Научная статья на тему 'Военная метафора в рекламном тексте с позиции православия'

Военная метафора в рекламном тексте с позиции православия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военная метафора в рекламном тексте с позиции православия»

относится к ним как к норме.

В настоящее время основные функции по управлению лесами осуществляют субъекты РФ, получая на эти цели субвенции из федерального бюджета. Новый Лесной кодекс во многом разрушил централизованную систему управления лесами. Это привело к ослаблению контроля над лесами, максимально упростило доступ частников к этому природному ресурсу [4].

В подобной ситуации следовало бы четко регламентировать обязательность неукоснительного соблюдения всех экологических норм, а также продумать механизм контроля и ответственность за нарушение правил пользования лесом. Но пока это проблематично, так как в последние годы была практически разрушена система охраны лесов - исчезли лесхозы, в Лесном кодексе отсутствует упоминание о лесной охране, существовавшей в России более 200 лет.

Безусловно, на местах следует усиливать профилактику природных пожаров. Важнейшее значение должно уделяться правовой пропаганде и разъяснительной работе среди населения об опасности проведения палов сухой растительности и ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, прежде всего - в лесах и на земельных участках, непосредственно к ним примыкающих. Лишь с решением изложенных выше проблем можно будет рассчитывать на наведение порядка в лесу. Кроме того, на должном уровне он может быть поддержан на ответственности собственников и государственном контроле.

Список использованной литературы

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24.05.1996 № 63-Ф3. (ред. от 13.07.2015 г.).

4. Бородуля Е.В. Природные пожары: некоторые аспекты ответственности за их причинение и отдельные вопросы профилактики //Российский следователь. 2012. - № 13.

ВОЕННАЯ МЕТАФОРА В РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ

Т.В. Ильина, доцент, к.филол.н., Н.В. Коратаева, магистрант, Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Русская национальная культура - это, прежде всего, культура, имеющая в своей основе неразрывную связь с верой. Православие привнесло в жизнь

человека незыблемые духовные ценности. На протяжении всей истории русской земли с момента Крещения Руси Православная Церковь была опорой и спасением для народа.

Сегодня вера так же важна для людей, как и сотни лет назад. Конечно, многое в жизни страны меняется, но православные мотивы можно увидеть и в реалиях современности. Так, телевидение в настоящие дни является неотъемлемой частью нашей жизни, но это отнюдь не значит, что с экранов телевизоров мы черпаем только негативную информацию. Напротив, даже в самых примитивных роликах, в том числе и рекламных, можно заметить православные мотивы.

Нельзя отрицать, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием. Однако защита Отечества, жертвование собой ради спасения своих близких, всего народа - одно из высших служений христианства. Долг воина видится как исполнение заповеди Христовой: «Нет любви выше той, как если кто душу свою положит за други своя.» В художественной литературе можно найти немалое количество примеров героического служения Родине. Если вспомнить о массовой культуре -телевидении, то и там военная тематика играет большую роль. Даже рекламодатели подчас используют военную лексику для привлечения внимания телезрителей. Военная метафора в таком случае как нельзя лучше помогает в создании образа «защитника» и «врага» по отношению к потенциальному покупателю.

Считается, что реклама - это зеркало жизни. Не случайно американский социолог Дэниэл Бурстин говорил: «Покажите мне рекламу той или иной страны, и я расскажу вам все об этой стране» [1]. Исследование показало, что в современной рекламе лидирующие позиции занимает именно военная метафора.

При дифференциации разновидностей метафор, содержащих лексические средства военной тематики, за основу была принята классификация А.И. Казанцева [1]. Данная классификация содержит следующие типы:

1. «Война и враги»

Прагматический смысл, создаваемый метафорами данного типа, основывается на распространенном мотиве страха, который оказывает влияние на желание получателей выявить то, с кем или с чем ему придется бороться.

«Давно известно, что соленая вода и жара - главные враги волос» («Cosmopolitan», сентябрь 2002); «Шампунь от выпадения волос - сила природы на страже красоты Ваших волос»; «Незримый враг, способный принести не только мелкие неудобства, но и вызвать тяжелые болезни, - это обычная пыль» («Выбирай» № 19, 2002).

2. «Организация военной службы»

Каждому из нас хорошо известны наименования воинских подразделений и структур, что дает возможность рекламодателю пользоваться военной терминологией в языке рекламы для построения более ярких, необычных образов: так, большое скопление людей метафорически обозначается как

армия, а ведущее предприятие - как флагман. Во многих случаях слова несут коннотативную, в большинстве своем, положительную, оценку.

