Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ В РАЗРЕЗЕ ПРОШЛЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ'

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ В РАЗРЕЗЕ ПРОШЛЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
248
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крашенинина Светлана Владимировна

Статья посвящена изучению проблемы военной психологии. Выявлены этапы становления военной психологии в России, названы психологии, внесшие вклад в развитие науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY PSYCHOLOGY IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF PAST AND CONTEMPORARY THEORIES

The article studies the problems of military psychology. Identified stages of development of military psychology in Russia, called psychology, contributed to the development of science.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ В РАЗРЕЗЕ ПРОШЛЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ»

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # IV (9), 2015 / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

137

electronic resource] // Medical psychology in Russia: electronic scientific journal. - 2013. - No. 3 (20). - URL: http://medpsy.ru (date of the address: 06.02.2015).

2. Safronov, A.I. Social and pedagogical prevention of oppression of minors: Abstract of thesis of dissertation... candidate of Pedagogical Sciences [Text] / A.I.Saf-ronov. - M, 2008.

3. Klayberg, Yu.A. Fundamentals of psychology of deviant behavior: Monograph [Text] / Yu.A.Klayberg. - SPb, 2014.

4. Klayberg, Yu.A. Koping-strategy of parents of teenage offenders: Monograph [Text] / Yu.A.Klayberg, E.A.Or-lova, Yu.L.Orlova; under the editorship of Yu.A.Klayberg's. - Tula, 2014.

5. Klayberg, Yu.A. Juvenile deviantology and space of leisure: interrelation of potentials [Text]: materials VIII of Russian with international participation research and practice conference. Dec. 5, 2014. - Krasnodar, 2014. -P.116-120.

6. Korableva, N. V. Oppression as the social and psychological phenomenon in groups of girls of the advanced teenage age: Abstract of thesis of dissertation ... candidate of psychological sciences [Text] / N.V.Kora-bleva. - Kazan, 2008.

7. Martsinkovskaya, T.D. Phenomenology and formation mechanisms of subculture: psychological approach [Text] // Bulletin of the Moscow State Regional University. Psychological Sciences series. - M.: MSRU, 2013. -No. 4. - P. 5-14.

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ В РАЗРЕЗЕ ПРОШЛЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИИ

Крашенинина Светлана Владимировна

кандидат псих. наук, психолог в/ч 44444, г. Балашиха

MILITARY PSYCHOLOGY IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF PAST AND CONTEMPORARY THEORIES. Krasheninina Svetlana Vladimirovna, Ph. D., psychologist in/h 44444, Balashikha АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению проблемы военной психологии. Выявлены этапы становления военной психологии в России, названы психологии, внесшие вклад в развитие науки. ABSTRACT

The article studies the problems of military psychology. Identified stages of development of military psychology in Russia, called psychology, contributed to the development of science. Ключевые слова: военная психология. Keywords: military psychology.

История развития военной психологии как отрасли психологической науки широко обсуждаемый вопрос в современном мире (Н.Д. Бутовский, М.И. Драгомиров, Г.А. Давыдов, С.В. Кудрявцев и другие). Военная психология развивалась и развивается с учетом особенностей военной деятельности, которая имеет экстремальный характер. В дискуссиях о развитии военной психологии были выявлены те же тенденции становления, что и общей психологии в нашей стране.

Анализ литературы показал, что военная психология в России прошла два этапа развития: эмпирический (IX - начало XIX века) и научный (середина XIX - начало XX века). Внутри этих этапов ученые выделяют периоды.

I. На раннем эмпирическом этапе предметом исследований служит внешняя, чувственно воспринимаемая форма явлений, само явление рассматривается как целостное и неделимое. На этом этапе выделяют несколько периодов эмпирических представлений. О них можно судить по произведениям устного народного творчества.

1. Облик былинного героя - воина богатырской дружины, его качества, побудительные мотивы, воинское мастерство, особенности ратного труда составляют начало развития военно-психологической мысли.

2. Обобщение психологических представлений происходит в связи с ростом потребности в них, обусловленном развитии одного дела. В древнерусской литературе 9 - 13 веков все произведения посвящены героическим событиям. К числу произведений, где происходит распространение психологических представлений на область дела, можно отнести «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве».

3. В последующем, с созданием регулярной армии в России потребность в психологических обобщениях приобретает практический характер. Поэтому военно-психологическая мысль начинает развиваться как система обобщений, непосредственно вплетаясь в практику обучения, руководства и боевой деятельности войск. Это были военно-психологические идеи передовых полководцев (Петра I, А.В. Суворов, П.С. Нахимов)

4. Период начала середины 19 века, связанный с большим боевым опытом русской армии на южных рубежах страны, в Средней Азии, отражением агрессии на Камчатке, Архангельске. Этот опыт позволил нашим передовым военным теоретикам и практикам говорить о разработке военно-психологических систем (Л.Н. Толстой, Н.Д. Бутовский, М.И. Драгомиров и другие).

