREAM" AND Ш ^ Ш £ Щ " COMMUNITY OF THE ONE FATE OF HUMANITY"-A LINGUISTIC AREA. Journal of Central Asian Social Studies, 1(01), 05-14.

145

10. Nasirova, S. A., Hashimova, S. A., & Rikhsieva, G. S. (2021). THE INFLUENCE OF THE POLITICAL SYSTEM OF CHINA ON THE FORMATION OF SOCIAL AND POLITICAL TERMINOLOGY. Journal of Central Asian Social Studies, 2(04), 10-17.

11. Mirzakhmedova, K. V. (2021). Comparative Analysis of General Words-Terms In Persian and Uzbek Languages. Psychology and Education Journal, 58(1), 10501056.

12. Omonov, Q. S. (2019). THE WAYS OF OFFICIALISATION OF THE DOCUMENTS AND THE PROBLEM OF LEGITIMIZATION OF THE TEXT. Научные вести, (7), 43-51.

13. Омонов, К. Ш. (2019). Stereotype phrases and their place in providing formality to the text. Молодой ученый, (28), 259-261

14. Mirzakhmedova, H. V., Omonov, K. S., & Khalmurzaeva, N. T. (2021). METHODS OF IMPROVING LANGUAGE SKILLS USING MEDIA SOFTWARE. Journal of Central Asian Social Studies, 2(03), 47-55.

15. Халмурзаева, Н. Т. (2020). ТИПОЛОГИЯ ЯПОНСКОГО КОММУНИКАТИВНО-ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА. Вестник науки и образования, (14-2 (92)).

16. Хашимова, С. (2019). On some features of teaching foreign language for students of non-philological areas at the initial stage. Евразийское Научное Объединение, (1-6), 334-338.

17. - 540-543 Жо

18. Khasanova, G. K. (2019). Comparative analysis of vocational education systems of Uzbekistan and Japan. Central Asian Problems of Modern Science and Education, 4(2), 771-781.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.