В данном случае использование метафорических образов воинов вызывает у получателя чувство надежности и гарантий, так как решением его проблем будут заниматься испытанные бойцы:

«Сегодня ER (Energy Release) - это испытанный боец, заслуженно снискавший среди автолюбителей славу «победителя трения»»; «Как только солнце пройдет половину небесного круга, рыцарей «Делового братства» ждет благословенный обед по достойным ценам. Кафе «Дон Кихот»» («Выбирай», № 15, 1-15 августа 2003); «Японский Генерал у вас на службе. Кондиционеры GENERAL Fujitsu, Japan» («Ва-банкъ», № 39, 2004).

3. «Военные действия и вооружение»

Стоит отметить, что в рекламных текстах наибольшей популярностью пользуются метафоры именно этой группы. Метафоры этой группы способны обозначать едва ли не всякие политические действия, особенно производимые интенсивно, целеустремленно, решительно. В подобных случаях могут использоваться концепты сражение, бой, битва, баталия, массированный огонь и др. (Чудинов, 1991-2000,108). Рекламные тексты очень часто напоминают сводки с поля боя, где более сильный, опытный противник завоевывает рынок, захватывает и удерживает ключевые позиции, а более слабый, несмотря на предпринятую круговую оборону, эти позиции уступает, сдает.

«Макаронные изделия под торговой маркой «Байсад» стремительно и неудержимо стали завоевывать предпочтение потребителей» («Ва-банкъ», № 51, август 2003 г.); «Что касается политики фирмы «Эрвин», то она отличается от действий своего национального друга - соперника только узкой направленностью, выразившейся в захвате ключевых позиций на двух важнейших участках рынка»; «Они наступают, кариозные монстры!» (Orbit для детей).

4. «Место военных действий»

Не менее выразительны и места, в которых и разворачиваются «рекламные бои». Именно общеупотребительное использование милитарной лексики делает метафоры этой группы понятными и естественными. Например:

«Последние новости на этих фронтах - планы салонов Adidas и Reebok, руководство которых решило опять поиграть в монобрэндовые игры» («Покупай лучшее», № 12, 2002); «Кому, как не человеку с фотоаппаратом, который ежедневно находится на передовой городской жизни, запечатлеть ее соблазнительные мгновения» («Выбирай», № 15, 1-15 августа 2003 года); «В Аджигардаке, которому и в этом сезоне посчастливится стать полигоном очередного фестиваля зимнего экстрима, заканчивается реконструкция основного подъемника» («Выбирай», № 19, 2002).

5. «Воинские символы и атрибуты»

При характеристике рекламируемых товаров и услуг достаточно часто метафорически используются слова, которые обозначают воинские символы и атрибуты: марширующие шеренги, мундиры, регалии и др. Например:

«Чтобы сокрушить боль, нанесите ответный удар! «Солпадеин» - мощное оружие, бьющее точно в цель!».

6. «Начало войны»

Для обозначения начала серьезной конкурентной борьбы используются различные военные термины, такие как: интервенция, экспансия, вторжение. Местные торговые сети живут в постоянном страхе оккупации, нападения конкурентов:

«Таким образом, первая попытка торговых операторов всероссийского размаха совершить масштабную интервенцию на челябинский рынок захлебнулась. Но, по всем признакам, местному бизнесу расслабляться нельзя, попытки экспансии будут продолжены. Москва давно уже живет в нервном ожидании вторжения на столичный рынок крупных иностранных сетей» («Покупай лучшее», № 12, 2002).

В результате анализа лексики, формирующей «военную метафору», выделены следующие основные группы, перечисляемые на основе их количественного соотношения: «Военные действия и вооружение» (33), «Война и враги» (8), «Начало войны» (8), «Организация военной службы» (3), «Место военных действий» (3), «Воинские символы и атрибуты» (3).

Обнаружен ряд метафор: болезнь - это враг; лечение - это борьба с врагом; лекарство - это оружие.

Так сложилась российская история, что на судьбу едва ли не каждого поколения приходилась война. Богатый военный опыт традиционно находил свое отражение и в национальной ментальности [2]. Постоянное использование военной метафоры, вероятнее всего, отражает культурно-национальные особенности народа, выражающиеся в том, что военная служба и военная символика традиционно очень значимы для России.

Список использованной литературы

1. Казанцев А.И. Милитарная метафора в современном рекламном тексте // Вестник Челябинского государственного университета (Филология, искусствоведение, Вып. 18), 2008. - С. 58-63.

2. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000): монография / А.П. Чудинов/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. - 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.