138

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # IV (9), 2015/ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

II научный этап, в развитии военно-психологической науки в России характеризуется переходом к исследованию сущности психических явлений, как материальной основы и механизма. На этом этапе военная психология и формируется как самостоятельная отрасль психологической науки, имеющая свою систему и структуру психологических знаний, свой предмет, методы и задачи. [5]

Нельзя обойти вниманием основные направления военно-психологических исследований в России, которые проводились после 1917 года: психология боя; психология обучения и воспитания воинов; психология воинской дисциплины; психология военного управления; психология малых военных групп и коллективов; морально-политическая и психологическая подготовка личного состава; психологическая служба в полку; военная психодиагностика и психологический отбор; психология взаимоотношений и общения военнослужащих; инженерно-психологический анализ систем «человек-машина»; национальная психология; психология боеготовности.

Все исследования были направленны на выявление дисциплины, политического воспитания, отбора и поведения в условиях боевой обстановки, психологической подготовки, большое внимание уделялось военно-социальной психологии, тактике боя. В годы войны 19411945 важнейшими направлениями психологических исследований были: как помочь командирам успешно побуждать подчиненных к смелым и отважным боевым действиям, преодолевать неуверенность, страх, укреплять дисциплину, боевой дух, воспитывать мужество, презрение к смерти; с первых дней войны актуальными стали вопросы маскировки, разведки, ночного зрения, выработки глазомерной оценки расстояний, ускоренного обучения военных специалистов, восстановления психических функций, утраченных после ранения. Эти и другие задачи решались в основном гражданскими психологами.

По всем этим направлениям психологами были получены полезные научные и практические результаты. Однако, большинству исследователей не удалось конкретно учесть зависимость психических явлений от реальных боевых ситуаций, индивидуальных особенностей военнослужащих, их психических состояний в обстановке войны. Поэтому в 1946 году начинают создаваться кафедры, лаборатории и исследовательские группы: кафедра психологии в Хлебниковском военно-педагогическом институте, кафедра военной педагогики и психологии в Ленинградском Высшем Военно-педагогическом институте, военно-психологические исследования, проводимые в Институте военной истории Министерства обороны, Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных сил, кафедра психиатрии Российской Военно-медицинской академии в Санкт - Петербурге и кафедра военной и экстремальной медицины Северного государственного медицинского университета в Архангельске.

Таким образом, социальные детерминанты становления военной психологии как науки проявились в появлении новых видов вооружения и техники, изменении состава и комплектования армии, новой организации, совершенствовании способов ведения войны и боевого

применения, усложнении факторов боя, воздействующих на психику ее участников.

С 27 ноября 2012 года, благодаря идеи М.И. Дьяченко, главным управлением по работе с личным составом Вооруженных Сил РФ совместно с центральными органами военного управления осуществляется деятельность по формированию многоуровневой структуры психологической работы в Вооруженных Силах России.

С 1 июля 2013 г. созданы центры психологической работы военных округов и флотов, группы психологической работы соединений и воинских частей. С 1 сентября 2013 г. сформированы Центр психологической работы Вооруженных Сил и группы психологической работы военных образовательных учреждений.

Таким образом, отечественная военная психология продолжает решать проблемы, возникающие под влиянием потребностей войсковой практики, внося все более ощутимый вклад в повышение боеспособности Вооруженных сил. В процессе целенаправленных исследований военными психологами и военными врачами-психофизиологами выявляются факты, которые оказываются значимыми не только для военной психологии и военной медицины, но и для других отраслей современной науки и практики.

В настоящее время военная психология необходима на всех участках военного строительства, она может значительно повысить боевой потенциал ВС России. Для этого необходимо усилить ее самостоятельность, близость к военной практике, считать ее не только отраслью психологической науки, но и отраслью военной науки, преодолеть идеологизацию многих понятий и категорий, по-новому определить свои теоретико-методологические принципы.

Литература

1. Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко; Под ред. А. В. Барабанщикова.— М.: Воениздат, 1986.

2. Военная психология: Учебник для высш.военно-по-литических училищ / Под ред.В.В.Шеляга.— М.: Воениздат, 1972.

3. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Авт. кол. А. Я. Анцупов, В. Н. Бондаренко,В. И. Буянов и др.; Под общ. ред. В. Ф. Кулакова; М-во обороны РФ, Гл. упр. воспитат. работы Вооруж. Сил РФ.— М.: Совершенство, 1998.

4. Военная психология /Р.А. Абдурахманов. - М.: Военный университет, 1996.

5. Караяни А. Г. Прикладная военная психология: учебно-методическое пособие: [учебное пособие для курсантов и слуш. высш. воен.-учеб. заведений] / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников.— СПб. [и др.]: Питер, 2006.

6. Психология и педагогика. Военная психология /Под редакцией А. Г. Маклакова. - СПб.:Питер, 2004.

7. Современная военная психология: Хрестоматия / А. Е. Тарас.— Минск: Харвест, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.